Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ( Кекелидзе К. , прот. История древнегруз. литературы. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 226, 575-576). Древнейшие рукописи Г. М. Т. датируются XI в.: Ath. Iber. 30 (список, сделанный непосредственно с автографа прп. Георгия); Sinait. Iber. 4 и 61; Hieros. Iber. 24 и 25; Кекел. A-97, A-193, H-2211. Существует множество списков устава XII-XVI вв. Рус. перевод Г. М. Т. был выполнен и опубликован прот. Корнелием Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 228-313, 483-506). Содержащиеся в типиконе синаксарные жития были напечатаны полностью в составе Церковного календаря Грузии (Тбилиси, 2003. С. 9-279) сотрудником Ин-та рукописей М. Долакидзе. Оригинальные груз. тексты синаксарных житий с учетом позднейших пополнений были изданы Е. Габидзашвили (Памятники древнегруз. житийной литературы. Т. 4. Тбилиси, 1968). Источники Основным источником, использованным при создании Г. М. Т., был упоминаемый в тексте Великий Синаксарь. Этот утраченный ныне памятник скорее всего представлял собой афонскую редакцию первоначального студийского Синаксаря (также ныне утраченного), т. е. устава богослужения на каждый день года ( Пентковский. Типикон. С. 121-154). При составлении месяцесловной части (календаря и синаксарных житий) прп. Георгий пользовался Типиконом Великой ц. и Синаксарем К-польской Церкви (житийным) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497). Дисциплинарная часть создана прп. Георгием на основе студийского «Ипотипосиса» и «Диатипосиса» прп. Афанасия Афонского (Там же. С. 486-487). Созданию Г. М. Т. предшествовал Малый Синаксарь, переведенный с греческого прп. Евфимием Афонским ( Кекелидзе К. , прот. Иерусалимский Канонарь. Тбилиси, 1912. Прил.: Фрагм. «Краткого Синаксаря св. Евфимия Афонского». С. 297-310), к-рый также следует рассматривать как один из источников. Состав

http://pravenc.ru/text/Георгия ...

Колхидская драхма. Аверс. V в. до Р. Х. Колхидская драхма. Аверс. V в. до Р. Х. На базе Кутаисского историко-этнографического об-ва 1 дек. 1922 г., согласно указу 486 народного комиссара просвещения Грузинской ССР Д. В. Канделаки, был основан К. м. В состав фондов были включены музейная коллекция и б-ка об-ва (Кут. 5286-5293, 5947-5948), а также архивы уничтоженных советской властью общественных организаций Об-ва помощи нуждающимся студентам Кутаисской губ. (Кут. 6465) и Об-ва промышленников черного камня (Кут. 6416). Разнообразие материалов К. м. привлекло внимание ученых. 10 июня 1923 г. по инициативе 1-го директора музея Джапаридзе в зале 1-й кутаисской трудовой школы (ныне здесь расположен Кутаисский гос. ун-т им. А. Церетели) состоялось торжественное открытие 1-й выставки музея. В 1924 г. по указу Канделаки был создан Отдел по охране древностей и памятников искусства при Главном управлении научных учреждений Грузинской ССР. На местах охраной памятников занимались назначенные исполкомом и утвержденные отделом поверенные. Джапаридзе занял должность поверенного в Кутаисе, что позволило ему внести большой вклад в развитие музея и в дело охраны исторических памятников на территории Имерети. Так, в 1923 г., в разгар предпринятой советским правительством кампании по закрытию и уничтожению церквей и национализации церковного имущества, мон-рь Гелати благодаря его усилиям был признан памятником истории и культуры, получил статус филиала К. м. и избежал разрушения, святыни монастыря были переданы в музей. С целью сохранения исторических памятников и культурных ценностей Грузии И. А. Джавахишвили , К. С. Кекелидзе , Шеварднадзе и А. Г. Шанидзе создали Отдел охраны древностей, предметов искусства и памятников Грузии, его уполномоченный Г. Бочоридзе в 1923-1934 гг. собирал в различных районах Грузии (исторические провинции Картли, Кахети, Имерети, Рача-Лечхуми, Самцхе-Джавахети, Тушети, Саингило, Гудамакарское ущелье) предметы церковного и светского искусства. Уже в 1930 г. К. м., фонды к-рого продолжали обогащаться, занял одно из первых мест среди научно-исследовательских и культурных центров Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Norman Baynes . The first Compaign of Heraclius against Persia. Eng. Hist. Rew. XIX (1904), 694–702. The Date of the Avar surprise. Byz. Zeitsch. XXI (1911), 110–128. The military operations of the Emperor Heraclius. 609–630 A. D. 4 Butler. The Arab Conquest of Egypt and the thirty years of the Roman dominion. Oxford. 1902. Maspero. Organisation militaire de l’Egypte byzantine. Paris. 1912. Patkanian. Essai d’une histoire de la dynastie des Sassanides. Journal Asiatique.Six. Sér. t. VII (1866), 101–235. Duval. Histoire d’Edesse, ib. VIII Sér. t. XIX (1892), 5–102. Ю. Кулаковский. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. Виз. Врем. XXI (1914), 1–14. Васильевский. Авары, а не русские, Феодор, а не Георгий. Виз. Врем. III (1896), 81–95. Brooks. The Sicilian Expedition of Constantine IV. –Who was Constantinus Pogonatus? Byz. Zeitsch. XVII (1908), 455–462. –The Brothers of the Emperor Constantine IV. Eng. His. Rew. XXX (1915), January, 42–51. Görres. Justinian II und das rômische Papsttum. Byz. Zeitsch. XVII (1908), 332– 454. Успенский. О вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия в Солуни. Изв. Рус. Арх. Инст. в К-поле, XIV (1901), 1–61. Ch. Diehl. Les mosaïques de Saint Démétrius de Salonique. Acad. des. Inscr. et Belles Lettres. Comptes rendus. 1911, 25–32. S. Vailhé. Sophrone le Sophiste et Sophrone le patriarche. Rev. de l» Or. Chr. VII (1902), 360–385; VIII (1903), 32–69; 356–387. Hefelle. Conciliengeschichte. В. III, 2-te, Autl. Freiburg. 1877. G. Owsepian. Die Entstehungsgeschichte des Monothelismus nach ihren Quell geprüft und dargestellt. Leipzig. 1897. Audollent. Carthage Romaine. Paris. 1899. Кекелидзе. Сведения грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике . (Труды Киевской Духовной Академии, 1912, т. 3, 1–41, 451–486). Епифанович. Максим Исповедник  и византийское богословие. Киев. 1915. Weìl. Geschìche der Chalifen. I. Manheim. 1846. Мюллер. История Ислама. I–II. Перев. под ред. Медникова. Пбр. 1895. De Goeje. Mémoires d’Histoire et de Géographie orientales, 2, Leiden. 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

341 . Outtier B. Un fragment géorgien de l’Historia Monachorum in Aegypto//BK 1978. 36. 49–52. 342 . Outtier B. La plus ancienne traduction géorgienne des apophtègmes: son étendue et son origine// /Мравалтави. 1980. 7. 7–17. [Изд. Сохранившихся фрагментов апофтегм и исследование структуры]. 343 . Peeters P. La Vie géorgienne de S. Porphyre de Gaza//AB 1941. 69. 65–216. 344 . Ven P.van den. La Vie ancienne de S. Syméon stylite le jeune (521–592)//Subsidia hagiographica. 32(1). Bruxelles 1962. 217–221. 345 . Toniolo E. M. L’ " Akathistos» nella «Vita di Maria» di Massimo il Confessore//Calabuig I. M. Virgo, liber Verbi, Miscellanea. Besutti. Roma 1991. 209–228. [Опровержения подлинности груз. «Жития Богоматери», опубл. М. ван Эсбреком 14 .329)]. См. также: Esbroeck М. van. Les apophtègmes dans les versions orientales 4 .298). Исследования 346 . Кекелидзе К. С., прот. Эпизод из начальной истории египетского монашества//ТКДА 1911. 1–2. 177–195; 3. 335–364. 347 . Кекелидзе К. Сведения грузинских историков о преподобном Максиме Исповеднике //ТКДА 1912. 3(9). 1–41; 3(11). 451–486. оттиск: Киев 1912. 348 . Цагарели А. А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае, с рисунками и планом. СПб. 1883.//Правосл. Палестинский сборник. СПб. 1889. 4. 132. 349 . 1957 . 99–202. [Кекелидзе К. Иностранные авторы в древней грузинской литературе//Бюллетень Тбилисского университета. 8. 1928. 99–202; Этюды из истории древнегрузинской литературы. V. Тбилиси 1955]. 350 . 1955 . [Кекелидзе К. Переводческий метод в древней грузинской литературе и его характерные черты//Этюды из истории древнегрузинской литературы. III. 14 .74)]. 351 . 1956 . 21–22. 39–41. [Тархнишвили М. Неопубликованные письма Николая Мистика //ВК 1956. 21–22. 39–41]. 352 . Alexidze Z. The new recensions of the Conversion of Georgia and the Lives of the 13 Syrian Fathers recently discovered on Mt. Sinai//Il Caucasö Cerniera fra culture dal Mediterraneo alia Persia (secoli IV-XI). (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’Alto Medioevo. 43). 1–2. XVII, 1058. Spoleto 1996. 409–422.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3. Пантократорский (Παντοκρατορο " ) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4. Мамонтский (Μαμοντο " ) Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5. Богородицы " тон Елегмон " Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6. Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII-XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия. 1. Синаксарь–Типикон Георгия Мтацминдели Афонского Иверского монастыря (рукоп. Тбилиси 193, 222, 839; СПб РНБ груз.171, 572; см. Кекелидзе: 473): первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе. 2. Типикон игумена Евфимия, переписанный из соседней Вел. Лавры (Кекелидзе: 486): Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т. д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание. Примечание. В своем Очертании (см. выше стр.48) Афанасий Афонский (Х в.) говорит, что хотя до сих пор Афонские отшельники соблюдали разные литургические порядки, он сам предпочитает для своей новой (Великой) Лавры студийский порядок, как более подходящий для общежития (МАН:222; СКА:397, зам. 5). Но вскоре на Афоне будет иметь большое влияние новый Иерусалимско–савваитский Типикон, как устав, наиболее подходящий для пустынников, требующий всенощные бдения, более длинные службы и, особенно, более частый и строгий пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Об истории печатных литургических книг, смотри отзыв А. Дмитриевского о книге М.И. Орлова. Литургия св. Василия Великого . Первое критическое издание, С.-Петербург 1909 г. и того же Дмитриевского: Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков, и: Богослужение... в XVI веке, в Православном Собеседнике, 1882. II. с. 336–367 и 1884, I. с. 19–20. Дониконовский Служебник с молитвой после представлял собою схему службы, более близкой к соборной службе, чем к монастырской. Смотри по этому поводу Лисицына (в этой главе примеч. 14), который сравнивает влияние соборного Типикона и монастырского Студийскою Типикона на русскую литургическую жизнь первых веков. Он полагает, что влияние первого было гораздо большим, чем влияние второго. Его работа основана на рукописях как той, так и другой традиции, сохранившихся на Руси. Хотя он среди этих кодексов использует 19 служебников, опирается, главным образом, на свидетельство типиконов и, таким образом, не обсуждает непосредственно ни вопроса о священнических молитвах, ни вопроса об обшей схеме служб. 220 26 рукописей,упомянутых Дмитриевским, сгруппированы нами по числу их молитв: см. Or. Chr. Per. XXXVIII (1972) p. 84–85. 33  221 Студииская традиция предусматривала для Утрени только одну кафизму Псалтыри в течение летнею периода: от Пасхи до 23 или 26 сентября; две кафизмы зимою: от сентября до начала Вел. Поста (исключая воскресенья, субботы и большие праздники); во время Великого Поста читались три кафизмы. Сравн. Мессинский Типикон (с. 4). Типикон Алексия (Лисицын, цит. соч. с. 241) и Иверский Типикон (К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники, Тифлис 1908, с. 305. По Кекелидзе. судя по грузинским рукописям, сама Великая Лавра Афона, во 12-ом в., следовала студийской традиции: цит. соч. с. 486). Этим объясняется настойчивое стремление известных студийских типиконов: русских, грузинских и итальянских (сравн. Казоле=Дмитриевский. I. с. 795). ссылаться на литургические обычаи св. Саввы, Студиона, но особенно Святой Горы. Типикон константинопольского монастыря Евергетис (Афины 758=Дмитриевский, I, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

471. Соединяемой с бдением; лития на вечерне, не соединяемой с бдением, указана только в памяти некоторых апостолов: 18 октября, 14, 16 и 30 ноября. 472.  Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ. Новая скрижаль: в 4 ч. СПб, 1858. Ч. I, 28. 473.  Симеон Солунский. О бож. мол., 339 (303). 474. Ркп. Моск. Синод. библ л. 3, 261 и мн. др. 475. Облачение священника не указывается. В Киево-Печерской лавре первенствующий выходит на литию в епитрахили только поверх мантии, а сослужащие без епитрахилей в мантиях. Архиерей выходит в омофоре, епитрахили и клобуке. 476. Выход на литию северными дверями при закрытых царских, которые не открываются совсем на вечерне после входа, соблюдается в значительных монастырях и соборах (например, в Киево-Печерской лавре, Успенском соборе) и многих великорусских селах; но в большинстве церквей выход совершается царскими дверьми. 477. Служебник: «исходят вкупе», т. е. идут рядом, а не так, как на входе. При соборном служении диаконы идут сзади. 478.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 317. Дмитриевский А. Рецензия на «Церк. Уст.» Мансветова//Христ. Чт. 1888, II, 540. 479. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. л. 9 об. Τυπικν, Венеция, 1743, л. 3. 480.  Goar. Εχολγιον, 4. 481. Ркп. Моск. Синод. библ. XIV b., л. 3. 482. Там же, ркп. XV b., л. 6. 483. Ркп. Музея при Киев. Дух. Ак. Аа 194 XVI b., с. 23. 484. Старообр. уст., л. 6 (11 об.). 485. Ευχολγιον. Αθ, 1902, 25. 486. Царские часы Богоявлению, 9-й час, стих. 3. 487. Следовательно, если служба храму имеет и литийные стихиры, необязательно петь здесь стихиру из их числа; в Киево-Печерской лавре на воскресной литии поется «О дивное чудо» (Успенская стихира на Господи воззвах), но в Московском Успенском соборе. «Подобаше самовидцем» (литийная) В Печерской лавре в пасхальный период: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» 488. См. Типикон, Нед. мытаря, блудного и т. п. 489. См. Типикон, Неделя мытаря, блудного, мироносиц, расслабленного, Всех свв.; но ср. Неделю мясопустную и сыропустную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

548 Дмитриевский А. А. Ставленник. Руководство для свяшенно-церковно-служителей и избранных во епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками Духовных отличий. С подробными объяснениями всех обрядов и молитвословий. Киев, 1904. Первоначально в журнальном варианте, двумя частями: 1) Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей. (Руководственное указание ставленникам). – «РСП». 1901. 42– 46,48–49; 1902. 3, 5, 7, 14, 16, 39–40,43,47, 50; 2) Чин избрания и рукоположения архиерейского. – Там же. 1903. 2–5, 9, 15–16. 551 Пальмов Н. Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Историко-археологическое исследование (с приложением греческих текстов). Киев, 1914, XV†346†70 с.; Его же. О чинах пострижения в монашество по памятникам Греческой Церкви (речь на магистерском диспуте). – «Труды Киевской Духовной Академии». 1914. 7/8. С. 486–495. Из других работ Н.//. Пальмова отметим: О просфорах и проскомидии, (Киев, 1902); Канун праздника Рождества Христова. (Киев, 1903); Богоявленское водоосвящение. («РСП». 1904. 2); «Свет Христов просвещает всех». («РСП». 1904. 9, 12); К изъяснению третьего прошения великой ектении. (Киев, 1911); Об омофоре, саккосе и митре. Историко-археологический этюд. – «Труды Киевской Духовной Академии». 1912. 7/8. С. 375–424; О византийском архитектурном стиле. (Киев, 1912); Молебные пения о даровании победы во времена царя Алексея Михайловича. – «Труды Киевской Духовной Академии». 1914. 12. 553 Кекелидзе К. С. Грузинские литургические памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. См. рецензию на эту книгу: Авалиани С. Л. К вопросу о значении грузиноведения и влиянии Византии на Грузию. – «Богословский вестник». 1910. I. С. 166–175; 2. С. 334–345) и ответ автора – «Богословский вестник». 1910. 10. С. 353–364). 554 Неселовский А. 3. Чины хиротессий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906. (Магистерская диссертация). 555 Данилевский в 1895 году писал под руководством Дмитриевского кандидатское сочинение «Службы Страстной Седмицы». Часть из него опубликована: Данилевский С. Святая Плащаница и обряды, совершаемые над нею Русской Церковью в последние два дня Страстной Седмицы. – «Православный собеседник». 1896. Т. II. С. 25–274; Т. III. С. 356–380.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви . СПб., 1859. T. 3, с. 171–176. В частности, он приводит мнение Кнёпфлера (A. Knöpfler) о прп. Максиме как о «звезде первой величины в истории научного богословия» (А. И. Бриллиантов. Влияние восточного богословия на западное   в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998, прим. 1, с. 213). Larchet J.-C .Le martyre, l " exil et la mort de saint Maxime le Confesseur et de ses deux disciples, Anatsase le Moine et Anastase l " Apocrisiaire. Quelques précisions en rapport avec des découvertes archéologiques recentes// Revue d " histoireecclésiastique . 2013. Vol. 108. 1, р. 65–97. Ларше, в свою очередь, сообщил нам, что собирается ответить на аргументы Виноградова против «грузинской» версии. Сообщение об этой рукописи см. в А. Г. Грушевой. А. И. Бриллиантов: история Церкви и византиноведение в трудах ученого//Мир русской византинистики. СПб., 2004, с. 286–310). О. Л. Абышко. А. И. Бриллиантов. Биографический очерк// Бриллиантов   А. И. Император   Константин Великий   и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2013, с. 26−27. Известное сочинение И. В. Попова « Идея обожения в древневосточной церкви» (1909) было написано позднее и без учета этих работ. В. С. Соловьев. Ориген//Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XXII, СПб., 1896, с. 145. Поскольку первый вариант магистерской диссертации А. И. Бриллиантова был готов уже в 1893 г., можно предположить, что его идеи были известны Соловьеву. Кекелидзе К., прот. Сведения грузинских источников о преподобном Максиме Исповеднике// Тр уды КиевскойДуховнойАкадемии . 1912. 9, с. 1–14; 11, с. 451–486. Jankowiak M., Essai d’histoire politique du monothélisme à partir de la correspondance entre les empereurs byzantins, les patriarches de Constantinople et les papes de Rome. Ecole Pratique des hautes etudes, Uniwersytet Waszawski, Paris – Warsaw, 2009 (Diss.), p. 157ff. Янковяк датирует собор 636 г. См. греч. текст и русский перевод в Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, отв. ред. Д. А. Поспелов, Москва, 2004 (Smaragdos Philocalias).

http://bogoslov.ru/article/3668042

470 См.: Свт. Симеон, архиеп. Солунский. Премудрость нашего спасения. М., 2009. С. 536; Мансветов И.Д. О песненном последовании (σματικ κολουθα): (Его древнейшая основа и общий строй)//Прибавления к творениям св. отцов. 1880. Ч. 26. Кн. 3. С. 765–766; Шмеман А. , протопресв. Введение в литургическое богословие. М., 1996. С. 195. 471 См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II: Εχολγια). Киев, 1901. С. 12. 472 См.: Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 144. 473 См.: Goar J. Εχολγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae. Paris, 1667. P. 35–37. 481 См.: Дмитриевский А.А. Вечерние светильничные молитвы: Историческая судьба их, положение в древнейших евхологиях славяно-русских и греческих и нынешнее место в Служебнике//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1888. 36. С. 20. 486 См.: Арранц М. Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию: Дополнение к диссертации СПб Духовной Академии 1978 г. Рим, 1997. С. 50. Хотя некоторые евхологии предписывают читать эту молитву и на утрене, озаглавливая её так: εχ πρ το εαγγλιον το ρθρου (Εχολγ. ркп. 958 Синайской библиотеки X в.– Дмитриевский А.А. Т. II: Εχολγια. С. 52). 491 Дмитриевский А.А. Утренние молитвы: Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и в древнейших евхологиях//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1886. 42. С. 184–185. 493 Данная молитва идентична молитве прилежного моления на Литургии: «Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб...» (см. РНБ. Соф. 526). 494 По мнению свящ. М. Желтова , данная надпись является указанием на [ С 7] и [ У 12] – см.: Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских служебниках студийской эпохи//Богословские труды. Вып. 43–44. М., 2012. С. 460, 461, 466. 495 Более полный анализ Служебников этой эпохи см. в: Желтов М., свящ. Указ. соч. С. 446–447, 450–458.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010