Древняя фамилия Таубе (Taube) происхождением из Вестфалии, из княжества Падерборнского, откуда два брата Таубе, Дитрих и Иоанн, переселились в Лифляндию в 1221 году. Из потомков их: Иоанн Таубе приезжал в Москву, в 1558 году, в качестве ливонского посланника; вступил в русскую службу, и оказал свою преданность России. Конрад Таубе был шведским рейхсратом в 1602 году. Генрих Таубе, из Лифляндии переселившийся в Саксонию, был обер-гофмаршалом курфиршеского саксонского двора, и скончался в глубокой старости, в 1658 году, оставив сына Ганса-Генриха, саксонского тайного советника, умершего бездетным, и дочь Марию-Луитгарду, бывшую за своим дальним родственником бароном Николаем Таубе. Ганс Таубе, живший в конце XVI века, оставил четырёх сыновей, которые переселились из Лифляндии в Саксонию, и возведены были Императором Фердинандом III, в 1638 году, в Баронское Римской Империи достоинство: 1) Барон Николай († 1654), саксонский полковник и комендант в Дрездене, не имел детей от брака с Мариею-Луитгардою Таубе (см. выше); 2) барон Рейнгольд (рождение 1591 † 1666), саксонский обер-шталмейстер, имел дочь баронессу Магдалину, бывшую за саксонским первым министром бароном Иоанном-Георгом Рехенбергом, и сына барона Рейнгольда-Дитриха († 1681), саксонского действительного тайного советника и канцлера, возведённого Императором Леопольдом I, в 1676 году, в Графское Римской Империи достоинство; единственный сын его граф Дитрих-Эрнест (рождение 1661 † 1694), умер холостым; 3) барон Дитрих, саксонский обер-гофмаршал и генерал-майор, умер в 1659 году, пережив своего единственного сына. Иоанна-Дитриха, умершего в юности; 4) барон Ганс, саксонсий великий стольник (truchsess), был родоначальником ветви баронов Таубе, находящейся в Саксонии (или по крайней мере существовавшей там ещё в конце XVIII века). Иоанн Таубе († 1583) возведён был Королём Польским Сигизмундом-Августом, 30 апреля 1572 года, в Баронское достоинство. Он имел сына барона Вильгельма и внука барона Георга-Иоанна, ротмистра лейб-гвардии вдовствующей Королевы Шведской Гедвиги-Элеоноры, сопричисленного Королём Шведским Карлом XI, 6 ноября 1680 года, к баронам Шведского Королевства. Яков-Иоанн Таубе, сын Иоста Таубе, был шведским генерал-лейтенантом и губернатором Ингерманнландии, и возведён был Королём Карлом XI, 17 июля 1675 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он женат был на баронессе Марие Горн. Сын его, барон Густав-Адам, был при Карле XII генералом от кавалерии в стокгольмским генерал-губернатором; в день восшествия на престол Королевы Ульрики-Элеоноры пожалован рейхсратом; несколько месяцев спустя возведён, 17 апреля 1719 года, в Графское Шведского Королевства достоинство, и ещё два месяца спустя пожалован фельдмаршалом. От него происходят шведские графы Таубе; женат был на баронессе Анне-Доротее Ферзен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гетман Мазепа был природный поляк из фамилий литовских. Он, почитаясь из Польши бежавшим по неизвестным причинам, принят первее в доме Самойловича и обучал его детей. Чрез 7 лет потом определился в службу Малороссийских реестровых казаков в Переяславский полк. И как сии казаки обращались в беспрестанных почти военных действиях то с поляками, то с татарами и турками, а Мазепа всегда в них отличался храбростью, предприимчивостью и всем воинским искусством. Быв, за то награжден чинами, произошел, наконец, через 17 лет своей службы, с помощью притом и от гетмана Самойловича, в чин асаула генерального. Но в такие чины и должности, каковы по законам здешней страны, положены по выборам из природных и оседлых чинов, он никогда производим, не был. Ибо оседлости и фамилии здесь у себя не имел, а только с первых дней своего пребыванья, вызвал к себе из Польши родную сестру свою, Янелю. Выдал в замужество за чиновника Переяславского полка, Мировича, и от сего супружества имел, впоследствии, племянников и внуков, из коих были полковники и другие знатные чиновники малороссийские. Известный знатностью философ и писатель, Г.Вольтер, в истории своей о Карле XII-м, короле шведском, пишет о Мазепе, что «он был породы польской и воспитан в тамошней стороне иезуитами, почему знал он несколько изящных, по-тогдашнему, наук. Но когда он служил при дворе короля польского Казимира, то за любовные интриги с женщинами, гоним, был от одного знатного вельможи, искавшего его погубить. От чего бежал он из Польши на дикой казацкой лошади, не зная сам куда. Но лошадь занесла его на свою Родину, в жилище казаков, которые приняв его в свое общество за знатные воинские заслуги, сделали, со временем, своим верховным чиновником. А казаки сии суть народ вольный и храбрый, защищающий вольность свою оружием и готов ее всегда защищать против всех народов, ищущих им порабощения. Они за сие, вели недавно долговременную и ужасами исполненную войну с поляками и обратили сию обширную, но нескладную, республику в пустыню. Перемена их протекции грозит им паки рабством; но дух вольности, натурально, стремится к защите своей: он подобен пороху, слабому при влаге, а свирепствующему при огне».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Поход Карла XII в Литву. – Распоряжения Петра в Гродно. Карл вступает в этот город. – Дальнейшие его движения. – Болезнь Петра. – Укрепление Петербурга. – Укрепление Москвы. – Битва при Головчине. – Военный совет в Шклове. – Карл в Могилеве. – Битва при Добром. – Движение Карла в Малороссию. – Битва при Лесной. – Состояние дел в Малороссии. – Приготовления к измене Мазепы. – Отношения Мазепы к Кочубею. – Донос Кочубея. – Розыск и казнь Кочубея. – Измена Мазепы. – Распоряжения Петра по этому случаю. – Универсал Мазепы к полковникам. – Взятие Батурина Меншиковым. – Избрание нового гетмана. – Мазепа проклят. – Грамота Петра к запорожцам. – Грамоты Карла к малороссиянам. – Ответные грамоты Петра и нового гетмана Скоропадского. – Военные действия в конце 1708 года. – Вести из Польши. – Отъезд Матвеева из Лондона. – Бесчестие, ему нанесенное. – Сношения с Даниею. – С Турциею. – Военные действия в начале 1709 года. – Петр в Воронеже. – Его неудовольствие на Шереметева. – Сношения Мазепы с царем. – Царская грамота к малороссиянам по поводу перехваченного письма Мазепы к Лещинскому. – Измена запорожцев. – Взятие и разорение Сечи. – Полтавская битва. – Приготовления к продолжению войны. – Торжества. Петр сбирался ехать на Дон: так опасно было в его глазах козацкое восстание – и это в то самое время, когда Россия одна должна была выдерживать борьбу с непобедимым шведом. Мы видели, что Карл двинулся из Саксонии в Польшу в августе 1707 года. Ждали, что король быстро пройдет владения своего посаженника Лещинского и немедленно вторгнется в Россию, но, к всеобщему удивлению, Карл четыре месяца выстоял в бездействии на левом берегу Вислы. Было ли это следствием удали, заставлявшей предпочитать для походов зимнее время как более трудное, или, наоборот, Карл боялся осеннего пути в Литве и западной России, – все равно, каждый месяц остановки со стороны Карла был выигрышем для Петра. Шведы, привыкшие к роскошному житью в богатой Саксонии, начали хозяйничать в бедной Польше, хватая все, что только могли захватить. Карл смотрел на грабительство солдат своих сквозь пальцы. Станислав Лещинский горько жаловался, что шведы обирают его подданных так же немилосердно, как и русские, но на его жалобы не обращалось никакого внимания. Французский посланник, находившийся при Карле, доносил своему двору, что шведы питают к полякам глубочайшее презрение и не считают их достойными какого-либо внимания. Сам Карл был так возмущен поведением поляков, что не считал их достойными никакой пощады ни относительно целого государства, ни относительно отдельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Мантейфели Фамилия Мантейфелъ (Manteuffel) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Померании, откуда, разделясь на множество ветвей, она разошлась по Мекленбургии, Саксонии, Лаузицу, Баварии, Швеции и остзейским областям. Имя Мантейфелей уже встречается в Померании в 1226 году, при Герцоге Барниме. В последствии ветвь Мантейфелей, переселившаяся в остзейские области, присоединила, в следствие брака, к имени своему имя старинной фамилии Цёге (Zoge), фамилии известной с начала четырнадцатого века 267 . Оттон Цёге-фон-Мантейфелъ, майор шведской лейб-гвардии при Карле XII († 1721), от брака с Екатериною-Софиею Клингенштерна имел сына Оттона-Якова, шведского генерал- лейтенанта и посланника в Берлине, возведённого Королём Шведским Густавом III, в 1772 году, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Иоанн-Гергардт Цёге ф. Мантейфелъ († 1710), был ландмаршалом герцогства курляндского. Готгардт-Иоанн Цёге ф. Мантейфель, эстляндский ландрат, возведён был Императором Германским Францом I, 16/27 апреля 1759 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Маргарите-Елисавете ф. Гюнтерсберг, имел четырёх сыновей 268 : 1) граф Андрей (рождение 1714 † 10 октября 1768), сперва австрийский офицер, потом русский генерал-майор; при отставке награждённый чином генерал-поручика; от брака с Софиею-Фредерикою ф. Стакельберг оставил сына, графа Андрея Андреевича (рождение 1762 † 1832). Сей последний был сенатором, и от брака с Шарлоттою-Софиею ф. Бок (рождение 1773 † 1830), имел четырёх сыновей и трёх дочерей: а) графиня Юлия Андреевна; б) графиня Елисавета Андреевна (рождение 1794 † 18 марта 1831), за действительным статским советником Оттоном Левенштерна; в) графиня Анна Андреевна; г) граф Иван Андреевич (рождение 15 декабря 1795 † 1849), действительный статский советник; д) граф Эрнест Андреевич (рождение 9 февраля 1801), женат на Матильде ф. Бреверн; у них сын граф Эрнест Эрнестович, (рождение 27 сентября 1844), и четыре дочери, графини: Паулина, Матильда, София и Виргиния Эрнестовны; е) граф Камиллий Андреевич, (рождение 31 июля 1803 † 18 декабря 1830); женат был на графине Генриетте Александровне Игельштром; у них сыновья: граф Готгардт Камиллиевич, рождение 1827, и граф Виктор Камиллиевич, рождение 1829, и дочь графиня Юлия Камиллиевна; ж) граф Виктор Андреевич, (рождение 1805 † 1829); 2) Готгардт-Иоанн, (рождение 1716 † 1753), от брака с Екатериною- Еленою ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Западная Европа глазами православного паломника Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир? 5 марта, 2011 Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир? — Какие Православные святыни можно увидеть в Западной Европе? Перед чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир? — Этот вопрос часто задают россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе. Люди забывают, что у нас и западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть в наш церковный Православный календарь — там это все отражено. Поэтому многое относится именно к тому периоду. А еще многое вывезено с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе. Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима варварским королевствам, которые совершались для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов. Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова к его мощам в Сантьяго–де–Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.

http://pravmir.ru/palomnichestva-po-zapa...

Рис. 1. Воскресение Иисуса Христа. XII в. Миниатюра. Музей Гетти «Воскресение Иисуса Христа» (Анастасис) (рис. 1) и «Сошествие во ад» – два разных образа, возникшие в разных культурах – византийской и латинской, не связанные друг с другом ни своей историей, ни иконографией . Образ «Воскресение Иисуса Христа» возникает в Византии до VI в. Образ «Сошествие во ад» появляется в IX веке (сначала – в составе иллюстрации «Апостольского кредо», и лишь после разделения Церквей – как самостоятельный образ (рис. 2)). Место действия этих двух образов различно. Действие Анастасис совершается в горнем мире, это момент Воскресения Христа, Его торжества над смертью, полная победа над адом и диаволом, возвращение человеку рая. Все действие в «Сошествии во ад» происходит в преисподней, в которую входит и которую лишь только собирается разрушить Спаситель. Как могли эти два столь разных изображения быть ассоциированы между собой? Ответ на этот вопрос можно найти в истории искусства XVI–XVII вв., когда на Руси становятся сильны западноевропейские влияния. Рис. 2. Сошествие во ад. Миниатюра Винчестерской псалтири. Британская библиотека. А именно, когда иконописцы начинают использовать западноевропейские гравюры в качестве образцов для создания новых икон. На Руси появляются протестантские альбомы гравюр и иллюстрированные Библии. В момент конфронтации с католичеством в протестантизме в очередной раз обращаются к «Апостольскому символу веры» – именно он представлен на протестантских гравюрах. Этот символ веры, несмотря на название, более поздний, чем Никео-Константинопольский, и получает особое значение при Карле Великом, в IX веке. Рис. 3. Восстание от гроба. Гравюра из Евангельского цикла «Библии Пискатора» История иллюстрации символа веры в западноевропейском искусстве – отдельная сложная тема, которой не будем касаться здесь . Отметим лишь, что она прошла сложную и длительную эволюцию. Наиболее длительный период каждый догмат, названный в Кредо, иллюстрировался отдельно, был представлен на отдельной миниатюре. В XVI в. сложилась тенденция объединять все догматы, названные в определенном члене Символа, в один образ. Объединяются на одной гравюре «Благовещение» и «Рождество»; или «Распятие» и «Положение во гроб», названные в одной формуле. Так, на гравюре к пятой формуле объединяются «Сошествие во ад» и «Восстание от гроба» (западноевропейский образ Воскресения, не характерный для византийского и древнерусского искусства).

http://pravoslavie.ru/146010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬКАНТАРА [испан. Orden Militar de Alcántara, Orden Militar de San Julian de Pereiro], испан. духовно-рыцарский орден. Предположительно основан в 1156 г. неск. знатными выходцами из Саламанки. Первые документы, направленные к магистру А., относятся к 1176 г. Официально орден утвержден кор. Фердинандом II в янв. 1176 г. и папой Александром III в дек. того же года как орден Сан-Хулиан де Перейро (по названию крепости, к-рую орден оборонял от мавров). В 1179 г. по настоянию монаха- бенедиктинца Амандо, являвшегося духовным наставником рыцарей - основателей ордена, был принят бенедиктинский устав (см. Венедикт Нурсийский ). В этом же году орден был взят под покровительство кастильской короны, а в 1184 г. буллой папы Луция III подчинен непосредственно папскому престолу. В 1218 г. в дар от магистра ордена Калатрава орден Сан-Хулиан де Перейро получает крепость Алькантара (откуда появилось второе и более распространенное название ордена). В соглашении между 2 орденами было заявлено о подчиненном положении А. по отношению к ордену Калатрава, об унификации символики (для обоих орденов это крест с растительным орнаментом: для А.- зеленый, для Калатравы - красный) и совместном участии в военных кампаниях против мавров. В XV в. противоборство с монархией и группировками знати, недовольными вмешательством ордена во внутриполитическую жизнь Леоно-Кастильского королевства, привело к утрате А. политической, экономической и юридической самостоятельности. Согласно булле Иннокентия VIII от 13 сент. 1488 г., право назначения великого магистра ордена переходило к «католическим королям» - Фердинанду V Арагонскому и Изабелле Кастильской. Папа Александр VI буллой от 21 июля 1495 г. подтвердил, что после смерти 37-го великого магистра ордена А. Хуана де Суньиги его пост получат «католические короли». После смерти Фердинанда и Изабеллы их наследники сохранили за собой право назначать на должность великого магистра А. С кон. XV в. орденом руководил Совет орденов А. и Калатрава, а в 1525 г. управление А. и его богатствами было передано созданному при имп. Карле V Высшему совету военных орденов. В 1813 г. во время первой испан. революции орден А. был распущен. В 1884 г. Альфонсо XII введен орден А. как военная награда. Лит.: Fernandez Llamazares J. Historia compendiada de las cuatro órdenes militares de Santiago, Calatrava, Alcántara y Montesa. Madrid, 1862; O " Callaghan J. F. The Spanish military Order of Calatrava and its affiliates. L., 1975. P. 224-232, 471-486; Fern á ndez Izquierdo F. La orden militar de Calatrava en el siglo XVI. Madrid, 1992. P. 48-52, 130-144. Р. С. Баданин, А. В. Марей Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114150.html

Свою роль сыграл Каплуновский образ и во время Полтавской битвы 1709 года. По легенде, когда Карл XIInpuшeл на Украину, царь Петр I прибыл с армией в Харьков, куда позвал и священника Иоанна Уманова с чудотворной Каплуновской иконой. Шведы заняли Каплуновку, а Карл XII, как гласит предание, остановился в пустующем доме священника Уманова. Захватчик приказал сжечь местную церковь Рождества Богородицы, но слуги короля не могли развести огня. Бывший при Карле его союзник Мазепа разъяснил шведскому правителю, что Божия Матерь оберегает церковь, потому что в ней находилась чудотворная Каплуновская икона. Узнав о том, что сама эта святыня перевезена в Харьков к русской армии, Карл пал духом, видя в этом недобрый знак. Перед Полтавским сражением Петр I молился у Каплуновского-Казанского образа и велел священникам обойти с ним ряды солдат, а после победы приказал сделать святыне золотую ризу с драгоценными камнями. На киоте была выбита надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери». Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1763 г. тщанием помещицы села, генерал-поручицей Марией Петровной Яковлевой. Сохранилась метрика церкви 1887 г.: " Первоначальное устроение церкви объясняет медный вызолоченный лист, сохранившийся до сего времени в церкви, на коем вверху вычеканено изображение Богоматери Казанския на облаках с двумя по сторонам ангелами, держащими правою рукою над иконою Богоматери следующую надпись: " Образ Пресвятыя Богородицы Казанския " . Внизу под иконой Богоматери чеканными словами написано: " Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763 июля 3 числа " . Сооружена тщанием владелицы оного села генерал-поручицею Марией Петровной Яковлевой и супругом ее Михаилом Александровичем Яковлевым. Сначала была построена в небольшом пространстве , от колокольни отделялась каменной стеной. Помещиком же села Поречья Иваном Алексеевичем Бартоломеем в 1848 г. была соединена с колокольней каменными стенами. Построена разносторонним крестом в 1 этаж с одним полукружием. На аршин от бута сложена из белого тесаного камня, а остальное все из кирпича. Стены выложены сплошной кладкой из толстого кирпича, связи в стенах железные. Цемент положен тонким слоем.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Официально разрешили богослужение, открылись оставшиеся храмы, и народ, вернувшись к молитве, вновь связал наше Отечество с Богом. Кинохроника военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года показывает, как воинов, уходящих прямо с парада на фронт, возле собора Василия Блаженного священники осеняют крестом и окропляют святой водой. И отсюда начались наши победы над врагом. А в 1943 году Русская Православная Церковь получила Патриарха. Побеждать Гитлера стало уже другое государство, прежнее по социальному строю, но теперь не воюющее против Бога. Наоборот, молящиеся Богу о даровании победы. Этому государству Бог победу даровал. Таковы объективные исторические факты, и наши граждане, начиная со школьной скамьи, должны их знать, чтобы понимать, в какой стране мы живём, в чем смысл существования РРРоссии и как Бог управляет судьбой нашего народа. России Бог дал особую задачу – противостоять мировому злу. Такая задача только у России, больше ни у кого, такова роль России в мировом историческом процессе. Россия заслонила Европу от батыевой Орды и, страдая под игом Орды, обеспечила спокойное развитие Европы. Через столетие после Крещения Руси русские князья стали отступать в языческий эгоизм и враждовать друг с другом. Когда Батый подошел к Рязани, рязанский князь послал к владимирскому князю письмо о подмоге. Тот даже не ответил. В результате монголы разбили и сожгли Рязань, а затем и Владимир. Именно отказ князей от православного единства позволил разгромить русских по частям, и Орда победила. Но где эта Орда, которой боялся весь мир? Сгинула. А Русь под игом Орды, вернувшись к православному единству, то есть к прочной связи с Богом, восстала из-под ига как Великая держава, непобедимая уже пять столетий никакими нашествиями. В XVII веке Польша была самой мощной державой в Европе. Поляки вторглись в Россию, вошли в Кремль. Потом бежали, а через полтора столетия Польша была разделена на три части. Швеция при Карле XII была самым сильным государством в Европе, а Карл – великим полководцем. Он пришел в Россию, отсюда бежал разбитый, а Швеция потеряла своё европейское значение. Наполеон захватил почти всю Европу и полез в Россию, имея 600 тысяч войска против наших двухсот тысяч. Побывал в Кремле. И бежал из России с остатком войска в 20 тысяч. И Франция потеряла свое мировое значение навсегда. Гитлер объявил, что создал тысячелетний рейх, поставил на колени всю Европу, полез в Россию и дошел до Москвы. Что осталось от Гитлера и от тысячелетнего рейха?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

С 2-й пол. XII в. папы Римские постепенно установили свой контроль над кафедрой Б. В 1141 г. папа Иннокентий II без ведома кор. Людовика VII назначает архиепископом Б. Петра де Ла Шатра, что стало причиной конфликта между новым епископом и королем, к-рый отказался признать папского ставленника и назначил вместо него Кадурка, аббата мон-ря св. Сульпиция в Б. При архиеп. Генрихе де Сюлли (1183-1200) была начата реконструкция кафедрального собора св. Стефана в готическом стиле (закончен ок. 1320; в 1992 собор св. Стефана в Б. был включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Архиеп. Вильгельм Донжонский, а также его преемники Герард (Жиро) де Кро и Симон де Сюлли принимали участие в походах на юг Франции против альбигойцев . Конец попыткам архиепископов Б. установить свой примат в Аквитании положила булла папы Климента V (бывш. архиеп. Бордо) от 27 нояб. 1305 г., согласно к-рой архиепископ Бордо полностью уравнивался в правах с архиепископом Б., обладая правом первенства в Зап. Аквитании, в то время как архиепископ Б. сохранял его в Вост. Аквитании. Т. о., юрисдикция архиеп-ства Б. ограничивалась теми рамками, к-рые оно имело в рим. и меровингскую эпохи, совпадая с пров. Аквитания I. В его состав вошло 7 еп-ств: Ле-Пюи, Манд, Клермон, Альби, Кагор, Лимож и Родез. В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII создал в пределах архиеп-ства Б. 4 новых еп-ства: Сен-Флур, Тюль, Кастр и Вабр. В период схизмы в католической Церкви архиепископы Б. поддержали авиньонских антипап Климента VIII и Бенедикта XIII . Интерьер собора св. Стефана Интерьер собора св. Стефана При кор. Карле VII Б. стал местом проведения крупных церковно-политических собраний. В 1432 г. здесь состоялся Собор духовенства Франции, имевший целью реформирование католич. Церкви. Епископы Франции высказались в поддержку действий Базельского Собора и признали низложение папы Евгения IV . В 1438 г. на церковно-политической ассамблее была провозглашена Буржская Прагматическая санкция , ограничивавшая власть папы над франц.

http://pravenc.ru/text/153657.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010