Так что у Православной Церкви более сложные критерии. О.С. То есть, возникни сейчас столетняя старушка и скажи, что она царевна, ее бы долго поверяли на нормальность, но всерьез бы отнеслись к такому заявлению? А.К. Безусловно. Но, я думаю, что генетической экспертизы было бы достаточно О.С. А как вы относитесь к истории с «екатеринбургскими останками»? А.К. Это то, что погребено в Петропавловском соборе Петербурга, останки, найденные в Екатеринбургской области? С точки зрения государственной комиссии, которую возглавлял Борис Немцов, это останки царский семьи. А церковная экспертиза этого не подтвердила. Церковь попросту не участвовала в этом погребении. Притом, что сама Церковь не располагает никакими останками, она не признает, что те кости, которые погребены в Петропавловском соборе, принадлежали царской семье. Церковь выразила в этом свое несогласие с государственной политикой. Причем, не прошлой, а нынешней. О.С. Правда ли то, что до царской семьи у нас очень давно никого не канонизировали? А.К. Нет, я бы так не сказал. Начиная с 1988 года были канонизированы Андрей Рублев, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, Максим Грек, грузинский поэт Илья Чавчавадзе. О.С. А были случаи канонизации, связанные с Великой Отечественной Войной, блокадным Ленинградом? А.К. Нет, как ни странно, пока я такого все-таки не встречал. Все-таки мученик, это не тот, кто принес себя в жертву, пусть даже религиозно мотивированную, погиб страшной смертью, безвинно пострадал. Это тот, кто стоял перед ясным выбором: вера или смерть. В войну у людей в большинстве случаев такого выбора не было. О.С. Неужели у царя был кардинальный выбор? А.К. Это один из самых сложных вопросов канонизации. К сожалению, до конца неизвестно, до какой степени он был влеком, в какой мере что-то от него зависело. Другое дело, что он ежеминутно был в состоянии выбрать, питать свою душу местью или нет. Есть и еще один аспект этой ситуации. Церковное мышление — мышление прецедентное. То, что произошло когда-то, может служить примером для подражания.

http://pravmir.ru/pochemu-byl-kanoniziro...

В 1934 году Гиббс крестился в Православие с именем Алексий — в память о наследнике, год спустя принял монашеский постриг с именем Николай — в память о царе. До конца жизни (он прожил 87 лет) архимандрит Николай бережно хранил реликвии, связанные с царственными мучениками. За три дня до кончины в спальне над его кроватью обновилась когда-то подаренная ими икона… Когда один берется, а другой оставляется , это происходит не по фатальной предопределенности — люди сами выбирают свою судьбу. Разный выбор сделали два моряка, состоявшие при царевиче дядьками. Боцман Андрей Деревенько с первых дней после отречения царя начал хамить наследнику и всячески проявлять «революционность»; впоследствии выяснилось, что он к тому же воровал вещи своего подопечного. Матрос Климентий Нагорный остался с царской семьей, последовал с ней в Сибирь и был расстрелян одним из первых — в конце мая или начале июня. Расстрелян за то, что не давал спуску охранникам, заступаясь за царевича и великих княжон. Судьбу свою предвидел заранее и ни о чем не жалел. Примечательно, что один из цареубийц, Медведев (Кудрин), говорил о слугах царской семьи: «Мы с самого начала предлагали им покинуть Романовых. Часть ушла, а те, кто остался, заявили, что желают разделить участь монарха. Вот пусть и разделяют…». Вряд ли бандит понимал, что сказал. Разделить участь святых — может ли человек мечтать о большем! Иногда спрашивают: почему Русская Православная Церковь, в отличие от РПЦЗ, этих верных слуг не канонизировала? Причина, в частности, в том, что некоторые из них были инославными: Трупп — католик, Шнейдер — лютеранка… Но вопросы, связанные с канонизацией, находятся в ведении не мирян, а священноначалия; поэтому будем руководствоваться словами из доклада Митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия: «…наиболее подобающей формой почитания христианского подвига верных слуг царской семьи, разделивших ее трагическую участь, на сегодняшний день может быть увековечение этого подвига в житии царственных мучеников». Подробнее о жизни верных царских слуг и приближенных можно прочитать в книгах О. Черновой «Верные. О тех, кто не предал царственных мучеников»; баронессы Буксгевден «Венценосная мученица»; Лили Ден «Подлинная царица»; дочери доктора Боткина Татьяны Мельник-Боткиной «Воспоминания о царской семье»; чудом спасшегося от расстрела камердинера Алексея Волкова «Около царской семьи»; в сборнике «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных»; в книге «Цесаревич Алексей в воспоминаниях его учителей», включающей мемуары Жильяра и биографический очерк о Гиббсе.

http://pravoslavie.ru/54889.html

В чем заключается святость мученика в церковном понимании? А.К. Святость мученика — это святость особая. Это святость одной минуты. В истории церкви были люди, например, в древнем Риме, когда на арене устраивали театрализованную казнь, в ходе которой на полном серьёзе казнили христиан. Выбирают самого поганого шута и по ходу действия другой шут, в одежде священника его крестит. И вот когда один шут крестит другого и произносит эти священные слова: «крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И когда после слов молитвы на шута, изображавшего христианина, действительно снизошла благодать, и он стал повторять, что увидел Бога, что христианство истинно, трибуны сначала смеялись, а потом, поняв, что это не шутка, шута убили. И он почитается как мученик… Поэтому святость мученика — нечто иное, чем святость преподобного. Преподобный — это монах. И вся его жизнь берется во внимание. А для мученика — это некий фотофиниш. О.С. А как Церковь относится к тому, что в разные века возникали всякие лже-Анастасии? А.К. Для православного человека это спекуляция на святыне. Но, если бы это было бы доказано, то Церковь признала бы. Подобный случай в истории Церкви был, правда, связанный не с царскими именами. Любой православный человек знает историю с семью отроками эфесскими, которые прятались от гонений императора Юлиана в пещерах, где впали в летаргическое состояние и проснулись лет через 150. Когда они вышли из пещер, по тому, что они говорили, стало понятно, что эти дети чудесным образом пропустили полторы сотни лет. Для Церкви никогда не было проблемой принять в число живых людей, считавшихся умершими. Причем, именно не воскресшими, но умершими. Потому что были случаи чудесного воскресения, а тут человек пропал, считался погибшим, а через какое-то время появился вновь. Но, для того, чтобы это произошло Церковь будет ждать подтверждения со стороны именно светской науки, светских экспертиз. У буддистов такие вопросы решаются легче. У них считается, что душа умершего далай-ламы перевоплощается в ребенка, в мальчика, детям показывают игрушки и если какой-нибудь двухлетний мальчик вместо блестящей погремушки вдруг потянется к старой чашке прежнего далай-ламы, то считается, что он узнал свою чашку.

http://pravmir.ru/pochemu-byl-kanoniziro...

Это не политический акт, это свидетельство о том, что этот святой, как и любой святой, является для нас примером для подражания. Посмотрите на его христианское терпение: это император, который повелевал огромной и мощной державой, - и вдруг те, кто не смел приблизиться к нему, начинают им командовать и ведут себя далеко не лучшим образом. И Государь, и Государыня, и их дети терпеливо переносят такие унижения и оскорбления. Владыка, Вы сказали, что в позиции Комиссии по канонизации ничего не изменилось за три года. С чем же тогда связана перемена мнения архиереев? Я думаю, что это дело благодати Духа Святаго. (Как это было на Земском соборе, избравшем Михаила Романова царем. В начале Собора был разброд мнений, а в конце водворились мир и согласие.) Некоторые архиереи, как я знаю, побывали в тех местах, где происходило убийство. Потом они рассказывали: мы ощутили святость Государя-императора. Они поняли это не умом, а сердцем. Где Божья воля, там ум отступает, он уже не помогает. Другие архиереи молились. Одному архиерею, например, было открыто так: в день убиения Царской семьи икона стала мироточить. Явное чудо. Другой архиерей молился, и у него изменилось внутреннее отношение к Царю. И, конечно, тот доклад, который сделал митрополит Ювеналий на большом подъеме, - логически четко выстроенный, грамотный, не дающий возможности каких-либо спекуляций на этом решении, отвечающий на все вопросы, - произвел громадное впечатление. Конечно, ищущий повода найдет повод, чтобы придраться к этому докладу. Но мы говорим о тех, кто ищет истину. А какое отношение к этой канонизации в церковном народе? Народ уже давно ждет этого акта. Когда было 80 лет со дня убийства Царской семьи, по циркулярному письму Святейшего во всех епархиях служились панихиды. В Вологодской епархии тоже служились. И вот после панихиды ко мне подходит священник и говорит: Владыка, народ после панихиды в особом воодушевлении, на подъеме, можно ли нам, как в некоторых других епархиях, служить молебны с акафистом Императору? Я ответил: пока решение о канонизации не было принято Церковью, мы, как чада Церкви, должны проявлять ей послушание.

http://pravoslavie.ru/guest/maximilian.h...

Как ни странно, теоретических работ, анализирующих иконографию царской семьи, крайне мало. Сошлюсь лишь на статью питерской исследовательницы Оксаны Губаревой «Вопросы иконографии святых царственных мучеников. К всероссийскому прославлению Императора Николая II и Его Семьи», которая была опубликована в 1999 году, еще до официальной канонизации Романовых 1 , и публикацию Олега Стародубцева на портале Православие.ру, появившуюся немногим позже. Мученики Образы царской семьи — Николая II, императрицы Александры Федоровны, их дочерей: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, и ­цесаревича Алексея — появились в России задолго до их канонизации, благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к святым государя императора и его семью уже в 1981 году вместе с сонмом новомучеников Российских. В начале 1980-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых новомучеников Российских, от безбожников избиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около 200 святых, изображен государь император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.   Важно отметить, что Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в чине страстотерпцев, а Зарубежный Синод — как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с царской семьей в доме Ипатьева. Это семейный врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова. С воссоединением Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви было восстановлено не только литургическое общение, но и почитание общих святых, к которым относится царская семья и все погибшие вместе с ними в Екатеринбурге. Это не могло не отразиться на иконографии. Так, в одном из московских храмов есть икона, на которой изображены все мученики Ипатьевского дома вместе с погибшими в Алапаевске, где были сброшены в шахту святая великая княгиня Елисавета Феодоровна, великие князья и др. (иконописец Антон Яржомбек, храм Живоночальной Троицы в Хохлах). Это, конечно, нетипичный случай, но очень важный не только для развития иконографии царской ­семьи, но и почитания новомучеников в целом.

http://e-vestnik.ru/history/ikonografiya...

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. Эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви в конце 90-х годов. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтвержденные случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам. На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить явление необычное сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри стекла, иногда на стекле снаружи. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости. Потом ее выступило так много, что она стала стекать сначала по верхнему торцу киота, а потом уже полилась вниз по поверхности киота. Когда мы внесли икону в Собор, положили ее на аналой и стали петь молебен, народ, стоявший напротив большой старинной иконы Спасителя у правого столпа, вдруг заволновался и зашумел. Оказывается прямо на их глазах из благословляющей десницы Христа на древнем образе из перстосложения также выступило благоуханное миро и несколькими струйками потекло вниз. Потом такое же явление повторилось на Смоленском скиту, который исторически был связан с семьей Романовых (в скитском храме до 1940 года хранились драгоценности Императрицы Александры, переданные жившему там схиигумену Ефрему Анной Вырубовой). Именно там Анна Вырубова приняла от рук о.Ефрема монашеский постриг. Никто из братий или паломников не усомнился, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

http://pravmir.ru/episkop-troitskiy-pank...

И только эта беда способна выделить ее из толпы, из всех похожих на нее, и возвысить над окружающими. Вот точно также и с царской семьей. В России не было другого человека, который потерял бы больше, чем Николай Александрович Романов в 1917 году. По сути, тогда он уже был властелином мира, хозяином страны, которая практически выиграла Первую Мировую войну. А царская Россия её, несомненно, выиграла и становилась державой номер один в мире, а у императора были большие замыслы, среди которых, между прочим, было отречение от престола, как это ни странно. Есть свидетельства, что он говорил очень доверенным людям, что хотел бы ввести в России конституцию, парламентскую монархию, передать власть своему сыну Алексею, но в условиях войны он попросту не имел на это права. Так он считал в 16-м году. А затем события потекли несколько иначе. В любом случае, образ страстотерпца оказывается очень христианским. Кроме того, когда речь идет о нашем отношении к последнему императору, надо учесть символизм церковного восприятия мира. О.С. А в чем символизм? А.К. XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников, говоря словами Анны Ахматовой, «хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и всех не узнать». Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество «царь-народ». Поэтому, учитывая, что царская семья могла бы опять же сказать о себе словами Анны Ахматовой: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ к несчастью был…, канонизация царя-страстотерпца Николая Второго — это канонизация «Ивана стотысячного». Здесь есть еще особый обертон.

http://pravmir.ru/pochemu-byl-kanoniziro...

Но есть и явно неудачные образы, к сожалению, их немало. Как ни странно, для современных иконописцев знание того, как выглядел святой (почти всегда мы имеем фотографии), оказывается проблемой. Только опытный иконописец может написать лик, в котором сохранено портретное сходство, но также явлено духовное преображение святого, что и призвана показывать икона. Все сказанное в равной мере касается и иконографии царской семьи, которая находится еще в стадии формирования. Как ни странно, теоретических работ, анализирующих иконографию царской семьи, крайне мало. Сошлюсь лишь на статью питерской исследовательницы Оксаны Губаревой «Вопросы иконографии святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссийскому прославлению Императора Николая II и Его Семьи», которая была опубликована в 1999 г., еще до официальной канонизации Романовых 1 , и публикацию Олега Стародубцева на портале Православие.ру, появившуюся немногим позже. Иконописцы в стадии поисков и экспериментов Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья — императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть спустя более чем 80 лет, и, конечно, по меркам истории, это срок небольшой для того, чтобы создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным. Пока, нужно сказать, в основном иконописцы находятся в стадии поисков и экспериментов. Надо сказать, что образы царской семьи появились в России задолго до канонизации. Во многом благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к лику святых Государя Императора и его семью уже в 1981 г. вместе с сонмом новомучеников Российских. И в начале 80-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых Новомучеников Российских, от безбожников убиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около двухсот святых, изображен Государь Император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.

http://pravmir.ru/s-koronoy-na-golove-no...

Попробую объяснить это почти личным примером. Допустим, я был в гостях в другом городе. Гостил у батюшки. Затем у нас возникла с этим батюшкой горячая дискуссия: чья водка лучше — московского производства или местного. Мы нашли консенсус, только договорившись идти путем проб и ошибок. Попробовали, подегустировали, сошлись, в итоге, что обе хороши, а затем, перед сном, я вышел прогуляться в город. Тем более, под окнами батюшки был городской парк. А батюшка не предупредил меня, что под окнами по ночам сатанисты собираются. И вот вечером я в сад выхожу, а сатанисты смотрят на меня и думают: экого тельца упитанного нам наш владыка в жертву послал! И меня убивают. И вот вопрос: если со мной произошло нечто подобное, причем, подчеркиваю, сам я не стремился к мученической смерти, был не очень духовно готов, водку подегустировал и вот так вот встретил свою смерть, для определения моей посмертной судьбы на Божьем суде, будет ли иметь значение то, во что я был одет в этот день? Светская реакция: какая разница, во что одет, главное, что в сердце, в душе и так далее. Но я считаю, что в этом случае гораздо важнее, какая была одежда. Будь я в штатской одежде в этом парке — это была бы «бытовуха». А если бы я шел в церковной одежде, то люди, которых я лично не знаю, у которых нет лично ко мне никаких претензий, они на меня выплеснули ту ненависть, которую они питают к Церкви и ко Христу. В таком случае получилось, что я за Христа пострадал. Вот то же самое и с царской семьей. Пусть юристы спорят между собой, был ли Николай Александрович Романов в 18 году царем или просто частным лицом, полковником в отставке. Но, в глазах тех людей, что стреляли в него, он, безусловно, был императором. И они потом всю жизнь писали мемуары и рассказывали пионерам про то, как убили последнего русского царя. Поэтому для Церкви очевидно, что этот человек- мученик за нашу веру, равно как и его семья. О.С. И семья тоже? А.К. Аналогично. Можно правителю России Николаю Второму предъявлять какие-то политические претензии, ну а дети тут при чем? Более того, в 80-х годах раздавались голоса, что, мол, давайте хотя бы детей канонизируем, они-то в чем виноваты? О.С.

http://pravmir.ru/pochemu-byl-kanoniziro...

Сортировать по Исключить новости Почему был канонизирован Николай Второй? Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти 17 июля, 2009 Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти Читайте также:  Святые царственные мученики Интервью диакона Андрея Кураева журналу «Вслух» Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи? О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император — это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения. О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу? А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат. У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, «о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат». Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю — женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей.

http://pravmir.ru/pochemu-byl-kanoniziro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010