Вечные пастыри. Несколько мгновений из жизни погибших священников Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. 3 февраля, 2011 Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. …Они стали спелыми плодами на древе Церковном. И Господь снял эти плоды и положил в житницу Вечности. Вот это для нас радость. Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий Год назад, ночью 8 февраля 2010 года, на трассе Харьков-Киев на 397-м километре, близ райцентра Коломак, лоб в лоб столкнулись грузовик «DAF», следовавший с грузом в Полтаву, и микроавтобус «Mercedes-Benz». Все семь пассажиров микроавтобуса погибли. Тела пятерых из них выбросило из автобуса и разбросало по дороге. Еще двоих зажало в кабине под обломками металла. В аварии выжил лишь 48-летний водитель грузовика. Его автомобиль при столкновении вылетел с трассы в посадку. Это были священно- и церковнослужители, которые ехали в паломничество в Святогорскую лавру. Водителю микроавтобуса было 48 лет, его пассажирам — 23, 24, 49, 58 лет… Погибли протоиерей Иоанн Радул, его сын Николай, протоиерей Александр Георгица, протоиерей Михаил Волошенюк, послушник Святогорской Лавры Евгений Бондарчук, Анатолий Ончуленко и Петр Попов. «Безсмертный Боже мой, посмотри милостиво на свечу догорающую, и очисти пламя ее, ибо только чистое пламя поднимается к лицу Твоему и достигает ока Твоего, которым Ты обозреваеши весь свет». Святитель Николай Сербский Седьмое февраля 2010 года. Канун Великого поста. Масляная неделя Украина делает свой выбор. Православный народ голосует за кандидата в президенты. Для Буковины эта тема стоит наиболее остро. И глядя на будни и быт буковинцев, многих без преувеличения уже при земной жизни можно именовать мучениками и исповедниками. Ибо, жертвуя собою, защищают Церковь Христову от посягательств раскольников. Поэтому, после Божественной Литургии, все спешат на избирательные участки.

http://pravmir.ru/vechnye-pastyri-neskol...

Глава 19. Путешествия отца Иоанна 1 Ниже будет подробнее рассказано о целительной силе молитвы отца Иоанна Кронштадтского и о том, какой смысл надо искать в чудесных явлениях христианской жизни согласно учению Церкви и его собственным писаниям. В настоящей же главе будет идти речь о многочисленных совершенных отцом Иоанном путешествиях, многие из которых были предприняты вследствие все более и более возраставшей его известности не только как пастыря и прозорливца, но и целителя. Полная картина странствий отца Иоанна потребовала бы отдельного самостоятельного исследования, здесь же будут указаны только наиболее известные из них и описан общий их характер. Некоторые из них были повторяемы периодически, как, например, совершаемые им в последние годы жизни почти ежемесячные поездки в Москву и ежегодные (начиная с 1888 года) на его родину – в село Суру. К отдельным поездкам относятся, например, путешествия в Воронеж, Харьков, Киев, Курск, Одессу, Варшаву, Берлин, по-видимому, неоднократные плавания по Волге и особое путешествие в Крым, вызванное смертельной болезнью императора Александра Очень подробные рассказы сохранились о состоявшейся в 1890 году поездке отца Иоанна в Харьков. Она может служить прототипом многих других. Во время ее выявилась уже полностью его всероссийская известность и вся тяжесть ее для него. Начиная с этого путешествия, по-видимому, и начали говорить об отце Иоанне как о «всероссийском пастыре». 2 Уже когда поезд, в котором ехал отец Иоанн, приближался к цели, по станциям скапливались большие толпы народа, а в самом Харькове оказалась такая толпа, что пришлось вагон его перевести на запасный путь. Прежде чем посетить город, отец Иоанн отправился в одно близлежащее имение помещика Рыжова. Это не уберегло его от толпы. Через три дня она наводнила уже все имение. Все клумбы в усадьбе были перетоптаны. За все время в Рыжове (так называлось поместье) перебывало до 100 тысяч человек, иногда 7–8 тысяч в день. Вокруг образовалось подобие лагеря. К поездам прицеплялось по 10–12 добавочных вагонов. Командировали усиленный наряд полиции. Среди толпы были неумолкающие рассказы и свидетельства о силе молитвы отца Иоанна. «Он спас мою жену, доктора признали безнадежной, послали телеграмму; он помолился, и она выздоровела». «Он спас моего отца», – рассказывает другой. «Сына», – повествует третий и, казалось, не будет конца подобным свидетельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Белёв. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь стояла на возвышенном ровном месте, в виде, длинного высокого мыса, между речками Малою Выркой и Карцовкой, в юго-западной окраине города, на левом берегу нижнего течения Малой Вырки. Приход ее расположен отчасти на этом же мысу, а больше всего по скату этого мыса к Вырке, и на другом подобном же мысе за Карцовкой. По всей вероятности, в глубокой древности местность, занимаемая им теперь, составляла две отдельные слободы с имевшимися в них большими земляными укреплениями. Церковь оказалась почти в самом центре прихода и в этом отношении представляет собою единственную церковь в г.Белеве. Приход Воскресенской церкви получил свое начало в отдаленной древности и, по всей вероятности, в начале состоял из одной только " Воскресенской Селидебной слободы " , о коей упоминается в писцовых книгах XVII в. и которая потом вошла в состав посада г.Белева, так что в начале XVII в. самая церковь по тем же книгам значится стоящей на посаде, а жители воскресенских улиц " посадскими людьми " . Впоследствии, неизвестно по каким причинам, может быть, вследствие нового расселения всех вообще жителей Белева по новым местам после большого пожара 1719 года, когда весь город сгорел и все церкви погорели, прихожане Воскресенской церкви расселились по всему городу, и при том так неудобно, что вблизи церкви, в районе городской части прихода в 1860-1880 гг. находилось всего только пять приходских домов. В составе конца XIX в. приход Воскресенской церкви получил свое начало уже в 1880 г. Кроме городской части, в состав прихода входила Игумнова или Подмонастырская слобода. Общее население прихода составляло 439 д. м. п. и 477 ж. п. Большая часть прихожан состояла из мещан и крестьян, меньшая - из купцов, чиновников и военных. В приходе было несколько человек раскольников-поморцев и беглопоповцев. Большинство прихожан занимались торговлей и разного рода ремеслами. А женщины все почти чуть не поголовно, начиная с 6-ти летнего возраста и кончая 80-ти летними старухами, занимались плетением кружев, которые они сдавали многочисленным в городе торговкам, отправляющим их в С.-Петербург, Москву, Харьков, Одессу, Киев и Варшаву, откуда они отчасти идут в Париж.

http://sobory.ru/article/?object=43491

Геннадий (Левицкий Иоанн Львович), еп. Сумский, вик. Харьковской епархии. Родился 25 мая 1818 года в военном поселении Губовке, Елисаветградского уезда, Херсонской губ. Сын священника. Отец его – болгарин, мать – молдаванка. Окончил Херсонскую духовную семинарию и 17 декабря 1839 г. рукоположен во священника и назначен во Владимирскую церковь г. Елисаветграда. Овдовев, в 1841 году он отправился на богомолье в Киев, где его Киевский митрополит Филарет убедил поступить вольно­слушателем в Киевскую духовную академию, а затем зачислил его в студенты. 12 февр.1844 г. пострижен в монашество. Академию окончил со степенью магистра богословия. 1845 г. назначен преподавателем, а в 1846 г. – инспектором Херсонской духовной семинарии. 6 авг.1852 г. возведен в сан архимандрита. 13 июля 1858 г. назначен ректором Самарской духовной семинарии. 22 авг.1859 г. – настоятель Богородицкого Задонского монастыря. С 10 окт. 1860 г. – ректор Тамбовской семинарии. Протоиерей Певницкий, бывший в то время преподавателем в Тамбовской семинарии, дает о Геннадии отзыв, как о человеке уже «помятом жизнью», но с «альтруистическими свойствами», на которые «ученое монашество не успело наложить своих сухих печатей», умевшем вести дело управления «в порядке и целесообразно», обращавшемся с наставниками «по-товарищески», а с учениками «по-отечески». 21 авг.1868 г. определен епископом Сарапульским, вик. Вятской епархии. 22 сентября 1868 года состоялась его хиротония. 24 июля 1872 года переведен на Кинешемское викариатство в Кострому, а 9 апреля 1883 года на Сумское викариатство в Харьков. В Харькове по отзыву А.Ф.Ковалевского, Геннадия «очень полюбили» и «начинания его по Куряжскому монастырю (Управляемому им) заслуживали похвал»; в нем видно было «ревнование поправить положение обители». 29 ноября 1886 г. уволен на покой и назначен управляющим Тверским Желтиковым монастырем. Назначение его в Желтиков монастырь привело в сильное беспокойство Тверского архиепископа Савву. Официально Геннадий был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья», но Тверской владыка обратился ко всем лицам, так или иначе знающим Геннадия, с просьбой сообщить «Бога ради, какая истинная причина увольнения Геннадия с третьей уже викариатской кафедры».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Всё уже было. Часть вторая Сто лет назад Красная армия сражалась на Украине с будущими бандеровцами и будущими НАТОвцами 22.09.2022 1275 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Начало см. здесь .  В 1918 году на Украине по мере её освобождения от германских войск, началось всеобщее наступление Красной армии, почти не встречавшее сопротивления стотысячной армии Директории УНР. Власть Директории Украинской народной республики оказалось слабой. Часть населения выступала за самостийную Украину, а другая за «единую и неделимую Россию». 3 января 1919 года Харьков был вновь занят советскими войсками.  Сразу же был образован Украинский фронт под командованием Антонова-Овсеенко. В ответ Директория объявила войну советской России. Петлюра готовился сражаться за свободную Украину до последнего украинца. Однако, армия УНР не отличавшаяся дисциплиной, потерпела ряд чувствительных поражений от красноармейцев. После поражений под Броварами и Дарницей, Директория «бросила своё разбитое войско на произвол судьбы». В ночь с 1 на 2 февраля штаб Петлюры и министры выехали из Киева в Винницу. Советским войскам удалось предотвратить готовившийся петлюровцами взрыв мостов через Днепр. В то же время кавалеристы Богунского полка, совершив переход по льду у Чернобыля, направились в обход петлюровских позиций с северо-запада. 5 февраля 1919 года советские войска вторично вступили в Киев. При этом «население горячо приветствовало своих освободителей, в воздухе не смолкали ликующие крики «ура». Отличились в Киевской операции Таращанский полк фельдфебеля Василия Боженко и Богунский полк подпоручика Николая Щорса. Богунскому и Таращанскому полкам «за геройские и доблестные действия против врагов рабочих и крестьян» были вручены Красные знамена. Щорса и Боженко «за умелое руководство и поддержание революционной дисциплины в вверенных им частях» наградили почетным золотым оружием. Петлюровцы оставили красным солидные трофеи: 18 тысяч винтовок, свыше 100 исправных орудий, более 3 тысяч пулеметов, 500 автомобилей.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/22/vs...

Лебедин. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1748 г. Перестраивалась. Деревянная, на кирпичном, оштукатуренном цоколе, первоначально пятисрубная, крестовая в плане, пятиглавая. Западный сруб с колокольней утрачены, центральный — восьмигранный в плане, восточный — шестигранный, боковые — квадратные. Все срубы несут восьмерики, завершенные грушевидными главами с главками. По сторонам восточного сруба — прямоугольные пристройки. с западной стороны — тамбур. В интерьер с трех сторон ведут широкие каменные лестницы. Окна украшены фронтончиками. Снаружи обшита вертикально поставленными досками с нащельниками. В интерьере доминирует высотно раскрытое пространство. Территория ограждена штакетником. Памятник — самое раннее из сохранившихся деревянных культовых сооружений восточных областей Украины. Принадлежит к слободской школе народной деревянной архитектуры. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.21, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год В начале ХХ в. в городке Лебедин было 5 деревянных церквей: Рождественская, Георгиевская, Николаевская, Трёхсвятительская и Воскресенская. Четыре из них исследовал и описал в своих трудах Степан Таранушенко (Таранушенко С. " Памятники искусства старой Слобожанщины " , Харьков, 1922; " Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины " , Киев, 1976). К сожалению, до сих пор сохранилась лишь пятая - Воскресенская церковь. Одна из старейших на Сумщине деревянная Воскресенская церковь (1789) находится в северном пригороде Кобыжча. Церковь является ярким представителем слобожанской школы деревянного храмового строительства. Первоначальный её вид был восстановлен после разрушений 1937-1939 г.г. Сначала церковь была крестообразной в плане, пятиглавой, с пристроенной позже колокольней. Ныне уцелел основной крестообразный одноэтажный объем с центральным барабаном четырехгранной формы со срезанными углами. На каждой грани прорезано четырехугольное окно с переплётами в виде решетки с квадратными ячейками. Купол имеет плоскую восьмигранную луковичную форму с венчающей главкой на невысоком восьмерике. Над боковыми квадратными в плане рукавами креста и над алтарем возвышаются барабаны меньших размеров, но повторяющие композиционно главного. Притвор пристроен заново без венчающего барабана.

http://sobory.ru/article/?object=20065

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 23.08.1851, г. Луцк Волынской губ.- 24.05.1940, Харьков), сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Харьковский. Род. в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь. Во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери мон-ре в Москве и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и имп. Палестинского об-ва. В 1906 г. назначен казначеем жировицкого Успенского мон-ря , в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского мон-ря. В 1911 г., после прославления свт. Иоасафа Белгородского , А. организовал крестный ход из Лубенского мон-ря в Белгород, в к-ром участвовало неск. сот человек. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского мон-ря , с 1919 г. настоятель скитской церкви бывш. Козельщинского жен. мон-ря Полтавской губ. В 1932 г., после закрытия храма, А. уехал в Киев. 30 окт. 1932 г. в Киеве хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, 7 сент. 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , с 2 июня 1937 г. архиепископ Харьковский. К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская ц. на Холодной горе. Представители властей предложили А. поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил А. с правосл. клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, А. предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через 2 недели стена была сооружена. Радея о богослужении, церковном пении, А. умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектении «Подай, Господи» А. говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

http://pravenc.ru/text/64132.html

Протоиерей Георгий Эдельштейн: Для меня главное – не врать «Молчанием предается Бог» – это моя любимая идея: молчать нельзя 24 сентября, 2015 «Молчанием предается Бог» – это моя любимая идея: молчать нельзя Протоиерей Георгий Эдельштейн – сельский священник. С 1979 года служит в деревнях Тульской, Вологодской, Костромской области. Почти четверть века он – настоятель храма Воскресения Христова села Карабаново под Костромой. Его образ жизни – обычный для сельского священника, необычна биография. Он свидетель церковной истории всей второй половины XX века, помнит четырех патриархов, был дружен с протоиереем Александром Менем. Один его сын – литературный критик и журналист, другой – спикер Кнессета, израильского парламента. Трудно уместить рассказ о жизни длиной в 83 года в рамки одного интервью. Будем надеяться, что это только начало беседы. – Отец Георгий, давайте начнем по порядку. Где вы родились, кто ваши родители? – Я из города Киева, улица Фундуклеевская, дом 24, квартира 16. Потом она стала улицей Ленина, а теперь – Богдана Хмельницкого. Это примерно полдороги от киевского Оперного театра к Крещатику. Там я родился и жил до девяти лет. Папа – инженер-экономист, мама – библиотекарь. Потом война и эвакуация – сначала в Харьков, затем в Казахстан, а после в Узбекистан. В 48-м году мы вернулись, в Киеве прописка ограничена: «Где вы были? Надо было возвращаться, как только освободили Киев». Квартира, где мы жили, занята. Мы уехали в Курск, где я и закончил школу. Поступил на иняз, сначала в Курске, а потом перевелся в Москву в пединститут имени Ленина. А когда меня оттуда выгнали, я отправился в Санкт-Петербург и закончил второй Ленинградский институт иностранных языков. – Почему выгнали? – Я сказал, что политэкономия не нужна и ее нужно из учебного плана удалить. А как раз тогда товарищ Брежнев сказал, что экономика должна быть экономной. Это сочли криминалом, и декан решил мне по всем предметам ставить двойки. Я ушел, сказал, что мне не нравится учиться в институте, где декан рассказывает преподавателям, какие оценки мне нужно ставить по английскому языку, если он сам преподаватель педагогики.

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-ede...

Свято-Димитриевский храм в пос. Ромодан. История основания церкви в Ромодане тесно связана со строительством в конце XIX века железной дороги в этом поселке. Дело в том, что до того, как Ромодан стал железнодорожным узлом на перекрестке линий Киев–Полтава–Харьков и Кременчуг–Бахмач, это поселение не было большим, и его население посещало Свято-Преображенский храм в селе Шарковщина, что в 7 километрах. И в конце 70-х годов XIX века Ромодан стал значительно разрастаться, и количество дворов в нем быстро достигло двух тысяч. Потребность в местном храме становится явной. Поэтому в 1877 году на средства железной дороги здесь возводится первая, деревянная, церковь, помещение которой сохранилось до 20-х годов XX века. Ее здание было удлиненное в плане, высокое, но не очень большое (со временем она была служебным помещением). Быстро выяснилось, что эта церковь не может удовлетворить потребностей прихожан. Понимая это, местная вдова генерала от инфантерии Екатерина Семеновна Белявцева выделяет землю под церковь и церковноприходскую школу вблизи собственного жилья и выступает главным инициатором строительства новой, уже каменной, церкви. Благочестивая меценатка также закрепляет за будущим храмом и название – Свято-Димитриевский. Вероятно, это связано с именем Небесного покровителя Его Императорского Высочества Великого князя Димитрия Романова, собственника конного завода в с. Дубровка Миргородского уезда. Возможно, князь был в близких отношениях с семейством Белявцевых, людьми влиятельным на Полтавщине. Уместно отметить, что госпожа Белявцева имела в Ромодане немного земли, но под строительство подарила значительный и самый лучший участок своих владений. Основателями новой церкви стали князь Виктор Мещерский, мещанин Василий Кривонос (первый староста храма), благодетели Василий Клоповский, Илья Мирошниченко и др. Значительную помощь в строительстве и содержании церкви оказали местный землевладелец Павел Врагов и торговец Иван Бегма. Но больше всех заботилось о храме дворянское семейство Каховских: Николай Каховский, управляющий у помещиков Белявских, жил напротив церкви и после Василия Кривоноса много лет служил в ней старостой. Усилиями этих людей и началось земная жизнь Свято-Димитриевского храма.

http://sobory.ru/article/?object=20027

Тем же характером отличалась и его деятельность в должности Ректора Казанской Духовной Академии, где он был возведен в сан Епископа. Здесь закончился педагогический пятнадцатилетний период его деятельности: Епископ Антоний получил назначение на епархиальную кафедру в г. Уфу, а через 2 года – перевод на Волынь. Архиерейское служение его на Волынской кафедре – с 1902-го по 1914-й год – выразилось в неутомимой и разнообразной деятельности. В пастырских посланиях, в живом общении с духовенством и личным примером Владыка внушал духовенству образ «пастыря доброго, отца своего народа и благоговейного служителя Христовых Таин», внушал взгляд на пастырство, как на самое высокое служение на земле; входил в непосредственное общение с православным народом Волыни, особенно чрез Почаевскую Лавру; приводил интеллигенцию к Церкви; развил широкую благотворительность; строил величественные храмы – Троицкий Собор в Почаеве, Овручский собор; составлял службы святым. Одновременно с этим, он все больше и больше оказывал влияния на общее направление русской церковной жизни, особенно – со времени возведения его в сан Архиепископа и назначения постоянным членом Св. Синода в 1912 г. Казанская Духовная Академия поднесла ему в 1913 году почетное звание доктора богословия. Годы войны 1914–1917 провел Владыка Антоний на Харьковской Архиерейской Кафедре. Когда, по требованию революционных властей, он оставил Харьков и удалился в далекий Валаамский монастырь, Харьковское Епархиальное Собрание почти единогласно вновь избрало его на свою кафедру и добилось его возвращения. В том же 1917 году он участвовал в Московском Всероссийском Церковном Соборе и был одним из трех кандидатов в Патриархи. Возведенный на Киевскую Митрополичью Кафедру, он всего шесть месяцев правил Митрополией в Киеве. Развитие революционных событий надолго лишило его определенного места пребывания: 8 месяцев он прожил – без права выезда – в униатском Базилианском монастыре в Бучаче. Вслед за этим идут – возвращение в Киев на короткое время, отезд на юг России: Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатериноград, Новороссийск. Далее – Афон, возвращение в Крым, эвакуация в Константинополь, наконец, прибытие в 1920 г. в Сербию. В Югославии, в Сремских Карловцах, прожил Митрополит Антоний последний период своей жизни, объединяя, влиянием своей личности и как Председатель Собора Архиереев, Православную Церковь за границей. Из Сремских Карловцев Митрополит совершал поездки во Св. Землю и по разным городам и местностям Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010