Закрыть itemscope itemtype="" > Какие темные силы разжигают гражданский конфликт в Карачаево-Черкесии 19.06.2021 978 Время на чтение 9 минут Аланский храм Пресвятой Богородицы возле горы Шоана, КЧР. Фото предоставлено EADaily жителем КЧР. На июль в Турции назначен съезд карачаевских и балкарских активистов. Ожидается, что под эгидой турецких спецслужб будет создана международная карачаевско-балкарская ассоциация. Ее задачей, помимо других, будет проталкивание на постсоветском пространстве повестки, которая выгодна пантюркистским и исламистским кругам, но не отвечает стратегическим интересам Российской Федерации. На этом съезде в Турции обещали быть определенные люди из Карачаево-Черкесии. Делегаты из КЧР не преминут рассказать о медленно разгорающемся сейчас в их республике гражданском конфликте, который делегаты сами же и раздувают. Союзником этих сил в КЧР оказалось федеральное российское издание… Союз врага и либерала В середине июня Пятигорскую епархию Русской православной церкви атаковало «НГ-Религии» — приложение к либеральной «Независимой газете» (НГ). В статье «Кавказ защищает своего Бога от РПЦ» заместитель главного редактора НГ Андрей Мельников обвиняет Пятигорскую епархию в том, что она якобы незаконно посягает на аланские храмы в КЧР, не считаясь с интересами нехристианских народов республики. Тайную войну против Пятигорской епархии с мая ведет организация «Конгресс карачаевского народа» (ККН). Яблоком раздора послужили древние аланские храмы в КЧР, о трагическом положении которых год назад сообщало EADaily . 6 мая архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ( Курьянов) совершил православную литургию в аланском храме близ горы Шоана, который в годы существования Аланского царства носил имя Пресвятой Богородицы. «НГ-Религии» сообщает, что литургия прошла при большом стечении русских, осетин, представителей Терского казачьего войска, других прихожан РПЦ и жителей КЧР, которые не исповедуют православие, но их привлекла красивая церковная служба. Иллюстрация: riakchr.ru

http://ruskline.ru/opp/2021/06/19/kakie_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кремль своим молчанием потакает сепаратистским провокациям? В Черкесске по требованию активиста партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Адлера Туркменова снят плакат с изображением Суворова 21.06.2021 2343 Время на чтение 5 минут Фото: Instagram Адлера Туркменова В Черкесске на днях разместили плакат с изображением великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, пишет газета «Завтра». «Никто не ожидал каких-либо громких последствий. Ведь подобные билборды с плакатами из серии " Страна победителей " установлены во многих населённых пунктах России. На них, кроме Суворова, можно увидеть святого благоверного князя Александра Невского, святого праведного воина Феодора Ушакова, четырежды Героя Советского Союза Георгия Жукова и других замечательных сынов Отечества...», – говорится в заметке. «Его случайно заметил депутат Совета Ногайского района Карачаево-Черкесской Республики, член Президиума регионального отделения Социалистической политической партии " Справедливая Россия – Патриоты – За правду " в КЧР, председатель местного отделения партии " Справедливая Россия – Патриоты – За правду " в Ногайском районе КЧР, художественный руководитель РГБУ " Ногайский драматический театр " Адлер Туркменов, – продолжает обозреватель. – Возмущению Адлера Хамзатовича не было границ». По словам члена партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», Суворов является «военным преступником, виновным в уничтожении тысяч моих соплеменников». «Кто додумался повесить его в Карачаево-Черкесии, где ногайцы один из субъектообразующих народов? Обращаюсь к инициаторам этой акции. Уберите! Ногайцам не нужен плакат Суворова в столице нашей республики», – написал он в Instagram. Там же разместил гневное видеообращение: «Это очень сильно меня возмутило... Я обращаюсь к тем людям, которые додумались [разместить плакат] в Черкесске, в Карачаево-Черкесии, где ногайский народ является субъектообразующим народом. Это примерно то же самое, что если бы сейчас поставили памятник Сталину здесь, который депортировал карачаевский народ, или памятник в Чечне Ермолову, который уничтожал, является палачом чеченского народа. Я прошу вас, уберите, пожалуйста, этот плакат. Обращаюсь ко всем. Этот плакат здесь не нужен. Он возмущает всех ногайцев, всю ногайскую общественность».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/21/kr...

Мониторинг СМИ Зачем нужны уроки православия в школах? Новый предмет «Основы православной культуры» обсуждают священники, учителя и чиновники 22.09.2006 17:17 «Комсомолка» уже сообщала, что в школах сразу нескольких регионов с нового учебного года появился еще один дополнительный урок - «Основы православной культуры (ОПК)» (заметка от 1 сентября). До сих пор на сайте http://www.kp.ru/ не утихают споры, читатели оставили более четырехсот сообщений! Мы пригласили на «Круглый стол» специалистов, которые помогут нашим читателям разобраться: что за предмет - ОПК? Кому и зачем он нужен? Где и почему он стал обязательным? Кто и по каким учебникам будет преподавать эту спорную дисциплину? Наши гости - консультант отдела Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Татьяна ПЕТРОВА, завотделом Духовного управления мусульман Европейской части России Арслан САДРИЕВ, сотрудник отдела внецерковных связей Московской патриархии протоиерей о. Александр (Макаров), руководитель общественной организации «Учителя за свободу убеждений» Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ, директор Центра исследования религий РГГУ Николай ШАБУРОВ и православный журналист, диакон о. Андрей (Кураев).  Что такое ОПК? Петрова, Минобрнауки: - Нужно сразу же определиться: в нашем школьном образовании существует федеральный компонент (перечень обязательных предметов. - Ред.). Курса «Основы православной культуры» там нет. Но еще есть набор предметов, которые вводят местные власти по своей инициативе, - региональный компонент. Так,  3 июля этого года Дума Белгородской области приняла закон, по которому школьники со 2-го по 11-й классы 1 час в неделю изучают «Основы православной культуры». Аналогичные предметы есть в каждом втором субъекте РФ. В Кабардино-Балкарии это «Из истории религии», в Карачаево-Черкесии - «Исторические и культурные традиции религии народов Карачаево-Черкесии». То же самое - в Ингушетии, в Чеченской Республике, в Татарстане. «КП»: - Но если предмет добровольный, почему тогда возник скандал? Луховицкий, педагог:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кардоникская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм, Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Замечательна история возникновения как самой Покровской церкви, так и станицы Кардоникской, ныне относящейся к Зеленчукскому району Карачаево-Черкесской Республики. Приведу сокращенный вариант главы из книги " Родословие семьи Саратовских " , опубликованный в " Википедии " . В 1829 году русское командование заложило новую Зеленчукскую оборонительную линию, строительство которой продолжалось до 60-х годов XIX века. В 1858 году были основаны станицы Передовая, Сторожевая, Исправная, в 1859 году - Зеленчукская и Кардоникская, в 1860 году - Преградная. Все они наряду со станицами Баталпашинской, Усть-Джегутинсквй, Красногорской, Невинномысской, Отрадной вошли в состав Хоперского полкового округа и были заселены казаками Хоперского и Волжского полков. Казаки станицы Зеленчукской вместе с казаками станиц Кардоникской, Исправной, Сторожевой, Преградной и Передовой составляли 2-й Урупский полк, сформированный в 1858 году. Царское правительство отводило казачеству роль ударной силы для осуществления своих планов завоевания Кавказа. Постоянно находясь на передовых рубежах, казаки становились закалёнными и опытными воинами, всегда готовыми к походам. Между станицами устанавливались посты, или кордоны, обнесённые рвом и земляным бруствером и имевшие четырёхугольную форму в плане. Название станицы Кардоникской и произошло от именования этого необычного укрепления. Один из бывших жителей станицы Кардоникской писал: «В моих воспоминаниях станица Кардоникская в Карачаево-Черкесии была небольшим, аккуратным поселком. Дома с резными ставнями, широкие улицы, цветущие палисадники, тихая с определенным ритмом и колоритом жизнь. Поражало больше всего то, что соблюдались все традиции, обычаи, обряды. С особой бережностью и аккуратностью относились к казачьей амуниции и одежде. На свадьбах, например, проявлялась вся мощь и красота казачьей обрядности, то, как люди соблюдали каждую мелочь (вплоть до костюмов). Почти каждый день вечерами по улицам ходили казаки и казачки и пели песни. С широким размахом и, как говориться, всем миром отмечали как православные, так и другие праздники. Люди в станице были доброжелательны и миролюбивы, почитали пожилых людей, прислушивались к их советам. В каждом доме были рады любому гостю, не было различия между мусульманином и христианином. Население станицы было дружным и сплоченным, люди помогали друг другу строить дома и обрабатывать землю. Молодежь не стремилась уехать из станицы в город, а наоборот строила новые дома, создавала молодые семьи, которые продолжали соблюдать все традиции, предаваемые из поколения в поколение».

http://sobory.ru/article/?object=11397

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ (Кабардино-Балкарская Республика), субъект РФ, в составе Северо-Кавказского федерального окр. Площадь 12,5 тыс. км. Столица - Нальчик (265,9 тыс. чел. (2010)). География. К.-Б. расположена в центральной части Предкавказья и сев. склона Б. Кавказа. Граничит с Карачаево-Черкесией , Ставропольским краем , Сев. Осетией-Аланией и Грузией . Население К.-Б. составляет 859,8 тыс. чел. (2010), городское - 54,5%. Национальный состав: кабардинцы (57,5%), русские (22,5%), балкарцы (12,7%), турки (1,6%), представители др. национальностей (менее 6%). Административное устройство. Республика разделена на 10 районов, включает 5 городов, 2 поселка городского типа. Религия. Подавляющее большинство населения К.-Б.- мусульмане-сунниты. К 1 янв. 2011 г. в республике действовали 179 зарегистрированных религ. орг-ций: 131 мусульманская (23 мусульм. общины действуют без регистрации), 18 православных (входят в Пятигорскую и Черкесскую епархию РПЦ), 3 католических, 26 протестантских, 1 иудейская. На территории республики имеются 142 мусульм. культовых здания, 18 правосл. храмов и Св. Троицы жен. мон-рь в с. Совхозном, 27 протестантских молельных домов, синагога. В К.-Б. действуют 157 мусульм. священнослужителей, 23 православных, 2 римско-католических, ок. 30 протестантских, 1 иудейский священнослужитель. История Наиболее ранние следы человеческой деятельности на территории К.-Б. относятся к палеолиту: Сосруко, Сос в Баксанском ущелье, стоянка Кала-Тёбе в Чегемском ущелье. Многочисленные археологические находки указывают на непрерывную заселенность горной части К.-Б. Памятники неолита обнаружены в Агубековском поселении, на р. Кенже и в др. местах. Найдены остатки плетневых жилищ и керамики эпохи неолита и ранней бронзы, украшения из металла, относящиеся к кругу кобанской культуры. Эпоха бронзы представлена памятниками майкопской культуры (Долинское поселение, курганы в Нальчике и др.), северокавказской и кобанской культур (Каменномостский могильник, Жемталинский клад), выявлены элементы культуры скифов и сарматов, а также ранних алан. В кон. VI в. местное население попало под контроль Тюркского каганата, в VIII в.- под власть Хазарского каганата. С Х в. территория К.-Б. (наряду с территорией совр. Сев. Осетии и Карачаево-Черкесии) входила в состав гос-ва Алания, принявшего не позднее Х в. христианство. После разрушения в кон. XIV в. аланского племенного союза в результате нашествия на Сев. Кавказ войск Тамерлана произошли радикальные изменения территориально-этнических границ; с этого времени следует отдельно рассматривать историю балкарцев, обитавших в горной полосе К.-Б., и кабардинцев, проживавших в равнинной части современной республики.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Литургия в Георгиевском храме Х века на горе Шоане. 6 мая 2012 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  За оградой храма О практике создания приходской общины Дружная приходская община — всё еще редкость, хотя устроение ее является одной из важных забот для рачительного настоятеля. Некоторыми практическими размышлениями на этот счет с читателями " Журнала Московской Патриархии " поделились представители Пятигорской и Черкесской епархии. Пятигорская и Черкесская епархия объединяет почти половину жителей своего региона (Кавказские Минеральные Воды, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики). Епархия — это сто двадцать приходов (сорок из них — дотационные) и шестьдесят общин. С одной стороны, формирование общин здесь идет достаточно сложно: у людей нет навыка к восприятию друг друга не как соседей, а как членов семьи. С другой стороны, общины создаются без административного нажима, людям предлагают, объясняют и находят отклик. Конечно, увеличивается нагрузка у священников, потому что каждую вновь образованную общину нужно курировать, бывать там хотя бы один-два раза в месяц, оставаться на связи по телефону или электронной почте. Но все понимают, что по-другому не получится. " Мы не изобретаем ничего нового, — говорит в одном из своих выступлений епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, — просто привлекаем внимание людей к вещам естественным настолько, что начинает казаться, что они как-то сами сделаются, по умолчанию. Не принято напоминать человеку о том, что ему нужно дышать, чтобы жить. Вот и община верующих кажется такой же естественной вещью. Но опыт показывает, что человек может искренне молиться и поститься, участвовать в таинствах и одновременно быть совершенно обособленной единицей. Более того, не видеть в этой обособленности никакой проблемы. А значит, проблема есть. И мы пробуем ее решить " . Мы не живем в стерильной среде, где достаточно каждое воскресенье, а также в великие и двунадесятые праздники посещать храм, молиться, соблюдать посты, читать духовную литературу. Достаточно вспомнить Евангелие: " Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике " (Мк. 4, 21).

http://e-vestnik.ru/analytics/pyatigorsk...

  разделы   рассылка  распечатать Николай Митрохин Русская православная церковь и постсоветские мусульмане Источник:  Полит.ру Полит.ру продолжает тему религий в постсоветской России публикацией материалов выходящего в ближайшее время очередного номера журнала " Отечественные записки " , посвященного проблеме ислама в России. В глазах российских мусульман РПЦ предстает выразителем интересов русскоязычного населения и, в отличие, например, от протестантов, пользуется уважением местных светских по своей сути, но не по форме, властей. Взаимоотношения с исламом и мусульманами – важнейший элемент межконфессиональных контактов РПЦ, по значимости уступающий разве что ее взаимоотношениям с католической церковью. Народы, традиционно исповедовавшие ислам, населяют целый ряд регионов внутри России и на ее южной границе. После 70 лет коммунизма влияние ислама ослабло, однако и сейчас в этих регионах существуют развитые мусульманские структуры (порой даже более мощные, чем епархии РПЦ). В некоторых автономных республиках и областях представители местной власти считают себя мусульманами и заявляют о необходимости поддержки ислама. Постоянно увеличивающаяся трудовая миграция мусульман из стран бывшего СССР так или иначе затронула всю Россию: в ней возникла сеть новых исламских общин. Кроме того, в бывших " мусульманских " республиках СССР существует пять епархий РПЦ (три в Казахстане, Среднеазиатская и Бакинская). Хотя общее число приходов в них не очень велико (менее церковным администраторам важно чувствовать, что РПЦ сохраняет свое влияние на всей " канонической территории " бывшего СССР. Партнеры и противники РПЦ в исламской среде Мусульмане в бывшем СССР представлены преимущественно тюрками-суннитами, хотя имеется и один тюркский народ, преимущественно исповедующий шиитское направление ислама (азербайджанцы). В России наиболее многочисленным мусульманским народом (и вообще вторым по численности после русских) являются татары. Большая группа татар, насчитывающая не менее 500 тысяч, живет в Москве и Санкт Петербурге, однако главным образом этот этнос сосредоточен в центральной и нижней частях бассейна Волги и на южном Урале. Там же расселены и родственные татарам башкиры. Меньшие, но все же значительные группы татар (имеющие самостоятельные названия) живут в Сибири, украинском Крыму, Белоруссии, Литве. Хотя в бассейне Волги тюркское население в значительной степени перемешано с русским и другими народами, именно здесь существуют две квазимусульманские автономные республики – Татарстан и Башкортостан. Еще один российский мусульманский регион – Северный Кавказ, где проживают в основном малочисленные, по российским масштабам, горские народы. Самый крупный из них – чеченцы (около одного миллиона человек). Из шести северокавказских автономных республик – Дагестана, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи – реальное влияние ислама испытывают только три первые.

http://religare.ru/2_7411.html

Во многих обителях России, разоренных почти до основания, обескровленных в прошлом столетии, возобновилась молитвенная жизнь. На разных этапах возрождения находятся наши монастыри: у кого-то завершен период строительства стен и зданий и все внимание уделяется духовной жизни насельников; кто-то – пока лишь в начале пути и переживает трудное время. Время это, несмотря ни на что, изобилует радостью потому, что свершилось главное – монашествующие обитают у себя дома, в родных монастырских стенах, где нужно и можно устраивать жизнь так, как устраивали ее предшественники, жертвенно служившие Богу и ближним. Но есть и печальные факты, когда монастырь находится в ведении государственной организации, например, музея, и «музейные объекты» охотно посещают экскурсионные группы, туристы. А монахи там часто оказываются «на птичьих правах». Алания стала первым государством на территории нашей страны, принявшим христианство от Византии Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс называют одним из самых крупных памятников древнехристианской культуры в Карачаево-Черкесии. Наиболее известным его объектом является Аланское городище VII-XIV веков. Здесь когда-то располагалась столица Алании ­– город Магас или Маас (история не сохранила его точного названия), а Алания стала первым государством на территории нашей страны, принявшим христианство от Византии за несколько десятилетий до Крещения Руси. Игумен Григорий (Бочаров), член нынешней монашеской общины, состоящей из трех человек, заметил, что должно было пройти продолжительное время, чтобы небольшая группа греческих миссионеров, небольшая группа христиан дала такие плоды – Аланскую епархию, которая позже, в 997­­– 998 годах, получила ранг митрополии и заняла в списках кафедр Константинопольского Патриархата 61-е место, сразу после Киевской. «Вот этот храм в честь пророка Илии, где с 1995 года совершаются церковные службы, предположительно самый древний из всех храмов городища. В долине реки Большой Зеленчук их было около двадцати, но сохранились только три: Северный, Средний и Южный. (Георгиевский, Троицкий и Ильинский). После нашествия татаро-монгол жизнь в этом крае угасла: часть алан была уничтожена, перебита; часть укрылась в горных ущельях, но так как плотность населения в горах резко возросла и люди не могли прокормиться, многим из них пришлось эмигрировать. Аланы рассеялись по лицу всей земли, вплоть до Северной Африки. А это место пришло в запустение», – с грустью продолжил рассказ отец Григорий.

http://pravoslavie.ru/111874.html

Выступление министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях 17 февраля 2009 г. 11:40 Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя — воспитания и просвещения российской молодежи — за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как «Духовно-нравственная культура». Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов («История православной культуры земли Смоленской», «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики», «Духовное краеведение Подмосковья», «Православие и казачество» (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий.

http://patriarchia.ru/db/text/561193.htm...

Епископ Владикавказский и Аланский Герасим ЖМП 9 сентябрь 2022 /  21 сентября 2022 г. 13:00 Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» К 1100-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия , какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим .  PDF-bepcuя. Год юбилея — Ваше Преосвященство, какое значение юбилей крещения Северной Осетии имеет для всей Русской Православной Церкви? — Владикавказская епархия — наследница Аланской кафедры, которая является древнейшей (не считая Крыма) в России. Когда-то ее каноническая территория простиралась гораздо дальше нынешних границ Северной Осетии, о чем свидетельствуют уцелевшие православные храмы в Карачаево-Черкессии, Кабардино-­Балкарии, Чечне и Ингушетии. Аланский народ принял христианство в первые десятилетия X века (917–922), при Патриархе Константинопольском Николае I Мистике. Территории, вошедшие в XVIII веке в состав России, были просвещены светом Христовой истины и благодаря влиянию византийской цивилизации приобщились к христианской культуре. Можно сказать, что Русская Православная Церковь в определенном смысле наследница духовного богатства средневековой Алании. Сегодня Северный Кавказ в общественном сознании традиционно связан с мусульманством. Но исследователи единодушны: исламизация Кавказа началась намного позже — в XVI–XVII веках, к тому времени христианство существовало здесь уже более пяти веков. И одна из задач нашего юбилея — донести эту мысль до людей. — Какое участие в торжествах примет Владикавказская епархия? Кто приглашен из высоких гостей?

http://e-vestnik.ru/church/episkop_vladi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010