Вероятно, христианство около Ниневии было в IV-V в. распространено еще довольно слабо, тогда как Хдайяв – по выражению, быть может, и преувеличенному – был населен „большей частью христианами“ 77 . V. К а р к а – д-бет-Слок. Область Бет-Гармай нельзя считать окраиною, и расстояние от Селевкии до Карка-д-бет-Слок далеко не столь значительно, чтобы потребность в известной степени церковной независимости здесь можно было мотивировать географическими отношениями. Авдишо рассказывает, что митрополия учреждена была здесь по настойчивой просьбе бет-гармайцев 78 . Но единомысленные в требовании себе митрополита, гармакайе брели розно в вопросе, где быть митрополии: «и жители Дарабада 79 говорили: „нашему месту подобает митрополитство“ 80 ; а жители Бет-Слок говорили: „в нашем месте подобает быть митрополиту“». Католикос поставил вопрос: у которого из этих двух епископов процветает «учение», tûlmdâ? И оказалось, что у епископа шхаркартского «учеников», talmed, больше 81 , чем у епископа дарабадского. На этом основании католикос и «отделил» митрополию карка-д-бет- слокскую. В мартирологии 411–412 г. читаются имена: «Йоханнан и Шавор (ab h ôr), епископы карка-д-бет-слокские. Нарсе (s), епископ шхаркартский» и, сверх того, названы по именам восемь мучеников, пресвитеров «из Бет-Гармай». Весьма возможно, что древнейшие митрополии в церкви сиро-персидской возникли даже сами собою. После мученической кончины католикоса Барбашмина в 344 г. кафедра селевкийская оставалась вакантною почти 40 лет 82 . В это время епископы, не имея возможности совещаться с католикосом, вынуждены были действовать с самостоятельностью митрополитов, и, вероятно, вместо общего тяготения всех к Махозе образовалось несколько частичных притяжений к местным центрам: к Бет-Лапату, Нисивину, Прату, Арбелю. Епископы этих кафедр, как главнейшие предстоятели в данной области, в потребных случаях были руководителями для своих сослужителей в менее значительных церквах. И когда, наконец, преемство на кафедре католикосов было восстановлено, четыре или пять 83 митрополий были уже совершившийся факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Прямолинейное [в рим. милях] расстояние «Джабаль-Саман» [«Симеоновой горы»] от Антиохии 38,7, от Кира 37,5, от Верии 21,8. – Фалелей подвизался в 20 стадиях [ок. 3 т. pass.] от Гавал, след. на южной окраине Сирии I. (47–48). «Οτω κα μες πολλκις τος τν γων ποστλων κα προφητν κα μαρτρων σηκος νομζομεν, κα τν μν Διονυσου τυχν, τν δ ουλιανο, Κοσμ». Эти слова (ер. 144 ρ. 1242) – из наставления «воинам». Так как храмы св. Дионисия и свв. Космы и Дамиана были в Кире, несомненно, то естественно предполагать там же и храм св. Юлиана. Вероятно это св. мученик тарсский, в день памяти которого – 21 июня – в Антиохии произносили слова св. Златоуст и монофизит Севир антиохийский. VI Наиболее трудностей – во II половине второй главы– представляют послания Феодорита (ерр. 77. 78) в персидскую Армению. Для автора – при его точке зрения на Феодорита – этих трудностей нет, и он (53) с увлечением восклицает: «Слава Феодорита была настолько значительна, а его пастырская мудрость так ценима всеми, что его духовной помощи искали даже персидские христиане». Припомним, однако, как возмущены были христиане в персидской Армении, когда им стали известны взгляды Феодора мопсуестийского. Акакий мелитинский и Равула эдесский – вот авторитеты для Армении (151), и сочувствуя богословствованию Феодорита здесь можно ожидать менее всего. Да и сам по себе факт посольства из-за границы к епископу кирскому столь же необычен, сколько естественно было бы такое посольство к архиепископу антиохийскому. Когда в 8-м году Яздгерда II (2 авг. 445 – 1 авг. 446 г.) в Персии началось гонение, то Иоанн, епископ Карка-д-бет-Слок [ныне Kerkoûk 35°28» с. ш., 44°24» в. д. Грин.], «писал к патриарху антиохийскому, чтобы они помолились о нем и его пастве, да поможет им Бог выйти победителями из того подвига (γν), к которому они призваны». – Так могли поступить и христиане в персидской Армении. – В самом благоприятном для славы Феодорита случае дело – по моему мнению – нужно представлять так: персидские армяне посылали посольство к архиепископу антиохийскому, а тот рекомендовал послам посоветоваться и с высокочтимым в Антиохии епископом кирским. Но возможно и другое объяснение дела. Однако приходится для этого предварительно решить вопрос об ерр. 100. 86 (166–177. 2, 486–488). Так как на ер. 110 [«Αναγνος> ] в последнее время поскользнулись два исследователя, Мартен и г. Глубоковский; то очевидно я не имею права считать простым то, что представляется таким для Тилльмона и меня, и должен вдаться в некоторые подробности. Есть древнее (VI в.) известие, что Ириней тирский рукоположен был во епископа Домном антиохийским. Так как епископ тирский был митрополитом Финикии I, то утвердить избрание и рукоположить Иринея по канонической практике V в. должен был именно «ексарх», Домн антиохийский. Но на основании ер. 110 утверждают, что Феодрит-современник сам говорит о себе, что он рукоположил Иринея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Аль-Джаухари упоминает епископию Шахразур в «ипархии» Бет-Гармай. 80 l-at h ran zd h qâ merîpôlîût h â. И они были, конечно, правы, если решать вопрос с точки дальности расстояний. 81 Из этого повествования видно, что город Шхаркарт (hrqart) стоял в таком же отношении к Карка-д-бет-Слок, в каком Дарабад к Шахразуру. Шхаркарт лежал близ Карка-д-бет-Слок и, по-видимому, кафедра епископа находилась именно в Шхаркарте. Hoffmann (Auszüge, 271.) предлагает отождествление развалин Шхаркарта с курганом (tumulus) в 30 метров высоты, у подножия которого лежит Таза-Хурматлы. Tâza-Khourmati [sic Kiepert!] под φ ­ 35°16».03 λ ­ 44°21».77, следовательно, в направлении к югу-к-западу (SgW, α ­ 187 55») от Керкука в расстоянии 10476 сажен (­22376 me 15,134 mil. pass.) по воздушной линии, что составит полдня пути. Акты мучеников карка-д-бет-слокских имеют наивность уверять, будто «митрополитство Шхаркарту дано от [самих] апостолов», и представляют кафедру карка-д-бет-слокскую второю в Бет-Гармай, а не первою. Hoffmann, Auszüge, 46; II, 512. 513 Bedjan. Может быть, такое мнение о сравнительном достоинстве этих двух городов основано на стародавних воспоминаниях; но уже на I соборе 410 г. епископ карка[-д-бет-слокский] Акбалаха является митрополитом бет-гармайским, а Павлос шхаркартский – подчиненным ему епископом. В мартирологии 411–412 г. Карка-д-бет-Слок, видимо, представляется более важною кафедрою, чем Шхаркарт. – Под «учениками», по всей вероятности, следует разуметь «христиан» вообще. Ср. Деян. 11, 26; 9, 1. 10. 19. 25. 26. 36. 38 ; Мф. 28, 19 . Правильная (в подписях на соборах 430 и 485 г.г. и у Assemani III, 2, р. 773) орфография этого имени Rêw Ardašîr, менее правильная (в подписях на соборе 544 г.) Riyârdašîr, и испорченная (Assemani, III, 2 р. 773; III, 1, р. 127) Râwardašîr, у арабов Rîšahr и Râšahr. Nöldeke, Gesch. d. Pers, 53. 19; Nöldeke, Artachšîr, 46. – Мне известна, по-видимому, и четвертая орфография этого имени: в мартирологии 411–412 г. читается имя: s mšamšnâ d h -š, которое W.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Предполагаю, что эта Medîna лежит на месте древней майшанской митрополии и ставлю её φ и λ против имени Φραθον. – 7. «Хдайяв есть Αδιαβην греческих писателей. – 8. Γαραμαοι у Птолемея. Карка-д-бет-Слок ныне называется Керкук. – 9. Бет-Мадайе ставлю в [ ] и знаком вопроса ввиду Strabo, ις, 1, 8. 1; ια, 12, 4; 13, 8, рр. 739. 736. 522. 525: τ Z γριον ρος ποιε τ διορζον τν Μηδαν κα τν Βαβυλωναν, так что западная граница τς Μηδας – π τς το Z γρο περθσεως, περ καλεται Μηδικ πλη. Этот перевал чрез Загр (у развалин âq-i-Girra), porte du Zagros, лежит под φ ­ 34°24 " 49 λ ­†46°0 " 24 в 7902 саженях расстояния (по воздушной линии) к востоко-юго-востоку (ESE, α­109°51») от Хольвана. Следовательно, хольванская область, περ τ Ζγρον ρος Χαλωντις, по Страбону, причислялась, не к Мидии, а к Вавилонии. Развалины Хольвана близ селения Sar-i-Pûl. I. Бет-Лапат, первенствующая 67 митрополия в церкви персидской. Не библейские воспоминания 68 подняли так высоко авторитет этой кафедры: «Сусиана была вторая область, Гунде-Шапур – второй город в царстве персидском». В бетлапатском дворце нередко шахан-шахи имели свою резиденцию. Это последнее обстоятельство разъясняет, напр., и то, что именно в Гунде-Шапуре казнен был Мани. И св. Шахдост был осужден на смерть в Селевкии, но для исполнения над ним этого приговора был отправлен «в Бет-Хузайе в город Бет-Лапат». В так называемый сирский мартирологий 411–412 г. («Имена господ исповедников и победителей») уже внесены два священномученика – епископа бетлапатские: Гадьяв и Савина, Gad h ya h b h w Sab h înâ 69 . Таким образом, политическая и церковная слава Бет-Лапата при значительном (семь дней пути!) расстоянии этого города от Селевкии послужила мотивом к учреждению здесь митрополии. II. Нисивин, кафедра св. Иакова нисивинского, лишь в 363 г. присоединен к Персии. Уже это одно доказывает, что сирские сказания об учреждении первых четырех митрополий еще при католикосе Папе († 335 г.), по меньшей мере, неточны. Нисивин лежал на северо-западной окраине Персии на весьма значительном расстоянии 70 от Селевкии (едва ли менее 18 или 19 дней пути).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

(О не произносимом «y» ср. Хр. Чт. 1899, I, 334, прим. 11) – Лашум, Lšûm. τ Λασουμν κτμα το Βηγαρμεν (Hoffmann, Auszüge, 274. 273), епископская кафедра в Бет-Гармай, ныне Ласим. Только на карте Черника (Ergzhft. 44, Tafel 3) нахожу я Lasim. Перевожу его положение на карту Киперта и получаю след. координаты по Киперту: По воздушной линии Ласим лежит в 2774 саженях на юго-запад-к западу (SWgW, α ­ 237°31») от Таука, в 18231 саж. к югу (S, α=180°10 " 0«,724) от Керкука (Карка-д-Бет-Слок). – Элия нисивинский, на основании церковной истории Мики и церковной истории Алахазки, dh Alhâz e khâ, под 907 г. (окт. 595-сент. 596, respectiue под шестым годом Хосрау II, 26 июня 595–24 июня 596) пишет: „в этом [году] поставлен был Савришо, епископ лашумский, в католикоса, в пятый день недели пасхи, dh-pheça т. е. в великий четверток, 19 апреля 596 г. – В богатом деталями рассказе Амру (Assemani, III, 1, рр. 443. 444) сообщаются те же даты: в шестой год Хосрау II Савришо прибыл ко двору „в понедельник на другой день [праздника] осанн“ (т. е. в понедельник страстной седьмицы) и „в день пасхи“, fï-1-yaumil-fiçi (т, е. „великий четверг“) поставлен в патриарха. – Амру сохранил и ту интересную подробность, что собравшиеся для избрания католикоса епископы „оставались у него месяц“, baqiya ъindahu šahr an , следовательно, до последней недели мая. Это подтверждается документально датою X собора: „в месяце ияре [мае] в лето шестое хранимого и блюдомого помощью небесной победителя и героя (ga n bra и милосердого умирителя мира, царя царей Хосрау, в преподобное правление отца отцов и пастыря пастырей, отца нашего блаженного, назорея телом и духом, мар-Савришо, католикоса патриарха, когда были мы собравшись (kuîšîn hwên nau) пред его преподобие, мы, митрополиты и епископы“. – На основании церковной истории Мики под 916 г. (окт. 604-сент. 605) Элия нисивинский пишет: „в лето пятнадцатое Хосрау (23 июня 604–22 июня 605) преставился [Са]вришо католикос в Нисивине граде в месяце аве [августе] в воскресенье“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В третий день пришла очередь многих людей, которых согнали в Карку из разных городов, деревень и провинций – их ожидали вновь придуманные изобретательные пытки. Мы не знаем, насколько сильно собственно монастыри были затронуты указами, которые позволяли населению грабить христиан и привели к их массовому бегству из этой области. Неизвестно также, насколько широкими были гонения в других местах, – источники не дают исчерпывающего списка местностей, где преследования имели место. Мы не знаем даже, были ли казни в других городах области Бет Гармай. Сообщается, что для тел мучеников было отведено специальное здание, называвшееся «домом свидетелей». Оно, согласно источнику, располагалось в Карка Йаздин в области Бет Гармай, однако с большой вероятностью упоминаемый здесь Карка Йаздин находился области Бет Селок. Удивительно, что Хроника Арбела вообще не упоминает о каких-либо неприятностях в этот период. Даже более того, этот источник сообщает нам о совместном обращении епископов Арбела и Карка д Бет Селок к католикосу Баваю с предложением учредить праздник в честь мучеников, пострадавших при Йездигерде. Создаётся впечатление, что в этом предложении были заинтересованы лишь христиане области Бет Гармай. Могло ли это означать, что область не была затронута новой волной преследований? Помимо этих источников, в которых ничего не говорится о новых преследованиях, у нас есть свидетельство истории Карка д Бет Селок. В ней сообщается, что среди тех, кого арестовали и привели из Адиабены, находился сам митрополит Арбела, а также епископы Бет Нухадра и Ма‘алта; они и их спутники приняли мученическую смерть. Согласно этому источнику, епископ Марон установил ежегодное празднование памяти мучеников. С помощью католикоса Бавая (то есть после 457 года) он собрал Собор епископов Бет Гармая и Адиабены, который установил трёхдневное богослужебное воспоминание мучеников. Таким образом, в рассматриваемом документе представлена совершенно иная картина – в первую очередь оказывается, что Адиабена пострадала от гонений. Это сообщение заслуживает нашего доверия: автор говорит, что пользовался документами из митрополичьего архива, то есть приводимые им сведения основываются на фактах.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

южную оконечность их занимает цитадель, Burg; 2. к северу от цитадели лежит дворец Дария I, 3. далее, большая равнина, plateau, и 4. наконец, самый город); но в таком случае непонятно, почему же сирийцы «дом св. Даниила» полагали именно в «ûš» (Себеос, текст 46: š αυš χαλαχι, перев. 51: «в городе Шош»), а не в Шушан-бирте=Шушан-хаб-бира. ббб) или же Шушан-бирта лежала где-либо в другом месте и кто знает? – не на месте ли «больших развалин Sousan»? β) На соборе 410 г. присутствовали и Марута майперкатский (cf. Socr., h. е., VII, 8) и Зука (zuqa) шушский. Следовательно, совсем невероятно, чтобы Марута написал, что развалины города Сус «даже доднесь» засеяны горчицею. (Не вижу оснований предполагать, что агиологический труд Маруты к началу 410 г. был уже написан. Скорее, можно допустить, что именно посольство в Ктисифоне в 409–410 г. и дало Маруте возможность собрать на месте сведения о мучениках персидских). γ) Ат-Табари пишет (Nöldeke, Gesch. d. Pers., 57. 58), что при Шапуре II были построены «в Ахвазе два города, именно Эран-Хурра-Шапур, что значит: «Шапур и его страна», называемый по-сирски Карк (каг χ), и Шуш, город, который он построил подле крепости, где (worin) лежит гроб с телом пророка Даниила». Это известие проф. Нёльдеке исправляет в том смысле, что Шапур II «восстановил», во-первых, Шуш под именем: «êrân-šâhr-šâpûr» («государство Эран-Шапурово»), во-вторых, Карка-д-Ладан [ныне развалины Aïvan-i-Karkh] под именем «êrâu χurrah-šâpûr» («величество Эрана – Шапур. Сам проф. Нёльдеке принимает известие «мученичества Милеса», что Сусы предварительно разрушил сам же Шапур II. Однако, ат-Табари не говорит об этом ни слова. – В свою очередь, в актах св. Шим’она бар-Сабба’е и св. Пусая сказано, что Шапур II (бар-Хормизд) «построил [nota bene – за несколько лет до 28 марта 340 г.!] город Карка-д-Ледан», и что это – «город новопостроенный», mdynta dtayt atbnyt, Bedjan, II, 209. 206, – но нет речи ни о построении Сус, ни об их разорении. δ) Мало того: акты св. Шим’она оставляют читателя под таким впечатлением, что он предрасположен думать, что увенчавшийся в Карка-д-Ледане священномученик, в Карка-д-Ледане же и погребен был – «с честью», b-’îqrâ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

226 Мученики едесские („amôna w-Gûryâ maudyn“ 15 ноября, „abîby maudynût h â b h nûra, исповедание во огне“, 2 сентября=мин. Вас. 15 ноября: θλησις τν γων μολογητν [­ maudyn! ориентализм в выражении] Г ουρα, Σαμων κα Αββου, μαρτυρησντων ν Εδση τ πλει) и нисивинские (после 7 апр.; 30 июля) записаны уже в первой части как „исповедники западные“. Следовательно, „исповедники, убиенные на востоке“, жили восточнее Нисивина, – в пределах парфянско-персидского царства. 227 Даже и акты св. Симеона не во всех подробностях достоверны. Напр., Bedjan II, 131: „мар-Шимон, архиепископ и католикос церкви востока, который первый в земле восточной просиял в добром свидетельстве Божием, и Гаддъяв и Савина, епископы бет-лапатские, и Йоханнан, епископ хормизд-ардширский, и Болида, епископ прат-д-майшанский, и Йоханнан, епископ карка-д-майшанский, и девяносто семь пресвитеров и диаконов и Гухшатазад, глава евнухов, – которые вместе с блаженным Шимоном увенчались в добром свидетельстве Божием“. Два епископа бет-лапатские пострадали вместе со св. Симеоном! Это самоочевидная историческая невозможность. Если и Гаддъяв, и Савина были, действительно, епископы бет-лапатские, то один из них пострадал или ранее (что не очень вероятно) или позже св. Симеона. Вероятно, одним из первоисточников для Маруты (ср. «Хр. Чт.» 1899. стр. 803) был список „исповедников“, подобный тому, которым пользовался составитель мартирология 411–412 г. Копия у Маруты была более исправная (мартирологий читает: „Болида и Бар-Авда, и Йоханнан, епископы прат-д-майшанские“; Марута же называет Йоханнана епископом карка-д-майшанским), но ошибка могла быть и в ней (Савина мог быть одним из епископов бет-хузанских, но не бет-лапатским); и, во всяком случае, это был сводный список всех „исповедников“ первых семи лет гонения (до марта-апреля 346 г., когда † св. Я’ков, пресвитер из Тлаты-Шлилы, men tlt h â šlîlâ), и Марута, вероятно, не всегда умел отличить современников св. Шим’она от исповедников, увенчавшихся в следующие шесть лет гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Н. также упомянут как епископ Шахаркарта в Сирийском Мартирологе (411 г.) среди др. епископов-мучеников. В этом же календаре обозначены имена епископов Иоанна и Шапура, кафедра к-рых находилась в г. Карка-де-Бет-Селох, и пресвитеров Исаака и Папы (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 24, 25). В «Церковной истории» Созомена (V в.) рассказывается о многочисленных епископах, пострадавших при Шапуре II, среди к-рых упомянуты Иоанн, Савор (Шапур), Исаак и Папа ( Sozom. Hist. eccl. II 13). Мученичество епископов Нерсая и Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 194) Мученичество епископов Нерсая и Иосифа. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 194) В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 20 нояб. помещена память Н. и И., а также «прочих, скончавшихся с ними в Персии». Как и в сир. текстах, Н. именуется епископом (без указания кафедры), И.- его учеником. Согласно краткому сказанию, Н. было 80 лет, И.- 85. Вместе с ними пострадали многие, не названные по имени епископы, иереи и проч. духовные лица, а также девы и жены. Все они были подвергнуты пыткам и т. о. приняли мученический венец (SynCP. Col. 241). В сказании об этих святых из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сообщается, что И., один из многочисленных учеников Н., впосл. за духовную добродетель был возведен им в сан епископа. На суде Н. и И. заявили, что даже если персид. шах, 7 раз убив их, сможет потом вернуть их к жизни, то все равно тем самым он не отлучит святых от любви Христовой. После этих слов Н. и И. отрубили головы (PG. 117. Col. 169-170). Сходная заметка содержится в греч. стишном Синаксаре XIII в. (Paris. gr. 1624). По аналогии с сир. источниками в греч. синаксарях и минологиях вслед за сказанием о Н. и об И. следуют заметки о других персид. мучениках, вероятно пострадавших в то же время. Так, в Синаксаре К-польской ц. поминаются Иоанн, Саворий (Шапур), Исаакий и Папий, которые были пресвитерами в г. Вифсалохон (Карка-де-Бет-Селох). Святых схватили и доставили к персидскому тирану на суд за то, что они проповедовали персам Христа и многих отвратили от языческого нечестия.

http://pravenc.ru/text/2564706.html

Монашество стало играть в Церкви заметную роль, оно стало постоянно завоёвывать епископские кафедры, причём даже в важных центрах. В некоторых из этих важных центров, например в Карка д Бет Селок (митрополия Бет Гармай), это происходило достаточно часто. Епископ ‘Акеблаха первоначально был монахом – он предавался подвижнической жизни с 15 лет. Хроника Карка сообщает, что его выдающееся подвижничество и умерщвление плоти столь привлекало людей, что он был избран на епископскую кафедру. Он, очевидно, обладал также и другими положительными качествами: он мог заживлять раны, полученные во время преследований, а также известно, что он отстроил церковь , разрушенную при епископе Ма‘не – для этого он использовал своё наследство, полученное после смерти родителей. Его неверно отождествляли с более поздним епископом, носившим то же имя. Несколько позже мы опять обнаруживаем монаха на этой епископской кафедре. Мар Шаборбераз был монахом монастыря Дайра д ’Авиле и заслужил славу своим подвижничеством. Хронология его служения может быть определена лишь приблизительно. Его предшественником был епископ Акснайа, который правил после Бархадбешаббы, преемника ‘Акеблахи. Сообщается, что после Шаборбераза правил епископ Йоханнан, который мученически пострадал в 446 году при Йездигерде II. Следует отметить также, что появляются епископские кафедры, на которых первыми епископами становились монахи. В русле этой традиции христианизация Мерва связана с его первым епископом – Баршаббой. Он был монахом из Селевкии-Ктесифона и стал вести монашескую жизнь ещё с юности. Он был поставлен в епископы другими епископами в тот момент, когда не было католикоса, поскольку после мученичества Барба‘шмина было невозможно избрать ему преемника из-за гонения Шапура. Время его служения, по-видимому, приходится на промежуток между 355 и 385 годами. Монашеству удалось ещё более расширить своё влияние – из его среды происходили даже некоторые католикосы. Мар Ахай (410–415/6) был до избрания одним из наиболее известных монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006