Киево-Печерского Патерика



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Святые Древней Руси, Глава 3 читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... общего числа киевских святых около тридцати получили подробные или краткие житийные повествования в так называемом Киево-Печерском патерике. Патериками в древней христианской письменности называются сводные жизнеописания подвижников-аскетов определенной местности: Египта, Сирии, Палестины. Эти восточные патерики были известны в переводах на Руси с первых времен русского христианства и оказали очень сильное влияние на воспитание нашего монашества в духовной жизни. Не без влияния этих восточных образцов сложился и наш патерик, ограниченный кругом подвижников одного древнейшего нашего монастыря. Только Киево-Печерской обители на Руси суждено было создать патерик, получивший общерусское значение. (Волоколамский и Соловецкий патерики имеют местное значение.) Печерский патерик имеет свою длинную и сложную историю. Вошедшие в состав его произведения относятся к XI-XIII векам, но, начиная с древнейших известных нам рукописей (XV век) , он не перестает изменяться в своем составе и форме. Современные печатные издания очень далеко ушли от древних киевских подлинников. Патерик стал, бесспорно, легче для чтения, но разросся от позднейших компиляций и утратил (отчасти по вине синодальной ... текст полностью ...
ЗАТВОРНИЧЕСТВО • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Содержание Суть подвига З. Правила и условия вступления в затвор История З. в Русской Церкви З. в Западной Церкви [затвор; греч. ἐγκλεισμός, от ἐγκλείω - закрывать, запирать, затворять], особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ( στενοχωρία, лат. clausa, recluserium ) . В явлении З. прослеживаются 2 центральные темы: умирание для мира, когда келья затворника переживается как могила, и добровольное заключение, подобное тюремному, с целью покаяния. 1-я отчетливо представлена в традициях и вост., и зап. монашества, 2-я более характерна для западного ( см., напр. : Grimlaicus presbyter. ) Regula solitariorum. 14 PL. 103. Col. 592 (. Уподобление З. пребыванию в тюрьме отразилось в совр. словоупотреблении: так., франц. recluse означает и монашеский затвор, и тюремное заключение, англ. cell - и келью затворника, и тюремную камеру.) Определение места З. в аскетике связано с трудностями как содержательного, так и терминологического характера. Терминологически З. часто приближается к отшельничеству (анахоретству) ; ἔγκλειστος не только человек, подвизающийся в затворе, но иногда пустынник, отшельник ( ... текст полностью ...
ЗАТВОРНИЧЕСТВОИскать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 19, С. 661-666 опубликовано: 3 декабря 2013г. Содержание Суть подвига З. Правила и условия вступления в затвор История З. в Русской Церкви З. в Западной Церкви ЗАТВОРНИЧЕСТВО [затвор; греч. ἐγκλεισμός, от ἐγκλείω - закрывать, запирать, затворять], особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ( στενοχωρία, лат. clausa, recluserium ) . В явлении З. прослеживаются 2 центральные темы: умирание для мира, когда келья затворника переживается как могила, и добровольное заключение, подобное тюремному, с целью покаяния. 1-я отчетливо представлена в традициях и вост., и зап. монашества, 2-я более характерна для западного ( см., напр. : Grimlaicus presbyter. ) Regula solitariorum. 14 PL. 103. Col. 592 (. Уподобление З. пребыванию в тюрьме отразилось в совр. словоупотреблении: так., франц. recluse означает и монашеский затвор, и тюремное заключение, англ. cell - и келью затворника, и тюремную камеру.) Определение места З. в аскетике связано с трудностями как содержательного, так и терминологического характера. Терминологически З. часто приближается к отшельничеству (анахоретству) ; ἔγκλειστος не только ... текст полностью ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... лавра Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми) . Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми) . С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского. На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, ... текст полностью ...
ДОСИФЕЯ КИТАЕВСКАЯ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... (Тяпкина) , Китаевская, Киевская ( 1721 - 1777 ) , монахиня, подвизавшаяся в мужском образе, затворница, преподобная Память 25 сентября, в Соборах Киевских и Рязанских святых Биографические сведения о прп. Досифее крайне скудны и противоречивы. Согласно одной версии Жития, по происхождению прп. Досифея была девицей, но подвизалась в мужском образе, вынужденно скрывая свое настоящее имя. Однако в церковной традиции существовала и другая версия Жития, согласно которой это был мужчина, беглый крестьянин. В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания " прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха " [1]. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания имя " преподобной Досифеи (Тяпкиной) , Киевской затворницы " [2]. В миру Дария Тяпкина, родилась в 1721 году в богатой и знатной семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет она жила в келье своей бабушки, насельницы московского Вознесенского монастыря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла ... текст полностью ...
АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия. 1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых [7]. Молитвословия Тропарь, глас 4 Прп. Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры. От мирска? го мяте? жа изше? д, отверже? нием же ми? ра евангельски Христу? после? довал еси? и, равноа? нгельное житие? пожи? в, в ти? хое приста? нище Святы? я Горы? Афо? на дости? гл еси?, отону? дуже благослове? нием отце? в в го? ру Ки? ева прише? д и та? мо трудолю? бно жи? знь соверши? в, оте? чество твое? просвети? л еси? и, мно? жеству мона? шествующих стезю?, веду? щую к Небе? сному Ца? рствию, показа? ... текст полностью ...
Киево-Печерская Лавра и ее святые - Православный ...Искать в Источникеfoma.ru
... Лавра и ее святые Семейное чтение В самом центре Киева находится большой монастырь — Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак. Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. — Ред.) киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой. Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси… Святые викинги ... текст полностью ...
Киево-Печерский патерик: У истоков русского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в Средней Руси. Две иконы Успения Богоматери были написаны в XIX веке в мастерской Киево-Печерской лавры и предназначались для паломников. Одна из них – с мощевиком, в котором ранее находились мощи печерских святых. Икона, написанная Кириллом Улановым в 1724 году, изображает Богоматерь в окружении святых, жития которых находятся в Киево-Печерском патерике. На надвратной иконостасной сени (конец XVII – начало XVIII в.) изображена Донская икона Богоматери, которой предстоят преподобные Антоний Великий и Антоний Печерский. Также на этой иконе представлены некоторые сюжеты Киево-Печерского патерика и вид большого собора московского Донского монастыря. Киево-Печерские святые изображались на иконах Богоматери «Всех скорбящих Радость», «Достойно есть», Ченстоховская (XVII–XVIII вв.) , а также среди избранных святых на иконах «Спас Недреманное око» и «Шестоднев» (XVI и XIX вв.) . Икона Богоматери с предстоящими прпп. Зосимой и Савватием Соловецкими Сама иконография Печерской Богоматери со временем переносится на русскую почву. На выставке представлена замечательная икона северных писем с изображением тронной Богоматери, по сторонам которой стоят преподобные ... текст полностью ...
Актуально | Подворье Патриарха Московского и всея ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... святого благоверного князя Юрия Всеволодовича ( + 1238; память 4 февраля ) . Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор ( + 1233; память 5 июня ) , преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский ( + 1226; память 10 мая ) , один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского ( + 1246; память 20 сентября ) , и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 ... текст полностью ...
Святой Владимир Мономах: великий князь, ...Искать в Источникеchurch.ua
... гибели, в его княжение состоялось необыкновенно торжественное перенесение чудотворных мощей страстотерпцев в новый храм в Вышгороде, «ибо, – как сказано летописцем, – построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их». Владимир-Василий Мономах предал душу Богу 19 мая 1125 года «на Альте у любезной ему церкви, которую великим иждивением и трудом построил и богато украсил». Погребен он был в Софии Киевской, рядом с дедом – Ярославом Мудрым и братом Ростиславом. Момент церковной канонизации святого князя Владимира Мономаха историки не могут однозначно определить. Однако уже со времен Киево-Печерского Патерика он именуется благоверным, как обычно Церковь именует святых князей. Канонизация Владимира – в крещении Василия – Мономаха подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших. В свою очередь, Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании 10 февраля 2011 года (журнал № 1) утвердил список Собора Киевских святых, внеся в него имя святого благоверного князя Владимира Мономаха (+ 1125) ». Празднование Собора Киевских совершается 15 28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерского Патерика
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"