Гелатский монастырь сохранил великое множество настенных росписей которые датируются XII-XVIII веками. И поэтому самое чудесное в архитектуре Гелатского комплекса состоит в его фресках и мозаиках, которые возвращают ушедшие дни и напоминают нам о его создателях. Очаровывающая красота Гелатского монастыря привлекает множество гостей. Тысячи людей посещают его ежегодно. Сайт Грузинской православной церкви: Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение. В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход. О строительстве и дальнейшем поновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии. Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.

http://sobory.ru/article/?object=04722

Гелатский монастырь (версия для печати)/Православие.Ru Гелатский монастырь Православие.Ru , 26 февраля 2003 г. / Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение. В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход. О строительстве и дальнейшем поновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии. Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Церетели Г. Е. Полное собрание надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского монастыря. М., 1891; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях грузии/грузинские надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Древности Грузии. Тбилиси, 1920. Т. 1. С. 16; Картлис Цховреба/ред. Каухчишвили С. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 329-331, 367; Т. 4. С. 40 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Фрагменты древней фресковой росписи главного Гелатского храма//Ars Georgica. Тбилиси, 1959. Т. 5. С. 163; Путешествие Гюльденштедта по Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 144 (на груз. яз.); Меписашвили Р. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966. Подготовила Наталья Крашенинникова Гаенатский или Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь, 1 класса в 8 верстах от города Кутаиса, в 3 верстах от железнодорожной станции Гелати. Основан в начале XII века грузинским царем Давидом III (см. 26 января). В соборном храме Рождества Богородицы сохранились древние фрески. Здесь покоятся мощи святого царя Давида III и правнучки его царицы святой Тамары (см. 1 мая). В монастыре находится Хахульская чудотворная икона Божией Матери, по преданию написанная св. ев. Лукою; украшения иконы — XII, XI и даже VIII века; некоторые из них — жертвы святой Тамары; эта святая икона представляет собой складень, на котором изображение Богоматери поясное, в молитвенном положении, без Богомладенца; празднование ей бывает 15 августа. Тогда же совершается празднование и имеющихся в монастыре чтимых святых икон Богоматери, пожертвованных монастырю царем Багратом III (в конце X века) — Акцурской, по преданию, принесенной в Грузию апостолом Андреем и находившейся в городе Ацкуре, и Гелатской (вычеканенной из серебра), называемой также Пицундской, по имени города Пицунды (в Абхазии), где она прежде находилась. Ризница монастыря представляет собою хранилище весьма древних и весьма ценных предметов. Здесь находится Евангелие, написанное на пергаменте в IX веке, корона царя Давида III, облачения патриархов и прочее.

http://sobory.ru/article/?object=04722

В нач. XIV в. «К. Ц.» перестала пополняться новыми сочинениями, что было связано с тяжелым политическим и экономическим положением в Грузии (нашествием монголов, персов, лезгинских племен, междоусобицей, раздробленностью единого царства, экспансией Турции и Ирана и др.). В кон. XVII - нач. XVIII в. временная стабилизация политического положения в царстве Картли создала благоприятные условия для возрождения груз. культуры. Царь Картли Вахтанг VI (1716-1724) провел ряд преобразований, проявив особый интерес к «К. Ц.». Одной из основных и неотложных задач он считал восполнение пробелов в летописном своде «К. Ц.». С этой целью царь создал комиссию «Ученых мужей» ( ) во главе с историком Бери Эгнаташвили. Члены комиссии должны были написать историю Грузии с нач. XIV до нач. XVIII в. и отредактировать весь текст «К. Ц.». Этот свод летописей получил название «Новая Картлис Цховреба». Комиссией были собраны и сверены все известные к тому времени рукописи, содержащие «К. Ц.», выявлены разночтения, возникшие в результате ошибок переписчиков. При написании новой истории были использованы доступные к изучению груз. исторические документы, а также армянские и персидские источники, содержащие много сведений по истории Грузии. Исторические сочинения, написанные в XVII-XVIII вв., назывались также «Продолжением Картлис Цховреба». Это «История царства Грузинского» и «География» царевича Вахушти Багратиони ; «История Грузии» Парсадана Горгиджанидзе (события с древнейших времен до кон. XVII в.); «История (жизнь) царей» Сехнии Чхеидзе (1653-1739); «События (Деяния) Картли» Папуны Орбелиани (1739-1758); «Царствование Ираклия II» Омана Херхеулидзе (1722 - 80-е гг. XVIII в.) и др. «Новая Картлис Цховреба» была оформлена согласно требованиям времени: текст был разделен и озаглавлен по периодам правления царей. Кроме того, комиссия «Ученых мужей» пришла к выводу, что в «Древней Картлис Цховреба» не было уделено достаточно внимания истории Грузинской Православной Церкви и деятельности ее отдельных представителей: свт. Петра Ивера , сирийских отцов, великомучеников Давида и Константина Аргветских , мч. Гоброна-Михаила , преподобных Евфимия Святогорца , Иоанна Святогорца , Георгия Святогорца и др. Для восполнения этого пробела были написаны специальные тексты. Также было переработано соч. «История и повествование о Багратионах» автора XI в. Сумбата Давитис-дзе. Поскольку этот источник, расположенный в «К. Ц.» после «Жизни царя царей Давида», нарушал хронологическую последовательность, «Ученые мужи» убрали 1-ю часть сочинения, воспроизведенную по библейской схеме, а остальной текст, повествующий об истории рода Багратиони начиная с VI в., включили в соответствующие хронологические участки свода.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

В 1-й четв. XII в., в период царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125), свод «К. Ц.» был значительно пополнен. Повествование, прерванное на 80-х гг. VIII в., было продолжено новым сочинением, описывающим события до 1072 г. Название и имя автора этого произведения не сохранились. Историки условно называют его «Матиане Картлисай» (Летопись Картли). В 30-х гг. XII в. были написаны и внесены в свод краткая история царя Георгия II (1072-1089) и обширная летопись, посвященная св. Давиду IV Строителю - «Жизнь царя царей Давида». Повествование об исторических событиях 1125-1207 гг. представлено в 2 редакциях «Древней Картлис Цховреба». Сохранилось 3 рукописи 1-й (условно) редакции: список царицы Мариам (НЦРГ. S 30, рубеж XVII и XVIII вв.), список Мачабели (НЦРГ. H 2135, 1736 г.) и список еп. Самебского Николая (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.). В этом варианте после «Жизни царя царей Давида» помещено сочинение автора XI в. Сумбата Давитис-дзе «Жизнеописание Багратионов» («Жизнь и деяния Багратиони», «История и повествование о Багратионах»), в котором история Грузии восходила к библейским предкам Багратиони и заканчивалась событиями 1032 г. Т. о., нарушалась хронологическая последовательность, существовавшая в своде. В 30-х гг. XIII в. после сочинения Сумбата Давитис-дзе было внесено произведение под условным названием «История и восхваление венценосцев», в котором кратко повествовалось о правлении наследника св. Давида IV Строителя царя Димитрия I (1125-1156) и его сына Георгия III (1156-1184) и подробно - о царствовании св. Тамары (1184-1207/10/13). В 20-х гг. XIV в. было написано продолжение, содержащее сведения по истории Грузии после кончины св. Тамары до воцарения Георгия V Блистательного (1318). В историографии это сочинение анонимного хронографа (груз.- Жамтаагмцерели) условно названо «Столетняя летопись». Вторая (условная) редакция «Древней Картлис Цховреба» дошла в 2 списках: царицы Анны (НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) и Чалашвили (НЦРГ. Q 207, XVI-XVII вв.). Этот вариант пополнился сочинениями, охватывающими период с конца царствования св. Давида IV Строителя до кончины св. Тамары. После «Жизни царя царей Давида» было помещено краткое описание царствования Димитрия I, Георгия III, св. Тамары и Георгия-Лаши. В историографии это сочинение по дате составления (1222-1223) называют «Летописью времени Лаши Георгия» (им заканчивается список Анны). В списке Чалашвили после описания царствования Димитрия I содержится сочинение, составленное в 30-х гг. XIII в. и повествующее о царствовании Георгия III и св. Тамары. В историографии его автор условно назван «вторым историком царицы Тамар», произведение - «Жизнь царицы цариц Тамар». В списке Чалашвили, так же как и в списках 1-й редакции «Древней Картлис Цховреба», после истории царствования св. Тамары помещена «Столетняя летопись» анонимного автора. «Новая Картлис Цховреба»

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Спрашивается, когда же Грузия приобрела епископов? Мы уже говорили выше, что автор «Хроники», называя всех предшествовавших католикосам иерархов Грузии архиепископами, одного только Иоанна называет епископом и называет именно тогда, когда говорит о прибытии его в Грузию 65 . Следовательно, Грузия приобрела епископов в промежуток времени от прибытия в Грузию Иоанна (334) до смерти св. Нины († 340–341). Что последнее предположение не лишено основания, это видно из следующих слов «Картлис-Цховреба»: «тогда послал царь Мириан епископа Иоанна и одного вельможу просить царя Константина... о присылке многих священников, которых он (Мириан) послал бы во все села и деревни (Грузии) и которые окрестили бы народ в короткое время 66 . Очевидно, Мириан понял, что несколько священников и один епископ, (назначение и прибытие которого в Грузию всецело зависело от византийского правительства, и потому, в случае недоразумения между государями двух стран, грозило новооснованной Церкви опасностью остаться, без епископа), недостаточны были для утверждения христианства в стране, сплошь покрытой идольскими жертвенниками и вследствие этого он решился просить императора Константина об увеличении числа как священников, так и епископов. Положим, что в указанном месте «Картлис-Цховреба» ничего не говорится об епископах, но это нисколько не говорит против нас, ибо автор или редактор «Картлис-Цховреба» упорно держится мнения, что в Грузии сначала был только один епископ – это во-первых, а во-вторых, подразумевать под словом священники и епископов не мешает нам решительно ничто: епископ Михаил в одном месте «Картлис-Цховреба» прямо назван священником 67 . Иначе трудно обяснить как существование в Грузии через 40–50 лет другого епископа (Пантофила), и наименование Иоанна в «Хронике» и в «Новом варианте жития св. Нины» архиепископом 68 . Да и из самого рассказа нашей летописи видно, что посольство, снаряженное царем Мириамом, было чрезвычайное, а не маловажное, каким представляется просьба о присылке простых священииков, для каковой цели достаточно было посольство и одного вельможи, если бы почему-либо предположить, что Иоанн был лишен возможности рукоположить нужное количество лиц во священники. В самом деле, мыслимо ли, чтобы страна, только что просвещенная святым крещением, оставлялась без епископа, если уж не по особенно важной причине? Нет сомнения, что Мириан, посылая вместе с вельможею и епископа, надеялся, что последний выяснит императору, наскольио необходимы были епископы в Грузии и выработает (или узнает, по-крайней мере, доподлинно, как то желательно было императору) те условия, в каких церковь грузинская должна была стать к церкви вселенской, к греко-римской. Видно, что равноапостольный император, так много сделавший для христианства, поставил интересы религии выше интересов узкой политики и не отказал Мириану в его просьбе, прислав ему и епископов и священников, и архитекторов, и святыни 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Аже оумреть смерд, то задница князю...» по синодальному списку «о задници» 544 , переход наследства после смерти смерда к князю, как предписывает Русская Правда, а не в род, не имел бы места при существовании на Руси родового строя. Чтобы оправдать слова летописца историк С. М. Соловьев допускает господство родового строя лишь до половины IX века 545 , но порядок вещей при Андрее Боголюбском и после него, при его преемниках, не мог вытечь из родового быта. Для примирения этих противоречий была сочинена гипотеза о старых и новых городах. Но и эта гипотеза мало помогла выяснению указанных социальных перемен. Таким образом теория родового быта искусно развитая С. М. Соловьевым , Кавелиным (последний находил в нем ключ к правильному пониманию русской истории) и др. оказалась домом, построенном «на песце». Она воздвигнута на непрочном фундаменте излишнего доверия к летописи, присочинившей эти известия на основании Картлис Цховреба. В подражание грузинской летописи, в которой Мцхет называется матерью городов грузинских 546  Русский летописец устами Олега назвал также Киев матерью городов х 547 . Окончив повествование об восьми героях-сыновьях Таргамоса, Картлис Цховреба повествует так: «отсюда начнемь и расскажем повесть о Картли и о жизни его сородичей до наших дней» 548 . И русский летописец переходя к исторической части своей летописи, приняв за исходный пункт начало царствования Императора Михаила III (852–867 г.), при котором встретил впервые он название Русской земли, обещается, подобно грузинской летописи, с этой эпохи начать исто лета си 549 . Картлис Цховреба свидетельствует, что по поселении Таргамоса с его родом от Арарата до Масиса, у них было жен много, сыновей, дочерей, внуков и внучек 550 . И русский бытописатель, говоря о Радомичах, Вятичачах и Северянах и их обычаях, сообщает так- же, что они «имяху же по две и по три жены» 551 . Говоря о нашествии Александра Македонского на Грузию, Картлис Цховреба повествует: «Приняли религию нечестивейшую между всеми народами, для брака и блуда не признавали родства, и ели всех одушевленных мертвых пожирали 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I, гл. XII; Агафангела, армянского историка, «Жизнь царя Тиридата», Моисея Хоренского, кн. I, гл. LXXXVI, с. 152—153, пер. Эмина; Сократа, IXX; Созомена, кн. I, гл. 7; Феодорита, кн. I, гл. XXIV; «Кавказский вестник». 1849, 12—18. Картлис Цховре- ба. Ч. I; «История Грузии» царевича Теймураза, ч. I и Великий Синаксарь Грузинской Церкви. 57. Знаменитый по древности храм — усыпальница святой расположен недалеко от города Сигнаха в Тифлисской губернии в 105 верстах от г. Тифлиса и в 3 верстах от древнего города Буди, — ныне большое село. Прошли и исчезли с карты мира целые народы и царства, здание же с могилой св. Нины незыблемо стоит до наших дней, со дня своего основания (в 340 г.), несмотря на бури и треволнения, потрясавшие Грузию целыми веками. Храм этот ясно свиде¬тельствовал торжество Креста Христова и Православия. Ни один историк, ни один летописец, ни мемуары древних, средних и новых времен не могут указать нам, чтобы когда-либо храм этот подвергался опустошению или разорению. Напротив, они ясно свидетельствуют нам, что он, подобно ветхозаветному кивоту, охраняем был большим густым облаком в то время, когда враги Креста Христова намеревались опустошить его, невидимой рукой постигла их кара Божия, т. е. слепота, и таким образом храм св. Нины, как кивот завета Грузинской Церкви, вручен был нашему времени целым и неповрежденным. Взгляните на него, как поступает с вековым святилищем наше вре¬мя, — умолчу только о бедности, причиненной безобразием и бесчин¬ством, совершаемых в нем. Храм без ограды делается иногда достоя¬нием пасущегося скота даже самих невежд церковнослужителей. 60. По завещанию святой, крест ее, обвитый собственными ее волосами, перешел к царю в наследственное владение, и таким образом он находился во дворце царском от смерти святой до страдания св. муч. Шушаники, которая хранила у себя его. Как достался он ей — истории не известно. Известно только то, что он передан был св. Шушаникой своему духовнику перед страдальческой ее кончиной в Цуртагской крепости, на случай, чтобы не подвергнуть его поруганию от огнепоклонников и в особенности от своего мужа Вазгена, вассала Вахтанга Великого I, желавшего во что бы то ни стало надругаться над ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского (кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); он же. То же (изм. загл.: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Басили Зарзмели. Житие и деяние благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона//Там же. С. 319-347; Шарашидзе Х. Материалы по истории Грузии (XV-XVIII вв.)//Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 30. С. 197-304 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 75-136; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба: Первый текст//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Столетняя летопись//Там же. С. 151-325; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 331-413; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4; Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Асатиани. Тбилиси, 1973 (на груз. и рус. яз.); КГН. 1980. Т. 1; Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Макарий Антиохийский, патр. Сведения о Грузии//Армагани: Образцы вост. лит-ры. Тбилиси, 1982. С. 88-122 (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Сост.: К. Сургуладзе. Тбилиси, 1993 (на груз., рус. и англ. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Введение// Мерчуле. Житие. 1911. С. I-LXX; он же. Дневник поездки в Шавшию и Кларджию//Там же. С. 1-202; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили, Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектура Кафоликон мон-ря Долискана. 937–958 гг. Фотография Н. Я. Марра. 1911 г. Кафоликон мон-ря Долискана. 937–958 гг. Фотография Н. Я. Марра. 1911 г. Расцвет монастырской архитектуры в К.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

Т. У. Ф. Х. Тарасий старец посельской 297, 304, 306. Телицын , Андрей, молодой подьячий прик. сыскн. дел 305, 327. Тит , игумен Успенск. м-ря 308. Тихомиров , Михаил, подьячий 310. Тихонов , Максим, подьячий 327, 332. Тихон , митрополит казанский 335. Топилов , Алексей, молодой подьячий стрелецк. прик. 318. Тонкий , Кузма, с. бояр. 331. Тороповы : Авраам, молодой подьячий 317. Григорий, старый подьячий поместн. прик. 304, 311. Максим, молодой подьячий разрядн. прик. 318. Троекуров князь Иван Борисович, бояр. 65. Троицкое , село 334. Троицкое-Голенищево , село домовое 134, 209, 212, 268, 269, 296, 304, 309, 320, 331, 332. Троицкое-Селец , село домовое 297, 308, 316, 330. Трофимовы : Афанасий, конюх стряпчий 320. Прохор, молодой подьячий 323. Тугаринов , Иван, дьяк разрядн. прик. 128. Тютчев , Петр, дьяк судн. дворц. прик. 312, 318. Тяпкины (Тяпка): Алексей Леонтьевич, двор, патриарш. 300, 329. Иван, двор. патриарш. 318. Иван Кузмин 308, 312. Иван Леонтьевич, двор. патриарш. 300. Михаил, двор. патриарш. 300. Украинцев , Емельян Игнатьевич, дьяк думный 323. Уланов , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Ульянов , Андрей, подьячий поместн. прик. 331. Урусковы : Евтифей, старый подьячий земск. прик. 326. Тимофей, подьячий земск. прик. 332. Ухабов , Иван, старый подьячий пушкарск. прик. 323, 325. Филагрий , монах келейный 175, 283, 284, 314. Филарет , игумен Троицкаго-Яблоннова м-ря 314; игумен 333. Филипп , св., митрополит московский 52. Филипп , старец сушиленный 324. Философов , Матвей, стольн. дворцов. судн. прик. 312, 318. Франц , Роман, аптекарь 84. Фролов , Михаил, подьячий земск. прик. 315, 325. Хариев , Максим, двор. 320. Харламов , Максим, лебедянец 316. Хрущев, Федор, молодой подьячий 317. Ц. Ч. Ш. Щ. Ю. Я. Ф. Царевич Милитийский 153. Царица Милитийская 61. Челобитчики белозерские 172. Черный , Семен, дьяк дворцов, прик. 129. Чичагов , Яков, старый подьячий владимирск. судн. прик. 331. Чурашев , Гур, старый подьячий земск. прик. 326. Шапошников , Арсений, старец 298. Шаровы : Михаил, молодой подьячий житн. двора 318. Петр, молодой подьячий житн. двора 318. Шатерники 232. Шеин , кн. Алексей Семенович, бояр. 166. Шеин , Иван, дьяк поместн, прик. 316 Шерковы (Шорков): Василий, старый подьячий жатн. двора 305. Семен, старый подьячий житн. двора 318. Шнырев , Петр, дьяк житн. двора 318. Щепины : Василий, с. бояр. 329. Потап, с. бояр. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010