Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233. Деревянная часовня у Калужских ворот (Житная, 18) была воздвигнута в 1627 г. рядом со слободой стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Красивая церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе» (где хранились запасы зерна) известна на этом месте с 1701 г. (первый каменный храм относится к 1694 г.). В 1876 г. церковь заново отстроили из белого мрамора в «византийском» стиле. Постройка приурочена к победе в русско-турецкой войне. В 1927 г. храм был закрыт. В 1933 г. колокольню и ограду разрушили. В обезглавленном храме разместился Горный музей, а позже - кинотеатр «Авангард». В 1930-х гг. частично снесли соседнюю старую застройку и палисадники в округе. В 1972 г., перед приездом в столицу президента США Ричарда Никсона власти быстро расчищали маршрут следования почетного гостя от «непрезентабельной» московской старины. Так погибла бывшая Казанская церковь, расположенная около предполагаемой трассы следования кортежа американского президента. Ее взорвали, несмотря на все протесты москвичей. Вместе с ней окончательно снесли и историческую малоэтажную застройку рядом с площадью. В 1977-1978 гг. на месте снесенного храма было построено здание для МВД СССР. В 1999-2000 гг. на месте снесенной церкви был сооружен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери, «памяти погибших защитников правопорядка» (арх. В. Шубина, А. Куринный; скульпт. А. Бичуков). На Житном дворе находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, здание ее до 1970-х годов находилось на Октябрьской площади. История церкви уходит в XVII век. Здесь была сначала построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 году и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 году к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е годы был построен каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как сюда перевели Житный двор, церковь стали называть Казанской, что на Житном дворе у Калужских ворот.

http://sobory.ru/article/?object=34814

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73–74).

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

Одаренный проповедник, Е. боролся с увлечением нехрист. мистицизмом, охватившим городское общество в нач. XIX в. Положил много сил для улучшения духовного образования в Калужской епархии. Когда количество учащихся в Калужской ДС достигло 900 чел., Е. отделил семинарию от уч-ща, перестроив семинарское здание, устроил общежитие для семинаристов, а для уч-ща купил и перестроил усадьбу Билибиных. По опыту зная бедственное положение семинарских преподавателей, Е. часто помогал им из собственных средств. В годы управления Е. Калужской епархией на окне Ильинской ц. г. Калуги был явлен образ прор. Божия Илии . Горожане почитали образ чудотворным, и по указу архипастыря он был перенесен в кафедральный собор. В калужской Хлюстинской больнице 6 окт. 1809 г. Е. освятил ц. во имя св. блгв. Александра Невского. Особо благоволил Е. к Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , в 1811 г. освятил ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., после служения на кафедре собирался удалиться на покой в эту обитель. В 1812 г. в Калужскую губ. вступили войска имп. Наполеона. 6 июля 1812 г. в Калуге был получен манифест, призывавший все сословия империи к оружию и к пожертвованиям. По личному примеру Е. духовенство Калужской епархии собрало пожертвования «на военныя издержки» (9204 р. и различные золотые и серебряные предметы). По благословению Е. в ряды калужского ополчения (15 тыс. чел.) вступили и семинаристы. После молебна архиерей привел ополченцев к присяге, произнес напутственную речь. Окропив ратников св. водой, Е. вручил начальнику ополчения ген.-лейтенанту Шепелеву хоругвь с изображением Калужской иконы Божией Матери и Калужского блж. Лаврентия . (После возвращения ополчения из заграничного похода с 1814 хоругвь находилась в калужском кафедральном соборе; ныне - в Калужском краеведческом музее.) Молитвенный подвиг святителя отмечен в акафисте Божией Матери, читаемом перед Калужской иконой. По благословению Е. во время войны во всех церквах епархии ежедневно совершались богослужения и соборные молебны с крестным ходом, а перед Калужской иконой Божией Матери - ночные молебны. С 1812 г. в память избавления Калуги от опасности по благословению Е. ежегодно 12 окт. (в день битвы под Малоярославцем) вокруг города стал совершаться крестный ход с Калужской иконой Божией Матери. После наполеоновского нашествия мн. храмы и мон-ри епархии были разрушены и, согласно поданному Е. рапорту, Святейший Синод обязал соседние с Калугой епархии помогать восстановлению обители и церкви. Так, из Тулы в Калугу были присланы 8 напрестольных крестов, 21 Евангелие, 8 комплектов богослужебных сосудов, 108 комплектов покровцов, 91 риза; из Курска - 3 ящика с облачением и утварью и еще 3 ящика - от мон-рей и церквей С.-Петербургской епархии. При непосредственном участии Е. в Калуге была образована комиссия для помощи бедствующему духовенству.

http://pravenc.ru/text/187166.html

В 1991 году храм был передан Калужской епархии, а 9 ноября на собрании верующих пос. Ждамирово, проходившем под председательством архиепископа Калужского и Боровского Климента, был образован приход. Первое богослужение в Ждамировском храме было совершено иеромонахом Тихоном Завьяловым на Рождество 1992 года. С 2006 года храм стал подворьем Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого женского монастыря. 31 июля 2011 года митрополитом Климентом совершено малое освящение главного придела храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При храме есть чудотворный источник Калужской иконы Божией Матери. Из материалам набора открыток: Сергей Коробцов " Храмы земли Калужской " . Калуга, 2012 г. 14 января 2018 года в пригородном селе Ждамирово города Калуги состоялось торжественное открытие женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери на реке Калужке. Решение об основании в селе Ждамирово женского монастыря и назначении на должность его игумении монахини Параскевы (Ляховой) было принято Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2017 года. Монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери создан по ходатайству митрополита Климента на основе подворья Черноостровского монастыря. Он стал девятым монастырем Калужской митрополии и седьмым в Калужской епархии. По материалам сайта " Сделано у нас " В Ждамирово - микрорайоне Калуги, на берегу Калужки, возле Святой обители во имя Калужской иконы Божией Матери, высится холм, поросший травой. Это древнее городище. Краеведы полагают, что на нём изначально располагалась древняя Калуга, служившая для усиления Городенска. Впоследствии, вероятно из-за морового поветрия, жители перенесли город ниже по течению, к самому впадениию Калужки в Оку, там тоже сохранилось городище. В начале XVII века в селе Калужке " на старом городище " уже стояла деревянная церковь. Нынешняя каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1760 году на средства местного помещика В. К. Хитрово в связи с важным событием. В 1748 году в соседней деревне Тиньково в доме самого Хитрово две служанки нашли на чердаке холст с изображением Богородицы, читающей книгу. Одна служанка плюнула на холст и точас упала в обморок. Только после молебна перед найденным изображением больная поправилась. Потом икона исцелила ещё несколько человек. Помещик решил перенести её в церковь села Калужка, которое с тех пор стали звать Явленное.

http://sobory.ru/article/?object=02572

Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937). Особенностью этой иконы (размер ок. 200 ´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории. В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/158344.html

В храме имеются 3 чтимые иконы. Две происходят из несохранившегося Успенского храма с. Песочня. 1) Богоматерь «Скоропослушница» – Афонского письма, 19 века. Во время войны бомба попала в избу, где сохранялась икона, уцелел только угол, где она стояла. Следы осколков видны на изображении. 2) Богоматерь «Калужская» –19 века. Отмечены многочисленные случаи благодатной помощи через обе иконы. 3) В 2003 году в архивах РАН уроженцем Жиздры художником-реставратором А.И. Васильевым были обнаружены фотографии утерянного чудотворного образа Жиздринской Страстной иконы Божией Матери «И Тебе Самой душу пройдет оружие», которая находилась в Жиздринском соборе. По ним Л. Дегтеревой был выполнен список иконы, освященный 26 августа 2004 г. Икона находится в северном приделе во имя св. прав. Иоанна Кронштадского. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Иоанн Кронштадтский, праведный - 2 января, 14 июня Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - 7 фев­ра­ля (25 ян­ва­ря), в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днем; или в ближайшее к 7 февраля воскресенье, в случае несовпадения Как добраться [ править править код ] Адрес: 249340 г. Жиздра, ул. Володарского, 28 Телефон : (48445) 2-14-57 Электронная почта: pokrovski-hram@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно для посещений с 8-00 до 17-00. Богослужения совершаются: по воскресеньям – литургия в 9-00, в субботу – утреня, часы, литургия – 8-00, всенощная в 18-00. В праздничные дни также служится литургия, а накануне – всенощная (в указанные часы). В дни малых праздников богослужение совершается с 8-00 (утреня, часы, литургия). В среду вечером в 18-00 служится акафист перед чтимыми иконами Божией Матери (Калужская, Скоропослушница, Жиздринская Страстная). Великим постом уставное богослужение совершается также по средам и пятницам с 8-00; 1-я, Страстная и Светлая седмицы – ежедневно утром и вечером в указанные часы. Ежедневно служится панихида по усопшим. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Храм был передан Калужской епархии 28 июля 1992 г. 30 августа 1992 г. в храме была совершена первая Божественная Литургия. Были приобретены колокола, построена звонница, проведено отопление в Покровский придел. С января 1995 г. в газете «Юхновские вести» стало выходить приложение к Юхновским вестям «Светильник». При храме действует воскресная школа. На приходе почитаются иконы: Божией Матери «Казанская»; святителя Николая Чудотворца и исповедника Георгия (Лаврова, †21 июня/4 июля) с частицей мощей. Престольные праздники приход отмечает: 22 октября/4 ноября , 8/21 июля –– празднование Казанской иконе Божией Матери; 6 декабря/19 декабря, 9 мая/22 мая –– дни памяти святителя Николая; 1/14 октября –– Покров Пресвятой Богородицы. Источник: Впервые собор упоминается в указе Павла 1 от 8 января 1797 года. Начал строительство нового церковного здания в центре города протоиерей Илия Войташевский, служивший в Юхнове с 1794 года. Затем строительство было перепоручено купцу Рябову и в 1804 было завершено. Главный престол был освящен в 1815 году. По окончании строительства церковным старостой был избран купец Ольховский. Каменная соборная пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была устроена с двумя приделами: южный в честь Покрова Божией Матери, северный в честь святителя Николая. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно, впоследствии, к 100-летнему юбилею храма они были соединены каменным притвором. Тогда же на колокольне были устроены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства Симеон Яковлевич Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в серебряном,вызолоченном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению 1812 года. Эта икона была поставлена за правым клиросом под нею привешено древко с штандарта с вышитою золотом надписью: “Сей трофей дан за ваграмское сражение Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 г. января 19 дня полковником, дворянским предводителем и кавалером Семеном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам его императорского величества, чрез г-на сенатора Каверина; а древко оного в Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня”.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Затем Святейший Патриарх и Президент М.Ш.Шаймиев провели краткую встречу с журналистами. В тот же день, в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани . Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. 21 июля Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, а также архиереи приволжских епархий, настоятели монастырей и клирики Казанской епархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил православных с праздником обретения Казанской иконы Божией Матери. После окончания богослужения в Благовещенском соборе Казанского кремля Святейший Патриарх Алексий обратился со словом к присутствовавшим в храме богомольцам и руководителям республики Татарстан. В своей речи Святейший Патриарх, в частности, поблагодарил президента республики «за внимание к церковному возрождению на земле Татарстана» и вручил Минтимеру Шаймиеву орден преподобного Сергия Радонежского (I степени). Затем Святейший Патриарх вручил орден преподобного Сергия Радонежского (II степени) мэра Казани Камиля Исхакова и генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Александра Лаврентьева. Это предприятие было одним из главных инвесторов работ по восстановлению собора в Казанском кремле. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (II степени). В ответном слове президент Татарстана отметил, что сегодня «мы становимся свидетелями поистине исторического события» – после 70 лет религиозного забвения Татарстан «превращается в центр высокой духовности». Минтимер Шаймиев поблагодарил Святейшего Патриарха за передачу Казанской епархии чтимого списка Казанской иконы Божией Матери и подчеркнул, что эта святыня является «символом доверия к Татарстану как к республике межнационального и межконфессионального согласия».

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

Згомони Медынского у. Калужской губ. (чудо 15); в 1810 г. дочь тульского помещика Ивана Михайлова Желябовского (чудо 16); в храме во время богослужения жительницы Тулы девица Варвара Данилова (чудо 17) и Мария Афанасьева (чудо 18); калужанки Матрона Токарева и Анна Щеглова, наказанные тяжелой болезнью за сомнения в чудотворности иконы, но раскаявшиеся (чудо 20); «одержимая несколько лет злым духом» крестьянка Мелания Иванова из дер. Анишино Венёвского у. (чудо 21); ослабевшая от болезни жительница Тулы Вера Данилова (чудо 22); во время крестного хода от пьянства мещанка из Жиздры Устинья Фёдорова (чудо 23); от расслабления девица Елисавета Фалеева из Калуги (чудо 24); от тяжелой болезни помещик Александр Гаврилов Павлов из Алексина (чудо 25). Чудо 13 примечательно тем, что Богородица называет Себя «Охранительницей г. Калуги» в явлении в 1791 г. женщине, по имени Христина, при Лужецком мон-ре близ Можайска. Богородица повелела Христине прекратить отношения с подругой «неодобрительного поведения», та последовала совету; впосл. она приняла монашеский постриг в московском Никитском монастыре с именем Магдалина и каждый год ходила к иконе в Калужку. Два чуда приведены в Сказании в связи с заступничеством Богородицы через Свою икону за Калугу. Так, в 1771 г., во время моровой язвы, жители Калуги просили архим. Никодима из Лаврентиева мон-ря принести из Калужки икону, 3 дня ее носили крестным ходом вокруг города, и чума отступила (чудо 10). В 1812 г. Калуга была спасена от нашествия французов (чудо 19). Составитель Сказания подытожил перечень чудес заключением, что «много было и еще чудес, остающихся в неизвестности» (Сказание. 1895. С. 18), а чудотворная икона была прославлена во мн. списках, к-рые были «едва ли не в каждом храме» Калужской губ. Один из списков, о к-ром сообщает Сказание, был заказан алексинским помещиком Павловым и поставлен у него дома. Размер чудотворной иконы - 1 аршин 12 вершков × 1 аршин 6 вершков. Ок. 1753 г. она была украшена серебряным окладом на средства Петелина в благодарность за исцеление. До нач. XX в. икону устойчиво называли «Калуженской», по месту пребывания в с. Калужка (параллельно существовавшее название «Калужская» окончательно утвердилось, очевидно, после 1812). В документах 1-й четв. XIX в. встречается ее наименование «Плач Божией Матери» (в т. ч. в письме наследника Хитрово - ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2052. Л. 27 об.; см. также: Извеков. 1894. С. 6), видимо, по скорбному выражению лика Богородицы на иконе. Еще одно название - «Явленная» - не столько напоминает о факте обретения иконы, сколько служит эпитетом, отражающим ее глубокое почитание. После передачи К. и. Хитрово в храм с. Калужка у села появилось 2-е название - Явленное. Приношений к иконе было столько, что на эти пожертвования «тщанием» Хитрово на месте деревянного храма Рождества Богородицы в с. Калужка в 1760 г. была поставлена каменная церковь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/1320157.html

Первоначально Калужская икона Божией Матери называлась Калуженской, по месту пребывания: через некоторое время прославившуюся чудесами икону из дома Хитрово с почестями перенесли в приходской храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужка. В периоды различных бедствий чудотворный образ приносили в Калугу, горожане молились пред ним, уповая на свою Заступницу. Примечательно, что в одном из зафиксированных чудес Царица Небесная Сама Себя называет «Охранительницей града Калуги». Неудивительно, что списки Калужской иконы были «чуть ли не в каждом доме», и от многих из них происходили исцеления. Через эту икону Матерь Божия не раз являла Свое покровительство Русской земле в тяжелые времена, и потому празднование Калужской иконы совершается четыре раза в год: 2/15 сентября, 12/25 октября, 18/31 июля и в первое воскресенье Петрова поста. «За град и землю Калужскую» Так, 2/15 сентября было установлено празднование в воспоминание об избавлении Калуги от чумы в 1771 году, когда страшная эпидемия буквально опустошила город, — горожане вымирали целыми семьями. Но когда чудотворную икону Пресвятой Богородицы крестным ходом пронесли по городу и отслужили всенародный молебен, чума прекратилась. Сбылось слово Богоматери, что «Она будет ходатайствовать, по воле Сына Своего, за град и землю Калужскую» 2 . В честь этого события было установлено совершать ежегодно крестный ход вокруг города. Другой случай спасения жителей Калуги по молитвам к святыне зафиксирован в 1892 году. В это время вокруг Калужской губернии свирепствовала холера. По постановлению городской думы для избавления жителей от опасности эпидемии было решено обойти город ­крестным ­ходом с иконой Калужской Божией Матери. И в то время как в смежных губерниях была большая смертность, в Калужской имелись лишь единичные случаи заболевания. В память этого события была установлена еще одна дата празднования в честь иконы — 18/31 июля. Чудеса от святого образа связаны также с Отечественной войной 1812 года. Тогда Калуга была важным стратегическим пунктом — «складом» продовольствия для армии и местом, куда стекались резервные силы. При формировании Калужского ополчения епископ Калужский Евлампий (Введенский) отслужил со всем духовенством молебен перед этой иконой. Когда по приказу М. И. Кутузова русские войска были вынуждены отступить после Бородинского сражения, Калужская губерния попала в зону оккупации. Епископ Евлампий благословил совершать всем миром крестные ходы с иконой вокруг Калуги.

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010