Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ († ранее 9.12.1484), еп. Суздальский и Тарусский. Биография Впервые Е. упомянут в грамоте, посланной 13 дек. 1458 г. 5 архиереями Сев.-Вост. Руси правосл. епископам Литовского великого княжества , «которые рукоположение приняли от Ионы митрополита», в т. ч. названному 1-м «Еуфимью, епископу Черниговскому и Дьбрянскому», о неподчинении униату Григорию , поставленному 15 окт. 1458 г. в Риме на Киевскую митрополичью кафедру, и о сохранении верности митр. св. Ионе (РИБ. Т. 6. 84. Стб. 631-634). Е. мог быть хиротонисан митр. Ионой только в тот период, когда польск. кор. Казимир IV Ягеллончик признавал юрисдикцию свт. Ионы в отношении правосл. епархий на территориях Польско-Литовского гос-ва, т. е. между 31 янв. 1451 и 13 дек. 1458 г. Кафедра Е. находилась в Брянске. Архиерей, по-видимому, не подчинился Григорию и поддерживал связь со свт. Ионой. В письме, посланном ранее 1461 г. в Литву, митр. Иона благодарил не названного по имени епископа, имевшего намерение переселиться в Московскую Русь, вероятно Е., за то, что «стоал еси за святыа Божия церкви... велие попечение имея», и информировал митрополита о ситуации в Киевской митрополии (Там же. 89. Стб. 671-674). В этом же письме свт. Иона сообщал своему адресату, что вел. кн. Василий II Васильевич согласен на его переселение в Московское гос-во. Источники 2-й пол. XV в. сохранили данные о неск. княжеских вкладах в этот период в храмы Черниговской епархии (преимущественно в ее зап. и сев.-зап. городах и землях), но ни один из них не упоминает о благословении вкладчика Е. В нач. 60-х гг. XV в. Е. бежал в Москву. Осенью 1464 г. на Соборе в Москве «Дьбрянскы епископ Евфимеи» участвовал в избрании митрополитом Московским и всея Руси Суздальского еп. Филиппа I . В тот же день (11 нояб.) Е. получил Суздальскую кафедру (ПСРЛ. Т. 8. С. 151; Т. 22. Ч. 1. С. 468; Т. 23. С. 191; Т. 25. С. 279). Нек-рые летописи участие Е. в Соборе не подтверждают (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Согласно оригинальному известию Типографской летописи, Е. «пребеже на Москву... покиня свою епископью» уже после поставления Филиппа митрополитом. Епархия Е. включала «Соуждаль, и Колугу, и Торусоу» (Там же. Т. 24. С. 186). В актах 60-х - нач. 80-х гг. XV в. Е. обычно титулуется епископом «Суждальским и Торусским». Впервые с таким титулом он упомянут в формулярном изводе ставленой грамоты Геннадия (Кожина) , хиротонисанного во епископа Тверского 22 марта 1461 г. (РИБ. Т. 6. 91. Стб. 679-682; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65). Имя Е. внесено в этот формулярный извод позднее, поскольку на хиротонии он отсутствовал (РФА. Ч. 4. С. 885-886).

http://pravenc.ru/text/187694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской. После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий. Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Хлопков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Истоки дер. Хлопково относятся к середине XV века, хотя следует помнить, что местное поселение появилось в XII веке в раннесредневековой крепости, расположенной недалеко от церкви на реке. В самых старых письменных исторических источниках говорится, что в 1442 году великий князь литовский Казимир Ягеллончик из поместья Мельник подарил королевское владение Хлопково камергеру Станиславу Млечко, герб Корчака. В 1512 году король Сигизмунд Старый подтвердил этот дар Миколаю Немире, герб Гоздавы - старосте Мельника. Был ли в то время в Хлопково приход? Ведь это было время формирования приходской сети в Подляском воеводстве. В этой местности уже существовали приходы западного обряда: Сарнаки, Русков и Гурки, а также приходы восточного обряда: Корница, Хотыче. Однако обстоятельства создания крестьянского прихода документально не зафиксированы. Однако достоверно известно, что после заключения Брестской унии в 1596 году здесь стояла греко-католическая (униатская) церковь. Первую православную церковь, вероятно, основал Николай Кишка, герб Домбровой - староста Дрогицкого. Чуть позже в литовских судебных протоколах появилось имя священника, т.е. крестьянского священника - Павел Сосновский. Первая деревянная церковь сгорела из-за удара молнии в 1702 году. Еще одна, церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена два года спустя. Однако после Северной и Семилетней войн, а также после смерти коллекционера Седлницкого он был разрушен, не отремонтирован и приходил в упадок. Поэтому в 1787 году с нуля был восстановлен еще один, деревянный униатский храм, оснащенный иконостасом и органом. Среди приходских священников, т.е. приходских священников Крестьянской униатской церкви, следует упомянуть о. Леон Козминьский (дедушка более позднего Блаженного Хонората) и последний приходской священник о. Людвик Калинский. За отказ удалить «латинян» из храма он был заключен царскими властями в Петркув-Трыбунальский, где и умер. Его достижением является создание в 1853 году нового погребального кладбища, которое служит приходу и по сей день. Самая старая сохранившаяся православная могила датируется 1890 годом. Тогда был построен первый кирпичный приходской дом, а еще один был построен более 140 лет спустя благодаря усилиям о. Анджей Якубович.

http://sobory.ru/article/?object=61720

Витебск. Церковь Сошествия Святого Духа. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:приблизительно 1785 - 1800. Год утраты:1962 (взорвана) Адрес: Республика Беларусь, Витебская область, г. Витебск, ул. Пушкина Координаты: 55.190357, 30.211403 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Православный храм Святого Духа построен при князе Ольгерде около середины XIV века (1340). Неизвестно, каменной или деревянной была построенная церковь. При храме был основан женский монастырь, чаще считается, что его основательницей была вторая жена Ольгерда Иулиания (Ульяна), которая была в нём и похоронена. Церковь упоминается в привилее Витебской земле польского короля и великого князя литовского Александра Ягеллончика 1503 года. В инвентаре 1618 года церковь названа в числе каменных. 30 октября 1632 года в «Пунктах успокоения граждан Короны и Великого княжества Литовского русского народа религии греческой» упоминалась пустая церковь Св. Духа «в поле» в Витебске. Но несмотря на требования православных церковь перешла к униатам. В августе 1649 года войско украинского казацкого гетмана Богдана Хмельницкого разбило армию польского короля Яна Казимира под местечком Зборов в Украине. Итогом сражения стал договор Хмельницкого с польским королём, среди условий которого было предоставление свободы вероисповедания православным Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также возвращение им забранных униатами церквей, среди которых «Богородицы в Витебске Благовещения Богоматери в нижней крепости и церковь за городом Св. Духа». Однако уже в 1652 году Ян Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 года. При взятии Витебска русскими войсками на период русско-польской войны 1654-1667 г.г. церковь Святого Духа становится православной (богослужения с 1661 г.). Каменной она изображена на чертеже Витебска 1664 года. Но по условиям Андрусовского перемирия 1667 года, город был возвращен Речи Посполитой.

http://sobory.ru/article/?object=41479

Однако Иона далее пишет: «во всемъ Цариграде … нигдеже не поминается папино имя» [ix] . Таким образом, Иона в униатстве обвиняет императора и Патриарха, а простой народ Константинополя остается верным православию. В связи с этим («царь не таковъ, а ни патриархъ не таковъ» – т.е. не православные), после смерти митрополита Фотия и униатства Исидора, Иона был провозглашен в Москве общерусским митрополитом. Митрополит просит князя Александра (Олелька) Владимировича в способствовании тому, чтобы «совокупится, по прежнему, святейшаа киевьскаа и всея Руси митрополиа воедино» [x] . Таким образом, митрополит надеется, что киевский князь станет посредником в деле о признании Ионы законным главой Киевской митрополии. По всей видимости, Казимир IV прислушивался к мнению киевского князя Александра (Олелька), именно поэтому Иона и выбрал его в качестве посредника. Киевский князь был одним из самых знатных людей Литовского княжества – он был внуком Ольгерда, племянником Владислава Ягайло, а значит двоюродным братом короля польского и великого князя литовского Казимира IV Ягеллончика – при этом сторонником православия. В 1445 г. Александр Владимирович присутствовал на съезде князей в Вильно, где, видимо, доказал свою лояльность Казимиру Ягеллончику, за что и получил подтверждение своих прав на киевское княжение. Кроме этого, следует упомянуть об особом отношении Казимира к Литве вообще и к литовскому дворянству в частности: перед отъездом в Польшу для коронации его польским королем, великий князь выдал общегосударственный привилей, по которому существенно расширялись права местного литовско-русского дворянства и Церкви [xi] . Вероятно, уважение известной доли самостоятельности литовского дворянства было составной частью политики Казимира Ягеллончика. Таким образом, мнение князя Александра (Олелька) и возглавляемого им мелкопоместного литовско-русского дворянства могло стать решающим в признании Ионы митрополитом на территории Литвы. Кроме того, что православные светские феодалы Литовского княжества, скорее всего, могли стать союзниками Ионы в деле признания его законным общерусским митрополитом, интересную версию высказал Б.Н.

http://bogoslov.ru/article/4667366

И все же Казимир Ягеллончик не смирился с тем, что его план сплотить своих подданных на основе католицизма рухнул с возвращением митрополита Григория в лоно Православия. В течение почти что полувека Казимир, а затем его преемники пытались всеми возможными способами вновь принудить народ Западной Руси к унии. Самым простым способом насадить униатство среди русинов король счел поставление послушного ему митрополита, который бы в угоду королю признал над собой власть папы Римского. Так что не случайно, наверное, преемником Григория Болгарина в 1475 г. стал Смоленский епископ Мисаил, который в миру носил имя князя Пеструцкого и был, по всей вероятности, родственником короля, как Гедиминович по крови. Мисаил обратился к понтифику с посланием, в котором изъявил желание стать униатом вместе со своей паствой. Правда, послание это подписали, кроме нареченного митрополита, всего лишь два архимандрита да несколько западно-русских магнатов. Быть может, поэтому Мисаилово послание в Ватикане всерьез не приняли и даже не удостоили ответа. Тем не менее, польско-литовские государи не оставили попыток насадить католичество в западно-русских землях. Здесь началось самое настоящее гонение на Православную Церковь, к которой принадлежало подавляющее большинство русинов. В Литве и особенно в Польше православных начали жестоко дискриминировать. Лицам, исповедующим Православие, ограничили доступ к государственным, придворным и военным должностям. Если в Польском и Литовском Сенатах наряду с аристократией заседали также и католические епископы, то православные архиереи к сенаторским креслам доступа не имели. Католические иерархи уже таким образом имели возможность напрямую влиять на государственную политику в нужном для распространения католицизма направлении. Польско-литовские государи всячески покровительствовали латинским орденам, которые активно занимались пропагандой католицизма на землях Западной Руси и во множестве основывали здесь свои монастыри. Казимир IV по просьбе своего сына - фанатичного приверженца католицизма королевича Казимира (кстати, позже канонизированного Римом) - своим указом запретил православным строить новые храмы и даже ремонтировать старые.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerkovukrai...

Иной характер носила церковная политика К. Я. на землях Великого княжества Литовского. Здесь в кон. 40-х гг. XV в. ему пришлось вести тяжелую борьбу с претендентом на трон Михаилом Сигизмудновичем, к-рого поддерживал хан Большой Орды Сеид-Ахмед. Нуждаясь в помощи, К. Я. заключил договор о союзе с вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным (1449). В янв. 1451 г. поставленному в Москве Киевскому митр. свт. Ионе были переданы в управление все земли Киевской митрополии в границах Великого княжества Литовского. Такое соглашение действовало, однако, сравнительно недолго. В кон. 50-х гг. XV в. была предпринята попытка осуществить церковную унию на территории Вост. Европы при активном участии К. Я. Митр. Исидор, находившийся в Риме, отказался от своей кафедры, на к-рую 15 окт. 1458 г. К-польский униат. патриарх Григорий III Мамма поставил Григория Болгарина, бывш. игумена мон-ря св. Димитрия в К-поле, ученика Исидора. К. Я. не только оказал поддержку Григорию, заставляя православных в своих владениях подчиниться его власти, но и предложил вел. кн. Василию II отстранить митр. Иону и признать Григория. К. Я. удалось добиться признания Григория правосл. населением своих владений, но в сер. 60-х гг. XV в. митрополит разорвал связи с Римом и перешел под юрисдикцию К-польского патриарха. Роль К. Я. в этих событиях остается неясной, однако, вероятно при его участии К-польский патриарх Дионисий I грамотой от 14 февр. 1467 г. предложил всем рус. землям, а особенно Вел. Новгороду, признать Григория единственным законным правосл. митрополитом. Вероятно, это было связано с целью распространить влияние К. Я. на Новгородскую землю (еще в 1461 он выхлопотал себе ярлык на Вел. Новгород от крымского хана Хаджи-Гирея). Вовлеченный с 1471 г. в борьбу за Чехию К. Я. не смог осуществить свои планы относительно Новгорода. Признание К-польским патриархом митрополичьего сана Григория привело к разделению Киевской митрополии на московскую часть под упр. свт. Ионы и польско-литовскую, получившую название Западнорусской митрополии (1468).

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Ок. 1375 г. была основана католич. Каменецкая епархия. Появление католич. кафедры в Подолье во многом было вызвано активным насаждением здесь католицизма отдельными литов. правителями и недостаточным попечением правосл. архиереев о Галицкой епархии: в 1347-1371 гг. Галицкая епархия находилась под управлением Киевского митрополита, жившего в Сев.-Вост. Руси. В 1371 г. Галицкая митрополия была восстановлена, Подолье в нее не вошло и осталось под управлением Киевских митрополитов; на рубеже XIV и XV вв. правосл. Галицкая митрополия была уничтожена, до 1540 г. здесь не было правосл. епископа. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каменце-Подольском. 1580, 1834 гг. Фотография. 2008 г. В 1402 г. по итогам Виленско-Радомской унии Польши и Литвы Подольское княжество было упразднено, его территория передана Польскому королевству. В 1411 г. Подолье вернулось в состав Великого княжества Литовского, окончательно закрепилось за Литвой в 30-х гг. XV в. По перемирию между Польшей и Литвой, заключенному в 1431 г., Литве отошло почти все вост. Подолье, за Польшей осталась небольшая юго-зап. его часть с городами Каменец, Смотрич, Бакота, Скала, Червоноград, Ольчедаев и Ялтушков. В 1434 г. кор. Казимир IV Ягеллончик учредил здесь Подольское воеводство с центром в Каменце в составе Каменецкого, Летичевского и Червоноградского поветов. Вост. Подолье в составе Литовского княжества (в польск. лит-ре называется «украинным Подольем», «Украйной») состояло из Брацлавского, Винницкого, Соколецкого, Барского, Хмельницкого, Литинского староств, к-рые с 1-й пол. XV в. входили в Киевскую землю. В 1500 г. кн. Константин Иванович Острожский имел титул «наместник брацлавский, винницкий и звиногродский». В 1569 г. по условиям Люблинской унии при объединении Литвы и Польши в Речь Посполиту вост. Подолье (Брацлавское воеводство) стало частью Короны Польской. В привилей от 26 мая 1569 г. о присоединении литовского Подолья к Польше было внесено отдельным пунктом обеспечение жителям Брацлавского воеводства свободы исповедания веры и употребления рус.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Собор в честь Преображения Господня в Житомире. 1874 г. Фотография. 2008 г. Собор в честь Преображения Господня в Житомире. 1874 г. Фотография. 2008 г. В 1470 г. кор. Казимир IV Ягеллончик ликвидировал Киевское великое княжество, в 1471 г. было создано Киевское воеводство, Житомир и Овруч стали центрами поветов в составе воеводства. Первый киевский воевода М. Гаштольд был католиком, что вызвало недовольство населения Киевской земли, однако при поддержке войск короля Гаштольду удалось занять Киев. К нач. XVI в. замки Овруча и Житомира обветшали, в 1522 г. Житомир сгорел. В 1525 г. кор. Сигизмунд I пожаловал Житомирский замок «на вечность» католич. Виленскому архиеп. Яну, который должен был его расширить и заново отстроить ( Малиновский. 1901. XI. С. 13), в 40-х гг. XVI в. укрепления на Замковой горе в Житомире были перестроены по проекту местного архит. С. Бабинского. В сер. XVI в. население города было малочисленным, здесь было 49 мещанских дворов. В XV-XVI вв. выразителями интересов правосл. шляхты и мещан на Житомирщине были рус. правосл. князья Глинские и Друцкие - владельцы замка в г. Звягеле, литов. правосл. князья Ружинские, владельцы замка в г. Ружине. Главными покровителями правосл. населения являлись крупные землевладельцы на Житомирщине князья Острожские, сохранявшие за собой руководство Киевским воеводством со 2-й пол. XVI в. до 1608 г. с незначительными перерывами, Вишневецкие, Сангушки (последние были державцами в Житомире в 50-60-х гг. XVI в.). В 1583 г. был основан Тригорский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . На Житомирщине находились владения Киево-Печерского монастыря. В одном из них, в г. Радомысле (ныне Радомышль) Житомирского повета, архим. монастыря Елисей (Плетенецкий) в 1615-1616 гг. начал бумагоделательное производство для нужд монастырской типографии. В XV-XVI вв. отмечен активный переход западнорус. знати в католичество, часть магнатов и шляхты Киевщины (князья Вишневецкие, Гойские, Немиричи, Сенюты, Чапличи и др.) была увлечена движением антитринитариев (социниан). Центром социниан, представленных преимущественно шляхтичами и горожанами, реже крестьянами, в Житомирском повете стал г. Черняхов.

http://pravenc.ru/text/182321.html

Что касается Перемышльских епископов, то их имена и последовательность смены на епископском столе позволяют проследить тексты опубликованных решений перемышльского суда. Об управлявшем епархией в 30-х гг. еп. Илии в 1440 г. говорится уже как о покойном (AGZ. 1888. T. 13. S. 89). Его преемник, по-видимому поставленный митр. Исидором, упоминается в судебных решениях с 1445 г. то под именем Александра, то под именем Афанасия вплоть до апреля 1467 г. (ibid. S. 179, 197, 209, 239, 241 iin.). Он принадлежал к числу мелких вотчинников — совладельцев с. Бирчи. В спорах с родственниками-совладельцами владыка выступал обычно вместе с братом Иваном (ibid. S. 239, 241, 246). Последний — то же лицо, что и «дворянин Иван Бирецкий», которому король Казимир в июне 1467 г. по ходатайству местных православных предоставил право занять епископскую кафедру после смерти Перемышльского владыки (ibid. T. 7. 63. S. 115). По-видимому, он же как Перемышльский еп. Иоанн встречается в грамоте Казимира Перемышльской епископии от 15 февраля 1469 г. (ibid. T. 8. 60). Характеризуя положение в Галиции, митр. Макарий ничего не говорит о Холмской епархии, так как он отнес ее к территории великого княжества Литовского: в сводке известных ему сведений о епископах великого княжества Литовского он отметил лишь в 1494 г. одного Холмского епископа Симеона. Холмская кафедра действовала постоянно на протяжении всей 2-й пол. XV в. (Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси. Вильно, 1899–1901. 2 ч.). Борьба дворянства Русского воеводства с магнатами из рода Одровонжей заняла важное место в истории этой территории во 2-й пол. XV в. (Prochaska A. Konfederacya lwowska 1464 r.//Kwartalnik historyczny. 1892). Однако это был прежде всего социальный конфликт, в котором самоуправству магнатов противостояла совместно и «русская» православная, и польская католическая шляхта, и немецко-польское мещанство Львова. Авторы, на которых здесь ссылается митр. Макарий, использовали свидетельство польского хрониста 2-й пол. XV в. Яна Длугоша. Сообщив о том, как молодой король Владислав Ягеллончик щедро раздавал панам земли (грады и деревни) в Русском воеводстве и Подолии, хронист с осуждением писал, что паны изгоняли из своих новых владений их старых жителей и владельцев, которые бежали к татарам, «придавленные нуждой и бедностью и пораженные отчаянием» (Joannis Dlugossii Seu Longini canonici cracoviensi Historiae Polonicae libri XIV. T. 4. Cracoviae, 1876. S. 683). Что речь идет о социальном, а не религиозном конфликте, вытекает из осуждения действий панов хронистом, который был ярым врагом православных.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010