Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое канон? 9 мин., 16.11.2022 Содержание Слово «канон» происходит от греческого κανν (правило, линейка), которое, в свое очередь, восходит к семитскому qnoeh/nu — «тростник, камыш». Это же понятие употреблялось в древности для обозначения тростниковой палки или отвеса, которые использовались в строительстве для точности измерений, в качестве эталона. Что такое канон в православии? В православии канон в широком смысле слова — это определенное установление или свод правил, сформулированных апостолами и святыми отцами Церкви, исполнение которых обязательно для каждого христианина, например правила Вселенских Соборов. Также можно встретить понятие «библейский канон» — так называется состав Священных книг, которые Церковь считает богодухновенными и каноничными. В церковной живописи используется термин «иконописный канон» — сумма правил, установленных Церковью как ориентир для написания иконы. Канон, о котором пойдет речь ниже, представляет собой жанр церковной гимнографии, богослужебное поэтическое произведение, составленное по определенным правилам и объединенное общей тематикой. Канон имеет следующую структуру: Виды канонов Существует несколько видов канонов. Самый распространенный — полный, т. е. состоящий из 9 песней. Однако практически всегда отсутствует вторая, поэтому фактически в каноне восемь песней. При этом порядковый номер песни сохраняется — после первой сразу идет третья. Существуют также каноны, состоящие из двух, трех или четырех песней, такие каноны называются неполными. Неполные каноны встречаются только в Триоди — специальном богослужебном сборнике. Такие неполные каноны в Триоди называются трипеснцами, их можно услышать в будние службы Великого поста. Существуют также двупеснец, который употребляется в богослужении Великого Вторника, и четверопеснцы — по субботам Великого поста. Читайте также: У православных молитв есть разные названия — что они означают? История формирования канона

http://foma.ru/chto-takoe-kanon.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого канона Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. 14 марта, 2016 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. Член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов десять лет посвятил изучению Великого канона, защитил магистерскую диссертацию на эту тему, но, по его признанию, так и не раскрыл секрет творчества святителя Андрея Критского. Но снова и снова открывая Великий канон, мы погружаемся в море покаяния и учимся плавать, летать, дышать, жить с Богом. Личная покаянная исповедь святого Андрея –  Великий канон святителя Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, словно вводит человека и психологически, и литургически в особое пространство великопостных дней, настраивает на особую тональность мыслей и переживаний. Потом, на 5-й неделе Поста, ближе к концу, Церковь снова возвращается к чтению Великого канона. Как сложилось, что Великий канон занял такое место в богослужебной жизни? Как родился этот канон, расскажите о его создании? – Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения. Маленький тропарь такой есть в Постной Триоди: «Господи, до вечера дожить не надеемся, помоги нам и спаси нас». До сих пор он исполняется на нашем богослужении в память об этом землетрясении. Как некоторые ученые думают, именно в те дни, во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем, не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Михаил Желтов   Канон — центральное песнопение одной из главных церковных служб Канон — центральное песнопение одной из главных церковных служб, утрени 1 . А на пасхальной утрене, на которой нет ни большинства обычных псалмов, ни чтения Евангелия, канон однозначно оказывается в центре внимания. Если служить строго по уставу, львиная доля времени на пасхальной утрене будет отведена именно пению канона (и так не маленький, он еще и должен исполняться с многочисленными повторами), а также чтению 45-го Слова святителя Григория Богослова , на Святую Пасху 2 , — достаточно пространного текста. Слово святителя Григория, написанное в IV веке, и пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина , созданный примерно через три с половиной столетия, тесно связаны между собой. Канон содержит несколько буквальных цитат из святителя Григория, так что подлинное осмысление канона невозможно без знакомства с пасхальными словами Великого Каппадокийца. Пасхальный канон имеет традиционную структуру: в нем 8 песней 3 , пронумерованных с 1й по 9ю (2я песнь отсутствует); каждая песнь открывается ирмосом 4 , который должен задавать мелодию для тропарей 5 . В 1й, 3й, 5й, 6й и 9й песнях по два тропаря, в 4й, 7й и 8й — по три. Богородичны 6  в каноне отсутствуют, но более поздние гимнографы — Феофан и Иосиф — дописали по комплекту богородичнов к пасхальному канону; согласно современному уставу, в первый день Пасхи они не поются, а в следующие дни исполняются оба (таким образом, после каждой песни прибавляются по два богородична). О пасхальных ирмосах Ирмосы канонов обычно содержат пересказ или отсылки к библейским песням — поэтическим отрывкам из Ветхого и Нового Заветов, лежащим в основе структуры канона 7 . Пасхальный канон не является исключением, однако здесь каждая из тем библейских песней увязана с Воскресением Христовым: Ирмос 1й песни:  “… от смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия”  — как израильтяне были выведены из Египта и воспели победную песнь после перехода через Красное море (=1я библейская песнь, Исх.15:1-19 ), так и мы переведены Христом от смерти к жизни.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

Канон С канона начинается или, вернее, канон составляет третью из четырех частей утрени, по характеру совершенно отличную от других частей, особенно от предшествующей, второй, части. Как та состояла главным образом из псалмов, так эта не имеет ни одного псалма, а состоит из так наз. «библейских песен», стихи которых перемежаются песнями позднейшего христианского составления; тогда как последнего рода песни на других частях утрени занимают очень мало места в сравнении с библейским материалом (псалмами), здесь им отведено более видное положение, так что библейские песни скорее являются чем-то придаточным к ним. Тем не менее библейские песни регулируют как числом своих стихов количество песен позднейшего составления, так определяют в известной мере и самое содержание их, являются для них, следовательно, правилом, образцом, нормою, откуда и название этой части утрени – «канон», κανν. Напев канона по сложности – средний между стихирным и тропарным. Слово «канон» и его настоящее применение Κανν (может быть, родственно с κννα, трость) – собственно прямая палка, входившая, например, в устройство щитов, ткацких станков (такое употребление слова у Гомера), весов (Поллюкс), служившая для измерения (Софокл), отсюда мера (Еврипид), правило (Ликург), предписание (Демосфен), у церковных писателей: правило вообще ( Климент Римский ), правило веры ( Климент Александрийский ), правило Церкви (Анкирский Собор), правило Собора ( Василий Великий ), отцов (Сократ, Созомен), собрание боговдохновенных книг ( Афанасий Великий ), – наконец: церковная служба, последование ( Василий Великий , Евагрий, Палладий), точнее – общее количество псалмов, которое монаху нужно было пропеть в сутки (отсюда название Типиконов – Канонарями) 2513 , в частности – утреня ( Иоанн Мосх ), бдение (Дорофей). С нынешним литургическим значением слово твердо выступает только с IX в., впервые, по-видимому, у Феодора Студита 2514 . Такое узкое значение оно могло получить как потому, что канон составлял значительную, центральную, часть утрени, так и ради того, что это род церковной песни с наиболее строго выдержанной определенной литературной формой. Библейские песни канона

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 108. Праздничный канон Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, сегодня мы поговорим о полном, т.е. девятипесенном каноне. На вопрос, почему полный канон состоит из 9 песней, ответ вы уже знаете: потому что он тесно связан с библейскими песнями, которых всего 9. А вот, каков набор тропарей в полном каноне и отчего он зависит, это мы выясним сейчас. Для этого берем богослужебные указания и смотрим, сколько тропарей предписывается петь на утреннем каноне в ближайший воскресный день: 4 воскресных тропаря, включая ирмос (который поется единожды), 2 богородичных, праздника 4 и святых 4. Как видим, в воскресный день канон состоит из 14 тропарей. Сразу обратим внимание на то, что не всегда ряд тропарей представляет из себя один канон. Как правило, вследствие стечения в каждый день года нескольких памятей это число делится между несколькими канонами, когда на долю каждого приходится от 2 до 8 тропарей (в число которых входит иногда и ирмос). А вот на праздник Р.Х. предписывалось петь канон на 16. При этом в него входили два праздничных канона по 6 тропарей в каждом и два ирмоса, которые следовало петь по два раза каждый. Т.е. вместе с ирмосами получается опять 14 тропарей. Откуда это число? — Вспомните, еще в начале нашего разговора о каноне, была формулировка, что библейские песни количеством своих стихов регулируют количество тропарей! А так как эти песни разной длины, то нормой для количества тропарей была взята наименьшая 6 песнь – пророка Ионы ( Ин.2:3-10 ). Правда, если посчитать, то получается всего 8 стихов. Откуда же 14? Дело в том, что деление песен на стихи для богослужебного употребления большей частью не соответствует делению их на стихи в Библии. И 6 песнь в великопостной редакции делится на 11 стихов, к которым еще прибавляются (обязательные в конце каждой песни, как и в конце каждого псалма) две части малого славословия: «Слава», «И ныне». А если вместе с этим посчитать еще и начальный ирмос, то получается, что максимальным числом для канона может быть лишь 14 тропарей.

http://azbyka.ru/video/108-prazdnichnyj-...

24. Среда 5-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского . Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы» . На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мц. Матроны Солунской (с 27 марта – субботы 5-й седмицы Великого поста). Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 24 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 8-й) и Троичны гласа. Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й . 3-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8. Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 3-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца, а по 6-й – ирмос канона предпразднства).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-06/

М.А. Гузик Канон (греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения взвешивания) 1 . Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, окончательно сформировался в период иконоборчества (728842). Патриарх Никифор (?829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточно-христианского искусства, как важнейший культуро-созидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика ). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2 . Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ корпус книг Библии , к-рые Церковь признает богодухновенными и обладающими высшим вероучительным авторитетом (см. Богодухновенность ). Понятие канона Представление о каноне Свящ. Писания опирается на богословские предпосылки. Оно предполагает, что Слово Божие может быть запечатлено в письменном тексте, к-рый тем самым имеет статус Божественного Откровения и обладает уникальным Божественным авторитетом. Противопоставление Свящ. Писания (Слова Божия) всем проч. религ. текстам (как слову человеческому) особенно резко выражено в протестант. церквах, следующих принципу sola Scriptura (лат. только Писанием). В правосл. понимании это противопоставление носит иной характер, поскольку Свящ. Писание понимается как главная и неотъемлемая часть Свящ. Предания (см. в ст. Герменевтика библейская ). Канон как фиксированный свод богодухновенных книг является фундаментом вероучения иудаизма и христианства. Схожее положение вещей можно видеть и в др. религ. традициях, где центральное место занимают письменные тексты, понимаемые как богодухновенные, напр. в исламе ( Коран ) или в индуизме ( Веды и другие священные книги индуизма). Но далеко не в любой религии письменные тексты играют такую роль. Напр., религии Др. Греции и Рима не знали ничего похожего на канонические собрания иудаизма или христианства: они основывались прежде всего не на письменных текстах, а на устной традиции (часто эзотерической и в силу этого принципиально бесписьменной). Не во всех религиях признается, что Слово Божие может быть адекватно запечатлено в письменном тексте. Фактически среди религий Средиземноморья и Ближ. Востока именно древнеевр. религия была первой, в к-рой сформировалось представление о каноне богодухновенных книг. Историки канона различают «открытый» канон (именно такими были каноны иудаизма и христианства в ту пору, когда к ним могли еще добавляться новые книги) и «закрытый», т. е. окончательно фиксированный, канон. Важной чертой традиц. представления о каноне Писания в средневек. и совр. иудаизме и христианстве является «закрытый» характер канона: Откровение полностью состоялось, завершилось в прошлом и более не повторится; поэтому ни в настоящем, ни в будущем к канону уже не могут быть добавлены новые книги.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН [греч. κανν - мера, правило], многострофное церковное песнопение определенной структуры, один из ключевых жанров визант. (и наследующей ей общеправославной) гимнографии . Наименование В языке палестинского монашества V-VII вв. термином «канон» обозначались также правила совершения монахами ежедневных молитвословий: в Житии прп. Саввы Освященного, написанном прп. Кириллом Скифопольским важном памятнике христ. лит-ры VI в., упоминается κανν τς ψαλμωδας (правило псалмопения), хорошее знание к-рого было обязательным для монахов и которое фактически представляло собой прототип книги, известной в наст. время как Часослов ( Дмитриевский. 1889). В некоторых ранних визант. и слав. рукописях термин «канон» может использоваться в близком значении - «цикл служб определенного дня» ( Кривко. 2008. С. 73-74). В более узком смысле словом κανν обозначали не весь круг ежедневных служб Часослова, а главную из них - утреню : в Житии прп. Саввы Освященного она называется «ночным каноном» (§ 18, 28, 32, 43); в 5-м из «Чудес Пресвятой Богородицы Марии в Хозиве» (20-30-е гг. VII в.) описывается, как старец Иоанн, прежде чем перейти к совершению Божественной литургии, отдыхал «после утрени» (μετ τν καννα - греч. текст: AnBoll. 1888. Vol. 7. P. 366-368); в чине всенощного бдения, совершенного аввой Нилом и описанного Иоанном и Софронием (VII в.; аргументы в пользу более поздней датировки ( Лурье. 1993) неубедительны), после вечерни и трапезы последовали шестопсалмие и остальные тексты утрени (κα μετ τ δειπνσαι, ρξμεθα το καννος - «и после того как повечеряли, начали [относящееся] к утрене...»; греч. текст и комментарии: Longo. 1965/1966); и т. д. Важным элементом палестинской утрени было наличие в ее составе неск. библейских песней , к-рые могли сопровождаться циклами монострофов - тропарей . Эти тропари упоминаются в чине всенощного бдения аввы Нила (к-рый сам не использовал их), а также в ряде др. палестинских литургических источников, как кафедральных, так и монашеских. Именно из этих циклов тропарей и возник К., к-рый с VIII в. фактически присвоил себе старое название утрени, а та постепенно перестала называться «каноном»; один из позднейших примеров использования слова «канон» для обозначения утрени содержится в Житии прп. Афанасия Афонского (CCSG. 1982. Vol. 9. P. 206). Форма

http://pravenc.ru/text/1470225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРАТОРИ КАНОН [Лат. Canon Muratorianus], фрагмент анонимного сочинения, содержащий, как считается, один из древнейших перечней канонических книг Свящ. Писания (CPG, N 1862; CPL, N 83a) (см. Канон библейский ). Назван в честь открывшего его в 1700 г. Л. А. Муратори († 1750). Вопрос о принадлежности М. к. к жанру канонических списков является дискуссионным, поскольку перечисление книг в нем сопровождается экскурсами исторического и легендарного характера. По этой причине нек-рые исследователи предпочитают называть памятник «Фрагментом Муратори» (Fragmentum Muratorianum). Возможно, его следует относить к жанру прологов библейских. Рукописная традиция Муратори канон. Фрагмент рукописи. VIII в. (Ambros. I 101 Sup. Fol. 31v) Муратори канон. Фрагмент рукописи. VIII в. (Ambros. I 101 Sup. Fol. 31v) Большая часть М. к. сохранилась в рукописи VIII в. Ambros. I 101 Sup. Fol. 10-11 (Lowe. CLA. Vol. 3. N 352) (всего 85 строк; начало и, вероятно, окончание сочинения утеряны). Весь кодекс состоит из 76 листов (оригинал мог быть больше на 56 листов, поскольку каждый 8-й лист последовательно отмечен буквами лат. алфавита начиная с I) и происходит из монастырской б-ки Боббио , что подтверждается пометой в кодексе - «liber scti columbani de bobbio» (Fol. 1; экслибрис Боббио также на Fol. 32v). Поскольку далее написано «Iohis grisostomi», А. Леклерк предположил, что это та самая рукопись с сочинениями свт. Иоанна Златоуста, к-рая отмечена в каталоге б-ки Боббио, составленном в 1461 г. ( Leclercq. 1935). Первая тетрадь кодекса утеряна. На Fol. 1-9v записаны главы 3-5 из соч. Евхерия Лугдунского «Образцы духовного понимания» (De Terrenis, De Animantibus, De Nominis) (CPL, N 488). Следующие 7 тетрадей также утеряны. Далее выписан М. к., после к-рого следуют соч. свт. Амвросия Медиоланского «Об Аврааме» (CPL, N 127) (Fol. 11-12) и снова Евхерия «Объяснение различных вещей» (De expositione diversarum rerum) (из 2-й книги Instructiones ad Salonium - CPL, N 489) (Fol.

http://pravenc.ru/text/2564356.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010