Франция при последних Карловингах Очевидно, впереди была та борьба между иерархией феодальной дружины и государственным единством, которая впоследствии произошла во всех странах Европы и положила конец феодальности и начало новой истории. Но высокое и священное значение императора, стоящего выше всякой местной ограниченности и признанного светской главой Всехристианства, давало ему в такой борьбе огромное преимущество пред всеми королями и владетелями. Торжество его было несомненно, если бы ему не предстояло ещё другой, труднейшей борьбы, в которой он пал, увлекая с собой своего противника; но то внутреннее противоречие, которое, хотя и не сознанное, заставляло императоров попирать феодальный обычай, вооружило против них почти всю феодальную дружину, как скоро было поднято новое и враждебное им знамя власти духовной. Темнее и тяжелее были начала истории французской после раздела детей Людовика Благодушного. Случайная ничтожность первых королей из династии Карла Великого не объясняет нисколько ничтожности самой земли и государства. Последние короли Карловинги во Франции были, очевидно, достойны престола по мужеству, предприимчивости и дарованиям, а королевство гибло в их руках, тогда как в Германии оно обращалось в великую империю, Франция не имела тех внутренних сил, которые подняли Германию, и по своему характеру не могла сделаться подобно ей сосудом великой всемирной идеи. Венец переходил без славы с головы Карла Лысого на Карла Толстого или Карла Простого, с одного слабоумца на другого, всё более и более утрачивая блеск и значение. Иногда на той же слабой голове венец императорский (впрочем всегда связанный хоть с минутным владением Италией) соединялся с венцом королевским, потешая наследственную гордость Карловинга, но нисколько не возбуждая сочувствия в его подданных. Власть королевских чиновников, герцогов или графов, при ослаблении власти королевской, получила самостоятельность, и то, что прежде было должностью, возлагаемой главой государства на подданного за службу и для службы, делалось собственностью и наследственным правом. Чиновники обратились во владельцев. Эту перемену приписывают Карлу Лысому, и несмотря на то, что её нельзя доказать письменными памятниками его законодательства, очевидно, что она при нём обратилась в законный обычай с его добровольного или невольного согласия. С этой эпохи должно признавать полное развитие феодальности во Франции. В Германии та же перемена наступила позже и не столь резко. Ясно, что перемена была неизбежна, и не менее ясно, почему она началась во Франции и быстрее проникла во весь состав общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Кор. Карл Лысый. Миниатюра из т. н. Псалтири Карла Лысого (Paris. Lat. 1152. Fol. 3v) В 819 г. Людовик Благочестивый женился на Юдифи, происходившей из знатного баварского рода Вельфов. От этого брака род. К. Л. По указанию императора его восприемником стал Лотарь, поклявшийся защищать и оберегать младшего брата ( Nithardi Historiarum libri. I 3; II 1). Появление нового наследника и возникшая необходимость в изменении «Ordinatio imperii» стали причиной открытого конфликта Людовика Благочестивого и его сыновей, которые к тому же выражали недовольство ограничением их самостоятельности в управлении королевствами. После собрания в Аттиньи (авг. 822) император отправил Лотаря в качестве регента в Италию, а Пипина - в Алеманнию. Вероятно, по инициативе имп. Юдифи, влияние к-рой при дворе возросло, Людовик Благочестивый выделил для К. Л. Алеманнию, в 829 г.- также Рецию, Эльзас и часть Бургундии (Annales Xantenses et Annales Vedastini/Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1909. P. 7. (MGH. Script. Rer. Germ.; Эти земли должен был унаследовать Лотарь, и передача их К. Л. привела бы к разделению владений старшего наследника. Имп. Юдифь оказывала влияние на Людовика Благочестивого с целью обеспечить наследство К. Л. за счет старших братьев. В 830 г. графы Матфрид Орлеанский и Гуго Турский, попавшие в опалу и лишенные должностей после неудачного похода в Испанию, подняли восстание. Юдифь была схвачена и заключена в мон-рь. Людовик Немецкий выступил на стороне отца, а Лотарь и Пипин не поддержали ни одну из сторон. Сначала мятежники потерпели неудачу, но восстание разгорелось с новой силой, когда император отобрал Аквитанию у Пипина и передал королевство К. Л. Лотарь и Пипин выступили против Людовика Благочестивого. Император, покинутый почти всеми сторонниками, попал в плен и был низложен на синоде в Суасоне (нояб. 833). Однако среди союзников вскоре вспыхнули разногласия. Несмотря на церемонию восстановления Людовика Благочестивого в имп. достоинстве, проведенную Лотарем в аббатстве св. Дионисия (см. Сен-Дени ), началась междоусобная война. Император, к-рого поддержали Пипин и Людовик Немецкий, одержал победу над мятежниками. В сент. 834 г. Лотарь сложил оружие, получил от отца прощение и был отослан в Италию.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАЛАФРИД СТРАБОН [лат. Wala(h)fridus, по прозвищу Strabo - Косой] (808/9, Швабия - 18.08.849), монах-бенедиктинец, аббат, нем. богослов и поэт эпохи Каролингского возрождения . Жизнь В. С. происходил из простой бедной семьи. Ок. 816 г. поступил в бенедиктинский мон-рь Райхенау на Боденском оз., где его наставниками были аббаты Хаттон (Хеттон) и Эрлебальд, выпускники школы при франк. имп. дворе (schola palatina) Гримальд и Таттон, а также возглавлявший монастырскую школу мон. Веттин, брат Гримальда. После принятия монашеских обетов В. С. в 826/27 г. был направлен в мон-рь Фульда , чтобы продолжить там обучение у богослова Рабана Мавра . В 829 г. по рекомендации Гримальда и архикапеллана имп. Людовика Благочестивого , аббата Сен-Дени Гилдуина В. С. был приглашен к имп. двору для воспитания младшего сына Людовика Благочестивого, буд. кор. и имп. Карла Лысого. В 838 г. Людовик в награду за воспитание сына назначил В. С. настоятелем мон-ря Райхенау, преемником аббата Эрлебальда, хотя обычно монахи сами выбирали настоятеля. После смерти Людовика (840) во время борьбы за престол между его сыновьями В. С. встал на сторону его старшего сына имп. Лотаря, боровшегося за сохранение единства империи. Будучи изгнан из мон-ря братом Лотаря кор. Людовиком Немецким, В. С. бежал в Шпайер, но в 842 г. по ходатайству его бывш. учителя Гримальда, ставшего капелланом Людовика Немецкого, В. С. был возвращен в Райхенау. Последние годы его жизни отмечены высокой лит. активностью. В возрасте ок. 40 лет В. С. по приказу Людовика Немецкого отправился с посольством к Карлу Лысому, по пути он скончался. Его тело было погребено в Райхенау. Рабан Мавр написал ему эпитафию (PL. 112. Col. 1673AB; Эпитафия Валахфрида аббата, сочиненная Храбаном Мавром//ПСЛЛ, IV-IX вв. С. 331). Сочинения и богословие Экзегетические сочинения До кон. XIX в. считалось, что В. С. является составителем т. н. «Glossa ordinaria», или «Glossa» (Общепринятые толкования - PL.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) «Бертинские анналы», доведенные до 882 г., представляют собой западнофранкское продолжение обще франкского исторического сочинения – так называемых «Франкских королевских анналов», обрывающихся на 829 г. Название памятник получил по происхождению единственного сохранившегося полного списка X/XI в., скорее всего – второй половины X столетия (ныне хранится в библиотеке французского города Сент-Омера: cod. Audomariensis 706) из монастыря св. Бертина на севере Франции. О рукописной традиции «Бертинских анналов» и других источниках, существенных для ее восстановления, см.: Ganshof 1949. Р. 159–174. За период 741–729 гг. «Бертинские анналы» всего лишь воспроизводят текст «Франкских королевских анналов» с небольшими добавлениями, но с 830 г. принимают самостоятельный характер, являясь важнейшим источником об эпохе западнофранкского короля Карла Лысого (840–877) и его преемников. Анналы состоят из трех хронологически последовательных частей. Автором второй из них, за 835–861 гг., в которую входит и приводимое известие о Руси, был придворный капеллан, а с 843/6 г. – епископ Труа Пруденций, историограф, агиограф и богослов, человек, в силу своего положения хорошо информированный, писавший как очевидец непосредственно по следам происходивших при дворе событий. Сохранились послания к Пруденцию папы Льва IV и знаменитого книжника IX в. Вала(х)- фрида Страбона и др., свидетельствующие о высоком авторитете их адресата (подробнее об этой стороне дела см.: Manitius 1. S. 344 ff., 348). Сообщение «Бертинских анналов» о прибытии «русского» посольства к франкскому императору Людовику I – древнейшее точно датированное известие о Руси. Издания: Первым критическим изданием «Бертинских анналов» стало издание Г. Вайца (Ann. Bert. 1883), в основу которого положена названная выше Сент-Омерская рукопись. Позднее было указано на существование отрывка более раннего списка, сохранившегося, однако, только в копии XVII в. (Poupardin 1905. Р. 390–400). Отличия этого отрывка от Сент-Омерского кодекса учтены в издании Р. Pay (Ann. Bert. 1958. Р. 12–286) и в издании Société de I’histoire de la France (Ann. Bert. 1964), но для целей нашего издания они оказываются несущественными, хотя фрагмент, указанный Р. Пупардэном, начинается с середины статьи 839 г., включая и завершение эпизода с «русским» посольством. Более подробную характеристику этих и прочих изданий см.: Ann. Bert. 1964. Р. XVI-LXXIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИНКМАР Гинкмар [лат. Hincmarus; франц. Hincmar; нем. Hinkmar] (ок. 806, Сев. Галлия - 21 или 23.12.882, Эперне, близ Реймса), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи. Происходил из знатного франк. рода, с детства был предназначен к духовной карьере, воспитывался в мон-ре Сен-Дени под Парижем, его наставником был Гилдуин (с 815 настоятель Сен-Дени), ученик Алкуина и первый переводчик на лат. язык сб. «Ареопагитики» . В 822 г. вместе с Гилдуином Г. прибыл ко двору имп. Людовика Благочестивого , но в 830 г., после удаления наставника от двора, Г. также покинул придворную капеллу. В 834 г. Г. вернулся, стал советником императора. В 845 г. по указанию западнофранк. кор. Карла II Лысого Г. поставлен архиепископом Реймсским и примасом франк. Церкви вместо низложенного в 835 г. архиеп. Эбона , к-рый продолжил борьбу за Реймсскую кафедру и в 840-841 гг. на короткий срок добился от папы Римского восстановления в сане. Став архиепископом, Г. стремился поправить имущественное положение архиеп-ства, ухудшившееся в период вакации и борьбы за кафедру. Ему удалось подчинить своему влиянию поставленный Эбоном клир (по нормам церковного права из-за низложения Эбона проведенные им рукоположения являлись недействительными). Несмотря на возражения Римского престола, Г. как примас Галлии короновал Карла Лысого. При Г. было закончено строительство кафедрального собора в Реймсе. Он провел реорганизацию архиеп-ства, что впосл. стало причиной для обвинений Г. со стороны имп. Лотаря I в превышении полномочий; однако на Соборе в Суасоне в 853 г. действия Г. были одобрены, в 855 г. это подтвердил папа Бенедикт III . С 852 г. Г. издал ряд постановлений, направленных на укрепление власти архиепископа в провинции и упорядочение местного церковного законодательства (Capitula episcoporum 856, 874, 877 гг.]// Mansi. T. 15. Col. 475-499; PL. 125. Col. 74-804). Проводил политику укрепления церковной дисциплины, искоренения симонии, активно использовал местные Соборы западнофранк. духовенства для проведения реформ. На Соборах Г. приобрел ведущее положение, чему способствовала его активная позиция в споре о предопределении с Готшальком из Орбе. В 858 г. ему удалось объединить западнофранк. прелатов и добиться осуждения захватнической политики Людовика II Немецкого (843-876).

http://pravenc.ru/text/165017.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. Альфред Великий, король Англии. Икона Альфред Великий (Эльфред; англ. Alfred the Great; 848/49 - 899/901), король Уэссекский , святой благоверный . Первый король, объединивший разрозненные государства англосаксов (rex Saxonum) Память 26 октября (Кельт. и Брит.) Родился в 848 или 849 году. Он был младшим сыном уэссекского короля Этельвульфа и его первой супруги Осбурги. Имея четырех старших братьев, он не рассчитывал на престол; его интересовало образование, он глубоко почитал Христа. В течение почти всей жизни Альфред страдал от эпилепсии. В юности посетил Рим , где в 853 году принял от папы Льва IV конфирмацию, которую позже рассматривал как помазание на будущего царствование. Некоторое время жил при дворе франкского короля Карла Лысого . В правление своего брата Этельреда I Альфред носил титул соправителя (secundarius), приняв участие в заключении мира с вторгшимися в Англию датчанами ( 868 ). После смерти четырех старших братьев в апреле 871 года провозглашен королем Уэссекса. Заняв престол, начал войну против данов (датчан) , после победы под Эрдингтоном ( 878 ) и дальнейших успешных военных действий, завершившихся договором ( 886 ). По условиям мирного соглашения предводитель данов Гутрум должен был принять крещение вместе с тридцатью его приближёнными-ярлами (датскими дворянами), и сам Альфред стал им крёстным отцом. Он сохранил за собой ряд земель в Северо-Восточной Англии (т. н. Дэнло - " область датского права " ). Тем не менее набеги датчан продолжались вплоть до 897 года. Альфред Великий строил крепости, восстанавливал разрушенные города (в частности, отвоеванный им Лондон ), храмы и монастыри, однако его попытка возродить монашество не имела успеха. Альфред покровительствовал земледелию и торговле, возможно, провел первую в Англии перепись населения.

http://drevo-info.ru/articles/13680060.h...

Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Славе великого ученого и философа, которую оставил по себе Эри гена, далеко не соответствует точность и полнота дошедших до нас сведений о внешних обстоятельствах его жизни. У современников его можно встретить лишь весьма немногие, случайно сообщаемые, известия о его личности. «Как будто, по-видимому, – говорит по этому поводу Куртц, – полное неведение, в каком оставили нас относительно обстоятельств жизни величайшего ученого и глубочай шего мыслителя своего времени все решительно писатели IX века (которые, однако, могли и должны были иметь о том более точные сведения), должно быть рассматриваемо как фактическое засвиде тельствование того, что его появление было аномалией в духовном развитии того времени» 146 . Из собственных сочинений его можно из влечь также очень немного биографических данных. Сведения же, сообщаемые позднейшими писателями, признаются большей частью не особенно ценными, как не нашедшие пока достаточного подтвержде ния в более древних памятниках. Место и время рождения Эригены, обстоятельства его воспитания и жизни до прибытия во Францию, ко ДВору Карла Лысого, частные обстоятельства жизни и деятельности его здесь, обстоятельства последних лет его жизни, год и место его смерти, – все это покрыто мраком неизвестности и может быть предметом только более или менее вероятных догадок. Самое имя «Эриге на”, которое усвояется ему в настоящее время, его происхождение и значение до сих пор не разъяснено вполне удовлетворительно  147 . От эпохи, в которую жил сам Эригена, мы имеем прежде всего твердо засвидетельствованным его кельтское происхождение, и именно из Ирландии. На кельтское происхождение Эригены указывает имя его, с каким он был известен у современников, Scotus или Scotigena. Что под Скотией, из которой он происходил, нужно разуметь Ирландию, Scotia major, об этом можно заключать из слов Пруденция Труаского, который прямо говорит, что Эригену, с его «кельтским красноречием», даровала или прислала Галлии Ирландия (Galliae transmisit Hibernia) 148 . На происхождение из Ирландии так или иначе указывает, по-видимому, и имя «Эригена», по более вероятному объяснению, переделанное из первоначального Ierugena – урожденец «острова святых» (insula sanctorum), как называлась иногда Ирландия 149 . Ирландия, в монастырях которой находило убежище просвещение и хранилось до позднейшего времени знание греческого языка, была страною, где скорее всего Эригена мог получить свое первоначальное образование. Но где именно и когда он полился, где и под чьим руководством воспитывался, долго ли оставался в Ирландии, об этом не имеется сведений. Предположения, что он родился между 800 и 810–815 годами или в 828 году, не имеют какихлибо прямых и твердых оснований для себя. Рассказ о путешествии на восток с целью образования основывается на недоразумении, которое в настоящее время окончательно выяснено, именно на смешении Иоанна Эригены с позднейшим Иоанном Патрицием Испанским 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Д.С. Бирюков Иоанн Скот Эриугена. Иоанн Скот Эриугена вошел в историю мировой культуры скорее как философ, чем как богослов. Однако его наследие, весьма значимое в плане богословского содержания, дважды подвергалось осуждению со стороны Церкви – как при его жизни, так и спустя несколько веков. Иоанн Скот происходил из Ирландии. Собственно именование «Скот» означало «шотландец». Другое именование – «Эриугена» – означает «ирландец по рождению», происходя от соответствующего латинского слова. Философ родился ок. 810 г. В 840-е ГГ. он перебрался во Францию, где стал учительствовать при дворе французского короля Карла Лысого. Эриугена пользовался большим уважением при дворе. По просьбе двух епископов, Хинкмара Реймсского и Пардула Ланского, которые попросили Эриугену опровергнуть представление монаха Готшалка о двойном предопределении Богом людей (к добру и ко злу), он написал трактат «О предопределении» (851). В этом сочинении Эриугена отрицает предопределенность Богом человека ко греху, говоря, что в Боге отсутствует различие между предопределением и предведением и Бог не может быть причиной какого-либо зла, поэтому человек отдаляется от Бога из-за неправильного выбора своей воли. Слова же бл. Августина (авторитетность которого Эриугена не отвергал), свидетельствующие о предопределении и о воздаянии грешникам за грехи, как утверждает Эриугена, являются лишь педагогическим приемом. Подобная позиция вызвала недовольство Хинкмара Реймсского и Пардула Ланского, его позиция показалась еще большей ересью, чем учение Готшалка, и в результате соответствующее учение Эриугены было осуждено на Поместных соборах в Валенсии (855) и Лангре (859). Тем не менее философ сохранил расположение короля, и тот заказал ему перевод на латынь Ареопагитского корпуса (Эриугена владел и греческим, и латынью). Между 860 и 862 г. Эриугена закончил работу над переводами трактатов корпуса. Эти переводы внесли очень большой вклад в становление европейской философской мысли и культуры. Эриугена перевел на латинский язык и другие фундаментальные для восточнохристианской богословской мысли сочинения – это «Трудности» («Амбигвы») и «Вопросоответы к Фалассию» прп. Максима Исповедника , а также «Об устроении человека» свт. Григория Нисского .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/Антифонарий.html

Сортировать по Исключить новости Эриугена о Filioque Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 1 Иоанн Скотт (Эриугена) (осн. труды — 3-я четв. IX в.) — самый мощный ум своей эпохи, а может быть, и всего периода между блаженным Августином и Фомой. Он один сумел создать целостную философско-богословскую систему, в которой усвоены и причудливо переплавлены античное наследие (Цицерон, Марий Викторин, Марциан Капелла, Макробий, Сервий, Плиний), метод и аппарат логики (трактат Decem Categoriae, Боэций, псевдо-Апулей), латинская отеческая традиция (Августин, Амвросий, Иероним, Ориген в переложении Руфина), “остров­ная” традиция (Досточтимый Беда, Алкуин, Алдхельм), греческое богословие (Ареопагитики, работы преподобного Максима Исповедника, святителей Григория Нисского и Василия Великого, Епифания Кипрского). По своим установкам, интересам, подходам и пр. Иоанн Скотт — каролингский ученый; его окружение — ассистенты, коллеги, ученики, друзья, корреспонденты, покровители и враги — это вполне определенная группа интеллектуалов, политиков, церковных иерархов второй половины IX века, связанных со двором короля западных франков Карла II Лысого (823–877). Тем не менее Эриугена занимает видное место среди тех мыслителей раннего латинского средневековья, кто сознательно пытался преодолеть все расширявшуюся брешь между восточным и западным христианством. Здесь уместны несколько замечаний относительно имени философа и титула его главного произведения. Современники звали Иоанна Scottus (в раннее средневековье латинское scottus означает ‘ирландец’) и Scottigena (‘скотт по рождению’). Лишь однажды он сам назвал себя Eriugena (‘ирландец по рождению’), использовав в качестве первой части не латинское, но ирландское слово; нет свидетельств тому, что кто-либо из современников именовал его так в реальной жизни. Таким образом, несмотря на давнюю традицию, одновременное употребление в имени философа и Scottus, и Eriugena избыточно.

http://pravmir.ru/eriugena-o-filioque/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010