Митрополит Каллист: То, о чем говорил владыка Антоний, достигало людских сердец Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) о митрополите Антонии Сурожском и судьбах Православия в Великобритании 19 марта, 2015 Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) о митрополите Антонии Сурожском и судьбах Православия в Великобритании В год столетия со дня рождения митрополита Сурожского Антония мы поговорили с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром), викарием Фиатирской епархии Константинопольского Патриархата, одним из самых авторитетных православных богословов нашего времени о наследии владыки Антония, его влиянии на религиозную ситуацию в Великобритании и современном состоянии Православия в Соединённом королевстве. – Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского. У нас в России его сегодня воспринимают в основном по его книгам, видеозаписям проповедей и рассказам тех русских, на жизнь которых он оказал влияние. Но ведь есть и взгляд с другого ракурса: можно ли говорить о том, что митрополит Антоний внес серьёзный вклад в проповедь Евангелия в ХХ веке в Великобритании? В какой мере его проповедь была воспринята в британском обществе? Стал ли он фактом английской культуры? Или всё-таки он больше обращался к русской общине? – Влияние митрополита Антония распространилось как на общину русских эмигрантов, так и на более широкие слои общества. Он был первым православным деятелем Англии – считая и духовенство, и мирян – получившим широкую известность в британском обществе. Да, были также и другие православные люди, активно общавшиеся с инославными. Но владыка Антоний – прежде всего благодаря своим выступлениям по телевидению – был первым православным, пользовавшимся в умах британцев репутацией влиятельной фигуры. Так что, разумеется, он оставил существенный след. Но также его вкладом стало созидание русского прихода в Лондоне в юрисдикции Московского Патриархата (еще один русский приход принадлежал Русской Православной Церкви Заграницей, т. н. «Зарубежной Церкви»).

http://pravmir.ru/mitropolit-kallist-to-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ I († 9 или 19.12.1386), патриарх Антиохийский (не позже 1359-1365, 1373-1375/76 и 1378-1386). Патриаршество П. проходило на фоне паламитских споров в православной Церкви и резко обострившихся христианско-мусульм. отношений в Вост. Средиземноморье. Противостояние сторонников и противников исихазма , охватившее Византию в сер. XIV в., вовлекло и клир ближневост. Церквей, выступавший на обеих сторонах конфликта. Не вполне ясно, стояли ли за этим участием духовенства Востока в паламитских спорах осмысленные убеждения или же просто соперничество церковно-политических группировок, прикрывавшееся богословской риторикой. Так, Антиохийский патриарх Игнатий II (1344-1364), происходивший из армян-халкидонитов , видимо с территории Киликийской Армении , а также митр. Арсений Тирский, проживавший в к-польском мон-ре Одигон как представитель Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), были на стороне противников свт. Григория Паламы . Упадок армянского королевства, терпевшего поражения от султаната мамлюков, привел к ослаблению влияния киликийских архиереев в АПЦ. Не позже 1359 г. патриарх Игнатий был свергнут группировкой антиохийского клира паламитской ориентации и замещен митр. Дамаска П. В источниках и научной литературе встречаются утверждения, что именно с этого времени Антиохийский престол закрепился в Дамаске ( Todt. 2006. S. 86), хотя нек-рые авторы связывают это событие с преемником П. Михаилом I (1366-1373). Низложенный патриарх Игнатий нашел убежище в Кипрском королевстве под покровительством династии Лузиньянов (под 1359 кипрский хронист XV в. Леонтий Махерас упом. об участии Игнатия в крестном ходе во спасение от нашествия саранчи). На Кипре существовала большая община правосл. арабов и возник очаг антипаламитских настроений. АПЦ раскололась на приверженцев 2 патриархов. На рубеже 50-х и 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Каллист I отправил 2 почти идентичных послания: одно было адресовано митрополитам АПЦ, другое - не названному по имени Антиохийскому патриарху (RegPatr, N 2415-2416). Патриарх Каллист писал о Соборе 1351 г., принявшем учение свт. Григория Паламы (см. в ст. Константинопольские Соборы ), об осуждении ереси Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина и о происках антипаламитов, в частности митр. Арсения Тирского. Исследователи склоняются к мнению о том, что адресатом послания был патриарх Игнатий II, поскольку от него требовали присоединиться к осуждению митр. Арсения, который в 1361 г. тоже бежал на Кипр. Ряд исследователей (К. Каралевский, Ж. Насралла) утверждали, что патриарх Каллист в послании от янв. 1361 г. признал П. Антиохийским патриархом ( Miklosich, M ü ller. 1860. Vol. 1. P. 412-413). Однако впосл. эта грамота была атрибуирована патриарху Филофею Коккину и передатирована 1376 г. (RegPatr, N 2668).

http://pravenc.ru/text/2579858.html

монах Каллист Властос Часть I. История отделения Западной Церкви от Православной Восточной Церкви Глава I В чём была главная причина, вызвавшая созыв лжесобора во Флоренции при Иоанне Палеологе, Императоре Константинопольском, и Евгении IV, Епископе Римском? Мы намереваемся, дабы наиболее убедительно показать в сей главе дух лжесобора, созванного во Флоренции при Иоанне Палеологе, предпоследнем монархе Константинопольском, и Евгении IV, Епископе Римском, ради объединения Восточной и Западной Церквей, начать наше повествование с рассказа о тогдашнем политическом положении. Тогда читатели легче поймут причины созыва того лжесобора и достигнутой на нём договорённости о подчинении Восточной Православной Церкви Христовой Западной Церкви, против чего поднял громогласный протест только приснопоминаемый святой Марк, архиепископ Эфесский, Евгеник. Ибо святой Марк вдохновлялся православным учением апостольских вселенских правил Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В царствование в древнем граде Византии, он же град Константина, империя Палеологов была уже уничиженной и ослабшей, хотя некогда она была славной и цветущей. Ибо когда французы были уже изгнаны с завоёванных ими территорий в Малой Азии и Фракии, на островах архипелага и берегах Пелопонесса и Аттики до Фессалии правили чада Италии, венецианцы и генуэзцы, а всей Азией завладели совсем другие племена. Поэтому Палеологи и прибегли к соединению Церквей, ибо в те времена политический оборонительный союз казался невозможным, если ему не будет предшествовать объединение Церквей. Под знаменем этой национальной цели в разные времена посылались разные миссии. Сперва удалось убедить Мануила Палеолога отправиться собственнолично ко дворам Франции и Англии, католических стран, после безрезультатной поездки Мануила Хрисолора к христианским правителям Запада. И вот Мануил отправился к ним царским посольством в 1400 году, оставив попечение о Константинопольском престоле на своего племянника, сына Андроника Палеолога Иоанна, а свою жену – брату на Пелопонессе. 3 июня он прибыл в Париж. Король Франции Карл встретил Мануила вне стен города, со всеми подобающими Императору почестями, а затем принял его во дворце Лувра. Однако, ничего не добившись после своего пятнадцатидневного пребывания в Париже, Мануил отравился к Генриху IV Английскому. Тот, сославшись на гражданские раздоры и постоянные распри, совершенно уничижил все национальные чаяния венценосного посла. Посольство всюду встречало препятствия по причине светского и духовного вмешательства Пап 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

монах Каллист Властос Содержание Предисловие редактора От автора Часть I. История отделения Западной Церкви от Православной Восточной Церкви Глава I Глава II Глава III Часть II. Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу Глава IV Глава V Часть III. Житие иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфесского Евгеника, и о происходившем на Флорентийском Соборе, созванном ради соединения Церквей Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX     Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. Предисловие редактора Представляемая ныне русскому православному читателю книга афонского монаха Каллиста (Властоса) была написана более века назад и посвящена событиям полутысячелетней давности – Ферраро-Флорентийскому Собору 1438–1439 годов, на котором была сделана одна из наиболее решительных и известных попыток воссоединения православного Востока и католического Запада. Относительно недавно, в 1991 году, эта книга была вновь переиздана на Афоне. Мы видим, что дела далеких, казалось бы, дней вновь и вновь привлекают внимание православных людей. И вряд ли это является случайным. Ферраро-Флорентийский Собор во многом определил как дальнейшее внутреннее развитие Восточной и Западной Церквей, так и характер их взаимных отношений. Задуманный и готовившийся как восьмой Вселенский Собор, он не оправдал возлагавшихся на него надежд, не выполнил своей цели соединения Востока и Запада, и вместо Вселенского стал «суемысленным» и «богоотметным». Конечно, истинная Церковь , Церковь как Тело Христа – едина, и обусловленное человеческими грехами разделение ее на конфессии является неотступным укором для совести каждого христианина. Лучшие сыны Православия, церковные деятели и богословы, клирики и миряне, всегда скорбели по поводу расколов, раздирающих нешвенный хитон Христов. Онтологическое единство Церкви обязывает ее чад стремиться и к эмпирическому его воплощению. Не следует думать, что Великая схизма есть то глобальное зло, полное и окончательное искоренение которого возможно лишь по скончании времен и преображении всех стихий тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

монах Каллист Властос Часть II. Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу Глава IV Переговоры о единстве Церквей между Императором Константинопольским Михаилом Палеологом и Григорием I Папой Римским и Догматическое послание святогорских отцов Императору Михаилу После отделения Латинской Церкви от Православной Восточной Церкви Императоры Константинопольские и Папы Римские часто задумывали объединить разделённые Церкви, но ни разу это единение не было осуществлено. Ибо как императоры, так и папы думали не об истине веры. Императоры думали о единении с целью обеспечить себе защиту от врагов политическими средствами Пап, а Папы – о том, чтобы подчинить Православную Восточную Церковь Латинской Церкви. Поэтому начиная с XII века много раз предпринимались различные попытки объединить Церкви. Часто папские энциклики призывали Восточные Церкви к единению. Но все эти попытки заканчивались провалом (точно так же оказывались бесплодными и папские призывы к единению, раздававшиеся в поздние века; последний такой призыв прозвучал из уст нынешнего Папы Льва XIII в 1894 году, когда я уже писал этот труд). Ибо Православные Восточные Церкви не могут признать какое-либо другое основание или какую-либо другую главу Церкви, кроме Христа, Единородного Сына Божия, Который есть поистине Глава Церкви. Далее мы расскажем о самой значительной в истории Византии попытке единения Церквей. Никогда с большим рвением не стремились к осуществлению этой цели, как при Михаиле Палеологе, Императоре Константинопольском, и Григории I, Епископе Римском. Но чтобы читатели легче поняли причины искажения веры у латиномыслящего Императора Константинопольского Михаила Палеолога, мы дадим обзор состояния политических дел на тот момент. В 1184 году Андроник Комнин, ослепив законного наследника Византийского престола Алексия Комнина и затем убив его, захватил власть. Его правление всё состояло из мерзких злодеяний и потому оказалось кратковременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Отдельное существование митрополии киевской начинается собственно со времени прибытия в пределы литовские Григория, ученика Исидорова, поставленного в Риме. До сей поры, в юго-западных областях русских, неоднократно являлись свои Митрополиты, бывали формальные покушения образовать у себя управление отдельное от великороссийских епархий: но временные распоряжения скоро исчезали, уступая место первоначальному порядку, и насильственное расторжение единой митрополии русской оканчивалось обыкновенно тем, что отторгнутые, или отделившиеся епархии снова возвращались под управление единого всероссийского митрополита. В образовании отдельной митрополии киевской принял участие Папа римский: после несчастного соединения некоторых Епископов греческих и русского Исидора с Церковью римскою на Соборе Флорентийском, он уже считал себя полномочным распорядителем в делах востока, так же как и запада, и хотел явить свое могущество там, где не ожидал себе противоречия. В совете своих Кардиналов, Папа Каллист III-й положил митрополию русскую, которою заведывал прежде Исидор, разделить на две части, и ту ее половину, которая состояла во владениях Короля польского и Великого Князя литовского Казимира, поручить новому митрополиту. Исидор добровольно согласился уступить ее разделившему с ним бегство из Москвы Григорию (21-го июля 1458 г.). Но Папа Каллист не успел довершить начатого дела: он скончался 8 августа 1458 г. Преемник его Пий II (поставлен. 19-го того же месяца) первым делом для себя поставил утвердить избрание Григория 1 , и, после рукоположения его Патриархом константинопольским Григорием Маммою, за свою привязанность к унии лишившимся престола и удалившимся в Рим, отправил новопоставленного Митрополита в литовскую страну, с своею грамотою или буллою к Королю. Этою грамотою он поручал Казимиру озаботиться, чтобы Григорий мог пользоваться своими правами беспрепятственно, – назначал в управление Митрополиту девять епархий: брянскую, смоленскую, перемышльскую, туровскую, луцкую, владимирскую, полоцкую, хельмскую и галичскую, – и предписывал не допускать в пределах сей митрополии никаких распоряжений московского Митрополита, св. Ионы, которого называл «отщепенцем» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   18 лютого 2008 р. 12:36 Епископ Рашко-Призренский Артемий: Сербы, оставайтесь в своем Отечестве! [Ihmepb " ю] «Как во времена прошлых оккупаций нашего государства народ не оставлял Косово, так не должно этого случиться и сейчас», — заявил владыка Артемий в интервью газете «Глас Jabhocmu» 18 лютого 2008 р. 11:30 Епископ Рашко-Призренский Артемий: Ни одна оккупация не длится вечно. Интервью сербскому еженедельнику НИН. [Ihmepb " ю] Сербия, как демократическое государство, как член ООН, должна предпринять такие же действия, которые предприняло бы любое другое демократическое государство, если бы у него отнимали часть территории, включая военную интервенцию, убежден правящий архиерей автономного края. 3 лютого 2008 р. 12:07 Епископ Далматинский Фотий: «Нам суждено нести крест» [Ihmepb " ю] Об истории и современном положении Далматинской епархии и семинарии Трех святителей в монастыре Крка (Хорватия) рассказывает в интервью боснийскому журналу «Фокус» епископ Далматинский Фотий. 25 2008 р. 17:02 Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр): Жить во Христе [Ihmepb " ю] Митрополит Диоклийский Каллист ответил на вопросы главного редактора сайта «Православие и мир» Анны Даниловой. 21 грудня 2007 р. 14:20 Межхристианский диалог — это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов [Ihmepb " ю] Насколько противоречия, существующие между Московским и Константинопольским Патриархатами, препятствуют развитию православно-католического диалога? С этим вопросом корреспондент «НГ-Религии» Леонид Бамблевский обратился к секретарю по межхристианским отношениям ОВЦС Московского Патриархата священнику Игорю Выжанову. 11 грудня 2007 р. 14:30 Профессор Белградского университета Мирослав Йованович: «Признание Косово — лишь первый этап проекта по созданию " великой " Албании» [Ihmepb " ю] 10 декабря истек установленный ООН крайний срок для подписания соглашения по окончательному статусу Косово.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

31-е Положение пояса пресв. Богородицы Кроме ризы пресв. Богородицы сохранился между христианами в честный пояс ее, который во успении Божией Матери ею самою вверен был ав. Фоме, потом, как пишет Никифор Каллист, передаваем был между верующими, так же как и риза ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс Богородицы перенесен из Иерусалима, а по мнению иных из Зилы, в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатию, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивою Пульхериею, сестрою Феодосия Младшего (408–450). В IV в. Иосиф Студит написал канон на день положения пояса, с акростихом или краегранесием: «крепостию мя твоею опояши чистая Дева». В Х веке честный пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва философа I (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс пресв. Богородицы. Царица объявила о сем видении императору в патриарху: тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены и были благодарственные молитвы Господу Богу и пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь преблагословенные девы Богородицы: положение честнаго пояса пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от греческой сие благочестивое установление, совершает также празднество в похвалу преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном ее поясе и залог благословения и утверждения православных царств. В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и евангелие на Литургии в день Положения пояса Богородицы те же, что и в день положения ризы ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Август 1356 года. Одинокий корабль направляется от Константинополя к северным берегам Черного моря. Поднимается грозная буря на море, страшном и ныне для мореплавателей. Яростные волны каждую минуту готовы поглотить поврежденный уже корабль. Но на нем находился тот, кому Промыслом вверено было кормило православной земли русской, – то был первосвятитель церкви русской митрополит Алексий. Твердая вера его не мало уже выдержала бурь духовных и возвела его на степень первого иерарха нашего отечества. Новые волнения в церкви русской заставили его обратиться к патриарху константинопольскому. Русские юго-западные князья ходатайствовали в Константинополе о поставлении особого митрополита для западной России. Поставленный, по желанию их, в Константинополе митрополит Роман изявил притязания свои не только на Киев, но и на Тверь. Не принятый в Киеве, Роман получил отказ и от тверского епископа. Тем не менее смиренный святитель Алексий, незадолго пред сим (1354 г.) возвратившийся из Константинополя, где поставлен был в митрополита киевского и всея России, вскоре (в 1356 г.) должен был снова отправиться туда, дабы положить конец волнениям в церкви русской. Патриарх константинопольский Каллист утвердил святителя Алексия в митрополита киевского и всея России, а Романа, также прибывшего в Константинополь, в митрополита литовского и волынского. 1 Укротив бурю, подъятую на церковь русскую, и возвращаясь в свое отечество, святый Алексий застигнут был на море страшной бурей. Но твердая вера спасла его и в настоящую минуту испытания. Среди всеобщего смятения он возносит молитвы свои к Сотворшему море и сушу, и дает обет создать храм во имя того, кому православной церковью назначено праздновать в тот день, в который нога его ступит на твердую землю. Буря утихает. Ужас мореплавателей сменяется всеобщею радостью. Вот уже виднеются и северные берега Черного моря. Святитель выходит на твердую землю. То было 16-е августа. В сей день святая православная церковь празднует нерукотворенному образу Того, о Коем с недоумением спрашивали избавленные от гибели на море Тивериадском: кто есть сей, яко ветры и море послушают его? ( Мф. 8 ) Стечение событий по истине чудное: ибо и самый нерукотворенный образ Спасителя святый Алексий вез с собою на корабле из Царьграда. 2 Обрадованный сим знамением бодрствующего над ним Промыслителя, святитель положил создать не только храм, но и обитель во имя Всемилостивого Спаса. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Актуальные вопросы современной практики совершения церковных таинств обсуждались в Москве Москва, 19 ноября 2007 г. Актуальные проблемы церковной практики, связанной с совершением православных таинств, обсуждались на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». В последний день работы форума, 16 ноября, состоялся круглый стол на тему «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии». На круглом столе присутствовали председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), представитель Константинопольского Патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич), архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Некоторые из них принимали живое участие в обсуждении темы, сообщает Благовест-инфо. Заседание прошло под председательством главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который в начале выступил с докладом «Таинства в жизни Церкви». Владыка говорил о таинствах как об основе всей церковной жизни, о сочетании «неизменности» и «исторического динамизма» в таинствах и богословии, об истоках православных таинств. Вопрос о числе таинств митрополит Кирилл относит к области схоластики: так, Великое освящение воды, монашеский постриг, помазание на царство, находясь за пределами списка из семи принятых церковных таинств, не могут восприниматься только как ритуалы или обычаи. Докладчик разъяснил, что ритуал не связан с обретением благодати Св. Духа, тогда как основная цель таинств – «очищение человека от греха и приобщение его к благодати Божьей». Полемично по отношению к утверждению митрополита Каллиста об «объективности» таинств прозвучала мысль главы ОВЦС о том, что «таинства не действуют автономно, как самодостаточные силы, но связывают верующих со Христом и Церковью». К схоластическому наследию прошлого митрополит Кирилл относит также прагматичное понимание таинств как «узкого канала для получения благодати», например, широко распространенное «какое таинство от чего помогает».

http://pravoslavie.ru/24893.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010