229 Соединение в одном лице переписчика, рукоприкладчика за завещателя и свидетеля воспрещается, и на сем основании переписчик завещания не может быть рукоприкладчиком за завещателя, ни свидетелем при завещании, ни рукоприкладчиком за свидетеля; равным образом рукоприкладчик за завещателя не может б. свидетелем при завещании или рукоприкладчиком за свидетеля (прил. к ст. 1048 т. X ч. I по прод. 1876 г.). 230 Назначение в духовных завещаниях выдачи в пользу церкви и причта не лишает священника права быть свидетелем на завещании (Реш. Сен. – журн. мин. юстиц. 1866 г. 4). Священник, принадлежащий к причту той церкви, в пользу которой сделан отказ в завещании, может быть на оном свидетелем (Реш. гражд. касс. деп. 1874 г. 53, Скульт). 231 Монашествующие низших степеней, хотя и не могут по закону сами делать завещаний, но сим не устраняются от свидетельства таковых, составляемых другими лицами (Прим. К ст. 1054 X т. I часть, по прод. 1876 г.). 232 Лицо, привлеченное к следствию по уголовному делу, не лишается чрез то права быть свидетелем при духовном завещании (Реш. Сен. сборн. т. II 503). 233 Наконец, лица неграмотные не могут почитаться имеверными при завещании свидетелями, и подпись вместо них на завещании, учиненная другими лицами, или замененная, хотя и лично ими самими приложением штемпеля и крестов, ничтожна как подпись завещательного свидетеля (Реш. гражд. кас. деп. 1872 г. 285, Евстратова; сравн. Сборн. Сен. реш. т. II 1002). 234 Пояснения и дополнения к завещанию могут быть написаны на том же листе бумаги, на котором написано завещание (Реш. гражд. кас. деп. 1876 г. 292, Алакринского). 235 К вещевым пожертвованиям относятся приносимые в церковь прихожанами платки, полотенца, холст и т. п. Чтобы этим пожертвованиям, иногда довольно значительным, был правильный учет, Кавк. Конс. по предложению Германа Кавк. преосвящ. постановила: 1) завести особые тетради для записи поступающих от прихожан вещевых пожертвований (платков, полотенец, холста и т. п.). За скрепой местных благочинных, которым и вменяется в обязанность при обозрении церквей делать счет этим пожертвованиям и давать им соответствующее назначение; 2) накопившаяся подобного рода пожертвования, если они не нужны для церкви, продавать в назначенные дни при церковных сторожках чрез церковных старост в своем присутствии; 3) вырученные от продажи деньги записывать в приходные книгах особой статьей (Ц. В. 1870 г, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

71. Поясом опоясывали они чресла свои (Лук. 12:35), в подражание полагавшим начатки чина иноческого, в Ветхом Завете, Илие и Елиссею, а в Новом, св. Иоанну Предтече и в означение всегдашней готовности на брань мыслен­ную, при трезвении и внимании себе (пр. Касс. кн. 1, п. 2). 72. Нарамником, по пр. Кассиану, аналавом, около шеи и груди стягивали ширящуюся одежду, для приспособления себя к неленостному совершению всякого дела и всякой ра­боты, и к поднятию всякого труда (Касс. кн. 1, п. 6), и в означение, что им всегда надлежит быть готовыми на служение Богу (Созомен). Этим внушалось также теснее огра­ничивать себя в своих пожеланиях, чтоб тем беспрепятственнее и охотнее работать Господу. 73. Кукуллий напоминал, что они должны жить чисто и непорочно, подобно питающимся млеком детям (Созом.), и обязывал ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты, чтобы возвратясь к детству о Христе, каждый из них мог нелицемерно петь: «Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже дивных паче мене» (Пс. 130:1) (Касс. кн. 1, н. 4). 74. Милоть носили они в подражание пророку Илие и всем тем, о которых пишет Апостол: «проидоша в милотех, в козиих кожах» (Евр. И, 37); и в означение, что они, умертвив в себе всякое стремление плотских страстей, должны твердо стоять в добродетелях и не допускать, чтобы в теле их –оставалось что либо от жара юности и влечений прежней жизни (там же п. 8),— чтобы при взгляде на эту кожу, всегда иметь в памяти добродетели пророка Илии, мужественно противиться нечистым пожеланиям, и как чрез подражайте ему, так и в надежде, подобных же воздаяний ревностнее сохранять целомудрие (Созомен). 75. Мантийца изображала их смирение, бегание простора и пышности и всякой тщеславной показности (пр. Касс. кн. – 1, п. 7). 76. Сандалии давали разуметь, что если, живя в мире, не можем мы совершенно отрешиться от всякого попечения о своей плоти, то, по крайней мере, удовлетворяли бы потребностям телесным попечением легким, не допуская убийственным заботам века сего опутывать ног своих, чтоб таким образом свободнее было им тещи в след вони мира Христова (пр. Касс. кн. 1, п. 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

71. Поясом опоясывали они чресла свои (Лук. 12, 35), в подражание полагавшим начатки чина иноческого, в Ветхом Завете, Илие и Елиссею, а в Новом, св. Иоанну Предтече и в означение всегдашней готовности на брань мысленную, при трезвении и внимании себе (пр. Касс. кн. 1, п. 2). 72. Нарамником, по пр. Кассиану, аналавом, около шеи и груди стягивали ширящуюся одежду, для приспособления себя к неленостному совершению всякого дела и всякой работы, и к поднятию всякого труда (Касс. кн. 1, п. 6), и в означение, что им всегда надлежит быть готовыми на служение Богу (Созомен). Этим внушалось также теснее ограничивать себя в своих пожеланиях, чтоб тем беспрепятственнее и охотнее работать Господу. 73. Кукуллий напоминал, что они должны жить чисто и непорочно, подобно питающимся млеком детям (Созом.), и обязывал ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты, чтобы возвратясь к детству о Христе, каждый из них мог нелицемерно петь: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже дивных паче мене (Пс. 130, 1) (Касс. кн. 1, н. 4). 74. Милоть носили они в подражание пророку Илие и всем тем, о которых пишет Апостол: проидоша в милотех, в козиих кожах (Евр. И, 37); и в означение, что они, умертвив в себе всякое стремление плотских страстей, должны твердо стоять в добродетелях и не допускать, чтобы в теле их -оставалось что либо от жара юности и влечений прежней жизни (там же п. 8),— чтобы при взгляде на эту кожу, всегда иметь в памяти добродетели пророка Илии, мужественно противиться нечистым пожеланиям, и как чрез подражайте ему, так и в надежде, подобных же воздаяний ревностнее сохранять целомудрие (Созомен). 75. Мантийца изображала их смирение, бегание простора и пышности и всякой тщеславной показности (пр. Касс. кн. - 1, п. 7). 76. Сандалии давали разуметь, что если, живя в мире, не можем мы совершенно отрешиться от всякого попечения о своей плоти, то, по крайней мере, удовлетворяли бы потребностям телесным попечением легким, не допуская убийственным заботам века сего опутывать ног своих, чтоб таким образом свободнее было им тещи в след вони мира Христова (пр. Касс. кн. 1, п. 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Касс. Inst. Coen. XII, 4). Обещание змея нашим прародителям «Вы будете, как боги» ( Быт. 3, 5 ), есть выражение той же самой мысли, есть первая попытка зла к распространению своего господства. И зло в своей глубине и бессмыслии является, как стремление к абсолютности против Абсолютного (пр. Касс. Собес. VIII, 25). Это же самое повторилось и в истории падения человека и приобщения его к царству зла: «ибо когда человек думал, говорит пр. Кассиан, «что он может приобрести Славу Божества свободою произвола и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца» (пр. Касс. Inst. Coen. XII, 5). Грехопадение человека, по мысли Симеона Нового Богослова , есть акт чистого «самоопределения» человека, но в направлении не должном: «по злоупотреблению самовластием», как было у ангелов падших (т. 1, 44). Человек «самоохотно», как говорят святые отцы, отдалился от живой связи с Богом, от «созерцания славы Божией» по мотиву чистой гордости, по ошибочной мечте быть равным Богу, что уже есть прямое отступничество (apostasia) от Бога и вместе от истинной жизни (См. Сим. Нов. Бог . I, 45; I, 23; Афанасий Вел. Ч. I, ст. 146, 210 и друг.; Макарий Вел. I, 5 и др.). Диавол, таким образом, прежде чем излил яд смерти в человечество, сначала сделался своим собственным убийцей чрез то, что не устоял в истинном своем бытии, а потом сделался и убийцею человека опять-таки чрез то, что лишил их истинного их бытия (преп. И. Касс. Собес. VIII, 25). Отсюда вполне понятна и ясна общая св. отцам мысль, что зло есть нечто не имеющее в себе принципа самостоятельности, а существует оно только под условием отрицания добра; зло есть производное, а не абсолютное бытие, в метафизическом же смысле оно прямо есть небытие. Истина и абсолютное бытие и благо только в Боге и в общении с Ним; всякое же стремление обосновать собственное самостоятельное бытие, помимо Единого Бога, всякое стремление к самости есть само по себе ложь, неистина. Зло имеет только видимость бытия и по отношению к истинному бытию есть небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

32 Священнослужители присуждаемые отрешению от места имеющие более 60 лет могут быть, смотря по обстоятельствам, по увольнении их за штат отдаваемы их родственникам и надзору благочинных (уст. дух. конс. ст. 196). 33 За исключением грехов об умысле на честь и здравие Государя, или о намерении произвести бунт и измену и то тогда если исповедующийся не покажет раскаяния и решимости оставить свой злой умысел (свод. зак. о суд. по Госуд. прест, т. XVI, ч. II изд. 1892 г. ст. 555:556). 34 По истребовании предварительно объяснения от причта Ук. Св. Син. 14 апр. 1871 г. 19, Низшие члены причта, на основании указа Св. Син. 7 августа 1802 г. (II. С. З. 20266 в томе XL) обязаны подписываться вместе со священником под всеми церковными документами, донесениями и ведомостями, хотя они и менее сравнительно со священниками отвечают за неисправности. Инстр. благоч. § 43. 35 Мировые судьи и судебные следователи обязаны сноситься с духовным начальством только по делам священнослужителей, а не церковнослужителей (Реш. Угол. Кассац. Департ. 1867 г. 220 Ремезова). Священнослужители, за преступления, подвергающие их светскому суду предаются оному в порядке определенном уставом уголовного судопроизводства (ст. 1020 и сл.) без предварительного обсуждения этого духовным начальством. (Реш. угол, кас. деп. 1867 г. 594, Соколова). 36 Содержание 1024 ст. уст. угол. суд. приводить к заключению, что при отсылке начальству обвиняемых духовных лиц следственных о них актов не требуется препровождения вместе с оными и вещественных доказательств, что конечно не лишает духовное начальство права при признании им необходимости осмотра этих доказательств и при неудобстве пересылки их из суда, произвести этот осмотр в самом суде. (Реш. угол. кас. департ. 1875 г. 29 мая игуменьи Митрофании). 37 Изложенное в 151 ст. уст. дух. кон. относится к тем местностям где не введены судебные уставы 1864 г. Читать далее Источник: Устройство православной российской церкви : Ее учреждения и действующие узаконения по ее управлению/Сост. на основании церк.-гражд. законоположений прот. Иоанн Чижевский. - Неофиц. изд. - Харьков : Тип. Губ. правл., 1898. - XVIII, 443 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно исполнения завещаний в пользу лютеранской церкви, Уставом Иностр. Исп. постановлено, что назначение завещателя соблюдается в точности и может быть изменено лишь с Высочайшего разрешения тогда, когда сам завещатель на эту перемену согласен или когда употребление имущества по назначению окажется невозможно (ст. 604); о праве принимать и разрешать принятие завещанного см. там же, ст. 605–610, 1011, прил. к 124 ст. п. 10. Об имуществах и капиталах, отказываемых в пользу римско-кат. духовенства и духовных учреждений Царства Польского лицами, умершими после Высоч. указов 27 окт. 1864 г. и 14 дек. 1865 г., см. П. С. Зак. N 49042. Об оставлении в пользовании греко-униатского духовенства капиталов, завещанных в пользу его с условием поминовений и других духовных обязанностей см. П. С. Зак. N 49666. О порядке исполнения распоряжений завещателя, долженствующих иметь действия бессрочно, ср. указ о специализировании капиталов по завещанию Гр. Аракчеева. П. С. Зак. N 47244. А. По делу Попова (Сборн. Сен. реш. т. I, N 338), в коем городская Дума требовала от душеприказчиков отчета о выдачах в пользу бедных жителей города, Сенат признал, что Дума права на иск не имеет, ибо выбор бедных для раздачи денег предоставлен на волю душеприказчикам. По делу Жернакова (Сб. Сен. реш. II, N 776) Сенат нашел, что завещанием назначено свободные за указанными выдачами суммы обратить на предметы благотворительности, по усмотрению душеприказчика, но не указано благотворительных учреждений, в кои должно поступить имущество, ни местности, в коей они находятся, следовательно, суд. место, по поводу явки завещания, не было обязано сообщить выписку из оного в Приказ Общественного Призрения. Б. Леванидов, назначив имение племяннику, возложил на него обязанность давать ежегодно на церковь в селе Купичеве, с богадельней и госпиталем при сей церкви, 500 руб. По возникшим между церковным причтом и наследниками пререканиям о том, кому следует выдавать назначенные деньги (что не определено в завещании), Сенат (Сб. Сен. реш. II, N 438) определил: сумму 500 руб. разделить на три равные части, из коих одну вносить в пользу церкви, а остальные две владельцам имения употреблять на призрение бедных и престарелых, возложив наблюдение за сим на губернское начальство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Если сообщение палаты (ст. 1028 уст. угол.) окажется не полным или не ясным то епархиальное начальство может требовать от нее в чем следует обстоятельного пополнения, но если в самом решении палаты усмотрится какое либо сомнение и, по сношению с консисторией оно не будет объяснено: то в таком случае епархиальное начальство, не чиня по таковым требованиям действительного исполнения представляет об оном в Св. Син., с прописанием всех открывшихся по делу обстоятельств и сомнений (уст. дух. кон. ст. 151 37 ). 77 . О священнослужителях всех степеней духовной иерархии, присужденных к наказаниям соединенным с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ по вступлении их в законную силу прежде обращения их к исполнению, представляются на усмотрение Его Императорского Величества (уст. угол. суд. ст. 945, п. 1). Примечание. Судебные приговоры о лишении жен и вдов священнослужителей всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, должны быть также представляемы, прежде их исполнения, на Высочайшее усмотрение (Разъясн. Правит Сенат. 14 янв. 1885 г.). 78 . Снятие с осужденных, пред исполнением над ними приговора духовного сана или степени священства производится в духовном ведомстве (уст. угол. суд. ст. 952). 79 . Правами предоставленным судебными уставами 1864 г. духовным лицам не могут пользоваться церковнослужители и семейства священнослужителей (Реш. Касс, депар. 11 сен. 1870 г. 730 и 30 окт. 1870 г. 1057). 80 . Приговоры светских судов о заключении священнослужителей в тюрьму без лишения или ограничения их прав приводятся в исполнение епархиальным начальством, заключением в монастырь или другим соответственным наказанием на основании церковных постановлений. (Реш. Кас. депар. Прав. Сен. 1872 г. ук Св. Син. 11 янв. 1873 г. 2). 12 Как прошения о предоставлении священнослужительских и псаломщицких мест, так и вся переписка сих, так называемых ставленных дел и прошения о перемещении с одного места на другое свободны от уплаты гербового сбора. (Опред. Св. Син. 14 ян.–8 февр. 1885 г. Церк. Вест. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В решении 1870 N 403 Сенат (Касс.) признал, что отказ от слова, данного сочетающимися или их родителями, не может быть признаваем деянием, подвергающим какой-либо ответственности, определенной в 684 ст. 1 ч. Х т., и что лицо, учинившее отказ, может быть привлечено к ответственности лишь тогда, когда бы в деянии его был обнаружен предумышленный обман, и в таком случае преследованию подвергаются противозаконный поступок, а не отказ от вступления в брак. Ср. реш. 1872 г., 1015. Полюбин, пред вступлением в брак, дал своей невесте такую расписку: я получил от такой-то 2400 р., потому что я с ней вступаю в брак, но если брак между нами не совершится, то должен возвратить ей деньги. Брак не состоялся, и бывшая невеста взыскивала эти деньги с бывшего жениха своего. Ответчик отрекался от платежа, придавая условию вид неустойки на случай брака. Но это возражение отвергнуто было Сенатом (8 Д. реш. 1868 г.). Обещание жениться, хотя бы и на письме изложенное, не имеет, по нашим законам, обязательной силы в отношении к браку, хотя и может, при некоторых обстоятельствах, служить поводом к гражданскому иску о вознаграждении. Не может оно служить и препятствием к браку с другой женщиной. Но если оно соединялось на деле с обольщением, то наказывается уголовным судом по 1531 ст. Угол. Улож. б) У нас на Руси начало законной формы брака соединяется с принятием христианства и с началом церковной организации. До тех пор не видно, чтобы существовала определенная форма брака; видны только неформальные признаки совершившегося брака в обычных действиях, происходивших при браке. Таков был, по всей вероятности, привод невесты к жениху; в памятниках встречаются следы выкупа или платы за невесту и т.п. Нет сомнения, что правило церковной формы брака, принесенное к нам восточной православной церковью, надолго еще оставалось мертвой буквой для массы населения, продолжавшего заключать браки в диком, бесформенном виде. Лишь мало-помалу, в течение веков, церковь привила и усвоила народу религиозное сознание о браке и обряд церковный, однако же в малонаселенных местностях и в отдалении от приходов не только бывали в прежнее время, но и ныне еще, судя по достоверным свидетельствам, бывают случаи заключения браков безъявочных простым соглашением и сожительством, которое при удобном только случае скрепляется церковным обрядом или вовсе остается без венчания. Простота жизни и отношений в сельском быту и отсутствие юридической потребности утвердить брачные права, не всегда имеющие ощутительное значение для крестьянина, покуда он не выходит из тесного круга сельских отношений, – вот причины, почему у нас и доныне в иных глухих местностях можно еще обойтись сожительством вместо законного брака. Сверх того, с появлением раскола, оказалось и оказывается немало таких людей, для коих вовсе недоступна законная форма брака, принадлежащая к отрицаемой ими церкви, и у раскольников действительно вошли в обычай безъявочные, бесформенные или так называемые свободные браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Следует, впрочем, заметить, что название: душа (anima) для обозначения одной из составных частей природы человека у св. о.о. аскетов не единственное; часто у них можно встретить еще слово «дух» (spiritus, animus) (пр. Касс. Соб. IX), и это слово употребляется у них часто наряду с первым и в одинаковом значении (пр. И. Кассиан. Соб. IV: Сим. Нов. Бог. и отцы, указанные выше). Иногда же, напротив, «дух», как бы противопоставляется «душе» и обозначает нечто иное, нежели «душа». Так, например, у преп. Кассиана различается даже троякое состояние одной и той же души: «по определению Св. Писания», говорит он, «есть три состояния душ: первое плотское, второе душевное, третье духовное (primus carnalis, secundus animalis, tertius spiritualis)» (пр. Касс. Coll. IV, 19). Из дальнейших слов этой же главы, откуда взято приведенное место, ясно открывается, однако, что указанное различие и у Кассиана имеет характер чисто-нравственный. Название «дух» (spiritus) не означает какой-либо третьей составной части человеческой природы, а только высшую способность его духовной природы, способность той же души с особым характером ее деятельности, по преимуществу же употребляется вместо слова «ум» или «разум» (пр. Касс. Соб. 9, 3–5). И не только у преп. Кассиана, а и у многих других восточных св. отцов, наряду с терминами «душа и тело», для обозначения составных частей природы человека употребляются еще термины «ум», «дух», «разум», что и дает основание при изложении святоотеческого учения о состоянии человека к некоторой нерешительности и как бы колебанию в признании вполне определенного учения святых отцов об этом предмете, т.е. в смысле дихотомии или трихотомии. Так, напр., у преп. Симеона Нового Богослова вполне определенно указывается, что человек состоит из души и тела (I т. 66 стр), но в некоторых местах упоминается еще об уме, как отличной от души части человеческой природы (см. I т. 354 г.). В другом месте он упоминает об уме, душе и теле, как трех обиталищах для Пресв. Троицы, или еще указывает на очищение душою и телом и умом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

3 . В тексте апокрифического евангелия Иуды говорится о Христе, Который воплотился лишь призрачно, а не на самом деле. В отличие от этого, Церковь учит о Христе, истинном Боге и истинном человеке, Который спасает мир, а вовсе не самого Себя! 4 . Апокриф Иуды заканчивается предательством и не идёт далее этого. Канонические же новозаветные Евангелия венчаются Распятием, за которым следует Воскресение Христово, оставляя таким образом благое упование на будущее как своим современникам, так и всем последующим поколениям людей. 30.3. Незаписанные изречения (аграфы) Господа Иисуса Христа   В отдельных рукописях Нового Завета, в апокрифических памятниках первых веков, а также в трудах церковных писателей и отцов, в литургических текстах Церкви встречаются некоторые изречения, которые позднейшие авторы относят к Самому Господу Иисусу Христу, притом что этих мест нет ни в одном из Евангелий. Такие изречения стали называться греческим словом «аграфы» (γραφα λγια), т. е. незаписанные изречения, поскольку они не вошли в текст канонических Евангелий. Первым употребил этот термин в 1776 году Кернер (J. G. Когпег) в своей диссертации «De sermonibus Christi γρφοις» («Незаписанные изречения Христа»), изданной в Лейпциге. Реш (A. Resch), который в конце XIX века специально занимался собиранием и изучением подобных аграф, в первом издании своей книги «Agrafa. Ausserkanonische Evangelienfragmente» («Аграфы. Неканонические фрагменты Евангелий». Лейпциг, 1889) приводит 177 изречений, из которых 74, по утверждению автора, действительно являются словами Самого Иисуса Христа, которые восходят к некоему протоевангелию на еврейском языке, откуда, возможно, черпали сведения и евангелисты-синоптики. Во втором издании этой книги автор ограничил авторитетные, по его мнению, фрагменты 34 аграфами. В последующие годы благодаря находке папирусов в Оксиринхе материал для изучения аграф значительно расширился. Сам Реш достаточно широко трактовал понятие аграфа, подразумевая под этим любое повествование об Иисусе Христе или любую цитату, которую позднейшие авторы вводят с помощью фраз: «так написано», «говорит Писание», «сказано негде» и подобные им, – но которая нигде в Священном Писании не встречается. На настоящий момент большинство исследователей под аграфами понимают не вообще любое повествование, а только слова, приписываемые Самому Иисусу Христу, но не вошедшие в канонические Евангелия. Поэтому многие современные библеисты предпочитают говорить о «внеканонических изречениях Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010