Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСЦЕЛИН Госцелин [Гозелин; лат. Goscelinus, Gozzelinus; франц. Gauzelin] († 962), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Туль (Франция). Источники о жизни Г. распадаются на неск. групп. Совр. Г. юридические акты включают грамоты Г. и его преемника свт. Герхарда , кор. зап. франков Карла III Простоватого, герм. имп. Оттона I , папы Стефана VIII, акты Соборов, в к-рых принимал участие Г. (изд. болландистом Яном Стилингом: ActaSS. Sept. T. 3. P. 129–146); агиографические сочинения X — нач. XI в.: «Житие и чудеса св. Мансвета» Адсона, «Житие св. Апра», приписываемое Адсону , «Чудеса св. Берхария» анонимного автора, «Житие св. Герхарда» Виндриха, аббата мон-ря св. Апра в Туле, «Житие св. Иоанна, аббата Горце» Иоанна, аббата мон-ря св. Арнульфа в Меце. На основе этих источников, а также, видимо, народного предания в нач. XII в. было составлено Житие Г., вошедшее в «Деяния епископов Туля» (Gesta episcoporum Tullensium. P. 639–641). Все упомянутые источники сообщают о знатном франк. происхождении Г., нек-рые (Vita Apri, 29; Gesta. P. 639) — о его высоком положении при дворе Карла III. Однако, согласно актам королевской канцелярии Карла III, Г. занимал скромную должность нотария. В грамоте каноникам кафедрального собора Туля от 4 марта 922 г. говорится о недавней кончине местного еп. Дрогона. Находившийся в это время в Лотарингии Карл III воспользовался случаем, чтобы пригласить на вакантную кафедру верного человека, и его выбор пал на Г. Хиротония Г. была совершена 17 марта того же года архиеп. Ротгером Трирским. Став епископом, Г. не вмешивался в политические дела. В 928 г., после перехода Лотарингии под власть Восточнофранкского королевства, он получил от герм. кор. Генриха I Птицелова право взимать торговые пошлины в графстве Туль. Основную деятельность Г. сосредоточил на монастырской реформе. В 934 г. им был преобразован мон-рь св. Апра в предместье Туля. Возможно, епископ был воодушевлен примером Адальберона I Мецского, к-рый незадолго, в 933 г., реформировал аббатство Горце , поставив туда настоятелем Эйнольда, бывш.

http://pravenc.ru/text/584283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в. [лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа ). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту ( Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d " après les diplômes et les chartes de l " abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТАКУЗИНЫ [греч. муж. р. Καντακουζηνς; жен. р. Καντακουζην], визант. аристократический род. Этимологически фамилия К. восходит к названию местности Кузинас (Κουζηνς) близ Смирны. Предположительно К. происходили из М. Азии, однако в источниках рубежа XII и XIII вв. упоминаются их владения на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии. Первым представителем рода, достигшим высокого положения на военной службе, был не названный по имени К., упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комнины как участник походов Алексея I Комнина в 1095-1108 гг. ( Ann. Comn. Alex. X 2; XI 9, 11; XII 2; XIII 5-7). Первый известный по имени член семейства, Иоанн К., участвовал в кампаниях Мануила I Комнина в нач. 50-х гг. XII в. и погиб в битве при Мириокефале в сент. 1176 г. Осуществлявшиеся в XVI-XVIII вв. попытки проследить генеалогию К. в более отдаленные эпохи и связать их с одним из 12 пэров Карла Великого или c известными историческими деятелями времен Юлия Цезаря и имп. Траяна не имеют под собой научных оснований ( Nicol. 1968. P. VI-VIII). С кон. XII в. К., занимавшие высокие посты на военной службе, старались породниться со знатными семействами Дук , Ангелов и Палеологов : в нач. 80-х гг. XII в. кесарь Иоанн К. женился на сестре буд. имп. Исаака II Ангела Ирине Ангелине. При первых Палеологах положение К. упрочилось: Михаил К., участвовавший в военных кампаниях имп. Михаила VIII Палеолога против Эпирского царства, ок. 1263 г. получил титул великого конюшего; Иоанн Комнин Ангел К. женился на сестре Михаила VIII Ирине Евлогии Палеологине. Их дочь Анна Палеологина К. († после 1313; PLP, N 10933) по политическим мотивам была выдана замуж за эпирского деспота Никифора I Дуку Ангела и после его смерти, будучи регентшей при своем сыне Фоме, стала фактической правительницей Эпира. Ее сестра Феодора Палеологина Раулена К. († 1300; PLP, N 10943), автор Жития исповедников Феодора и Феофана Начертанных (BHG, N 1793) и глава лит. агиографического кружка, состояла в переписке с виднейшими интеллектуалами эпохи: патриархом К-польским Григорием II Кипрским , Никифором Хумном и Мануилом Оловолом . Из-за активного сопротивления униат. политике Михаила VIII она была отправлена в ссылку, а братья ее мужа Исаак и Мануил заключены в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (До перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (10(21).02.1728, Киль (совр. земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 6.07.1762, мыза Ропша С.-Петербургской губ.), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761), герц. Гольштейн-Готторпский (с 1739 г.), внук Петра I Алексеевича , двоюродный брат имп. Петра II Алексеевича , племянник имп. Елизаветы Петровны , муж имп. Екатерины II Алексеевны , отец имп. Павла I Петровича . Карл Петер Ульрих был сыном герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери имп. Петра I Анны Петровны (умерла от послеродовой болезни в возрасте 20 лет). Герц. Карл Фридрих уделял сыну мало внимания, мальчик был поручен воспитателям, главным из них стал гофмаршал О. Ф. фон Брюммер, подавлявший волю принца и сурово его наказывавший. Принцу с детства привили чрезмерную любовь к военному делу, преимущественно к его внешней, формальной стороне; отец в свою очередь внушал ему, что делом его жизни должна стать война с Данией за возвращение Шлезвига. 18 июня 1739 г. (н. с.) герц. Карл Фридрих умер и Карл Петер Ульрих стал герцогом Гольштейн-Готторпским. До наступления совершеннолетия юный герцог находился под опекой двоюродного дяди Адольфа Фридриха, князя-еп. Любека (буд. кор. Швеции Адольф Фредрик). Карл Петер Ульрих был вызван в Россию в дек. 1741 г., вскоре после вступления на престол имп. Елизаветы Петровны (25 нояб. 1741). Он был ее единственным близким родственником, кроме того, императрица опасалась, как бы юный герцог, являвшийся по отцу внучатым племянником швед. кор. Карла XII , не стал впосл. королем Швеции и одновременно - претендентом на российский трон. 5 февр. 1742 г. барон Н. А. Корф доставил юношу в С.-Петербург. Имп. Елизавета и имп. двор были удивлены слабым и болезненным видом герцога и неразвитостью его ума. В нач. нояб. 1742 г. он принял Православие с именем Петр Феодорович и манифестом от 7 нояб. 1742 г. был объявлен наследником российского престола. Одновременно швед. риксдаг избрал его швед. кронпринцем, однако посольство с известием об этом прибыло в Россию уже после крещения П. Ф. в правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/2580360.html

Военная машина Швеции, десятилетиями создававшаяся шведскими монархами и унаследованная Карлом XII на пике своего совершенства, состояла из двух мощных агрегатов: сухопутной армии, едва ли не сильнейшей в мире того времени, и морского флота, также наимощнейшего в регионе. Первый из них, безо всяких надежд на восстановление, был сломан при Полтаве на девятом году военного противостояния, второй, при этом столь же основательно - пять лет и один месяц спустя. Оба эти дня (10 июля и 9 августа по «новому» стилю) являются, напомним, Днями воинской славы России. Историку свойственно (и это совершенно оправдано) издавать свои работы вновь и вновь с пометой «исправленное, дополненное и расширенное». Но стиль П.А. Кротова совершенно иной. Его работы, печатаемые в научной периодике (а их, напомним, более 200), можно уподобить, применяя понятия, существующие в беллетристике, отдельным рассказам. Прежние книги в чём-то схожи с повестями. Новые, и особенно - недавно вышедший труд «Битва под Полтавой. Начало Великой России», уверено тянут на романы. В них не одно, но несколько сюжетных направлений, внутренне изобретательно пересекающихся; линейное развитие повествования чередуется со смысловыми ответвлениями и поворотами, фабула повествования сменяется рассуждением, осмыслением описываемого события. Вкратце это трудно передать, нужно, конечно же, читать первоисточник. В аннотации к книге заявлено: «На страницах исследования воссоздаётся образ Петра Великого как полководца. Показано, какую он создал армию, какие недостатки старой преодолел, какой была новая тактика военных действий - «наука побеждать» Петра Великого...». Действительно первый и во много единственный, царь предстаёт здесь перед читателем крупным государственным деятелем, вдумчивым стратегом и храбрым полководцем, отличавшимся гибким умом и личным мужеством. Не досужим рассуждением, а на основе кропотливых архивных изысканий П.А. Кротов создаёт иной, отличный от расхожих представлений, образ монарха-реформатора. Ещё своим отцом, царём Алексеем Михайловичем, Пётр был приготовляем к государственной деятельности. Для наследника была подготовлена роскошно оформленная рукопись литературного произведения о деяниях Александра Македонского «Александрия». Книжное учение стало его постоянной заботой навсегда. Библиотека Петра I постоянно пополнялась выдающимися трактатами древности по государственному строительству и военному искусству. Это были книги Квинта Курция Руфа, «Записки о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, «Стратагемы» Секста Юлия Фронтина, «Тактики» византийского императора Льва VI Мудрого и многие другие. С ними рядом стояли близкие по времени или современные Петру I «Пушкарской хитрости школа» И. Фуртенбаха, «Новейшее основание и практика артиллерии» Э. Брауна, обстоятельные сообщений о военном творчестве европейских полководцев герцога Мальборо и Евгения Савойского. Пристальный интерес царя вызывали также действия Карла XII и его самого знаменитого полководца - фельдмаршала К.Г. Реншёльда.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/08/...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Два фельдмаршала. – Петр в Полоцке. – Происшествие в униатском монастыре. – Поражение Шереметева при Гемауертгофе. – Петр в Курляндии. – Огильви и Меншиков. – Паткуль в Саксонии. – Дело о передаче русских войск в австрийскую службу. – Паткуль схвачен саксонскими министрами и заключен в Зонненштейн. – Посольство Шенбека к царю с объяснениями по этому делу. – Поход Карла XII в Литву. – Зимовка русского войска в Гродно. – Выступление его оттуда. – Увольнение Огильви. – Петр и Меншиков в Киеве. – Неудачная осада Выборга. – Битва при Калише. – Король Август заключает отдельный мир с Карлом XII. – Петр в Жолкве. – Сношения с польскими вельможами и кандидатами на польский престол. – Матвеев в Англии. – Предложение герцогу Марльборо русского княжества. – Сношения с Франциею и Австриею. – Петр предлагает польский престол принцу Евгению Савойскому. – Деятельность Толстого в Константинополе. – Посольство князя Куракина в Рим. Приготовления Петра к встрече неприятеля в России. – Башкирский бунт. – Булавинский бунт. Встретивши Новый, 1705 год в Москве, Петр в феврале отправился в Воронеж, где провёл два месяца, спустил 80-пушечный корабль «Старый Дуб», велел Апраксину к будущей весне приготовить десятка два с лишком судов и в конце апреля возвратился в Москву; здесь был задержан сильною лихорадкою и в самом конце мая отправился в Полоцк, где уже было собрано большое русское войско – тысяч шестьдесят. У Петра было два фельдмаршала – Шереметев и Огильви. Последнему хотелось быть одному главнокомандующим, но это было противно основной мысли Петра – не давать иностранцу главного начальства, упражнять своих, и он разделил войско между двумя фельдмаршалами. Огильви был очень недоволен; князь Репнин писал Меншикову: «Слышал я неподлинно, будто господин фельдмаршал писал о разорении от наших войск к полякам; истинно не могу я признать, какого нраву стал человек перед прошлым годом; зело неприступен, живет в кляшторе езувицком, и по всяк час они у него. Дай Боже, милость твоя к нам изволит приехать и все сам увидит. А разорения поляков, если б какое было, милость твоя уже давно сам здесь изволил бы слышать и видеть». Но кто бы ни были вожди и как ни расхваливали иностранцы русское войско, Петр требовал одного, чтоб отнюдь не давали генерального боя шведам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Анафемы будут служить «панихиду» по анафеме В Киево-Печерской лавре раскольники из ПЦУ «помолятся» о Мазепе 09.06.2023 755 Фото: Густав Седерстрём «Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы» В Киево-Печерской лавре будет отслужена «панихида» по гетману Ивану Мазепе, который Русской Православной Церковью был предан анафеме за государственную измену, сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. «11 июня 2023 года в День Всех Святых во Всехсвятской церкви Киево-Печерской лавры впервые в истории Киево-Печерской лавры будет отслужена панихида по гетману Ивану Мазепе, который за нежелание повиноваться Московии еще при жизни был подвергнут анафеме российской имперской церковью», - говорится в сообщении в Telegram-kahaлe министерства. Ведомство отмечает, что «богослужение» пройдет по случаю 325-летия освящения храма. МКИП подчеркивает, что Всехсвятская церковь была построена на средства Мазепы. Всехсвятский храм находится на территории Верхней лавры, которую передали раскольникам. Сообщается также, что по инициативе министерства при поддержке офиса ЮНЕСКО на Украине будет объявлено о начале реставрационных работ в церкви Всех святых, а также презентован новый проект - музейный центр «Гетман Иван Мазепа и его эпоха». Разумеется, речь идёт о раскольничье Православной церкви Украины, а не о канонической Украинской Православной Церкви. Именно раскольники будут служить «панихиду» по анафематствованному Мазепе. Иван Мазепа - военный и политический деятель конца XVII - начала XVIII веков, гетман Левобережной Украины под протекторатом Российского государства, сподвижник Петра I. В ходе Северной войны, посчитав, что Петр I проигрывает, перешел на сторону шведского короля Карла XII. За измену присяге в России он был предан гражданской казни с лишением полученных титулов и наград. Русская Православная Церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому Царю, а также за то, что он позволил осквернять православные храмы шведским солдатам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/09/an...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/115826.html

О книге «Лекции по истории западноевропейского Средневековья в общедоступном изложении» выдающегося историка А. А. Спасского. Спасский разбирает историю Запада от Диоклетиана (IV в.) до формирования крупных городов и промышленных центров в Западной Европе (XII в.). Тем не менее эту книгу будет небесполезно прочитать всем тем, кто интересуется церковной историей. Спасский, рисуя картину распада Римской империи, Темных веков и формирования западноевропейского Средневековья, основной нитью своего рассказа оставляет Церковь . Именно Церковь сыграла роль ковчега культуры в те трудные времена и явилась основной силой формирования новой – средневековой – цивилизации. «Лекции» обладают всеми обычными достоинствами творчества Спасского: высоким научным уровнем, интересным содержанием и прекрасным изложением. «Общедоступность» анонсирования в подзаголовке книги действительно присутствует. «Лекции» окажутся понятным и интересным чтением и для неспециалиста. Об авторе Анатолий Алексеевич Спасский (1866–1916) – замечательный русский историк древней Церкви, профессор Московской Духовной академии, ученик и преемник по кафедре знаменитого А П. Лебедева. «Лекции по истории западно-европейского Средневековья тематически охватывают период истории Римской империи от начала IV в. до возникновения крупных городских центров в эпоху феодализма (вплоть до XII в.). Подробно рассмотрены быт и союзы германских племен, возникновение варварских королевств в эпоху Великого переселения народов, история Франкского королевства и монархии Карла Великого. В книге убедительно показано что только Церковь могла быть и в конечном итоге стала и опорой, и основой нового государственного строя Европы после разрушения Римской империи в результате нашествия варваров. Как и все работы, вышедшие из-под пера А. А. Спасского, данные «Лекции» обладают всеми своими обычными достоинствами: высоким научным уровнем, интересным содержанием и прекрасным изложением. Для всех интересующихся историей Церкви. Лекции по истории западно-европейского Средневековья А. А. Спасского

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

[Франц. Nicolas de Verdun] (ок. 1130, Верден - ок. 1205, окрестности Турне), лотарингский золотых дел мастер, работал в Рейнско-Маасском регионе в 80-х гг. XII - нач. XIII в., представитель переходного (от романского к готическому) стиля в декоративно-прикладном искусстве (т. н. искусство ок. 1200 г.), в частности его регионального варианта, к-рый получил название «стиль корытообразных складок» (Muldenfaltenstil; своеобразный зап. дериват «стиля мокрых одежд»). Н. В. приписывают авторство 3 работ: Клостернойбургского алтаря в технике выемчатой эмали (1181, Вена, капелла св. Леопольда в мон-ре Клостернойбург), реликвария Трех волхвов (1181-1205, Кёльн, собор) и реликвария Божией Матери (1205, Турне, сокровищница собора). В них техника чеканки по меди, серебру и золоту сочетается с золочением, техникой выемчатой эмали, использованием античных гемм и камей. Стиль Н. В. сформировался как продолжение развивавшегося более 150 лет «искусства долины Мааса», представленного прежде всего работами золотых дел мастеров, в первую очередь декором реликвариев и антепендиев, резьбой по слоновой кости. Памятникам этой группы, начиная с самых ранних (ок. 1000), свойственны классические реминисценции в стиле и сложность богословской программы. Ф. Вердье ( Verdier. 1973) связывает эти черты с каролингской богословской и художественной культурой, в частности с производством чеканных и резных окладов богослужебных книг в эпоху Оттоновского ренессанса, в котором каролингское наследие сочеталось с прямыми влияниями Византии. Эти факторы наряду с возможностями экономики империи, процессом смещения главных торговых путей Сев. Европы к Рейнско-Маасскому региону, появлением городов-коммун и тем фактом, что ювелирное дело данного региона почти не испытало варварских влияний, спровоцировали взлет ювелирного искусства в кон. XI-XII в. в данном регионе. Авторитет мастеров маасской школы подтверждается распространением ок. 1100 г. нового типа декорации алтаря - ретаблей, впервые изготовленных в маасских мастерских, а также приглашением 7 лотарингских мастеров в Сен-Дени в годы перестройки монастырской церкви аббатом Сугерием ( Gaborit-Chopin. 1987. P. 284. Not. 12). После канонизации имп. Карла Великого (в 1165) последовал ряд заказов на реликварии, паникадила и др. элементы убранства капеллы, к-рые выполнили мастера Маасского региона, сохранявшего верность императору.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010