Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксумский собор Сионской Божией Матери (Марьям-Сийон) [эфиоп.  ,  ]. Согласно легенде о происхождении эфиоп. царской династии от царя Соломона Иерусалимского и царицы Савской , официально признаваемой Эфиопской Церковью и подтвержденной Конституцией Эфиопской империи 1955 г., их сын Менелик I , родившийся в Эфиопии, в юношеском возрасте навестил своего отца в Иерусалиме. Соломон признал его своим первородным сыном и, провожая на родину, отправил с ним всех детей первородных народа израильского, в т. ч. и сына-первосвященника. Тот, однако, не смог расстаться с Ковчегом Завета и поэтому выкрал Ковчег и увез с собой в Эфиопию. Похитители следовали Закону Моисея и чтили Ковчег, для к-рого Менелик I по примеру отца выстроил храм в г. Аксум . После Крещения Эфиопии св. Фрументием в IV в. он был освящен в честь Богоматери Сионской, где Ковчег Завета выполнял (и выполняет по наст. время) роль табота , соответствующего антиминсу в правосл. традиции. В эпилоге эфиоп. трактата «Кебре негест» (Слава царей), где это предание было изложено впервые, провозглашается богоизбранность и грядущий триумф Эфиопии, этого Нового Израиля, потому что она обладает как величайшей святыней - Ковчегом Завета, так и «верой православной, которая пребудет до Второго Пришествия». Первое здание А. с. было возведено в сер. IV в., после обращения страны в христианство. Согласно археологическим данным, прежде на этом месте находилось языческое капище. А. с. неоднократно разрушался во времена войн и смут и отстраивался заново, так что его первоначальный облик был почти полностью утрачен. От аксумской эпохи дошло массивное основание собора, сложенное из обтесанных гранитных блоков. Предпоследнее здание А. с., представлявшее собой, по описанию португ. путешественника Ф. Альвариша, просторную базилику с 5 приделами, сгорело в 1533 г. при осаде Аксума мусульманами под предводительством Ахмада Ибрахима аль-Гази . Совр. постройка, довольно скромная по размерам, прямоугольная в плане, с 3 нефами, была воздвигнута по повелению царя Василида (1633-1667) зодчими в традициях инд. или индо-португ. архитектуры. Ее освятили в 1655 г. К 1965 г. рядом со старым было возведено новое, более обширное здание А. с. Начиная, очевидно, еще со времен Аксумского царства А. с. получал земельные пожалования от царей и феодалов, став одним из крупных землевладельцев средневек. Эфиопии.

http://pravenc.ru/text/ Собор ...

  Исторические связи Эфиопии со Святой Землей Эфиопия – страна на северо-востоке Африки, цивилизация которой известна с библейских времен. В Библии под именем «земля Куш» она упоминается 30 раз, и еще 24 раза ее жители стр. 527). Начало расцвета Эфиопии, как утверждают письменные источники, связано с царём Соломоном и царицей Савской , что подтверждает Библия, подробно описывающая визит «Царицы южной» из Офира в Израиль (3 Царств, 10: 1-13, 2-ая Паралипоменон, 9:1-9). Книга «Кебре Негест» («Слава царей»), обнаруженная в константинопольском храме Софии и в дошедшей до нас редакции 14 века состоящая из 75 глав, рассказывает о происхождении эфиопских царей от Соломона и царицы Савской. Согласно «Кебре Негест», по прибытии домой царица Савская родила сына и назвала его именем Менелик. Он также посетил Иерусалим, получив от отца Ковчег Завета и сопровождение из первенцев священнических семей. Менелик стал легендарным основателем 3000-летней Соломонидской династии императоров, символом которой почитался иудейский лев. На многих зданиях, построенных на Святой Земле императорами из династии Соломонидов, изображен лев и выбита надпись: «Победил лев из колена Иудина» . Об Эфиопии и ее жителях пишут Гомер, Геродот, Павсаний и другие греческие авторы. В «Деяниях Апостолов» (8:27-39) описан первый случай крещения апостолом Филиппом человека, который не принадлежал к еврейскому народу, а был «...муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения». В 4 веке, согласно преданиям, два юноши, Фрументий и Эдесий, попали в Абиссинию в результате кораблекрушения и стали проповедовать там свет Христова учения. В результате в 343 г. часть населения страны приняла христианство и принялась за строительство церквей. В 7 веке монахи перевели Библию на язык геэз , ставший языком эфиопского богослужения. Апостола Марка абиссинцы считают своим просветителем, а апостола Филиппа – мудрейшим наставником в учении и толковании Библии. Около 480 г. началась вторая волна христианизации Эфиопии, поскольку часть эфиопов оставались язычниками. Из Сирии прибыли девять проповедников-миссионеров, делавших акцент на божественной природе Спасителя. Начиная с 7 века Эфиопия была отрезана от христианского мира кольцом мусульманских стран, и до середины 20 века Эфиопская Церковь подчинялась Александрийскому коптскому патриархату.

http://bogoslov.ru/article/1895521

История Итак, сначала немного фактов и истории. Самоназвание Эфиопской Церкви – Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо . Тэуахэдо значит «объединенный» и является по сути богословской формулой, которая обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Эфиопская Церковь – единственная, которая в своем самоназвании использует богословскую формулу. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, но при этом и самая изолированная – прежде всего из-за географической удаленности Эфиопии. Эфиопская Церковь также одна из самых древних христианских Церквей. Сама она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26–30). Тем не менее, в те времена название Эфиопия относилось не к нынешней Эфиопии, но к Нубии на территории современного Судана. Лишь после того, как в Аксуме во втором веке по Р.Х. воцарилась династия Соломонидов, стране было усвоено это название. Наряду с этим названием использовалось и другое – Хабаша или, в эллинизированном виде, Абиссиния. Эфиопия состоит из множества народностей, крупнейшие из которых оромо, амхарцы и тиграйцы. Некоторые эфиопские народности имеют семитское происхождение, а такая эфиопская народность как фалаши до сих пор исповедует иудаизм. Согласно древней эфиопской легенде, описанной в книге «Слава царей» ( Кебре Негест , XIII в.), первая царская династия Эфиопии – Соломонидов – возводила свое происхождение к царю Соломону и царице Савской. Впрочем, эта легенда не может быть подтверждена историческими данными. Эфиопия стала одной из первых стран, в которых христианство утвердилось в качестве государственной религии. Согласно Руфину, аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий – сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в рабство в Аксуме. Здесь он начал проповедовать Евангелие и в конце концов смог стать учителем наследника Аксумского царства. Получив свободу, он уехал в Александрию, где святым Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы для новообразованной Эфиопской Церкви. Здесь он обратил в христианство аксумского царя Эзана. Святитель Фрументий стал, таким образом, просветителем Эфиопии. Недаром эфиопы называют его «Отцом мира» и «Открывателем света» ( Абба Салама, Кассате Берхан ).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  Никифорова А.Ю.  Греческие минеи ΙΧ-ΧΙΙ вв. М.: Издательство ПСТБИ, 2012.   Сенина Т.А.  Св. Кассия Константинопольская. М, Квадривиум, 2015  См.:  Флоровский Г. , прот. Византийские отцы Церкви V-VIII в. Париж, 1933. С. 8-10.  Наиболее известная его работа:  Зайцев А.И.  Культурный переворот в Греции VIII-V в. Л.: Наука, 1988.  См. в частности его блестящие переводы в книге: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М.: Наука, 1988.   Пиккио Р.  Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства/  Пиккио Р.  Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М.: Знак. 2003. С. 431-466.   Аверинцев С.С.  Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.   Василик В.В.  Происхождение канона: история, богословие, поэтика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2006. С. 30-40.   Lodi   Е.  Encheridion fontium liturgicorum. Roma: Citta del Vaticano, 1979.P. 189   Василик В.В.  Происхождение канона … С. 120.   Lodi   Е .  Encheridion... Р. 579.   Василик В.В.  Новые данные по истории палестинской гимнографии/Традиции и наследие христианского Востока. М.: Индрик, 1996. С. 181-208.;  Вас илик В.В.  Новый источник по истории ранней палестинской гимнографии//Byzantinoslavica. 1997. Т.63 (2). С.311-337.  Эту датировку в свое время предложил Харлфингер, однако В.В. Василик активно ее поддерживает.   Серегина Н.С.  Песнопения древнерусским святым. СПб., 1994. С. 90.  Он поддерживается, в частности в фундаментальной работе Х.Г.Бека:  Beck H.G.  Kirche und Theologische Literatur im Byzantinische Reich. Muenchen, 1977.  См.:  Лев Диакон . История. М., 1988. С.12.  См. Иванов С.А.  Лурье высказал эти соображения в своей статье  Лурье В.М.  Из Иерусалима в Аксум через храм Соломона: архаичные предания о Сионе и Ковжчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь//Христианский Восток. Т.2. (новая серия). 2000. С. 1  Этот тезис поддерживали, в частности М.В.Левченко и Г.Л.Курбатов. скрыть способы оплаты Комментарии Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru .

http://pravoslavie.ru/105661.html

1373 М. А. Поляковская считает эту версию более убедительной, нежели богомильская (в личной беседе с автором, а также в рецензии на его дипломную работу). 1374 См.: Лурье В. М. Из Иерусалима в Аксум через храм Соломона: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе «Кебра негест» и их трансляция через Константинополь//Христианский Восток. 2000. Т. 2 (8). Раздел 2.1. София Константинопольская: новый Храм Соломона. – Сердечно благодарю иером. Григория (Лурье) за возможность ознакомиться с его статьей в электронном виде. 1376 Featherstone J. An Iconoclastic Episode in the Hesychast Controversy//JÖB. 1983. Bd. 33; Лурье B. M. Комментарии... С. 379–382. 1377 Cod. Vat. Gr. 2219. Fol. 139 v . Цит. по: Барабанов Н. Д. Из истории византийской этики на рубеже XIII–XIV вв.//АДСВ. 1987. Вып. 23. Проблемы идеологии и культуры. С. 107 (ценный материал и важные выводы). Отрывки сходного содержания из этой же рукописи опубликовали Ильзе Рохов и Клаус-Петер Мачке (Rochow I., Matscke К.-Р. Neues zu den Zigeunern... S. 249 u. folg.). Тем настоятельнее становится необходимость скорейшей публикации полного текста. См. цитаты далее. 1378 «Поскольку мы используем врачей-евреев, допуская ощупывания их руками (! – Самое прикосновение к еретику считалось нечистым. – Д. М.)...» (Цит. по: Сметанин В. А. Восприятие... С. 147). И. Шевченко, имея в виду это же место, указывает, что 11-е правило Трулльского собора запрещает священникам и мирянам лечиться у евреев (Ševenko I. The Decline of Byzantium... P. 181. N. 59). 1379 Потешные шествия с медведями сами по себе могли быть элементом народных увеселений. Ср. известную сцену с Долоховым в «Войне и мире». 1380 Этот способ гадания был распространен в поздней Византии, как и упоминаемые в том же ряду талисманы. О нем говорит Иосиф Вриенний . Вообще, все названные явления симптоматичны для породившего их общества – ср. у него же: «Поскольку мы ежедневно обращаемся к волхвам ( μντεις?), предсказателям, цыганам (ср. статью Рохов и Мачке. – Д. М.) и заклинателям. И при всяком недуге мы прибегаем к колдовству... Для обеспечения плодородия полей, приплода и здоровья стад, удачной охоты и обильного урожая виноградников мы прибегаем к заклинаниям» (Цит. по: Сметанин В. А. Восприятие... С. 148). Ср. о сходных явлениях на материале Западной Европы: Гуревич А. Я. Народная магия и церковный ритуал//Механизмы культуры/Отв. ред. Б. А. Успенский . М., 1990. С. 3–27; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Издание – Удзвели Иадгари (Древнейший Иадгари).  Тбилиси, 1980 (далее – Иадгари..)О нем см. Хевсуриани Л. Структура древнейшего тропология. Диссертация на степень кандидата фил. Наук. Тбилиси, 1984. О песне Отроков, ее богословии и значении см. в частности  Василик В.В. Происхождение канона.  История. Богословие. Поэтика. СПБ 2006.  Van Esbroek M. Jean II de Jerusalem et les cultes de S. Etienne, de la Sainte Sion et de la Croix//Analecta Bollandiana. 1984.  T. 102. Например: «Сын есть Дух Святой». Подобия V, 2. Об этом смешении и особенностях некоторых маргинальных раннехристианских триадологических учений  см.  в частности  Margerie  B. La Trinité chretienne dans l’histoire. Paris, 99-100. Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 122-123. Стоит вспомнить, что первоначально Рождество и Крещение праздновались одновременно 6 января, в день страдания св. Або. Начиная с мартирия Перпетуи и Фелицитаты, когда толпа кричит раненому христианину, истекающему кровью: «Счастливое омовение, счастливое омовение» (Saluum lotum! saluum lotum!). Passio Perpetuae et Felicitatis. Sect. 21. См. The Acts of the Christian Martyrs, ed. H. Musurillo. Oxford 1972. P. 130. (Далее – The Acts of the Christian Martyrs). æj dunatÕn ¹m‹n sunagomšnoij n ¢galli£sei kaˆ car´ paršxei Ð kÚrioj pitele‹n t¾n toà martur…ou aÙtoà ¹mšran genšqlion e‡j te t¾n tîn prohqlhkÒtwn mn»mhn kaˆ tîn mellÒntwn ¥skhs…n te kaˆ ˜toimas…an И дарует Господь,  насколько нам возможно, собирающимся в радости и весельи совершать  день рождения мученика  для памяти пострадавших прежде и для упражнения и приготовления будущих мyчehukob.Marmyrium Polycarpi. Cap. 19. Sect. 1. The Acts of the Christian Martyrs… P. 3. Третий тропарь на «Величит» двупеснца на память царя Давида и апостола Иакова. 26 декабря. Иадгари. С. 22. См. об этом также Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПБ 2006. С. 264-265. О последованиях, связанных с жертвоприношениями животных в христианском мире см. весьма дискуссионную статью Лурье В.М.Из Иерусалима в Аксум через храм Соломона: архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завет в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь//Христианский Восток. Т.2 (VIII). СПБ., М., 2001. С. 202-206.

http://bogoslov.ru/article/2368300

382 . Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»//Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. 383 . Лотман Ю. М. Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века//Его же. Русская литература и культура Просвещения. М., 1998. (Собрание сочинений. Т. 1). 384 . Лотман Ю. М. Письма. 1940–1993/Сост., подг. текста, вступ. ст. и комм. Б.Ф. Егорова. М., 1997. 385 . Лотман Ю. М. Риторика//ТЗС. Тарту, 1981. Т. 12. 386 . Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. 387 . Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя//Его же. В школе поэтического слова. 388 . Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в истории русской культуры (до конца XVIII в.)//Успенский Б. А. Избранные труды. М.,1 1994. Т. 1. 389 . Ю. М. Лотман и московско-тартуская семиотическая школа. М., 1994. 390 . Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии. Замечания по поводу недавних публикаций//ХВ. 1999.Т. 1(7). 391 . Лурье В. М. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением об обожении у православных богословов после св.Фотия//Труды Высшей религиозно-философской школы. СПб., 1992. 392 . Лурье В. М. Из Иерусалима в Аксум через храм Соломона: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе «Кебра негест» и их трансляция через Константинополь//ХВ. 2001. Т. 2(8). 393 . Лурье В. М. Комментарии// Мейендорф Иоанн , протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . Введение в изучение/Под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997. (Subsidia Byzantinorossica. Т. 2). 394 . Лурье В. М. Послесловие//Там же. 395 . Лурье В. М. Послесловие//Св. Григорий Нисский . Об устроении человека. 396 . Лурье В. М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000. (Богословская и церковно-историческая библиотека). 397 . Лурье В. М. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и у славян. 1–2//ВВ. 1997. Т. 57 (82). 398 . Лурье В. М. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма//ВВ. 1994. Т. 55 (80).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

После смерти матери Байне Лекхем, вошедший в историю как «нгусэ негест» («царь царей») — Менелик I, утвердился на престоле, прервав таким образом традицию, по которой Эфиопией правила женщина, и положив начало династии эфиопских царей, ведущих свой род от царя Соломона. Потомки Соломона, как считается, и правили Эфиопией до 1855 года (с конца VIII века — чисто номинально). На их гербе был изображен лев — символ Иерусалима и колена Иуды, к которому принадлежал Соломон. Вместе с Менеликом, согласно легенде, в Эфиопию отправились первосвященник Азария и представители 12 знатных еврейских семей, под влиянием которых значительная часть населения Эфиопии приняла иудаизм. Уже после того, как жители Эфиопии приняли христианство, те, кто считал себя потомками Соломона, сохранили верность иудаизму и стали называться «фалаша» — «эфиопскими евреями». По одной из версий, именно к «фалаша» принадлежал прадед Александра Сергеевича Пушкина Абрам Ганнибал — и потому Петру понадобилось его крещение. После возникновения христианства царица Савская стала героиней множества христианских легенд. В одной из этих легенд, заимствованной из арабской версии «Кебра Нагаст», царица идет к Соломону не по хрустальному полу, как в еврейском фольклоре, а по дереву, принесенному не откуда-нибудь, а из райского сада. Прикосновение к этому дереву чудесным образом исцеляет ее ногу, а позже, согласно легенде, из этого дерева был сделан крест, на котором распяли Христа. По другой версии легенды, когда царица Савская направлялась к Соломону, она дошла до реки, через которую вместо моста было перекинуто бревно. В этот момент ей было явлено пророчество о том, что из этого дерева будет сделан крест для Христа. Охваченная благоговейным страхом, царица решила переходить реку вброд, приподняв подол платья. И в тот миг, когда она вступила в воду, ее перепончатая нога превратилась в человеческую. В ряде христианских источников царица Савская отождествляется с Сивиллой — прародительницей всех волшебников. Многовековой налет вымысла, лежащий как на арабских и христианских, так и на еврейских легендах о царице Савской, очевиден. Но столь же очевидно и то, что за этим вымыслом стоят, вероятнее всего, вполне реальные события.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/4

Если К. принимает взрослый человек, во время совершения всех обрядов он стоит перед епископом или священником на особом коврике из овечьей шерсти, в напоминание о кожаных ризах, в к-рые облеклись Адам и Ева после изгнания из рая. После К. младенца муж. пола совершается его обрезание. Каноны патриарха Кирилла II (1078-1092) (19-й канон - Burmester O. The canons of Cyril II, LXVII Patriarch of Alexandria//Le Muséon. 1936. Vol. 49. P. 284) и Гавриила II (1131-1145) (20-й канон - Burmester O. The Canons of Gabriel ibn Turaik, LXX Pairiarch of Alexandria//OCP. 1935. Vol. 1. P. 34-35) запрещают этот обычай, но он продолжает соблюдаться. В средневек. копто-араб. традиции использовался т. н. чин кувшина ( F    ), или «крещение покаяния» (др. названия: «Молитва кувшина», «Канон для того, кто отрекся от веры»), с помощью к-рого происходит воссоединение с Церковью вероотступников. У коптов этот чин возник предположительно в XIV в., в период гонений со стороны мусульман и вслед. участившихся случаев апостасии . Есть свидетельства об использовании похожего чина в мелькитской традиции в Иерусалиме уже в VIII в. ( Brakmann. 2009. P. 113-116). Наполнив кувшин водой, священник в литургическом облачении совершает его каждение и трижды добавляет в кувшин елей во имя Пресв. Троицы. Затем он читает над кающимся избранные стихи из покаянных псалмов, отрывок из Апостола и Евангелия, а также молитву с упоминанием крещального имени кающегося и возложением на него рук. В конце чина священник неск. раз дует на воду и омывает ею грешника и помазывает его елеем (лоб, спина, кисти рук). К. в эфиопской традиции В эфиопских литургических книгах К. называется   (тэмкет - собственно крещение) или   (крэстэнна - христианство). Как и в др. вост. Церквах непосредственно после К. совершается Миропомазание, именуемое в эфиоп. традиции   (мерон - миро), и причащение. Учение Эфиопской Церкви о К. как о таинстве сформулировано в 3-й гл. догматического трактата «Пять столпов Таинства» (      , Аммэсту а‘эмаде мэстир; предположительно XVI в.), в котором под таинством понимается христианство в целом, основанное на 5 столпах - вероучении о Троице, Воплощении, Крещении, Евхаристии и воскресении из мертвых. Кроме того, основы учения о К. содержатся во мн. эфиоп. катехизисах, изложениях веры и предисловиях к чину К. в богослужебных книгах, а также в канонах 3-й гл. канонического сборника «Фетха негест». Известны попытки реформировать чин К. в сторону его адаптации к К. взрослых. Так, имп. Зара Якоб († 1468) в своей проповеди, к-рая является частью его «Мецхафе Бэрхан» (Книги света), подробно описывает традиц. чин К., уделяя особое внимание требованиям к обучению взрослых кандидатов. Текст упоминает о большом количестве нехристиан, к-рые принимали К. по собственному желанию или в связи с давлением со стороны христ. правителей (изд.: The Homily. 2013).

http://pravenc.ru/text/крещение.html