Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛОВАЦКИЙ РАСПЕВ [серб. карловачко церковнопевческая традиция Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Сербская певч. традиция на протяжении веков развивалась в богослужебной практике монастырских, сельских и городских церквей на территории Сербской архиепископии, получившей самостоятельность в 1219 г. В период тур. ига, после восстановления Печского патриархата (1557), стало возможным дальнейшее развитие этого вида деятельности. В XVIII-XIX вв. в Карловацкой митрополии особое внимание уделялось пению в мон-рях на Фрушка-Горе , церковное пение изучалось в школах, став т. о. основным видом муз. практики и муз. образования сербов. В посл. десятилетия XIX - 1-й пол. ХХ в. мн. выдающиеся сербские композиторы испытали влияние литургической практики (К. Станкович , Т. Остойич , И. Байич ), пели на клиросе (С. Мокраняц , М. Топалович , К. Манойлович ), работали с церковными и школьными хорами (П. Конёвич , М. Милоевич, С. Христич , М. Тайчевич). В среде правосл. юж. славян почти тысячу лет муз. письменность была привилегией единиц, церковные напевы создавались и передавались устно. В СПЦ церковное пение и сегодня передается преимущественно устно и в основном остается сферой интереса немногих исследователей. Под К. р. имеют в виду разные традиции. Наиболее часто его отождествляют с церковным пением, к-рое развивалось в Карловацкой митрополии в XVIII-XIX вв., другие связывают его с г. Сремски-Карловци, митрополичьим центром, где красоте церковного пения как на ежедневных службах, так и в школах (гимназиях, семинариях) придавалось большое значение. На протяжении XIX в. церковное пение было связано с развитием школ и системы образования. Важнейшие серб. школы были основаны в Габсбургской монархии в кон. XVIII в.: педагогическое училище «Норма» в г. Сомбор (1778), гимназия (1791) и духовная семинария (1794) в Сремски-Карловци, гимназия в Нови-Саде (1810); все они продолжают действовать до настоящего времени. По образцу Карловацкой семинарии богословские школы были открыты по всей Карловацкой митрополии (в Араде, Темишваре (Темешваре, ныне Тимишоара, Румыния), Вршаце, Плашки, Пакраце, Карлштадте (Карловаце), Шибенике (впосл. в Задаре)) и в Сербском княжестве (Белград). Изучению пения в школах каждый день посвящался 1 час, а в воскресенье и праздники ученики принимали активное участие в богослужении. Судя по архивным документам, регенты использовали названия «црквено с правилом», «cantus ecclesiasticus» (лат.), «canto ecclesiastico» (итал.).

http://pravenc.ru/text/1681085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛГРАД [серб. Београд - белый город], столица Сербии, престольный город архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого и Патриарха Сербского. История В древности на территории Б. было укрепленное поселение кельтов под названием Сингидунум (лат. Singidunum, Singedunum), затем одноименный рим. город (I в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.). К этой эпохе относятся древнейшие сохранившиеся свидетельства существования первых христ. храмов. Во время гонений здесь приняли мученическую кончину диак. сингидунский Ермил и его друг Стратоник (по нек-рым данным, с ними также Монтан и Донат ), утопленные в Дунае в 315 г., при имп. Лицинии. С разделением Римской империи (395) Сингидунум отошел к вост. части (Византии). В V в. город, являвшийся стратегически важным центром на крайней сев.-зап. границе империи, был захвачен и разорен варварами (гуннами, сарматами, остготами); с 510 г. Сингидунум (греч. Σιγγηδνον) вновь вошел в состав Византийской империи и при имп. Юстиниане I (с 535) был заново отстроен и обнесен мощными стенами, став «славным и хвалы достойным градом» ( Procop. De aedific. IV 5). Однако уже к кон. VI в. город с областью заняли авары , участились вторжения славян из-за Дуная, и Византия потеряла свое влияние в этих землях. В IV в. в Сингидунуме существовала епископская кафедра; ее предстоятель Урсакий известен как активный участник арианских споров (Соборы в Трире (335), Сердике (343) и Сирмии (351)); сторонником ариан был также еп. Секундиан, смещенный в 381 г. Город был крупным церковным центром, где строились храмы и создавались высокохудожественные произведения раннехрист. прикладного искусства, о чем свидетельствуют археологические находки (напр., Ионин саркофаг IV в., светильник с изображениями святых Константина и Елены VI в., золотое шейное украшение с изображениями креста и неск. нательных крестов VII в.). Епископия в Сингидунуме упоминается в 579 г. в связи с приходом на берег р. Савы под стены города аварских полчищ под предводительством кагана св. Бояна.

http://pravenc.ru/text/77876.html

Отдел I. Источники и сборники церковного права § 10 . Общий обзор Источником права называется орган, который сообщает праву внешнюю форму и из которого вытекают и получают свою силу предписания права 41 . В силу того единства, которое должно существовать во всяком юридическом обществе, источник права может быть только один, который имеет значение первоисточника и из которого вытекают или же могут вытекать другие источники. В христианской церкви таким первоисточником ее права служит воля Основателя церкви. Из этого первоисточника получают свое бытие остальные источники, а именно: церковное законодательство и церковный обычай. Вследствие же того, что церковное право в объективном смысле составляют не только законы, изданные самою церковью, но также и законы, изданные государственною властью, признанные и принятые церковью и имеющие целью внешнее обеспечение ее и установление правильных отношений между нею и государством, – источником церковного права считаются также и гражданские законы, на которых наука должна остановиться и рассмотреть их значение для церковного нрава. Все источники церковного права разделяются на: а) основные или канонические, б) исторические и в) практические. К первым относятся: прежде всего Св. Писание и Св. Предание, затем, каноны, принятые всею церковью, и наконец, некоторые церковные уставы, касающиеся или всей церкви, или частных ее установлений; к историческим – церковные законы, не вошедшие в основной канонический сборник, законы государственные и различные номоканоны; к практическим – законы, имеющие ныне обязательное значение в отдельных поместных церквах 42 . Но при подобном разделении источников трудно будет точно определить внутреннее значение и относительную важность их, тем более, когда к той или другой рубрике источников относят без различия и сборники этих источников 43 . Отделение источников от сборников кажется нам необходимым, вследствие самого значения тех и других; источниками же нужно пользоваться по степени важности и отношению их к первоисточнику церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Память священномученика Амоса Иванова, пресвитера (1919). Память святых мучеников, пострадавших в Сербии за веру во Христа со времени святого благоверного князя Лазаря до наших дней, в том числе священномучеников Досифея, митрополита Загребского, Петра, митрополита Сараевского, Иоанникия, митрополита Черногорского, Саввы, епископа Горно-Карловацкого, Платона, епископа Банялукского, преподобномученика Рафаила Шишатовацкого, священномучеников Бранко Добросавлевича, Георгия Божича, Дана Бабича, пресвитеров, и мученика Вукашина 662 Память святых мучеников, пострадавших в Сербии за веру во Христа со времени святого благоверного князя Лазаря до наших дней, в том числе священномучеников Досифея, митрополита Загребского, Петра, митрополита Сараевского, Иоанникия, митрополита Черногорского, Саввы, епископа Горно-Карловацкого, Платона, епископа Банялукского, преподобномученика Рафаила Шишатовацкого, священномучеников Бранко Добросавлевича, Георгия Божича, Дана Бабича, пресвитеров, и мученика Вукашина В 2000 г., по случаю празднования двухтысячелетия христианства, Синод Сербской Православной Церкви принял решение праздновать в этот день память всех сербских мучеников, начиная от эпохи турецкого владычества и вплоть до XX в. Особая память в этот день совершается жертвам хорватского режима усташей, поддержанного нацистской Германией. В период с 1941 по 1945 г. приблизительно семьсот тысяч мужчин, женщин и детей погибли в ужасных страданиях, «каких мир не видел со времен Нерона», потому что отказались отречься от веры отцов или примкнуть к католичеству, которое исповедовали хорватские усташи. Митрополит Загребский Досифей был поставлен в епископа Нишского в 1913 г. В начале Первой мировой войны он был арестован и смог вернуться в свою епархию только в 1918 г. Когда война закончилась, св. Досифея назначили помощником председателя Поместного Архиерейского Собора, и он принимал участие в переговорах с Константинопольским Патриархатом. Проведя три года в Чехословакии, он в 1931 г. взошел на кафедру новой Загребской епархии. Здесь епископ прославился многочисленными делами милосердия и созданием семинарии во имя св. Параскевы. Св. Досифей исполнял обязанности управляющего Горно-Карловацкой и Банялукской епархиями и помогал епископу Мирону Патрацкому. Именно свт. Досифей заменил патриарха Варнаву, когда тот тяжело заболел, а после смерти первосвятителя и до избрания нового патриарха он управлял Белградско-Карловацкой архиепископией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории Православной Церкви в Хорватии (комментарий в цифрах и фактах) Карта Горно-Карловацкой епархии с указанием объектов СПЦ пострадавших во время войны 1991-1995 гг. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви (Статья из XII тома «Православной энциклопедии») Объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

http://sedmitza.ru/text/413690.html

ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  21 января 2021 г. 14:00 Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА СЕРБСКОГО ИРИНЕЯ 1930 – 2020 Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) родился в селе Видова, под городом Чачак (Сербия) в 1930 году. Отца будущего Патриарха звали Здравка, а мать — Милияна. При крещении он получил имя Мирослав.  PDF-bepcuя.   Учился в начальной школе в родном селе, потом в гимназии в Чачаке. Окончил духовную семинарию в Призрене и богословский факультет в Белграде. По окончании университета служил в армии. После военной службы был назначен преподавателем в Призренскую духовную семинарию. В октябре 1959 года, перед вступлением в должность преподавателя, Мирослав Гаврилович в монастыре Раковица принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа с наречением имени Ириней. В день памяти Параскевы Пятницы, 27 октября 1959 года, в ружицком храме под Калемегданом был рукоположен в сан иеромонаха. Во время работы в духовной семинарии в Призрене был направлен в аспирантуру в Афины. В 1969 году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря, а по возвращении в Призрен — ректором Призренской духовной семинарии. С этой должности в 1974 году иеромонах Ириней был избран викарием Святейшего Патриарха Сербского, епископом Моравичским. В 1975 году избран епископом Нишским. На заседании Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 22 января 2010 года избран архиепископом Печским, Митрополитом Белградо-Карловацким и Патриархом Сербским. Интронизация Святейшего Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого и Патриарха Сербского Иринея состоялась 23 января 2010 года на архиерейской Божественной литургии в соборе Святых Архангелов в Белграде. Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней в сослужении своих братьев сербских архиереев, священников и диаконов, а также представителей Русской и Греческой Церквей. Интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея в древний трон в Печской Патриархии на Косове и Метохии была проведена 3 октября 2010 года.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_serb...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-КАРЛОВАЦКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. enapxuja], Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет правосл. приходы на территории таких областей совр. Хорватии, как Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия, и приход Мариндол на территории Словении, а также кафедру в г. Карловац. Название Г.-К. е. было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей - еп. Георгий (Попович). Сербы на этих территориях поселились в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митр. Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; † 1712) перенес кафедру в г. Медак. Через год австр. император подтвердил полномочия митр. Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сент. 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митр. Афанасий переселил в Банию много серб. семей из Боснии и основал мон-рь Комоговина, к-рый просуществовал до сер. ХХ в. Местные прокатолич. власти стремились отделить Г.-К. е. от СПЦ, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии. В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую. На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина ; † 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католич. праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в Северине близ Бьеловара, к-рой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; † 16 марта 1743). 28 нояб. 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему правосл. приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашках, но вскоре оставил епархию. 24 окт. того же года имп. указом для правосл. приходов на севере этой территории был утвержден митр. Алексий (Андреевич, † 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Сортировать по Исключить новости Святейший Павел, Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 сентября 1914 — †15 ноября 2009) Святейший Павел (в миру Гойко Стойчевич), 44-й Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 г. (на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи) в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Отец его был серб, а мать — хорватка; оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий Патриарх с детства был слаб здоровьем, поэтому его не привлекали к обычным деревенским работам, а отправили учиться. В 1929 г. Гойко окончил гимназию в Белграде, а затем поступил в Духовную семинарию в Сараево, которую окончил в 1936 г. Продолжил образование в Белградском университете, поступив сразу на медицинский и на богословский факультеты. Первый он оставил после второго курса, а второй окончил перед началом Второй мировой войны. Во время войны будущий Патриарх по приглашению своего школьного друга поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре и стал там послушником. Затем он преподавал детям беженцев Закон Божий в местечке Баня Ковиляча. В это время он заболел туберкулёзом; по прогнозам врачей, жить ему осталось три месяца. Гойко перешёл в монастырь Вуян, где получил от Господа исцеление. После окончания войны он в 1946 г. принял постриг с именем Павел в монастыре Благовещения на Овчаре и тогда же был рукоположен в сан иеродиакона. С 1949 по 1955 г. иеродиакон Павел нёс различные послушания в обители Рача. В 1950/51 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1954 г. рукоположен во иеромонаха. С 1955 по 1957 г. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на богословском факультете Афинского университета. В начале 1957 г. возведён в сан архимандрита, а уже 29 мая 1957 г. был избран и в сентябре хиротонисан во епископа Рашко-Призренского (епархия расположена в Косово и Метохии) в кафедральном соборе Белграда.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Русская церковная эмиграция и деятельность Хорватской Православной Церкви в 1942–1945 гг. Часть I После разгрома и оккупации Югославии фашистами, а также создания «независимого государства Хорватии» для сербов наступило непростое время – начались всяческие лишения, преследования и гонения за веру. О судьбах православных сербов пишет доктор исторических наук М.В. Шкаровский в первой части публикуемой статьи. Статья Вскоре после разгрома и оккупации Югославии под эгидой III рейха было создано так называемое «независимое государство Хорватия». В это государственное образование, общей площадью 102 тыс. кв. км, были включены и обширные области Боснии, Герцеговины и Санджака, населенные преимущественно православными сербами и боснийскими мусульманами. Численность населения Хорватии весной 1941 г. по германским сведениям составила 6300 тыс. (около 40 % общего населения Югославии): из них 1925 тыс. были сербами (31% всего населения новой страны), 3300 тыс. хорватами и 700 тыс. боснийцами . По данным Сербской Православной Церкви на территории «независимого государства Хорватия» оказалось полностью или частично девять епархий: Дабро-Босанская, Захумско-Герцеговинская, Зворничско-Тузланская, Баня-Лукская, Горно-Карловацкая, Пакрачская, Загребская, Далматинская и Белгородско-Карловацкая митрополия (2404 тыс. верующих, 1047 церквей и 33 монастыря) . При этом православие имело давние традиции даже на собственно хорватских землях. Так, в Загребе православная община официально существовала с 1781 г., а с 1794 г. она имела свой храм Преображения Господня.

http://bogoslov.ru/article/2842069

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории Православной Церкви в Хорватии (комментарий в свете веры) Панорама Загреба М. В. Шкаровский , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга. Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны. Вскоре после разгрома и оккупации Югославии под эгидой Третьего рейха было создано так называемое Независимое государство Хорватия (НГХ). В это государственное образование были включены обширные области Боснии, Герцеговины и Санджака, населенные преимущественно православными сербами и боснийскими мусульманами. Численность населения НГХ весной 1941 г., по германским сведениям, составила 6300 тыс. человек (около 40% от общего населения Югославии), из них 1925 тыс. были сербами (31% всего населения новой страны), 3300 тыс.— хорватами и 700 тыс.— боснийцами (1). По данным Сербской Православной Церкви, на территории НГХ оказались полностью или частично 8 епархий: Дабро-Боснийская, Захумско-Герцеговинская, Зворникско-Тузланская, Баня-Лукская, Горно-Карловацкая, Пакрацкая, Загребская и Белградско-Карловацкая митрополия с 2404 тыс. верующих (2). К власти в НГХ пришли усташи (повстанцы), военно,политическая про, фашистская организация, созданная в 1929 г. секретарем Хорватской партии права Анте Павеличем. Для этой организации были характерны расистская идеология, предусматривавшая массовое уничтожение сербов, евреев и цыган, а также террористические методы. В 1934 г. усташи убили короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и министра иностранных дел Франции Луи Барту, в дальнейшем они поддерживали тесные контакты с абвером (военная разведка Германии) и IV управлением Главного управления имперской безопасности Германии (РСХА). 10 апреля 1941 г. немецкие войска заняли Загреб, и в тот же день было провозглашено создание НГХ (официально 12 апреля). Поглавником (вождем) этого государства был объявлен Павелич. 15 июня НГХ присоединилось к Тройственному пакту и стало военным союзником Германии. При этом немцы фактически хозяйничали в стране, оккупировав Загреб и другие наиболее развитые районы. Во 2-й половине 1941 г. Павелич даже отправил небольшие хорватские воинские части на советско-германский фронт (они воевали, например, в Крыму).

http://sedmitza.ru/text/413678.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010