Письмо Замечания     Предполагаемое письмо не столько важно по вопросу, в разрешения которого оно писано, сколько по обстоятельствам, которых касается ответ. Оно заимствовано из рукописи Московской Синодальной Библиотеки в 4 д. под 927, XVI в., содержащей в себя разные статьи, относящиеся до Иосифова Волоколамскаго монастыря, и писанной рукою Вотьмицкого Архимандрита Вассиана, как сие означено в самом начале рукописи. Сей Архимандрит, по монашеству, был учеником старца Волоколамского Фотия, который сам в свою очередь пользовался духовными наставлениями сподвижника Иосифова Кассиана Босого. Настоятель Вотьмицкий переписал в свою книгу краткий патерик Волоколамский: житие Пр. Иосифа, описанное Саввою Крутицким, и надгробное ему слово Досифея Топоркова; также – житие старца Кассиана Босого и грамоты к нему и об нем писанные Великим Князем, и некоторые послания Пр. Иосифа Волоколамского; потом, поместил он и свое сказание о старце Фотии (1554), своем наставнике, и службу, написанную Фотием в честь Пр. Иосифа, а на конец присоединил упомянутое письмо, неизвестно кем писанное (л.179 и сл.). Невероятно, чтобы оно принадлежало самому Вассиану 1 : свое письмо не внес бы он в такую книгу, в которой собрал только то, что особенно для него было дорого и священно. Кто бы ни был сочинитель сего письма, – разрешая вопрос о причинах вражды между иноками Кириллова Белозерскаго и Иосифова Волоколамского монастырей, он касается более или менее близких к нему по времени лиц и событий, и сообщает некоторые новые о них сведения. Из письма его узнаем, что Пр. Нил Сорский, прежде духовных наставлений, заимствованных им от святогорских иноков, был учеником известного по своим достоинствам старца Паисия Ярославова, Игумена Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Любопытно узнать, что вопрос об измениях монастырских был предложен на собор не самим Великим Князем, но строгим отшельником – Пр. Нилом, что предложение освободить монастыри от управления отчинами было сделано и защищаемо старцем, который, продолжительными духовными подвигами умертвив в себе вся земныя пристрастия, опытно познал истинное достоинство жизни иноческой в отрешении от всего земного, чтобы тем безпрепятственно стремиться к единому небесному. – Любопытно видеть, как смотрели на тот же предмет и другие богоугодные иноки, и чем оправдывали тогдашний порядок дел, имея ввиду также не своекорыстныя цели, но благо Церкви. – Письмо это, хотя не многими словами, проливает некоторый свет и на судьбу Пр. Максима Грека . Автор, говоря не столько о видимых или на вид выставляемых причинах тех или других распоряжений, сколько о внутренних, не для всех открытых побуждениях главных действователей, замечает, что причиною гонения на святогорцев было их мнение о неприличии – монастырям владеть селами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

21. Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены. Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Собор Карельских святых . Красногорской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди) (А), а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены и службой попразднства Вознесения (Триоди) (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 1-й – 3, и Богородицы, глас 4-й – 5. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Родился еси…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори…». Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси…», со стихами. Паримии Богородицы – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее по обычаю. На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси роди…». Примечание. Если на стиховне великой вечерни будут петься стихиры Богородицы (глас 8-й), то вечерние стиховные стихиры Триоди (глас 2-й) допустимо перенести на литию и исполнять (без стихов) перед литийными стихирами Богородицы. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – Триоди, глас 6-й: «На горах святых зряще…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да радуются российстии собори…». По Трисвятом: при полиелее – тропарь праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же; на всенощном бдении – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды) . Отпуст (при полиелее): «Иже во славе…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-03/

Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 3 июня 2024 года 21. Понедельник 5й седмицы по Пасхе. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены. Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Собор Карельских святых . Красногорской иконы Божией Матери. Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении со службой Триоди (А) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены и службой Триоди (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5й – 3, и Богородицы, глас 4й – 5. «Слава» – праздника Триоди, глас 8й: «Преполовившуся празднику…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Приидите, российстии собори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 2й, глас 8й и глас 7й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6й: «Тебе вси роди…». На стиховне стихиры Богородицы, глас 8й (со своими припевами) . «Слава» – праздника Триоди, глас 6й: «Празднику преполовившуся …» (см. на стиховне вечера), «И ныне» – Богородицы, глас 8й: «Да радуются российстии собори…». По Трисвятом: при полиелее – тропарь Преполовения, глас 8й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4й; на всенощном бдении – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4й. Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален праздника Триоди, глас 8й: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2м стихословии) . «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4й: «Божественными зарями…». По 2м стихословии – седален праздника Триоди, глас 8й: «Премудрость Слово Отчее…» (см. в седальнах по 2м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3й: «Яко звезда многосветлая…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Учма. Церковь Кассиана Учемского и Анастасии Узорешительницы. Карта и ближайшие объекты В 8 км от Мышкина находится село Учма. Раньше там находился Кассианов Учемский монастырь, рарушенный в 40-е гг. 20в. В 1994 г. на краю села был построен храм. Освящен он был во имя преподобного Кассиана и святой Анастасии Узорешительницы архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем. Внутри него находится камень от подножия часовни святой Анастасии 12 в., расположенной в итальянских Альпах. В 1999 г. рядом с храмом открыт Музей Учемского края. Бывшие в селе Учма две каменные церкви Успенская и Предтечевская, первая летняя, храмовый праздник в ней 15 августа. К ней же приделана теплая каменная церковь во имя трех Св. Московских Петра, Алексия и Ионы. Холодная и теплая построены в 1711 г. игуменом Ионою с братией и строителем иеродиаконом Стефаном. В теплой церкви храмовые праздники 4 окт. – преставление препод. Кассиана Грека, угличского чуд. и 5 окт. Престольный - Петра, Алексия и Ионы. Вторая церковь Предтечевская – с престолом в честь Рождества Иоанна Предтечи и придел с престолом в честь преп. Кассиана. Храмовый праздник в ней 24 июня и 21 мая. Эта церковь построена в 1825 г. прихожанами. Особо чтимые святыни в Успенской церкви образ преп. Кассиана Грека, писанный около 1659 г. по видению и повелению преп. Кассиана неким священником Симеоном. В теплой церкви - рака над могилою преп. Кассиана Грека углич. Чуд. с древним на верху ее образом преп. Кассиана. На ней хранится для лобзания молящихся нательный деревянный, обложенный серебром крест, носимый при жизни сей угодником, с мощами различных святых. В раке преп. Кассиана хранится часть древней схимы, по преданию, носимой сим угодником, возлагаемая на болящих. Мощи преп. Кассиана находятся под спудом в кирпичном склепе. В Предтечевской церкви имеется рака с частицами мощей 72-х угодников Божьих. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=07458

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 3 июня 2024 г. (21 мая ст.ст.) Седмица 5-я по Пасхе Глас 4, Поста нет Попразднство Преполовения . Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). равноапп. царя Константина (337) и матери его, св. царицы Елены (327) . блгвв. кнн. Константина (Ярослава Святославича) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев . Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998) . прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504) . Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. иконы Богородицы «Умиление» Псково-Печерская (1524) . иконы Богородицы Владимирская (Заоникиевская) (1588) . иконы Богородицы Владимирская (Красногорская, Черногорская) (1603) . иконы Богородицы Владимирская (Оранская) (1634) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Лит.: Ап.- Деян.12:12-17 Ев.- Ин.8:42-51 равноапп.: Лит.: Ап.- Деян.26:1-5,12-20 Ев.- Ин.10:1-9 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную восприемши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/о, пречудная Владычице Богородице!/Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих,//и спасет души наша, яко Милосерд. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

И Вассиан снова отвечал: «Я не ведаю де – Иона чудотворец ли»? Вассиан мог говорить о Макарии, подразумевая духовную простоту. Макария выводят от прославившегося в боях бояр. Василия Кожи, рода бояр Кожиных (Оп. рус. историогр. II, 996, 1687). Вассиан против обвинения Иосифа возражал, что киевских и всех русских чудотворцев он чтит и называет их знаменоносцами (Прав. Соб. 1863, III, 204–205). Хотя мощи Макария были открыты в 1521 г., но повсеместное чествование его установлено только в 1547 г. (Барсуков, 340, Макарий, VI, 200, прим. 271). Может быть тут сказалось и чувство особенного почитания, какое питал к Макарию Иосиф Волоцкий (Сказ. о св. отцах. Лет. зан. Арх. ком., II, 89), наставник Даниила. Хотя почитание м. Ионы началось вскоре после смерти (П. С. Р. лет. тт. VI и VIII), но канонизован он был в 1547 г. (Барсуков, 270). В силу преобладания местного почитания святых до собора 1547 г., часто встречаются примеры недоверчивого и неуважительного отношения к ним, напр. архиеп. новгор. Сергия (москвитянин) к мощам Моисея новгород. (П. С. Р. л., III, 183–184), ряз. еп. Кассиана к мощам Димитрия Прилуцкого (Чт. в Общ. ист. 1847, 3, отд. 2-ой); архим. Илариона к мощам Ионы новгород., других к еп. новгор. Никите; Иова философа к Евфросину Псков.; рост. еп. Трифона к Феодору кн. ярослав. и сынов. его Давиду и Константину (Ключевский, Жития, 171, 421; И.Некрасов, Древн. рус. литер., Беседы Общ. любит. рос. слов. I, 48–49; Калугин, Зиновий Отенский , 65, 205, 206–210 и 212). Вассиан Патрикеев осуждал иосифлян за поспешную канонизацию (Прав. Соб. 1863, III, 190). Рассуждение летописца на эту тему (П. С. Р. лет., VI, 196) – весьма характерное в этом отношении и по мотивам почитания. Курбский пишет, будто вел. князь повелел блаж. Вассиана заточить в прегорчайшую темницу в Иосифом мон. и скорой смертью уморить и иноки будто бы уморили его (Сказ. I, 4), причем в монастыре он подвергался мучениям, почему и назвал его преподобным мучеником (предисл. к Твор. И.Дамаскина; Опис. рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

56. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 12.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906. 57. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина . 2 е изд.: Пер. с лат. еп. Петра. M., 1892. 58. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1908. 59. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина , подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 60. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского: Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911. 61. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 1. M., 1859. 62. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч. 2. M., 1860. 63. Творения святого Исидора Пелусиота : Письма. Ч, 3. M., 1860. 64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Письма. 2-е изд. Ч. 1. Киев, 1891. 65. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Трактаты. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1891. 66. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии/Творения святителя Кирилла Александрийского . Т. 49, Ч. II. Изд. TCJI, 1882. 67. Преподобного отца нашего Макария Египетского : Духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. TCJI, 1904. 68. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: Нравоучительные сочинения. Ч. 1. ТСЛ, 1910. 69. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника : Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. 70. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца . 2-е изд.: В 2 ч./Пер. с греч. еп. Феофана. M., 71. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 1. M., 1858. 72. Творения преподобного отца нашего Пила, подвижника Синайского. Ч. 2. M., 1858. 73. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 3. M., 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Неа-Мони на о-ве Хиос (Греция), 1042-1056 гг.; в Минологии XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 286v (280r)) - с кодексом, в медальоне (сохранился только предварительный рисунок); в ц. мон-ря Бачково, кон. XI - нач. XII в.; в ц. Асину Панагии (Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/06 г.; в Минологии XII в. из мон-ря Преображения Господня в Метеорах (Cod. 552. Fol. 2v) - перед житием А. В.; в Житиях святых по Метафрасту, XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 1r) - с развернутым свитком; в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия), 1180-1190 гг.; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г.; в ц. Вознесения Господня в Милешево , после 1236 г.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315 г.; на юж. стене в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Благовещения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Сербия), ок. 1320 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г.,- с благословляющей десницей и со свитком в левой руке; в ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция), 2-я четв. XV в.; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46об., 113). Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции, напр. в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г. Миниатюры с сюжетами жития А. В., напр. «Преподобный обучает сыновей имп. Феодосия Великого Аркадия и Гонория» в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 1r), «Преставление святого» (4 монаха полагают тело А. В. во гроб) - в Минологии XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 21r). Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Евсеева. Афонская книга. С. 198, 301; Mujobu . Менолог. С. 299. Н. В. Герасименко, В. Е. Сусленков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/text/76280.html

К., [не ранее 20 дек. 1616]; Анфологион. К., 1619; Литургиарион [Служебник]. К., 1620; Номоканон («Зинарь», «Зонара»). К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624); полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильно ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека (К., [ок. 1620]). Была подготовлена антиуниат. «Палинодия» Захарии (Копыстенского). В лаврской типографии при Е. были напечатаны составленный Митурой панегирик Е. «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). Издания тщательно готовились, богослужебные книги сверялись с греч. текстами и подвергались исправлению. В печерском кружке было впервые переведено на церковнослав. язык неск. сочинений свт. Иоанна Златоуста: над переводом «Бесед на 14 посланий св. ап. Павла» трудился Лаврентий Зизаний, «Беседы на Деяния св. апостолов» были переведены «клириком церкви лвовскиа, дидаскалом в еллиногреческом языце» Гавриилом Дорофеевичем и иером. Иосифом Святогорцем, «проповедником и протосингелом патриарха Александрийскаго» (см.: Голубев. 1883. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского монастыря на церковнослав. языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского мон-ря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов. Е. ввел регулярное произнесение проповедей в мон-ре. Среди киево-печерских проповедников в 1-й четв. XVII в. значатся Захария (Копыстенский), Тарасий (Земка), прот. Лаврентий Зизаний, Памво (Берында). Немаловажной заслугой Е. было учреждение в Киево-Печерском мон-ре школы - предшественницы Киево-Могилянской коллегии .

http://pravenc.ru/text/189869.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010