Теория конфессионализации (confessionalization) была создана во второй половине ХХ в. первоначально для того, чтобы описать историю германского протестантизма в XVI–XVII вв. Суть теории сводится к представлению о постепенном обособлении конфессии на всех горизонтах религиозной, культурной, социальной, государственной жизни. Позднее эта же теория была применена для описания аналогичных процессов в католических странах. Сегодня научным сообществом активно обсуждается вопрос о возможности «православной» конфессионализации. В рамках этой дискуссии автор статьи предлагает внести два уточнения в теорию. Во-первых, если в прямом и узком смысле процесс «конфессионализации» (особенно в смысле «нового симбиоза церковных и государственных инстанций») представляет собой продукт Нового времени, продукт модернизации, то в более широком смысле, в смысле доминирующего стремления к тотальному разведению традиций (пусть не на всех возможных уровнях, а только на ментальном или на ментально-культурном), этот процесс, судя по всему, может быть распространен и на иные исторические эпохи, и на иные конфессии. Во-вторых, сама потребность конфессионализации (независимо от того, насколько последовательным оказывается ее осуществление) возникает только там, где существует единое религиозно-культурное (шире – цивилизационное) поле, исторически обнаружившая себя потребность проведения границ на котором и лежит, собственно, в основе конфессионализации. Указанные тезисы представлены в статье на материале русской церковной традиции. Так, в частности, импульсами конфессионализации может быть объяснено возникновение ряда философских и богословских идей, принадлежащих первым славянофилам. Понятие «конфессионализации» в исторической науке возникло сравнительно недавно – в середине XX в. Как пишет профессор М. В. Дмитриев, «под конфессионализацией понимается, во-первых, становление и развитие специфически конфессиональных дискурсов, специфически конфессиональных институтов и специфически конфессионального самосознания в протестантских и католических культурах Нового времени (эти процессы описываются как первая и базовая стадия конфессионализации – Konfessionsbildung); во-вторых, новый симбиоз церковных и государственных инстанций, религиозной и светской политики, процессы, механизмы и институты совместного воздействия церковно-конфессиональных и государственно-конфессиональных институтов и факторов на социальную, политическую, культурную, экономическую жизнь католических и протестантских обществ Европы в раннее Новое время. В своем совокупном эффекте конфессионализация противостоит процессам секуляризации и оказывается – тем не менее! – важнейшим аспектом и перехода к модерности, и самого генезиса новоевропейской цивилизации» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

ЖМП 2 февраль 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00 В поисках модели капелланского служения Введение института штатного военного духовенства в украинской армии — актуальная тема как для Министерства обороны Украины, так и для местных религиозных организаций. На право духовно опекать военнослужащих претендуют как минимум шесть христианских конфессий, а также представители мусульманской общины. О том, как регламентировать деятельность священнослужителей в украинской армии, рассуждали участники международной конференции в Киеве. Немного статистики В настоящее время в украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях, принадлежащих Минобороны Украины, действует свыше 50 храмов и часовен. Согласно недавним социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тыс. военнослужащих верят в Бога. Среди офицерского состава верующими назвали себя 65%, из которых 19% признались, что нуждаются в постоянном духовном окормлении. Такие данные были приведены на научно-практической конференции " Вооруженные силы Украины и украинское военное душепастырство " , которая прошла в Киеве 13–15 декабря. При этом, как сообщил первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, конфессиональная ситуация в стране остается сложной. Для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при Министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, куда вошли семь религиозных конфессий, имеющих своих последователей в армии. Помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) в работе рады принимают участие священнослужители Римо-католической (РКЦ) и Греко-католической (УКГЦ) Церквей, мусульмане, евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и представители раскольнических объединений — Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Зарубежный опыт. Создание рады — это первый серьезный шаг украинского военного ведомства по регламентации деятельности священнослужителей в Вооруженных силах. Сегодня ее задача состоит в том, чтобы понять соотношение верующих военнослужащих, определиться с необходимым количеством священнослужителей в армии, понять специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном счете выработать собственную модель института военных капелланов. Особое внимание при построении модели уделяется анализу современного зарубежного опыта. На конференции о принципах формирования и о функционировании структуры военного духовенства рассказали гости из США и России.

http://e-vestnik.ru/society/v_poiskah_mo...

Римские кардиналы. Историческое происхождение, роль и положение этого сана в римской церкви. Более трех столетий уже протекло после знаменитого Тридентского собора, когда произошло окончательное и всестороннее завершение здания римско-католической церкви. С тех пор, по-видимому, прочно и незыблемо образовался тот многосложный административный механизм ее, который в виде различных существующих учреждений и доселе держится во всей силе, представляя собою плод многовековой усиленной деятельности пап с их неуклонным стремлением к возвышению своему и укреплению своего могущества в римско-католическом мире. При сосредоточении духовной власти и управления в своей личности, римские первосвященники издавна, в силу различных обстоятельств, вынуждались к учреждению многих вспомогательных церковных, правительственных, судебных институтов, долг которых приводить в движение живой организм римского католицизма, сохранять его в целом и частях, особенно же оказывать содействие главе его – папе, чтобы он имел возможность принимать участие во всем и направлять течение различных дел и обстоятельств своей церкви к ее благу. В длинном ряду таких институтов обращают на себя особенное внимание, по выдающемуся положению и значению в римской церкви, те из иерархических лиц, которые обличены кардинальским саном. От времен глубокой древности, выступив на сцену истории римской церкви в скромной роли непосредственных помощников папы в деле управления, кардиналы со временем мало по малу вплетаются во весь постепенно осложнившийся организм римского католицизма и при ближайшем их участии в нем совершается развитие главнейших основ церковного управления и устанавливается надлежащее положение римской церкви. Особенно после того, как с конца средневековой эпохи папы упрочили за кардиналами видное место и значение в церковной иерархии и администрации, последние получили всеобъемлющее участие в делах римско-католической церкви. И с тех пор, образовав особую иерархическую аристократию, они доселе продолжают стоять на высоте своего положения и служат могучим оплотом папства. Указать первоначальное происхождение и положение кардиналов в римской церкви и с подробностью проследить последующую с конца средних веков историю постепенного развития их преимуществ, в частности отметить особенности кардинальства, как сана, и соединенной с ним юрисдикции – вот немногие, но существенные задачи нашего очерка, предмет которого, полагаем, уже сам по себе может возбуждать немалыйисторико-канонический интерес, независимо от того, что в нашей литературе пока не имеется более или менее подробных и точных сведений о кардинальском сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Югославию развалил Ватикан» Борислав Милошевич и Анна Филимонова о роли Римской церкви в разрушении югославского государства 20.10.2010 612 Время на чтение 3 минуты 19 июля на «Пятом канале» стартовала телепередача «Суд времени» , посвященная историческим событиям и деятелям. Передача снята в формате судебного заседания, в котором судью изображает журналист Николай Сванидзе, защитника - политолог Сергей Кургинян и общественного обвинителя - писатель Леонид Млечин. С 18 по 19 октября в рамках телепроекта были показаны две серии под общим названием «Бомбардировки Югославии: попытка миротворческой операции или неоправданная агрессия?» Свидетелями со стороны защитника были бывший посол Югославии в России, брат последнего югославского президента Борислав Милошевич и старший научный сотрудник Института славяноведения РАН кандидат исторических наук Анна Филимонова. Б.Милошевич и А.Филимонова рассказали о той роли, которую сыграл Ватикан в разрушении Югославии. Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН отметила, что поскольку Словения и Хорватия «принадлежит к миру католическому», то «соответственно здесь всегда в первую очередь были глобальные стратегические интересы Ватикана». «Политика Ватикана всегда была абсолютно безжалостной по отношению к сербам. Мы знаем, что на протяжении веков происходили чудовищные случаи перекрещивания и изъятия православных храмов и т.д. Но дело в том, что в начале XX века начинается общеевропейский процесс в католических странах, который назывался " католическая акция " . Это был такой специальный прием, специальная методика работы с населением, с неопределившимся национальным самосознанием, с неопределившейся религиозной ориентацией для того, чтобы на выходе получить хорватов и католиков. Поэтому мы можем констатировать, что хорватские земли всегда были в орбите Ватикана. А что такое Ватикан? Это власть и прежде всего власть политическая», - заметила Анна Филимонова. «Другой региональный фактор силы - это Германия, которая выступила на международную арену со своими геостратегическими и геополитическими проектами относительно тогда еще югославского пространства в конце 80-х годов. С 1987 года начинаются активные консультации хорватского руководства. Германия и Ватикан продавили независимость Хорватии и Словении. Международный фактор признает независимость Боснии и Герцеговины и разрешает ей в условиях чудовищной гражданской войны вступить в ООН. Я хочу сказать, что, прежде всего, государственные структуры Ватикана и Германия были застрельщиками независимости Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины. Именно они поддерживали и признавали их независимость», - заявила старший научный сотрудник Института славяноведения РАН.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/20/yu...

Агентство Европейского Союза по основным правам человека 9 ноября опубликовало отчет под названием «Антисемитизм: Обзор антисемитских инцидентов, зарегистрированных в Европейском Союзе в 2010-2020 годов». В отчете отмечено, что пандемия COVID-19 спровоцировала новый всплеск антисемитизма. Председатель Европейской еврейской ассоциации (EJA) раввин Менахем Марголин заявил в октябре этого года, что свобода совершения религиозных обрядов евреями подвергается атаке по всей Европе со стороны институтов, которые обещали защищать еврейские общины. Одновременно резко выросло число преступлений на почве ненависти к христианам в Европе. По данным отчета ОБСЕ, вышедшего 16 ноября, только за прошлый год произошло 980 нападений на христиан. Имели место поджоги католических храмов, осквернения и разграбления Святых Даров, выходки против священников и антикатолические надписи на молитвенных и служебных зданиях, в том числе со стороны активисток движения за право на аборты. В 2019 году было зафиксировано меньше нападений на христиан, а именно 595 случаев. Отмечен и значительный рост случаев нападений на церковную собственность — с 459 в 2019 году до 871 в 2020 году. Поджоги католических церквей происходили во Франции, Германии, Испании и Италии. Активизировались преступления на почве ненависти по религиозному признаку в социальных сетях. На эти факты обратил недавно внимание постоянный наблюдатель Святейшего Престола при ОБСЕ монсеньор Януш Урбанчик. Прелат выступил на очередном заседании Постоянного совета организации, проходившем 9 декабря 2021 года. Он подчеркнул, что «антихристианские преступления больше не являются маргинальным явлением», поэтому все государства-члены призваны бороться с дискриминацией христиан, иудеев, мусульман и представителей других религий. Последние данные свидетельствуют о том, что «христианские общины в значительной степени становятся жертвами преступлений на почве ненависти и инцидентов, мотивированных антирелигиозными предрассудками, даже в тех странах, где христиане составляют большинство».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5874254...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Народ Божий и церковная бюрократия 29.05.2010 5608 Время на чтение 6 минут За последнее время мы много слышали об «успехах» и «укреплении» Русской Православной Церкви. Однако при ближайшем рассмотрении эти «успехи» и «укрепление позиций» оказываются чисто виртуальной реальностью, не имея собственно к Церкви и к делу спасения никакого отношения Сравнительно недавно мы достаточно подробно, с помощью целого ряда весьма красноречивых примеров уже показали, что в реальности позиции Церкви в современном российском обществе как раз ослабляются ; однако параллельно с этим церковная бюрократия действительно укрепляет свои позиции и в России и в мире, причем делает она это так, что самый непритязательный анализ заставляет говорить о последовательном и все нарастающем перерождении самой церковной институции. С прискорбием приходится констатировать, что времена сложных аналитических построений, доказательств, основанных на логике и богословских знаниях, стремительно проходят, и в этом смысле мы с горечью ощущаем, что наши собственные, сравнительно недавние, работы быстро устаревают, теряя свое актуальное прикладное значение. Богословие, догматы, каноны и пр. в нынешней церковной «элите» мало кого интересуют; на смену церковности и духовному взгляду на мир приходит «чистая» дипломатия и политика на грани политиканства. Еще совсем недавно официальные церковные СМИ и разного рода клерки в рясах потратили немало усилий, доказывая, что во время визита Святейшего Алексия в Соборе Парижской Богоматери не было совместного с католиками молебна, а просто православные и паписты молились самостоятельно, отдельно друг от друга; сегодня же впавшая в состояние столбняка православная общественность читает вполне официальные сообщения о том, что католические епископы «присутствовали» за православной литургией, отслуженной митрополитом Илларионом в одном из католических храмов Милана . Мне не вполне понятно, почему столь гостеприимные католики никак не возмутятся этими стереотипными сообщениями патриархийных СМИ: ведь в них фактически предполагается, что те настолько неблагочестивы, что перестают молиться в своих храмах у принадлежащих им святынь всякий раз, как только это начинают делать православные! Столь «дипломатическая» трактовка предполагает, естественно, что католические епископы и не причащались; как быть с многочисленными призывами наших модернистов причащаться за каждой литургией, остается пока неясным…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНКОРПОРАЦИЯ [лат. incorporatio - включение в состав], термин канонического права Римско-католической Церкви, обозначающий: 1) принятие лица в состав института посвященной жизни или общества апостольской жизни ; 2) в средние века и в Новое время включение в состав мон-ря, канониката или иного церковного учреждения приходского храма или часовни с приписанным к ним имуществом. И. в современном каноническом праве В действующем Кодексе канонического права 1983 г. Римско-католической Церкви под И. гл. обр. подразумевается включение клирика или мирянина в состав к.-л. института посвященной жизни или об-ва апостольской жизни; при этом И. наделяет его определенными правами и обязанностями (CIC. 737). И. в институт посвященной жизни совершается после прохождения кандидатом испытательного срока (probatio), длящегося не менее 2 лет (CIC. 723. § 1), и предусматривает 2 этапа. Т. н. 1-я (prima), или временная (temporaria), И. заключается в принятии кандидатом «евангельских советов» (обетов) бедности, милосердия, послушания (CIC. 723. § 1). Она носит предварительный характер, ее срок (не менее 5 лет) устанавливается в статутах института (CIC. 723. § 2). По истечении срока временной И. член института посвященной жизни вправе его оставить или же при наличии достаточной причины может быть освобожден верховным руководителем института от возобновления обетов (CIC. 726. § 1). Также в течение срока 1-й И. член института при наличии серьезной причины может добровольно его покинуть с санкции руководителя (CIC. 726. § 2). Член института, прошедший 1-ю И., допускается к постоянной либо окончательной И. (incorporatio perpetua vel definitiva - CIC. 723. § 3-4). Постоянная И. является пожизненной и предоставляет всю полноту прав и обязанностей члену института. Окончательная И. приравнивается к постоянной, но предполагает периодическое возобновление обетов, к-рые в данном случае носят временный характер (CIC. 723. § 3-4). В зависимости от статутов института для выхода из него после прохождения постоянной И. необходим индульт Папского престола или санкция местного епископа (CIC. 727. § 1; 728). Запрещается совмещать членство в 2 или неск. институтах посвященной жизни и в об-вах апостольской жизни (CIC. 721. § 1; 643. § 1).

http://pravenc.ru/text/Инкорпорация.html

Михаил Смолин: " Это хорошее предостережение Православному миру " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Поиск Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Главная >   Главное >   Михаил Смолин: " Это хорошее предостережение Православному миру " itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Михаил Смолин: " Это хорошее предостережение Православному миру " По словам эксперта, обновленчество католической церкви привело ее к полной капитуляции перед новым мировым порядком Михаил Смолин   20.07.2009 543 " Предложение папы Римского, которые лигитимизирует со стороны католической церкви появление международного правительства, развеивает определенный миф о современном понтификате, как о консервативном институте, резко отличающимся от предыдущего папского периода, связанного с большим периодом реформации. По-видимому, католичество пытается встроиться в новый мировой порядок или легализовать свое представительство в этом порядке " , - сказал в интервью " Русской линии " известный историк и публицист, главный редактор журнала " Имперское возрождение " Михаил Смолин , анализируя третью энциклику папы Римского Бенедикта XVI - окружное послание всем католикам, - в которой глава Ватикана призвал к созданию " мировой политической власти " ради " оздоровления экономик, затронутых кризисом " , и " предотвращения их ухудшения и усиления неравновесия " . " В связи с этим рушатся определенные надежды некоторых православных деятелей, надеявшихся, что с католичеством можно сотрудничать в различных консервативных проектах, в том числе и в Европе, по вопросам нравственности, продвижения христианских ценностей в Европейский Союз и т.д., - отметил М.Смолин. - Такое открытое признание необходимости создания международного правительства со стороны Ватикана свидетельствует о дехристианизации самих католиков и признании ими факта, что Христианство в целом и католицизм в частности перестает быть движущей силой в этом мире.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/20/mi...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2013 Философ и бесконечность 19 июня исполняется 390 лет со дня рождения Блеза Паскаля, великого математика, физика, механика, писателя и философа. Его именем названы теорема, язык программирования и единица измерения атмосферного давления. Однако сам бы он предпочел, чтобы его помнили как защитника веры и религиозного мыслителя. Он был верным чадом Католической Церкви, но значение его научных и философских сочинений выходит далеко за границы латинского христианства. Кем был этот человек? Чем благодаря ему приросла европейская культура? Посвящается Марине Геннадьевне Городовой (†2013), преподавателю средневековой и новоевропейской философии в Институте богословия и философии 19 июня исполняется 390 лет со дня рождения Блеза Паскаля, великого математика, физика, механика, писателя и философа. Его именем названы теорема, язык программирования и единица измерения атмосферного давления. Однако сам бы он предпочел, чтобы его помнили как защитника веры и религиозного мыслителя. Он был верным чадом Католической Церкви, но значение его научных и философских сочинений выходит далеко за границы латинского христианства. Кем был этот человек? Чем благодаря ему приросла европейская культура? Опыт пустоты С детства Паскаль был погружен в атмосферу научного спора. Его отец, Этьен Паскаль, известный математик, сам занимался воспитанием мальчика и очень рано стал брать его на заседания кружка Мерсенна. Того самого Марена Мерсенна, который вел переписку со всей научной Европой, в доме которого бывали самые блестящие умы того времени: Декарт, Гоббс, Роберваль, Дезарг, Гассенди… В 12 лет Паскаль написал свое первое научное сочинение, а в 17 опубликовал трактат «Опыт о конических сечениях», в котором содержится и знаменитая «теорема Паскаля» (если забыли, откройте школьный учебник). Блез Паскаль изобрел первый арифмометр, опытным путем доказал существование абсолютной пустоты (вакуума), заложил основу теории вероятности и интегрального исчисления.

http://aquaviva.ru/journal/filosof-i-bes...

Прямым результатом этого в свою очередь является омирщение римского католицизма как религиозного института. Дело в том, что, согласно новейшему строю римско-католической церкви, истинным католиком может быть и должен быть признаваем лишь тот, кто в точности исполняет предписания римского первосвященника, как непогрешимого главы церкви, хотя бы даже и при отсутствии живого чувства, а не тот, кто имеет истинную, согретую живым чувством веру и живёт как истинный христианин. Вполне правильной, поэтому является мысль, раскрываемая многими из новейших протестантских теологов, что новейший католицизм постепенно превращается в фарисейство, против коего восставал Иисус Христос . Вполне естественным в силу того является и то обстоятельство, что содержание римского католицизма с каждым годом расширяется появлением всё новых и новых ритуальных предписаний, которыми хотят питать религиозное сознание верующих и которые не имеют для себя никаких основ в древне-христианской церкви, что сознают и сами наиболее откровенные представители католицизма, не могущие однако ж сделать что-либо против этих злоупотреблений новейшего католицизма. Вполне естественным далее является и то обстоятельство, что в силу указанного нового строя римско-католической церкви религиозная жизнь в указанной церкви получает всё менее и менее внутренний характер. „Даже церковная молитва, пишет один из представителей самого римского католицизма, в этом последнем является крайне поверхностной, молитвою на устах, а не в сердце, тем более что она произносится на мёртвом латинском языке, доступном для понимания лишь немногими верующими. Потому то посещение храмов, по сознанию наблюдателей церковной жизни, в римском католицизме получает форму простого удовольствия. Сходить в храм молитвы это для многих значит или совершить необходимую для здоровья прогулку, особенно по наиболее людным улицам, или посмотреть на публику иногда очень богато и интересно одетую, или просто на просто посетить модный салон, где выслушать и посмотреть на интересного оратора-проповедника... 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010