Царь, вельможи и святители строили новые монастыри, возобновляли разрушенные, уходили в них на покой. Сенатор Студий создал свою знаменитую лавру, Роман III построил монастырь Перивлепт, Михаил Пафлагон — Космидийский монастырь, Константин Мономах — Манганы, Иоанн III Ватаци строил монастыри, богадельни, больницы. Уйдя раз из мира, цари почти никогда не восходили по ступеням церковной иерархии, не были посвящаемы в сан иеродиакона, иеромонаха и т. д. Император Михаил VII Парапинак (1072–1077), став после своего пострижения, по желанию императора Никифора Вотаниата, Ефесским митрополитом, представляет едва ли не единственное исключение в этом отношении. Византийцы отличались своею любовью к храмосоздательству. Все лицо империи покрывалось этими обителями, церквами, параклисами, давая прибежище утомленным жизнью, разочарованным, жаждущим тишины и созерцания, протестующим против неправды этого царства, ищущим тихого приуготовления к смертному часу. Большие афонские лавры, великолепные храмы с памятниками искусства лучших мастеров, домашние молельни, маленькие параклисы, отдельные келий по стремнинам метеорским, горным склонам Олимпа и у берегов моря, — все это говорит о тоске души по небесному царству. И теперь еще, разбросанные по разным местам былой империи развалины часовен, остатки монастырских стен и башен, или даже небольшая мраморная «агиазма», «чесма», в тени тополей или кипарисов, источающая в течение веков свою студеную струйку воды, свидетельствует об остатках великой религиозной культуры прошлого, об огромном подвиге слабых людей, об их любви к Богу и Пречистой. Это обилие монастырей, пусть и не без многих внутренних недугов вещает о неравнодушии, о неуспокоенности духа, о тоске по иной действительности, о зове в истинное небесное отечество. Монастыри начали строиться еще до основания самого Константинополя; уже в 240 г. существовал монастырь св. Евфимии. При Константине и его матери Елене было создано несколько обителей (св. Мокия, св. Мины, св. муч. Диомида, арх. Михаила), так что к 337 г. было уже 15 монастырей в столице. При императоре Феодосии Вел создается знаменитая обитель «акимитов», «неусыпаемых». При императоре Льве I Вел. (457–474 г.г.) получила свое бытие знаменитая обитель Студийская, один из сторожевых маяков византийской церкви, и важная ось столичной и всей вообще государственной жизни. По Сократу, двор императора Феодосия Младшего (408–450 г.г.) был сам не что иное, как монастырь. К 518 г. в Константинополе уже 54 монастыря. Золотым веком монастырского строительства надо считать царствование императора Юстиниана. Тогда построены: Хора (Кахриэ–Джамиси), мон. св. Лаврентия, свв. ап. Петра и Павла, св. Сергия и Вакха и мн. др. Под постановлениями собора 536 г. подписалось 73 настоятеля монастырей, а после этого года основано еще 7 обителей. Таким образом, к половине VI в. их было не менее 80.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

К живоносному источнику приходят, говорят, молиться и турки, верящие в его чудотворную силу. Пред выходом, Преосвященный вписал в существующую здесь поминальную книгу имена своих и наших родных и знакомых – о здравии и об упокоении, давши при этом причту приличное пожертвование. В ограде около живоносного источника несколько могил Константинопольских патриархов, на которых широкие мраморные памятники с надписями. Из Балукли мы отправились на север снова параллельно городской стене. Переезд до Адрианопольских ворот, которыми мы въехали в город, довольно большой и скучный. Направо снова тянется полуразрушенная стена, налево – поля, кладбища, по сторонам – кипарисы. Недалеко от Адрианопольских ворот проехали мимо большего турецкого кладбища, утопающего в зелени кипарисов, с бесчисленным множеством белеющих над могилами каменных столбов и плит. Столбы – над могилой мужчин; плиты – над могилой женщин; кладбище обнесено решеткой, но страшно запущено: большинство памятников наклонились на бок, другие совсем валяются; на каждом турецкая надпись. Под тенью кипарисов гуляют турки и сидят кое-где турчанки. Лишь только мы въехали Адрианопольскими воротами в город, как на нас снова повеяло со всех сторон восточной столицей: узкие улицы, повсюду собаки, разносчики, шум и оживление. По дороге в знаменитую некогда Влахернскую церковь , заехали в знаменитую в настоящее время своими прекрасно сохранившимися от XIII века великолепными мозаиками – мечеть Кахриэ-джами. Теперь она находится недалеко от Адрианопольских ворот, в черте города; в прежнее же время находилась за городскими стенами, откуда и название ее Кахриэ – испорченное турками слово – χορα (Μον τσ Χρας), т. е. загородная обитель, загородный монастырь. Точных исторических сведений о времени основания этой церкви не имеется. Всего вероятнее, что первоначально церковь во имя Спаса основана еще при императоре Юстиниане, а современное пятикупольное здание сооружено при императоре Алексее Комнене в XI веке, хотя некоторые изменения и поправки производились и позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Кроме того ехали на восток помощник инспектора иером. Анастасий, 10 человек студентов, некоторые из Лаврской братии и несколько человек из различных местностей России. Трудно было удачнее подобрать состав паломников. Тут были, кажется, представители всех положений: владыка и послушник, доктор богословия и доктор медицины, монах и священник, миссионер и не миссионер, просвещённые люди и люди простые, не книжные, чтецы и певцы, ехавшие могли пони- —77— мать речь и отчасти даже объясняться более, чем на десяти различных языках. Путешественники имели свой фотографический аппарат, при помощи которого могли снимать всё выдающееся и интересное, что встречали на своём пути. Словом, всё в этом паломническом кружке было устроено так, что путешествие должно было оказаться исключительно благоприятным. Приведём несколько страниц этого любопытного путешествия. 5-го июня в 4 часа вечера, на прекрасном пароходе «Николай II-й» необычные русские паломники прибыли в Константинополь. Паломники пробыли в Константинополе четыре дня, знакомясь здесь с археологическими памятниками и достопримечательностями Турецкой империи. Осмотр Константинополя начали, конечно, с св. Софии, в стенах которой оставались более часа, любуясь чудной постройкой Юстиниана. В тот же день паломники осмотрели: Ат-Мейдан – конное ристалище, занимающее место ипподрома Византии, среди которого возвышается обелиск Феодосия, змеиная колонна и пирамида – колосс, полуразрушенную мечеть, бывший монастырь св. Феодора Студита , старинные стены Константинополя, монастырь Балукли с его красивой церковью и жизнетворным источником, в котором плавают чудесные, по греческому преданию, рыбки, осмотрели мечеть Кахриэ-Джами – древний монастырь Кора, построенный полторы тысячи лет тому назад. Из Кахриэ-Джами паломники направились в Фонар, греческий квартал города, где осмотрели остаток стены бывшей церкви в честь Влахерской Божией Матери и представлялись константинопольскому патриарху, его блаженству Константину V-мy. Патриарх принял русских паломников чрезвычайно радушно и торжественно: угостил, по восточному обычаю, водой с вареньем, кофе, пожелал успеха в путешествии, говорил об отношении к русской церкви, жалел, что обстоятельства не позволяют ему лично самому побывать в России.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“Немалою оригинальностью этого византийца XIV века, – пишет Диль, – является лелеяние подобных мечтаний, при абсолютном режиме басилевсов божественного права.” 1167 Конечно, история политической теории в Византии еще не изучена, однако этот пример показывает, что история политических идей в Византии не является скучным повторением одного и того же. Она имеет свою жизнь и развитие. 1168 Более новое исследование, однако, показывает, что, вероятно, идея Метохита была не практической политической теорией, а интерпретацией идеи Платона в неоплатоническом духе. 1169 Потеряв положение, состояние и дом при перевороте, низложившем Андроника II, Феодор попал в заточение. Тяжело заболев, он получил возможность окончить свои дни в константинопольском монастыре Хора (теперь мечеть Кахриэ-джами), который он, ввиду ветхости зданий монастыря, заново отстроил и украсил мозаиками. Еще и теперь, среди других великолепных сохранившихся мозаик в современной мечети Кахриэ-джами, можно видеть над главными дверьми, ведущими из второго притвора в храм, мозаику, представляющую Христа на троне, и у его ног коленопреклоненную фигуру Феодора Метохита в пышном платье высших византийских должностных лиц, подносящего Христу небольшую модель византийской церкви; имя Феодора Метохита читается на мозаике. Он скончался там в 1332 году. К его ученикам принадлежит знаменитый византийский ученый Никифор Григора. В своих сочинениях он весьма обстоятельно и с энтузиазмом передал образ своего учителя. 1170 Его многочисленные и разнообразные, далеко не все изданные и малоизученные произведения, будет ли то собрание философских и исторических этюдов, или риторические и астрономические сочинения, или многочисленные стихотворения и письма к различным выдающимся современникам, позволяют видеть в Феодоре Метохите, наряду с Никифором Григорой и Димитрием Кидонисом, одного из самых блестящих византийских гуманистов XIV века. Новейший исследователь пишет о трудах Метохита как об удивительных и разнообразных и считает его “возможно, крупнейшим писателем XIV века и одним из крупнейших писателей византийской литературы.” 1171 Его философские занятия позволяют некоторым ученым, например, К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

462 «Вчера пошел я в Пирей...» – видоизмененное начало платоновского «Государства» («Я пошел вчера в Пирей с Главконом, сыном Аристона») – традиционный классический пример ритмического благозвучия. 464 «Окситона» – слова с ударением на последнем слоге; «пропарокситона» – слова с ударением на третьем слоге от конца. 466 Речь идет о казни апостола Петра, не захотевшего, чтобы его распяли обычным способом. Этот стих и следующие переведены Μ. Л. Гаспаровым. 468 Георгий Писида – писатель VII в.; Птохо-Продром и Калликл – поэты XII в., Ликофрон – поэт III в. до н. э. 469 Перевод сделан по изданию: «Corpus Scriptorum historiae Byzantinae pars XIX, Nicephorus Gregoras», v. 1, Bonnae, 1829, стр. 283 и сл.; в основу данного перевода положен перевод издания «Византийские историки, переведенные с греческого при С.-Петербургской духовной академии», т. 6. «Римская история Никифора Григоры», перевод под редакцией П. Шалфеева. СПб.. 1862, стр. 273 и сл. 472 Галата (область в Малой Азии) была в то время одним из опорных пунктов генуэзской торговли в Эгейском бассейне. 475 Феано – легендарная жена Пифагора. Несколько вымышленных писем, написанных от ее имени, входило в позднеантичный сборник «Письма пифагорейских женщин». Ипатия (Гипатия) (IV–V вв.) – знаменитая женщина-философ, вокруг которой в Александрии группировался кружок образованных людей. 476 Никифор Григора, вероятно, приписывает Платону знаменитое изречение Аристотеля: «Друг – это одна душа в двух телах». 477 Великий папий – начальник дворцовых служителей, ведавших ключами всех дверей дворца; доместик – офицерский чин. 478 Родопа (ныне Деспото-Даг) – горный хребет в западной Фракии; Орестиада – местность в восточной Фракии, где был расположен г. Адрианополь. 480 Монастырь Хора – один из древнейших в Константинополе. Он находился около Влахернской резиденции императоров и не раз служил местом жительства для патриархов и местом заточения для опальных членов царской семьи. По поручению Андроника II, Феодор Метохит провел реставрацию и реконструкцию обветшавших монастырских зданий. Собор монастыря после обращения его в мечеть получил название Кахриэ-Джами. Выполненные по заказу Метохита мозаики Кахриэ-Джами пользуются всемирной известностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Балукли мы отправились на север снова параллельно городской стене. Переезд до Адрианопольских ворот, которыми мы въехали в город, довольно большой и скучный. Направо снова тянется полуразрушенная стена, налево – поля, кладбища, по сторонам – кипарисы. Недалеко от Адрианопольских ворот проехали мимо большого турецкого кладбища, утопающего в зелени кипарисов, с бесчисленным множеством белеющих над могилами каменных столбов и плит. Столбы – над могилою мужчин; плиты – над могилою женщин; кладбище обнесено решеткой, но страшно запущено: большинство памятников наклонились на бок, другие совсем валяются; на каждом турецкая надпись. Под тенью кипарисов гуляют турки и сидят кое-где турчанки. Лишь только мы въехали Адрианопольскими воротами в город, как на нас снова повеяло со всех сторон восточною столицею: узкие улицы, повсюду собаки, разносчики, шум и оживление. По дороге в знаменитую некогда Влахернскую церковь , заехали в знаменитую в настоящее время своими прекрасно сохранившимися от XIII века великолепными мозаиками – мечеть Кахриэ-джами. Теперь она находится недалеко от Адрианопольских ворот, в черте города; в прежнее же время находилась за городскими стенами, откуда и название ее Кахриэ – испорченное турками слово – χρα (Μον τς Хρας), т.е. загородная обитель, загородный монастырь. Точных исторических сведений о времени основания этой церкви не имеется. Всего вероятнее, что первоначально церковь во имя Спаса основана еще при императоре Юстиниане, а современное пяти-купольное здание сооружено при императоре Алексее Ком- —672— нине в XI веке, хотя некоторые изменения и поправки производились и позднее. Что же касается прекрасно сохранившейся знаменитой мозаической живописи, покрывающей в настоящее время стены нартексов и во многих местах самого храма, то она, по мнению знатоков византийского искусства, относится к XIXIII векам. Обращена же эта церковь в мечеть в 1491 году. Пяти-купольное здание мечети с одним минаретом находится в лощине между холмов, с которых открывается живописнейший вид на Босфор с его причудливыми домами, то утопающими в зелени садов, то купающимися в светлых водах пролива.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подъехать к ней нельзя, поэтому мы высадились из колясок и направились в лощину. На встречу нам вышел пожилой, в зеленой чалме, улыбающийся мулла. „Воп jour, bon jour, – говорил он, протягивая руку Преосвященному и вводя нас в мечеть, – ici miraculeux, charmant mosaique – voilà“... Но указание было совершенно излишне. Со стены, над входом из внешнего нартекса во внутренний, на нас смотрел, как живой, величественный лик Спасителя, который нельзя не заметить сразу при входе в мечеть. Мозаическое изображение Спасителя – погрудное и прекрасно сохранилось. Лицо Спасителя – круглое и обрамлено короткою бородою, правая рука сложена для благословения, а левая поддерживает большое евангелие. Вообще мозаика в Кахриэ-джами сохранилась преимущественно в нартексах – внутреннем и внешнем, которые оказались ненужными после того, как церковь была обращена в мечеть (ход в нее приделан с боку), а потому и пострадали от варварства турок менее всего. Есть мозаическая живопись и в самом храме в центральном корабле и 4-х куполах, но здесь она сохранилась гораздо хуже. Более обращает на себя внимания живопись нартексов и своею качественною стороною: она поражает зрителя красотою и величием ликов, живостью и гармонией красок, правильностью, тонкостью и твердостью рисунка и тщательностью в отделке аксессуаров, свидетельствуя о высоком достоинстве византийской живописи XIXIII веков, к которым она несомненно относится. Мы долго любовались мозаическою росписью партексов. Здесь особенно обратили на себя наше внимание мо- —673— заические изображения верховных апостолов Петра и Павла по сторонам входной двери (в прежнее время называвшейся царскою), ведущей из внутреннего притвора в церковь . Изображения сделаны во весь рост и поражают жизненностью и художественною правдою. Ап. Петр с маленькою головою, курчавыми седыми волосами, загнутым носом и плотно сжатыми губами, и Павел с коротко остриженными волосами, орлиным носом и узкою длинною бородою смотрят как живые и как бы преграждают вход в храм недостойным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Железу любится магнит, жених своей невесте – Отважный вождь прелестнейшей из девушек прелестных. Ликуйте ж, лавры и плющи! Ликуйте с нами, кедры! Ликуйте, злато и смарагд, ликуй, светило–солнце! Ликуйте, жемчуг, серебро, ликуй же, мощь и сила! Ликуйте с нами, красота, магнит, железо, камень! Железу любится магнит, жених своей невесте – Отважный вождь прелестнейшей из девушек прелестных. Феодор Метохит (1260/61–1332 гг.) Основным источником биографии крупнейшего политического деятеля, философа и писателя времени правления первых Палеологов, Феодора Метохита, служат его собственные стихотворные произведения, написанные главным образом в конце жизни. Огромная поэма, общим объемом около десяти тысяч политических пятнадцатисложников, содержит сведения и об образовании Метохита, и описания превратностей его судьбы, и детальные рассказы о научных занятиях и о занятиях политикой, и – род стихотворного экфрасиса – детальное повествование о своем роскошном дворце, который славился как выдающееся произведение искусства. Феодор Метохит родился в Никее, которую он называет «красивейшим городом». Отец его, в прошлом знатный византийский вельможа, подвергся опале и тюремному заключению при Михаиле VIII, а при Андронике II был просто удален от двора. Феодор получил обычное по тем временам образование гуманистического цикла (γκκλιος παιδεκ), которое в Никее было поставлено посредственно. Однако Феодор, проявлявший уже с ранних лет незаурядные способности, задолго до окончания школы начал писать в манере тогдашних риторических произведений. Около 1280 г. Андроник II, услышав о замечательных способностях юноши, потребовал его ко двору, и спустя десятилетие началось возвышение Метохита. Пройдя чиновничью иерархию, Метохит достиг должности великого логофета, т. е. начальника общеимперской казны; он был первым советником при императоре, и Андроник без его ведома ничего не предпринимал. Вместе с Иоанном Гликой Метохит участвовал в посольстве на Кипр по поводу сватовства сына Андроника, Михаила IX. Затем Метохит несколько раз побывал с дипломатической миссией в Сербии. При его содействии состоялась свадьба дочери Андроника, Симониды, и Стефана Милутина. Как сам Метохит не без остроумия и горечи оценивал собственную деятельность, он был «кормчим на прохудившемся корабле». И действительно, он сознавал всю сложность внешнего положения империи и видел, какая угроза возникает и растет внутри государства. Однако первое десятилетие правления Андроника II было относительно спокойным, и Метохит, воспользовавшись этим, развернул в Константинополе большое строительство. Для себя он построил великолепный дворец, а из общественных зданий восстановил монастырь Хоры. Там в нартеке главной церкви (ныне мечеть Кахриэ–Джами) по собственному заказу Метохита был выполнен его мозаичный портрет. Эта мозаика сохранилась по сей день: в ее центре помещена выполненная в традиционной манере фигура сидящего Христа – в левой руке книги Священного Писания ,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проф. Д. Ф. Беляев не находит возможным понимать θαλασσδιov в смысле приспособления для спуска жидкостей. 179 «Едва ли вероятно», говорил проф. Беляев, «чтобы словом θλασσα называлась сточная труба для выливания остатков вина, которое, к тому же, едва ли когда либо выбрасывалось». Θαλασσδιov в Софии Константинопольской представлялся проф. Беляеву сосудом сложного устройства, так приспособленным, что, служа резервуаром с водою для омовения священных сосудов и рук священнослужителей, он имел еще помещение для необходимых при омовении платков, полотенец и пр. 180 . Предетавление θαλασσδιov’a в виде сосуда для омовения с более или менее сложным устройством, может быть, и имеет значение относительно θαλασσδιov’a в св. Софии Константинопольской, но плохо вяжется с назначением его служить вместилищем для великосхимнических одежд в ночь накануне пострига. Трудно допустить, чтобы великосхимнические одежды полагались к водосточной трубе под св. престолом, если действительно такая там устраивалась, хотя именно местонахождение θαλασσδιov’a в Софии Константинопольской скорее надо представлять при св. престоле, вблизи его, а не внизу, под престолом. Открыть местонахождение θαλασσδιov’a и определить его первоначальное назначение возможно лишь путем изучения устройства древних престолов и преимущественно – в монастырских храмах. Но, к сожалению, исследователь не владеет необходимым к тому научным материалом. Martigny и Cabrol – лучшие знатоки христианских древностей описывают, в своих Dictionaires, только древнейшие западные престолы до VIII века и не касаются престолов в византийских храмах. Reusens, в капитальном своем труде: «Elements d’Archeologie Chretienne», трактует об устройстве престолов и в позднейшую эпоху: у него можно находить подробные сведения о престолах в церквах романского стиля, готического и стиля Возрождения 181 , – но о престолах в византийских церквях и этот автор ничего не говорит. Обходят молчанием вопрос об устройстве византийских престолов и историки византийского искусства, как Diehl 182 , Dalton 183 , и др. Из русских исследователей о древних престолах достаточный материал собрали в своих трудах: проф. Н. В. Покровский – «Происхождение древне-христианской базилики» 184 и проф. Η. Ф. Красносельцев «Очерки из истории христианского храма» 185 . Но опять таки о византийских престолах вообще и, в частности, по занимающему нас вопросу о 0αλασσδιον’е сведений в названных трудах не находится. Не нашли мы, наконец, этих сведений и в новейших изданиях памятников византийской церковной архитектуры, каковы: монастырь Дафни 186 , μον τς χρας (ныне мечеть КахриэДжами) 187 , храмы Мистры 188 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Многие представители фамилий, занимавших императорский престол, то есть Палеологи и Кантакузены, проявили себя на поприще науки и просвещения. Михаил VIII Палеолог писал в пользу унии, был автором канонов главнейшим мученикам, оставил нам любопытную, найденную среди рукописных сокровищ Московской синодальной библиотеки “автобиографию” 1104 и основал в Константинополе грамматическую школу. Любителем наук и искусств и покровителем ученых и художников был Андроник II Старший. Некоторые ученые предполагают при нем и под его покровительством создание художественной среды, определенной художественной школы, откуда вышли такие замечательные памятники искусства, как мозаики монастыря Хоры (теперь мечеть Кахриэ-джами) в Константинополе. 1105 Особенно выдавался своим образованием и литературным талантом Мануил II. Будучи тонким богословом, знатоком классического языка, искусным диалектиком и прекрасным стилистом, он оставил нам богатое, не вполне еще изданное литературное наследие в виде, например, трактата об исхождении Св. Духа, апологии против ислама, ряда речей на различные случаи жизни, изящного, написанного в Париже в несколько шутливом тоне “Изображения весны на королевском тканом занавесе,” и, наконец, большого количества интересных писем к различным выдающимся деятелям эпохи, написанных императором частью во время его вынужденного пребывания при османском дворе, а также во время заграничной поездки в Западную Европу. Несколько отрывков из сочинений Мануила было приведено выше. Лучший до сих пор, хотя и писавший еще в половине XIX века, французский исследователь личности Мануила Berger de Xivrey насчитывает, включая письма, 109 номеров принадлежащих императору литературных произведений. 1106 Но самое первое место среди императоров, известных в истории византийской литературы, занимает соперник Иоанна V, Иоанн VI Кантакузен, закончивший после вынужденного отречения свои дни монахом под именем Иоасафа и посвятивший это время своего удаления от мира научным занятиям и литературной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010