Недопустимо без разбору присоединять всех, ибо такой священник уподобляется Иуде предающим Христа убийцам ». Здесь предлагается обратить особое внимание на то, возможно ли в принципе присоединение к Церкви человека «до смертного одра», который сознательно крестился и сознательно отпал. Так велит Правило свт. Григория Нисского: « Произвольно отрекшийся от веры в Господа нашего Иисуса Христа и присоединившийся к иудейству, или язычеству, или манихейству, или к иному какому-либо из многих видов безбожия, потом раскаявшийся, должен совершать покаяние в течение всей своей жизни: ибо таковому не дозволяет никогда во время совершения таинственной молитвы вместе с верными поклоняться Богу, но он должен и молиться наедине и быть совершенно чужд причащения Св. Таин, и (только) при наступлении смерти должен причаститься Божественных Даров; и, если паче чаяния случится ему остаться в живых, должен быть снова подвергнут тем же епитимиям на всю жизнь, не сподобляясь Св. Таин до исхода своего ». С одной стороны, это Правило можно отнести к подавляющему большинству тех, кто в последние десятилетия серьезно погрузился в оккультизм – «произвольно отрекшись от веры», но, с другой, как уже отмечалось, вопрос в том, насколько можно считать их «возродившимися» в слепом принятии Крещения в суетном постперестроечном времени. Перемена суеверий – не «отречение». Но строго – факт остается фактом: они сподобились купели Крещения и укрепляемые от нее Благодатью – отреклись . В нас нет сил и Веры христиан первых веков, и потому для них изыскиваются все возможные послабления у тех же Святых Отцов и последующего опыта Церкви. И таковые есть: второй образ Чина присоединения с Таинством Миропомазания по Правилу свт. Мефодия, Патриарха Константинопольского , как это и указано в вышеприведенной канонической справке. Приведем здесь и само это Правило в виде копии оригинального текста первой печатной Кормчей, составленной при Патриархе Иосифе в 1650 году (стр.1289-90, повтор изд.: 1786, 1888, 1913). На это же Правило («Устав») ссылается Митрополит Петр Могила в известном Требнике (Киев, 1646г.) . Само чинопоследование Св. Мефодия Константинопольского можно найти, к примеру, в Большом Требнике, изданном (репринт) Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в 1992 году. Приведем из него фрагмент – окончание .

http://bogoslov.ru/article/1331505

В клировой ведомости за 1856г. отмечено, что церковь имела белокаменную трапезную, но «по древности своей темна, сыра, в стенах трещины». По состоянию на 1866г. храм с. Кувекино (престолы Рождества Христова, Всех Святых и Святителя Николая) был приписан к церкви Покрова Пресвятой Богородицы соседнего с. Яковлево (разрушена в советское время). В 1857-1858гг. крестьяне Шаганинского общества Подольского уезда пожертвовали 1000 рублей на строительство новой церкви. Чтобы собрать остальную сумму и достроить храм, понадобилось еще 20 лет. Церковь спроектировал в 1873г. архитектор Александр Карлович Леман (1836- после 1880). Освящение храма состоялось в 1880г. он закрыт в 1937г. и использовался как клуб, потом заброшен. Возвращен верующим в 1995г. В 1614г царем Михаилом Федоровичем выдана жалованная грамота на владение селом Кувекиным на р. Плесенке настоятелю Благовещенского собора в Московском Кремле и царскому духовнику протопопу Андрею с братией. Его преемник Кирилл был царским духовником с 1614 по 1617 г. С 1617 по 1635г. селом владел протопоп Максим Максимов, в патриарших окладных книгах 1628 г. записано: «за протопопом Благовещенского собора Максимом Максимовым, церковь Рождества Христова, придел Святителя Николая, древяна, строение протопопово. У церкви во дворе поп Иван Федоров, дьячок, пономарь, в селе двор протопопова брата Моисея Максимова, крестьян 18 дворов». Протопоп Максим венчал 1-м и 2-м браком царя в Успенском соборе, крестил в Чудовом монастыре цареву Ирину Михайловну, в 1629г. – царевича Алексея Михайловича (а впоследствии участвовал в его венчании на царство). В начале 1635г. принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник (1635-1645)Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор. В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=11974

Вадим К. Виктору 9 марта 2018, 13:41 Не капитализм причина секуляризации на благополучном Западе. Скорее наоборот, сперва происходит секуляризация внутренняя, в духе, а потом она находит отражение во внешнем, т.е. в том самом капитализме, активном стремлении к стяжанию того самого благополучия. Все-таки дух движет историю, а не она руководит дух. Внутренняя секуляризация, обмирщение духа происходит рано или поздно у всех религиозных сообществ. В чем она? Как раз в том, что со временем они непременно дают торжество Букве, т.к. следовать ей гораздо легче, чем совершать подвиг по-настоящему духовный. Буква хорошо уживается с эгоизмом, дух его не может терпеть, потому что до ревности, неполовинчато он любит, как говорит ап.Иаков. Вадим 9 марта 2018, 12:33 Хорошая,нужная статья.Тут есть над чем задуматься и на,мирянам, и священнослужителям всех рангов и государству.Насильно к Вере не приведешь, а Россия без Бога становится страной ГРЕХА!!!Спаси Господи. Андрей 9 марта 2018, 08:49 Хорошая и страшная статья. Нам бы на эти грабли второй раз не наступить.Пастыри Божии должны являться примером для народа,а мы нередко видим обратное. Виктор 8 марта 2018, 22:43 " Революция – враг христианства! Антихристианское настроение есть душа Революции». Тютчев, видимо, пришёл к этому заключению по итогам французской революции. Но хотелось бы увидеть серьёзную статью, в которой анализировались бы причины всеобщей секуляризации на благополучном Западе. Там ведь не было большевиков, репрессий, хрущёвских гонений, а древние храмы переоборудуют под спортзалы, пивбары, мечети. Может быть, капитализм для христианской веры враг более страшный, чем большевики? Ирина Лукьянова 8 марта 2018, 22:02 К сер. XVIIb. разорительные набеги крымского хана вынудили Московское царство начать строительство очередной засечной черты на юге, в Диком поле. В то время на широте Белгород-Воронеж-Тамбов осмеливались жить только служилые люди (военные) и духовенство. И те и другие - не по собст.воле, а по Государеву указу, на Белгород.засечной черте. Из переписной книги воронеж.уезда 1646г: " ...Живоначальные Троицы Борщев монастырь на реке на Дону, слобода, в ней поп Степан, вдовой поп Алексей нищ, просвирница Прасковьица, у ней сын Самошка Ондреев, старица Евдокея, полоняник Панка, Петрушка слепой, у него сын Родка...Питаютца Христовым имянем " . Костенеть было некогда. Еле выживала церковь на гос.службе.

http://pravoslavie.ru/111286.html

Арсений Желиборский , епископ Львовский 1641–1650 г., подписавшийся под определениями патриаршего собора 1642 г. о кальвинистах (Ист. Русск. ц. IV, 199). Для распространения книг, нужных в церкви, он, по примеру предшественника своего Гедеона Болобана, открывал на свое иждивение типографию во Львове. Так пишет он в предисловии к изданному им требнику 1645 г. Известны его предисловия к изданным им в своей типографии: служебнику 1646 г., катехизису 1646 г., номоканону 1646 г. Краткий катехизис, изданный им во Львове 1646г., издан в новом переводе. В Киевском издании язык учено-малорусский, во Львовском язык Галицкой Руси. Вот заглавие катехизиса Львовского: «Зобрание короткой науки о артикулах веры православно-католицкой християнской, як церковь всходная апостольская учит; а для цвичения людий молодых до друку поданое во Львове, при церкве столечной св. великомуч. Георгия». Иоиль Труцевичь , игумен Оршанского Кутеинского монастыря, в 1654 г. приглашенный патриархом Никоном в Иверский монастырь, захворал на дороге и просил непременно перенесть кости его туда, куда стремилась душа его, чтившая великого Никона: «Аз, говорил он, послушание мое к пастырю и по смерти сохраню» (Ист. Русск. н. IV, 44). На юго-западе известен он был ревностью к изданию полезных книг. Им написаны умные предисловия к изданным им книгам в Кутеинском монастыре: к Брашну духовному, сиречь Псалмам, 1639 г., к Трефологию 1647 г., к Диоптре 1651 г., к Псалтыри и новому завету 1652 г., к Лексикону Берынды 1653 г. Предисловие к Трефологию, сокращенному против Львовского, изображает бедствия церкви, угнетаемой папизмом (кн. Толстого, стр. 237, 238). 177. Зиновий Богдан Хмельницкий , знаменитый гетман казаков, столько же храбрый и умный, сколько известный любовью к св. вере. Он получил блистательное образование: знал языки греческий, латинский, польский, татарский; сперва слушал уроки в Киевской школе, потом в Ярославле у иезуитов; служил при дворе; воевал с турками и был у них в плену. Когда страдания Малороссии достигли крайней степени, он принял на себя избавить ее от близкой погибели и спас. Скончался в 1657 г., горько оплаканный народом, благодарным ему за свою свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник (1635-1645)Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор. В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов». Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора с сентября 1645 по 1656гг. был первым духовником царя Алексея Михайловича, участвовал в его венчании на царство и в венчании с Марией Ильиничной Милославской. Образованный и строго религиозный, заботившийся о поднятии нравственности и просвещения народа, в 1649г. он вступил в столкновение с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии на богослужениях. Тогда существовал обычай многогласия, осужденный еще Стоглавым собором: в церкви одновременно читали и пели различные богослужебные тексты, Иосиф на Соборе 1649г. поддержал эту практику. Стефан Вонифатьев был главой кружка ревнителей благочестия, которые выступали за единогласие, их поддержал царь, и так же высказался Собор 1651г. После смерти Иосифа ревнители благочестия хотели бить челом государю, чтобы патриархом стал Стефан, но он отклонил свою кандидатуру и указал на Никона, после избрания которого был оттеснен от царя и подвергнут наказанию. Протопоп Аввакум отзывался: он «был благоразумен и житием добродетелен». Однако Стефан двоедушно вел себя с Никоном и старыми друзьями, и когда Иоанн Неронов бежал из Кандалакшинского монастыря в Москву, то становился в его доме. Чуму 1654г., истребившую все придворное московское духовенство, Стефан пережил, выехав из Москвы с царским семейством. В том же году в Москве у Красного Холма он основал пустынь в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которую в 1656г.

http://sobory.ru/article/?object=11974

Латинизируется самая душа народа. Эта внутренняя интоксикация религиозным латинизмом, этот «крипто­романизм» был вряд ли не опаснее самой Унии». «С культурно- исторической точки зрения. Киевская учёность есть несомненное и значи­тельное событие, не только явление. Это первая и открытая встреча с Западом. Можно было бы сказать, свободная встреча, – если бы она не окончилась не только пленом, но именно сдачею в плен. И потому эта встреча не могла быть творчески использована. Сложилась школьная традиция, возникла школа, но не создалось духовного и творческого движения. Сложилась подражательная и провинциальная схоластика, именно «школьное богословие»... Это обозначало некую новую ступень религиозно-культур­ного сознания. Но в то же время богословие было сорвано с его живых корней. Возникло болезненное и опасное раздвоение между опытом и мыслью». Митрополит Пётр (Могила) скончался рано, в возрасте 50-ти лет, на пороге 1647 г. Несмотря на столь раннюю кончину, от него осталось значительное ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ. Некоторые его сочинения использовались в православных духовных школах в качестве учебников и пособий вплоть до начала XX столетия. Из наиболее известных отметим «Камень веры» (полное название – « Лифос или камень с пращи истинной Русской Церкви») (1644 г.), «Евхологион» (более известен как «Требник Петра Могилы ») (1646г.), но наиболее значимым его трудом является «Православное исповедание веры» или катехизис. Сочинение написано в 1640 г. на латинском языке, так как предназначалось, прежде всего, для «богословов и богословствующих». Есть большая вероят­ность, что к этому труду причастен не только митрополит Пётр: полагают, что главным его составителем был ректор Киевской коллегии игумен Исаия (Козловский). По мнению проф. А. Карташёва . «...Могила явно был обеспокоен той атмосферой соблазна, которая повисла над греческим Востоком из-за вскрывшегося (в 1633 г.) факта искреннего приятия выдающимся по учёности греческим богословом, пять раз зани­мавшим кафедру Вселенского Патриарха, Ки­риллом (Лукарисом) кальвинистической форму­лы «оправдания человека одной верой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Службы и Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. 1646г. Москва. Печатный двор. Из собрания М.И. Чуванова. Российская государственная библиотека. На развороте: служба преподобному Сергию Радонежскому 14 июля 2014 г. 12:00 От Преподобного Сергия до Преподобного Серафима ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА В МОСКОВСКОМ МУЗЕЕ ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА СВЯЗЫВАЕТ НАСЛЕДИЕ ДВУХ ВЕЛИЧАЙШИХ УГОДНИКОВ БОЖИИХ Эстафету юбилейных выставок, посвященных 700-летию Преподобного Сергия Радонежского (см. нашу публикацию в 6 ЖМП), подхватил Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева . Здесь решили не ограничиваться рамками богатейших фондов, связанных с именем «игумена Земли Русской», а попытались связать их с наследием другого великого святого нашей Церкви – Преподобного Серафима Саровского. Выставка «От Преподобного Сергия Радонежского до Преподобного Серафима Саровского» – отнюдь не новое слово в современном экспозиционном деле. Но на любопытные параллели вдумчивого посетителя она обязательно наведет. От инкунабул до открытий последних лет Самое первое ощущение - эклектичность как всей экспозиции, так и отдельных экспонатов. Но это, пожалуй, оттого, что устроители собрали в компактном музейном зале несколько десятков икон знаменитых «собеседников» Преподобного Сергия – его пострижеников, учеников и последователей, основавших множество обителей в московских, вологодских, поволжских и северных землях. Меж тем, в этом большом разделе присутствует безусловный «лидер». Это только-только покинувший реставрационные мастерские образ Ветхозаветной Троицы с несколькими подробно проработанными сюжетами, тематически связанными с истреблением Содома и Гоморры (Авраам поклоняется Троице, Авраам омывает ноги Ангелам, Авраам умоляет Ангелов пощадить праведников в Содоме, Авраам закалывает тельца, Сарра месит тесто, жертвоприношение Адама, Ангелы выводят Лота и его семейство из Содома, гибель Содома и превращение Лотовой жены в соляной столб). Он был написан в конце XVIII века в Поволжье.

http://e-vestnik.ru/culture/sergiy_i_ser...

Живоносный источник, В Билярске (пригород) Чистопольского уезда, Казанской епархии Чудеса в Мае 1891г. (Воскресный День 1892, стр. 461–463) См. Источная. Живоносная источница, в селе Валяеве, в 12 вёрстах от Пензы (Церковные Ведомости 1892, стр. 1090) Живоприятная или Предвозвестительница, на Афоне, в Ватопеде. Празднование 21 Января. Известна с 382г. Животодательница, или Ватопедская Отрада. Жиздринская-Страстная, (И Тебе Самой душу пройдёт оружие)... Жировицкая, 1191, Мая 7, в Гродненской епархии, в монастыре Жировицком, в 9 вёрстах от г. Слонима. Пред нею совершились все действия, приготовившие в 1839г. воссоединение униатов. (Русский Паломник 1894, Закланная, на Афоне, в Ватопеде; известна по чуду поражения недугом и слепотой и потом исцелению ударившего в неё ножам экклисиарха (Русский Паломник 1890, Заоникиевская,1588, Июня 23, в Заоникиевской пустыни, Вологодской епархии (копия Владимирской; Кормчий 1896, Зимненская, в селе Зимном, в Святогорском монастыре, в 5 вёрстах от Владимира Волынского; по преданию, этой иконой патриарх Константинопольский благословил царевну Анну на брак с великим князем Владимиром, Х века. Обитель возобновлена в 1894г. (Церковные Ведомости1894, Златоворотская, в Киеве, в Троицкой церкви. Прежде находилась в Златых воротах Киева. Знамения-Владимирская, 1646г., во Владимире. Знамения-Вологодская, явилась 1571, Сентябрь 2, в церкви Иоанна Предтечи, в Дюдикове пустыни, близ Вологды. Икона малых размеров; в верхней части Знамение Божьей Матери, под ним святые Архангелы Михаил и Гавриил, Василий Великий , Николай Чудотворец, великомученик Георгий, мученица Параскева, великомученики Никита и Варвара; в церкви её имени, в монастыре Святого Духа, в Вологде. Знамения Курская, 1295г. Сентябрь 8, сначала в Рыльске, в 1597г. была приносима в Москву, с 1618г. в Курске; крестный ход в 9 пятницу из Курска в Коренную пустынь; вторичное празднование 27 Ноября; чудесное спасение от взрыва 1898 Марта 8 (Русский Паломник 1898, прославленная копия в селе Покошичах, Кролевецкого уезда (Русский Паломник 1893, и 1895,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Сезенево. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь. Георгиевская церковь. Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь каменная, построена в 1766 г. расстоянием от г. Вятки в 96 верстах, от уездного города в 63 верстах, от благочиния в 12 верстах. Часовня в Онохинской деревне деревянная, построена в 1904 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: пахотной 33 десятины, сенокосной 8 десятин, лесной 25 десятин. Братский денежный доход по общей кружке: священника 642 руб. 99 коп., диакона 428 руб. 66 коп., псаломщика 214 руб. 33 коп.; по частной кружке: 1-му священнику 241 руб. 80 коп., псаломщику 80 руб. 60 коп., 2-му священнику 231 руб. 60 коп., 2-му псаломщику 77 руб. 20 коп., диакону 157 руб. 8 коп. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. ржи, 120 пуд. овса, 60 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 2766 муж. пола 2908 жен. пола, приход состоит из 48 селений, расстоянием до 10 верст. Село расположено по обоим берегам реки Чепцы. В приходе четыре школы: в селе мужская земская и церковно-приходская женская, в дер. Евсюнинской в 4 верстах земская и в дер. Вотинской в 8 верстах церковно-приходская. Прихожане большею частью занимаются земледелием, а отчасти рыболовством и лесоводством. В церкви имеются древние иконы: Преображение Господне 1780 г., Божией Матери Казанской 1780 г., Георгия Победоносца 1807 г., Св. и Чуд. Николая, особенно чтимая прихожанами. Кроме икон есть еще старинный напрестольный крест серебряный 1762 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». В начале VIIb. на месте нынешнего села стоял Сезеневский починок, в котором вскоре после дозора кн. Звенигородского в 1615г. была поставлена церковь во имя Страстотерпца Георгия. По дозорной книге Доможирова 1629г. в Чистянском стане на р.Чепце значится погост, а на погосте церковь святого мученика страстотерпца Георгия с трапезою. Этот погост с Георгиевской церковью значится и в переписной книге Отяева в 1646г. По переписной книге Караулова в 1654г. значится погост Сезеневский. Около 1648г. близ теплой Георгиевской церкви была срублена холодная в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1686г. были две деревянные церкви, каждая с двумя приделами, в честь Казанской иконы Божией Матери, Михаила Архангела, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Одна церковь была теплая, другая – холодная. Тогда же прихожане предложили поставить вместо ветхой церкви новую деревянную церковь. Через несколько лет, но не ранее 1693г., к которому относится выданная преосвященным Ионою храмозданная грамота от 13 марта 1693г., была построена теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери вместо обветшавшей Георгиевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11818

Успение Богоматери. Икона. 1-я пол. XVII в. Ярославль. 122х101 см. ЯМЗ В середине XVII в. была написана и чрезвычайно интересная икона Ярославского областного музея изобразительных искусств – «Сергий Радонежский в житии». Воскресение – Сошествие во ад. Икона. 1640-е гг. Ярославль. 137х103 см. ЯМЗ. Происходит из Спасопробоинской церкви в Ярославле По обилию исторических сюжетов образ Сергия уникален даже среди ярославских икон XVII–XVIII вв. В среднике иконы святой изображен на фоне холмистого пейзажа, на отрогах которого представлены сцены из русской истории конца XV в. – начала XVII в.: «Приезд Софии Палеолог на моление в Троице-Сергиев монастырь», «Осада города Опочки», «Присоединение горных черемис и постройка города Свияжска», «Взятие Казани», «Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы поляками». Все эти необычные для других житийных икон Сергия сюжеты были почерпнуты ярославским художником из текста жития святого, изданного в 1646г. по списку новой редакции, которую составил келарь Троице-Сергиевой лавры Симон Азарьин. По манере исполнения сцены в среднике и клеймах иконы имеют много общего с образом «Толгской Богоматери» 1655г., но отличаются более светлой тональностью. Все композиции клейм даны на темном зеленовато-коричневом фоне, и лишь по верху перенасыщенного изображениями средника художник положил узкую полосу золота. Как и в иконе «Толгской Богоматери» 1655г., в композициях клейм и средника большое место занимают изображения всевозможных архитектурных сооружений. В иконе «Сергий Радонежский» они даже вытесняют в сцене «Явление старца отроку Варфоломею» картину ландшафта, необходимую по самой сути представленного в ней сюжета. Большой правдивостью отмечены изображения известных архитектурных памятников Московского Кремля: колокольни Ивана Великого, Спасской башни и Успенского собора, на фасаде которого иконописец воспроизвел характерную облицовку плитами белого камня. Богоматерь Всеблаженная. Икона. 3-я четв. XVII в. Ярославль. 54,5х46,5 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010