Киево-Печерский патерик



  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Киевский Митрополит Константин IИскать в Источникеpravmir.ru
... спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) БТ. Сб. 3. М., 1964. С. 15–156; Анафема. История и ХХ век Составитель П. Паламарчук. М., 1998. С. 131–198. 12 Щапов Я. Н. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913. С. 88. 14 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347. 15 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 483. См. также: Протоиерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.) . Новгород, 1891. С. 60. 16 Абрамович Д. Киево-Печерский Патерик. Киiв, 1991. С. 97; Повесть о Нифонте, епископе Новгородском Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 4: Повести религиозного содержания, древние поучения и послания, извлечённые из рукописей Николаем Костомаровым. СПб., 1862. С. 4. 17 Новгородский летописец сообщает о слухах, ходивших среди новгородцев в связи с его отбытием в Киев “себе на грех”. Поэтому, замечает летописец: “…мьню бо яко не хотя Бог, по грехом нашим, дати нам на утеху гроба его, отведе и Кыеву, и тамо преставися; и положиша и в Печерьскем ... далее ...
«Как сладостно Отчизну ненавидеть» – это ...Искать в Источникеpravmir.ru
... от тщеславия. Это отрывки из его книги " Оправдание моей жизни " Отрывок большой, в один пост не помещается, но обещаю: будет интересно и неожиданно. «Оправдание моей жизни» …… Первая сцена. В узенькой комнатке бабушки моей Марфы Семеновны Симоновской, за круглым столиком, мы сидели вчетвером: бабушка, мама моя Пелагея Петровна и тетка Наталия Петровна, а я, как грамотный человек (10 лет) был чтецом этой почтенной компании. Мы читали следующие произведения: Беседы Иоанна Златоуста, Жития Святых: великомученицы Варвары, Николая Чудотворца, Николая Столпника, Марии Египетской и весь Киево-Печерский патерик. Сквозь полурастворенную дверь можно было видеть в столовой дюжину дворовых девок, сидящих рядом на длинной скамье, каждая с прялкой и веретеном в руках. В старые годы сказали бы с умилением, что это истинно гомерическая сцена, а теперь мы пошлем Гомера к черту и просто скажем, что это – малороссийская сцена, происходящая в Черниговской губернии Козелецкого повета в грязном местечке Кобылице… Житие Марии Египетской врезалось у меня в памяти: жить 40 лет в пустыне между дикими скалами на вольном воздухе, гуляй где хочешь, никто не запретит – души человеческой не ... далее ...
Жития древнерусских святых как источник по ...Искать в Источникеpravmir.ru
... расходятся. Одни ученые во главе с Карамзиным утверждают, что русская школа была во весь этот период общеобразовательной школой, дававшей научное просвещение. Другие склонны утверждать, что такого просвещения русская школа никогда не давала. Среднее место занимает между ними знаменитый историк Русской Церкви Е. Голубинский, утверждающий, что русская школа хотя и давала научное просвещение, но лишь короткое время, в самом начале истории христианской Руси — при святом Владимире и его сыне Ярославе. Из литературы древнерусских житий к указанному спору имеют отношение три памятника: Киево-Печерский Патерик, житияЕвфросинии, княжны Полоцкой, и Евфросинии, княжны Черниговской. В Киево-Печерском Патерике в житии Феодосия есть примечательное место: “И датися веля на учение Божественных книг единому от учитель, якоже и сотворив, вскоре извыче вся грамматикия всем чюдитися о премудрости и разума детища, и о скором его учении” 31. Это место приводится Е. Голубинским в качестве возможного подтверждения его утверждения о неудавшейся попытке святого Владимира ввести на Руси истинное школьное образование 32. Есть, однако, основания думать, что указанное место совершенно не может ... далее ...
О месте принципа послушания в современной ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Златоуст[13]. Отступление от послушания имеет оправдание в трех случаях: это ересь, попрание евангельских заповедей (которому человек при этом и учит) и открытое отступление от Православного Предания. Изучение аскетических творений средневековой Руси приводит к заключению, что в те времена послушание играло далеко не главную роль в монашеской жизни. В древне-русской аскетической традиции понятие духовный отец (русский перевод греческого pneumatikos pather) применялось не по отношению к старцу, а к священнику, принимавшему исповедь. В ранних памятниках аскетической литературы, таких как Киево-Печерский патерик, далеко не часто можно встретить примеры интенсивного “старческого” духовного наставничества вне контекста исповеди Как указывает С. Смирнов, хотя жития русских святых позволяют говорить о существовании старчества в монастырях, но поскольку авторы на нем подробно почти не останавливаются можно заключить, что оно не играло той верховной роли, которая отмечается в византийском подвижничестве[14]. Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722—1794) . Проведя несколько лет на Афонской Горе, он хорошо ... далее ...
История Русской Церкви: ГЛАВА II | Библиотека | ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... е. Кормчая, в трех экземплярах, книга Зонара, книжка Номоканон (вероятно, малый) , книга Никона Черногорца, правила чернеческого жития келейного; д (книги исторического содержания: Палея, Временник, выписанный из Временника Константина Манасии, Книга о пленении иерусалимском, Царственный летописец, книга " Козьма Индикоплов " , две книги Симеона Метафраста, жития Феодосия Киновиарха и других святых, жития Киприана и иных святых, житие Афанасия Афонского, житие Андрея Юродивого, житие преподобного Сергия Радонежского, сборник новых святых, пять книг Отечников, Отечник Египетский, Киево-Печерский Патерик; е) сборники учительного, исторического и вообще разнообразного содержания: Измарагд, Златая цепь, Маргарит в двух экземплярах, книга Криница, книга Десятослов, девять сборников безымянных, собрание Слов на Четыредесятницу и Пятидесятницу, Книжка на латынян, книга Зерцало; ж ( апокрифические сочинения: книга " Асаф ) индейский царевич (и хождение Даниилово " , книга " 12 Иаковличов " , т. е. патриархов. В Виленской публичной библиотеке хранится драгоценная рукопись " Пятокнижие Моисеево " , писанное в 1514 г. по повелению и благословению митрополита Иосифа Солтана ... далее ...
Я ни о чем не просил святого, но получил ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... Печерских исцеляет людей, страдающих самыми различными недугами — как телесными, так и духовными. И для борьбы практически с любым грехом среди Печерских преподобных есть, так скажем, «профильные» святые — те, кто сумел победить ту или иную страсть и теперь, по слову Писания, «сам искушен быв, может и искушаемым помощи» ( Евр. 2, 18 ) . Так, об избавлении от блудной страсти нужно молиться преподобному Моисею Угрину; если одолевают стяжательство и привязанность к вещам — преподобному Арефе; если немирность и вражда с ближними — преподобному Титу Иеромонаху, и так далее. Читая Киево-Печерский патерик и другую житийную литературу, мы видим, что враг не изобретателен: во все времена расставляет одни и те же ловушки, и количество приемов у него — как в самбо или карате, ограничено. И то, чем искушаемся мы, одолевало и святых. Но они вышли победителями, а мы читаем теперь, как они одерживали победу, и, назидаясь их примером, с Божией помощью тоже сможем победить. Конечно же, для этого нужна и важна их молитвенная поддержка. Поэтому мы и призываем: дорогие, пользуйтесь тем, что у нас есть такая святыня! Обращайтесь за помощью к святым, они обязательно помогут. Надо бы ... далее ...
История Русской Церкви: ГЛАВА I. Перевод ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... . [94] Калайдовича Иоанн, екс. Болгарск. С. 97 [48]. Там можно видеть и самую приписку. [95] «Слава тебе, Господи Царю небесный, — говорит писец, — яко сподоби мя написати книги си искоуриловице князю Влодимеру, Новегороде княжящю» и проч. См. : Предисл. Востокова к Остромирову Евангелию, изд. в СПб., 1843 [86]. Слова искоуриловице не значат ли: из книги, писанной Кириллом? — спрашивает знаменитый наш филолог и замечает: «У южных славян, как известно, кириллицею называется азбука, изобретенная Кириллом, в противоположность буквице, глаголитской азбуке! » (там же [86]) . [96] См. рукоп. Киево-Печер. Патерик [1, 2]. [97] Прибавл. к твор. св. отцев в русском переводе. 2. С. 217 [88]. [98] Опис. рукописей Румянцевского музеума. №№ XXVII—XXXI [25]. Здесь именно упоминается о списках: 1 (Пятикнижия Моисеева, 2) Иисуса Навина, 3 (Иова, 4) Судей, 5 (Руфи, 6) четырех — Царств, 7 (Есфири и 8) всех шестнадцати пророков. [99] «Еще книг множество с греческа языка на славянский переводе», — говорит о святом Мефодии Чети-Минея [30]; снес. Легенда Блаубейерн., Шлецер. 2. С. 417 [80]. А на Салонском соборе (в 1060 г.) , по свидетельству Фомы Архидиакона, dicebant присутствовавшие, ... далее ...
Православный форум Доброе слово • Просмотр темы - ...Искать в Источникеdobroeslovo.ru
... чтоб внушить доверенность к себе тем, которые внимают им, чтоб подчинить их постепенно своему влиянию, и погубить. По этой причине не должно внимать им, должно отвергать слова их, когда они говорят, потому мы нисколько не нуждаемся в них. Что удивительного в том, что они, имея тела, более легкие, нежели каковы тела человеческие, и увидев кого-либо отправившегося в дорогу, приходят прежде и возвещают о нем? Таким образом едущие на лошадях могут предупреждать пешеходов: в этом отношении они нисколько не достойны удивления. Они ничего не знают такого, что еще не совершилось. ... emonov#3-2 Киево-Печерский Патерик повествует: «Был в дни преподобного игумена Никона один брат по имени Никита. Этот инок, желая, чтобы его славили люди, замыслил великое дело не ради Бога и начал проситься у игумена уйти в затвор. Игумен говорил ему: " Сын мой Тебе нет пользы сидеть праздно: ты еще молод. Лучше тебе оставаться среди братий: служа им, ты не лишишься воздаяния. Ты сам видел, как бесы прельстили святого Исаакия, нашего брата " . Никита же отвечал: " Никогда не прельщусь, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения " . Никон в ответ ему сказал: " Выше сил ... далее ...
Православный форум Доброе слово • Просмотр темы - ...Искать в Источникеdobroeslovo.ru
... было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Нео-Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на 1000 мест и другие учреждения. Синий платочек 30325 Спасибо за тему! Житие Исаии рассказывает об его успешной просветительной деятельности среди ростовских «язычников», подробно развивает мотив о чудесном перенесении его на облаке в Киев на освящение Печерской церкви и обратно (в некоторых списках есть ссылка и на источник этой легенды — Киево-Печерский патерик) , о нахождении гроба Исаии при прорытии Родился преподобный Игнатий от благочестивых родителей, и воспитан был в строгости и научен многим добродетелям. И увидев суету мира сего, отвергся его и принял монашеский чин в Ростовском Авраамиевом Богоявленском монастыре. Вскоре за великую добродетель и праведное житие он был поставлен в нем архимандритом, а потом и епископом города Ростова. Неутомимо трудился строгийподвижник на пользу Церкви Христовой. Он построил несколько иноческих обителей, примирял враждующих князей, утверждал паству в православной вере в трудный ... далее ...
Святитель Димитрий Ростовский — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Миней-Четьих (первоначально Димитрий) или его предшественники (получил из Москвы церковнослав. рукописные Минеи «в четверть», т. е. Милютинские — единственный комплект Патриаршей б-ки такого формата) . Первые книги макарьевских Четьих-Миней были высланы Димитрию по благословению патриарха Иоакима в нач. 1686 г., в марте 1688 г. Димитрий был вынужден их вернуть. С 1695 г. книги посылались по благословению патриарха Адриана, мн. выписки из них были сделаны по просьбе Димитрия его корреспондентами, в частности мон. Чудова монастыря Феологом. Из др. церковнослав. источников следует указать Киево-Печерский патерик (Димитрий использовал киевские издания 1661 и 1678) и Пролог (в б-ке Димитрия было 5-е полн. изд. : М., 1685) . «Книга житий... » Димитрия — самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной кирилловской книжности. Свод был опубликован в 4 томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к 3 месяцам: сент. —нояб. ( К., 1689. Ò. 1 ) , дек. —февр. ( К., 1695. Ò. 2 ) , марту—маю ( К., 1700. Ò. 3 ) , июню—авг. ( К., 1705. Ò. 4 ) . Кроме житий и др. крупных статей свод содержит памяти (по терминологии прот. А. Державина, «месяцеслов») , т. е. ... далее ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерский патерик
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"