РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24 июня 2008 года 24 июня 2008 Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации святых в Русской Православной Церкви. В межсоборный период Синодальная комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений — бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о … святых, которые… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы… подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались… терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11. 32 – 37). Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а «включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24.06.2008 275 Время на чтение 11 минут В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых. + + + Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви. I. В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений - бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о. святых, которые. испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы. подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались. терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 - 37). Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а " включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Апостол Андрей в вышиванке: о «Дне Украинских святых» 22.10.2015 1056 Время на чтение 3 минуты Прекрасно понимаю, что мой материал не опубликуют церковные и околоцерковные СМИ - я критикую, хотя и вполне корректно, идеи высокопоставленного архиерея. Моё мнение сейчас не в фаворе у официальных лиц. Тем не менее, точно знаю, что мои слова найдут отклик у многих православных на Украине . Заботит меня то, что в последнее время всё чаще в церковной прессе на Украине публикуются предложения ввести праздник «Святых, в земле Украинской просиявших». Судя по тому, от кого они исходят и как муссируются в церковной среде, официальное выделение отдельных «Украинских святых» уже не за горами. Зачем это делается и что последует за реализацией данной идеи? Не ошибусь, если скажу, что большинство народа у нас не особенно следит за церковным календарём, а о церковных праздниках узнаёт из утренних телепередач. Кто слышал, что светские СМИ на Украине хоть раз особенно акцентировали внимание на празднике Русских святых? А вот на «дне Украинских святых» обязательно будут, не сомневайтесь. Ряд владык в этот день будут выходить на амвон в облачениях с элементами вышиваночного орнамента. Власть и часть представителей Церкви станут подпевать друг другу в прославлении именно «украинских» святых. Слово «украинский» прочно пропишется в церковном языке. Название государства, созданного большевикамии условно-самостоятельно просуществовавшего в постоянном кризисе всего двадцать четыре года, станет священным, богослужебным. Всё это делается для вытеснения понятий «Русь», «Русская земля». Как в современных украинских учебниках, где в главах о древней Руси, когда в летописях слово «русский» проигнорировать не получается, лукаво пишут в примечаниях: «русский, то есть украинский». На уровне массовой культуры «день Украинских святых» превратится в ещё один повод для китча, попсы и хуторянства в угоду малообразованной публике. На более же серьёзном уровне это будет означать отдаление и церковного, и мирского сознания от наследия общей Руси. До сих пор именно церковная православная культура не давала забыть о вечном, неподвластном врагам единстве народа Киева, Москвы и Минска. Ужасно, что инициатива, исходящая от канонической Православной Церкви, ударит нам в спину, всё дальше разобщая народ исторической Руси.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Книга составлена из кратких, не связанных друг с другом зарисовок, ведь чтобы на одном дыхании написать одну цельную большую книгу — о святости вообще или о каком-то одном святом, — нужно самому быть подвижником. А мы — люди «короткого дыхания», нас хватает только на «опавшие листья», то есть на фиксирование впечатлений дня, по сути дела на дневниковые записи. Бог дал нам что-то ощутить, что-то понять, и мы пытаемся это закрепить на бумаге. Говорю «мы» не только потому, что это принятый литературный оборот, но и потому, что эта книга рождена из разговоров с разными людьми. О различных служениях «Служения различны», — говорится об ангельских силах в апостольских Посланиях. Но почему-то, когда так говорят о святых, у некоторых интеллектуалов это вызывает возмущение. Они высмеивают книжечки, в которых перечисляется, какому святому в каком случае надлежит молиться, они усмехаются, когда слышат, что в храме ставят свечи преподобному Сергию для успешной сдачи экзаменов, а святых Флора и Лавра просят помочь в делах сельских. Признаюсь, я и сама совсем недавно при-надлежала к таким «продвинутым» церковным интеллигентам. Но позже, не в научной литературе, а в житийной, я стала постоянно сталкиваться с примерами того, что в разных жизненных случаях принято прибегать к заступничеству разных святых. Приведу рассказ из древнего отечника. У преподобного Даниила Скитского просил помощи некто, тяжко боримый блудным помыслом. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды. И, когда повеленное было исполнено, искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно через эту мученицу? Потому что она в жизни своей прошла через тяжкое искушение против целомудрия и мученически умерла за сохранение чистоты. «Искушен быв, может и искушаемым помощи», — сказал о Господе Его апостол. Так и о святых можно сказать: в чем они сами были искушены, против чего они сами выстояли, в том они и нам могут помочь. И в этом особенность именно православного почитания святых: мы любим служить молебны разным святым. Мы таким образом их особенно почитаем. И недаром такой популярностью пользуются всевозможные издания акафистов святым, канонов, молитвословов с особыми молитвами отдельным святым, в различных обстояниях помогающим. Значит, людям это нужно. Сама видела, как радуются люди, узнав, что и на этот случай, и на другой случай есть особая молитва, можно обратиться к какому-то определенному святому.

http://azbyka.ru/fiction/rodnites-s-nebe...

«Служения различны», — говорится об ангельских силах в апостольских Посланиях. Но почему-то, когда так говорят о святых, у некоторых интеллектуалов это вызывает возмущение. Они высмеивают книжечки, в которых перечисляется, какому святому в каком случае надлежит молиться, они усмехаются, когда слышат, что в храме ставят свечи преподобному Сергию для успешной сдачи экзаменов, а святых Флора и Лавра просят помочь в делах сельских. Признаюсь, я и сама совсем недавно при-надлежала к таким «продвинутым» церковным интеллигентам. Но позже, не в научной литературе, а в житийной, я стала постоянно сталкиваться с примерами того, что в разных жизненных случаях принято прибегать к заступничеству разных святых. Приведу рассказ из древнего отечника. У преподобного Даниила Скитского просил помощи некто, тяжко боримый блудным помыслом. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды. И, когда повеленное было исполнено, искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно через эту мученицу? Потому что она в жизни своей прошла через тяжкое искушение против целомудрия и мученически умерла за сохранение чистоты. «Искушен быв, может и искушаемым помощи», — сказал о Господе Его апостол. Так и о святых можно сказать: в чем они сами были искушены, против чего они сами выстояли, в том они и нам могут помочь. И в этом особенность именно православного почитания святых: мы любим служить молебны разным святым. Мы таким образом их особенно почитаем. И недаром такой популярностью пользуются всевозможные издания акафистов святым, канонов, молитвословов с особыми молитвами отдельным святым, в различных обстояниях помогающим. Значит, людям это нужно. Сама видела, как радуются люди, узнав, что и на этот случай, и на другой случай есть особая молитва, можно обратиться к какому-то определенному святому. Конечно, это одно из проявлений «младенчества во Христе», и тому, кто живет полноводно текущей духовной жизнью, такие подпорки на каждый шаг не нужны. Но это не значит, что они вообще никому не нужны. О страхе

http://azbyka.ru/fiction/rodnites-s-nebe...

Наше духовное законодательство составляет особую и отдельную часть от общего свода законов Российской Империи. Духовный регламент основанием для действий Духовной Коллегии в управлении подлежащими ее ведению делами указывает «Закон Божий в Священном Писании предложенный, також каноны или правила соборныя святых отец и уставы гражданские, слову Божию согласные». Указывая эти источники, Регламент замечает, что содержащиеся в них постановления, «собственные себе книги требуют, а здесь не вмещаются». Оставляя таким образом на обязанности самой Коллегии находить нужные для ее целей законоположения. Регламент и не представляет свода сих законов. Равным образом и Устав духовных консисторий, изданный спустя 120 лет после Духовного регламента, только исчисляет руководственные источники духовного законодательства, для действий епархиального управления и суда, но не представляет свода сего законодательства, возлагая на обязанность консисторий извлекать нужные для их судебной и административной практики законы. Устав духовных консисторий буквально гласит: «основания епархиального управления и суда суть: а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) каноны, или правила святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отецов в) Духовный регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода и г) действующие в государстве узаконения. Приведенная статья Устава духовных консисторий в перечислении источников духовного законодательства предполагают осложнение их тем, что называют новые, о которых не упоминал Духовный регламент, как наприм. Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода. Поименованные и Духовным регламентом, и Уставом духовных консисторий руководственные источники духовного законодательства представляются сколько разнообразными по их существу, столько же и разнохарактерными по содержанию заключающихся в них постановлений. Прежде всего следует заметить, что поименованные источники содержат законоположения различного авторитета, смотря по их происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Каноны (постановления) церковные Святых Апостолов Каноны (постановления) церковные Святых Апостолов – Καννες κκλησιαστικο τν ποστλων. Под таким названием известен древний литературный памятник, в первый раз изданный в свет по эфиопскому переводному тексту еще в 1693 году Людольфом (в его Commentarius ad suam historiam Aethiopicam, р. 314–323), а по греческому оригинальному тексту (по венской рукописи Codex Vindobonensis hist. gr. 7 – XII века) обнародованный впервые в 1843 г. Биккелем (в его Geschichte d. Kirchenrechms, Giessen 1843, 8. 107–132) под заглавием: Α διαταγα α δι Κλμεντος κα καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλων, под каким названием оно было переиздано затем Делагарде и Питрой. По мнению Биккеля, подтвержденному вескими соображениями, первоначальным названием памятника нужно признать: Καννες κκλησιαστικο τν γων ποστλωμ, (см. также у Функа, Гарнака и Шаффа). Добавочные же слова: α διαταγα α δι Κλμεντος – составляют позднейшую вставку, нисколько не указывающую на авторство Климента (римского), с именем которого обыкновенно связывались и другие известные теперь древние памятники церковно-канонического характера („Постановления апостольские“, „85 правил апостольских“), – вероятно, потому только, что предание приписывало Клименту рим. участие, если не в кодификации церковных правил, то по крайней мере в составлении некоторых из них, в проведении их в жизнь молодого христианского общества. Памятник известен в литературе также и под другими названиями. У Делагарце (в Analecma Ante-Nicaena II, Londini 1854, р. 451–460) он издан под названием: Consmimumiones ecclesiae Aegypmiacae, у митр. Ф. Вриенния (в его издании „Учения 12 апостолов» 1883 г.) он называется πιτομ ρων τν γων ποστων καθολικς παραδσεως согласно названию в Codex Ottoberianus), а у Гильгенфельда (в Novum Testamentum extra canonem receptum, fascicul. IV, Lipsiae 1866, p. 93–106) он получает уже название: „Duae viae vel judicium Petri». Что касается Делагарде, то он, издавая памятник (в коптской редакции), имел в виду, очевидно, его распространение в коптской (египетской) христианской общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Молитвы евхаристического канона свт. Василия Великого на греческом, славянском и русском языках (Αναφορ το Μεγλου Βασιλεου στα ελληνικ, σλαβονικ και ρωσικ) Молитва приношения, по поставлении на святем престоле божественных Даров… Греческий Славянский Русифицированный Русский Κριε ο Θες ημν, ο κτσας ημς κα αγαγν εις τν ζων τατην, ο υποδεξας ημν οδος εις σωτηραν, ο χαρισμενος ημν ουρανων μυστηρων αποκλυψιν, σ ε ο θμενος ημς εις τν διακοναν τατην ν τ δυνμει το Πνεματς σου το Αγου, Ευδκησον δ, Κριε, το γενσθαι ημς διακνους τς καινς σου Διαθκης, λειτουργος τν αγων σου Μυστηρων, πρσδεξαι ημς προσεγγζοντας τ αγω σου θυσιαστηρω, κατ τ πλθος το ελους σου, να γενμεθα ξιοι το προσφρειν σοι τν λογικν τατην κα αναμακτον θυσαν υπρ τν ημετρων αμαρτημτων, κα τν το λαο αγνοημτων, ν προσδεξμενος εις τ γιον, υπερουρνιον κα νοερν σου θυσιαστριον εις οσμν ευωδας, αντικατπεμψον ημν τν χριν το Αγου σου Πνεματος, Επβλεψον εφ» ημς, ο Θες, κα πιδε επ τν λατρεαν ημν τατην, κα πρσδεξαι αυτν, ως προσεδξω βελ τ δρα, Νε τς θυσας, Αβραμ τς ολοκαρπσεις, Μωσως κα Ααρν τς ιερωσνας, Σαμουλ τς ειρηνικς. Ως προσεδξω εκ τν αγων σου Αποστλων τν αληθινν τατην λατρεαν, οτω κα εκ τν χειρν ημν τν αμαρτωλν πρσδεξαι τ Δρα τατα, ν τ χρησττητ σου, Κριε, να, καταξιωθντες λειτουργεν αμμπτως τ αγω σου θυσιαστηρω, ερωμεν τν μισθν τν πιστν κα φρονμων οικονμων, εν τ ημρα τ φοβερ τς ανταποδσες σου τς δικαας. Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию, показавый нам пути во спасение, даровавый нам небесных таин откровение: Ты бо еси положивый нас в службу сию силою Духа Твоего Святаго: благоволи убо, Господи, быти нам служителем Новаго Твоего Завета, слугам Святых Твоих Таинств: приими нас, приближающихся святому Твоему жертвеннику, по множеству милости Твоея, да будем достойни приносити Тебе словесную сию и безкровную жертву о наших согрешениих и о людских невежествиих: юже приемь во святый и пренебесный и мысленный Твой жертвенник, в воню благоухания, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа. Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу, сице и от рук нас грешных приими Дары сия во благости Твоей, Господи: яко да сподобльшеся служити без порока святому Твоему жертвеннику, обрящем мзду верных и мудрых строителей в день страшный воздаяния Твоего праведнаго, Щедротами Единароднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/molitvy-...

Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» 11 сентября 2013 г. 14:43 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия , на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия . Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх. Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10). Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).

http://patriarchia.ru/db/text/3225779.ht...

Глава III. Внутренние признаки происхождения первых трех Евангелий от апостолов (Второе основание уверенности церкви в подлинности канонических Евангелий: внутренние признаки, заключающиеся в самих Евангелиях. Общие замечания о сих признаках и их значении; общее отношение к ним отрицательной критики. 1) Внутренние признаки происхождения первого Евангелия от ап. Матфея; отношение к ним отрицательной критики и выстав-ляемые ее признаки (мнимые) неподлинности этого Евангелия. 2) Внутренние признаки происхождения второго Евангелия от ап. Марка и возражения отрицательной критики. 3) Внутренние признаки происхождения третьего Евангелия от ап. Луки; суждения о возражениях против сего отрицательной критики)   Уверенность церкви в происхождении четырех канонических Евангелий от тех именно святых апостолов, именами которых надписаны они, основывается, кроме внешнего непрерывного от самых времен апостольских и единодушного вселенского предания церкви о их подлинности, на внутренних признаках, содержащихся в самых Евангелиях. – В содержании и характере каждого более или менее значительного исторического творения необходимо более или менее отражаются исторические обстоятельства происхождения его и личные особенности писателя. Посему, если есть свидетельства о написании известным лицом известной книги при известных обстоятельствах, то определяющий подлинность или неподлинность таковой книги по внутренним ее признакам исследует, соответствует ли содержание в характере книги указанным обстоятельствам и характеру писателя, и, судя по их соответствию или несоответствию, или признает подлинность книги, или сомневается в ней, или же совсем отвергает. Само собою разумеется, что чем полнее и подробнее внешние свидетельства о обстоятельствах написания книги и о писателе ее, и чем достовернее такие сведения, тем вернее и тверже могут быть суждения о подлинности или неподлинности книги на основании внутренних ее признаков: ибо в них более можно находить соответствия или несоответствия с внешними сведениями о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010