В управлении Киево-Печерским мон-рем З. продолжал начинания своего предшественника и духовного отца. Он следил за соблюдением общежительного устава в обители, поддерживал регулярную проповедь. При З. в Киево-Печерском мон-ре была введена цензура проповедей. Дозволялось говорить только тем проповедникам, к-рые «от писаний святых умели поучати», а не от «самомнений и странных учений» (цит. по: Там же. С. 285). З. отстаивал права ставропигиальных монастырей и братств. Зимой 1625/26 г. он приказал всем киевским мон-рям не впускать к себе Полоцкого архиеп. Мелетия (Смотрицкого) , вернувшегося из путешествия на правосл. Восток. З. не хотел, чтобы в Киеве стало известно соборное определение К-польского Патриархата об уничтожении ставропигиального статуса мн. братств и мон-рей Западнорусской митрополии , к-рое привез с собой архиеп. Мелетий. Этот случай стал началом конфликта Мелетия (Смотрицкого) с правосл. Церковью, к-рый вскоре завершился переходом архиерея в унию. 28 июля 1626 г. по поручению З. ставропигиальные права Киево-Печерского мон-ря перед митр. Иовом (Борецким) (к-рый, вероятнее всего, был инициатором получения от К-польского патриарха грамот об уничтожении ставропигий) отстаивал киево-печерский мон. Варлаам (Дизковский). Митрополит признал подчиненность Киево-Печерского мон-ря патриарху. З. был похоронен в Киево-Печерском мон-ре. Благодаря его деятельности, ставшей продолжением трудов Елисея (Плетенецкого), Киево-Печерский мон-рь и правосл. Киев вновь стали важнейшими центрами церковной и культурной жизни Юго-Зап. Руси. Сочинения Наиболее значительным произведением З. является обширный трактат «Палинодия, или Книга обороны кафолической святой апостолской Всходней Церкви», написанный как ответ на соч. униата Л. Кревзы «Obrona iednoci cerkiewney» («Оборона церковного единства», или «Оборона унии») (Вильно, 1617). Работа над «Палинодией» была начата, вероятно, сразу после выхода в свет сочинения Кревзы, был написан 1-й вариант текста, предположительно сохранившийся в т. н. краткой редакции в неполном списке В. Ланского 1635 г. (см.: Петров Н. И. Новооткрытый список «Палинодии» Захария (Копыстенского)//ТКДА. 1884. 6. С. 244-257). После восстановления Иерусалимским патриархом Феофаном IV в 1620 г. западнорусской православной иерархии (не признанной польск. правительством) З., по-видимому, принялся за новый вариант «Палинодии», над к-рым работал до 1623 г.

http://pravenc.ru/text/182699.html

К 1785 г. на территории К. м. были выстроены 3-купольная Екатерининская ц., 8 деревянных братских келий, гостиничные кельи на кирпичном фундаменте, деревянная ограда. Возможно, одно из келейных помещений было построено во 2-й пол. XVIII в. известным архит. И. Г. Григоровичем-Барским. 9 дек. 1785 г. Киевский митр. Самуил (Миславский) разрешил игум. Иакову в течение года собирать милостыню для ремонта построек с обязательством вписывать имена жертвователей в «шнурозапечатанную» книгу, выданную Духовной консисторией. Насельником К. м. был обучавшийся в 1790-1794 гг. в Киево-Могилянской академии иеродиак. (впосл. патриарх К-польский) Констанций I . В нач. 1796 г. он был вызван в К-поль, рукоположен во иеромонаха, назначен архимандритом К. м. и оставался в этой должности до 1804 г. Он «успел усилить и упрочить монастырские доходы в пользу Синайской обители» и привел мон-рь «в лучшее устройство, внешнее и внутреннее» ( К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константии//Странник. 1860. Июнь. С. 249). «Константий был человек очень ученый и образованный... отличался кротким нравом и был исполнен многих добродетелей» ( Соколов. 1901. С. 72). Вероятно, некоторое время в К. м. скрывался осужденный в 1751 г. бывш. игумен Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Иоанн (Ястрембский). Среди проживавших в обители гостей был серб. иером. Захария (Алексеев), в 1751 г. прибывший в Киев для обучения иконописи. Ок. 5 лет в К. м. прожил архим. Порфирий I (Павлидис), буд. Синайский архиепископ, отличавшийся «выдающимся умом, энергией и дипломатическим тактом» (История Христианской церкви. 1901. С. 333). 1786-2013 гг. Статус архимандритии мон-рь получил 10 апр. 1786 г. и именным имп. указом 15 марта 1787 г. переведен на территорию упраздненного киевского Петропавловского муж. мон-ря. Тем же указом предписывалось «оставить тому монастырю в подворье и нынешний дом, им занимаемый, с церковью; в прочем сему греческому мон-рю быть на том основании, как Московский Греческий Николаевский мон-рь состоит; следственно, отчета в деньгах от него не требовать, и остатки оных от годового содержания оставить в пользу его в милостинное подаяние православным монастырям в варварских местах, от коих сей находится так сказать отделенным» (Там же. Оп. 182. Д. 33). Благодаря такому статусу К. м. получил возможность регулярно направлять в синайский Екатерининский мон-рь пособия и пожертвования. В частности, из Киева в Синайский мон-рь поступали иконы и утварь, созданные гл. обр. в художественных мастерских Киево-Печерской лавры ( Порфирий (Успенский). Синайский полуостров. 1848. С. 169; он же. Первое путешествие. 1856. С. 152-153).

http://pravenc.ru/text/1684557.html

агрогородка Щорсы Новогрудского р-на, в ней находилась местночтимая чудотворная икона вмч. Димитрия. По преданию, храм был построен по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтович в благодарность вмч. Димитрию за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами. В XIV в. была построена церковь в мест. Крево (ныне деревня Сморгонского р-на). В 1508 г. в Дятлове кн. Константин Острожский заложил храм во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1532 г. заботами виленского воеводы, канцлера ВКЛ Альбрехта (Альберта) Гаштольда был заложен православный храм свт. Николая Чудотворца в Юратишках (ныне Ивьевского р-на). В 1533-1550 гг. в пос. Мир (ныне Кореличского р-на) на месте более древнего храма была воздвигнута каменная ц. Св. Троицы. В сер. XVI в. был построен храм в Белице (ныне Лидского р-на), в 1586 г.- храм на территории совр. дер. Ст. Переволока Слонимского р-на. В 1568 г. в Новогрудке действовали 10 правосл. церквей: Воскресенская, Крестовоздвиженская, Свято-Троицкая, Успенская, Покровская, Иоанновская, Николаевская, Борисоглебская, Симеоновская и Параскевинская (Пятницкая). В 1595 г. Новогрудок получил герб с изображением арх. Михаила. В 1622 г. Константин Долмат основал в Дятлове Преображения Господня Дятловичский мужской монастырь , к-рый сразу же был приписан к Киево-Печерскому мон-рю (см. Киево-Печерская лавра ), во главе Дятловичского мон-ря стояли киево-печерские монахи. (Возможно, Дятловичский мон-рь был основан ранее - в 1570.) Дятловичский мон-рь, располагавший обширными владениями, являлся крупнейшим правосл. мон-рем в Полесье, благодаря поддержке Киево-Печерского мон-ря он не был захвачен униатами в период господства унии, сохранялся как важнейший центр Православия на белорус. землях. В регионе существовали 2 др. мужских мон-ря: Троицкий в Гольшанах, известный с 1556 г., и Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный в с. Голдове (ныне деревня Лидского р-на), основанный в 1633 г. и в 1650 г. приписанный к виленскому Свято-Духову мон-рю (см.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

История РЦ. Кн. 2. С. 153; Goetz L. K. Staat und Kirche in Altrussland. B., 1908. S. 26). М. Д. Присёлков придерживался мнения о том, что Н. В. покинул Киев по настоянию митр. Ефрема , по происхождению грека ( Присёлков. 2003. С. 108). По мнению Ю. А. Артамонова, Н. В., как и др. насельники - преподобные Ефрем и Антоний, был недоволен княжеской инициативой поставления на игуменство прп. Варлаама и деятельностью игумена по преобразованию отшельнической общины в общежительный мон-рь ( Артамонов. 2003. С. 217-220). Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ) В Тмутаракани Н. В. приобрел авторитет среди населения. Прп. Нестор сообщает, что после кончины тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067) святой по просьбе местных жителей отправился на Русь к черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу просить на вакантный стол его сына Глеба (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166). Воспользовавшись этим случаем, Н. В. посетил Киево-Печерский монастырь, где виделся с прп. Феодосием, к-рый слезно просил Н. В. вернуться в обитель и более не покидать ее. Тот обещал выполнить эту просьбу, как только завершит порученную ему миссию и устроит дела в своем мон-ре. Вероятно, в кон. 1067 - нач. 1068 г. Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, где фактически занял 2-е по значимости место после действующего игумена, который, согласно прп. Нестору, почитал его «яко отца» (Успенский сб. 1971. С. 96). Ему прп. Феодосий поручал братию, когда по необходимости отлучался из обители; ему же доверял поучать иноков чтением душеполезных книг. Отмечая, с одной стороны, образованность Н. В., а с другой - смирение прп. Феодосия, агиограф пишет, что в то время, как 1-й занимался изготовлением (перепиской?) книг, 2-й сидел рядом и прял нити для переплета: «Мъногашьды же пакы великууму Никону седящю и делающю книгы, и блаженууму (Феодосию.- Ю.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Е. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в 6-м ряду крайним справа, напр. на иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ - волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Eллaдiй затворн.»). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - как «пре ebлapiй затв.». На раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) он показан в клобуке, повернувшимся к прп. Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре ebлapiu»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) Е.- 3-й слева, в клобуке, надпись: «пре. Eллaдiu». На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Е. с непокрытой головой и руками возле груди (десница развернута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/189883.html

Зимой 1240/41 г. Овруч подвергся захвату и сожжению в результате монг. нашествия, пострадал и Васильевский храм. После восстановления Овруча клир храма продолжал поддерживать отношения с некоторыми представителями рода Мономашичей. Известно, что между 1241 и 1255 гг. наряду с Киевом из Овруча в галицкий г. Холм по приказу вел. кн. Даниила Романовича его люди «иконы же прине[се] изо Оуручего (т. е. Овруча.- А. К.)» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 844). В 1-й пол.- сер. XIV в. Васильевский храм пользовался покровительством последнего из Киевских князей династии Рюриковичей (потомка св. блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича ) - св. блгв. вел. кн. Владимира (Иоанна) Иоанновича . К храму были приписаны люди, к-рые платили в его пользу медовую дань. После Рюриковичей фактическими ктиторами Васильевского храма стали правившие в Киеве Гедиминовичи, потомки кн. Владимира Ольгердовича, а с 1471 г.- Ягеллоны, от имени к-рых судебные дела, связанные с храмом, вели их представители - киевские воеводы. Из судебного дела 50-х гг. XVI в. следует, что к нач. XVI в. Васильевский храм оставался действующим. Попытка зависимого сельского населения поставить под сомнение правомерность продолжения выплаты медовой дани в пользу храма (запись на церковном пергаменном Евангелии XIV в.), окончилась неудачно. Суд киевского воеводы кн. Ф. Г. Пронского постановил, что она должна уплачиваться в прежнем объеме. В люстрации Овручского замка 1552 г. упоминается о свящ. Григории, служившем при Васильевском храме. В это время земли попа и попадьи Васильевского прихода были в ведении игумена овручского Успенского мон-ря за р. Вручай (Ручай), известного как Заручаевский Пречистенский мон-рь и впервые упоминаемого в документах с 1496 г. (АЗР. Т. 1. 140; Перлштейн. 1856). В люстрации 1552 г. также упоминаются овручский Спасский мон-рь, возглавляемый игум. Дионисием, и овручский Пустынский мон-рь с Воскресенским храмом. Васильевский храм располагался между Спасским и Успенским мон-рями, находившимися недалеко от Овручского замка. При этом главным считался Успенский мон-рь, к-рый не позднее 1525 г. получил статус архимандритии, с этого времени им управлял бывш. киево-печерский архим. Антоний. В описи Овручского замка 1545 г. упоминается игум. Филарет.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

С кон. 1736 г. при деревянном особняке купца Николаева действовал временный храм-часовня, к-рый в 1738 г. был официально зарегистрирован Синодом как греч. Екатерининский приход для синайских монахов. В 1739-1741 гг. при участии игум. Евгения была построена и 12 авг. 1741 г. освящена каменная Екатерининская ц. После пожара (июль 1742) храм был вновь освящен 3 авг. 1742 г. В том же году греч. община подала на имя Киевского митр. Рафаила прошение, «дабы им, грекам, на Подоле жительствующим по разным приходским парохиям, такожде и приежжающим грекам к новопостроенной на Подоле греческой церкви на богомолие ходить и всякие християнские требы от оной церкви игумена либо тамошнего священника получать». Митрополит удовлетворил эту просьбу, но, по уверению греков, настоятели соседних приходов продолжали препятствовать им, поэтому аналогичные прошения были поданы и в 1743-1744 гг. С 1744 г. Синайский архиеп. Никифор и игум. Евгений ходатайствовали о предоставлении киевской ц. вмц. Екатерины, при которой уже проживала небольшая монашеская община, статуса самостоятельного мон-ря, напрямую подчиненного Синаю. 2 июня 1748 г. архиеп. Синайской горы Константин I, сообщая в Синод о своем вступлении на архиепископскую кафедру, напомнил и о последней воле своего предшественника, архиеп. Никифора: «Да получим совершенное чрез императорскую грамоту утверждение на монастырец наш сущий в Киеве, святой великомученицы девы Екатерины, предписанный (к Синайской горе), по бывшем изначала благословенном изволении» ( Бабару. 2012). С дек. 1747 г. по благословению киево-печерского архим. (впосл. митрополита Киевского) Тимофея (Щербацкого) игум. Евгений обращался в Синод для решения вопроса о преобразовании Екатерининского прихода в мон-рь. В его прошениях отмечалось, что мон-рь вмц. Екатерины основывался с целью преподавания киевским грекам треб и погребения умерших, а также для временного пребывания здесь греч. священнослужителей и монашествующих. 8 марта 1748 г. Синод заслушал доношение покойного митр. Киевского Рафаила. В нем содержались перевод письма архиепископа Синайской горы Никифора к митр. Рафаилу и прошение игум. Евгения о преобразовании киевского греч. прихода в Киеве в мон-рь. В тот же день Екатерининская ц. была обращена в Екатерининский греч. муж. мон-рь с полным подчинением мон-рю вмц. Екатерины на Синайской горе (Иерусалимский Патриархат) (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 147. Д. 17). С 1748 г. К. м. часто именовали «Греческим подворьем». Во 2-й пол. 50-х гг. XVIII в. в нем проживало 4 насельника. По штатам 1764 г. К. м. был причислен ко 2-му классу с 16 штатными служителями. В 1770 г. в обители проживало 4 насельника, в 1775 г.- 3, в 1776 г.- 2, в 1783 г.- 3 насельника (2 иеромонаха и иеродиакон), в воскресные дни богослужения совершались на греч. языке.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

ссылок на источники сообщал, что мон-рь был основан в 1626 г. по благословению Киево-Печерского архим. Петра (Могилы) . Версия об основании И. М. м. в 1627 г. как памятника в честь почившего К. Ярмолинского представляется более вероятной, поскольку именно в нач. 1627 г. И. Ярмолинская впервые упоминается в источниках как вдова (Там же. С. 532). К тому же Петр (Могила) стал архимандритом только в 1627 г., после кончины архим. Захарии (Копыстенского) . В 1627 г. при поддержке прп. Иова Почаевского и на средства Ярмолинской были заложены каменная ц. во имя свт. Иоанна Милостивого (см. Иоанн V (III) Милостивый , патриарх Александрийский) и деревянные кельи. Строительство, к-рое благословил Киево-Печерский архим. Петр, было окончено к 1637 г., когда последний стал митрополитом Киевским. Возможно, по его настоянию И. М. м., как и др. строящиеся в то время волынские обители, был изъят из ведения Луцкого епископа и переведен в непосредственное подчинение Киевской митрополии. Впосл. И. М. м. по примеру Низкиничского мон-ря был изъят из частного патроната. Вероятно, И. М. м. был построен на месте бывшего замка Боговитинов, подтверждением чему служат сохранившиеся вокруг Монастырской горы рвы и валы. По преданию, изложенному исследователем истории И. М. м. иером. Анатолием (Ключарёвым), ранее в Загайцах существовала жен. обитель, настоятельницей к-рой была близкая родственница Ярмолинской. По предположению иером. Анатолия, духовником этой обители мог быть некий Феодосий Высоцкий, имя которого стоит 1-м в списке правосл. игуменов, внесенных в помянник мон-ря. Характерно, что в соседних населенных пунктах - местечках Шумск и Рохманов - еще в нач. XVII в. существовали правосл. муж. мон-ри (Шумский Симеоновский и Рохмановский Свято-Троицкий). И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь) И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь) Ярмолинская была известна своей благотворительностью. В 1618 (1619) г.

http://pravenc.ru/text/577900.html

В составе святых на иконах «Собор Киево-Печерских святых» М. изображен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 5-й ряд, за преподобными Ипатием Целебником, Павлом Послушливым, Кассианом и Руфом Затворниками. Как правило, это оплечный образ святого, вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Наиболее ранняя композиция «Собора Киево-Печерских святых» представлена на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ): М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте, обращенным влево, к центру; старец с окладистой бородой, вьющимися седыми волосами чуть ниже ушей, со спадающей на высокий лоб прядью (куколь лежит на плечах). Данный тип изображения, а также месторасположение М. в композиции повторяются на ранних иконах «Собор Киево-Печерских святых», напр. на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116. Ил. на с. 117); посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28), автор которой несколько усилил (в нек-рых случаях утрированно) заданную первоначальной иконографией характеристику каждого образа: так, М. представлен в профиль, с устремленным вверх взором; сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в г. Саранске (Мордовский республиканский объединенный краевед. музей; Фролов Д. В. Шедевры неизв. мастеров: Иконы XVII-XVIII вв. из собр. МРОКМ им. И. Д. Воронина. Саранск, 2012. Кат. 13. Ил. на с. 65). К раннему варианту иконографии восходят и изображения «Собора Киево-Печерских святых» в XIX в., напр.: на палехской иконе (1-я пол. XIX в., частное собрание; в подписях имен в нимбах опущены эпитеты, данные по характеру подвига преподобных; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на ростовской эмалевой иконе (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия); на тонолитографии (1893, ГЛМ).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

28 марта 1887 г. А. был назначен на Рижскую кафедру, с 15 мая 1893 г. архиепископ. При А. в епархии было образовано 26 приходов, построено 67 новых храмов (почти 1/3 всех церквей епархии). Архиерей требовал от подчиненного ему духовенства проведения внебогослужебных бесед с прихожанами, произнесения проповедей за каждым богослужением, введения в храмах общего пения. Стараниями А. в 1888 г. «Рижский епархиальный листок» был преобразован в ж. «Рижские ЕВ», были основаны Пюхтицкий жен. мон-рь (1891), рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. мон-рь (учрежден как община в 1892, преобразован в мон-рь в 1902), рижский во имя Алексия, человека Божия, муж. мон-рь (1896). По инициативе А. 18 нояб. 1887 г. создан Историко-статистический комитет, к-рый подготовил и опубликовал 3 выпуска «Историко-статистического описания церквей и приходов Рижской епархии», в 1896 г. в Риге был основан церковно-археол. музей, настоятелям храмов архиерей рекомендовал вести приходские летописи. 4 окт. 1897 г. А. был переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. За успешное миссионерское служение в 1901 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 8 февр. 1903 г. назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру. Основал братство Озерянской иконы Божией Матери , при нем миссионерскую б-ку, церковно-археологическое об-во и музей. Участвовал в работе Предсоборного Присутствия , выступал за церковные реформы в рамках канонов. А. принадлежит большое число посланий, слов, путевых заметок и т. д., публиковавшихся по месту служения в «Епархиальных ведомостях», а также выходивших отдельными изданиями. А. похоронен в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре . Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 232. Соч.: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. СПб., 1868, 1870; Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев. К., 1870; Слова и речи Арсения, еп. Рижского и Митавского, говоренные в разных местах его служения. Рига, 1889; Путевые заметки во время путешествия на богомолье.

http://pravenc.ru/text/76220.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010