А Павел Иоанн им подпевает в лад Все от того же – из корыстолюбия. О, если б он воспел канон апостольский: Епископ иль пресвитер помолится, Во синагоге вместе с иудеями, Из Церкви да извержен будет вон. Иными словами ничего нового здесь нет, и по-прежнему католический мир движется на все четыре стороны, как известный герой фильма «Волшебная лампа Аладдина». Папа Бенедикт XVI хочет казаться и консервативным и либеральным одновременно. Он хочет выглядеть как бы лояльным по отношению к России, когда он нежно похлопывает по плечику Президента Дмитрия Медведева, называя его «молодой человек», в то же время беатифицируя злейшего врага и разрушителя Советского Союза. Папа хочет выглядеть консерватором, но в то же время либералом. Стоит обратить особое внимание на скороспелость беатификации Иоанна Павла II. Наша канонизационная комиссия, по крайней мере, при Святейшем Патриархе Алексии не спешила с канонизациями и даже установила срок по канонизации в 50 лет, для того, чтобы утихли страсти, чтобы с течением времени ярче проявилась святость человека, его посмертное почитание и возможно чудеса, связанные с ним. А здесь прошло всего 6 лет и, пожалуйста, перед вами новоиспеченный беатус. Между тем, прежняя практика католической церкви заключалась в том, чтобы не спешить в этом вопросе, некоторые католические святые дожидались беатификации столетиями после своей кончины. Например, знаменитая Жанна д " Арк (1412-1431), только в 1909 г. была провозглашена блаженной, а причислена к лику святых почти через 500 лет (16 мая 1920 года) после своей страдальческой кончины. На Западе Римо-католическая церковь теряет свой престиж, свои духовные дивиденды, поэтому для нее жизненно важно вновь воспламенить энтузиазм. Ватикану нужен символ, способный воодушевить и объединить католиков. Правда, тут мне хотелось бы обратиться к здравому смыслу и вере добрых и честных католиков и задать им вопрос: а можно ли считать блаженным человека, который был явно связан с масонскими кругами, про которого известно, что он был масоном 31 степени посвящения? Сохранились фотографии, на которых Иоанн Павел II стоит в масонской цепочке. Вот хотя бы взять книгу болгарского архимандрита Серафима (Алексиева) ««Можно ли быть православному христианину быть экуменистом» (русский перевод: Москва, 1991 год).

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/03/be...

Желая отразить протестантских ученых, доказывающих в Магдебургских центуриях, что постановления Католическ. церкви, выдаваемые ею за древние, суть постановления новые, католич. ученые в свою очередь издали сочинение в подобном роде. Так Бароний изложил более подробно и полно, чем Магдебургские центурии, историю обрядов и обычаев древней церкви в своих annales – анналах тоже по столетиям, в которых, сближая церковную практику позднейшего времени с практикою первых веков христианства, он дает свое и основание и объяснение. После вышеуказанных трудов, в 17-м столетии стали отдельно излагать с научною целью церковные древности, образцом которых послужили филологии, рассматривающие в своем составе быт общественный, домашний и религиозный. Первое протестантское сочинение в таком роде представляет сочинение под заглавием: de antiquitatibus – о достопримечательностях, из коих самое лучшее принадлежит Августи, обнимающее собою историю от 1-х веков христианства до реформации. Сначала оно состояло из 12-ти томов, а потом сокращалось и в малом виде названо: «ручною книгою христианских древностей». Сочинение это написано совершенно в духе протестантском. А так как сочинитель этой книги мало был знаком с Греческою церковью; то у него нет беспристрастия. При всем том здесь можно встречать обстоятельные сведения о Богослужении средних веков, доказывающие неправоту практики Римской церкви. В 17-м же веке появилось и в Католической церкви сочинение под заглавием: «достопримечательности Католич. церкви» Бинтерима. Этот труд, как несамостоятельный 34 и неправильно переведенный, допускает неправильные заключения и неверные цитаты. Впрочем, он может считаться важным в том отношении, что знакомит нас с католическими обрядами древних и средних веков и с обрядами древней Восточной церкви. В 18-м столетии замечателен труд по своему содержанию англичанина Иосифа Бингама (1751–1781). Он ограничивает свою Археологию только 6-ю первыми веками христианства, и потому у него нет известий о некоторых принадлежностях Богослужения, напр., о колоколах, органах и проч. Но за то он весьма беспристрастен и не любит лгать. Он приводит в подлинниках самый текст того или другого Богослужения либо латинский, либо греческий, предоставляя самому читателю делать отсюда выводы и заключения. 35

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Но вот этот протестант выступает из местной Евангел. церкви, хотя бы потому напр., что не может примириться с ее ультра-конфессиональным направлением: с этой самой минуты (по смыслу законопроекта) он вынужден заставлять своих детей принимать участие в католическ. рел. обучении! Другой случай. Возможно, что, на основании возбужденных полковником Егиди (Egidy – об нем речь ниже) стремлений, образуется новая рел. община. Ее последователи (по смыслу законопроекта) тогда только получат возможность освободить своих детей от обязательного обучения религии, когда представят доказательства, что их дети обучаются учителем, получившим соответствующее их исповеданию образование. Но откуда возьмет такого учителя общество, которое только сегодня образовалось? Далее правительственный президент будет обязан рассматривать, действительно ли такое обучение соответствует основаниям нового рел. общества, т, е. должен сделаться великим инквизитором (sic!) всех диссидентов. Но для того у него едва ли окажется достаточно времени и богословских познаний. Наконец, если кто-либо выступает из церкви, не примыкая ни к какому рел. обществу, или если рел. общество, к которому они приписан, не имеет соответствующих органов, то он теряет всякую надежду освободить своих детей от конфессионального обучения. Может представиться следующий случай: духовное лицо Евангел. церкви, которое долго и с успехом трудилось на ее пользу, по требованию совести, выступает из нее и не может примкнуть ни к какому религиозному обществу с сего самого момента, по смыслу законопроекта, оно теряет возможность —551— обучать религии своих собственных детей, так как такое обучение не будет признано законным» 39). Во всех этих случаях дети, родители которых не принадлежат к признанной государством рел. общине, принудительно должны принимать участие в таком обучении, которое противоречит убеждениям их родителей, и при том, – разъясняет та же газета в другом месте, – «все здесь предоставлено чистому случаю и произволу: может случиться, что ребенок должен будет переучиваться Закону Божию просто вследствие перемены места жительства, – один год он будет обучаться вместе с католиками, другой с протестантами, а третий, пожалуй, и с евреями» 51).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

школами и 2) педагогическую коллегию, которая давала бы питомцам духовное образование и приготовляла бы их к цер.-учительскому служению. Но особый комитет, специально назначенный для проведение реформы духовн. школ, несколько сузил этот проект: ученое общество заменено было академич. конференцией, учено-административная компетенция которой была значительно сужена, оклады преподавателей значительно повышены, курс обнимал три категории наук; 1) богословские, 2) общеобразовательные и 3) языки. Комитет проводил реформу постепенно и медленно и К. академия воспользовалась преимуществами ее гораздо позже своих младших сестер, московск. и петербургск. академ. – через 11 лет (в 1819 г.) с введение ее в жизнь. В связи с реформами Александра I в юго-западной России шла иная работа. Здесь дело реформ было поручено людям, использовавшим ею в своих тенденциозных и националистических видах, за-давшимся целью окатоличить и ополячить весь юго-западный край. Волна полонизма с католическ. пропагандой разлилась тогда по всей юго-западной Руси, но она разбилась ο Κ. А., сила и крепость которой была в глубоких симпатиях к ней русского общества. В 1811 г. в А. случился большой пожар, сгорели все деревянные постройки, обрушились 2 купола на большой церкви и расплавились колокола. Тотчас же после пожара началось восстановление на свои средства и на счет государственного пособия и закончено было в 1826 г. Начиная с устава 1849 г., преподаватели А. избирались конференцией; до утверждение их Св. Синодом в ученой степени магистра они носили звание учителей акад., а по утверждении в ученой степени звание учителя переменялось в звание бакалавра, которое в обществе пользовалось почему-то большим уважением, чем звание магистра. Всем молодым учителям, если они были не женатые, давалась казенная квартира при А. и это было значительным подспорьем при тогдашнем малом жалованье по штату (321 р. в год, только в 1859 г. оклад бакалаврам был увеличен до 429 р. в год). Помимо жалованья, каждому магистру А., пока он был на духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Есть в Берлине аристократический женский институт, в котором обыкновенно обучаются наши восточные единоверки (румынки и т. д.), Kaiserin-Augusta-Stiftung. По просьбе этих единоверок представитель нашей православной русской церкви в Берлине, протоиерей А. И. Мальцев, как сообщали в свое время «Московск. Ведом.» (от 13 янв. 1889 г.), дважды предлагал кураториуму этого заведения бесплатно и в часы, которые будут указаны начальством заведения преподавать его православным воспитанникам уроки закона Божия и оба раза получил, под различными благовидными предлогами, отказ, – к великому своему и воспитанниц огорчению. Нам удалось здесь узнать, что вопрос этот в настоящее время улажен: кураториум заведения, встревоженный оглаской его отношения к просьбе нашего протоиерея, дал просимое разрешение и указал, для занятия законом Божиим соответствующие часы. На основании этой истории, после такого ее разрешения, нельзя бы было сделать, конечно, никаких выводов и обобщений, если бы один позднейший официальный документ не дал нам возможности убедиться, что это невнимание к религиозным потребностям последователей других исповеданий и косвенное посягательство на свободу религиозной совести в «культурно-свободной» Германии не есть явление исключительное. Выясняя различные «коллизии», к которым может привести последовательное проведение занимающего нас параграфа законопроекта Vossische Zcitung между прочим говорит: «если в строго католической местности живет уединенный протестант, то несомненно он имеет полное право удалять своих детей от католического религиозного обучения. Но вот этот протестант выступает из местной Евангел. церкви, хотя бы потому напр., что не может примириться с ее ультра-конфессиональным направлением: с этой самой минуты (по смыслу законопроекта) он вынужден заставлять своих детей принимать участие в католическ. рел. обучении! Другой случай. Возможно, что, на основании возбужденных полковником Егиди (Egidy – о нем речь ниже) стремлений, образуется новая рел. община.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

102, §100). Кроме сего известно, что в случае, если бы кому из кающихся пришлось впасть в какой-либо грех в промежуток между исповедью и причащением, то таковым не запрещается снова исповедоваться пред Причащением Св. Таин, по крайней мере в этом одном грехе. §29. У некоторых священников есть обычай исповедовать некоторых, особенно из высшего сословия, в алтаре, у св. престола. Сие не имеет надлежащего основания, ибо по уставу вход в алтарь возбранен. Исповедоваться у престола могут разве одни только духовные лица, т.е. священники и диаконы, и то разумеется с надлежащим вниманием и благоговением, подобающим святыне, и ее высокому значению и положению в Церкви христианской. §30. Есть обычай у некоторых, особенно старых священников западного края России, заставлять исповедующихся произносить перед исповедью известную формулу: Исповедаюся Господу Богу Всемогущему, Пречистой Деве Марии, и т.д. Этой формулы нет в нынешних наших богослужебных книгах, и в настоящем своем виде (Исповедаюся Господу Богу Вседержителю, и Преблагословенной Приснодеве, Марии Богородице, всем небесным Силам и всем святым, и тебе, отче честный, всех грехов моих, ихже зле содеях мыслию, словом, делом и всеми моими чувствы) она указывается только в Требнике П. Могилы (ч. I, стр. 352); без сомнения отсюда уже с разными изменениями и дополнениями она перешла и в униатские богослужебные книги, а затем вообще в практику церкви западно-русской. Трудно решить, была ли эта формула в употреблении у православных до Могилы (в половине XVII в.). Но что касается первоначального подлинника ее, то таковой без труда отыскивается почти буквально в чине литургии церкви западной («О происхож. и составе р. католическ. литургии“ И. Бобровницкого), и в латинском чине покаяния («О богослуж. 3. Ц.“ Серединск., стр. 139). Употреблять эту формулу в Церкви православной не только нет надобности, но и несогласно с учением ее о принесении покаяния только пред Господом Иисусом, а отнюдь не пред святыми, и об отпущении грехов только в силу заслуг Христовых, а не заслуг святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

27 «Est in aminis nostrïs naturalis quaedam sauctitas, quae velut in агсе animi praesidia exercet, boni malique judicium. Et, ut honestis actibus favet, ita sinistra орега condemnat atqne ad conscientiae testimonium diversas partes domestica quadam lege dejudieat». (Pelag. ad Demetr с. 8.) 28 «Longa consvetudo vitiorum, quae nos infecit а parvo pavlatimque рег multos corrupit annos, et ita ро stea obligatos sibi et addictos tenet, ut vim qnodammodo videatur habere naturae. (Pelig ad Demetr. c (5). 31 Блаж. Августин в своем (De Civitate Dei) главн. образом проводит мысль, что от падения Адама и до конца мира на земле между людьми было царство Божие и царство сатаны, сыны Божии и чада, дьявола. 32 Полупелагиане отвергают действие на человека предваряющей благодати. «Сит Dens coronat merita nostra, nihil aliud coronat, quam munera sua» (Zosim. Epistol). 34 «Si quis поп conlitetur, primum hominem sanctitatem et justitiam, in qua constitutus fuerat, amisisse et incurissique – mortem... anathema sit», Сопс. Trident 5. Sess. 35 По поводу такой нерешительности в изложении этого пункта вероучения в котолической догматике Nitzsch написал статью в Studien u. Kritik 1834 jahr, где им представлено много примеров колебания лучших католическ. богословов в определении первобытного состояния человека. 36 Состояние человека in puris naturalibus, по учению схоластиков, предшествовало получению Адамом от Бога сверхъестественного дара благодати, когда прародитель находился в чисто естественном состоянии, когда он вполне был сыном природы. 47 «Si quis non comtitetur primum hominem – sanctitatem et justitiam, in qua constitutes fuerat, amisisse incurissique – mortem, quam antea illi comminatus fuerat Deus – anathema sit» (Sess 5 Tr Conc.). 50 Пожелание, или стремление низшей, чувственной природы к приятному ей и противному высшей, духовной стороне человека, было и в Адаме в его состоянии in puris naturalibus. Каллист, католич. богослов, замечает об этом следующее: «Должно знать, что если бы угодно было Богу оставить Адама in puris namuralibus, не сообщивши ему божеств. благодати, дозволить разжаться с пожеланием, склонным к требованиям, противным уму, то это не было для нашего прародителя грехом (nu11um fuisse peccatum), потому что в нем была justitia origina1is. (Exerc. de Peccat. orig, 21 р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Универсальная материя предполагает универсальную форму, не–бытие или абсолютная возможность предполагает абсолютное бытие, субъект предполагает объект, воля предполагает идею. Характеристика идеи=чистому бытию. [Абсолютное первоначало бытия, которое не может быть определено ни как бытие, ни как не–бытие, должно быть понятно как активная возмож–ность бытия.] [Абсолютное первоначало бытия не может быть тождественно действи–тельному бытию, так как это противоречило бы самому понятию первона–чала; но оно не может быть и менее реальным, чем действительное бытие, так как тогда реальность последнего не могла бы проистекать из первона–чала, что также противоречит понятию последнего. Таким образом перво–начало] Абсолютное первоначало как положительное небытие (super esse или plus quam esse) . Абсолютная свобода — дух. Начало субстанционального единства. Абсолютное первоначало формы или идеального многообразия: (гр) Начало реального многообразия: Amina mundi. Мир божественный, мир идеальный, мир природный. Вечность трех миров. Нормальное соотношение трех миров, рассматриваемое в своей вечности или в себе (или для абсолюта): первое состояние. Ненормальное отношение — восстание третьего мира: второе состояние (настоящее состо–яние), (процесс). Нормальное отношение как восстановленное или для себя (для нас): третье состояние. Теория всеединства имеет в качестве исходного начала абсолютное первоначало всего существующего, в качестве завершения или цели — совершенство или вечное добро для всего, что существует, в качестве средства или посредствующего звена — отношение и взаимодействие богов и людей. Абсолютное первоначало бытия под различными именами признано всеми религиозными и философскими системами. Среди последних даже скептицизм, отрицающий существование у нас способности к его познанию, вынужден допустить его существование. Что до других систем, то вообще они допускают, что абсолютное первоначало может быть нами познано, но они различаются между собой по определенным названиям, которые ему дают. Теория всеединства признает относительную справедливость всех этих систем, не исключая скептицизма. Совершенно очевидно, что для познания абсолютного первоначала как такового, то есть для познания абсолютного, надо стать им (lui etre assimile), надо обладать абсолютным бытием. Раз наше действительное состояние абсолютным не является, то мы не можем познать абсолютное первоначало в нем самом. Но оно есть начало всего существующего и, как такое, в своем отношении к нашему бытию и к нашему миру, оно может быть познано нами; и поскольку это отношение определено собственной сущность абсо–лютного первоначала, постольку мы можем иметь познание относящееся к последнему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

30–40). В этой неразрывной цепи рассуждений апостола именно о физиологическом браке нет места духовному браку. И в предшествующих 36–38-му стихах и в последующих идет совершенно ясная речь и о совершенно ясном предмете – браке и безбрачии. Странно и неожиданно было бы вводить сюда рассуждение о совсем новом предмете, к браку прямого отношения не имеющем, – и при том без всяких нарочитых указаний, посредством обычного в главе ε δ и при тесной логической связи последующего (σχημονεν) с непосредственно предшествующим (τ εσχημον). В последнем замечании дано основание для правильного толкования слов: ε δ τις σχημονεν π τν παρθνον ατο νομζει, слав.: аще ли же кто безобразити о деве своей непщует, русс: если же кто почитает неприличным для своей девицы. Условный союз ε с частицею δ без сомнения вводит мысль, противоположную предшествующей или по крайней мере её ограничивающую, таким образом указуется на такое условие, при коем девство и безбрачие не ведут πρς τ εσχημον κα επρεδρον τ κυρ περισπστως. Форма 3 условного предложения (первая: ε с изъяв. и изъяв. или повел. без ν) дает условие просто, как фактическое и необходимое, без указания на объективную (2 ф.: ν с сослаг.) или субъективную (3 ф.: ε с жел.) возмож- ность или невероятность (4 ф.: ε с изъяв. прош. несов. аор. или давнопр.). Апостол представляет таким образом фактическую наличность этого ε δ τις – νομζει. По контексту под этим τις нельзя разуметь какое-либо совершенно новое лицо, в предшествующих и последующих стихах в виду не имевшееся, напр. духовного девственника-мужа, духовной девственницы-супруги. Очевидно, как и во всей главе, здесь разумеется лицо, имеющее отношение к действительному, физиологическому браку. Слово σχημονεν стоит в очевидном контрасте с τ εσχημον предш. стиха, след. должно быть понимаемо в нравственно-религиозном смысле, по отношению к Господу, т. е, как противоположность «благообразию и неуклонному постоянству (в служении) Господу». Таким образом здесь нет места для мысли о половом безобразии или нечистых помыслах к девице, как женщине. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Нет ничего удивительного, что, выполняя свои замыслы, он действовал по-иезуитски, т.е. хитро, коварно, интригами, самыми безнравственными и самыми тонкими. Он причинил унии столько же, если не больше, зла, как и православию. Если Поцей и вводил унию насилием, все же он сохранял в ней облик православия, Рутский же, напротив, старался уничтожить в ней все православное и приблизить ее к латинству. Эта затея Рутского приводила самих униатов в такое изумление, что они даже обращались к нему с просьбой пощадить в их Церкви остатки православия, не вводить латинства. Первых пять лет после назначения униатским митрополитом Рутский почти ничего не сделал для унии. Исторические условия, в которых ему в эти годы приходилось действовать, сложились так, что ему лучше всего было сидеть смирно и вести выжидательную и как будто примирительную политику в отношении к православным. Шла борьба Сигизмунда III с Москвой за обладание Российским престолом, и в Польше пришлось ослабить и, по возмож-   ности, скрывать преследования православных, ибо они могли разрушить планы Сигизмунда — соединить Польшу с Россией. Рутский на время как бы отвратил свои взоры от православных и весь погрузился в дело собственно униатов. Он занялся преобразованием Униатской Церкви, устройством униатских братств и униатских училищ. Казалось, что Рутский решительно вступает на путь мирных отношений с православными и решил вести с ними борьбу не полицейскими мерами, не путем насилий, а силой убеждений, — решил привлечь их на сторону унии теми преобразованиями Униатской Церкви, которые ставили ее на высокую степень нравственной силы. Но эти преобразования могли привлекать православных только своей внешней обстановкой, внутри же они таили разрушительную для православия силу, вели унию к полной латинизации. Для достижения последней цели Рутский в 1617 г. учредил монашеский орден базилиан. Униатский базилианский орден Учрежденный якобы по правилам святого Василия Великого базилианский орден на самом деле по своей форме и структуре вполне приближался к ордену иезуитов, преследуя с ним одинаковые задачи и цели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

  001     002    003    004    005