Большую часть материалов, оставшихся после П., можно разделить на три отдела: материалы для этимологии (словаря), для грамматики и записки смешанного характера. В рукописях нашелся, между прочим, перевод части Одиссеи на малорусский язык размером подлинника. Судя по отрывкам, П. хотел дать перевод чисто народным языком, близким к стилю Гомера; и потому сделанное им начало перевода представляет труд, весьма интересный и в литературном, и в научном отношении. Как преподаватель, А. А. Потебня пользовался большим уважением. Слушатели видели в нем человека глубоко преданного науке, трудолюбивого, добросовестного и талантливого. В каждой его лекции звучало личное убеждение и обнаруживалось оригинальное отношение к предмету исследования, продуманное и прочувствованное. В течение 12 лет (1877–1890 г.) П. был председателем состоящего при Харьковском университете Историко-филологического общества и много содействовал его развитию. После смерти Потебни изданы статьи его: «Язык и народность» в «Вестнике Европы» (1893 г., сент.); «Из лекции по теории словесности: басня, поговорка, пословица» (1894); разбор докторской диссертации г. Соболевского (в «Известиях Академии Наук», 1896 г.); 3-й томи. «Записок по русской грамматике» (1899). Лингвистические исследования Потебни, в особенности главный его труд – «Записки», по обилию фактического содержания и способу изложения, принадлежат к труднодоступным, даже для специалистов, и потому имеет немалое значение их научное разъяснение в общедоступных формах. В этом отношении первое место занимают труды проф. Д. Н. Овсянико-Куликовского: «Потебня, как языковед и мыслитель», «Язык и искусство», «К психологии художественного творчества». Сравнительно более упрощенной популяризацией выводов Потебни служит брошюра г. Ветухова «Язык, поэзия, искусство». Обзор и оценка этнографических трудов Потебни даны проф. Н. Сумцовым в 1 т. «Современной малороссийской этнографии». Сборник статей и некрологов о Потебне издан Харьковским Истор.-филол. обществом в 1892 г.; Библиографические указатели статей Потебни: г. Сумцова – в 3 т. «Сборника Ист.-фил. общ. 1891 г., г. Вольтера – в 3 т. Сборн. Акад. Наук 1892 г. и наиболее подробный г. Ветухова, 1898 г. – в «Рус. Филол. Вестн.», кн. 3–4. Из статей, изданных по выходе книжки «Памяти А. А. Потебни», изд. Харьк. истор.-филолог. общ., выдаются по величине и обстоятельности: пр. Д. Н. Овсянико-Куликовского в «Киев. Стар.» 1903 г., пр. Н. Ф. Сумцова – в 1 т. «Записок Импер. Харьковск. Университета» 1903 г., В. И. Харциева – в V вып. «Трудов Педагогич. Отдела» 1899 г., А. В. Ветухова – в «Русск. Филол. Вестнике» 1898 г., г. Кашменского в «Мирном Труде» 1902 г., кн. I, и В. И. Харциева в «Мирном Труде» 1902 г. кн. 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Так бедность и милостыня сделали свое дело: засыпали канонический ров между Цареградом и Москвой, формально длившийся 83 года (1479—1562 г.). И вершители судеб московской политики во благовремении подняли вопрос о провозглашении Москвы патриархатом по всей законной форме через самих восточных патриархов. Учреждение Патриаршества    Этот момент на редкость богато представлен источниками и освещен в литературе. Кроме «Истории Русской Церкви» т. 10 митр. Макария, он по архивным материалам описан проф. прот. П. Ф. Николаевским («Хр. Чт». — 1879 г.) и вновь изучен проф. А. Я. Шпаковым (Одесса, 1912).    Архивные источники находятся: 1) больше всего в Московском Архиве Мин.Ин. Дел. Это так наз. «греческие статейные списки» бывш. Посольского Приказа. Затем следуют: 2) Сборник 703 московской синодальной (бывш. патриаршей) библиотеки (выписки из дел бывш. Патриаршего Приказа). 3) Сборник документов в Соловецкой рукописи 842 (Библиотеки Казанской Духовн. Академии). Из иностранных и иноязычных (греч.) источников, кроме писем современных восточных иерархов (п. Иеремии II, п. Мелетия Пига), рассеянных в разных русских изданиях, особенно примечательны два мемуарных источника, вышедших из-под пера двух епископов греков, спутников в Москву патр. Иеремии и соучастников в учреждении русского патриаршества:    а) Мемуары Иерофея, митрополита Монемвасийского. Издание в прилож. к Κ. ΣθАς. ВιоγρАψικоν σχεδАσμА Пερ τоυ Пχоυ Ιερεμоυ В Εν АθνАις. 1870.    и б) Мемуары Арсения митр. Элласонского. Напечатано с русс. переводом проф. А. А. Дмитриевским в «Труд. Киевской Дух. Академии», 1898—99 гг.    И еще того же Арсения описание поставления патриарха Иова в нелепой стихотворной форме (напечат. там же в «Тр. К. Д. Ак».)    Мемуары особенно ценны вскрытием закулисных подробностей. В официальных актах, как всегда, много условной фальши. Эта серия документов восполняется давно изданными, так называемыми:    а) «Уставными Грамотами об учреждении патриаршества (напечат. в «Собрании Государственных Грамот и Договоров» т. II);    б) «Уложенной Грамотой Московского Собора 1589 г». (напечатанной в Никоновской Кормчей 1653 г. и в «Жезле Правления»);    в) «Соборной Грамотой Восточных патриархов 8. V. 1590г». (Ibidem и, кроме того, в нов. изд. «Regel» «Analecma Byzanmino-Russica» СПБ. 1891 г.);    г) Постановление КПльского собора 1593 г. о месте русского патриарха (в славянском переводе изд. в «Скрижали» 1656 г. и в русском переводе в «Тр. Киев. Духовной Академии» 1865 г., октябрь).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

ОДДС. Т. 1. 1868; Памятники, издаваемые Комиссиею для разбора древних актов. К., 1846. Т. 2. С. 325; Величко С. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVII в. 1720. К., 1855. Т. 3. С. 227-233, 285-286, 348-352; Письма Лазаря (Барановича). Чернигов, 1865. С. 18-24, 28-29, 37, 54-55, 73-74, 92-94, 108-109, 117-118, 181-182, 189-190, 224-225, 248; Киев. собор 1691 г.//Киев. ЕВ. 1865. 8. Отд. 2. С. 313-329; АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 82-84; К., 1873. Ч. 1. Т. 5. С. 89-92, 148-159, 162-165, 214-216, 217-226, 276-290, 302-309, 317-319, 338-342, 367-391, 411-417; АЮЗР. 1873. Т. 7. С. 68-83; 1877. Т. 9. С. 256-258; Востоков А. Акт избрания Варлаама Ясинского архим. Киево-Печерского мон-ря//Киев. старина. 1887. Т. 18. 6/7. С. 573-576; Памятники, издаваемые Киев. комис. для разбора древних актов. К., 1898. Т. 1. С. 466-468; Величковський I. Твори/Изд. В. П. Колосовой, В. И. Крекотня. К., 1972. С. 150-155. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем, академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 211-228, 245-262, 289-290; Ч. 2. С. 6, 495-496; Петров Н. И. Новооткрытый киев. проповедник 2-й пол. XVII в.//ТКДА. 1892. 5. С. 93-123; он же. Киев. академия во 2-й пол. XVII в. К., 1895. С. 24-37; он же. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. М., 1904. Вып. 3: Б-ка Киево-Софийского собора; Из прошлого Киев. епархии: Варлаам Ясинский, митр. Киевский и Галицкий и Малыя России (1690-1707)//Киев. ЕВ. 1905. Ч. неофиц. 12-50; Малеванский Ф. Киев. митр. Варлаам Ясинский, 1690-1707//Киев. ЕВ. 1897. 18. С. 818-829; Голубев С. Т. Киев. академия в кон. XVII и нач. XVIII ст.//ТКДА. 1901. 11. С. 306-407; 1904. 11. Прил. С. 387-390; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 241-249, 373-374, 407-410, 446, 497; Титов Ф. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1916). К., 1916. Т. 1. С. 312, 371-385, 396, 400-401; Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 157-158; Понырко Н. В. Варлаам Ясинский//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. (XVII в.) С. 157-162; Kpuжahibcьkuй О. П., Nлoxiй С. М. Icmopiя церкви та peлiriйhoï думки в Ykpaïhi. К., 1994. Кн. 3. С. 101-104; История РЦ. Кн. 7. С. 536-543; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 49.

http://drevo-info.ru/articles/13672340.h...

Путеводитель. Одесса, 1884. Путеводитель на Святую Афонскую гору, а также по ее монастырям и скитам с приложением двух больших видов Афонской горы и тремя рисунками. – Одесса: Изд. русского Ильинского скита на Афоне, 1884. – 120 с.: ил. Российская Империя в фотографиях. Российская Империя в фотографиях. Конец XIX – начало XX в./Федер. арх. служба России; Рос. гос. архив кинофотодокументов; Авт.-сост. Е. Е. Колосова. – СПб.: Лики России, 2004. – 303 с.: ил. Россия и Православный Восток. Россия и Православный Восток: Константинопольский патриархат в конце XIX в. Письма Г.П. Беглери к проф. И.Е. Троицкому 1878– 1898 тт./Подгот. изд. Л.А. Герд. – СПб.: Изд. «Библиополис»: Изд. О. Абышко, 2003. – 415 с. Святая гора Афон. М., 1998. Святая гора Афон: Фотоальбом. – М.: Лето, 1998. – 160 с. Святогорский устав. [Хризостом (Кацулиерис), архим. с братиею.] Святогорский устав церковного исследования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина); Под ред. иером. Дионисия (Шленова) . – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра; Русский на Афоне Св.-Пантелеимонов монастырь, 2002. – 224 с. Скабалланович М. И. Толковый Типикон: Объяснит. излож. Типикона с ист. введ. – Репр. воспр. изд. 1910–1915 гг. (Киев). – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1–3. Собр. соч. и писем Святогорца. [Сергий (Веснин), иеросхимон.] Собрание сочинений и писем Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской, Палестине и русских святых местах: Новое изд. в четырех томах, заключающее в себе, кроме произведений, известных прежде, до 70 писем и соч. только теперь в первый раз являющихся в печати: С прил. полн. жизнеописания Святогорца и др. – СПб.: В.Головин, 1865. – Т. 1–4. Сосуд избранный. СПб., 1994. Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932/Сост., авт. предисл., послесл. и комм. М. Скляровой. – СПб.: «Борей», 1994. – 463 с.: ил., портр., факс. Спутник русского паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В феврале 1728 года Чарныш был переведен на жительство в Москву, но прожил недолго: он умер 30-го ноября того же года «з поврежденних внутренностей» и погребен 3-го декабря в большой церкви Новодевичьего монастыря. Чарныш был одним из самых тяжелых «державцев» для своих «подданных», с которых он брал непосильные поборы, о чем сохранилось множество жалоб. И не одними только поборами теснил он своих крестьян; теснил он их, пользуясь своим положением (особенно когда стал генеральным судьею), при всяком случае, когда можно было чем-нибудь попользоваться от крестьян. Когда в начале 1724 года всем стало уже известно, что Полуботок и Чарныш посажены царем в «темницу», народ положительно был уверен, что вслед за тем условия его жизни изменятся к лучшему. В апреле 1724 года крестьяне с. Подолков говорили: «не станем панщины робить, годи (довольно), уже Полуботка и Чарныша немаш (нет), то и сих панов не будет, которым приказано начальство». Бантыш-Каменский, «История Малой России», М., 1842, изд. 3-е, с. 73, 74, 80, 143–144, 146–147, 149, 152, 158, 162, прим. 109, 137 и 202. – Н. И. Костомаров , «Павел Полуботок», Русская Старина, 1876, март, с. 509–516. – А. Лазаревский, «Описание Старой Малороссии», т. I, Полк Стародубский, Киев, 1888, с. 38, 45–47, 200–201, 313, 340, 352, 416; т. II, Полк Нежинский, Киев, 1893, 277–279, 281, 283, 287, 363, 386–387, 432. – А. Лазаревский, «Очерки быта Малороссии в XVIII веке», III, Сотники, Русский Архив, 1873, с. 359–360. – А. Лазаревский, «Павел Полуботок», Русский Архив, 1880, кн. I, с. 148, 152, 175, 178, 201, 206, 209. – А. Лазаревский, «Черниговская летопись по новому списку (1587–1725)» и «Коломацкие челобитные», Киев, 1890, с. 20, 29. – Гр. Милорадович, «Сказания о роде дворян и графов Милорадовичей», Киев, 1884, с. 96–98, 100. – Любецкий архив графа Милорадовича, Киев, 1898, с. IV, 1–3. – О роде дворян и графов Милорадовичей, прил. к Русскому Архиву, 1871 г., с. 12, 15, 16, 27. – Сборник Имп. Русского Исторического Общ., т. XI, СПб., 1873, с. 515; т. LVI, СПб., 1887, с. 269–270, 290, 607. – Киевская Старина, 1882, III, 480; V, 342; 1883 г., VII, с. 530–33. – Полное Собрание Законов Росс. Империи, т. VI, с. 455, 682; т. VII, с. 415–417. – Списки Полтавской Ревизионной Комиссии, 475, л. 293–294, в Архиве Деп. Герольдии Прав. Сената. – Дневник генерального подскарбия Якова Марковича, г. II, с. 200, 213, 237, 266–267. – Письма и бумаги Петра Великого, т. I (1688–1701), СПб., 1887, стр. 793, 798.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1 . Bagin M. Meterikon Die Weisheit der Wüstenmütter, 2004. – 160 s. 2 . Beck H. G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959. – 843 s. 3 . Gouillard J. Une compilation spirituelle du XIIIe siècle. «Le livre II de l " abbé Isaïe». In: Échos d " Orient, tome 38. 1939. – 647 s. 4 . Hausherr I. Le Métérikon de l " abbé Isaïe//Études de spiritualité orientale. (OCA; 183). R., 1969. – 422 s. 5 . Heine M. Die Spiritualität von Asketinnen: Von den Wüstenmüttern zum städtischen Asketinnentum im östlichen Mittelmeerraum und in Rom. Vom. 3. Bis zum 5. Jh. B., 2008. – 198 s. 6 . Войтенко А.А., Двали М.Р, Сидоров А.И. , Турилов А.А. Apophthegmata Patrum//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. III. – 752с. 7 . Указатель статей, содержащихся в двадцати пяти годах «Воскресного чтения». С 1 (1837–38) по XXV (1861–62) г. Киев, 1863. 8 . Исайя Египетский. Митерикон: Собр. наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре/Пер. еп. Феофана. Изд. Афон. рус. Пантелеймонова монастыря. М., 1891. – 199 с. 9 . Кретов, А.В. Ценностно-смысловое пространство перевода избранных мест Октоиха, сделанного святителем Феофаном Затворником /А.В. Кретов, О.Е. Павловская//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2019. 1 (232). – С. 79–84. 10 . Луховицкий Л.В. Исаия//Православная энциклопедия. М., 2011. Т. XXVII – 647 с. 11 . Митерикон: Собр. наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре/Пер. еп. Феофана. Изд. Афон. рус. Пантелеймонова монастыря. 2-е изд., доп. М., 1898. – 269 с. 12 . Охлупина И.С. Образы святых женщин в Византии VIII–XII вв.: становление, эволюция, типология: автореферат дис. ... канд. истор. наук. Екатеринбург, 2011. 13 . Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. 14 . Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. 2014. 582 с. 15 . Скурат К.Е. Великие учителя Церкви. Клин, 1999. – 284 С. 16 . Смирницких Т.В. Характер и специфика частной жизни женщины в ранней Византии: диссертация ... кандидата исторических наук. Белгород, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ведом.» за 1894 г., 26. Аскоченский, «Киев с древнейшим его училищем – Академией», Киев, ч. I, стр. 64–65. – Филарет, архиепископ Черниговский, «Обзор», 3-е изд., стр. 173–174. – Харлампович К. , «К истории западнорусского просвещения. Виленская братская школа в первые полвека ее существования» («Литовские Епарх. Ведомости» за 1897 г. – Отдельно: Вильна, 1897 г.). – Харлампович К. , «Западнорусские православные школы XVI и начала XVII века, отношение их к инославным», Казань, 1898 г. – Леонид, архимандрит, «Леонтий Карпович, церковный вития православной юго-западной Руси в XVII столетии, и два его слова», Москва, 1878 г. – Молчанов Н., «Критико-библиографическая заметка на предыдущее сочинение архим. Леонида» («Православное Обозрение», 1880 г., ноябрь, стр. 495–517). – Д. Сцепура, «Виленское Свято-Духовское братство в XVII и XVIII столетиях», Киев 1899 г., стр. 57, 63 и др. – Голубев, «История Киевской академии». – П. Н. Жукович, «Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковною унией» (Вып. I, II и III). – Строев П., «Списки иерархов и настоятелей монастырей», СПб., 1877 г. – Макарий, митрополит, «История русской церкви», т. IV, стр. 114. – Диев, протоиерей, «Поверка иерархических каталогов российских древних епархий с летописями и актами 1858 г.» (Рукопись Архива Св. Синода). – Теодорович Н. , «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», Почаев, 1888 г., т. I. – Смирнов, «Исследование о времени построения в Вильне церкви Св. Духа и основание при ней монастыря 1607 г.» («Литовские Епарх. Ведомости», 1865 г., 6). – «Вестник Западной России» 1865–1866 г., кн. III, т. I, стр. 159–164. – Смирнов, Флегонт, «Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание», Вильна, 1888 г., стр. 23–24, 26–32, 40–48. – Виленское Свято-Троицкое, впоследствии Свято-Духовское, братство. СПб., 1876 г. – Н. Т-ский, «Леонтий Карпович – южно-русский проповедник конца XVI и начала XVII в.» («Руководство для сельских пастырей», 1872 г., 32). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

E. Schürer. Geschiche des Judischen Uolkes in Zeitalter Jesu Christi. Zweiter Band. Leipzig. 1898. E. Schürer. Geschiche des Judischen Uolkes in Zeitalter Jesu Christi. Dritter Band. Leipzig. 1898. W. Weiffenbach. Der Wiederkunftsgedanke Jesu. Leipzig 1873. B. Weiss. Lehrbuch der Biblischen Theologie des Neuen Testaments. Berlin. 1868. B. Weiss. Das Leben Jesu. Zweiter Band. Berlin 1882. H. Wendt. Die Lehre Jesu. Erster Theil. Göttingen. 1886. H. Wendt. Die Lehre Jesu. Zweiter Theil. Göttingen. 1890. C. Wittichen. Die Jdee des Reiches Gottes, dritter Beitrag zur biblischen Theologie insbesondere der sunoptischen Reden Jesu. Göttingen. 1872. A. Wünsche. Neue Beiträge zur Erläuterung der Evangelien aus Talmud und Midrasch. Göttingen 1878. Преимущественно во второй части исследования источниками и пособиями были следующие сочинения: Св. Иоанн Златоуст . Толкование на святого Матфея евангелиста (Беседы LXXV–LXXVIII). Творения св. Иоанна Златоустог о т. VII, кн. 2-я. Изд. С.П.Б. Дух. Академии. Бл. Иероним. Commentaria in evangelium s. Matthaei. Migne, Patrologiae cursus completus. Series prima, t. XXVI. Св. Кирилл Александрийский . Commentarius in Lucam. Migne, Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. LXXII. Ориген . Commentaria in Evangelium secundum Matthaeum. Migne, Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. XIII. Евфимий Зигабен . Толковое евангелие от Матфея, составленное по древним святоотеческим толкованиям. Киев 1886. Блаж. Феофилакт. Благовестник или толкование бл. Феофилакта архиеп. Болгарского на св. Евангелие, 1–3 части. Казань 1869. Архим. (Епископ) Михаил. Толковое евангелие. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Москва. 1871. Архиеп. Иннокентий Херсонский и Таврический. Сочинения т. VI – Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Москва 1874. J. Bengelius. Gnomon Novi Testamenti t. I. Tubingae 1885. F. Bleeck. Synoptische Erklärung der drei ersten Evangelien. Zweiter Band. Leipzig 1862. R. Cornely. Cursus scripturae sacrae. Commentarius in evangehen secundum Matthäum. Pars altera 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Новая, реформированная духовная школа, правда не сразу, но все же своевременно, обратила внимание на необходимость дать учащемуся духовному юношеству научное руководство   к   прохождению   пастырского   служения. После упразднения Комиссии духовных училищ в 1839 г. и пересмотра программ духовных школ появились почти одновременно два курса Пастырского богословия. Это книга архим, (впоследствии архиеп. Казанского) Антония (Амфитеатрова) , вышедшая в 1851 г., и произведение еп. Кирилла (Наумова) в 1853 г. Первая из них, в сущности и неоконченная, гораздо слабее Догматического богословия того же автора, крупного для своего времени русского богослова, и страдающая немалыми недостатками, особливо формализмом и узостью, «Пастырское богословие» еп. Кирилла, доставившее ему степень доктора богословия, является по словам историка СПБ Д. Ак. проф. Чистовича, «первым опытом изложения пастырских обязанностей в научном виде» («История СПБ Д. Ак.», стр. 290). Оно, конечно, устарело для нашего времени, но обладало прежде всего тем достоинством, что было более или менее полным и главное, научным руководством. А.С.Стурдза, известный писатель на богословские и церковные темы, является автором весьма полезных «Писем о должностях священного сана». Это, как видно из заглавия, не курс и не система, но практически полезная книга. Такою же практической ценностью отличаются еще две книги: «Памятная книжка для священника, или размышления о священных обязанностях», архиеп. Костромского Платона (Фивейского) , б. проф. Моск. Д. Ак. (Москва, 1860) и «Практическое руководство для священнослужителей» П. И. Нечаева . Известным пасторалистом киевским был проф. В. Ф. Певницкий , немало писавший на темы о пастырствовании и книги его «Священник» (Киев, 5-ое изд. 1897), «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (СПБ. 3-е изд. 1898) остаются и до сего времени ценными, несмотря на их некоторую так сказать «благополучность» и наивность. Они были хороши в спокойное и безмятежное время своего писания, но совершенно лишены момента проблематики и современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Восторгов И. , протоиерей. Тобольские торжества. – М., 1916. Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 17, 110, 113, 114. Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. – Чернигов, 1903. – С. 75, 76, 99, 100, 102, 103, 106, 107. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь (историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 56, 58, 59. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. – Казань, 1913. – С. 165, 166. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1861. – С. 52–62. Благовещенский И. А., протоиерей. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк): в 2 ч. – М., 1875. – Ч. 1. – С. 80, 81; ч. 2. – С. 3. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом: в 2 т. – СПб., 1862. – Т. 2. – С. 115, 118. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891; 1883. – С. 131. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 211–213. Шляпкин И. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651–1709)//Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876– 1918; 1891. – Т. 24. – С. 283 и др. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 633, 904. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 318, 510, 514, 907. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1415, 1417. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25, 54. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 688. Холмский народный календарь на 1917 год. – М., 1916. – С. 98–104.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010