1.6. Задачами «Курсов повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви» являются: расширение и углубление богословских и пастырских знаний, их актуализация с учетом развития богословской науки; повышение уровня освоения профессиональных и профессионально-специализированных компетенций; знакомство с актуальной современной проблематикой жизни Русской Православной Церкви, оценка новых социальных явлений в жизни общества; знакомство и овладение новыми методиками и технологиями в области социальной, миссионерской, катехизаторской, молодежной работы, пастырского душепопечения и др.; определение уровня знаний священнослужителей. 1.7. Аттестация проводится в форме устных и письменных экзаменов. 1.8. В своей деятельности Курсы руководствуются внутренними установлениями Русской Православной Церкви, действующим государственным законодательством, а также настоящим Положением. 2. РУКОВОДСТВО КУРСОВ 2.1. Ответственным за повышение квалификации клириков в епархии является епархиальный архиерей. Управление митрополии или епархии создает условия для своевременного прохождения клириками повышения квалификации; осуществляет учет клириков, успешно завершивших обучение на «Курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». 2.2. Деятельность Курсов осуществляется под общим руководством епархиального архиерея и контролем Учебного комитета в учебно-методической части. 2.3. Руководителем Курсов может быть епархиальный архиерей или назначаемое им лицо. 2.4. Деятельность Курсов может быть организована только после получения представления Учебного комитета. 2.5. Для обеспечения работы Курсов может быть сформирован соответствующий административный аппарат. 2.6. Вопросы, связанные с работой Курсов (порядок приема, выпуска и отчисления слушателей, общий порядок работы) определяются руководством Курсов на основании настоящего Положения по согласованию с Учебным комитетом и утверждаются епархиальным архиереем. 2.7. Разработка учебных программ по дисциплинам обязательного блока организуется Учебным комитетом, дисциплин вариативного блока руководством Курсов. Дисциплины, содержание которых входит в сферу деятельности других Синодальных учреждений, разрабатываются данными Синодальными учреждениями по согласованию с Учебным комитетом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726971...

В этом отношении минувший, 2010 год, был очень насыщенным. Епархиальным советом было принято решение о введении во всех благочиниях Саратовской епархии штатной должности помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, в городских храмах — штатного катехизатора. Рекомендации и инструкции об организации катехизаторской деятельности, направленные в епархии Синодальным отделом религиозного образования, рассматривались и обсуждались на Епархиальном совете и были приняты к исполнению на большинстве приходов. На епархиальном уровне прошло несколько встреч, на которых духовенство могло поделиться опытом с сослужащими собратьями и задать свои вопросы Правящему Архиерею и лицам, ответственным за это направление работы. Поэтому, с одной стороны, можно говорить о том, что система обязательной катехизации на приходах в целом сложилась и начала действовать, с другой — что в этой деятельности мы по-прежнему сталкиваемся со множеством проблем как объективного, так и субъективного характера. Я расскажу о нескольких конкретных случаях и тех выводах, которые были сделаны. Одним из самых заметных и радостных событий этого года в епархиальной жизни стало крещение группы оглашенных в Великую Субботу. Это крещение было попыткой воспроизвести древнюю практику, когда научение оглашенных основам веры происходило в течение Великого поста, а Крещение совершалось на особой крещальной Литургии. Огласительные занятия для этой группы проводились отделом религиозного образования и катехизации. Перед началом Великого поста была набрана группа из 20 человек, желавших креститься. Состав группы был разнородным: в ней были люди разного возраста и с разным уровнем образования — от старших школьников до пенсионеров. Первоначально занятия задумывались в виде цикла лекций, но разнородность состава группы заставила искать другой подход. По рекомендации Синодального отдела религиозного образования и катехизации был использован цикл огласительных бесед, составленный священником Даниилом Сысоевым. Особенность его подхода в том, что оглашение построено как цикл живых бесед. Катехизатор старается выяснить, какого мнения по тому или иному вопросу придерживается человек. Если у него ложные представления, то катехизатор старается дать ему верное направление, чтобы оглашаемый сам с его помощью пришел к правильному пониманию вероучительных истин.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt-vnedr...

Положение о выдаче представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви учебным заведениям в целях реализации программы подготовки катехизаторов 12 августа 2013 г. 15:35 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). Содержание 1. Отношения, регулируемые Положением 2. Общие положения, термины и определения 3. Условия выдачи представления 4. Содержание и форма представления 5. Порядок выдачи представления 6. Требования к оформлению документов Соискателя 7. Реестр учебных заведений, реализующих программу подготовки катехизаторов 8. Надзор за соблюдением условий выдачи представления 1. Отношения, регулируемые Положением 1.1. Настоящее Положение определяет требования к деятельности, порядок и условия отнесения учебных заведений к учебным заведениям, реализующим программу подготовки (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) катехизаторов, порядок и условия выдачи и отзыва представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 1.2. Данное Положение распространяет свое действие на расположенные в Российской Федерации учебные заведения: православные духовные учебные заведения; учебные заведения высшего профессионального образования (вузы); катехизаторские курсы. 1.3. Настоящее Положение принято на основе и в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством. К нормативной документации данной сферы также относятся документы: определение Архиерейского Собора 1994 года «О задачах Русской Православной Церкви в области религиозного образования» (п. 3, 5), определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18), документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов и иные нормативные акты.

http://patriarchia.ru/db/text/3605119.ht...

Положение о выдаче представления Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви учебным заведениям в целях реализации программы подготовки молодежных работников 12 августа 2013 г. 13:11 Документ принят  Высшим Церковным Советом   21 июня 2013 года  и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 74 ). Содержание 1. Отношения, регулируемые Положением 2. Общие положения, термины и определения 3. Условия выдачи представления 4. Содержание и форма представления 5. Порядок выдачи представления 6. Требования к оформлению документов Соискателя 7. Реестр учебных заведений, реализующих программу подготовки молодежных работников 8. Надзор за соблюдением условий выдачи представления 1. Отношения, регулируемые Положением 1.1. Настоящее Положение определяет требования к деятельности, порядок и условия отнесения учебных заведений к учебным заведениям, реализующим программу подготовки (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) молодежных работников, порядок и условия выдачи и отзыва представления Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. 1.2. Данное Положение распространяет свое действие на расположенные в Российской Федерации учебные заведения: православные духовные учебные заведения; учебные заведения высшего профессионального образования (вузы); богословские и катехизаторские курсы. 1.3. Настоящее Положение принято на основе и в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством. К нормативной документации данной сферы также относятся следующие документы: определение Архиерейского Собора 1994 года  «О задачах Русской Православной Церкви в области религиозного образования» (п. 3, 5); определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 18), документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», Церковный образовательный стандарт по подготовке молодежных работников и иные нормативные акты.

http://patriarchia.ru/db/text/3605022.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie 3. Практика миссионерского служения 3.1. Миссионерское поручение Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии. Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви. Миссионерские поручения могут быть реализованы через: – участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми; – привлечение мирян к участию в социальной диаконии; – широкую организацию миссионерских приходских кружков; – участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, в теле- и радиопередачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности. К особым миссионерским поручениям можно отнести приобщение мирян к участию в миссионерских экспедициях, к катехизаторской работе (в предоглашении и оглашении), к иным видам деятельности Церкви по научению основам веры. 3.2. Подготовка кадров миссионеров Все служение Церкви имеет апостольский миссионерский характер. Отсюда возникает необходимость в выработке миссионерского подхода в составлении учебных программ и учебного процесса начального, среднего и высшего духовного образования. Современное миссионерство требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях и мегаполиса, и далеких поселений. Поэтому подготовка миссионеров должна соответствовать возлагаемым на них задачам. При подготовке миссионеров (особенно в специализированных миссионерских духовных учебных заведениях) приобретает большое значение знание истории миссии, принципов и методов современной миссионерской деятельности, социальной работы, этнографии, социальной психологии, конфликтологии и т.д. Особое значение имеет практический опыт осуществления миссии, который может быть приобретен посредством участия студентов семинарии или академии в миссионерских экспедициях, миссионерских станах и приходах. Для этого необходимо включение в базисный учебный план духовных школ раздела «Миссионерская

http://mospat.ru/ru/documents/87586-prak...

1.1. Актуальность использования современных методов в миссионерской и катехизаторской деятельности Церкви На Епархиальном собрании города Москвы 2004 года святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил, что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов: «Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных – как москвичей, так и приезжих. (Это характерно теперь для большинства городских храмов Русской Православной Церкви) Большинство из них представители молодого поколения. Они приходят из любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не заинтересовавшись всерьез. Но если бы мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то сколько людей обрели бы веру и приобщились ко Христу! Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие требования (и придирки), предъявляемые к ним в храме.… Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Свидетельство миру о Христе становится нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых подходов и методов и специальной подготовки проповедников (миссионеров, катехизаторов, педагогов), которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса». О проблеме необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян святейший патриарх сказал: «90е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания и смысла. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления.

http://azbyka.ru/katehizacija/prihodckoe...

29.03.2024 Об Отделе Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами (до 2013 года — учреждениями) был создан решением Священного Синода от 16 июля 1995 года. Ранее работа по взаимодействию с силовыми структурами осуществлялась Отделом внешних церковных связей. Первым председателем новообразованного Отдела стал епископ Красногорский Савва (ныне епископ Тираспольский и Дубоссарский). В то время Отдел включал в себя учебно-методический центр, информационно-аналитическую службу и сектор особого пастырского служения. Взаимодействие нового Синодального учреждения с силовыми ведомствами и правоприменительной системой выстраивалась на основе взаимоотношений, подписанных Русской Православной Церковью с силовыми министерствами и ведомствами. В своей работе сотрудники Отдела получали помощь и поддержку со стороны командования Вооруженных сил и правоохранительных учреждений, а также офицеров, ответственных за воспитательную работу. Причины такого благосклонного отношения очевидны. Конкретные плоды пастырской работы в Вооруженных силах стали ощутимы с самых первых дней деятельности Отдела. Душепопечительская забота священнослужителей о личном составе благотворно повлияла на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, способствовала сокращению случаев неуставных взаимоотношениях в армии и нарушений режима в исправительных учреждениях. Уже в первые годы взаимодействия с Вооруженными силами в армии были созданы условия для пастырской и катехизаторской работы духовенства и мирян Русской Православной Церкви. В воинских частях и подразделениях, появились молельные комнаты, во многих местах началось строительство храмов. Поскольку в то время в Российской Федерации официально не существовало института военных священников, пастырская работа в силовых структурах легла в епархиях на плечи обычных приходских священников. Они же были направлены в воинские подразделения, выполняющие свой долг в Чечне, Косово и других «горячих точках». С самого начала существования Отдела его руководство уделяло особое внимание учебно-методической работе. Усилиями работников Отдела, сотрудников учебных заведений Русской Православной Церкви, епархиальных архиереев и руководства военных институтов и академий офицеры, осознавшие необходимость приобретения духовного образования, получили эту возможность. Центр духовного образования военнослужащих возник при Православном Свято-Тихоновском богословском институте (с августа 2004 года Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет), были учреждены факультеты Православной культуры в некоторых военных ВУЗах столицы и других городов России. Важным аспектом работы по взаимодействию с Вооруженными силами стало участие сотрудников Отдела в организации и проведении совместных научно-практический конференций, в которых принимали участие военнослужащие и священники, несущие послушание в армии.

http://old.pobeda.ru/ob-otdele

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Москве открылись XVI Международные Рождественские чтения (комментарий в интересах нации) Пресс-релиз по I направлению XVI Рождественских чтений «Православное воспитание и образование» 24 Января, 2008, 16:56:00 Председатель: епископ Бронницкий Амвросий Ответственный секретарь: иерей Игорь Киреев Тема XVI Международных Рождественских образовательных чтений – «Православные ценности и современное образование» находит свое отражение в работе I направления через последовательное проведение идеи иерархии православных ценностей в практической деятельности священнослужителей, катехизаторов и православных педагогов. Главные цели и задачи I Направления -привлечь внимание православных педагогов и катехизаторов к осознанию православной иерархии ценностей как основы для своей практической деятельности; -выявить и поддержать формы и методы педагогической работы в церковных и светских воспитательных и образовательных учреждениях (церковно-приходских воскресных школах, православных общеобразовательных школах и гимназиях, государственных общеобразовательных школах, катехизаторских курсах, теологических вузах, факультетах, кафедрах), опирающиеся на православную иерархию ценностей; -изучить опыт и формы взаимодействия воспитательных и образовательных программ и проектов федерального, регионального и локального масштабов, улучшить координацию между ними; -содействовать церковному руководству в выведении задач катехизации на общецерковный уровень; -выявить и рекомендовать к распространению наиболее эффективные формы работы с молодежью; -отозваться на последние изменения в Федеральном Законе «Об образовании». Пресс-релиз по II направлению " Школа в XXI веке " 11 Декабря, 2007, 11:11:00 Председатель - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

http://sedmitza.ru/text/413132.html

     В каком состоянии сегодня духовное образование и что ждёт его в ближайшем будущем? Зачем церковным семинариям государственная аккредитация, и как это влияет на подготовку будущих священников? Готовы ли нынешние выпускники духовных школ к пастырскому служению в современном мире и придёт ли новое поколение духовенства на смену нынешнему или налицо кризис призвания? На эти и многие другие вопросы ответил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козловв интервью порталу «Пастырь». Духовные учебные заведения должны занять места лучших российских вузов — Отец Максим, в июле 2018 года Священный Синод назначил Вас председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Но для Вас это служение, наверное, далеко не новое, более шести лет Вы являлись первым заместителем председателя. Несмотря на то, что духовное образование и пастырская подготовка — это стратегически важная задача для будущего всей Церкви, об Учебном комитете и его работе знают далеко не многие. Не могли бы Вы рассказать читателям сайта «Пастырь», что это вообще за структура — Учебный комитет? Для чего он был создан? Какие задачи на него были возложены священноначалием? И какие, на Ваш взгляд, имеются результаты работы Учебного комитета к текущему моменту? — Учебный комитет как учреждение был создан вместе с другими патриархийными структурами в конце Второй Мировой войны, но как полноценное синодальное учреждение начал формироваться только в новейшую эпоху. Можно сказать, это происходило под руководством моего предшественника — ныне Высокопреосвященного митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения, который почти четверть века руководил Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Когда владыка Евгений только возглавил Комитет, тот занимал всего лишь одну комнату в Чистом переулке, а весь штат ограничивался председателем, секретарем и, может, еще одним-двумя сотрудниками. В 2009 году Святейшим Патриархом была поставлена задача превратить Учебный комитет в полноценное синодальное учреждение, которое курировало бы вопросы, связанные не только с высшим духовным образованием, но и с сопредельными областями образования, то есть занималось бы подготовкой священно- и церковнослужителей, богословов, а также (о чем я чуть ниже скажу) регентов и других церковных тружеников — специалистов в области катехизаторской, молодежной, миссионерской и социальной деятельности в соответствующих центрах.

http://pravoslavie.ru/117702.html

В последние годы в СМИ можно время от времени прочитать о том, что некоторые общеобразовательные школы вводят у себя так называемые уроки доброты, на которых представители благотворительных фондов, волонтеры рассказывают ребятам, что такое доброта и как можно делать добрые дела. Один мой знакомый как-то горько и вполне серьезно предположил, что такого рода уроков — причем по программе младшей школы — очень не хватает на разного рода катехизаторских курсах при храмах, где обучаются вполне взрослые воцерковляющиеся люди. Отчасти с этим не согласна: всё же представления о доброте и о месте в христианской жизни дел милосердия у многих из нас — живущих или начинающих жить церковной жизнью — так или иначе сформированы. Но вот каких-то «уроков неравнодушия» — деятельного, а не гипотетического — при этом действительно очень не хватает нам всем. Не так уж трудно дать себе установку не проходить мимо — чьих-то переживаний, чьей-то беды. Гораздо сложнее — правильно на всё это отреагировать: оценить обстоятельства и оказать действенную помощь, а не просто топтаться рядом, пытаясь показать сочувствие. По крайней мере, по собственному опыту могу сказать: со мной время от времени случаются истории, в которых забывать, что являешься христианином,— нельзя, но как проявить неравнодушие — не очень понятно. Я описала некоторые из них и предложила для комментирования людям, чье неравнодушное отношение к ближним подкреплено большим опытом повседневной помощи — в общественных организациях, в Церкви. Возможно, написанное здесь поможет кому-то из нас сориентироваться, попав в похожую жизненную ситуацию. «Помогите ребенку…» Эта история началась минувшей весной. Началась ярко, шумно, почти весело. Бойкие волонтеры в желтых безрукавках и с пластиковыми ящиками в руках устроили во многих людных местах моего города сбор средств в пользу подопечных некоего фонда «Аурея». Интернет нам в помощь — и вот уже очевидно, что фонд этот не только не местный, но и деятельность его на многих сайтах описывается как сомнительная.

http://pravoslavie.ru/96222.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010