Закрыть itemscope itemtype="" > «Россия может быть охарактеризована только противоположностями» Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин выступил с докладом на Рождественских чтениях 24.11.2021 804 Время на чтение 5 минут Фото: Петрозаводской и Карельской епархии Вчера в Петрозаводске в онлайн-формате прошел региональный этап XXX Международных Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», сообщил Русской народной линии Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии. Организаторами выступили Министерство образования Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики РК, Карельский институт развития образования, Петрозаводская епархия. В конференции приняли участие священнослужители и миряне, сотрудники учреждений образования, специалисты министерств, представители общественных объединений Республики Карелия. С приветственным словом к участникам обратились Председатель Синодальной богослужебной комиссии, Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, который отметил, что «….завершается год празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. В свое время телеканал " Россия " провел убедительное обсуждение наиболее известных деятелей нашей истории. Цифры всенародного (50 млн. человек) голосования " имени России " говорят лучше слов: из двенадцати деятелей народ выбрал св. князя Александра Невского – первое место, четырех царей и генсека, среди которых такие " крутые " , как Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин. Тут выходит на поверхность современное своеобразие восприятия русской истории. 300-летие Российской империи было в праздник Казанской иконы Божией Матери в этом году. Сам Петр I выбрал эту дату. Московское царство стало империей, а царь – императором. Но это событие прошло в этом году незамеченным, также как и 100-летие убиения последнего Императора Николая II и всей Царской семьи. Последнее событие отметили только созданием одного поганого фильма.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/24/ro...

Слово на Рождество Христово 1912 года и обзор событий 1911 года на страницах православной газеты «Олонецкая неделя» Источник Скачать epub pdf В ушедшем 2011 году Россия поминала П.А. Столыпина, торжественно отмечала столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского и 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Публикация Л.К. Александровой-Чуковой приглашает читателей совершить небольшое путешествие в 1911 год: страницы православной газеты «Олонецкая неделя» рассказывают о важных событиях и проблемах, стоявших тогда перед Церковью , государством и обществом. Статья также знакомит с историей создания газеты и с ее редактором, известным церковным деятелем митрополитом Григорием (Чуковым). Текст приводится в авторской редакции. Дела давно минувших дней… А.С.Пушкин В прошлом ключ нашего будущего – только в нем. Архимандрит Константин Зайцев 3 апреля 1911 г. в г. Петрозаводске вышел первый номер печатного органа Олонецкого совета Православного Карельского братства, еженедельной газеты «Олонецкая неделя». Задачей газеты было православное освещение вопросов политической, церковно-общественной и народной жизни. Инициатива создания газеты исходила от Олонецкого губернатора Николая Дмитриевича Грязева. В январе 1911 г. епархиальный наблюдатель церковных школ Олонецкой епархии, председатель Олонецкого совета Православного Карельского братства прот. Н.К. Чуков записал в дневнике: «На Рождестве Н.Д. Грязев (вновь назначенный Олонецкой губернатор – Л.А.) просил меня поехать с ним в Повенецкий уезд, так как ему хотелось бы на местах ознакомиться с деятельностью Карельского Братства и вообще с положением дела в Карелии. 2 января 1911 г. мы выехали в Повенец, видели местных деятелей, устроили совещание Отделения Братства и затем объехали пограничные приходы Повенецкого уезда, знакомясь со школами, учительским персоналом, священниками… Н[иколай] Д[митриевич] высказал желание, чтобы я обдумал вопрос об издании особого ежемесячного или двухнедельного издания специально для народа, непременно с направлением православно-национальным, где бы давалось и освещение церковных вопросов, и политическое обозрение в национальном освещении, и сельскохозяйственный отдел, наиболее популярный, и окраинные вопросы, и – вопросы и ответы (по сельскому хозяйству), м.б., хроника местной жизни, сообщения из уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках " Валаамской беседы " - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало " Беседы " , несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ( " Карельских чудотворцев " ) из Новгорода в монастырь " Всемилостивого Спаса " - по " утишении военной опасности " , по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение " Валаамской беседы " , известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция " нестяжателей " в известной церковной полемике XVI века.

http://pravicon.com/info-3351

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Удивительный человек, великий молитвенник и глубокий мыслитель Митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину — 70 лет Анатолий Степанов   Андрей Вассоевич   Александр Казин   08:45 23.03.2021 1893 Время на чтение 7 минут Сегодня, 23 марта, выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви, мыслителю, кандидату медицинских наук, кандидату богословия, председателю Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви, митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину (Горянову) исполняется 70 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет дорогого Владыку с юбилеем и желает Божией помощи в его архипастырском служении, духовного и телесного здравия, многая и благая лета! Сегодня мы публикуем интервью митрополита Константина известной петербургской поэтессе и литературоведу Валентине Ефимовской, в котором Владыка рассказывает о своём жизненном пути, размышляет о духовно-нравственном состоянии нашего народа и современных проблемах нашего Отечества.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/ud...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Фрагемент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор во имя св. кн. Александра Невского, Петрозаводск) Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Фрагемент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор во имя св. кн. Александра Невского, Петрозаводск) (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие. Три Муромских преподобных названы в «Описании о российских святых» в списке XVIII в., принадлежавшем П. И. Савваитову: «Преподобные отцы Елеазар, Назарий и Евмений, Иоанна Предтечи Муромского монастыря Олонецкого уезду, новые чудотворцы, родом римляне, быша в лето 7000 июня в 4 день» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193). В другом списке «Описания о российских святых» (труд известен в списках XVIII-XIX вв.) среди святых «града Олонца» указаны только Ел. и Н., о к-рых сообщается, что они были «игумени» мон-ря «Рождества святаго Иоанна Предтечи» (Описание о российских святых. С. 180). Приведенный в данном источнике год кончины Муромских преподобных - 7000 (1492) г.- по всей видимости, не дописан в отношении сотен, десятков и единиц. В агиографической лит-ре XIX-XX вв. на основании свидетельства «Описания о российских святых» Ел., Н. и Ев. были определены как ученики прп. Лазаря Муромского († 1391), пришедшие на Русь, как некогда и сам Лазарь (также называемый «римлянином»), из К-поля. Однако в пространной духовной грамоте прп. Лазаря, имеющей автобиографический характер, среди его учеников Ев., Н. и Ел. не названы (ИРИ. Т. 5. С. 115-129). Наиболее вероятно, что святые жили позднее и не были непосредственными учениками прп. Лазаря. В агиографической лит-ре встречается утверждение, что Ел. и Н. основали в Олонецком у. Иоанно-Предтеченский мон-рь, не упоминаемый в источниках до XVII в. Более вероятным является предположение, что Ел., Н.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Олонецким краем, в древности, называлась длинная полоса северной территории России, простирающаяся в виде треугольника от реки Свири до Кольского полуострова, между двумя громадными озерами: с востока – Онежским и с запада – Ладожским, составлявшая тогда часть Карелии. В последствии из этой полосы образовались три уезда: Олонецкий, Петрозаводский и Повенецкий и весь край стал известен под именем Олонецкого. Местность была пустынная, покрыта дремучими, девственными лесами; население было редкое и то состояло, главным образом из Карелов и Чуди. Несмотря на то, что край этот издавна принадлежал России, до XV века его почти не знали. Изредка приезжали сюда только Новгородские и Финляндские купцы для закупки пушных зверей, да чиновники для сбора царской дани. Что же касается до религиозно-нравственного состояния здешнего населения, то хотя христианство официально существовало здесь и давно, но оно не могло быть прочно и жизненно среди невежественного карельского населения. С покорением Новгорода, при Великом Князе Иоанне III, судьба Олонецкого края несколько изменяется. Начались более близкие отношения между новгородцами и олонецкими карелами. Мало по малу установилось более или менее правильное торговое движение, а вместе с тем началось и умственное развитие края. Но сближаясь с Новгородом, для карельского населения Олонецкого края была опасность заразиться влиянием господствовавших тогда в Пскове и Новгороде ересей и духом неостывшего еще новгородского вольничанья. А что особенно волновало тогда умы народа и беспокоило религиозное его чувство, так это распространившееся мистическое убеждение о близкой кончине мира. Как сильна была эта вера, можно судить уже потому, что Московский митрополит Филипп, в виду сношений новгородцев с Литвой, о поставлении им особого митрополита, писал им, что „в последнее время стоит ли изменять Православию?» Эта вера давала еще больший простор для распространения еретических мнений, и Олонецкий край представлял для этого не неудобную почву. Нужны были особенные средства, чтобы укрепить и поддержать в народе истинную веру и повиновение Православной церкви. В числе этих средств наиболее важными и действительными были именно те высокие образцы христианского благочестия и подвижничества, какие явила собою Свирская обитель в лице Преподобного Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (включал вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, все Приневье и часть юж. побережья Финского зал.), отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия). Православие начало проникать в Карелию вскоре после Крещения Руси. Летом 1227 г. по указанию кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича были крещены карелы, «мало не все люди» (ПСРЛ. Т. 1. С. 149). Корельский городок (впервые достоверно упом. как Корела-Кексгольм в 1295, с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск) постепенно стал крупным духовным центром, в его крепости находился архиерейский дом - на случай приезда Новгородского архиерея. Однако достоверно известно только об одном посещении им отдаленных корельских приходов: в 1419 г. Симеон , архиеп. Новгородский и Псковский, объезжал Корельскую землю, после того как норвежцы разорили в ней неск. церквей и мон-рей, в частности Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . После покорения Новгорода Московским вел. княжеством (1478) Новгородский архиепископ утратил мн. свои земли в Корельской земле, которые стали собственностью вел. князя или были отданы на содержание корельскому наместнику. Незадолго до образования К. и О. е., в 1568 г., была произведена перепись, по результатам к-рой можно судить о приходах и клире - с той поправкой, что в 1570-1597 гг. край был опустошен шведами, затем ускоренно возрождался благодаря освобождению всех жителей уезда на 10 лет от пошлин и налогов (Жалованная грамота, 1 нояб. 1598); особая помощь была оказана Коневскому в честь Рождества Пресв. Богородицы и Спасо-Преображенскому Валаамскому мон-рям (ДАИ. Т. 1. 142-143). В Кореле и ближних селениях-«волостках» помимо 5 городских мон-рей и кафедрального Воскресенского собора с приделом прп. Сергия Чудотворца размещались 7 приходских церквей, а на территории уезда, в 6 погостах (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркиёки, Салми, г. Сортавала и оз. Иломантсиярви (на территории Финляндии)),- не менее 10 церквей (сохр. лишь половина переписи погостов) и 3 мон-ря на Ладоге. При еп. Сильвестре, как указывалось, число приходов значительно увеличилось.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

Темой мероприятия стала православная Карелия. Почетный участник выставки-форума - Сяндемский Успенский женский монастырь Петрозаводской и Карельской епархии. Гости форума узнают о становлении православной веры на Карельской земле, святых подвижниках, известных и малоизвестных храмах и монастырях, о служении их просветительно-миссионерским целям в Карельском крае. На один из дней Форума, 31 января, приходится день памяти св. прп. Афанасия Сяндемского, основателя Сяндемского Успенского женского монастыря. Будет отслужен праздничный молебен с акафистом, пройдет программа памяти преподобного. Все дни мероприятия насыщены событиями: пройдут тематические лекции, беседы, музыкальные программы, встречи, кинопоказы. Насыщенную и яркую программу организуют координаторы проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» (филиал в Санкт-Петербурге). Состоятся встречи с волонтерами, показы фильмов о прошедших экспедициях, телемост с сотрудниками музея-заповедника «Кижи» на тему «Деревянное зодчество Русского Севера. Традиционное плотницкое искусство». Все желающие смогут записаться в экспедиции по спасению погибающих деревянных храмов на русском севере. Во все дни гости Форума имеют возможность прикоснуться к истории Грузинской Православной Церкви и почтить память великого старца Гавриила (Ургебадзе,+1995 г.), чье 90-летие со дня рождения верующие отмечают в 2019 году. Православная делегация привезет святыни из Грузии, а именно: икону святого старца Гавриила (Ургебадзе) и прп. Серафима Саровского, ковчег со святынями грузинского старца. Духовное чадо отца Гавриила, автор фильмов о старце, журналист Константин Церцвадзе проведет цикл встреч и кинопоказов, посвященных удивительному грузинскому святому нашего времени. В часовне ежедневно будут совершаться молебны прписп.Гавриилу Самтаврийскому, в кинозале пройдут показы документальной хроники, сохранившей образ отца Гавриила и воспоминания духовных чад; также в редкой аудиозаписи прозвучит его голос. В программе запланированы встречи с художником-реставратором И.И.Веселкиной на тему «Сохранение и реставрация древних икон, уход за ними в домашних условиях», программа издательства «Царское Дело»: презентация нового издания - книги русского генерала, общественного деятеля и историка А.Д. Нечволодова «Сказания о Русской Земле»; поэтические и музыкальные встречи.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/26/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?), Муромский Успенский мон-рь), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Мурманский (Муромский), Олонецкий, основатель Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря. Источники Основным источником сведений о Л. служит агиографическая Повесть, в к-рой использована редкая для древнерус. агиографии форма автобиографического повествования: в основной части текста рассказ ведется от лица самого Л., в заключительной - от имени его ученика Феодосия. Повесть известна сегодня в 3 редакциях: 1-й Пространной, 2-й Пространной и Краткой (начата во всех редакциях: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы. Се аз многогрешный священноинок Лазарь…»). 1-я Пространная редакция известна в списке XVII в. ГИМ. Увар. 542 (заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия еже есть близ понта окияна моря. Первие составися обитель преподобнаго священноиноком Лазарем римлянином. Списано иноком Феодосием того же монастыря игуменом Святыя горы. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря»; публ.: Барминская. 1989; Крылова. 1995). 2-я Пространная редакция также известна в единственном списке XVII в. (РГБ. Унд. 146; содержит лишь 1-ю половину текста; заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы и Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афонасия еже есть близ понта окияна моря. Духовная грамота священноинока Лазаря. Списано священноиноком Феодосием того же монастыря игуменом»; не опубл., пересказ см.: Филарет (Гумилевский). РСв.). Более широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, известная в 13 списках XVII-XIX вв.: РНБ. Мих. Q. 384; Собр. Волковского молитвенного дома. 88; РГБ. Барс. 553; ИРЛИ (ПД). Перетц. 223; БАН. Собр. В. В. Лукьянова. 220 и др. (заглавия: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега-езера» и др.; опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 115-129). Списки Краткой редакции входили также в старообрядческую (выговскую) рукописную традицию (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 37; ГИМ. Муз. 1510 и др.). Известны и более поздние переработки Повести, вошедшие в Четьи-Минеи Псковского еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3, кон. XIX в.), в «Олонецкий патерик» сщмч. архим. Никодима (Кононова) и др. агиографические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых). Рассказ о гибели В. и И. и их посмертных чудотворениях содержится в «Сказании о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Васссиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев». По наблюдениям О. А. Белобровой и А. Н. Симонова, «Сказание» известно в 3 редакциях: краткой, созданной до 1644 г. (РНБ. Погод. 810, 60-70-е гг. XVII в. ), пространной, значительно обработанной, содержащей вступление, заключение и 5 (в нек-рых списках 7) дополнительных чудес, а также рассказ о посещении мон-ря Петром I Алексеевичем и об освидетельствовании мощей В. и И., известный в неск. вариантах и появившийся в 1-й четв. XVIII в. (один из списков этой редакции помещен в «Памятной книге Пертоминского мон-ря» - БАН. Арханг. Д. 596, 1822 г.). Особая (точнее, проложная) редакция «Сказания» читается в Соловецком Патерике (РНБ. Соф. 452, кон. XVII в.), одним из ее источников был Соловецкий летописец. Представляя собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорус. мон-рей, «Сказание», однако, не сообщает ничего о жизни самих Пертоминских чудотворцев. Известно, что они были монахами Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и учениками свт. Филиппа (Колычева) . Выполняя монастырское послушание, В. и И., а также 5 «бельцов» перевозили известь из устья р. Двины. Их карбас попал в сильный шторм и утонул. Тела святых вынесло волнами на берег в Унской губе (залив в Белом м.). «Сказание» относит кончину преподобных к 1566 г., Соловецкий летописец - к 1561 г. Жители с. Луда, выехавшие на морской промысел, увидели множество ворон там, где лежали тела иноков. Неведомая сила отгоняла птиц от мощей святых, рыбаки обрели их неповрежденными и решили перенести в церковь с. Луда. Из-за сильного тумана рыбаки сбились с пути и пристали к берегу там, откуда отплыли. Ночью им явились во сне В. и И. и повелели положить их «на пустом сем месте, под великою сосною, вышше, противно тогожде места, на немже первее обретосте» («Сказание» пространной редакции. РНБ. Сол. 182/182. Л. 185, XVIII-XIX вв.).

http://pravenc.ru/text/149891.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010