Глава 9. Богословие человеческой персоны митрополита Каллиста (Уэра) Мы должны быть не попугаями, а орлами. 1279 Наш современник, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) , 1280 заслуженный лектор Оксфордского Университета, всемирно известный богослов и патролог, автор множества книг и статей, переводчик святоотеческих и богослужебных текстов, 1281 является общепризнанным «системати­затором основных идей восточной патристики, выдаю­щимся знатоком византийской традиции», которому «удается переводить – в буквальном и пере­носном смысле – святоотеческое учение на язык современного человека». 1282 Митр. Каллист сам относит себя «к неопатристическому синтезу», причем для него важно живое восприятие опыта и предания отцов Церкви через призму современности: как бы они думали и «говорили, если бы жили сейчас», будучи «нашими современниками». 1283 «Святоотеческая эпоха», считает владыка Каллист, должна продолжаться и действительно продолжается и поныне – в творчестве «живых свидетелей Православия», 1284 стать которым призван каждый из нас. Актуальность богословия человеческой личности Одним из главных русел богословской мысли митрополита Каллиста является на протяжении уже многих лет тема человеческой личности. 1285 Обладая синтетическим мышлением, объединяя в своих опыте и жизни лучшие достижения христианских Востока и Запада, английский богослов Православной Церкви, митр. Каллист признает, что понятие человеческой личности является одним из самых центральных в богословии, хотя оно и «не находится в центре богословских изысканий» так называемой «святоотеческой эпохи» и Вселенских Соборов. 1286 И даже значительно позже оно лишь затрагивалось в так называемых Символических книгах Православной Церкви, 1287 и, как подчеркивает митр. Каллист, только в двадцатом веке «православные авторы начали обсуждать личность человека на более систематической основе». 1288 Однако до сих пор, по мнению нашего оксфордского аналитика, богословие человеческой личности приходится признать неразработанным и недостаточным. 1289 Мысль прот. Георгия Флоровского о «предтеологической фазе» экклезиологии можно равным образом и даже в большей степени применить и к богословской антропологии. 1290

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Скачать epub pdf Предисловие Православная Англия во второй половине XX века дала миру трех наиболее известных богословов – архимандрита Софрония (Сахарова) , митрополита Антония (Блума) и епископа Каллиста (Уэра) . В России более всего знают имя митрополита Антония. В Греции и на Афоне безусловное преимущество отдают архимандриту Софронию, влияние которого, впрочем, неуклонно возрастает во всем мире, в том числе и в России. Что же касается англоязычного мира, то здесь первенство в настоящее время принадлежит епископу Каллисту, которого в России пока знают довольно мало. Его книга «Православная Церковь », впервые изданная в 1963 году, стала международным бестселлером: она переиздавалась около двадцати раз, переведена на многие языки (в том числе русский) и является классическим введением в православное вероучение. Жизненный путь Тимоти Уэра (будущего епископа Каллиста) начался в 1934 году. Он родился в городе Бат (графство Сомерсет), в состоятельной английской семье. Воспитывался в знаменитой Вестминстерской школе, затем обучался в Оксфорде на классическом отделении. Научной специализацией избрал патристику, темой его докторской диссертации было учение преподобного Марка Подвижника . Интерес к Православной Церкви пробуждался в Тимоти постепенно. Важную роль сыграло посещение православного храма, заставившее его по-иному взглянуть на жизнь, на веру в Бога. Вот как он сам рассказывает об этом: [Все это началось одним воскресным вечером, когда я еще был школьником. Не имея, ясного представления куда я иду, я случайно вошел в русскую православною церковь в Лондоне... Там было темно. Первое, что я заметил, это широкое пространство полированного пола а ни одной скамьи, только несколько стульев. Церковь выглядела пустой. Затем я услышал маленький хор, который был где-то вне поля зрения. Я смог также увидеть несколько служителей, в большинстве пожилых, стоящих за стеной с множеством икон. Но первое ощущение пустоты, почти отсутствия, вдруг сменилось каким-то безграничным чувством полноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Соборность и первенство в Православной Церкви И что делает священник, чего не может сделать психотерапевт – перевод выступления митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) 29 января, 2019 И что делает священник, чего не может сделать психотерапевт – перевод выступления митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) Зачем нужна Церковь? В чем отличительная и уникальная функция Церкви, что она делает такого, что никто и ничто сделать не может? Какую задачу может выполнить Церковь, которую не может с тем же успехом выполнить молодежная группа, музыкальное общество, дом престарелых или фольклорный кружок? Что делает священник, чего не может сделать социальный работник, психотерапевт или консультант по семейным отношениям? Что удерживает Церковь вместе и делает ее единым целым? Когда мы думаем о Церкви, какой зрительный образ или «икону» мы должны мысленно себе представлять? На эти вопросы дает ответы митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) в своем выступлении на I конференции Международной православной богословской ассоциации (IOTA) в Яссах (9-10 января 2019 г.), перевод которого мы вам представляем. Чувство изумления Позвольте мне начать, рассказав о сне, который приснился мне много лет назад. Я был в Вестминстере, в школе-интернате, где я учился в молодости. Друг провел меня через комнаты, которые я знал наяву. Затем во сне мы входили в другие комнаты, которые я никогда не видел — просторные, изящные и наполненные светом. В конце мы оказались в маленьком, темном алтаре с золотыми мозаиками, которые мерцали во свете свечей. «Как странно, — сказал я своему приятелю во сне. — Я годами жил в этом доме и никогда не знал об этих комнатах». Мой друг ответил: «Так всегда и бывает». Я проснулся, и вот — это был сон. Действительно, так всегда и бывает. В окружающем мире и в глубине нас самих всегда есть новые комнаты, которые мы для себя еще не открыли. В особенности это относится ко многим незнакомым комнатам в духовном доме, в котором мы все обитаем — в доме Церкви. «Начало истины, — заметил Платон, — чувство изумления» .

http://pravmir.ru/sobornost-i-pervenstvo...

Бог сокрытый и явленный Митрополит Каллист (Уэр) о том, что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? 30 апреля, 2015 Митрополит Каллист (Уэр) о том, что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Предлагаем вашему вниманию перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра) «Бог сокрытый и явленный: апофатический метод и различие между сущностью и энергией», опубликованную в журнале Eastern Churches Review в 1975 году. Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Прежде чем начать дискуссию о Божественных откровениях, необходимо рассмотреть не только такие аспекты, как значение Священного Писания и его место в Священном Предании, но и ответить на следующие основополагающие вопросы: что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Насколько его внутренняя природа открыта человеку? Каким образом Он познаваем для человеческого разума и как Он навсегда остается непостижимым? В основе учения Православной церкви о Боге всегда лежала антиномия. То, что апостол Павел сказал о христианах, можно также отнести, правда, в несколько другом ракурсе, и к самому Богу: Он «неведом, но хорошо известен» (2 Кор 6:9). Бог есть «Нечто Совершенно Другое», что находится над творением и за его пределами, Он трансцендентен и недостижим. Но в то же время благодаря Своему созидательному откровению, этот же Бог имманентен миру и понятен человеку – говоря словами Николая Кавасилы, «более наша часть, чем руки и ноги, и более необходим для нас, чем сердце». Этот парадокс лежит в основе любого христианского опыта: Бог есть mysterium tremendum ( лат., букв. «таинство, вызывающее трепет» — Прим. пер.), но человек призван встретить Его лицом к лицу; Бог непостижим, но святые имели с Ним личностное общение. Эвелин Андерхил выразила это в своей книге «Вероисповедание» фразой «близость, но несхожесть Бога». Этот парадокс Бога скрытого, но в то же время явленного ясно показан в Новом Завете. В Соборном Послании Иоанн Богослов, с одной стороны, говорит, что «Бога никто никогда не видел» (1Ин 4:12), а с другой – что «мы… увидим Его как Он есть» (1Ин 3:2). Эти два утверждения апостол объединяет в одно предложение, когда говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отцем, Он явил» (1Ин 1:18).

http://pravmir.ru/bog-sokryityiy-i-yavle...

Душа и тело – как они соотносятся в православии? Митрополит Каллист (Уэр) – о том, почему материю и дух не следует противопоставлять 31 июля, 2015 Митрополит Каллист (Уэр) – о том, почему материю и дух не следует противопоставлять О чем христианину нужно заботиться больше – о душе или теле? Почему не стоит спешить с ответом на вопрос о первенстве между материей и духом – в исследовании митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) «Единство человеческой личности: отношение души и тела в православном богословии» Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его! Псалом 138:5-6 Микрокосм и посредник В любом диалоге богословия и науки есть одна основополагающая истина, которую мы, христиане, постоянно должны иметь в виду: дух и материя – отнюдь не взаимоисключающие понятия. Наоборот, они взаимозависимы; они проникают друг в друга и взаимодействуют между собой. Поэтому когда речь идет о человеческой личности, нам не должно думать о теле и о душе, как о двух раздельных «частях» человека, которые соединяясь, образуют нечто более возвышенное. Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным. Да, в своей повседневной жизни мы зачастую ощущаем внутри себя отнюдь не нераздельное единство, а раздробленность и противоречие, душа и тело противостоят друг другу. Это то состояние, которое выразил апостол Павел, когда воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:24). Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело: «Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

http://pravmir.ru/dusha-i-telo-kak-oni-s...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Православная Церковь» владыки Каллиста (Уэра) — хорошее, краткое и доступное введение в историю и богословие Православной Церкви. В первой части своей книги «Православная Церковь» Каллист (Уэр) описывает путь пройденный Церковью от Пятидесятницы до православной диаспоры на Западе и миссии в Азии и Африке. Основные вехи этой истории таковы: «Сегодняшние Христиане ближе к ранней церкви, чем их деды и прадеды. Христианство возникло как религия незначительного меньшинства в окружении преобладающего нехристианского населения; и в наши дни оно вернулось к тому же состоянию. В раннюю эпоху христианская церковь была отлична и отделена от государства; и сегодня в одной стране за другой традиционный союз между церковью и государством приходит к концу. Вначале христианство было religio illicita — запрещенной религией, гонимой властями; и сегодня гонения уже не являются только историческим фактом. Быть может, за тридцатилетие между 1918 и 1948 гг. погибло за веру больше христиан, чем за триста лет, последовавших за распятием Христа.» Во второй части своей книги «Православная Церковь» Каллист (Уэр) кратко описывает веру и богослужение Православия: Св. Предание, Бог и человечество, богослужение, разделения христиан. Читаемость: Язык: Объём текста: play 01. начало.тр3 Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play 02. византия. церковь эпохи семи соборов.тр3 Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play 03. первые шесть соборов (325-681).mp3 Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . play 04. святые иконы.тр3 Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/pravoslavn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православная Церковь «Православная Церковь» владыки Каллиста (Уэра) — хорошее, краткое и доступное введение в историю и богословие Православной Церкви. В первой части своей книги «Православная Церковь» Каллист (Уэр) описывает путь пройденный Церковью от Пятидесятницы до православной диаспоры на Западе и миссии в Азии и Африке. Основные вехи этой истории таковы: «Сегодняшние Христиане ближе к ранней церкви, чем их деды и прадеды. Христианство возникло как религия незначительного меньшинства в окружении преобладающего нехристианского населения; и в наши дни оно вернулось к тому же состоянию. В раннюю эпоху христианская церковь была отлична и отделена от государства; и сегодня в одной стране за другой традиционный союз между церковью и государством приходит к концу. Вначале христианство было religio illicita — запрещенной религией, гонимой властями; и сегодня гонения уже не являются только историческим фактом. Быть может, за тридцатилетие между 1918 и 1948 гг. погибло за веру больше христиан, чем за триста лет, последовавших за распятием Христа.» Во второй части своей книги «Православная Церковь» Каллист (Уэр) кратко описывает веру и богослужение Православия: Св. Предание, Бог и человечество, богослужение, разделения христиан. Православная церковь ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ НАЧАЛО В деревне имеется молельня, выкопанная глубоко под землей, с тщательно замаскированным входом. Когда тайный священник посещает деревню, именно здесь он совершает Литургию и другие службы. Если жители чувствуют себя свободными от полицейского надзора, то все население собирается в молельне — кроме тех, кто остается снаружи на страже, дабы подать знак в случае появления чужаков. В другой ситуации службы посещаются по очереди… Пасхальная служба происходила в помещении официального государственного учреждения. Войти можно было только по специальным пропускам, которые мне удалось раздобыть для себя и для моей дочки. Присутствовали примерно тридцать человек; некоторые были мне знакомы. Старый священник вел службу, которой мне никогда не забыть. «Христос воскресе!» — пели мы тихо, но преисполненные ликования… Радость, испытанная мною на той службе в катакомбной церкви, вплоть до сегодняшнего дня дает мне силы жить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова) , настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым , протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом , а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III . В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра ; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III . Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

Как читать Библию? Как читать Библию? Приведем отрывок из статьи еп. Каллиста (Уэра) о том, каких принципов надо придерживаться при чтении Библии. «Мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным   Что такое Библия? Слово Бога... и людей   Писание — свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке. Оно вдохновлено Богом, поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу.   Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время человечески выражена. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не изволит делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с человеческой свободой Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием Боговдохновленных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Писания вносит в свой труд собственный человеческий талант Параллельно с божественными аспектами в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое.   Наука имеет право задавать вопросы о Библии, но главный вопрос «Как спастись?»   Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.

http://predanie.ru/tema/read-bible/

Митрополит Иларион: Какая связь между ядерной физикой и теологией? Уровень конференции — настолько высокий, насколько он мог быть. 12 декабря, 2014 Уровень конференции — настолько высокий, насколько он мог быть. О том, почему богословские форумы проводятся в ведущих светских вузах России, о целях преподавания теологии будущим физикам-ядерщикам и причинах, по которым сегодня необходимо изучать наследие христианских богословов прошлого, рассказал в интервью РИА Новости председатель отдела внешних церковных связей МП митрополит Волоколамский Иларион. В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ на этой неделе впервые проходит международная богословская конференция, посвященная христианскому мистику Симеону Новому Богослову. О необычном форуме, его целях и зарубежных гостях, о том, какая связь между светской наукой и церковью, ядерной физикой и теологией, рассказал в интервью РИА Новости ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Беседовала Ольга Липич. — Владыка, можно ли считать эту конференцию уникальной и чем именно? — Это вторая патристическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Первая конференция такого рода прошла в 2013 году в стенах МГУ. Она была посвящена преподобному Исааку Сирину и объединила ведущих мировых специалистов по сирийской патристике, выступивших с докладами по богословскому и аскетическому учению этого великого отца церкви, а также по рукописной традиции его творений. Сборник, в который вошли материалы этой конференции, является первой в России коллективной монографией, посвященной духовному наследию преподобного Исаака. Нынешняя конференция собрала в стенах МИФИ выдающихся богословов, философов, историков, филологов, музыковедов, прибывших из разных стран мира, чтобы поделиться своим опытом понимания духовного наследия преподобного Симеона Нового Богослова. Особо хотел бы отметить присутствие выдающегося пастыря и ученого – митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), которому в этом году исполнилось 80 лет. Он был моим профессором в Оксфорде, и именно под его руководством 20 лет назад я писал докторскую диссертацию о преподобном Симеоне. В субботу я с большой радостью, по благословению святейшего патриарха Кирилла, вручу ему диплом почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010