Старопечатные книги: Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 25.VII.1595). 8°, ок. 238 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 26.Х.1596). 8°, ок. 236 л. Псалтирь с восследованием (Правило истиннаго живота христианскаго). (Острог, 23.XII.1598). 8°, 439 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, 1601). 12°, 246 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Леона Мамонича, ок. 1609). 12°, 230 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1611). 8°, 257 л. Часослов с восследованием. (Острог, 25.V.1612). 8°, 496 л. Анфологион. (Евье, тип. Братства, 1613). 16° 236 л. Молитвы повседневные. (Евье, тип. Братская, 1615). 12°, 443 л. Часослов. (Киев, тип. Лавры, 20.XII.1616). 4°, 190 л Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1621). 12°, более 309 л. Полуустав. (Вильно, тип. Братская, 1622). 8°, 431 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 5.XI.1625). 2°, 649 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1625). 4°, 205 стр. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 1.IV.1629). 4°, 308 стр. Часослов полуставный. (Черная, тип. П. Лютковича, 10.VIII.1629). 8°, 501 л. Молитвы повседневные. (Вильно, тип. Братская, 1635). 8°, 268 л. Акафисты. (Киев, тип. Лавры, 8.XI.1636). 4°, 360 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 14.IV.1636). 4°, 488 л. Канонник. (Москва, Печатный двор (Ф.Бурцов), 15.I.1641). 8°, 416 нн. л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1643). 8°, 1248 стр. Молитвословец (Ефимериос). (Вильно, тип. Братская, ок. 1644). 12°, более 207 л. Полуустав. (Евье или Вильно, тип. Братская, 1646). 2°, 227 л. Ефимериос. (Вильно, тип. Братская, 1652). 12°, 345 л. Часослов с молитвам повседневными (Киев, тип. Лавры, 1657). 24°, 461 л. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 17.III.1658). 2°, 1146 стр. Псалтирь с восследованием. (Москва, Печатный двор, 1660). 12°, 1314 стр. Канонник. (Москва, Печатный двор, 30.VII.1662). 8°, 386 л. Полуустав. (Киев, тип. Лавры, 1672). 8°, 672 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, XII.1672). 8°, 166 л. Канонник. (Москва, Печатный двор, II.1679). 8°, 379 л.

http://bogoslov.ru/article/5233602

О том, что употребление молитв «спальных» — это живая и развивающаяся традиция русской книжности XV–XVI вв., говорит разнообразие молитв, которые присоединялись к исходному ядру из пяти текстов. В качестве примера сравним состав чина молитв в сборнике прп. Кирилла Белозерского (перв. четв. XV b.) и в Псалтири с восследованием государева посольского дьяка Митрофана Фёдоровича Карачарова , которая писана в 1507 г. в великокняжеской книгописной мастерской Москвы. В обоих списках добавлена молитва «Вседержителю, Слово Отчее» (2-я в современном чине), однако в сборнике Карачарова число добавлений больше: в конце чина встречаем молитвы Кресту и прп. Иоанна Дамаскина — те же, что завершают современное последование. Как сообщает запись в Псалтири Митрофана Карачарова, в 1526 г. он принял постриг в Пафнутиевом Боровском монастыре с именем Марко . Видим, что Псалтирь служила ему в качестве сборника келейного правила как в миру на государственной службе, так и в монашестве.   Пополнение состава молитв «спальных» в рукописях   ГИМ. Син. 329 Чудовский устав третья четверть XV в. РНБ. Кир.-Бел. XV Сборник прп. Кирилла Белозерского (нач. XV в.) РНБ. Кир.-Бел. 1/258 Псалтирь с восследованием государева дьяка М.Ф. Карачарова (1507 г.) 1. Боже вчный и царю всякого создания 1 1 2. Ангеле Христов, хранителю мой святый 5 4 3. Господи Боже наш, аще что согрших — 3 4. Благаго Царя благая Мати 6 5 5. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия твоея Матере 2 7 Окончание (Взбранной Воевод…) + +   Дополнительные молитвы по Кир.-Бел. XV и Кир.-Бел. 1/258 3. Вседержителю, Слово Отчее 2. Вседержителю, Слово Отчее 4. Помощнице моему спасению 6. О, преблагий Отче, во имя Единородного Сына   8. Да воскреснет Бог (молитва Кресту)   9. Господи… не уже ли ми гроб будет постеля сия   Подводя итог историческому обзору, скажем, что закреплением московской традиции молитв «спальных» стала публикация данного чина в Псалтири с восследованием и в Каноннике, начиная с первых изданий этих книг в 1625 г. и 1636 г. соответственно. Здесь находим восемь молитв, среди которых новым для нас оказывается лишь собрание кратких молитв свт. Иоанна Златоуста по 12 часам ночи (в нынешней традиции помещены все 24 молитвы). В таком составе чин издавался вплоть до упомянутого в начале статьи нового типа Канонника (М., Печатный двор, 1679), начиная с которого в московских изданиях стали помещать молитвы «на сон грядущим», а также молитвы утренние в составе, заимствованном из сборника частной молитвы «Полуустав» (Киев, тип. Лавры, 1643), инициатором издания которого был митр. Киевский Пётр (Могила).

http://bogoslov.ru/article/6172339

Тип 4. Композиции из кругов с дополнительными элементами, изображенными как внутри, так и вне окружности. Группа Б. Крестообразные символы. Данная группа представлена четырьмя типами: Тип 1. Кресты. Тип 2. Свастики. Тип 3. Комбинированные знаки, где основой является крест. Тип 4. Знаки в виде колеса со спицами. Перечисленные символы группы Б можно объединить на основе сравнений: крест – фигура из двух пересекающихся под углом линий С. 247], а свастика – знак в виде креста С. 157]. Свастика – это вращающийся крест С. 420]. На основании этих сравнений можно предположить косвенную связь креста, многолучевой свастики, колеса со спицами и объединить их в группу крестообразных символов. Группа В. Символы в виде звезд представлены двумя типами: Тип 1. Звезды пятиконечные. Тип 2. Комбинированные символы, где звезда является основным знаком композиции. Группа Г. Вилообразные символы представлены тремя типами: Тип 1. Клеймо в виде «гусиной лапки». Тип 2. Знак в виде двузубца, обращенного остриями в стороны, с точкой между остриями. Тип 3. Знак в виде трезубца. Группа Д. Символ «усеченный угол» представлен двумя типами: Тип 1. Усеченный угол. Тип 2. Усеченный угол с дополнительными элементами. Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур. Группа включает четыре типа: Тип 1. Квадраты без дополнительных элементов. Тип 2. Квадрат, крестообразно поделенный на секторы. Тип 3. Клейма, в композицию которых входит квадрат. Тип 4. Ромб с точкой в центре, заключенный в круг. Группа Ж. Лепестковые символы. Центром знака, как правило, является маленький круг или точка, но основу композиции составляют лепестки. Группа представлена двумя типами: Тип 1. Композиция в виде цветка. Тип 2. Композиция в виде круга с чешуевидными лепестками. Группа З. Символы индивидуальных начертаний. В группе выделено четыре типа: Тип 1. Символы, составленные из ломаных линий. Тип 2. Символы, подражающие арабской вязи. Тип 3. Символы, имеющие сходство с буквами. Тип 4. Знаки в виде решеток. Хронологически процесс заселения и хозяйственного освоения района Куликова поля делится на два крупных этапа: домонгольский (конец XII– первая половина XIII вв.) и золотоордынский (вторая половина XIII– третья четверть XIV вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

II: Митрополит Макарии как полемист против раскола старообрядчества. III: Митрополит Макарии как эксперт по делам раскола. – 1901.– 129с. 566 . Извеков Н. Д. Некоторые черты деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархиею. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – 24 с. 567 . Кипарисов В.Ф. Митрополит Московский Макарии (Булгаков) как проповедник. – Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1893. – 229 с. 568 . Лебедев Н.А. Макарии, бывший митрополит Московский: Биогр. очерк. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1882. – 41 с. 569 . Митрополит Макарии (Булгаков) и академик Е.Е. Голубинский : (Из истории русской церковно-исторической науки)/А. П.//Журнал Моск. Патриархии. – 1973. – 6. – С. 66–78. 570 . Памяти в Бозе почившего высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского: [Некролог и речи]. – М.: Унив. тип., 1882. – 28 с. – Из: Правосл. обозрение. 571 . Смирнов С. И. Кончина и погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского. – М.: Тип. Лаврова, 1882. – 45 с. 572 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , архиепископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868): С кратким очерком всей жизни митр. Макария: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1897. – II, XIV, 292 с., 1 л. портр. 573 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Корчак-Новицко-го. 1895. Т. 1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816–1857). – 1895. – 475 с. разд. паг., 1 л. портр. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1895. Т. 2: Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности митрополита Макария (1857–1868). – Киев: Тип. Горбунова, 1903. – 390 с. разд. паг. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Т. 3: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868– 1879). 1-я пол. т.: Епархиальная деятельность митрополита Макария в Литве и приложения. – Киев: Тип. Барского, 1915. – 172. CCXXXV1I с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Николаевский Павел Федорович (1841–1899)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 июля парламент вотировал закон, предписывавший приступить к набору армии. 22 авг. Карл I поднял штандарт над Ноттингемом, что означало начало гражданской войны. Религ. фактор играл определяющую роль в выборе политической позиции для участников 1-й военной кампании, как с одной, так и с др. стороны. Несмотря на то что К. к этому времени не обладал военным опытом, твердость его пуританских воззрений сделала его лидером не только в парламенте, но и в армии. Он вступил в парламентскую армию в чине капитана и добился успехов в военной карьере - за 2 года дослужился до генерал-лейтенанта. К. начал собирать отряд среди своих земляков в Хантингдоне и Кембридже, ориентируясь на добровольцев, чье содержание обеспечивалось местными налогами, и руководствуясь новыми принципами: на смену «людям чести» - дворянам, по мнению К., должны были прийти «люди религии» - пуритане. Солдатами К. были простолюдины, нонконформисты, сторонники парламента, которые воевали не столько ради денег, сколько ради установления в Англии справедливого гос. строя и возможности исповедовать вероучение, отличное от англиканства. Современники отмечали, что К. сам обучал новобранцев военному делу, пресекал акты насилия, требовал безоговорочного подчинения от командиров отрядов, которых назначал сам, не обращая внимания на их социальное происхождение. Дослужиться до высоких чинов смогли извозчик Т. Прайд, котельщик Дж. Фокс и мн. др. К. изыскивал средства для обеспечения солдат, обращаясь с просьбой о финансовой поддержке к членам парламента. К 1643 г. набранный К. отряд насчитывал более 2 тыс. всадников. Чтобы противодействовать соединению сев. частей королевской армии с южными, из неск. смежных графств была образована «Восточная ассоциация», ставшая основой индепендентского войска. Главнокомандующим войск был назначен Эдуард Монтегю, гр. Манчестер, его заместителем - К., получивший к этому времени чин полковника. Сражения при Грантеме (13 мая 1643) и Гейнсборо (28 июля 1643) завершились победой сторонников парламента, однако большую часть Англии контролировали сторонники короля - роялисты. Парламентская армия под командованием У. Уоллера на западе страны была разбита, на севере Англии почти полностью уничтожена армия под командованием Т. Ферфакса, что послужило одной из причин заключения в сент. 1643 г. договора с Шотландией - «Торжественной Лиги и Ковенанта», по которому Англия брала на себя обязательство ввести пресвитерианское устройство Церкви в обмен на военную помощь Шотландии в борьбе с королем. По этому соглашению для координации военных действий учреждался Комитет двух королевств. Вступление в войну Шотландии кардинально меняло баланс сил в пользу армии парламента. 10 нояб. 1643 г. отряды К. нанесли поражение роялистам при Уинсби.

http://pravenc.ru/text/2462029.html

Грамматическая программа издателей (справщиков), заявленная в третьем издании «Николина жития», была реализована (по крайней мере, в основной своей части) при его публикации. В издании 1643 г., по сравнению с книгой, вышедшей в 1641 г., упорядочено употребление и о. Буква употреблялась в двух основных позициях: в абсолютном конце слова (в оканчивающихся на – о наречиях и союзах, в окончаниях родительного падежа прилагательных, причастий и местоимений), и в предлогах и приставках. Хотя эта тенденция реализована достаточно последовательно, встречаются отступления: твоего (л. ми об.), молчаливаго, его (л. п) и др. В корне в начале и в середине слова используется буква о, поэтому существительное отецъ имеет начальное о: нюдъ, бъниша, скдвши, одежды, дати (л. од); снова (л. смв), части (л. смв об.), общю, оц (л. смг), отецъ (л. смд), брщете (л. смд об.), осмочстнаг (л. сме). Употребление в середине (в корне) слова, является отступлением от очевидной тенденции использования в этой позиции о: мнжество (л. мнгихъ (л. м об.), нарди (л. ми), с прорки (л. м об.). Помимо корня, может стоять во флексиях существительных и глаголов: врагмъ (л. пг об.), ко врагмъ (л. р), во (л. пд об.), црковник (л. пе об.), причетник (л. об.). Во втором издании на конце слов, как обычно, употреблялось о, в середине слова (в корне и суффиксе) часто встречается написание ; в предлогах-приставках варьируется о/: обычаи, троки, осженицы (л. рнд), о... ц (л. рнд об.), пставлетс, слвесемъ, о прчихъ, трочтхъ, лпты (л. оа), ввратишс, срдники (л. рми), трокмъ, отрцы, с прчими, одежди, убшс (л. рми об.). По сравнению со вторым изданием, в третьем было упорядочено написание букв и и в роли союза. Если в издании 1641 г. использовались обе буквы, то в 1643 г. предпочтение отдано букве и. В третьем издании сделана попытка упорядочить употребление в заимствованных словах, включая имена собственные. Эта буква используется там, где во втором издании было и. Как сказано в послесловии в грамматической программе, над в роли гласной и проставляются две точки: симеономъ (Николино житие, 1641. Л. р) – сменомъ (Николино житие, 1643. Л. р ); аниритъ (Николино житие, 1641. Л. ров об.) – анритъ (Николино житие, 1643. Л. ров об). Однако часть слов, напечатанных с , имеет в тексте знак сноски Он повторен на поле, где после него приведён слог с и. Так, например, к слову мры на поле дан вариант написания ми. Такая же сноска помещена при имени сменъ (л. ри об.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

1–16,1984 [TU 129], Berlin, TU; t. 17, Kalamazoo; t. 18, Oxford; t. 19 sq., Leuven) SVF Stoicorum veterum fragmenta/Collegit Ioannes ab Arnim. Vol. II. Chrysippi fragmenta logica et physica. Lipsiae et Berolini, 1903, repr. 1923 (Stuttgart, 1968) [=TLG 1264/1]; Vol. III. Chrysippi fragmenta moralia [=TLG 1264/2–4]. Lipsiae et Berolini, 1903, repr. 1923 (Stuttgart, 1968). Русский перевод c сохранением нумерации фрагментов: Фрагменты ранних стоиков/Пер. и коммент. A. А. Столярова. Т. II. Хрисипп из Сол. Ч. 1. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1–521. M., 1999; Ч. 2. Физические фрагменты. Фрг. 522–1216. M., 2002; Т. III, Ч. 1. Этические фрагменты. Фрг. 1–777. M., 2007; Ч. 2. Ученики и преемники Хрисиппа. Указатели. M., 2010 SVThQ St Vladimir " s Geological Quarterly ThGl Theologie und Glaube TLG Thesaurus linguae graecae, versio E (компьютерная база данных) [дополнения «TLG post Е», доступные только в Интернете, при переиздании учтены только в Указателе цитат] TU Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur (Leipzig; Berlin) VigCh Vigiliae Christianae ZKTh Zeitschrift für Katholische Theologie ZNW Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche Типы (собрания текстов Макария) Собрание(тип) I рукописи В, b (полные тексты); A, Y (отдельные слова); RII (некоторые слова типа I как отдельная часть рукописи R типа III) Собрание (тип) II (=H[omiliae]) рукописи К, М, D/Di, F, Ps, Pc, Z, G Собрание (тип) III рукописи C (C 1–42/43), R (1–40/56) Собрание(тип) IV рукописи X, CII (часть рукописи C типа III, параллельная X: 1–10=X, 2–11), L, J Вне типов «мозаичное собрание» N и «главы» Рукописи 16 А Codex Vaticanus graec. 710, XIV в. (тип I) b Codex Atheniensis graec. 423, XIII в.; в аппарате учитывается обычно вместе с В (тип I) В Codex Vaticanus graec. 694, XIII в.; в аппарате (кроме слова I, В=В + b (при отсутствии расхождений) С Codex Atheniensis graec. 272, XI в. (тип III). при параллелях с X (тип IV) D/D 1 Codex Oxoniensis Bodleianus Baroccianus 213, XIV–XV вв. (тип II) E Ефрем Сирин Для слова I,1: Наставление монахам, codex Marcianus Venetus 52, f. i86r-2iir, X в. (текст, за исключением последней главы, имеется у Assemani) Для слова I, 33: Codex Vaticanus Ottob. Graecus 417, 1530 r. (Для слов I, 55 и I, 60 конкретный состав рукописей, сиглы которых расшифровываются в данном списке, указывается в сноске) F Codex Berolinensis graec. 16, XIII–XIV вв. (тип II) G Codex Athous Lavra H61, (тип II) H К + Μ + D/Di + F + Ps + Pc + Z + G (в рукописях могут присутствовать не все слова или быть лакуны) (тип II) J Codex Athous Iviron 1318, XVIII в. (тип IV) К Codex Panhagias 75, вв. (тип II) Ке 150 Kephalaia (Opuscula PG 34, 841–968 (слова 2–7 в выдержках Симеона Метафраста , cv. таблицу VI)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

365 Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24–28; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 14–16. 366 А. А. Шахматов его не указал, как и его предшественники, хотя рукопись была введена в научный оборот в 1867 г. Издано: Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1. 63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 292–294; публикация текстов: с. 300–305. 367 Подскальски Г. Указ. соч. С. 205. Он рассматривает Обычное житие перед Проложным, хотя и считает вероятным создание сначала текста для Пролога, а потом уже жития. 368 Poppe A. Two Concepts of the Conversion of Rus’in Kievan Writings//Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 498–499. 369 Милютенко H. И. Летописание Ярослава Мудрого (Древнейший свод)//Rossica Antiqua. СПб., 2006. Т. 1. С. 156–169. 373 Например, РГАДА, Тип. 177 (372), нач. XIV в.; Тип. 173 (368), перв. пол. XIV в. (ПрЖ-2 издано в разночтениях к Тип. 172 (367): Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); Тип. 174 (363) перв. пол. XIV в.; Тип. 168 (363), сер. XIV в.; Тип. 171 (366), сер. XIV в.; Тип. 169 (364) (издано в разночтениях к Син. 240: Серебрянский Н.И. Указ. соч. С. 14–16); Тип. 170 (365), Тип. 178 (373), все втор, пол XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. (ПрЖ-2 издано: Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); ГИМ, Син. 240,1400 г. (издано: Серебрянский Н.И . Указ. соч. С. 14–16). См.: Кат. РГАДА 132, 134–138, 141, 140, 54; Протасьева . 901. 374 Издано по двум спискам нач. XIV в. РГАДА, Тип. 173 (368), Тип. 179 (374): Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 2004. С. 437. Он пишет о двух редакциях памяти, но из публикации видно, что тексты отличаются только заглавиями. 375 РГАДА, Тип. 177(372), нач. XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. Издано: Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 48. Здесь же разночтения по сербским Прологам, о которых речь пойдет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Две другие сохранившиеся книги печатных пошлин — 1643/44 и 1651/52 гг.— отложились в фонде 235 (Патриарший Казенный приказ) РГАДА . Можно предположить, что подобная документация в Патриарших приказах была довольно обширна. Например, в расходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1627/28 г. сообщается об оплате работы по переплету 5 книг печатных пошлин в «красную кожу» . Таким образом, этот вид делопроизводственных документов приказа возник не позднее 1626/27 г. Упоминаются и книги 1633/34, 1635/36, 1641/42 гг. В некоторых расходных статьях речь идет не о переплете печатных книг, а о переносе в них отдельных записей. Например, в книге 1633/34 г. есть несколько записей аналогичного содержания: «За печать за грамоты в Юрьевец Повольской к поповскому старосте и вознесенскому попу Михаилу по челобитной Суздальского уезда государевой дворцовой волости села Даниловского крестьянина Якушка Половцова тое же волости на крестьянине Андрюшке Андронове… по духовным делам». Рядом с ней на полях приписано: «Записано в печатную книгу» . По-видимому, это свидетельствует в пользу предположения Ивановой о том, что книга велась в Патриаршем приказе, а потом была передана в Печатный приказ. Одним из объяснений передачи документации, на мой взгляд, может служить тот факт, что в год смерти Патриарха Филарета в Патриарших приказах проводилась ревизия, которую осуществляли дьяки государевых приказов . В свете вышесказанного представляется, что Записная книга печатных пошлин 1643/44 г. дает возможность восполнить недостающее звено «пакета» документов Патриаршего двора за 1640/41 г., публикацию которого она продолжает. Книга форматом 1°, содержит 153 листа, из них л. 1–149 нумерованы, л. 145 выпадает, пагинация поздняя архивная в правом верхнем углу лицевой стороны листа. Книга сброшюрована из тетрадей, на которых сохранились остатки буквенной потетрадной пагинации, имеет мягкий кожаный приказный переплет. До л. 106 включительно посередине правого поля лицевой стороны листа идет скрепа: «Дияк Григорей Одинцов» . Скрепа, а также заголовок книги: «Книга записная великого господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси, печатным пошлинам при казначее старце Иакиме Молотеине да при дьяке при Григории Одинцове нынешнего 1643/44 году» доказывают, что она велась в Патриаршем Казенном приказе. Однако характер записей определенно указывает на то, что книга — документ сводного характера. В ней зафиксированы пошлины, взятые не только с грамот, выдаваемых Патриаршим Казенным приказом, но Патриаршими Судным и Дворцовым приказами (см., например, л. 45).

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010