Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЭТАН ТИЕНСКИЙ [Гаэтан Тиенский, де Тьене; лат. Caetanus (Gaetanus) Thienaeus, de Thiene] (окт. 1480, Виченца, Сев. Италия - 7.08.1547, Неаполь, Юж. Италия), св. католич. Церкви (пам. 7 авг.), деятель Контрреформации в Италии, основатель ордена театинцев . Младший сын виченцского кондотьера Гаспара де Тиене и гр. Марии ди Баттисты да Порто. Потеряв в возрасте 2 лет отца, воспитывался матерью, терциаркой доминиканского мон-ря св. Венца (Санта-Корона) в Виченце. Учился в Падуанском ун-те; в 1504 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in umroque jure). В том же году стал клириком, приняв тонзуру от Пьетро Дандоло, еп. Виченцы. В 1505 г. на принадлежавшей семье земле в Рампаццо (близ Виченцы) основал ц. во имя св. Марии Магдалины. В нач. 1507 г. приехал в Рим. Ок. 1508 г. при поддержке знатного генуэзца Джованни Баттисты Паллавичино, епископа Кавайона (с 1517 кардинал), К. Т. приобрел должность апостольского протонотария в Римской курии, ведал папской корреспонденцией. Осенью 1508 г. папа Римский Юлий II даровал ему в качестве бенефициев приходы Пресв. Девы Марии в Мало и Брессанвидо. В 1509 г. участвовал в переговорах с целью примирить власти Венецианской республики и папу Римского (в 1508 папа был одним из организаторов Камбрейской лиги, действовавшей против Венеции). В 1515 г. папа Римский Лев X передал К. Т. на 6 месяцев в качестве комменды мон-рь св. Колумбана в Бьяндрате, неск. позднее предоставил ему каноническую диспенсацию , и в течение 3 дней (27-30 сент. 1516) К. Т. был последовательно посвящен в субдиакона, во диакона и рукоположен во пресвитера (1-ю мессу он отслужил в ц. Санта-Мария-Маджоре на Богоявление (6 янв.)). Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание) Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание) В 1515-1517 гг. К. Т. принимал активное участие в деятельности оратория (от orare - молиться) Божественной любви, сложившегося при рим.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

Сомаски ); католич. блж. Паоло Джустиниани (1476-1528), реформировавшему орден камальдулов и основавшему конгрегацию камальдульских отшельников с более строгим уставом. К. Т. одобрил деятельность францисканца-обсерванта Маттео да Башо (ок. 1495-1552), основателя ордена капуцинов . В Венеции К. Т. вместе с др. театинцами ухаживал в госпитале за неизлечимо больными, оказывал помощь голодающим и больным во время эпидемии чумы. В 1533 г. была основана обитель театинцев в Неаполе (с 1538 близ ц. Сан-Паоло-Маджоре). В этот период К. Т. окормлял неск. жен. обителей, в т. ч. мон-рь кларисс-капуцинок Санта-Мария-ди-Джерузалемме в Неаполе (см. ст. Капуцины ). При поддержке К. Т. в этом городе был организован приют для падших и раскаявшихся женщин. К. Т. стал инициатором создания благотворительной кассы (ломбарда) для помощи бедным (1539). В 1540-1543 гг. он был настоятелем (препозитом) мон-ря театинцев в Венеции, затем в Неаполе. Весной 1547 г. участвовал в работе генерального капитула ордена в Риме, где было принято решение об объединении с орденом театинцев конгрегации регулярных клириков Сомаски. Вернувшись в Неаполь, К. Т. заболел и 7 авг. скончался. Был похоронен на орденском кладбище близ ц. Сан-Паоло-Маджоре; впосл. его останки перенесли в церковь. С 1615 г. по решению генерального капитула память К. Т. стала отмечаться во всех обителях ордена. Беатифицирован в 1629 г. папой Римским Урбаном VIII . 12 апр. 1671 г. папа Римский Климент X канонизировал К. Т. и способствовал распространению его почитания. Изображается в облачении театинца, в руках - Евангелие, книга с уставом ордена или крест. С кон. XVII в. К. Т. стали изображать с Младенцем Иисусом на руках (напр., скульптура Дж. Л. Бернини в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре): святому, служившему после рукоположения во пресвитера 1-ю мессу, было видение Пресв. Богородицы, Которая вверила ему Младенца (об этом К. Т. писал Лауре Миньяни - Le lettere. 1954. P. 16). Соч.: Le lettere di San Gaetano da Thiene/A cura di F. Andreu.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

ц. святых Сильвестра и Доротеи в Трастевере. В кон. XV - нач. XVI в. такие оратории стали появляться в Италии (в Генуе в 1497, в Риме ок. 1515, в Неаполе в 1517); это были добровольные объединения клириков и мирян, которые выступали за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся. Членам оратория (их число не должно было превышать 40 чел., из них только 4 могли иметь сан священника) по утрам надлежало читать обычные молитвы, затем 7 раз «Pater noster» и «Ave Maria», по понедельникам поминать усопших членов оратория 5-кратным повторением этих молитв, еженедельно, а также по церковным праздникам собираться для совместных молитв и участия в богослужении; рекомендовалось раз в неделю соблюдать пост, ежемесячно исповедоваться и регулярно причащаться. Важной сферой деятельности рим. оратория Божественной любви был уход за бедными и неизлечимо больными в госпитале при ц. Сан-Джакомо-ин-Аугуста ( Paschini P. Amour (Compagnie du Divin)//DSAMDH. T. 1. Col. 531-533). В 1524-1525 гг. К. Т. являлся кустодом рим. госпиталя, получившего в 1518 г. статус «архигоспиталя», к-рому были подчинены приют в Генуе, госпитали в Савоне и Болонье. Весной 1518 г. К. Т. вернулся в Виченцу. В янв. 1519 г. он вступил в католич. братство святых Климента и Иеронима и провел в нем преобразования по примеру рим. оратория Божественной любви. В июле того же года стал членом братства св. Тела Христова; под влиянием К. Т. статуты братства были изменены в соответствии с принципами деятельности римского оратория. К. Т. настаивал на регулярном участии членов братства в церковных таинствах, был сторонником частого причащения. В 1520 г. он реорганизовал действовавший в Виченце госпиталь Милосердия в приют для неизлечимо больных. После смерти матери (нояб. 1520) и замужества племянницы К. Т. стал широко использовать деньги семьи на благотворительность. Так, в 1522 г. основал госпиталь для неизлечимо больных в Венеции, куда он приехал по совету духовного наставника доминиканца Джованни Баттисты Карьони да Кремы († 1534).

http://pravenc.ru/text/1683995.html

В кон. 1523 г. К. Т. вернулся в Рим. Для реформирования католич. духовенства он предложил создать новый орден регулярных (уставных) клириков, к-рые должны были совмещать монашескую жизнь в строгой бедности с активным социальным служением (работой в госпиталях, приютах для неизлечимо больных и т. п.) и пастырской деятельностью; членам ордена надлежало обязательно участвовать в общих богослужениях, прежде всего в Евхаристии. К. Т. поддержали др. члены рим. оратория Божественной любви - архиеп. Бриндизи Дж. П. Караффа (впосл. папа Римский Павел IV ), пресвитеры Б. деи Колли и П. Консильери. Получив одобрение папы Римского Климента VII (бреве «Exponi nobis» от 24 июня 1524) и отказавшись от имущества, церковных бенефициев и должностей, 14 сент. 1524 г. К. Т., Дж. П. Караффа, Б. деи Колли и П. Консильери принесли торжественные обеты в Ватиканской базилике в присутствии Джамбаттисты Бончанни, еп. Казерты. Новый орден был напрямую подчинен Папскому престолу; его членов стали называть театинцами (Teate - лат. название г. Кьети, кафедру которого в 1505-1518 занимал еп. Дж. П. Караффа, избранный 1-м генеральным настоятелем (супериором) ордена). Орденская обитель сначала находилась близ ц. Сан-Никола-деи-Префетти на Марсовом поле, затем в районе холма Пинчо. Уже в 1525 г. в ордене появились новиции (в 1526 их было 12), гл. обр. из числа членов римского оратория Божественной любви. В 1527 г., после захвата и разграбления Рима войсками имп. Карла V (Sacco di Roma), театинцы покинули город и перебрались в Венецию (с нояб. 1527 резиденцией ордена была ц. Сан-Никола-да-Толентино). 14 сент. 1527 г. К. Т. был избран генеральным настоятелем ордена; занимал эту должность в течение 9 лет (3 срока). Он оказывал поддержку, в т. ч. при Папском престоле, мн. католич. деятелям, стремившимся к обновлению Церкви: католич. св. Иерониму (Джироламо) Эмильяни (1486-1537), к-рый помогал сиротам и беспризорным детям, в 1531 г. организовал в Венеции, Бергамо и Комо приюты для них, а позднее основал конгрегацию регулярных клириков для ухода за немощными и нищими (Общество служителей бедным; см.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

Лоренцо Скуполи родился в 1529 г. в итальянском городе Отранте в знатной семье 4 . В крещении он был наречён Франциском. О первых сорока годах его жизни не сохранилось каких-либо сведений. 4 июня 1569 г., в возрасте 39 лет, Скуполи был принят в Театинский орден. Это священнический орден, основанный Каэтаном Тиенским 5 в 1524 г. Неофициально членов ордена называли «театинцами», поскольку первым его главой был епископ Театинский Караффа 6 (1480–1559). Главными задачами ордена были борьба с ересями мирными средствами, проповедь и духовное назидание, а также уход за больными. Миссионерская активность театинцев простиралась почти на всю Европу, а позднее – на Америку, Персию и Кавказ. Театинский орден возник из общины священников, которая была широко известна в Италии под именем «Ораторий Божественной любви». Каэтан Тиенский основал этот орден для священников, не принимавших традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания; монахи же, вступившие в орден, не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Орден театинцев известен своими строгими аскетическими идеалами, а члены ордена руководствовались в своей жизни Лествицей прп. Иаонна Лествичника 7 . Свои первые шаги в монашеской жизни Скуполи совершил под руководством Андрея Авеллино 8 . 25 января 1571 г. в Неаполе он принёс окончательные монашеские обеты с наречением имени Лоренцо. В 1574 г. на Рождество он был рукоположен во пресвитера 9 . В 1578 г. Скуполи был переведён в Милан, а затем, в 1581 г., в Геную, где свирепствовала ужасная эпидемия, во время которой он посвятил себя уходу за больными 10 . 1585 г. положил начало тяжкому и унизительному периоду в жизни Лоренцо Скуполи. Его обвинили в серьёзном проступке. Генеральный капитул театинцев, собравшийся в Венеции, в ходе процесса, возбужденного против него, приговорил Скуполи к одному году тюрьмы, запрету священнослужения и запрещению вести духовническую деятельность. Не известно, ни какое обвинение было ему предъявлено, ни то, кто был обвинителем, но Скуполи себя не защищал. По обычаю той эпохи, документы процесса были незамедлительно преданы огню 11 . «Многие авторы, изучавшие дело Скуполи, полагают, что осуждение его было плодом клеветы. Возможно, преступление Скуполи касалось “целостности веры”, иными словами, его обвинили в ереси. На процессе Скуполи явил столь великое смирение и послушание, что, даже вопреки всем унижениям, стяжал славу человека высочайших добродетелей. На все обвинения он отвечал безмолвием. И хотя находились люди, ходатайствующие за него, сам он не приложил каких-либо усилий для того, чтобы облегчить свою участь. По свидетельству братьев, живших в одном доме со Скуполи, он являл неизменную готовность исполнять любую самую простую и самую тяжёлую работу, любил уединение и тишину, многие часы отводил молитве. Он назидал своих братьев собственным спокойствием и смирением» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Они ухаживали за заболевшими во время эпидемий чумы в 1576-1577 и 1629-1631 гг. в Италии, Испании и во Франции, содержали лепрозории. Для помощи бедным капуцины организовывали «лавки Христовы» (botteghe di Cristo), где продукты продавались по низким ценам, городские зернохранилища, в голодные годы снабжавшие бедняков хлебом, и ломбарды (monti di pietà), выдававшие беспроцентные ссуды нуждавшимся. В XVII в. капуцины одними из первых организовывали миссии в сельской местности, где проповедники простым, понятным простолюдинам языком наставляли местных жителей в католической вере; задача монахов состояла также в том, чтобы подвигнуть людей к исповеди и покаянию, способствовать примирению враждующих семейств и установлению мира в местной общине. Капуцины активно проповедовали в регионах, охваченных влиянием протестант. Реформации: на границе со Швейцарией, где способствовали восстановлению в 1594-1598 гг. структур католич. Церкви в Шабле (ныне деп. В. Савойя, Франция), в Ирландии, Шотландии, Германии. В 1524 г. в Риме католический св. Каэтан Тиенский , архиеп. Бриндизи Джованни Пьетро Караффа (впосл. папа Римский Павел IV (1555-1559)), пресвитеры Бонифацио да Колле и Паоло Консильери основали орден театинцев (орден регулярных (уставных) клириков Божественного Провидения). Личная аскеза и благочестие членов ордена (надлежало участвовать в общих богослужениях, прежде всего в Евхаристии, обязательно причащаться, поощрялось почитание гостии) соединялись с активным социальным служением (театинцы работали в госпиталях, ухаживали за больными, помогали бедным и неимущим) и проповеднической деятельностью. В орден вступали, как правило, представители знатных семей; добровольные пожертвования родственников давали ордену средства к существованию, т. к. в нем соблюдалось строгое правило бедности - братьям запрещалось даже просить милостыню. Соблюдение литургических часов и ежедневные богослужения сближали театинцев с традиц. католич. монашеством. Одной из целей ордена было повышение стандарта поведения и подготовки духовенства.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Серьезная аверроистская традиция сформировалась лишь в Италии, где начиная с 20-х гг. XIV в. взгляды И. Р. с одобрением рассматривались нек-рыми преподавателями ун-тов Болоньи и Падуи (см.: L " Averroismo in Italia. 1979; Hasse. 2007). Полагая, что комментарии И. Р. дают точную картину аристотелевской философии, эти мыслители пытались философски обосновать сомнительные с т. зр. христ. веры положения И. Р., в духе учения И. Р. разрабатывали различные проблемы теории познания, философии природы и этики. Наиболее видными представителями аверроизма кон. XIII-XIV в. в Болонье были Джентиле да Чиньоли, Таддео Пармский, Анджело д " Ареццо. Позднее среди философов Падуи к аверроистам причислялись Петр Абанский, Блазий Пармский ( 1416), Каэтан Тиенский († 1465), Алессандро Акиллини ( 1518). Модифицированную версию аверроизма развивал в своих сочинениях П. Помпонацци (1462-1525). О влиятельности аверроистской традиции толкования текстов Аристотеля писал в 1492 г. М. Фичино . После окончательного осуждения представлений о единстве разума и двойной истине в 1513 г. на V Латеранском Соборе и появления новых переводов непосредственно с греч. языка сочинений Платона и Аристотеля внимание европ. философов к наследию И. Р. значительно уменьшилось. Тем не менее даже в XVI в. среди итал. гуманистов оставались убежденные приверженцы аверроистской доктрины, как, напр., Маркантонио Цимара ( до 1537) и Антонио Бернарди (1502-1565). Однако в это время аверроизм выглядел уже весьма анахронично и не мог всерьез соревноваться с рационалистическими системами Возрождения. Соч.: Taha  fut al-Taha  fut/Ed. M. Bouyges. Beyrouth, 1930 (рус. пер.: Аверроэс. Опровержение опровержения. К., 1999); Tafsr ma   bad al-tab  a/Ed. M. Bouyges. Beyrouth, 1938-1948. 3 vol.; Kita  b Fasl al-maqa  l: With its Appendix (Damma) and an Extract from Kita  b al-Kaf an mana  hig al-adilla/Ed. G. F. Hourani. Leiden, 1959; Kita  b al-Kulliyya  t f l-tibb//Ed. J. M. Forneas Besteiro, G. Alvarez de Morales. Madrid, 1987. 2 vol.; Rasa  il Ibn Rud al-falsaffia/Ed. D. Djihami. Beirut, 1994. 6 vol. (Подробный перечень совр. изданий соч. И. Р. см.: Daiber H. Bibliography of Islamic Philosophy. Leiden, 1999. Vol. 1. P. 449-467.) Лат. средневек. переводы: Aristotelis Opera cum Averrois Commentariis. Venetiis, 1562–1574; Fr./M., 1962r. 12 vol. (Роспись совр. крит. изданий средневек. лат. переводов см.: Endress G. Averrois Opera: A Bibliogr. of Editions and Contributions to the Text//Averroes and the Aristotelian Tradition. 1999. P. 339–381.)

http://pravenc.ru/text/200435.html

обстоятельную богословскую дискуссию и ограничивался во время встреч изложением католич. учения и призывами признать его истинность. Каэтан выделил 2 ошибочных заключения Л.: 1-е относилось к учению об индульгенциях, а 2-е касалось понимания таинства Покаяния. К. обратил внимание на то, что в 58-м тезисе из 95 тезисов, согласно к-рому «заслуги Христа и святых» не являются теми «сокровищами Церкви», из к-рых папа дает индульгенции (текст с комментарием Л. см.: Luther M. WA. Bd. 1. S. 605-614), отвергается учение декреталии папы Римского Климента VI (1342-1352) «Unigenitus Dei Filius» (текст см.: CorpICan. Pars 2. Col. 1304-1306; ср.: Denzinger. Enchiridion. N 1025-1027). В ней говорится, что Христос Своим искупительным подвигом «приобрел сокровище для воинствующей Церкви» и Сам стал «сокровищем заслуг», вверенным «преемникам Петра и Своим земным викариям» для «спасительного распределения верующим». Каэтан потребовал от Л. признать авторитет декреталии как церковного учительства и отречься от противоположных мнений. В качестве 2-го ошибочного положения Каэтан привел мнение Л. о том, что при совершении таинства Покаяния определяющее значение имеет вера человека в его непосредственную действенность: принесший истинное покаяние человек верует, что «все его грехи отпущены ему перед Богом», поэтому в каждом приступающем к таинству «вера производит мир совести», к-рый и является истинным плодом покаяния (см.: Luther M. WA. Bd. 1. S. 539-545; также ср.: Ibid. S. 323, 595-596). Л. попытался завязать с Каэтаном богословский диспут, представив ему записку с критикой в адрес папской декреталии и со множеством библейских цитат, путем комментирования к-рых он пытался обосновать правильность своих взглядов, однако кардинал отказался от обсуждения поднятых вопросов по существу и упорно требовал от Л. отречения от заблуждений. Узнав об отъезде Л. из Аугсбурга, Каэтан посчитал переговоры с ним завершенными и отправил в Рим отчет с приложением представленных Л. письменных объяснений. Поскольку Л.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Церковь к нач. XVI в. Именно 2 этими тенденциями определяются все многочисленные экзегетические опыты К.: с одной стороны, он стремился предложить простое, букв. и основывающееся на церковной традиции толкование Свящ. Писания, создав тем самым «противоядие» против получавших все большую популярность экзегетических трактатов протестантов; с др. стороны, желал раскрыть воспитательный потенциал Свящ. Писания, полагая, что только на основе его правильного понимания может быть построена подлинная христ. жизнь. Создавая толкования, К. избегал весьма популярных в истории христ. экзегезы способов объяснять тексты Библии аллегорически, символически или нравоучительно. Его комментарии невелики по объему и обычно являются лишь парафразами соответствующих стихов, в к-рых выявляется внутренняя логика текста без пространных богословских или назидательных отступлений (см.: Gustafson. 1993. P. 72-93). Фома Каэтан. Титульный лист из «Opera omnia quotquot in Sacrae Scriptuarae». Lugduni, 1639 Первым крупным опытом К. в жанре экзегезы стало созданное во время пребывания в Венгрии соч. «Трапеза Нового Завета» (Jentaculum Novi Testamenti, 1524; переизд.: Caietanus. OperaSS. Vol. 5. P. 401-468; о содержании см.: Gustafson. 1993. P. 94-113), в к-ром К. объяснял 64 затруднительных и сложных для понимания места НЗ. В это же время К. начал работать над масштабным проектом по комментированию всей Псалтири , к-рый был им завершен к 1527 г. Будучи воспитан в итал. гуманистических традициях, К. был убежден, что первичной основой толкования должно быть исследование самого текста: без верного понимания буквы невозможно дать правильное духовное объяснение. Считая содержащийся в Вульгате перевод Псалтири слишком архаичным, неточным и не соответствующим евр. тексту, К. принял решение положить в основу своего комментария новый перевод. Поскольку он не знал евр. языка, К. нанял 2 иудеев, задачей к-рых было как можно более буквально переводить для него текст, при этом не привнося в него собственных идей.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Празднества в Париже по случаю смерти Генриха III. – Проповедники превозносят Жака Клемана. – Сикст V отказывается слушать католиков, приверженных к Генриху IV. – Легат Каэтан едет во Францию. – Его сопровождает иезуит Беллармин. – Различные партии в Лиге. – Преданность иезуитов и " Шестнадцати» испанскому королю. Иезуитская Сорбонна присягает в том, что никогда не признает королем Генриха Наваррского, даже, если бы он принял католицизм. – Переговоры между Генрихом IV и герцогом Майенским. – Иезуиты пытаются им помешать. – Новое решение иезуитской Сорбонны. – Процессия Лиги. – Страшный голод в Париже. – Ревизия всех обителей. – Иезуиты требуют для себя исключения. – Обнаруживается, что они обильно снабжены съестными припасами. – Подумывают о сдаче. – Иезуиты решают, что можно вести переговоры с Генрихом IV и не подвергнуться отлучению от Церкви. – Переговоры прерываются прибытием испанской армии. – Легат Каэтан покидает Францию. – Сега, епископ Плезанс, вице-легат. – Новые неистовства Лиги против Генриха. – Григорий XIII снова отлучает от Церкви Генриха и его сторонников. – Он приказывает избрать нового французского короля. – Папская грамота к «Шестнадцати». – Папа шлет войска на помощь Лиге. – Новый фанатизм Лиги. – Список подозрительных и комитет народного спасения. – Упадок Лиги. – Сатира Menippé. – Роль в ней иезуитов. – Братства или конгрегации иезуитов. – Их влияния на Лигу. – Они терпят неудачу. – Генрих вступает в Париж. – Иезуит Коммолет спешит восхвалить короля. – Сорбонна приносит ему присягу в верности. – Иезуиты решают дождаться приказа папы, прежде чем покориться. 1589–1594 Генрих III был убит 1 августа 1589 года. Утром 2-го, весть об этом дошла до Парижа. Народ выражал свою радость неприличным образом и «г-жа Монпансье в дерзкой ярости и с бешеной наглостью раздала заговорщикам зеленые перевязи». Она бросилась на шею к тому, кто принес ей это известие, и сказала: «Ах, друг мой, добро пожаловать, но правда ли это, по крайней мере? Неужели этот злюка, этот лицемер, этот тиран умер? Боже, как я рада! Я жалею только об одном: что, умирая, он не знал, что я – причина его смерти!» – Затем, обращаясь к своим фрейлинам, она прибавила: – «Как вы находите? моя голова теперь лучше держится? Мне кажется, что она не трясется больше, как прежде!» Она тотчас же отправилась к г-же Немур, своей матери, и вместе с ней обошла главные улицы и площади Парижа. «Добрые вести, друзья, – кричали обе эти женщины всем, попадавшимся им навстречу, – добрые вести, тиран умер, нет больше Генриха Валуа во Франции!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010