Вмч. Георгий Победоносец. Роспись кафоликона. XVI в. Вмч. Георгий Победоносец. Роспись кафоликона. XVI в. Роспись кафоликона была начата в 1544 г. В конхе алтаря мастер Антоний написал образ Богоматери в молении; ему же приписывают часть росписей в наосе. Другой мастер, работавший над росписью, получил вознаграждение от вельможи Константина ворника и его брата Радула; роспись певниц была оплачена Милманом, к-рый упоминается также как «новый основатель». Н. П. Кондаков отмечал «критский пошиб» этих росписей, их хорошую сохранность и малую степень записей. Над входом (зап. стена) изображен Спас Недреманное Око, выше сцены - «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы», в состав последней включен эпизод с Афонией, но большую часть изображений составляют «портреты» святых (преимущественно преподобных) в рост, погрудно и в круглых медальонах. На сводах расположены композиции Страстного цикла, в рукавах планового креста - композиции «Крещение», «Сретение», «Положение во гроб», «Воскресение» и «Тайная вечеря». На вост. стене кафоликона - сюжеты чудес Христовых, в конхе апсиды - Богоматерь с Младенцем, ниже - Евхаристия и святители, на сводах алтаря - композиции «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Трапеза в Эммаусе», «Чудесный лов рыбы». Программа росписей, по мнению Г. Фустериса, восходит к образцам визант. времени, об этом свидетельствует размещение на триумфальной арке (над вост. колоннами) фигур арх. Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение». Уникальное расположение композиций «Тайная вечеря» в юж. хоре (певнице) и «Оплакивание» в северном исследователь объясняет тем, что фрески XVI в. повторяют предыдущую роспись, возможно, XIV в. «И услышал я иной голос с неба» (Откр 18. 4). Роспись экзонартекса старого кафоликона. 1633–1654 гг. «И услышал я иной голос с неба» (Откр 18. 4). Роспись экзонартекса старого кафоликона. 1633–1654 гг. В окт. 1564 г. мон. Феофан расписал лити (притвор) на пожертвование от «архонта» из Н. Валахии Никумана и его жены Агги; по описанию Кондакова, роспись включает менологий на сент.-февр.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Значение творчества Ушакова для русского искусства XVII – начала XVIII века оценивалось неоднозначно. Г. Филимонов, еще в конце XIX века посвятивший Ушакову большое исследование, считал, что значение художественной деятельности Ушакова состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи . И.Э. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась» . Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Так, Э.С. Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья» . Нам также представляется, что художник не переступил ту грань, которая отделяет иконопись от живописи. В заключение необходимо сказать, что Ушаков был сильной личностью и человеком своей эпохи, который организовывал труд огромной мастерской и у которого оставалось время для собственного творчества. Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. С. 5. В Москве: 1642–1643 гг. – роспись Успенского собора, 1652 г. – Архангельского собора, 1644 г. – Ризоположенской церкви (все три – в Кремле), 1653 г. – роспись церкви Троицы в Никитниках. Во Владимире: 1647–1648 гг. – роспись Успенского собора Княгинина монастыря. В Ярославле: 1640 г. – роспись церкви Николы Надеина. В Ярославле: 1680–1681 гг. – роспись церкви Илии Пророка, 1683 г. – церкви Рождества Христова, 1691 г. – церкви Николы «Мокрого», 1692–1694 гг. – церкви Богоявления, 1694–1695 гг. – церкви Иоанна Предтечи в Толчково. В Костроме: 1685 г. – роспись собора Ипатьевского монастыря. В Вологде: 1686–1688 гг. – роспись Софийского собора. В Романове-Борисоглебске: 1680–1690 гг. – роспись Воскресенского собора. Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания//Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6. С. 52.

http://pravoslavie.ru/770.html

Живопись стен кафоликона (1532-1537) в интерьере и по фасаду ставит церковь М. в один ряд с известными церквами Сев. Молдовы XVI в., целиком покрытыми настенной живописью - явлением, впервые возникшим здесь в истории церковного искусства. Различие стилей фресок дает возможность предположить, что в росписи М. участвовали неск. мастеров. Внешняя роспись сохранилась лучше, чем в других мон-рях Буковины, особенно на юж. и вост. фасадах. Роспись М. подробно освещает события ВЗ и НЗ, ее часто называют библией для неграмотных. Храм был расписан группой художников под рук. мастера из Сучавы Фомы (Томы). Характерной колористической особенностью фресок является преобладание синего, красного и желтого цветов ( Nicolescu. 1965. P. 17-19). Взаимодействие между архитектурой и внешней живописью характерно для всех церквей Молдавского княжества, имеющих наружную живопись. Роспись фасадов М. повторяет роспись интерьера церкви и соответствует 2-частному делению храма: алтарь с наосом и притвор с пронаосом и усыпальницей (интерьер), пространство от колонн притвора до контрофорсов зап. стороны апсид и апсиды (фасады). Роспись на фасадах Осада Константинополя. Роспись наружной стены кафоликона. 1537 г. Осада Константинополя. Роспись наружной стены кафоликона. 1537 г. Посвящена Небесной и земной Церкви. По всему периметру стен под крышей расположено 105 ниш, в каждой помещено изображение ангела; эти изображения составляют верхний регистр росписи. Живопись на апсидах представлена еще 4 регистрами с образами святых. На юж. фасаде сохранилась фресковая надпись - 24 строфы гимна ( Nicolescu. 1965. P. 24-25). На поверхности стен наоса и усыпальницы изображены 4 цикла: на южном фасаде - «Акафист Благовещению», «Древо Иессеево», на северном фасаде - «Житие Пресв. Богородицы», «Учение 12 апостолов». Там же помещена наиболее известная фреска - «Осада Константинополя», объединившая 2 исторических события: осаду К-поля язычниками (626) и его падение (1453). На фреске изображено внутреннее положение города во время осады: видны процессия, возглавляемая императором и императрицей в сопровождении клириков; народ, молящийся о победе; воины на стенах крепости; противостояние воина и главы турецкой кавалерии; бушующее море; огненный дождь, изливающийся с небес на османскую армию; предстательство Пресв. Богородицы, защищающей крепость (Ibid. P. 21).

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Свт. Василий исцеляет больных Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Св.Иоанн Креститель Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Прп. Сисой Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Свмч. диакон Аввакум Биелина. Дерево с нерукотворным образом Спасителя Монастырь Драгалевац В селе Верхний Драгалевац находится монастырь во имя святого архангела Гавриила. Когда-то в этом местечке было несколько деревянных церквей, первая из которых появилось в начале XIV века. Нынешний, каменный, храм – уже четвертый по счету. В монастырском дворе находится камень из алтаря, найденный в 1992 году, на котором указана дата – 1310 год. Современный храм был освящен на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1909 года митрополитом Евгением (Летицей). Монастырский храм посвящен апостолам Петру и Павлу. Помимо церкви в монастыре сохранился старинный дом, служивший монастырским корпусом еще во времена турецкого владычества. Сейчас рядом с церковью расположены новые приходской дом и монастырский корпус с зимней церковью. Капелла расписана фресками мастерами из мастерской Петра Билича из Белграда в 2004 году. Решение об образовании здесь женского монастыря было принято в 1985 году. Монастырь Драгалевац. Престольный праздник Монастырь Драгалевац. Алтарь Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Драгалевац. Во время Божественной литургии Монастырь Драгалевац. Божественная литургия. Епископ Зворницко-Тузланский Василий совершает священническую хиротонию Монастырь Драгалевац. Божественная литургия. " Аксиос " Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Престольный праздник в монастыре Драгалевац Престольный праздник в монастыре Драгалевац. Дети отца Зорана

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

И в этом Тутаеве было не меряно икон. Сразу после больницы он мне продал несколько и пригласил с собой. Мы поехали. Городишко – чистая деревня. Несколько каменных купеческих домов, остальное все – деревянное. Но храмы! На одной стороне Волги полдюжины, на другой – один, но какой! На высоком подклете, пятикупольный. Век семнадцатый, если не шестнадцатый. Я его изображение видел в немецкой энциклопедии. А на другой стороне – церковь с шатровой колокольней, как с картины «Грачи прилетели». Красота! И вот в этой красоте я наладил свое дело. Несколько лет жил безбедно. Берешь икону за 50 рублей. Продаешь за 500 долларов. А мой тутаевский агент поначалу покупал по деревням. Потом собрал молодняк, и стали они иконы красть. Нескольких человек поймали. Я затихорился. Перестал туда ездить. Но тут с маманей вышла история. Мне позарез нужны были деньги, и я взял из ее шкатулки один камешек. Самый неприметный – в два карата. Ну и продал его маклаку. Оказалось, он был какой-то немыслимой огранки. Маклак сразу его продал и наварил кучу денег. Маман туда-сюда, а камешка следа не найти. В ювелирном мире его знали. Его то ли француз, то ли итальянец знаменитый огранил. И, конечно, он ушел с концами. Маманя моя без тормозов меня в ментуру. И началось. И Тутаев на повороте выплыл, и другие мои подвиги… В общем, дали мне семеру – семь лет строгача. Валютные операции и прочие замечательные действия. Но главное в другом. Со мной сидел один старичок. Он занимался самиздатом. На плохонькой бумаге печатал религиозную литературу. И пишущей машинкой не брезговал. Сам печатал и народу раздавал. Вот как коммунисты боялись слова Божиего: посадили бедного вместе с убийцами, ворами и валютчиками. Вот он-то мне и мозги, и душу поставил на место: «Как же ты мог торговать святыми иконами и не почувствовать, с чем и с кем имел дело?! Неужели у тебя душа ни разу не дрогнула?» – спрашивал он меня. А у меня не то что не дрогнула, а такое в ней, родимой, творилось… Лучше не вспоминать. Я это дрожание по-своему усмирял: после каждой удачной сделки пускался я во все тяжкие.

http://pravoslavie.ru/59558.html

Как раз тогда я стала выполнять послушания как сестра милосердия на Московском подворье Валаамского монастыря. Особенно мне нравилось кормить людей около Белорусского вокзала. Туда приходили не только алкоголики. Были и семьи с детьми, и малоимущие московские старики и одинокие мамы. Приготовишь кашу и чай на 150 человек, раздашь и так хорошо! Дома готовить на свою семью одно удовольствие. Люди спрашивают то обувь, то свитер, то пальто, поэтому мы стали раздавать то, что приносили прихожане. Отдавать вещи мне было мало, я старалась организовать сбор и перевозку одежды и обуви тем, кому надо, особенно подальше от Москвы. В банке, где я работала, организовали внутреннюю рассылку по конкретным ситуациям, нуждам и мечтам наших подопечных, выделили место в столовой для сбора вещей. Это можно делать в любом учреждении, бизнес-центре. Люди откликались, приносили обувь, одежду, разгребали домашние завалы и антресоли, отдавали мебель. Сами сотрудники возили собранные вещи в регионы. Это был прекрасный элемент внутренней коммуникации сотрудников, проявляющий внутренние качества, объединяющий сотрудников банка вокруг хорошего дела. Тут как раз у меня появилась новая квартира, приобретенной чудным образом через молитвенное обращение ко святой блаженной Ксении. Про себя я считала эту квартиру Домом милосердия во имя святой блаженной Ксении и пока не вышла замуж, селила в ней всех, кто, по моему мнению, в этом нуждался. Истории были разные, иногда с искушениями. Однажды один человек украл дорогое кольцо, с бриллиантом больше карата. Но чаще все оканчивалось хорошо. Мне хотелось не просто накормить детей и напоить их чаем, дав кров на некоторое время, но помочь семье наладить нормальную жизнь со своим жильем, с работой, с хорошим образованием для детей. Вскоре я поняла, что некоторым моим подопечным помочь было нельзя, они сами не хотели менять цели и образ жизни. Есть такие люди перекати-поле. Там пожил, там попользовался. Удобно. А потребительства я не могла терпеть. Но позитивных результатов было больше. Сложные жизненные ситуации разрешались, семьи сохраняли детей, покупали дома, находили работу.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/01/...

Соборные устремления начала XX в. нашли горячий отклик в Смоленской епархии. Проводились собрания для избрания членов Всероссийского Поместного Собора. Но революция и события, последовавшие за ней, в корне изменили ситуацию в церковной жизни. «Смоленские епархиальные ведомости» уже 17 марта 1917 г. с горечью сообщают о нападках на духовенство в печати и на местах. Церковь старалась укрепить свою паству. Были созданы Епархиальный комитет помощи жертвам войны со столовой, Смоленский союз законоучителей, который выпускал журнал «Религия и школа», Общество вспомоществования учащимся в семинарии. Разрабатывался проект объединения духовенства и верующих православных людей. 12 декабря 1917 г. прошел епархиальный съезд, который принял решение об открытии викариатств в г. Дорогобуже и Вязьме. В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 г. начинают закрываться монастыри и церкви. В 1933 г. был закрыт Свято-Успенский собор, а через год в нем устроили антирелигиозный музей. 22 февраля 1922 г. был опубликован Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане смоленских храмов решили собрать деньги, чтобы предотвратить разорение церквей. Но декрет начал действовать. По весьма неточным, заниженным данным только в Смоленске было изъято почти 20 фунтов золота, 312 пудов серебра, 5 пудов меди и 2 бриллианта в полтора карата каждый. Верующие и священнослужители, пытавшиеся остановить осквернение храмов, были переданы военному трибуналу. Широкую огласку получило «Смоленское дело». Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 г. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро — к расстрелу. С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208856...

В конце февраля 1922 г. по требова­нию новой власти в Вознесенской церкви составлена опись церковной серебряной утвари, включающая 81 предмет. Среди них: «образ Вознесе­ния Господня в серебряной позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Богоматери „Всех скорбящих радость“ в серебряной позолоченной ризе с та­кими же венцами, образ Покрова Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с такими же венцами, образ Предтечи вместе с апостолом Павлом, свв. Николаем и Дмитрием Ростов­ским, риза на образе серебряная вызо­лочена с такими же венцами, стразами и камнями, образ Господа Вседержите­ля в серебряной ризе, образ Распятие Спасителя вызолочен, образ Спасите­ля в серебряной ризе, образ святого Архистратига Михаила в серебряной ризе, образ Корсунской Богоматери в серебряной ризе, образ Казанской Божией Матери в серебряной позолочен­ной ризе с камнями (с бриллиантовой звездой с большим бриллиантом в 2 ка­рата и малыми по 1/8 карата, которые были изъяты 13 марта 1922 г.), запрес­тольный образ Казанской Божией Ма­тери в серебряной вызолоченной ризе, икона Спасителя в серебряной вызоло­ченной ризе с камнями и таким же вен­цом, Георгия Победоносца в серебря­ной вызолоченной ризе, икона „Плач Богородицы“ в серебряной вызолочен­ной ризе, икона двунадесятых празд­ников в серебряной вызолоченной с эмалевыми украшениями ризе, икона Скоропослушница в серебряной вызо­лоченной ризе, икона Тихвинской Бо­гоматери в серебряной вызолоченной ризе икона великомучениц Варва­ры и Екатерины в серебряной ризе, икона „Всех скорбящих радость“ в се­ребряной ризе, икона Божией Матери „Взыскание погибших“ в серебряной ризе». Кроме того, в опись были вклю­чены 4 серебряных позолоченных кре­ста, три серебряных ковчега, два из ко­торых украшены стразами и вызолоче­ны, две дароносицы серебряных с по­золотой, 4 потира серебряных с позо­лотой и серебряные приборы к ним (дискосы, звездницы, лжицы, тарелоч­ки), два Евангелия с серебряными крышками, два — с серебряными на­кладками, два кадила серебряных, 16 лампад серебряных, стаканчик сереб­ряный вызлащенный и т. д. "

http://sobory.ru/article/?object=36617

П. была расписана дважды. Первоначальная роспись - очевидно, современная постройке церкви - покрывала 1-й слой штукатурки. В нижнем регистре юж. стены сохранилась муж. фигура с воздетыми руками, аналогичная фигурам в церквах мон-рей Ркони и Удабно в пуст. Гареджи . Роспись 70-80-х гг. XII в. покрывала всю церковь. Лучше сохранилась живопись в алтарной части и на зап. стене. В своде, на верхних частях северной и южной стен живопись полностью утрачена. При сильной порче красочного слоя хорошо виден основной рисунок: это дает основание предположить, что рисунок наносился на сырую штукатурку, а дальнейшая роспись осуществлялась в технике секко. Программа росписи традиционна для зальных церквей Грузии и аналогична программе росписи тех храмов, в к-рых наряду с евангельскими сценами представлены житийный цикл патрона церкви и ктиторские изображения. В конхе алтарной апсиды расположен Деисус. Фигура Христа по размерам намного превышает фигуры предстоящих Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Мандорла отсутствует. Христос в левой руке держит Евангелие (текст: « (?)...» (Аз есмь свет миру...)). По сторонам трона (без спинки и подножия) изображены тетраморф и серафим, композицию фланкируют архангелы. Под Деисусом находится заключенный в аркатуру апостольский ряд (12 погрудных изображений в 3/4-ном обороте, апостолы держат свитки и Евангелия). Нижний регистр алтаря занимает святительский ряд (фронтальные ростовые фигуры 10 отцов Церкви и 2 диаконов, святители держат закрытые украшенные камнями книги), отличающийся изысканностью и богатством колорита. Над алтарным окном помещен крест в медальоне (имитация золотого предмета, украшенного жемчугом), под окном - Нерукотворный образ Спасителя. Композицию завершает широкая полоса городчатого орнамента (1,5 м от пола), переходящая на стены основного пространства. Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин В основном помещении роспись также представлена в 3 регистрах: один в своде, 2 - на стенах.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

А. в монументальной живописи было выполнено в 1927 г. в церкви мон-ря св. Наума близ Охридского оз. В белградских газетах от 11 авг. того же года появилось сообщение «Лик императора Николая II в Сербском монастыре св. Наума, что на Охридском озере», в к-ром говорилось, что приглашенный для росписи храма рус. художник и академик живописи С. Ф. Колесников написал образы святых в 14 медальонах. Работа над 15-м образом началась только после того, как в медальоне как в видении художнику явился скорбный лик императора. Уже утром следующего дня Колесников написал погрудный образ Н. А. в горностаевой мантии без головного убора: «Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз близко видел покойного государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся у меня в памяти. Я закончил работу и этот портрет-икону снабдил подписью: «Всероссийский император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства»» (Николай II в воспоминаниях и свидетельствах. М., 2008. С. 202-203; роспись не сохр., ил. см.: Православная жизнь//Прил. к ж. «Православная Русь». Jord., 1962. 7. С. 3-4). Роспись церкви мон-ря св. Наума Охридского, Македония. 1927 г. Худож. С. Ф. Колесников. Фотография. 30-е гг. XX в. Роспись церкви мон-ря св. Наума Охридского, Македония. 1927 г. Худож. С. Ф. Колесников. Фотография. 30-е гг. XX в. После 1935 г. худож.-эмигрантом из России Н. Ф. Мейендорфом была выполнена роспись ц. свт. Саввы Сербского в Вознесенском женском мон-ре в Жиче (Сербия). Н. А. представлен по пояс, в имп. короне и горностаевой мантии на синем фоне (в плохой сохранности). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Ульцине (Черногория) кон. ХХ - нач. XXI в. поясной образ Н. А. размещен между образами прп. Силуана Афонского и свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского. Миропомазание имп. Николая II на царство. Роспись ц. Царственых страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря. Ок. 2013 г. Миропомазание имп. Николая II на царство. Роспись ц. Царственых страстотерпцев Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010