Итак, для начала – пусть я говорю и теоретически – мы имеем право питать надежду, что будущий Вселенский Собор займется проблемой расхождения во взглядах и устранит камни преткновения, то есть Филиокве и появившийся позднее гипертрофированный примат и пресловутую «непогрешимость» епископа Рима. Только в свете подобной перспективы можно вести речь о Церкви Рима, догматических особенностей которой, то есть искажений в триадологическом догмате и экклесиологических нововведений, мы нисколько не умаляем и не замалчиваем. Стоит отметить, что отпавшие во время Реформации от Рима церковные общины удалились далеко и, увы, продолжают удаляться еще дальше как от Церкви Рима, так и от нашей Церкви. Мы можем, и это даже наш долг, сделать то же, что и Второй ватиканский собор (я специально не ставлю в пример форму и образец православных соборов прошлого). Этот собор сперва исповедовал свою веру: сказал, что Римокатолическая церковь единая, святая, соборная и апостольская, и затем заявил, что в неримокатоликах обнаруживает большее или меньшее число признаков изначального христианства, и в то же время отклонения и недостатки. Особо подчеркивалось, что Православная Церковь и ее члены являются «отделенными братьями» (fratres separati, disiunti), а сама она обладает сущностными свойствами Церкви (Евхаристией, таинствами, священством, апостольским преемством), недостаток же ее в том, что она в должной мере не признает примат папы. Аналогичную формулировку должен был дать и наш Собор: после начального и базового исповедания веры, согласно которому Православная Церковь единая, святая, соборная и апостольская (этот текст есть в начале обсуждаемого документа), следовало прямо и категорично сказать, что неправославные христиане обладают здоровыми элементами общего древнего Предания, и одновременно им свойственны очень серьезные ошибки в области веры и канонического порядка, из-за которых они и не имеют общения с Православной Церковью. Особенно в отношении римокатоликов следовало подчеркнуть, что не только догмат о гипертрофированном папском примате и непогрешимости, но и добавление Филиокве в Символ Веры является непреодолимым препятствием для соединения Востока и Запада, и одновременно это главные темы для межцерковного богословского диалога.

http://pravoslavie.ru/95586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Каноническое право неправославных христианских исповеданий АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды GLOSSA ORDINARIA [лат.- общепринятая глосса], комментарий к Свящ. Писанию или тексту правового характера, офиц. признанный и получивший статус единственного общепринятого ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник ОРДАЛИЯ судебное доказательство вины или невиновности обвиняемого в преступлении посредством физического испытания

http://pravenc.ru/rubrics/122896.html

Каждое в своей сфере действует по своим законам и знает только свое право. Поэтому если член одного церковного общества желает, чтобы для него совершен был известный специфически-церковный акт в другом, то он по необходимости подчиняется действию законов последнего. Например, дети неправославных родителей могут быть крещены и в православной церкви, но с тем непременным условием, чтобы родители дали формальное обязательство воспитывать таких детей в православном исповедании. Равным образом брак неправославного лица может быть совершен и в православной церкви, но в таком случае он подлежит уже как относительно совершения, так и прекращения, действию православного канонического права. Без этих условий, т. е. без признания положений своего права иноверцами, церковь не может совершать для них ни одного специфически-церковного действия. Поэтому-то ни одно исповедание и не дозволяет своим членам безразличного религиозного общения или так наз. communicatio sacris с членами другого. Такое общение в старину называлось у нас весьма характерно двоеверием, т. е. признанием двух разных церквей за истинные. 3) В случаях полного и бесповоротного обращения известного лица из одного вероисповедания в другое возникает вопрос о действительности или недействительности церковных актов, совершенных над ним в прежнем вероисповедании. Вопрос этот в православном каноническом праве решается различно, смотря по существу и значению самого акта. Так уже на первом вселенском соборе (325 г.) принято за общецерковное правило, что крещение, раз полученное кем-либо, хотя бы и вне церкви, т. е, в раскольническом или еретическом обществе, не отрицающем догмата о св. Троице и правильно совершающем это таинство, не повторяется. Подобным же образом разрешается с канонической точки зрения и вопрос о браках. Существенная форма брака (consensus matimonialis) не содержит в себе ничего специфически-церковного. Поэтому церковь признает действительность и не- расторжимость браков, совершенных не только в другом христианском вероисповедании, но даже и в нехристианском, если только в последнем случае брак имеет характер моногамии и заключен в смысле пожизненного полового союза.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

правит. Синода с состоящими при нем учреждениями и бб) управлений, подчиненных св. Синоду); б) клира или духовенства православной церкви (белого, монашествующего и лиц духовного звания); в) мирян (по ведомствам – епархиальному, придворному и военному); 2) (о праве церкви внутреннем), касающемся средств, коими пользуется церковь для своей цели и именно: а) учения, б) богослужения и в) управления или церковной судебной дисциплины (по отношению ко всем православным членам церкви и в особенности к лицам, состоящим в ведомстве духовном). III. О праве церкви внешнем. Право церкви внешнее должно определить отношение ее: а) к обществу гражданскому, б) к обществам христиан неправославных, в) к обществам иноверцев: евреев, магометан и язычников» 25 . Не трудно заметить, что план системы церковного права, начертанный преосв. Иоанном во введении к «Опыту», находится в родственной связи с изложенным нами планом преосв. Макария. Однако это нисколько не умаляет заслуги нашего автора, ибо он, как мы увидим далее, сделал значительный шаг вперед сравнительно с преосв. Макарием, в разработке и систематизировании церковного права. Очень небольшой труд м. Евгения, помещенный в его «Описании Киево-Софийского собора и киевской иерархии» 26 , представляет собою ответ на вопрос Розенкампфа: «имеет ли Кормчая книга силу и употребление в гражданских и уголовных судах российских?» «Вопрос сей, говорит м. Евгений, очевидно родился из того, что Кормчая книга, яко церковное уложение, долженствующая существенно содержать в себе правила Св. Писания, соборов и св. отцев относительно только исповедания веры, обрядов, обязанности духовных особ и вообще правления церковнаго, имеет в себе многия узаконения по делам гражданским и уголовным. Итак надлежит открыть, прежде всего причину сему» 27 . Причина такого смешения церковных законов с гражданскими, по мысли автора, лежит в том обстоятельстве, что христианские государи «по связи церкви с гражданством» a) придавали церковным законам силу законов государственных, b) сами издавали законы для благочиния церковного и для наказания за преступления против веры и церкви и c) «представляли церковному надзиранию и распоряжению некоторые дела, касающиеся более совестного, нежели нарядного исполнения» (устройство и содержание училищ, больниц и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В дальнейшем Лашкарёв пытался защитить эту работу как докторскую в КазДА, однако и 2-я попытка оказалась безуспешной. После смерти Лашкарёва (28 авг. 1899) временное чтение лекций по каноническому праву было поручено доценту КДА свящ. Ф. Титову. Для приготовления к занятию вакантной кафедры в качестве профессорского стипендиата был оставлен в КДА выпускник 1899/1900 уч. г. Ф. И. Мищенко, к-рый в 1901 г. стал последним профессором церковного права на этой кафедре в дореволюционной КДА. С янв. 1908 по май 1910 г. лекции по церковному праву читал также ректор КДА еп. Феодосий (Олтаржевский), хотя кафедру по-прежнему возглавлял Мищенко. С 1911/12 уч. г. в связи с введением в действие нового академического устава церковное право преподавалось в течение года на 3-м курсе. Программа лекций Мищенко кроме введения в науку включала разделы: «Об источниках церковного права (до разделения Церкви и по разделении - в Церкви восточной и, в частности, в Русской Церкви)»; «Внутреннее право Церкви (церковное устройство и управление)», «Внешнее право Церкви (отношение между Церковью и государством и отношение Церкви к неправославным христианам и иноверцам)». В 1906 г. Мищенко принял участие в дискуссии о возможном созыве Всероссийского Церковного Собора. В 1908 г. он опубликовал исследование, посвященное церковному устройству доникейского периода (Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III в.//ТКДА. 1908. 12. С. 525-574). В 1917 г. Мищенко участвовал в работе Предсоборного Совета в С.-Петербурге, а с июля 1918 г.- в работе Ученого Комитета и Законодательной комиссии при Мин-ве исповеданий Украины. В течение дореволюционного периода в КДА были присуждены лишь 1 докторская и 2 магистерские степени за исследования в области церковного права - авторы этих исследований не были профессорами КДА. Так, в 1881 г. проф. С.-Петербургского ун-та прот. Михаил Горчаков защитил докт. дис. «О тайне супружества: Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей» (СПб., 1880). Магистерская степень без публичной защиты была присуждена известному серб. канонисту еп. Никодиму (Милашу) за соч. «Историко-канонический взгляд на учреждение новой сербско-румынской митрополии» (Белград, 1873). В 1913 г. С. В. Троицкий защитил в КДА магист. дис. «Второбрачие клириков: Историко-каноническое исследование» (СПб., 1912).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Расширены были права католической и мусульманской религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось в Указе тем, что «мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твердым в правилах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявляло стремления к прозелитизму среди русского народа. Кроме того, несмотря на сохранившиеся еще некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно» 473 . Буддистов-ламаистов Указом от 17 апреля было впредь воспрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. Существенные изменения были внесены в легальный порядок перемены религии. Сняты были прежние запреты и ограничения на переход из одного признанного государством христианского исповедания в другое. В Указе ничего не говорится о возможности присоединения иноверцев к одной из неправославных христианских общин, но на практике после издания Указа от 17 апреля 1905 г. такие переходы не встречали уже никаких препятствий со стороны государственных инстанций. Наконец, при сохранении общего запрета на отпадение от Православия и от христианства сделано было исключение, по которому могло быть легализовано возвращение новообращенного православного или инославного христианина в свое прошлое вероисповедание. В 1905 г. государственный строй Российской империи подвергся радикальным преобразованиям. Высшими законодательными органами, помимо императора, стали Государственный Совет и Государственная Дума. В их состав входили, естественно, не только православные лица. Тем не менее законы, касающиеся Православной Церкви, например, о финансовых сметах Синода, рассматривались Государственным Советом и Думой. Сложившаяся в результате реформы государственного строя новая юридическая ситуация еще резче обозначила негативные черты системы государственной церковности, которая ранее, при неограниченной власти православного монарха, могла еще восприниматься как своего рода продолжение традиционной византийской симфонии, хотя в действительности она, конечно, таковой не была. Епископатом, духовенством и церковным народом была окончательно осознана тогда необходимость созыва Поместного Собора для самоопределения Православной Церкви в реформируемом государстве, конфессиональный характер которого размывался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Паки: Духовный мистический, таинственный разум, от Богословцов разделяется на различные толкований образы, а именно на три, яже Греческим языком глаголются: Аллегория, Анагога, Тропология. Якоже бо три суть богословския изряднейшия добродетели, Вера, Надежда и Любовь : сице и три в разуме духовном толкований образы. Аллегория согласует Вере, Анагога Надежде, Тропология Любве. Что же есть Аллегория, Анагога и Тропология, внемлите: хощете ли научитися, о несмысленнии Галате, раскольническии пустоумнии учители и кривотолки, и разумейте, аще можете разумети. Аллегория речение греческое, славянским языком в Апостоле, в послании к Галатом, в главе 4, в зачале 210, в стихе 24 глаголется иносказание. Есть же образ толкования, знаменующь в Писании святом кроме письменного разума нечто ино, приличное вере или церкви воюющей на земли; якоже се: Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободным 459 ; то убо по письменному сказанию самым бе делом. Аллегорически же, еже есть иносказательне, знаменует Бога, имущего два сына, сиесть, два народа, и два завета от него данные: Иудейск, – от рода Авраамля, и Христианск – от языков; Иудейск бе в работе закона Моисеева, Христианск есть в свободе благодати Христовы. Иудейск закон бе плотян, Христианск духовен, и якоже тогда по плоти родивыйся (сын Авраамль) гоняше духовного, по обетованию рожденного: тако ныне Иудейское сонмище, от Христа отпадшее, злобною ненавистию своею гонит Христову церковь . Анагога речение греческое, аще и неудобно есть к переводу на язык славянский, обаче может славянски рещися, вышний разум. Есть же образ толкования, знаменующь в Писании святом кроме писменного разума ино нечто, приличное жизни вечной, еяже чаем, или церкви, в вышних торжествующей, к нейже прейти желаем, и надеемся; якоже се глаголет Бог в псалмах: кляхся во гневе моем, аще внидут в покой мой 460 . По письмени убо разумеется земля обетованная в Палестине, в нюже не внидоша самые Израильтяне, изшедшии из Египта, но токмо дети их внити сподобишася: анагогически же, еже есть вышним разумом, разумеется жизнь вечная на небесех, юже обеща Бог любящим Его, идеже церкви торжествующей имать быти покой истинный, в оньже не внидут грешнии без покаяния от жизни сея отходящии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Василий Великий и вместе с ним пошел в церковь . Окрестив самого еврея и всех его семейных, преподав им, по совершении литургии, св. тайны, великий святититель возвратился в свой дом и к вечеру того дня с миром отошел ко Господу. Это случилось 1 января 379 года. Вот какие чудеса совершает правая, искренняя и твердая вера в Бога и Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Св. вера соделывает человека твердым на всех путях его жизни, укрепляет и оживляет его там, где остается бессильным всякое человеческое средство. Будем же чаще возгревать в своем сердце животворный пламень веры Христовой, будем всею душою своею принимать все то, чему учит нас святая церковь и слово Божие. (См. «Воскресн. лист.» 151). 4. Церковно-исторические рассказы о нищете духовной или христианском смирении 34 Евангелие нынешней недели учит нас в лице капернаумского сотника добродетели смирения. Представим здесь несколько примеров ее. Древняя церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианск. совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христианск. церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно-христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианск. смирения. I. Один из-замечательных церковных учителей, известный своим образованием, Климент александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным диаконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь: выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «кто положит меня под алтарем, да не узрит тот алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих, вы убежали бы от смрада Ефремова... Не покрывайте меня ароматами, – от этой почести никакой мне нет пользы: благовония возжигайте в святилище, а мне споспешествуйте молитвами; ароматы посвятите Богу, меня погребите с псалмами... Не кладите меня в ваши гроба: ваши украшения ни к чему мне не послужат. Я обещал Богу быть погребенным между странниками; странник я, как и они; так положите меня, братия, у них. Воззри, Господи, умоляю Тебя, умилосердись надо мною. Молю Тебя, Сыне Милостивого – не воздай мне по грехам моим». (Из кн. «Историч. учение об отцах церкви» Филарета, архиеп. черниг. и нежинского. Т. II. Спб. 1882 г. стр. 83–84).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Стр. 449–450). 2344 Сочинения А. С. Хомякова, издан. 3-е (Москва, 1886) т. 2-й, стр. 52, 53, 55, 72, 78, 108, 191 и др. 2345 Ультрамонтанами (от ultra и montes), в отличие от галликан, называются собственно итальянские (заальпийские) католики, а в переносном смысле все сторонники и защитники светской власти пап и самых крайних их притязаний. Главным представителем этой партии был иезуитский богослов кардинал Беллярмин. 2348 Овербек. Единственный верный исход для либеральных членов римско-католической церкви «Христиан. Чтение» 1870 г. Ч. 2-я, стр. 980-я. 2349 Т. е. сборник, перечень заблуждений – Syllabus errorum… как начинается полное его название. Папские буллы и энциклики обыкновенно называются по тем словам, с которых они начинаются. Содержание Силлабуса – в ст. Ив. Пл-ва: О значении Индекса и Силлабуса в католическом мире и их взаимном отношении («Вера и Разум» 1887 г., отд. церковн. Ч. II, стр. 91–109. 2350 Письма о современном состоянии религиозной жизни за границей («Христианск. Чтение» 1870 г., ч. I, стр. 921-я). 2354 Письма эти потом вышли отдельною книгою под заглавием «Папа и собор». Эта книга переведена и на русский язык – прот. Ладинским (Берлин–С.-Петербург, 1870). Теперь окончательно установлена принадлежность этой книги Дёллингеру. По смерти Дёллингера, эта книга явилась (в 1892 г.) в пересмотренном (проф. Фридрихом) виде под заглавием: «Папство» (Das Papsthum). Беляев Происхождение старокатоличества, Москва, (1892, стр. 5–6). 2355 В. Добронравов. Десять лет из истории старокатолического движения. (1871–1881 гг.) («Христ. Чтен.» 1890 г., ч. II, стр. 259–260). 2358 Содержание регламента соборных заседаний см. в «Христианск. Чтении» 1870 г., ч. I, стр. 925–937. 2360 Любопытно, что не смотря на все запрещения и предосторожности, Аугсбургская Всеобщая Газета (а отчасти и некоторые другие газеты, французские и немецкие) во всё время собора получала и сообщала день за днем весьма точные и подробные сведения о ходе соборных рассуждений и о происшествиях на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В греческих Требниках (Goar, Habert., см. в Христианск. Чтен. 1844 г., ч. 2, стр. 56) и в Требнике, изданном при Патриархе Никоне (лист 73-й), положено употреблять и мыло при омовении престола. Из описания этого обряда Симеоном Солунским видно, что оно употреблялось и в его время. Но употреблялось не для освящения престола, как говорят мнимые старообрядцы, ибо престол освящается молитвой священнодействующего и св. миром, а только для очищения его и приготовления к освящению. Но у м. Петра Могилы (в его Требнике), в Требниках Московских (Москва, 1754 г., л. 319; там же 1834 г., л. 95), в особенно напечатанном Чине освящения храма (Москва, 1770 г.; там же 1834 г., в Дополн. Требнике) ничего не упомянуто о мыле. Причина сего объясняется следующими словами одного пастыря нашей Церкви: «Поскольку мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосвящ. Ник., Арх. Астр., в ответ на вопрос старообр., стр. 87. Москва, 1839 г.; Христианск. Чтен. 1834 г., ч. II, стр. 56. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов). Если при омовении престола упомянуто (в Требниках) и о мыле, то для того, что оно может быть употреблено как вещь особенно служащая к чистому мытью, дабы исполнить омовение сколь можно лучше, уважительнее к вещи столь достаточной, какова трапеза в алтаре. Если кто представляет себе какое-то мыло со всякою нечистотой, хотя люди для того моют им вещи и сами моются, чтобы очищать и очищаться, то в Церковном Обряднике, переведенном с греческого языка, разумеется мыло греческое, благовонное; а такое мыло, по свидетельству греков (Отв. преосвящ. Никифора, Астрах., гл. 6; см. также: Путешествие к св. местам Василия Барского, изд. Спб., 1819 г., стр. 344), составляется из золы, которая выбирается из просеянного пепла и чистой извести и перемешивается с деревянным маслом, иногда с розовой водой (Истина св. Соловецкой обители, преосв. Игнатия, Архиеп. Донского и Новочеркасского, Спб., стр. 45, 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010