Киево-Печерского Патерика



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Святые Древней Руси, Глава 3 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... общего числа киевских святых около тридцати получили подробные или краткие житийные повествования в так называемом Киево-Печерском патерике. Патериками в древней христианской письменности называются сводные жизнеописания подвижников-аскетов определенной местности: Египта, Сирии, Палестины. Эти восточные патерики были известны в переводах на Руси с первых времен русского христианства и оказали очень сильное влияние на воспитание нашего монашества в духовной жизни. Не без влияния этих восточных образцов сложился и наш патерик, ограниченный кругом подвижников одного древнейшего нашего монастыря. Только Киево-Печерской обители на Руси суждено было создать патерик, получивший общерусское значение. (Волоколамский и Соловецкий патерики имеют местное значение.) Печерский патерик имеет свою длинную и сложную историю. Вошедшие в состав его произведения относятся к XI-XIII векам, но, начиная с древнейших известных нам рукописей (XV век) , он не перестает изменяться в своем составе и форме. Современные печатные издания очень далеко ушли от древних киевских подлинников. Патерик стал, бесспорно, легче для чтения, но разросся от позднейших компиляций и утратил (отчасти по вине синодальной ... далее ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... лавра Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми) . Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми) . С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского. На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, ... далее ...
Иноков русских первоначальниче. Преподобный ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... что юноша Антипа, родом из города Любеча ( ныне: в Черниговской обл. ) , отправился на Афон (Греция) , где принял ангельский образ (великую схиму) с именем Антония в одной из афонских обителей. Вероятнее всего, этим новым домом русского инока стал монастырь Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель ( по-греч. — идиоритмия ) , где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена. В воскресные дни и праздники они собирались вместе в монастырской церкви для Божественной Литургии и соборно вкушали праздничную трапезу. Именно такой тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, со всем присущим ему молитвенным деланием и принёс на Русь преподобный Антоний с далёкого Афона, получив от игумена благословение вернуться в родную землю. Произошло это около 1028 г. в правление великого князя Ярослава Мудрого (†1054) . На Руси, особенно в Киеве, к тому времени было уже несколько монашеских обителей, но, как пишет преп. Нестор, среди множества монастырей в околицах древнего Киева Антоний не нашел ни одного, с которым бы решился ... далее ...
Киево-Печерский патерик: У истоков русского ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Киево-Печерский патерик: У истоков русского монашества Интервью с М. Е. Башлыковой, сотрудником музея им. Андрея Рублева – Марина Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о выставке, которая сейчас проходит в Рублевском музее, о ее целях и задачах, какие на ней представлены экспонаты. – Выставка «Киево-Печерский патерик: У истоков современного монашества», проходящая в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с 30 августа, посвящена 600-летию древнейшего списка Киево-Печерского патерика (1406) Арсеньевской редакции, составленной Тверским архиепископом Арсением. Киево-Печерский патерик как целостное произведение сложился в конце XIII – начале XIV века на основании произведений XI–XII веков: летописных статей, посланий Владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа и позднейших добавлений. В выставке также принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный литературный музей, музеи Владимира, Егорьевска, Серпухова, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, музей при храме святителя Митрофана Воронежского и частные ... далее ...
АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия. 1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых [8]. Молитвословия Тропарь, глас 4 Прп. Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры. От мирска́го мяте́жа изше́д, отверже́нием же ми́ра евангельски Христу́ после́довал еси́ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в, в ти́хое приста́нище Святы́я Горы́ Афо́на дости́гл еси́, отону́дуже благослове́нием отце́в в го́ру Ки́ева прише́д и та́мо трудолю́бно жи́знь соверши́в, оте́чество твое́ просвети́л еси́ и, мно́жеству мона́шествующих стезю́, веду́щую к Небе́сному Ца́рствию, показа́в, Христу́ сия́ приве́л еси́, ... далее ...
Один день историка / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... переходами между этажами. История этого места была полузабытой, оно притягивало своей таинственностью, уединением, древним и романтическим обликом. В то же время меня поразило, что лабиринт, не уступающий Ближним или Дальним лаврским пещерам, пребывает в забвении. В сердце зажёгся огонь желания «вернуть» это место — Киеву, а этому месту — достойную опеку людей. Я стал ездить туда с друзьями, собирать сведения о «Церковщине». Оказалось, что её 950-летняя история чрезвычайно насыщена именами и событиями, и, в то же время, пещеры «Церковщины» являются лучшей иллюстрацией к рассказам «Киево-Печерского Патерика» об основании Лавры. Дело в том, что в XVII–XIX вв. интерьеры лаврских пещер были значительно переделаны для паломников, а Гнилецкие пещеры — в «Церковщине» — именно в эти столетия пребывали в запустении. Когда на них вновь обратили внимание, то оценили их «первозданный» вид, и впоследствии старались вносить поменьше изменений. Оказалось также, что у меня есть великий предшественник — святитель Иннокентий Херсонский. Весной 1832 года он неожиданно для себя побывал в пещерах «Церковщины», о которых прежде не знал. В ту пору подвижник ещё не был епископом — в сане ... далее ...
Уроки и примеры христианской надежды. Опыт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... наследником жизни вечной. Я обнищал ради Бога, чтобы его приобресть. Да и ты, когда врачуешь, не велишь ли воздерживаться в пище! А для меня умереть за Христа – приобретение, а сидеть на сорной куче, подобно Иову, – царствование. Если же князья не делали так прежде меня, то пусть я явлюсь им вождеме: может быть кто-нибудь из иих поревнует мне и пойдет по следу моему. До прочего же тебе и научившим тебя дела нет». Князь Святоша жил после того еще 30 лет, не исходя из монастыря до самого преставления в вечную жизнь. Когда же он умер, едва не весь город был на погребении его. ( Из „Киево-печерского патерика» ) . II. Основатель величайшей и важнейшей в русской земле обители, превосходивший всех святою жизнию к духовной опытностию, преп. Антоний печерский никогда не соглашался быть игуменом печерским. III. Пр. Феодосий печерский, знаменитый игумен киево-печерского монастыря, раз возвращался ночью от великого князя Изяслава. Слуга князя, незнавший подвижника, грубо сказал ему: «монах, ты всегда празден, а я постоянно в трудах; ступай на лошадь, а меня пусти в колесницу». Феодосий, не сказав ни слова, обменялся местом с возницей и вез его целую ночь. Утром слуга ... далее ...
Октябрь | 2010 | Україна Православна | Page 3Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... настоятель протоиерей Александр Стребаков совершил первое в истории общины богослужение. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы были совершены Утреннее богослужение, Божественная Литургия и водосвятный молебен. В числе молящихся были пациенты больницы, медицинский персонал и жители города. Подробней… 27. 10. 2010 archive Летопись епархий 27. 10. 2010. КИЕВ. Издательство Киево-Печерской Лавры выпустило настенный и настольный календарь на 2011 год 2011 год – это год особо памятных дат для Киево-Печерской Лавры, в который будут отмечаться 350-я годовщина церковнославянского издания Киево-Печерского Патерика и 10-летие освящения воссозданного главного храма Печерской обители – Свято-Успенского собора. К юбилейным датам Издательство Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры выпустило настенный «Православный церковный календарь» и настольный «Печерский календарь» на 2011 год. Подробней… 27. 10. 2010 archive 27. 10. 2010. БЕЛГРАД. (СЕРБИЯ) . Рашко-призренская епархия выражает протест из-за отсутствия международного осуждения нападения на сербских паломников Епархия Рашско-Призренская и Косовско-Метохийская выразила острейший протест международным представителям в Косове и ... далее ...
Обзор литературы по истории Русской ЦерквиИскать в Источникеpravmir.ru
... Румянцевского музеума. СПб., 1842) , протоиерей А. В. Горский и К. И. Невоструев (Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855—1917) , а также К. Ф. Калайдович (Памятники российской словесности XII в. М., 1821; Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке... гр. Ф. А. Толстова. М., 1825) совместно с П. М. Строевым (, митрополит Макарий) Булгаков () Три памятника русской духовной литературы XI века Христианское чтение. 1849. Ч. 2; О первоначальном составе славянской Кормчей книги Там же. 1851. Ч. 2; Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних ИОРЯС. 1856. Т. 5 (, архимандрит Леонид) Кавелин () Опись старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и библиотеке Козельской Введенской Оптиной пустыни. Калуга, 1857; Описание славяно-русских рукописей библиотеки ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М., 1871; Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ЧОИДР. 1880. Кн. 4. С. 1—49; Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии Там же. ... далее ...
Феномен иконы, Глава 8 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... христианского культа. С этим еще сплавилось религиозное преклонение славян перед языческими идолами (тоже изображениями, хотя и скульптурными) . Вот так и получилось, что изображение было воспринято на Руси прежде всего как сакральный образ. Это понимание устойчиво сохранялось на протяжении всего Средневековья. А главной функцией изображения стала поклонная, то есть в иконе видели в первую очередь священный объект поклонения. Такому пониманию способствовали и многочисленные легенды о чудесном появлении и написании икон с помощью божественных сил, о чудотворных иконах. По свидетельству «Киево-Печерского патерика», когда Алимпия пытались оклеветать монахи, за него чудесным образом было написано с большим искусством («написаны зело хытры») семь икон. Видя это, «вси удивишася и ужасни бывше, с трепетом ници на земли падоша и поклонишася нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа и пречистыа его матере и святых его» (ПЛДР 2, 594) . Представления об участии высших сил в создании икон способствовали повышению их духовной ценности в глазах средневекового человека, возвышению их над обычными произведениями рук человеческих. В другой раз, сообщает «Патерик», уже перед ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерского Патерика
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"