Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИДАЦИЙ [лат. Hydatius] († между 469 и 474), еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавиш, Португалия), хронист, продолжатель «Хроники» Евсевия-Иеронима. Основные сведения об И. содержатся в прологе к составленной им хронике, заметка св. Исидора Гиспальского (Севильского) в соч. «О знаменитых мужах» представляет собой конспект пролога ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 9). Об И. упоминается также в переписке папы Римского свт. Льва I Великого со св. Турибием , еп. Астурики (ныне Асторга, Испания), относительно борьбы с остатками присциллианской ереси в Галлеции (ныне Галисия). Поскольку И. принадлежал к числу противников присциллианства, были сделаны попытки обнаружить его родственную связь с Идацием Кларом, еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), также боровшегося с присциллианской ересью (для подтверждения этой гипотезы подчеркивалось сходство их греч. имен, редких для зап. провинций Римской империи). И. род. в Галлеции, в небольшом г. Лемика (Лимика, близ совр. Хинсо-де-Лимия), вероятно, в 80-х гг. IV в. В ранней юности он совершил путешествие на Восток, где встречал блж. Иеронима Стридонского , еп. Евлогия Кесарийского, свт. Иоанна II Иерусалимского и Феофила Александрийского. По словам И., он слышал там о широкой известности свт. Епифания Кипрского , т. о. его пребывание на Востоке можно датировать временем после 403 г., когда скончался Епифаний. Во время путешествия И. проявлял особый интерес к крупным центрам монашества в Палестине и Египте. Возможно, он вернулся на родину до 410 г. и стал свидетелем вторжения варваров в испан. провинции. Под 416 г. И. отметил в хронике важное событие в своей жизни - обращение к Господу, под к-рым, возможно, он подразумевает вступление в состав церковного клира. Возведенный в 427 г. на епископскую кафедру И. стал участником важнейших церковных и политических событий в пров. Галлеция. В 431 г. он был послан жителями провинции в Галлию, в ставку магистра войска Аэция, чтобы просить у него защиты от притеснений свевов.

http://pravenc.ru/text/293539.html

Храм Гроба Господня изначально задумывался как наиболее роскошная христ. постройка всей империи. Имп. Константин в письме еп. Макарию Иерусалимскому указывал, что следует позаботиться о том, чтобы «не только самый храм был великолепнее всех храмов, но и другие при нем здания были бы гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» и чтобы «самое дивное место в мире» было украшено как подобает ( Euseb. Vita Const. III 25-30; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theodoret. Hist. eccl. I 17). При строительстве были частично использованы архитектурные детали рим. форума и языческого храма. Возведение храма Св. Гроба стало наряду с т. н. Золотым октагоном (Великой ц.) в Антиохии (327-341), кафедральной базиликой св. Иоанна на Латеранском холме в Риме (313-318), базиликой Св. Софии (ок. 326-360) и храмом св. Апостолов в К-поле (в целом завершен в 337) одним из примеров наиболее масштабного строительства эпохи Константина. Современники видели в нем выдающееся архитектурное произведение (описания храма см.: Itiner. Burdigal.//PL. 8. Col. 783-796; Euseb. Vita Const. III 33-40, IV 47; Idem. De Theophania. III 61//Die Theophanie/Hrsg. H. Gressmann// Eusebius. Werke. Lpz., 1904. Bd. 3). Храм стал новым центром И., его главной религ. и архитектурной доминантой. Основу его замысла составило объединение в одном комплексе ротонды и базилики. В римской архитектуре и ранее практиковалось соединение центрической и базиликальной структур: гексагона, квадратного атриума и периптера храма Юпитера в Гелиополе (ныне Баальбек, Ливан; сложился ко II в. по Р. Х.), квадрифолия и обходной галереи на вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи; 20-30-е гг. II в.) близ Рима, мацеллум из 2 октагонов внутри прямоугольного атриума в г. Лептис Магна (близ совр. г. Эль-Хумс, Ливия; 9-8 гг. до Р. Х.); неоднократно в рим. архитектуре соединяли амфитеатр и базилику. По форме и деталям ротонда Гроба Господня вполне типична (ближайшая аналогия - Пантеон в Риме, ок. 125). Тип 5-нефной базилики тоже известен в античной (базилика Ульпия в Риме, ок. 113) и раннехрист. традиции (базилики на Латеране и в г. Кастеллум Тингитанум (ныне Эш-Шелифф, Алжир; 324)). Однако апсида базилики в ширину центрального нефа, заключенная между 2 пастофориями, уникальна. Наличие пастофориев может свидетельствовать о сир. архитектурном влиянии: известно, что строительством руководил сириец Зиновий. Храм времени Константина перестраивался после разрушений 614 и 1009 гг., совр. здание относится в основном к сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В ладыко! Я повергаюсь пред Тобою и приношу Тебе, как слезы, слова мои: я согрешил, как не согрешила блудница, и как никто другой на земле, беззаконствовал; но умилосердись, Владыко, над Твоим созданием и призови меня к Себе. З арыл я Твой образ и уничтожил Твою заповедь; помрачена во мне вся красота и загашен страстями светильник; но смилуйся, Спаситель! И возврати мне, как поет Давид, веселие (Пс. 50: 14). О братись, покайся, открой сокровенное, скажи Всеведущему Богу: Спаситель, Ты один знаешь мои тайны – Сам же и помилуй меня, как воспевает Давид, по Твоей милости (Пс. 50: 3). Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. В оззвавши к Пречистой Богоматери, ты прежде всего обуздала неистовство жестоко свирепствовавших страстей и посрамила врага обольстителя; даруй же ныне и мне, твоему рабу, помощь в скорби (Пс. 50: 13). Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. П реподобная! Того, кого ты возлюбила, Кто был предметом твоих желаний, для Кого ты плоть изнуряла, Христа умоляй ныне за рабов твоих, дабы Он, соделавшись милостивым ко всем, укрепил мирное состояние среди почитающих Его. Слава, Троичен: Б ог–Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, Единая Естеством, как Светы и Свет, и Три Святы, и Едино Лицо Свято; но, душа, воспой, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех. И ныне, Богородичен: М ы воспеваем Тебя, благословляем и поклоняемся Тебе, Богородительница, так как Ты породила Единого из Нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небесное. Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства Небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С паситель, изливая, как сосуд мира на главу, мои слезы, я, как ищущая милости блудница, взываю к Тебе; приношу моление и прошу внять моему отпущению (Мф. 26: 6–7; Мк. 14: 13; Лк. 7: 37–38). Е сли и никто не согрешил пред Тобой, как я, но, Спаситель Милосердый, приими меня в страхе кающегося и в любви воззвавшего: пред Тобой Единым согрешил я! Смилуйся надо мною, Милосердый!

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

И дарованное во Христе спасение и «обожение» дано для всех. Для всех, кто соединяется с Ним чрез священное Таинство и чрез подвиг восхождения. Века этой жизни, века истории св. Григорий понимает как предварение. Ветхий Завет и подзаконная Пасха были «неясным прообразованием прообразования», — «осмеливаюсь сказать и говорю». Но и ныне —еще только прообраз, как бы еще неполная Пасха. «Впоследствии и скоро причастимся чище и совершеннее, когда Слово будет пить с нами сие ново во Царствии Отца, открывая и преподавая, что ныне явлено им в некоторой мере, ибо познаваемое ныне всегда ново. Что же есть это питие и это вкушение? Для нас оно в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим Слово, ибо учение есть пища и для питающего». Учить прежде всего о Троице. Там — глас празднующих, «видение Славы», а более всего — «чистейшее и совершеннейшее осияние Троицы, уже не скрывающейся от ума, связанного и рассеиваемого чувствами, но в полной мере целым умом созерцаемой и воспринимаемой и озаряющей наши души всецелым светом Божества». Здесь отзвук Оригена, но сразу вскрывается и отличие: для Оригена загробная жизнь праведных — школа космических тайн, не созерцание Троицы. Григорий редко касается эсхатологических тем. Много и часто говорит он о призвании человека к «обожению» и проповедует подвиг. Грешников призывает к покаянию. Об участи нераскаянных грешников упоминает вскользь. Величайшее наказание для них — отвержение Богом. И в нем мука, «стыд совести», которому не будет конца. Для праведных Бог — свет, для нечестивых — огнь. И этот «ужаснейший огнь увековечен для злых». Может быть, св. Григорий и допускал загробное очищение. О грешниках он говорил: «Может быть, они будут там крещены огнем — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество, как сено, и потребляет легковесность каждого греха». Впрочем, он имел в виду при этом прежде всего нераскаянных христиан. Ибо говорил он и иное: «Знаю огнь не чистительный, но и карательный, его на грешников всех одождит Господь, присоединив жупел и дух — это уготованный диаволу в ангелам его, или тот, который предходит лицу Господа и попаляет окрест враги его».

http://sedmitza.ru/lib/text/537873/

ГЛАВА II. СОЛОВКИ Мы знаем многих опальных бояр XVI века, которые сменили царский двор на монастырь. Знаем, как легко было богатому и влиятельному человеку окружить себя в иной обители достатком и роскошью, привычными его сану. Можно было держать возле себя многочисленную челядь, иметь свои амбары и погреба. Грозный с негодованием рассказывает о такой вельможной и сладкой жизни бояр в Кирилловском монастыре: " Ныне у вас Шереметьев сидит в келье, что царь, а Хабаров к нему приходит с другими чернецами, да едят и пьют, что в миру. А Шереметьев невесть со свадьбы, невесть с родины рассылает по кельям пастилы, коврижки и иные пряные составные овощи, а за монастырем у него двор, на дворе запасы годовые всякие " … О знаменитом князе-иноке Вассиане, избравшем себе московский Симонов монастырь, недоброжелатель его- пишет: " Пияше же нестяжатель сей романию, бастр, мушкатель, ренское белое вино " . Не для такой жизни бросил Колычев Москву, и первые шаги его аскетического пути лучше всего покажут разницу между знатным монахом-поневоле и святым по призванию. По словам жития, Федор ушел из Москвы, не открывшись никому, даже отцу с матерью, не взяв на дорогу ничего, кроме одежды — " нужных покрывал " . И не какой-либо из богатых подмосковных или " заволжских "  — белозерских монастырей избрал он для своего подвига, а далекую Соловецкую обитель на Белом море. Путь в Соловки долог и труден. Федор направился не прямой дорогой из Москвы через Вологду, по Двине, а окольной, через земли Новгородские. Близкие ли родственные связи в новгородских вотчинах отклонили его путь, или не сразу мысль о северной обители встала перед ним, — мы не знаем. Только находим его на озере Онеге, на полпути от Новгорода к Белому морю. Дороги вели по озерам и болотам, недоступным для пешего в летнее время. Приходилось или плыть в лодке или ждать зимы, когда мороз скует зыбкие трясины. Какие-то неведомые нам причины — быть может, бездорожье, быть может, отсутствие средств — заставили путника остановиться на берегу Онежского озера в деревне Киже (или Хиже). Здесь он живет у местного поселенца Субботы " не мало дней " пастухом. Так будущему пастырю " словесных овец " надо было прежде попасти овец бессловесных, — замечает житие. Боярскому сыну сразу пришлось испить чашу нужды и лишений. Служба деревенским пастухом для вчерашнего придворного была лучшей школой смирения, чем любое монастырское послушание. Но это лишь этап долгого странствия. Настал день, когда перед юношей встали из волн Студеного моря, — не многоцветные стены и башни, как ныне, — а скромные главы деревянных церквей Соловецкого острова.

http://predanie.ru/book/72458-svyatoy-fi...

" Подаровал нам Бог, великому государю, великого солнца: яко же древле царю Феодосию пресветлого солнца Иоанна Златоустаго возвратити мощи, тако и нам даровал Бог целителя, новаго Петра и второго Павла проповедника, и втораго Златоуста, великаго пресветлаго солнца Филиппа митрополита Московскаго и всея Русии чудотворца возвратити мощи. И мы, великий государь, с богомольцем нашим Никоном, митрополитом Новгородским и Велико-луцким, ныне же милостию Божиею патриархом Московским и всея Руси, и со всем освященным собором, и с бояры и со всеми православными Христианы и с ссущими младенцы, встретили у Напруднаго и приняли на свои главы с великою честию, а в кой час приняли, и того часу сотворил исцеление бесной и немной жене, и того часу стало говорить и здрава бысть; а как принесли на пожар (Красную площадь) к Лобному месту, тут опять девицу исцелил при посланникех литовских, а они стояли у Лобнаго места; а как его световы мощи поставили на Лобном месте, все прослезилися: пастырь, гонимый понапраснству, возвращается вспять и грядет на свой престол; а как принесли на площадь против Грановитыя, тут опять слепа исцелил, и якоже древле при Христе во след вопили: Сын Давидов, помилуй! так и в ту пору вопили к нему в след. И таково много множество народно было, от самаго Напруднаго по соборную апостольскую церковь, не мочно было ни яблоку упасть, а больных тех лежащих и вопиющих к нему свету безмерно много, и от великаго плача и вопля безмерной стон был. И стоял десять дней среди церкви для молящих и во всю десять дней беспрестани с утра до вечера звонят; как есть на святой недели, так и те дни радостны были; то меньшое, что человека два или три в сутки, а то пять и шесть и седмь исцеление получат; а как патриарха поставили (Никона), и он, свет чудотворец, двух исцелил в тот день, и ныне реки текут чудес. Стефанову жену Вельяминову исцелил: и отходную велела говорить, и забылася в уме своем, и явился ей чудотворец и рек ей; " вели себя нести к моему гробу (а она слепа и ушами восемь лет не слышала и головою болела те же лета), и кой час принесли, того часу прозрела и услышала и встала да и пошла здрава; да не токмо осми лет, и двадцати и тридцати лет целит и кровоточных жен и бесных и всякими недуги исцеляет. А как принесли его света в соборную и апостольскую церковь и поставили на престоле его прежебывшем, кто не подивится сему, кто не прославит и кто не прослезится, изгнанного вспять возвращающася и зело с честию приемлемаго? Где гонимый, где ложный совет, где обавники (клеветники), где соблазнители, где мздоослепленныя очи, где хотящие власти восприяти гонимаго ради? — Не все ли зле погибоша, не все ли исчезоша во веки " ?..

http://predanie.ru/book/72458-svyatoy-fi...

От ранневизант. эпохи сохранилась крипта, восстановленная латинянами, с широким лестничным проходом с юж. стороны, фасад был оформлен порталом (ок. 1130). Вост. ветвь крестообразной крипты была продлена и завершена апсидой. Наклонный свод рукава обеспечил возможность устройства небольшого окна, выходящего у основания апсиды верхней церкви. Гроб Богородицы (часовня размером 1,82×2,04 м), высеченный в массиве скалы и находящийся в вост. рукаве крипты, был заново оформлен в виде эдикулы с кубовидным основным объемом и небольшой купольной ротондой над ним. Каменная скамья внутри эдикулы получила оформление, аналогичное декору Гроба Господня: она обрела с фронтальной стороны плиту-трансенну (см. Гроб Господень ) с 3 отверстиями диаметром по 24 см, через к-рые паломники могли прикасаться к скале. Монументальный лестничный проход в крипту шириной 6-7 м и длиной 23 м построен из хорошо вытесанных блоков, на к-рых сохранилось множество меток каменщиков. Проход перекрыт стрельчатым сводом с одной подпружной аркой на консолях и с распалубками для боковых окон. Верхняя часть прохода перед самим входом в него слегка расширена и перекрыта крестовым сводом. В стенах нижней зоны прохода имеется 2 аркосолия с захоронениями. В большем, восточном, находилось захоронение кор. Мелисенды (ныне это часовня святых Иоакима и Анны), на время правления которой пришелся расцвет церковного строительства крестоносцев (см. также Иаковов мон-рь). Ниша глубиной 1,8 м и шириной 4,8 м имеет купол с выходящим наверх световым барабаном (еще в 1972 его окна были открыты). Барабан опирается на оригинальную 8-угольную конструкцию тромпами в виде трилистников, напоминающих сталактиты в арм. архитектуре. Захоронение Мелисенды, о котором сообщает Вильгельм Тирский («первый склеп справа при спуске по ступеням»), находилось в вост. стене часовни, к-рая со стороны прохода оформлена орнаментальной аркой из ряда резных цветков в квадратах, напоминающих кессоны. Устройство купола в склепе и его формы, отличные от произведений крестоносцев, демонстрируют ориентацию на арм. образцы, что связано с происхождением королевы ( Кенаан-Кедар. 2007. С. 88-89). Меньшая часовня (ныне посвящена св. Иосифу) в зап. стене прохода первоначально могла служить местом захоронения кор. Морфии - жены Балдуина II и матери Мелисенды. Выразительный портал сформирован 2 арочными рамами: внешней, занимающей почти всю высоту фасада, и внутренней, в поле к-рой находятся дверной проем и сквозной люнет над перемычкой. По 3 узких мраморных колонны украшают перспективно углубленные уступы внутреннего портала с 3-ступенчатыми архивольтами. По одной такой же колонне вмонтировано под широким профилированным архивольтом внешней рамы. Горизонтальные резные карнизы со стилизованным акантом связывают между собой капители коринфского типа внутренних и внешних колонн.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Церковь св. Архангелов в Армянском квартале построена, вероятно, на остатках ранневизант. ц. св. Архангелов. Церковь XII в.- 3-нефная базилика с 2 парами прямоугольных в сечении столбов. Центральный неф повышен и освещен боковыми окнами. Как и узкие боковые, он перекрыт 3 крестовыми сводами. Здание восстанавливалось в 1286 и 1371 гг. Необычна в ряду базилик композиция церкви в квартале Эль-Майдан (в черте совр. Еврейского квартала), ныне включенной в структуру частного дома. Сохранилась только вост. часть церкви с 3 апсидами. Постройка реконструируется как 4-колонная, с крестовыми сводами во всех 9 ячейках. Находящийся в сев.-зап. углу Старого города мон-рь св. Николая упоминается в описании И., составленном после 1187 г. (De locis hierosolymitanis. 8//PG. 133. Col. 981). В 1189 г. Салах ад-Дин передал его грузинам, а с 1685 г. он перешел ИПЦ. От храма XII в. сохранились алтарная часть, состоящая из 3 апсид, и фрагмент юж. стены. В руинированном состоянии находится базиликальная часовня св. Петра в веригахк югу от Новой церкви; ее нефы разделялись круглыми столбами. Зальные бесстолпные церкви, близкие к базиликам организацией пространства и системой перекрытий, представлены неск. образцами. Церковь св. Марии к востоку от цитадели (ныне сиро-яковитская ц. св. Марка) могла быть построена в XII в. Вытянутый зал, завершенный полукруглой изнутри и 3-гранной снаружи апсидой, разделен на 2 перекрытые крестовыми сводами зоны с помощью подпружной арки на паре пилястр коринфского типа. Выше капителей проходит профилированная тяга, огибающая все пространство. Непосредственно над тягой расположены крупные окна, вписанные в тимпаны под сводами. Часовня лат. патриарха вблизи храма Гроба Господня была построена, вероятно, патриархом Арнульфом (1112-1118); нижний ярус 2-этажного здания сохранился и является ханакой Салахия. Она перекрыта крестовыми сводами, отделенными друг от друга подпружными арками. Наос арм. ц. св. Феодора перекрыт 2 квадратными в плане крестовыми сводами, храм имеет полукруглую апсиду. Близкая к ней по архитектуре ц. Бичевания на Крестном пути была восстановлена в 1928-1929 гг. Свод зальной постройки (11,5×7,2 м) с полукруглой апсидой (сохр. основание) разделен подпружными арками на 3 зоны, в каждой из к-рых устроены распалубки. Развалины завии Шейх-Якуб-аль-Аджами к востоку от цитадели могут идентифицироваться с ц. св. Иакова Персидского. Ее прямоугольный зал перекрыт крестовым сводом с поперечными распалубками, под которыми расположены окна. Так же устроена и вима апсиды. Не все исследователи относят это сооружение к рассматриваемому периоду ( Vog üé . 1860. P. 303; Schick. 1895. P. 324-325; Pringle. 2007. P. 189-192). Зальная ц. у Овчей купели, поставленная на более древнюю сводчатую структуру, сохранилась без сводов, но со стрельчатой аркой апсиды ( Pringle. 2007. P. 389-397). Еще одним примером является ц. св. Стефана Первомученика на горе Сион, в наст. время разрушенная.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Здание ИМКА. Архит. А. Хармон. 1927-1933 гг. Фотография. Сер. XX в. Топография, структура населения и социальная жизнь города снова претерпели резкие изменения. Основное внимание мусульм. правители уделяли Храмовой горе, где всем главным сооружениям были возвращены прежние функции; мон-рь августинцев, построенный крестоносцами в сев. части Храмовой горы, был снесен. Купол скалы перед возобновлением мусульм. богослужений был омыт розовой водой. Салах ад-Дин восстановил мраморы и мозаики мечети Аль-Акса, устроил мозаичный михраб и установил резной кедровый мимбар (изготовлен в Халебе (Алеппо) в 1168, сгорел в 1969). При султане Малике аль-Адиле к мечети был пристроен портик (1217-1218). Патриарший дворец, построенный латинянами ок. 1120 г., был обращен в ханаку (суфийскую обитель) Салахия; церковь иоаннитов - в госпиталь. Несмотря на то что в Патриаршем квартале начали селиться мусульмане, в первую очередь семьи воинов гарнизона и служители культа, там осталось араб. христ. население, так же как и в Армянском квартале. Мусульмане полностью заселили территории к северу (там до 1099 жили евреи) и западу от Храмовой горы, где сформировался совр. Мусульманский квартал. Население постепенно увеличивалось, открывались новые религ. школы и суфийские завии. Шафиитские медресе были устроены в зданиях ц. св. Анны и при ц. св. Марии Латинской. Были построены 1-е ханафитское медресе Муаззамия (1218), мечеть Афдаля Али (1192; ныне Омара) к югу от храма Гроба Господня. Возникли 2 небольших квартала - Магрибский и Еврейский ( Hiyari. 1990. P. 166-170; Little. 1990. P. 179-180). Однако и мусульмане чувствовали себя в Палестине крайне неуверенно ввиду постоянной угрозы со стороны крестоносцев, владевших побережьем, и слабости военных сил, занятых междоусобными конфликтами. После начала 5-го крестового похода (1217-1221) и взятия крестоносцами Дамиетты (ныне Думьят, Египет) айюбидский эмир Дамаска аль-Муаззам Иса приказал разрушить стены И., чтобы город не стал опорным пунктом «франков» в случае занятия ими Палестины. В 1219 г. стратегически важные участки городских укреплений, за исключением цитадели, были снесены. Значительная часть населения, не чувствуя себя более в безопасности, покинула И. В восприятии нек-рых араб. средневек. историков И. надолго потерял свой городской статус. Впосл. дважды (1239, 1244) предпринимались безуспешные попытки восстановить стены, но до XVI в. город оставался незащищенным.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В храме находилась главная монастырская святыня - И. и.: «Образ чюдотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чюдотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата» (Мат-лы для истории сел. 1912. С. 24). В описи мон-ря 1688-1689 гг. уточняется: образ помещен в деревянном киоте, к-рый «писан золотом и серебром; на киоте и на затворех писаны праздники и святые; поверх киота пятнадцат глав со кресты золочеными. Чюдотворной образ обложен серебром, в чекан, золочен; венцы и коруна, и цата - чеканные, другая цата резная - золочены. На коруне и на венцах, и на цатах, в гнездах серебряных, и поверх коруны, на спнях - двадцет четыре камени розных; на спнях, в закрепе, у каменей девят жемчюжин. Возглавие у образа Богородицы низано жемчюгом, посреди камешек... В привесе у того ж образа Богородицы: трои серги и рясы жемчюжные…», в венце образа свт. Николая Чудотворца «три камени: две винисы да смезен» (цит. по: Виноградов. 1915. С. 4). В 1686-1689 гг., после возведения в мон-ре нового, каменного 5-главого 2-столпного (летнего) собора в честь Смоленской иконы Божией Матери, в него была перенесена И. и. Во время секуляризационной реформы 1764 г. мон-рь «по уважению» к тому, что в нем находился чудотворный образ, не закрыли, но он стал заштатным. С 1792 г. по просьбе костромской Думы И. и. ежегодно носили в Кострому: в среду 9-й недели по Пасхе и в первых числах дек. Приблизительно с 1820 г. по весне икону ежегодно возили в г. Нерехту и в с. Писцово Нерехтского у. (ныне пос. Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл.), откуда был родом тогдашний настоятель мон-ря игум. Порфирий. По-видимому, во 2-й пол. XIX в. установился обычай носить И. и. во время Великого поста в Воскресенскую ц. с. Левашёва Костромского у. (ныне Некрасовского р-на Ярославской обл.) и в селения прихода. Ежегодный крестный ход с И. и. из мон-ря в Кострому и обратно был важным событием в жизни города и уезда.

http://pravenc.ru/text/293521.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010