Киево-Печерский патерик



  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Жития русских святых, День 276 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской лавры другими русскими монастырями. В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», – свидетельствует Киево-Печерский Патерик. Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и с великим послушанием». В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо… Если который-нибудь брат уходил из ... далее ...
Глинский патерик, Том 2 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... заботились о возможном покое немощного подвижника и посылали ему кто мягкое кресло, кто коврик. Он, не желая оскорблять отказом, принимал с благодарностью, но, привыкший к простоте, видимо всем этим тяготился. Все время вне храма и послушания отец Архипп проводил в молитве или чтении Священного Писания. Кто бы ни пришел к старцу из братии, он заставлял прочитать одну-две главы из Апостола, Евангелия или кафизму из Псалтири. Иногда он сам приходил к кому-либо из живущих с ним в одном коридоре и также просил почитать Псалтирь или Евангелие. Кроме того, любил читать или слушать акафисты и Киево-Печерский Патерик. Из последнего – преимущественно жития Марка пещерника, Пимена многоболезного и Прохора лободника 785. Не без причины сии преподобные пользовались особенным вниманием подвижника. Он сам старался им подражать, видя в их житии некоторое сходство со своими стремлениями. Нередко о. Архипп заставлял кого-либо читать акафист Тихону Задонскому, который «житию бесплотных поревновал, подвигам древних святых отец подражал и самоотвержение всецелое показал ( 3-й и 7-й ирмосы акафиста ) , он (святитель Тихон. – Примеч. издат.) , от юности возлюбивший Христа, восхваляется как ... далее ...
Юродство и столпничество, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... словесы и делом, привождаше к покаянию» 168. Пред принятием на себя, «юродства» св. Симеон так определяет причины изменения жизни другу своему – пустыннику Иоанну «несть уже нам, брате, нужды в пустыни сей пребывати, но пойдем послужити спасению иных: зде бо точию себе. пользуем, а мзды от пользования иных не имамы. Не апостол ли глаголет: никтоже своего си да ищет, но еже ближнего кийждо; и паки: всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. И паки: всем бых вся, да всяко некия спасу» 169. Таким образом, св. Симеон вышел на подвиг «юродства» с целию спасать других. Киево-Печерский Патерик весьма характерно отмечает причину «юродства» преподобного Исакия, «прельщенного от беса во образе Иисус Христове, последи же каявшегося юродством Христа ради» 170; значит, юродство преподобного Исакия было покаянием, заглаждением содеянного греха, подавлением прелести (гордости) смирением. Таким образом, «юродство», на основании сказанного, есть одно из средств для борьбы человека с миром и его прелестями. Но, является вопрос, почему некоторые подвижники избирали этот именно вид подвижничества? что собственно наталкивало их на оригинальный образ жизни? Объяснить ... далее ...
Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... плачем погребли мы Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открыты, а руки раскинуты. Тогда мы спросили Тита: «Что все это значит? » И он стал говорить: «Увидел я Ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, державшего пламенное копье, и, когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвым. Мне же Ангел подал руку и поднял меня». Услышав это, мы убоялись Бога, сказавшего: Прощайте, и прощены будете ( Мф. 6, 14 ) . Киево-Печерский Патерик (86, 55–56) . Помню, когда мне было 6 лет от роду, – вспоминал архимандрит Кронид, – я жил в доме отца-псаломщика. Однажды наша лошадь зашла на полосу овса, принадлежавшую соседу, батюшке Иоанну Десницкому. О. Иоанн был настоятелем сельской церкви, при которой отец служил псаломщиком, и, несмотря на всю свою душевную доброту, не был чужд вспыльчивости. Увидев нашу лошадь в своей усадьбе, он поймал ее и как бы в виде залога повел к себе во двор через калитку своих ворот. Вверху калитки торчал большой острый гвоздь. Этим гвоздем лошадь распорола себе спину от гривы до ... далее ...
Древнерусское государство и его международное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... устами князя-крестоотступника ) : «не дай Бог поганому веры яти николи же» 561 – а приходилось верить. Считалось, что «Божьим гневом» гибнут печенеги (разбитые по преданию на месте, где соорудят Софию) , торки и половцы 562. А когда в конце XII в. обнаружился неуспех в использовании торков против половцев, то при дворе смоленско-киевского великого князя Рюрика Ростиславича даже родилась мысль об его равной любви и к православным, и к «поганым»: «зане всих приимаше с любовью и хрестианыа и поганыя и не отгоняше никого же» 563. Ничего не поделаешь – политика. Схожими мыслями пронизан и Киево-Печерский патерик. Монастырь – апологет политики вассалитета, ее ревностный идеолог. Его монахи – Христовы воины воинствующей «необоримой» церкви 564. Они безропотно гибнут от рук «неверных», как «прьвый престолник» епископ ростовский Леонтий, как крестивший вятичей Кукша 565. Их стойкость в вере перед лицом поганых Господь вознаграждает, увеличивая паству верующих. Тому пример – монах Никон. Попав в половецкий плен, он перенес тяжкие мучения, но не дал «искуп» поганым. И вот сам Бог освободил его. Пришед в монастырь, Никон учил «не вкусити ничтоже от поганых». Пример его и других ... далее ...
Антоний Печерский, Православная Богословская ...Искать в Источникеazbyka.ru
... от недовольных киевлян, посадивших на его место Всеслава, препод. Антонию пришлось испытать не малое огорчение. Возвратив себе Киев, Изяслав, карая своих противников стал гневаться и на Антония «за Всеслава», подозревая и в нем сочувствие к своему сопернику, так что Антоний должен был покинуть Киев и удалился в Чернигов, куда пригласил его князь Святослав черниговский. Но Изяслав вскоре сознал свою несправедливость к великому подвижнику и упросил Антония возвратиться в Киев. При своей жизни он имел великое утешение видеть, как заложена была великая Киево-Печерская лавра, для построения которой из Константинополя, по особому указанию свыше, прибыли опытные зодчие. Преп. Антоний скончался на 90-м году жизни 7 мая 1073 г. Память его 10 июля. Мощи препод. Антония почивают под спудом в той самой пещере, где он подвизался. См. Филарет, Русские святые, Спб. 1882, под 7 мая ( И, стр. 61 ) , где указаны и первоисточники. Ср. Киево-Печерский Патерик Е. Поселянина (Москва. 1897 г.) стр. 27 «Житие препод. и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков» и стр. 52 – «Похвала преп. Антонию». Также в больших курсах Истории Русской Церкви – Митроп. Макария, ... далее ...
Русская идеология - читать, скачать - святитель ...Искать в Источникеazbyka.ru
... около 1054 г., показывает, какъ воспринята была вера нашими предками в лице истинных Печерских иноков. Их вера проявлялась не только в подвигах святой жизни, но и в дивных знамениях и чудесах, которыми так отличались великие подвижники первыхъ веков христианства. Конечно, не одна Киево-Печерская обитель свидетельствуеть о жизненном значении православной веры в России. Святостию вера блистала и в других обителях, появившихся на святой Руси. Мы имеем в виду Сергиев, Волоколамский, Кириллов, Чудов, Соловецкий, Суздальский-Евфимиевский и многие другие русские монастыри. Как показывает Киево-печерский Патерик, Киевская Лавра была на первое время разсадникомъ кандидатов для замещения епископских кафедръ на всю Россию. «Как от Христа Бога нашего во всю вселенную посланы были Апостолы, так изъ Печерскаго монастыря Пречистой Богоматери многие епископы поставлены были и, как светила светлыя, освятили всю русскую землю святымъ крещением. Первый из них – великий святитель Леонтий епископ Ростовский, котораго Богъ прославил нетлениемъ». (Киево-печерский Патерик, стр. 24–25. Киев, 1893) По свидетельству Киево-печерскаго Патерика, таких великихъ светильников-архиереев вышло изъ ... далее ...
Святые Древней Руси, Глава 15 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и. д.) . 1915. 3; М. Д. Приселков. Издания преподобного Феодосия. Чт. О. и. д. 1858. 3. 1879, 1. 1899; В. А. Чаговец. Жизнь и сочинения преподобного Феодосия. Киев (Унив. изв.) . 1902. И отдельно; А. С. Богуславский. 1914. 1. 3. Д. И. Абрамович. Исследования о Киево-Печерском патерике. ( Изн. отд. рус. яз. А. Н., 1901–1902 ) . И отдельно. К ГЛАВЕ 3. Патерик Киево-Печерского монастыря. Изд. Д. И. Абрамовича. 1911. Старое изд. В. А. Яковлева. Памятники русской литературы XII- XIII вв. 1872. Русский перевод Викторовой. 1870; В. А. Яковлев. Киевские религиозные сказания; А. А. Шахматов. Киево-Печорский патерик и Печерская летопись. (Изв. отд. рус. яз. II) 1897; Д. И. Абрамович, Исследование; L. К. Goetz. Das Kiever Helilenklosler als Kulturzentrum des vormongolisclien Russlands. Passau. 1904; М. Д. Приселков. Очерки по церконно-политической истории Киевской Руги. 1913. К ГЛАВЕ 4. Житие преподобного Авраамия Смоленского. Изд. Н. П. Розанова (Отд. рус. яз. Рос. А. Н.) . Старое издание в «Православ. собеседнике». 1859. № 3; Ф. И. Буслаев. Исторические очерки. 1861. Т. I; Статья Редкова в «Смоленской старине». Ч. I; Г. П. Федотов. Житие и терпение преподобного Авраамия ... далее ...
Уроки и примеры христианской любви. Опыт ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Бога нашего, и все святые были с Нею. И сказала Она мне: „Эразм, за то, что ты украсил церковь Мою и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в царстве Сына Моего. Нищих же вы всегда имеете с собой ( Матф. XXVI, 11 ) . Только вставши от болезни, покайся и прими великий ангельский образ: в третий день Я возьму тебя к Себе, чистого, возлюбившего благолепие дома Моего“. И сказав это, Эразм начал пред всеми исповедовать сделанные им грехи, не стыдясь, а радуясь о Господе. Потом он встал, пошел в церковь и пострижен был в схиму; в третий же день отошел во Господу в добром исповедании. ( Киево-печерский патерик ) . XI. Во дни велик. князя Димитрия Иоанновича Донского, прн митрополите Пимене, в 1383 году, икона Божией Матери с предвечным Младенцем на левой руке явилась над водами Ладожского озера, озаряемая чудным светом. Незримая рука несла ее по воздуху над водами. В продолжение пути, бесчисленное множество верующих видели ее и сопровождали; а на том месте, где она остановилась (на р. Тихвинке) соорудили деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Много раз эта церковь пожаром обращалась в пепел, а икона чудотворная всегда обреталась невредимою, Чудесные исцеления ... далее ...
Кто кем побежден тот тому и раб: собрано из ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «Не хочу более иметь вражды с братом моим: не хочу и не буду мстить ему. Господи, Ты един мститель неправды, прости мое согрешение! » Обрадованный этим, блаженный старец-миротворец с любовию благословил покаявшегося и, отпуская от себя, сказал в наставление: «Знай, сын мой, что перенесший великодушно обиду спасется, а кто гневается на брата своего, тот губит свою добродетель и работает на диавола». Вразумление не переносящим оскорблений и обид «Будь ты постник, будь всегда трезв и нищ, пребывай без сна, но если оскорбления не стерпишь, то не увидишь спасения» (Симон, епископ Владимирский, Киево-Печерский патерик) . «Всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или готовит нам за нее награду и блистательнейшие венцы» (святитель Иоанн Златоуст) . «Кто тебя ненавидит или злобствует на тебя, ты его любовию побеждай и тщися с ним примириться; и хотя бы он не хотел мира, ты ищи мира и готов будь к миру; и тут, хотя сердце не хочет, надобно сердце убеждать и склонять» (святитель Тихон Задонский) . Если случится ссора между братиями, то первый раскаявшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностию сделает, что ... далее ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерский патерик
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"