Греч. К. всегда черного цвета. Ее носят как представители белого духовенства, так и монахи (греч. монахи поверх К. надевают также черное покрывало - наметку (крепу), подробнее см. в ст. Клобук ). К. считается символом принадлежности к духовенству и вручается при хиротонии. Камилавка прп. Кирилла Белозерского (КБМЗ) Камилавка прп. Кирилла Белозерского (КБМЗ) На Руси духовенство в повседневной жизни традиционно носило скуфьи (небольшие шапочки для прикрытия гуменца , имеющие округлую или чашеобразную тулью, в последующей традиции - с крестообразными складками наверху) или шапки особого вида. Различие между греч. и рус. головными уборами священства было замечено в XVII в. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. постановил, что скуфьи вручают пресвитерам и диаконам сразу после хиротонии и они должны носить их постоянно (снимать нужно только во время богослужения). Это постановление подтвердил и Московский Собор 1674 г. Тем не менее мн. священнослужители стали носить К. в подражание греч. клиру. При этом противники реформ обвиняли таких священников в подражании римо-католикам. Указом имп. Павла I от 18 дек. 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета (ПСЗ. Т. 24. С. 822. 18273). Порядок награждения определялся Святейшим Синодом (ПСЗ. Т. 25. С. 504. 18801). К. полагалось носить во время богослужения. В рус. традиции К. имеют фиолетовый цвет, они выше греческих и расширяются кверху (монашеский клобук имеет черный цвет, в отличие от греч. традиции изначально изготовляется с наметкой). Согласно совр. «Положению о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» (М., 2011), решение о награждении К. находится в компетенции епархиальных архиереев (по благословению может производить викарный архиерей). К. полагается носить во время богослужения (снимать в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время офиц. и торжественных мероприятий. Священники награждаются К. не ранее чем через 3 года после награждения набедренником . Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, как и магистры богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем ношения К. Награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма, принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии). Награждение диаконов К. происходит по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протодиакона. Протодиакон, награжденный правом ношения К., может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии). См. также в ст. Награды церковные .

http://pravenc.ru/text/1470129.html

В 1862 г. близ юго-вост. придела Тихвинского собора, освященного во имя прп. Нила Сорского, над местом погребения преподобного, установили новую серебряную раку работы Ф. А. Верховцева. В 1865 г. над ракой была устроена сень, которую поддерживали 4 резные позолоченные фигуры ангелов (в 1919 раку оценили в 1250 р. по курсу довоенного времени (ГАВО. Ф. 798. Оп. 3. Ед. хр. 6. Л. 9), в 1927 ее отправили на переплавку в Череповец, сохранился только постамент раки (ныне находится в постоянной экспозиции КБМЗ. М-2521); здесь же представлены 2 ангела (опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выставки. Кириллов, 2008. С. 15-16. 4, 5, 6)). На новой раке находился древний образ основателя обители (вкладная икона 1686 г.), с к-рым монастырское предание связывало события, описанные в Чуде прп. Нила об образе. Древняя деревянная рака 1669 г. была перенесена в скитский Предтеченский храм (по акту от 8 авг. 1932, подписанному директором КБМЗ Е. В. Дьяконовой, сотрудником музея Г. Г. Антипиным, зав. совхозом 12 Яковлевым; она в числе др. предметов немузейного значения была передана «как поделочный материал для использования для хозяйственных нужд совхоза» (КБМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 24. Л. 8)). В ризнице собора хранились реликвии: власяница прп. Нила (ныне: КБМЗ. ЦТ-690; длина 77 см) и плетеные шерстяные четки преподобного (Там же. ЦТ-18). По традиции скита власяницу и четки после молебнов возлагали на болящих. В пустыни особо почиталась Смоленская икона Божией Матери, к-рую, по преданию, прп. Нил принес на Сору из Кириллова Белозерского мон-ря (она имела 11 вершков в высоту и 8 в ширину (49×35,5 см); в наст. время не идентифицирована). В ризнице хранился также образ прп. Ефрема Сирина из местного ряда иконостаса древней ц. прп. Ефрема Сирина. Считалось, что эта икона сохранилась со времен прп. Нила (ныне: КБМЗ. ДЖ-110, XVII в.; опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь. 2008. С. 17. 7; о ней см.: Романенко. 2003. С. 184-188). В Сретенской ц. Тихвинского собора в нише между иконостасами находилась ростовая икона прп. Нила Сорского, написанная иеросхим. Нилом (Прихудайловым) и почитавшаяся паломниками, в 1905 г. она была украшена посеребренной ризой, пожертвованной кирилловским мещанином Павлом Бородаевским. За правым клиросом Сретенского храма находился под стеклом чудотворный образ Кипрской иконы Божией Матери работы иеросхим. Нила, за левым - Тихвинский образ, выполненный тем же подвижником в 1838 г. В мон-ре почиталась также Иверская икона Божией Матери со святыми на полях, созданная иеросхим. Нилом в 1845 г. Образ находился в Тихвинском храме (ныне хранится в собрании КБМЗ. ДЖ-191; опубл.: Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выставки. Кириллов, 2017. С. 272-277). Известные насельники в XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

обители и ее основателю. Так, ранний покров, изготовленный в 1514 г. мастерицами из светлицы супруги вел. кн. Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой (ГРМ), указывает на то, что в это время гробница святого уже была оформлена, хотя придельная ц. прп. Кирилла над его мощами была пристроена к юж. стене Успенского собора только в 1585-1587 гг. Облик К. довольно условен и близок к облику прп. Сергия Радонежского, благословение двуперстное, в левой руке - свиток; внизу вкладная надпись об исполнении покрова «повелением» вел. князя. На покрове «по зеленой камке» 1-й пол.- сер. XVI в. (по мнению Л. Д. Лихачёвой, сер. XV в., ГРМ) в отличие от предыдущего К. предстает седовласым и седобородым старцем, но рисунок фигуры в большей степени приближен к изводу «иконопортрета». Более поздние произведения различаются по рисунку, колориту и приемам шитья, но повторяют ту же иконографию (свиток иногда раскрыт, вверху образ Св. Троицы - «Гостеприимство Авраама»): покровы 1555 г. из мастерской царицы Анастасии Романовны (ГРМ), 1644 г. (вклад боярина Ф. И. Шереметева, КБМЗ). Один из них был изготовлен в мастерской царицы Марии Нагой в 1587 г. (КБМЗ) и прислан в обитель, вероятно, в 1592 г. «повелением» царя Феодора Иоанновича с царицей Ириной как вклад царевича Димитрия Угличского «за их государево здоровье и за свое и за матерь свою царицу и великую княгиню Марию» (надпись на кайме). Исключителен покров 1671 г. (вклад кн. Я. Н. Одоевского, КБМЗ): на груди преподобного - его келейная икона Божией Матери «Одигитрия». Всего сохранилось 8 покровов К. (подробнее см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. С. 203-224; Опись. 1998. С. 151). Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Представление о надгробном комплексе К. дополняет крышка его серебряной раки (1643, ГММК; см.: Шакурова Е.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Скуфья прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV — нач. XV в. (КБМЗ) Скуфья прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV — нач. XV в. (КБМЗ) В 1585-1587 гг. над гробом преподобного была сооружена каменная церковь. Строительству предшествовало гневное послание Иоанна Грозного в Кириллов Белозерский мон-рь, в к-ром он укорял братию за пренебрежение памятью К.: это ярко проявилось в том, что над гробом опального кн. М. И. Воротынского был сооружен церковный придел, а над мощами К.- нет. К XVII в. мощи преподобного находились между Успенским собором 1496 г. и примыкающей к нему с северной стороны Кирилловской ц. В 1643 г. на средства боярина Ф. И. Шереметева над мощами К. была сооружена кипарисовая рака, украшенная позолоченными серебряными клеймами с изображением композиций на сюжеты Жития, сцен погребения и чудес преподобного, а также венцом с драгоценными камнями (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Д. 667. Л. 66). В XVII в. краткое Житие святого вошло в состав печатного Пролога (1643), служба - в 1-е издание Служебных Миней (1627), память - в 1-е издание «Святцев с летописью» (1646). В 1781-1784 гг. в Кирилловом мон-ре вместо храма кон. XVI в. была построена ц. во имя К., существующая ныне. Пояс кожаный с калитой прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV в. (КБМЗ) Пояс кожаный с калитой прп. Кирилла Белозерского. Кон. XIV в. (КБМЗ) Подлинные вещи К. практически сразу стали главной святыней обители. Впервые связанные с К. реликвии зафиксированы в описи 1601 г.: перечень монастырских риз в ней начинается с риз чудотворца, крестов - с креста преподобного, отмечена также «купчая чюдотворца Кирила», хранившаяся в казне. Опись 1601 г. упоминает «киотец… а в нем крест золот с мощми Кирила чюдотворца» (Опись. 1998. С. 252). Вероятнее всего, речь идет о фрагментах вещей преподобного, т. к. все они в описи названы мощами: «Чюдотворцы Кирила мощи: часть клобука, шуба барания, ковш деревяной да тоска ременная, у ней пряжка деревяная, корман кожаный невелик» (Там же. Л. 336 об.). Кроме того, опись фиксирует почитание того места, где К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Особый иконографический вариант встречается на иконе 1863 г. (ГМИР), согласно утраченной надписи на обороте, переданной «в благословение от Нило-Сорской пустыни его императорскому высочеству наследнику цесаревичу и великому князю Николаю Александровичу». Образ обрамлен фигурными декоративными полями, Н. изображен прямолично на фоне грозового неба, слева от него вдали виден каменный храм пустыни, справа - деревянные постройки. Очевидно, ряд образков был заказан обителью в связи с празднованием 400-летия преставления святого в 1908 г. В 50-60-х гг. XX в. образ Н. в молении Спасителю, с видом скита, уподобленного деревянному граду, воздвигнутому между рекой и чащей леса, создан мон. Иулианией (Соколовой) (известен по фотографии из альбома игум. Марка (Лозинского) - см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 217). Поздняя академическая традиция изображения Н. отразилась в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. (описание облика Н. в соответствии с ранними месяцесловами помещено под 7 апр.): «…родом из русских бояр; старец со средней величины бородой; одежды преподобническия, в епитрахили» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 242). Изречения для текста на свитке предлагалось заимствовать из сочинения святого «Устав о жительстве скитском». Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в соответствии с общей тенденцией времени создавались иконы, на которых Н. был изображен вместе с др. святыми: с Антонием Римлянином (ок. 1914, из ц. прор. Илии на Цыпинском погосте, КБМЗ), со свт. Митрофаном Воронежским (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), со св. Иоанном Предтечей и с прп. Ефремом Сирином под образом Сретения (покровители престольных праздников Ниловой пуст., 1-я четв. XIX в., частное собрание; см.: Романенко Е. В. Преподобный Нил Сорский. М., 2008. С. 320). В живописной манере решена икона 1837-1840 гг. из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре: фигуры Н., преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских, Кирилла Новоезерского осеняет Св. Дух в виде голубя (на свитке Н. текст: «…моея радости не растворяйте о чада аз бо веселяся отхожду…»). На образе посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне Н. написан вместе с преподобными Кириллом Белозерским, Кириллом Новоезерским и Филиппом Ирапским; правая рука святого лежит на груди, в левой свиток с текстом: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя» (Пс 54. 8-9). Аналогичная надпись - на свитке в руке Н. на иконе «Преподобные Нил Сорский, Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский» кон. XIX в. (из Кириллова Белозерского мон-ря, КБМЗ), исполненной в академической манере. Образ Н. на этой иконе необычен: схима красного цвета надета поверх мантии, голову покрывает черный куколь. Для паломников изготавливались небольшие финифтяные образки с изображением Н., поясным или ростовым, на фоне леса, кон. XIX - нач. XX в. (НГОМЗ, КБМЗ, ЧерМО; см.: Госкаталог. РФ. 7271173, 6444806, 10799248).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Троицы). Аналогичный по расположению фигур большой образ нач. XVIII в. происходит из Кириллова мон-ря (КБМЗ), где этот сюжет был одним из любимых. Он по-разному воспроизведен и на монастырских памятниках лицевого шитья. Так, на оплечье стихаря из мастерской кнг. Евфросинии Старицкой (1565, КБМЗ) показан только К., смотрящий из окна своей кельи на место, обозначенное крестом. На пелене 1620-1635 гг. (вклад семьи Сулешевых, КБМЗ), исполненной в Вознесенском мон-ре Московского Кремля, К., взирающий на Пресв. Богородицу, держит в руках раскрытую книгу. Пелена 1-й пол. XIX в. (КБМЗ) состоит из 2 частей: панорамы Кириллова мон-ря с осеняющим его Св. Духом и изображения молитвы К. возле аналоя внутри кельи; вверху вышиты слова Божией Матери («Кирилле, изыди отъсюду…»). «Видение Кирила чюдотворца» было написано на стене у боковых дверей Успенского собора, рядом с «Сергиевым видением» - явлением Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Опись. 1998. С. 72). Прп. Кирилл Белозерский, в молении перед образом Божией Матери. Икона. 2-я треть XIX в. (АМИИ) Прп. Кирилл Белозерский, в молении перед образом Божией Матери. Икона. 2-я треть XIX в. (АМИИ) Как вариант этого извода изредка встречается изображение К. в молении образу Божией Матери с Младенцем, стоящего справа перед престолом с книгой и крестом, как на 2 иконах кон. XVII в. из ц. во имя К. в Вологде (ВГИАХМЗ). На верхнем поле - образ Св. Троицы Ветхозаветной. Вероятно, к числу «раздаточных» относилась подобная икона 2-й трети XIX в. (АМИИ): К. изображен в интерьере кельи, у него в руке свиток с текстом: «Се удалихся бегая и…» (Пс 54. 8). Возможно, иконография таких икон восходила к среднику чтимого житийного образа из вологодской Кирилловской ц. Уникальной по композиции является икона «Пресв. Богородица с сонмом святых, видом Нового Симонова монастыря и явлением прп. Кириллу Белозерскому» 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК; см.: Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское».

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Подвижнику принадлежат тексты слов и поучений. Основное собрание их находится в КБМЗ. В б-ке афонского Пантелеимонова мон-ря хранится рукопись «Слова на память преподобного Нила Сорского» (Каталог рукописей, печ. книг и арх. мат-лов Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Афон, 2013. Ч. 1: Славяно-рус. рукописи, хранящиеся в б-ке и архиве мон-ря. С. 434. 786. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 7). Кроме церковных служб и молитв, написанных Н., известны «Главизны, или Душеспасительные размышления подвижника иеросхимонаха Нила»», представляющие собой сборник выписок из творений св. отцов, а также «Духовные стихотворения иеросхимонаха Нила» (ныне в РНБ). В течение всей жизни Н. собирал келейную б-ку: в ее составе книги с упоминаниями Кривоезерского мон-ря, Надеевской пуст., Троицкой ц. в с. Васильевском, Успенского скита Ниловой пуст. Это рукописные, старопечатные книги и книги гражданской печати. «Полное собрание псалмов Давыда. Собранные по порядку Псалтыри А. Решетниковым. Т. 1» (М., 1811) было подарено Н. его братом Алексеем 6 дек. 1821 г., в день его именин, «в знак чувствительнаго сердца» (КБМЗ. ГК-66). «Книгу блаженного Августина о подвиге христианина, содержащую в себе правило веры и наставления жизни» (СПб., 1787) в 1840 г. иером. Никону подарил архим. Иннокентий (КБМЗ. ГК-209). Ее подвижник считал «преполезной и душе назидательной». Почти все книги подписаны: «Наследователь сея богодухновенныя книги… многогрешный и сугубомногонемощной недостойный - увы! - звания человеческого! … а не только христианского - паче же иноческого и иерейского! - Никон многобедный… молю помянуть мое окаянство в молитвах своих» (Там же. СК-493). Иногда Н. дарил книги обители, 17 окт. 1852 г. он вложил «в число казенных книг… в пользу братии» книгу «Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошение учеников» (Там же. 8740). Книги творений св. отцов Антония Великого, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина, Макария Великого, принадлежавшие Н., испещрены пометками: «зри», «зри, страшно зело». На чтение творений св. отцов Н. ежедневно отводил ок. 3 часов. Одной из пометок отмечена цитата из «Увещаний» прп. Антония Великого: «Хотящему бо спастися нет ни единаго препятствия, разве точию нерадение и уныние души» (Там же. СК-493. Л. 5). К 2018 г. книги из келейной б-ки Н. хранятся в КБМЗ и РНБ (Ф. 1271. 4, 9, 14, 31, 35, 36; см.: Шевченко. 2005. С. 755-758).

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Данный эпизод весьма подробно описывается Павлом Алеппским, который отмечает, что патриарх Никон имеет «большую любовь к греческим камилавкам» . Далее, с развитием церковных реформ, наименование монашеского головного убора клобуком все более вытесняет камилавку, и уже на соборе 1666–1667 годов камилавка употребляется как синоним слова «клобук» . Также на этом соборе окончательно закрепляется ношение греческой камилавки и как аргумент приводится мысль о том, что «во святой православной Церкви, было единомыслие, и согласие во всем. Якоже во священнодействии, и во священных ризах…» . Из чего вытекает, что полусферические камилавки, скуфьи, клобуки, куколи попадали под запрет и полагалось всем носить головные уборы цилиндрической формы, как это делают греки. С развитием истории новые греческие камилавки все больше и больше закрепляли свое положение, и в постановлениях Московского собора 1675 года уже было регламентировано то, как должна была выглядеть камилавка в соответствии с саном ее носящего . Однако на этом соборе также было разрешено использование старых атрибутов повседневной и богослужебной одежды. В постановлениях имеется в виду камилавка вместе с клобуком, надетым на нее, но используется новое название: «камилав». Такое наименование было придумано в связи с тем, что новые греческие камилавки только начинали приживаться на Руси, в то время как древний образ старых греческих камилавок как полусферических вязаных шапок еще не был забыт. Это отчетливо видно по тому, что в постановлении вышеупомянутого собора 1675 года митрополиту Великого Новгорода предписывалось носить камилав «по древнему их обычаю». Кроме того, в азбуке, написанной Карионом Истоминым, на странице с буквой «како» имеется изображение архаичного полусферического клобука с соответствующей подписью . Свидетельством сохранения памяти о старых формах камилавки и клобука и ношения их является и найденный при археологических раскопках клобук архимандрита Варсанофия . Заключение В заключение стоит сказать, что внешняя атрибутика русского монашества в допетровское время весьма архаична и уходит корнями в более ранние века, а также хранит в себе традиции древнегреческих монашеских одежд.

http://bogoslov.ru/article/6193987

ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51). В центре миниатюрной иконы в среднике складня 1-й трети XVIII в. (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13) К. изображен напротив прп. Кирилла Новоезерского в молении Господу Вседержителю. На идентичных по композиции иконах «Собор Белозерских чудотворцев» посл. четв. XVIII в. и нач. XX в. из ц. Богоявления и часовни во имя К. в Белозерске образ святого помещен в 1-м ряду напротив прп. Ферапонта. К. представлен на иконах «Избранные Белозерские чудотворцы» (1837-1838, мастер Н. Милавин) из иконостаса ц. прп. Мартиниана Белозерского в Ферапонтовом мон-ре и посл. трети XIX в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне. Как защитник и покровитель своего края К. изображен на местных вологодских и белозерских иконах среди предстоящих и припадающих святых в изводе «Спас Смоленский». В частности, на иконах сер. XVII в. (ок. 1668?) из местного ряда иконостаса Успенского собора (КБМЗ), 1-й трети XVIII в. (КБМЗ) - слева в рост вместе с прп. Сергием Радонежским (см. также: Опись. 1998. С. 107 - с прп. Варлаамом Хутынским). На иконе XVII в. из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (ВГИАХМЗ) К.- в земном поклоне вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, небесным покровителем царя Алексея Михайловича (напротив преподобных Марии Египетской и Димитрия Прилуцкого). Подобная икона - «в подножии» К. и прп. Корнилий Комельский - упоминается в описи 1676 г. Введенского собора Корнилиева Комельского мон-ря (Переписные книги. 2011. С. 312). На иконе кон. XVIII в. из ц. прп. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского монастыря (КБМЗ) К. один припадает к стопам Иисуса Христа, склонившего к нему голову (на обороте надпись: «Спаса стоящаго по краске припа[в]шаго Кирилъ Бе»). Довольно часто образ К. (рядом с изображением прп. Кирилла Новоезерского) включался в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В порядке исключения образ М. помещен в январский минейный цикл иконы годовой Минеи из Ферапонтова мон-ря (XIX в., КБМЗ). Традиционно под 11-12 янв. на минейных иконах представлены прп. Феодосий Великий, вмц. Татиана и между ними прп. Михаил Клопский. Однако на монастырской иконе с подписью «Михаил» вместо прп. Михаила Клопского изображен М. в типичном для него иконографическом изводе: обращенный в левую сторону, сутуловатый, с крупной непокрытой головой, короткими волосами и бородой «аки у Кирилла». М.- в охристой рясе и темной мантии - левой рукой указывает на прп. Феодосия Великого, являющегося духовным ориентиром для всех монашествующих. Примечательно, что имя «Михаил» не противоречит изображению святого, являясь мирским именем М. Среди произведений декоративно-прикладного искусства с изображением М. сохранилась лишь шитая жемчугом, золотыми и серебряными нитями композиция на бархатной фелони, представляющая основателей Ферапонтова мон-ря на фоне обители в молении образу Божией Матери в облачном сегменте, осеняющем лучами Ферапонтов мон-рь (2-я пол., XIX в. КБМЗ). В верхней части изображения вышитые серебром надписи: «Мир обители твоей даруй», а также «Преп. Ферапо., преп. Мартин». М. представлен со сложенными на груди руками и слегка склоненной головой. Лик и руки - живописные вставки. Фигура М. аналогична рассмотренному выше образу из иконостаса ц. Благовещения. Иконографическим источником для композиции на фелони, вероятно, стали получившие распространение еще в XVIII в. гравюры с изображениями отцов-основателей и их обителей, осененных Славой Божией Матери, Христа или Св. Троицы. Согласно описи 1747 г., в ризнице Ферапонтова мон-ря хранился «покров крашенинной, на нем написан из масла образ преподобнаго Мартиниана» (утрачен) (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 1663. Л. 103). Для ц. Благовещения была создана икона «Святые преподобные Ферапонт и Мартиниан» (посл. четв. XIX - нач. XX в., КБМЗ), стоявшая в отдельном киоте перед иконостасом. Святые изображены фронтально; на М. ряса, мантия, схима, голова не покрыта (куколь лежит на плечах). Специфической особенностью живописи является манера нанесения золотых пробелов «в перо». У М. длинные, разделенные на прямой пробор волосы и заостренная борода средней длины. В левой руке держит свернутый свиток. Живопись лика выполнена в средневек. манере: по подкладочному слою поэтапно проложены высветления. Лик имеет характерную для этой технологии подрумянку и короткие оживки динамичных мазков тонкой кисти. Тонкая манера живописи и декор опуши иконы, а также фон, имитирующий дорогой эмалевый оклад, указывают на принадлежность образа к иконописной мастерской одного из сел Владимирской губ.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010