Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ ЧЕРНООСТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии), находится на окраине г. Малоярославца Калужской обл., на берегу р. Лужи, на вершине холма - т. н. Особной горы, которую именовали Чёрным островом, т. к. она была окружена рвами и оврагами и поросла лесом. Местоположение и дало название монастырю; другой, бытовавший до XX в. вариант названия, видимо искаженный,- Черноострожский. Первоначально монастырь был мужским. По устному преданию, был основан в XIV в. удельными князьями Оболенскими. Однако в духовной грамоте 1486 г. верейского кн. Михаила Андреевича среди прочих деревень, жалуемых приходским церквам Малоярославца, упомянута дер. Романсково (Раменсково), приписанная «к Николе» (СГГД. Ч. 1. С. 300). Вероятно, здесь упомянут не мон-рь, а церковь свт. Николая Чудотворца на месте буд. обители. XVI в.- 1775 г. Первое письменное упоминание о М. м. содержится в выписи из переписных книг Ильи Чемесова 1621 г.: «...в Ярославце на посаде монастырь, а в нем церковь Николы Чудотворца ветха, стоит без пения, запустела от 7118 года» ( Леонид (Кавелин). 1863. С. 11). Вероятно, обитель была основана в XVI в., после присоединения Малоярославца к великому княжеству Московскому, на посаде города. Монастырь находился на территории Патриаршей обл. В период Смутного времени М. м. был разорен. В выписи из переписных книг Михаила Павлова (1653-1654) обитель «на острову Черный» упоминается по-прежнему с запустевшей церковью. К 1659 г. М. м. был возобновлен, там хранились рукописи, связанные с его историей. Наиболее ранняя - грамота от 10 марта 1659 г. царя Алексея Михайловича с указом, в к-ром фиксировалась передача церковной земли и пустошей на оброк «Ярославца Малого пустыни Николы Чудотворца, что на острову». В документе упоминается 1-й известный строитель (1659-1671) старец Ипатий с братией, к-рые обязывались ежегодно вносить оброчные и пошлинные деньги в патриарший приказ (Там же. С. 18). В мон-ре хранились квитанции об уплате этих денег начиная с 1660 г. В 1662 г. были также взяты на оброк церковные земли малоярославецких храмов св. Иоанна Предтечи и арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX b. получила название Калужская. Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел. Основана преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Вепрейки в XV b. и ко времени правления Иоанна Грозного приобрела большую известность. Разоренная во время Смуты, Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, а также Никольская церковь с трапезной. В 1677 году Трехсвятительский храм перенесли в монастырскую слободу, а на его месте началось сооружение каменного Преображенского собора, в котором с тех пор были положены под спудом за правым клиросом святые мощи преподобного основателя обители. В 1684 году по малочисленности братии указом царей Ин. 5 и Петра I пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю, а в 1764 году при учреждении штатов ее оставили на правах заштатной в подчинении уже Крутицкой епархии – в эту пору насельников в ней было всего 7: строитель, 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. По упразднении Крутицкой епархии в 1788 году Тихонова пустынь временно отошла к Московской, а с основанием в 1799 году новой Калужской епархии, наконец, причислена к ней. В обители были следующие храмы: Соборный Преображенский с двумя приделами был выстроен на месте прежнего в 1879–1886 годах. За правым клиросом находилась рака с мощами преподобного Тихона. Успенский построен в XIX b. на месте древнего. При больничном корпусе – домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В трапезной – церковь в честь святителя Николая – в византийском стиле.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 34,9 тыс. кв. км. Центр: Брянск. География. Б. о. расположена на юго-западе европ. части России в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит на западе с Белоруссией (Гомельская и Могилёвская области), на юге - с Украиной (Черниговская и Сумская области), на востоке - с Курской и Орловской областями, на севере - со Смоленской и Калужской областями Российской Федерации. Через Б. о. протекает р. Десна, леса занимают ок. 40% территории региона. Население: 1399,8 тыс. чел. (1 окт. 2002). Национальный состав: 96% - русские, ок. 2% - украинцы, 1% - белорусы, ок. 1% - др. национальности. Адм. устройство. Брянская губ. была образована 1 апр. 1920 г., в 1929 г. вошла в новоучрежденную Западную обл. (с центром в Смоленске), с 1937 г. в составе Орловской обл. 5 июля 1944 г. из зап. районов Орловской обл. образована Б. о. В состав области входят 27 районов, 16 городов, 29 поселков городского типа. Религия. К янв. 2003 г. в Б. о. было зарегистрировано 211 религ. орг-ций (из них 137 входят в РПЦ), отдельные религ. общины существуют без регистрации. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Русская Православная Церковь . Территория Б. о. совпадает с территорией Брянской и Севской епархии РПЦ (кафедральный город - Брянск). В епархии действуют 130 приходов, 4 муж. ( Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы , севский во имя Св. Троицы , Площанский Казанской иконы Божией Матери , брянский во имя свт. Николая ) и 3 жен. ( брянский во имя апостолов Петра и Павла , Одрин во имя свт. Николая , севский в честь Воздвижения Креста ) мон-ря. Первоначально территория совр. Б. о. входила в состав Черниговской епархии , учрежденной в кон. X в. или в 1024-1036 гг.; с 1215 г. ее епископы носили титул «Черниговские и Брянские». В 1246 г.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Высокиничи. Церковь Александра Невского (Николая Чудотворца). Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь построена в 1892 г. в честь события 17 октября 1888 г., освящена в 1895 г. " Калужские Епархиальные Ведомости от 15 мая 1889 г. о церкви с.Высокиничи писали: " крестьяне дер.Высокинич, того же уезда, (Тарусскаго)приговором постановили построить на площади, среди этой деревни, каменную часовню, съ постановкою въ оной иконъ святыхъ имена коихъ носятъ Особы Августейшаго Семейства,для ежегоднаго cobepшehiя въ оной 17 октября благодарственнаго мoлeбcmbiя " . Архив Калужской обл. Клировые ведомости, фонд 33, опись 2, дело 2209 о церкви с. Высокиничи, Тарусского уезда. " Часовня, храм, сельский клуб, развалины… Менялись времена, менялись люди и вместе с ними менялась и судьба каменного строения. Калужские Епархиальные Ведомости 9 от 15 мая 1889г. о церкви с. Высокиничи сообщали: " крестьяне дер. Высокиничъ, того же уезда, (Тарусскаго) приговоромъ постановили построить на площади, среди этой деревни, каменную часовню, съ постановкою въ оной иконъ святыхъ, имена коихъ носятъ Особы Августейшаго Семейства, для ежегоднаго cobepшehiя въ оной 17 октября благодарственнаго мoлeбcmbiя. " Архив Калужской обл. Клировые ведомости, фонд 33, опись 2, дело 2209 о церкви – часовне в селе Высокиничи, Тарусского уезда, сообщают: " Церковь-часовня построена 1892 г. в память событий, бывших 17 октября 1888 года и 29 апреля 1891 года, на средства некоторых благотворителей и частично, прихожан-жителей сего селения, старанием крестьянина сельца Высокиничи Димитрия Петровича Шиньшичева при участии некоторых других лиц…, которая согласно Указу Калужской Духовной Консистории от 8 августа за 7954 освящена Архимандридом Боровского Пафнутьевского Монастыря Пименом 19 сентября 1895 года»... Церковь-часовня, построенная в сельце Высокинцы, в 1892 году состояла из каменного здания с деревянной колокольней, покрытых металлической кровлей, имела всего один престол – во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=04608

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831, с. Кудиново Мещовского у. Калужской губ. (ныне деревня Юхновского р-на Калужской обл.) - 12.11.1891, Сергиевский посад (ныне г. Сергиев Посад)), религ. философ, писатель, публицист, лит. критик, представитель консервативного направления рус. общественно-политической мысли 2-й пол. XIX в. Биография Л. род. в многодетной семье, был младшим из 7 детей. Крещен в ц. в честь Рождества Христова в с. Щелканове Мещовского у. (сохр. до наст. времени). Отец, Николай Борисович Леонтьев, служил некоторое время в звании унтер-офицера в лейб-гвардии Измайловском полку; был уволен за предосудительные поступки; в Отечественной войне 1812 г. принимал участие в качестве ополченца, а после войны исполнял малозначительную должность исправника Мещовского у. Мать, Феодосия Петровна (урожд. Карабанова), получила хорошее образование, окончив Екатерининский ин-т. Детство Л. прошло в небольшом родовом имении в с. Кудинове. Семья, по его воспоминаниям, не была набожной в строгом смысле слова: отец был равнодушен к вере, несмотря на то что ходил в церковь и имел духовника; у матери вера имела «несколько протестантский характер» (Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 794). В 1841 г. Л. поступил в Смоленскую гимназию. Проучившись в ней год, вернулся в Кудиново. В 1843 г. в Петербурге зачислен в качестве кадета в «Дворянский полк», однако в связи с резким ухудшением здоровья и подозрением на чахотку был вынужден в 1844 г. возвратиться домой. Осенью того же года поступил в 3-й класс Калужской гимназии. По окончании гимназии (1849) Л. получил право поступления в ун-т без экзаменов. Был зачислен в Демидовский (камеральный) лицей в Ярославле, в к-ром преподавали математику, физику и ряд гуманитарных предметов, но основными были правовые науки и уголовное судопроизводство. Через 2 месяца он перешел на 1-й курс медицинского фак-та Императорского Московского ун-та. Выбор фак-та был обусловлен тем обстоятельством, что прием студентов на др. фак-ты в этот год был ограничен. За переводом из одного учебного заведения в другое скрывалось желание нуждающейся в средствах матери дать сыну такое образование, к-рое могло бы стать основой его буд. благополучия.

http://pravenc.ru/text/2463569.html

14 сент. 1923 г. собрание правосл. религ. общин Иваново-Вознесенска, обсудив вопрос о приглашении архиерея на свободную кафедру, единогласно постановило «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева... и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». 21 сент. 1923 г., после пострига, А. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами А. большинство обновленческих храмов Иваново-Вознесенска присоединилось к РПЦ. 15 февр. 1924 г. А. арестован и обвинен в нарушении законодательства об отделении Церкви от гос-ва, в том, что, «используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти». 8 авг. 1924 г. А. был освобожден. Деятельность А. в Иваново-Вознесенске по искоренению обновленчества заставила начальника Иваново-Вознесенского ОГПУ 1 сент. 1926 г. отправить донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову с требованием разрешения на высылку епископа за пределы губернии. 8 сент. Тучков распорядился арестовать А. и под конвоем отправить в Москву. 9 окт. А. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, 22 окт. особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Ср. Азии: сначала в г. Ходженте [Худжанд], затем до марта 1930 г. в Пенджикенте. После окончания ссылки особым совещанием ОГПУ 14 окт. 1929 г. ему было запрещено проживание в 6 крупных городах и областях страны в течение 3 лет. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) А. был назначен на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти отказали в регистрации. С 1 апр. 1930 г. епископ Сызранский. 21 февр. 1931 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирских лагерях, близ ст. Лодейное Поле Ленинградской обл. Работал на сборе смолы в лесу, затем фельдшером в медпункте. После освобождения, в 1934 г., назначен епископом Калужским и Боровским. В Калуге служил в ц. вмч. Георгия Победоносца. 2 апр. 1936 г. возведен в сан архиепископа. Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сент. 1937 г., А. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности в Калуге. На допросе заявил: «Виновным себя и сейчас не признаю и впредь ни при каких условиях... даже если будет мне устроена очная ставка... я и в этом случае виновным себя не признаю». 19 нояб. 1937 г. тройкой УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с группой духовенства и мирян Калужской епархии, погребен в общей неизвестной могиле. Канонизирован к общецерковному почитанию Архиерейским Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/62612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова в Тарусе) Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова в Тарусе) (празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет. Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери. «В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ., по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210 ´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается. «В. п.» из с. Бор Тарусского у. Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага.

http://pravenc.ru/text/158344.html

Почеп, урочище. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:1825. Адрес: Калужская обл., Жуковский район, ур.Почеп Координаты: 54.851916, 36.828669 Проезд:В сухую погоду можно проехать через Волынцы - Алтухово со стороны Высокиничей, в дождь - только через Чаусово. От Т-образного перекрестка Чаусово - Алтухово - Дурово нужно двигаться на юг, и проехав небольшой лесок, повернуть направо на поляну. Там, где опушка и полевая дорога поворачивает к югу, нужно углубиться в лес, церковь находится возле кладбища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Почеп, урочище. Тихвинской иконы Божией Матери церковь С приделами в честь свт. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского, каменная с каменной колокольней и оградой. Построена в 1825 г.крестьянином д. Горяиново Ефимом Никоновым. http://korolev.msk.ru/ В 1825 году в с. Почеп, ныне Жуковского района, была построена церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Это была достаточно большая постройка в стиле классицизма, возведенная на личные средства одного из местных крестьян. Однокупольный храм вместе с каменной колокольней был обнесен каменной оградой. Церковь имела два придела – Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В 1930 году храм закрыли. Сначала использовали под молочный завод, потом забросили. Церковь страшно повредили «черные копатели», они искали здесь некие сокровища. До советской власти в Почеле была церковная школа и несколько поповских домов. Ничего не сохранилось. Село сожгли немцы во время войны. Храм пустовал и медленно разрушался. Сегодня он представляет собой крайне плачевное зрелище. Церковь стоит у самого края поля, почти в лесу. За нею заброшенное кладбище. Прибавления к епархиальным ведомостям 1877 года апреля 30 дня Из воспоминаний прошлого Поступил я во священники к Тихвинской церкви, села Почепа, Тарусскаго уезда, на место своего отца. Он в свою очередъ был преемником своего отца священника Василия Иванова. О последнем, т. е. о своем деде я не безполезным считаю сказать несколько слов, как о потрудившемуся в свое время на пользу Почепской церкви и прихода. Дед мой - сын дьячка церкви села Запажья, Малоярославецкого уезда, где и сам был дьячком, после смерти своего отца. Из дьячков он определен и посвящен был во священникик церкви села Почепа Амвросием - 11-м Епископом Крутицким, когда Калужская епархия состояла под управлением Крутицких Иерархов, имевших свое местопребывание в Москве на крутицах, не позже 1785 года, так как в этом году упомянутый святитель уже перемещен был в Рязань во Архиепископы, как говорит история Крутицких Иерархов. В то время в Почепе церковь была деревянная - однопрестольная,во имя Николая Чудотворца. Далеко не просторная для молящихся, особенно в праздники. Около двадцати лет стараниями иубеждениями моего деда, на сумму некоторых прихожан, деревянная церковь была расширена с северной и южной сторон.

http://sobory.ru/article/?object=12395

24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Акулово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Ранее на месте церкви каменной стояла деревянная, освященная в 1753 г. Вот как описан ее 3-ярусный иконостас: " сталярной гладкой разкрашен голубою краскою, во иконостасе царския двери резныя " . Интересен по составу икон местный ряд, в котором " по левую сторону образ Тифинския Божией матери, на нем риза кованая сребреная и вызлощена, вокруг венца в три нитки низана крупным земчугом, также и цата низана земчугом, вокруг онаго образа писаны явления " , на боковых дверях изображены пророк Аарон и праотец Мелхиседек, наряду с образом Спаса включены иконы недавно канонизированного Димитрия Ростовского, Иоанна воинственника, св. Николая и " Образ Агтырския Божия Матери, вокруг онаго образа писаны явления " . Материал из государственного архива Калужской обл. ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 14, л. 15-15 об. Село Акулово находится в 13 км от п. Бабынино. Во второй половине 18 века село А.Г. Смагина. В первой половине 19 века принадлежало его роду. В 1910 году дворянам А.П. и И.И. Поповым. В селе есть руинированная Тихвинская церковь. Построена в 1817 году вместо прежней деревянной в честь Иоанна Богослова, в стиле классицизма. Колокольня утрачена. Была церковно-приходская школа. От парка уцелели единичные деревья и заболоченный пруд. Калужскаяя энциклопедия Построен в 1811 г. подпоручиком А.А.Смагиным, с приделом в честь Рождества Богородицы, каменный, с каменной колокольней и оградой. Обновлен в 1845 г. Закрыт в 1932 г. http://korolev.msk.ru/ В 1916 г. церковнослужителем являлся Дмитрий Фёдорович Смирнов (1874 - †?), который был рукоположен в священника села Акулова 20 июня 1909 г. Псаломщик Василий Никифорович Успенский (1855-†?) занимал данную должность с 1904 г. С 1910 г. церковным старостой числился Косма Григорьевич Маркин крестьян деревни Дворяниково. Приход состоял из 1 села и 3 деревень с общим количеством дворов 124 и населением 378 мужского и 381 женского. Из них крестьянских дворов 120 (364 муж., 378 жен.), мещан – 1 двор (8 муж., 6 жен.), духовенство – 3 двора (8 муж., 8 жен.). В с. Акулово насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 51 мужчина и 54 женщины. В д. Дворяниково – 62 двора, 201 муж. и 184 жен.. В д. Кулаковке – 32 двора, 78 муж. и 100 жен. В д. Земово (Зимовье) 11 дворов, 38 муж. и 43 жен. Деревня Земово относилась к Мошонской волости Мещовского уезда, в то время как с. Акулово, д. Дворяниково и д. Кулаковка принадлежали Курынической волости Перемышльского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=12677

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010