В.В. Акимов Споры о дисциплине и расколы в Древней Церкви В жизни Древней Церкви происходили разделения. Эти разделения вызывались как разногласиями в области вероучения, так и разногласиями в канонической области и сфере церковной дисциплины. В соответствии с этим, разделяют понятие ереси и понятие раскола. Ересь – это разделение, основанное на отступлении от общецерковного учения веры. Раскол – это разделение, основанное на разногласиях церковно-дисциплинарного характера. Проблемы, которые вызывали расколы, как правило, были связаны с нравственными требованиями к клиру и мирянам, с нарушением установившегося административного устройства Церкви, а также с расхождением в литургических традициях. Раскол Каллиста и Ипполита Раскол Каллиста и Ипполита возник в связи с ослаблением нравственных требований к членам Церкви. Возник этот раскол в Римской Церкви. В конце II – начале III века римские епископы стали мягко относиться к вопросам церковной дисциплины. К числу таких епископов относился Каллист (217–222). Сторонники строгих дисциплинарных требований, недовольные папой Каллистом, выдвинули на его место альтернативного епископа, который стал первым в истории Римской Церкви антипапой. Этим епископом был Ипполит. Именно благодаря сочинению Ипполита («Философумены», обнаруженному в 1842 и опубликованному впервые в 1851 году, мы и знаем об этом расколе. Ипполит Римский изображает своего противника крайне неприглядным. Согласно Ипполиту, Каллист был по происхождению рабом. Он вел дела своего господина Карпофора, но обанкротился, пытался бежать и был схвачен. После этого он задумал окончить жизнь мученичеством, для чего устроил погром в синагоге. Результатом этого стала ссылка на сардинские рудники, откуда он был освобожден вместе с другими христианами благодаря ходатайству наложницы императора Коммода Маркии. После смерти папы Виктора Каллист вошел в доверие к папе Зеферину, который поручил ему устройство кладбища. Каллист приобрел такое влияние, что после смерти Зеферина занял папский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть III. Дополнительные главы к толкованию книги Песнь Песней Соломона Глава 1. Путеводитель к святоотеческим толкованиям на книгу Песнь Песней Соломона Путеводитель к святоотеческим толкованиям на Песнь Песней Соломона указывает по каждому стиху книги, кто из святых отцов и в каком месте своих творений толкует этот стих. Всего авторов творений – 31. Предлагаемый путеводитель полностью соответствует приведенным во второй части книги святоотеческим цитатам. Каждый закрашенный квадратик путеводителя указывает на главу и стих Песни Песней и каким святым отцом он толкуется. В квадратике приводится библиографический номер книги с толкованием и цитируемые страницы (например, 250). Поскольку пятитомный сборник «Добротолюбие» в библиографии отмечен номером то в путеводителе указывается буква «Д», номер тома и цитируемая страница (например, Д-5, 127). В таблице «Песнь Песней в Добротолюбии» указаны главы и стихи из «Песнь Песней», которые толкуются святыми отцами в «Добротолюбии». Песнь Песней в Добротолюбии Святые отцы Том, страница Глава и стих в книге Песнь Песней Исаия Нитрийский I, 417 I, 435 II, 25 II, 26 II, 64 1;3 1:3 1:16 II, 168 II, 242 III, 326 Филимон (Египет) III, 374 Илия Екдик III, 429 III, 437 III, 438 4:10–11 2:5; 5:8; 5:3; 1:6 3:1–2 IV, 421 IV, 568 5:16 4:7 V, 126 V, 127 1:3.6 2:10–14 Каллист и Игнатий Ксанфопулы V, 369 V, 379 V, 402 5:2 1:2; 2:5 2:5 Каллист Глава 2. Русский текст книги Песнь Песней епископа Порфирия (Успенского) Образец перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников. Песнь Песней, что Соломону Указания собеседующих лиц, с разделением всей Песни на 4 части под буквами А.В.Г.Д., заимствован епископом Порфирием из знаменитой рукописной Библии синайской. Такой перечет, не означенный в греческом переводе Песни Песней 72 толковниками, сделан такими глубокими знатоками Писания, каковы были знаменитые учителя александрийской огласительной школы, именно Пантен, Климент, Ориген , Пиерий, св. Макарий Александрийский , как нельзя лучше уясняет буквальный смысл Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Антиох Антиох (Аντοχος=противонесущий, противоидущий, противостоящий, противоположный. Имя это носили многие цари сирийские, особенно во времена Маккавеев. В Священном Писании указываются следующие: а) Антиох II, по прозванию «Феос» (бог), сын Антиоха I, «Сотера», царь Сирийский (262–247 г. до Р. Хр.). Он не называется в Св. Писании по имени, но к нему относится пророчество Даниила, Дан.11:6–9 : «Чрез несколько лет (цари: северный и южный, т. е. сирийский и египетский) сблизятся между собою; и дочь царя южного придет к царю северному. Но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею и помогавшие ей в те времена. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и действовать в них и усилится. И богов их, истуканы их, с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми увезет в плен в Египет; и на нисколько лет будет стоять выше северного царя. Хотя этот и сделает нашествие на южного царя, но возвратится в свою землю». Из истории известно, что Антиох Феос (царь северный, т. е. сирийский) после неудачной войны с Птоломеем Филадельфом (царем южным, т. е. египетским) принужден был развертись с женой своей Лаодикеей, и женится на дочери Птоломея Филадельфа, Веренике. Но, по смерти Филадельфа, Антиох возвратил Лаодикею к себе, ко двору своему, и с детьми ее. Тогда Лаодикея, видя в Веренике соперницу себе и опасаясь непостоянства своего мужа, отравила его, а Веренику с ее сыном предала смерти, и на престол Сирийский возвела сына своего Селевка Каллиника. Это подало повод брату Вереники, Птоломфю III, Евергету, преемнику Филадельфа, в отмщение за сестру свою, восстать против царя Сирийского и он отнял у него Сирию и овладел большей частью Азии. На эту-то неудачную родственную связь между царями египетским и сирийским и их взаимные потом распри указывается у пророка ( Дан.11:6–9 . сн. Дан.2:43 ). См. Церк. Библ. ист. Филар. Пер. 9, стр. 550. Herz. 1. р. 381–382. б) Антиох III, Великий, сын Селевка Каллиника, внук Антиоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАДЕС-ВАРНИ [Кадеш-Барнеа; евр.    ;    ], наименование израильского стана в повествовании об исходе евреев из Египта; согласно этому тексту, расположен на северо-востоке Синайского п-ова, на юго-зап. границе Ханаана. Помимо полного наименования К.-В. часто встречается краткое - Кадес (Кадеш). Этимология названия Происхождение 1-го элемента названия -  не вызывает сомнений: это, по всей видимости, именное производное от корня   означающего «святость» или «отделенность», со значением «святилище, святое место» (HALOT. Lfg. 3. S. 1005). О 2-м элементе -   у ученых нет устоявшегося мнения. Мн. совр. авторы признают, что он не имеет ясной этимологии ( Manor. 1992. P. 1); предполагалось также, что это имя несемит. происхождения. Однако в старой лит-ре была популярна этимология, предложенная нем. теологом и гебраистом И. Симонисом (1686-1798) в работе о древнеевр. ономастике ( Simonis J. Onomasticum veteris Testamenti. Halle, 1741. S. 461); он считал, что это имя означает «пустыня скитания» и происходит от сложения слова  - «пустыня», встречающегося и в арамейском, и в древнееврейском, и именного производного от корня   - «скитаться, блуждать». Эта этимология встречается и по сей день в популярных книгах о ВЗ. Основанная на омонимичном арам. слове   (сын), она присутствует в лит-ре и в несколько модифицированном виде:  со значением «сын скитания» ( Smith G. A. The Fifth Book of Moses. Camb., 1918. P. 4). Наконец, было предложено считать элемент  арам. именем собственным, состоящим из слова   (сын) и элемента   неясной этимологии ( Rainey, Notley. 2006. P. 120). А. Рейни и Р. Нотли также предлагают понимать  не как форму древнеевр. стативного глагола, а как арам. активное причастие, по-видимому функционирующее как прилагательное (Ibidem). А. К. Лявданский Библейское повествование Прор. Моисей изводит воду из скалы. Роспись катакомб св. Каллиста в Риме. II–III вв. Прор. Моисей изводит воду из скалы. Роспись катакомб св. Каллиста в Риме. II–III вв. содержит указание о расположении К.-В.: между пустынями Фаран (ср.: Числ 13. 26) и Син (ср.: Числ 20. 1), у юго-зап. пределов Ханаана (Числ 34. 4). Здесь евреи неоднократно располагались лагерем на продолжительное время (Втор 1. 46) после выхода из Египта. Возможно, К.-В. был важным пунктом на «царской дороге» (ср.: Числ 20. 17; ср. ст. 19), т. е. на стратегическом пути из Египта в Месопотамию (Кадеш-Барнеа. 1988). От г. Хорив (Синай) до К.-В. евреи дошли за 11 дней (Втор 1. 2).

http://pravenc.ru/text/Кадеса-Варни.html

Библиография Библиография – с греч. «книгописание». Библиографами в древности назывались переписчики книг; после изобретения книгопечатания слово Б. постепенно изменило свой первоначальный смысл «книгописания» на «книгоописание», литературное же право гражданства этот термин получил лишь в средине XVIII в. во Франции. – Б. занимается описанием книг как печатных, так и рукописных (равно карт, планов, эстампов, гравюр и проч.). Так как книга может представлять интерес в самых разнообразных отношениях (как слово науки как произведение литературное, как памятник языка и письма, как произведение типографского станка и наконец просто как ценность, которую требуется охранять или предлагается купить), то и область «книгоописания» почти безгранична: к Б. относятся и простые перечни книжного имущества (каталоги библиотек, типографий и книжных магазинов), и палеографические описания, и исторические словари писателей, и систематические указатели к отдельным отраслям знания с научною оценкою предлагаемого материала. Так. обр., начинаясь с простого инвентаря, Б. в идеальной своей постановке переходит в историю литературы и в «энциклопедию» той или другой науки. – Б. инвентарного характера явилась вероятно вместе с первым собранием книг. Отцом Б., как системы, считают Каллимаха (III в. до Р. Х.), который составил «Таблицы прославившихся во всякой отрасли знания и того, что они написали». Вполне научную постановку Б. получила лишь в новое время, – отцом новейшей Б. считают Геснера (XVI в.). 1. Богословская библиография на Востоке. Для христиан. богословов первыми «книгами», подлежавшими «описанию», были книги Св. Писания, и первым библиогр. трудом было определение канона свящ. книг, с отделением μολογομενα и νθα. С развитием «богословской» литературы, и особенно с расцветом ее в IV в., должны были появиться и в собственном смысле «богословские» библиогр. труды. Блаж. Иероним, путешествовавший на восток для изучения греческой богословской литературы, был первым богословом-библиографом в строгом смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 3. Представления о материи и теле человека в александрийской школе доникейского периода 3. 1. Представления о материи и теле человека в сочинениях Афинагора 3. 1. 1. Свидетельства источников и обзор литературы Афинагор первым из христианских авторов подробно занимается вопросом о природе материи в связи с христианским учением о воскресении тел. Ему традиционно приписывались два трактата – Прошение о христианах и О воскресении мертвых. Малоизвестные в древней Церкви, сохранившиеся, по-видимому, в малоазийских церквях, эти трактаты стали достоянием всего христианского мира в X в. 410 В источнике V в. под именем Филиппа Сидского (Сидета), приведенном Никифором Каллистом (XIV в.), сообщается, что Афинагор был основателем знаменитого «огласительного училища» в Александрии и учителем Климента Александрийского . Однако, по замечанию архим. Киприана (Керна) , поскольку «ни Евсевий, ни блаж. Иероним не сохранили нам никаких сведений о нем», то упомянутые факты «не могут иметь серьезного и достоверного значения» 411 . Обзор мнений западных ученых XIX в. о свидетельстве Сидета приведен у П. Мироносицкого 412 . Подробно разбирая аргументацию немецких и французских ученых, а также сами исторические внешние и внутренние свидетельства памятника, этот исследователь был убежден, что Афинагор был автором обоих трактатов, жил во II в. и, возможно, основал в Александрии «частную философскую школу на христианских началах», которую, однако, нет оснований отождествлять с позднее возникшей знаменитой Александрийской Дидаскалией 413 . Долгое время, начиная с Р. Гранта (R. Grant) 414 , в науке оспаривалось и, наоборот, подтверждалось авторство Афинагора по отношению ко второму трактату. Этот исследователь считал О воскресении произведением более поздней антиоригенистической литературы III (или даже начала IV) в. Однако, на наш взгляд, аргументация, приведенная в этой статье в пользу направленности трактата против взглядов Оригена на воскресшее тело, не основательна 415 . Некоторые современные исследователи склонны с доверием относиться к свидетельству Филиппа Сидского. Так, например, Л. Барнард (L. Barnard) находит его весьма правдоподобным, замечая, что содержание О воскресении очень хорошо вписывается в контекст философской и богословской полемики в Александрии II в. от Р. Х 416 . Похожие мысли высказаны и в трудах Бернарда Пудерона (B. Pouderon) 417 , который, по крайней мере, считает возможным, что Афинагор некоторое время жил в Александрии. На основе анализа словаря и терминологии трактатов Афинагора последний автор подтверждает тождество эпохи и места написания обоих 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI XXXII XXXIII XXXIV XXXV XXXVI XXXVII XXXVIII XXXIX XL XLI     Слово 18-е Каллиста Ангеликуда 1 публикуется впервые. Слово сохранилось в единственной рукописи – Vat. Barb. gr. 420, f. 333v-339r. Однако эта рукопись занимает особое место среди кодексов, содержащих творения Каллиста Ангеликуда 2 . По мнению А.Ю. Виноградова, скрупулезно исследовавшего рукопись Barb. gr. 420 (и некогда составлявшую с ней единое целое Barb. gr. 592) 3 , она представляет собой автограф Каллиста Ангеликуда 4 . Это обстоятельство делает рукописи Barb. gr. 420 и 592 важнейшими свидетелями текста как собрания Слов, в достаточной мере условно именуемого «Исихастским утешением» 5 , так и Глав Каллиста Ангеликуда (наиболее полное собрание, которых содержится как раз в кодексах Barb. gr. 420 и 592) 6 . Однако помимо текстов, относящихся к упомянутым выше двум собраниям – Слов («Исихастское утешение») и Глав (иногда именуемых «Исихастским обучением» 7 ), в кодексе Barb. gr. 420 имеется целый ряд Слов, отсутствующих в других рукописях, но при этом жанрово и стилистически весьма близких к Словам, составляющим «Исихастское утешение». Если не считать Слова 4 8 , от которого в кодексе осталось лишь окончание 9 , здесь содержится 5 Слов, не вошедших в состав «Исихастского утешения»: Слова 5, 13, 15, 16 и 18 10 . Из них только Слово 16 оказалось опубликованным благодаря включению (случайному или осознанному) в состав так называемых «Глав Каллиста Катафигиота » (именуемых также «Трактатом О божественном единении») 11 в виде 76-й главы этого собрания. Таким образом Слово 16 рукописи Barb. gr. 420 увидело свет в составе знаменитой святоотеческой антологии «Добротолюбие» еще в 1782 г. 12 Остальные четыре Слова до сего дня остаются не только не изданными и не изученными, но и практически не описанными. 13 Слово 18 по форме (серия относительно кратких глав) находится в одном ряду с такими Словами «Исихастского утешения», как 24-е и 25-е 14 (по рукописи Vat. gr. 736; в Barb. gr. 420 это – Слова 11 и 12 15 ), так как эти Слова также представляют собой серии глав (24-е – сотницу, 25-е – 22 главы). С другой стороны, Слово 18, будучи своего рода «таинственным

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/Дорофеем ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА [лат. Iustiniani Institutiones], памятник рим. и ранневизант. права, одна из 4 частей кодификации Юстиниана (Corpus iuris civilis). И. Ю. имели двоякое назначение: они являлись офиц. утвержденным учебником для правовых школ (на их изучение отводился 1-й семестр 5-летнего учебного курса; см.: Omnem. 2) и одновременно действующим законом наравне с «Дигестами» и Кодексом Юстиниана (Tanta. 23). Нормы всех книг И. Ю. вносили существенные изменения как в классическое, так и в постклассическое рим. право. История создания Институции как жанр юридической лит-ры возникли в классический период истории рим. права. Юристы этого времени нередко составляли в дидактических целях систематические изложения основ правовой науки. Хронологически первым и наиболее известным памятником такого рода являются Институции Гая, написанные ок. 160 г. и дошедшие до нас почти полностью (см., напр.: B ö hm. 1968-1977; Липшиц. Право. С. 17-19; Дождев. 2000. С. 45-51; осн. изд.: Gai Institutionum commentarii quattuor/Ed. P. Krüger, G. Studemund. B., 19237. (Collectio librorum iuris anteiustiniani; 1)). Во II-III вв. были составлены также Институции Каллистрата, Марциана, Павла, Ульпиана и Флорентина, от к-рых сохранились только отрывки (см., напр.: Mommsen. 1905; изд. сохр. фрагментов: Collectio librorum iuris anteiustiniani. B., 1878. T. 2. P. 157-160; 1890. T. 3. P. 297; фрагменты институций, вошедшие в «Дигесты», собраны в изд.: Palingenesia iuris civilis. 1889. Vol. 1. Col. 97, 171-178, 242, 652-675, 1114; Vol. 2. Col. 926-930). Институции широко использовались в преподавании права. Известно, напр., что Институции Гая изучались студентами юридических школ в течение 1-го учебного года (Omnem. 1). В ходе правовых реформ имп. Юстиниана возникла необходимость переработать старые учебники и привести их в соответствие с изменившейся правовой системой. О намерении создать новые институции Юстиниан объявил 15 дек. 530 г. (Deo auctore. 11). Их составление было поручено комиссии правоведов под председательством Трибониана (квестора, затем магистра оффиций); ее членами были назначены профессора Феофил из К-польского университета и Дорофей из Бейрутской юридической школы (Imperatoriam. 3). О том, как проходила работа составителей, сведений в источниках нет. Известно лишь, что они одновременно были заняты и в комиссии по подготовке «Дигест» (Tanta. 9. 11). В XIX в. историки римского права, в первую очередь Г. Ф. Э. Хушке, в результате филологического и юридико-технического анализа установили, что Дорофей, вероятно, составил первые 2 книги И. Ю., а Феофил - 3-ю и 4-ю, за исключением Inst. Just. IV 18 (данный титул подготовлен Дорофеем) ( Kotz-Dobr . 1916. Sp. 1574-1578; Wenger. Quellen. S. 602-603).

http://pravenc.ru/text/468833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ III СОБОР (Март 1179), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признается XI вселенским Собором; созван папой Римским Александром III (1159-1181). Поводом к созыву Л. С. стало завершение длительной схизмы в католической Церкви, когда Александру III последовательно противостояли антипапы Виктор IV (V) (1159-1164), Пасхалий III (1164-1168) и Каллист III (1168-1178), поддержку к-рым оказывал имп. Фридрих I Барбаросса (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), Фридрих Барбаросса начал переговоры с папой Александром III и его союзниками. Заключив мир в Венеции (июль 1177), Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским и прекратил оказывать поддержку Каллисту III. Герм. епископы отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап». В марте 1178 г. папа Александр III при поддержке имп. войск вступил в Рим, 29 авг. того же года Каллист III отрекся от Папского престола. Вскоре после этого Александр III направил в европ. страны легатов с приглашениями на Собор, намеченный на 1-е воскресенье Великого поста следующего года (18 февр. 1179). Сохранились папские послания, датированные 21 сент. 1178 г. и адресованные прелатам Тосканы, Венгрии и архиеп-ства Бурж (PL. 200. Col. 1184-1185). Акты Л. С. не сохранились; ход Собора можно реконструировать лишь приблизительно на основе имеющихся источников. Присутствовавший на Соборе Вильгельм, архиеп. Тирский (1175-1186), включил краткое сообщение о Л. С. в свою «Хронику» ( Willelmi Tyrensis Chronicon. 1986. Р. 997-998). «По просьбе святых отцов», принимавших участие в Соборе, он также составил акты и список участников Л. С. Копия этого труда находилась в архиве Тирского архиеп-ства (до наст. времени не сохр.). Клирик Вальтер Мап († 1209/10), один из представителей на Соборе англ. кор. Генриха II (1154-1189), включил воспоминания о Л. С. в соч. «О забавах придворных» ( Walter Map. 1983). О Соборе упоминается в хрониках Альберта из Штаде (MGH. SS. T. 16. P. 348-349), Арнольда Любекского (MGH. SS. T. 21. P. 132), Роджера из Ховедена (Gesta regis Henrici secundi. 1867. P. 222-238; Chronica magistri Rogeri de Houedene. 1869. P. 173-189), Гервасия Кентерберийского ( Gervase of Canterbury. 1879. P. 278-292), Вильгельма Ньюбургского ( William of Newburgh. 1884. P. 206-223), Радульфа из Дицето ( Radulfi de Diceto. 1876. P. 430), Матвея Парижского ( Matthaei Parisiensis. 1866. P. 411-414), в трактате Петра Кантора «Сокращенное слово» (PL. 205. Col. 158, 235) и др.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010