Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия//Православный палестинский сборник. 1895. Т. XV. Вып. 1 (43 выпуск). Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. Каптерев Н.Ф. Церковно-обрядовые реформы Никона//Богословский вестник. 1908. Т. 3. Карамзин Н. М. История государства российского. СПб., 1830—1831. Т. I—X. Карлович В.М. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. Т. I—III. М.-Черновцы, 1881—1886. Карташев А. В. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П. Б. Струве. Прага, 1925. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. I—II. Кириллов И.А. Третий Рим (Очерк исторического развития идеи русского мессианизма). М., 1914. Кириллов И.А. Правда старой веры. М., 1916. Кириллова Книга: Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиеп. Иерусалимского на ocмiй век (тщанием о. Мих. Рогова). Москва, Печатный Двор, 1644. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV и в первой половине XVI вв. М., 1960. Ключевский В. О. Сочинения. Т. I—VIII. М., 1956—1959. Книга о вере святой истинной и православной и освященной церкви восточной (издана тщанием о. Ст. Вонифатьева). Москва, Печатный Двор, 1648. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина. СПб., 1888 (ПДПИ. Т. LXX). Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование. Киев, 1906. Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. 1881. 9—10. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб., 1906. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I-4. М., 1954-1976. Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина/Ред. С.Г. Томсинский. М.-Л., 1931 Лексинский летописец. См.: Материалы к изучению русского сектантства и старообрядчества/Ред. В. Бонч-Бруевич. СПб., 1908. Т. I. С. 314 и сл. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1895. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1893.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

300 Летописец, описывая эти явления, не раз замечает: «се же знаменье не добро бысть», или: «се же проявляше не на добро». Собран. Русск. Лет. I, стр. 70, 71 Истор. Госуд. Российск. Карамз. II, стр. 71, 100 и 166; III, стр. 242. 301 «Се же бысть за грехи наши, повторяет летописец почти при каждом из этих случаев,… се же наведе на ны Бог , веля нам имети покаяние»…; или: ««и сия видяще знаменья, благовернии человеци со воздыханием моляхуся к Богу и со слезами, дабы Бог обратил знаменья сии на добро». Собран. Русск. Лет. I, стр. 92, 96 и 117. Истор. Госуд. Российск. Карамз, II, стр. 110. 309 Собр. Русс. Лет. I, стр. 176; II, стр. 100. «Сотворися велико зло в Русстей земли, восклицает летописец, якогоже зла не было от крещенья надъ Киевом»… 310 Посему-то в старинных наших песнях народных нередко с Ладо и Лели (доказательства самого жалкого невежества и безрассудства!), воспеваются Пречистая Богородица и Пресв. Троица. См. Русск. простанарод. праздн. Снегирева, част. I. 314 Как известно из церковного правила Митрополита Иоанна и ответов Святителей Новгородских на вопросы Кирика. 316 Собр. Русск. Лет. I, стр. 67. Сюда же относится и свидптельство Митрополита Илариона (1051), который, описывая быстрое распространение в России Христианства, говорит, между прочим: «монастыреве на горах сташя; черноризцы явишася». Прибавл. к Твор. св. Отцов в Русск. перев. II, стр. 241. 318 Вообще сведения о монастырях наших изложены в Истор. Российск. Иерарх. в алфавитном порядке от части 2-й до последней: оттуда мы эти сведения и заимствуем. 319 Подробнее как о начале Киево-Печергкой Лавры, так и о чудесном построении великой Киево-Печерской каменной церкви см. Собр. Русск. Лет. I, стр. 67–69, 79–85, 89 и 254–258, также Описан. К.-Печер. Лавры изд. в 1831 г., стр. 2–14, и с этим снес. весьма важное замечание о времени жизни препод. Антония в Русск. Истор. Сборн. том. IV, стр. 394–409. Москва 1840. 322 См. древнейшую из подлинных княжеских грамот, данную Новгор. Юрьевскому монастырю В. К. Мстиславом на земли и судные пошлины. Карамз. II, примеч. 256 и в прибавл. к Акт. Истор. I, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

910 Пол. Собр. Рус. Лет. IV, стр. 314, 317. Новгород. лет. II и III, стр. 113, 115. Акт. Арх. Экп. I, 353. Акт. Зап. Рос. III. примеч. 25, Карамзин. Ист. Госуд. Российск. IX, стр. 114–115, прим. 380. Изд. Эйнерлинга. Амвросий. Ист. Рос. Uep. I, 228–229 . 911 Акт. Зап. Рос. III, 75, ср. 91, 94, 98. Редактор III т. Акт. Зап. Росс. прот. И. Григорович предполагает, что Варсанофий и Феофан жили в Мстиславле или Могилеве, входивших в состав Полоцкой епархии, а не в Полоцке, принадлежавшем России (1563–1579 г.), где жили московские поставленники (примеч. 51, стр. 11 и 12). Это мнение принимает преосв. Макарий (Ист. Рус. Ц. IX, стр. 392–393). Прот. И. Григорович не допускает междуархиерейства на литовской полоцкой кафедре после Арсения. Преосвященный Макарий допускает некоторый перерыв (там же). Перерыва могло не быть, если московские и литовские поставленники жили в разных городах. В одном городе они не могли жить. Любопытно то, что в 1569 г. из Новгорода отправили священников и дьяконов в Полоцк. Видимо Москва через них думала укрепить свое влияние (П. С. Р. Л. III 163). Раньше, на стр. 39, допущена неточность. Не вся Полоцкая епархия, а лишь один Полоцк переходил к Москве и снова возвращен Литве. 912 Акт. Зап. Рос. III, 127, 152, IV, 6, 7. 22 сентября 1588 года на место Феофана назначен и посвящен архимандрит Пинского Лещинского монастыря Афанасий Терлецкий 7). 914 Арх. Юго-Зап. Рос. т. 1, ч. I Предисл. XVII. Сохранились документы о том, как Феодосий (Лозовский), епископ холмский, штурмовал епископский замок и соборную церковь во Владимире в 1565 г., выгоняя оттуда Иону Красенского, епископа владимирского и брестского (там же 4–5). 915 Там же, 19–24. Отвоевавший Владимирскую кафедру, Феодосий Лозовский под старость «спустил» ее киево-печерскому архимандриту Мелетию Хребтовичу, оставив за собой в аренде богатые архиерейские вотчины. Как он платил условную арендную тысячу польских золотых и действительно ли заплатил их арендатор сразу до смерти, когда должна была прекратиться аренда, про то знали только Феодосий и Мелетий Хребтович. Нашелся было у Хребтовича совместник пан Станислав Жолкевский, суррогатор бельзский, раньше получивший от короля Стефана жалованные грамоты и листы на Владимирскую и Брестскую епархию. Но пан-шляхтич уступил свои права и епископию Хребтовичу, заплатившему хорошую отступную, или, как выразился сам Жолкевский, «досыть ему учинил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

376 Означенные слова и сведения взяты из грамоты к Новгор. владыке 2 июля 1854 г. (Acta Patriarch Constantinop. 1:348). Истор. Русск. церк. митр. Макария т. IV стр. 37, примеч. 45. 377 Истор. Русск. д. митр. Макария т. IV стр. 38 и 39 и примеч. 46. Выписка из той же грамоты к Новгород. владыке. 378 Новг. I лет. под 6649 стр. 80 и 81. Указанное посещение Новгорода митрополитом Феогностом было при архиеп. Василии, а потому оно не могло быть поводом к жалобе на него со стороны св. Моисея, да и Феогноста, когда в 1353 г. отправлялось посольство в Царьград, уже не было в живых, и, след: совершенно правдоподобно, что жалоба приносилась патриарху по воле Новгорода, которой влад. Моисей был не более, как невольный исполнитель. Так, вероятно, думали и царь, и патриарх, прислав владыке Моисею жалованную грамоту и кресчатые ризы. 379 Новг. 1 лет. под 6862 г. стр. 86. «Приидоша послове, сказано в летописи, архиепископа Новгородского, владыкы Моисиа от Царяграда, и привезоша ему ризы хрестьчаты и грамоты, с великым пожалованием от царя и патриарха, и златою печатью». Новгород. IV лет. стр. 62. 380 Новг. I лет. под 6863 г. стр. 86. В Новг. III лет. стр. 228 построение ц. Знамения показано под 6862 г. Там сказано: «поставлены быша две ц. каменных: Знамение Пресвятей Богородицы, на Ильине улицы, повелением владыки Моисея и всего Новгородского сонмища людей, после чудеси спустя 185 лет, и тогда молитвами Пресвятыя Богородицы, велие чудо сотворися в великом Новеграде, что Новгородские людие рыбу руками имаша у брега, сколько кому надобно». 381 О построении свят. Моисеем многочисленных церквей см. Новг. III лет. стр. 228 под 6862, 6863, 6864, 6865 и 6867 годами; сн. Новг. 1 лет. стр. 86. 383 Описание рукописей Синодальной библ. стр. 221, 251, 352. Извест. акад. наук VI, 277, 278 Вероятно, при свят. Моисее писан и служебник деревяницкого монастыря XIV в. Извест. акад. VI, 314. Смотр. Русск. святые Филарета архиеп. Чернигов. за месяц январь стр. 115 и 116, и прим. 136. 385 Полн. соб. л. т. IV, стр. 63 под 1358 г.; сн. Никон. л. III, 21 и примеч. 390 к IV т. Истор. Карамз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иосиф, архиеп. 189 Иосиф Болгаринович, еп. 144 Иосиф Волоцкий 67, 71, 74, 108, 109, 110, 111, 120, 121, 123, 158 Иосиф Волчанский, епископ 356 Иосиф Нелюбович-Тукальский, митроп. 256, 257 Иосиф Петровых , митроп. 431, 433, 434, 435, 438, 439, 440, 496, 497 Иосиф Руцкий 243 Иосиф Самабелли, архиеп. 373 Иосиф Семашко , архиеп. 360, 361 Иосиф Тризна, игумен 250 Иосиф Шумлянский, епископ 257, 258 Иосиф, архиеп. 428 Иосиф, архим. 205 Иосиф, протосингел 65 Иосиф, прот. 398 Иосиф 89 Ипатий Гангрский, епископ 41 Ипатий Поцей, епископ 239, 243 Ипполит Римский 115 Ираклий Лисовский, епископ 359 Ирвинг Э. 345 Ирина, муч. 92 Ирина, царица 84, 151, 157 Иринарх, епископ 362 Иринарх, преп. 175 Ириней Клементьевский , епископ 313 Ириней Фальковский, епископ 313, 314, 317 Исаак Комнин, император 44 Исаак Сирии 339 Исаакий, епископ 133 Исаакий, преп. 98 Исаакий Безмоленик 106 Исаакий Далматский, преп. 293 Исаакий-Затворник 100, 101 Исаакий Оптинский 336 Исайя, митроп. 263 Исайя, свят. 13,87, 119, 127 Исайя Копинский, митроп.246, 247, 248 Исайя Трофимович 249 Исайя, старец 330 Исидор, митроп. 58, 59, 60, 61, 62, 73, 170, 171, 175, 281 Исидор Никольский , митроп. 280, 281 Исидор Юрьевский, свящмуч. 292 Истомин Феодор, свящ. 371 Иулиания, княгиня 51, 136 Иулиания Лазаревская 221 Иулиания (М. Н. Соколова) 464 Казимир, князь 65, 138 Казимир, король 51, 62, 143, 144, 252 Казы-Гирей, хан 157 Калинин 415 Калиновский А., свящ. 414, 416, 419 Калита Иоанн, князь 49, 93, 149 Калишевский 299 Каллист III, папа 62, 63 Каллист, еп. 187, 188 Каллист, игумен 254 Калмыков Петр 344 Калмыкова Лукерья 344 Канут IV, датский король 134 Каптерев, проф. 182 Капустин Савелий 342, 343 Караевский А. 281 Карамзин 65, 66, 77, 121, 130, 150 Карл IX, король 166 Карпов Г. 443 Карпович Леонтий 246 Карташов А., проф. 5, 6, 67, 68, 84, 99, 101, 191, 215, 252, 271, 274, 337, 469 Кассиан, епископ 77 Кастальский А. 298 Касторский 299 Катырев-Ростовский И. М. 150 Каэтан Солтык, бискуп 357 Киприан, митроп. 31, 32, 42, 52, 53, 54, 55, 56, 90, 91, 108, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киприана (Рус. Ист. библ., VI, 263). На Афоне недвижимая собственность существовала (Тр. Киев. Д. акад. 1873, 1, стр. 55), в известных размерах (Павлов, 88, пр. 2). Афонские монахи в 1552 г. говорили: «Мы сел не имеем, но сами делаем винограды и землю копаем» (Карамзин, VIII, пр. 587) 1628 Прение (Чт. в Общ. ист. 1847, 9) М.Н.Сперанский, Перевод. сборники изречений, М. 1904, стр. 456, 565, 0141–243 1630 Матер. для ист. Стоглава (Лет. рус. литер. V, 137–144), с. 140 – выписка о монастыр. имущ. из «Собрания» Вассиана и Макарий, VIII, 159 1632 Розенкампф, 13 и д.; А.С.Павлов , О Кормчей инока кн. Вассиана Патрикеева (Учен. зап. Казан. ун. 1864; 1, с. 489–498); Секуляризация церковн. имущ., 72, пр. 1 и 2 и 129, прил. 3 (о списках Кормчей и его «Собрания») 1633 Чтен. в Общ. ист. 1859, III, 1–16. В издании О.М.Бодянского статья эта оказывается без начала (предисл., в котором назв. оба мнимые автора «Беседы») и заключения, написан. в форме челобитной к русскому государю и без сказания о явлении Сергия и Германа новгор. архиеп. Иоанну с изветом о том, как Москов. цари должны устроять свое государство. В литературе насчитывается до 20 списков этой статьи, но не все они имеют означенное прибавление (в 8 из 12, бывш. в руках поздн. издателей, нет вовсе прибавл.), а в одном есть «Извет», приписан Иосифу Волоцкому . «Рассуждение» приписывалось Вассиану еще Устряловым (Сказ. Курбского, 308, пр. 5) и может быть Карамзиным (VII, пр. 277). Буслаев считал указание Бодянского недостаточно обоснованным, так как в Беседе названы два лица, к которым она приурочивается (Ист. очер. рус. народ. словесн. II, 306–307 и прим. 1; Сочин., 1, 312–314) 1635 Ист. очерк секуляриз. церк. земель в России, с. 136–137, прим. 2. Сначала автор видел в «Беседе» произведение новгород. письменности, а потом несколько сузил – заволжских пустынь, и полагает, что она написана в нач. цар. Ивана IV (137). Еще см. Павлова: «Земское (народное и общественное) направление рус. литер., в XVI веке» (Прав. Соб. 1863, 3, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

От века: 4 правила св. Дионисия Александрийского (260 г.) и 13 правил св. Григория Неокесарийского (262 г.), лист. 259 и 262. От века: 20 правил Никейскаго, Вселенск. Собора (325 г.), л. 31. 8 – Константинопольского, II-ro Вселенск. Собора (381), л. 85. 25 – Собора поместного Агкирского (314), л. 41. 15 – Неокесарийского (315), л. 52: 20 – Гангрийского (340), л. 57. 25 – Антиохийского (341), л. 62. 58 – Лаодикийского (364), л, 72. 22 – Сардикийского (347), 107: 1 – Константиноп. при Патриархе Нектарии(394), л. 172. 14 – св. Петра Адександр. (304), л. 260. 3 – св. Афанасия в. (326– 371), л. 263; 92 – св. Василия в. (370), л. 224–254. 8 – св. Григория Нисского (394), л. 266. 1 – св. Григория Богослова (391), л. 265. 15 – Тимофея Александрийск. (385), л. 269. 14 – Феофила Алевсанлрийск. (386), л. 270. 1 – св. Амфилохия Иконийск. (394), л. 265. От V-ro века: 9 правил Ефесского, III-ro Вселенского Собора (431), л. 89. 30 – Халкидонского, IV-ro Вселенск. Собора·(451), л. 93. 141 – Карфагенского Собора (419), л. 116. 5 – Кирилла Александр. (412–444), л. 272. 1 – Геннадия Константиноп. (459), л. 277. От VI-ro века: деяние Константинопольск. Вселенск. V-ro Собора (553), л 173. От VII-ro века: 102 правила Константиноп. Вселен. VI-ro Собора (692), л. 174. От VIII-ro века: 22 правила Никейского II-ro, Вселен. VII-ro Собора (788), л.208. , 1 – Тарасия, Патриарха Констант. (787), л. 281. От века: 17 правил Констант. двукратнаго Собора (861), л.» 218. 3 – Константиноп. Собора во храме св. Софии (879), л. 222. Примеч. Число церковных правил и·счет листов Кормчей·книги показаны по изданию Славянской Кормчей 1787 года. 7 Карамзин Ист. Госуд. Рос. том. 11. прим. 108, изд. Эйнерлинга 1843., св. Митр. Евгения опис. Киево-Соф. Собора, приб. 3. 4. 8 Сборник Иоанна Схоластика (τ απο σχολατικων) Патриарха Константинопольского (565–578) заключает в себе правила Соборов: четырех Вселенских (Никейск., Конст., Ефес. и Халкид.) и шести поместных (Агкир., Неокес., Сардик., Автиох., Гангр., Лаодик.); кроме того LXXXV правил Апостольских и LXVIII Василия Великого . Весь сборник разделяется на 50 титулов, по различным предметам церковного управления (συναγωγη των κανονων εις ν (50) τιτλς διηρημενη). В дополнение к этому сборнику Иоанн Схоластик составил еще другое собрание правил, касающихся Церкви, из права гражданского. Он сделал свод законов из новелл Юстиниановых церковного содержания), в LXXXVII главах (εκ των νεαρων διαταξεων τα πζ (87) κεφαλαια). Из Русских книг надписания всех 50 титулов можно видеть у Бар. Розенкампфа в обозрении Кормчей книги; – сн. de collectionibus canonum Eccl. Grecae. 1827. Berolini. pag. 12–11. Histoire de droit Byzantin. par I. Mortreuil. t. 1. pag. 202. Paris. 1843. A последний сборник Схоластика (в LXXXVII капитулах) помещен в нашей Кормчей книге (во 2-й части в XLII главе) под нобширным заглавием, которое начинается так: «от свитка Божественных заповедей, иже в Божественном наследии царя Юстиниана, различны заповеди»... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

250 Зап. Одес. общ. I, 178, 180–198, 211–256, 264. IV, 95–96. Карамз. VI, 54, 55, 57, 89, 107, 187, 192, 194, 195. VII, 32–33, 45. 257 О крымских ханах. Зап. Одес Общ. 243–254, 262–263, 266, 309–313. Ка­рамз. X, 33, 62, 88–90; 99–100. XI, 18; XII, 196. Вот имена некоторых из ханов: в XV веке: Гажди-гирей и Менпи-гирей, в XVI: Сеадет-гирей, Саип-гирей, Ислам -гирей, Девлет-гирей I, Мегмед или Мухамед; в XVII: Газц-г. или Казы-г., Селямин-г., Джан-г., Джанибек-г., Инает-г., Богатырь или Бегадырь-г., Мухамед-г. IV, Сеадет-г. II, в XVIII: Сеадет-г. III, Менгли-г. II, Девдет.г. II, Аджи-Селим-г., Гази-г. II, Хаплан или Каплан-г., Селямат-г., Селим-г., Арслан-г., Алим-г., Керим или Хырым-г., Селим III, Максуд-г., Девлет-г. III, Сагин-г., Девлет IV, Шагим-г., последний хап крымский Кандораки III, ч. 9, стр. 89–92. 258 Зап. Одес. Общ. V, 180. XII, 62. Карамз. IV, 68. Их гордость видна, между прочим, из того, что жившие в степях князья их: Шийдяк, Мамай и другие тре­бовали от Царя Uoahha IV , чтобы он в письмах своих называл их братьями и государями, как ханов, не уступающих в достоинстве крымскому хану, и для переговоров с ними посылал не простых людей, а бояр, и уверяли, что у них есть 800000 воинов, которые быстро летают, как птицы. Карамз. VIII, 14. 261 Кисе=20000 пар, пара=одной нашей полушке, след. кисе=50 р. юзлук=25 к., экилик=20 к., ярышлик=10 к. Кондор. IV, ч. 17, стр. 41. Ханские монеты часто были находимы. Зап. Од. Общ. I, 314. 263 Имам избирается обществом, имеющим у себя мечеть, и может в то же время быть купцом, чиновником и пр., может, если захочет, и отказаться от обязанностей имама. 264 Муэдзин обыкновенно выкрикивает с минарета слова азана: велик Бог, велик Бог, велик Бог . Исповедую, что нет Бога, кроме Аллаха; исповедую, что Мухаммед – посланник Божий, исповедую, что Мухаммед – посланник Божий. Спеши­те на молитву, спешите на молитву, спешите ко спасенью, спешите ко спасенью. Велик Бог, велик Бог. Нет Бога кроме Аллаха. 265 Джами – мечеть, джума – пятница, след. мечеть пятницкая, или праздничная. Та­тары почитают пятницу, как евреи субботу, а христиане воскресенье, потому что, по их понятию, и Адам был сотворен в пятницу и Магомет родился в пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

294 Новг. 1 лет. под 6758 и 59 г. стр. 54; сн. Новг. III лет. стр. 220 и Новг. IV лет. стр. 38. О вторичном посещении Новгорода митрополитом Кириллом упоминается под 6764 г. Новг. 1 лет. стр. 56; но причина этого посещения не объяснена: замечено только, что м. Кирилл сопутствовал в. к. Александру, который шел войною на Чудь. В истор. Карамз. говорится, что митрополит приходил в Новгород с в. к. Александром и у Копорья благословил его идти на Финляндию. Т. IV стр. 47. 297 Истор. Карамз. т. IV стр. 59 и 60. Подлинный текст этой древнейшей грамоты помещен в 114 примеч. к т. IV стр. 42 и 43. 299 Новг. I лет. под 6778 г. стр. 61. Здесь подробно перечислены все вины Ярослава, которые послужили поводом к нарушению мирного договора со стороны Новгородцев и к удалению Ярослава из Новгорода. 301 Новг. I лет. под 6778 г. стр. 62; сн. Истор. Карамз. т. IV стр. 67; примеч. 132 к т. IV стр. 49 и 50. 303 Истор. Карамз. т. IV стр. 77 и 78; прим. к т. IV, 154 стр. 57 и 58. В этих правилах, между прочим, в исчислении церковников упоминается подьяк и пономарь. 307 Новг. I лет. под 6775 г. стр. 59. И ранее этого Новгород при архиеп. Далмате, неоднократно подвергался опустошениям от пожаров: в 1261 г. 8 ноября сгорела церковь св. Василия и 30 добрых дворов; а на заутрье в Славкове улице сгорела церковь Дмитрия и дворов добрых 50; в след. году погорела от грома церковь Бориса и Глеба; «гораздо бо бяше и дела». Там же, стр. 57. 308 Новг. I лет. под 6776 г. стр. 59. «Изыскаша мастеры порочные и начата чинити порокы в владычни дворе». Истор. Карамз. т. IV стр. 62 и 63. 311 В Юрьеве монастыре в это время было 2 игумена – Иоанн и Климент – духовник Далмата; но в летописи не объяснено, который из них был настоятелем, и по какой причине было два игумена. Новг. 1 лет. под 6782 г. стр. 63. 314 Р. Истор. Карамз. т. IV стр. 103. «Року от создания мира 6791, от Рождества Христова 1283, посвящен бысть митрополит Киевский Максим Грек от Григория патриарха константинопольского, и перенесеся с Киева в Москву, ради татарския обиды и непокоя; оттоле нача митрополиты Киевские в Москве жити; а в Киеве токмо наместники бяху, по свидетельству харатейных древних летописцев». По сказаниям же других летописей, митрополитом кафедра перенесена была из Киева во Владимир в 1299 г.; а оттуда в Москву в начале XIV века. Новг. III лет. под 6791 г. стр 221 и там же подстрочное замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

455 Список этой памяти в рукой. Унд., писанной в Переяславле в 1663 году. 301, л. 126. Антониево житие Герасима в сб. Унд. 1686 года. N° 600, л. 161. Нач.: «Елици убо духом Божиим водими суть». Последние из 17 чудес описаны другим автором: 15-е помечено 1590 годом, когда Антония уже не было на свете. 456 Она в рукоп. XVII века Ими. Публ. библ. Погод, отд. без предисловия; она сообщает более подробное известие о Сверковом монастыре с любопытным рассказом о боярине Салтыкове, сокращая в остальном сочинение Антония. 457 Сп. XVII века в синод, сб. 409 и XVIII века в рукоп. Унд. 299 с службой. Нач.: «Повесть полезна яко близь очима зрится». 460 Они напечатаны в Ист. росс иер. III, 123–126 и у Карамз. II, прим. 210. Ср.: Ист. росс. иер. III, 144 и 154–175. 461 Ср.: Ист. иер. в указ. м., стр. 123–125 с Прав. Собес. 1858 года, ч. II, стр. 314, 171 и 321. 462 Синод, рук. N° 609, л. 154–159: «Повеле ми (иг. Кирилл) сия вся дозде нанисати чудеса преподобного, а прочаа же напреди написана бяше в книзе сей, а зде же аз сия вся тогда написах себе памяти ради в обители живоначальныя Троицы». Ср.: Он. Рум. муз., стр. 210. 463 Единственный нам известный сн. жития конца XVI или нач. XVII века в непереплетенном синод, сб. VI, л. 134–155 с одним посмертным чудом, совершившимся над учеником Пахомия Иринархом. Предисловие к житию – переделка предисловия к житию Евфросинии полоцкой. Нач.: «Благословен Господь Бог Израилев». Перед житием помещена служба Пахомию с наставлением, как изображать на иконе Пахомия и Геннадия Костромского. 464 Сп. жития XVI-XVII веков в сб. Рум. 361, л 196, XVII века, Унд. 381, волокол. сб. Моск. дух. ак. N° 660, л. 24. Большак, в Моск. публ. муз. N° 28, л. 1. В первом из них, которым пользовался Карамзин (т. IX, прим. 173–205), сохранилась заметка автора, опущенная в других: рассказывая о деятельности Филиппа в Москве, он говорит: «Не от иного слышать, но сам видех». По этой редакции, перенесение мощей было в 21-й год по смерти Филиппа, по другой – в 1590, августа 8. Предисловие к первой редакции составлено по житию Герасима Болдинского, написанному Антонием; начало тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010