Знаменательна и судьба священников, служивших в Казанском храме с.Туртень в годину небывалых гонений на Русскую Православную Церковь. В 1932 г. был «раскулачен», арестован и приговорен к 10 годам концлагерей священник Дмитрий Вознесенский. Больше никаких сведений о дальнейшей судьбе о. Димитрия нет. Последним священником до закрытия храма в 1961 году был схиигумен Павел (Драчев), один из последних старцев Введенской Оптиной пустыни. Сейчас храм действующий, имеет два придела - во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя св. мчч. Флора и Лавра. В 150 м от храма находится благоустроенный источник и купальня, оборудованная лестницей и раздевалками. В самом живописном месте Тульской области, в восточной части Ефремовского района в селе Туртень на левом берегу речки Дубрава (Колотовка), находится храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Название села Туртень имеет несколько вариантов происхождения. Первый происходит от тюркского корня «тур» - «стоянка», «туртень» — «древняя стоянка». Вместе с деревней Турдей (Воловский район) и Тормасово (Ефремовский район) эта группа топонимов сохранила память о передвижениях отрядов степняков. Второе значение — слово «туртень» по-монгольски значит «река». А возникновение села связано с чудесным обретением на его месте иконы Казанской Божьей Матери. По преданию, когда-то давно на берегу речушки (в источниках XVII—XIX вв. - р. Туртенка), девушка нашла икону Казанской Божией Матери. Своего храма в Туртене тогда не было, а потому икону отправили в ближайшую церковь в с. Круглое. Но икона не один раз возвращалась туда, где была найдена. На месте явления была построена часовня, затем деревянный храм. Со временем, из-за ветхости деревянной церкви на противоположной горе была построена другая церковь, из дикого камня, сейчас на ее месте старое кладбище. Третья, каменная, ныне существующая церковь, была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. В 1860-е г. владелицей земельных угодий указывалась помещица генерал-майорша Е.А. Лермонтова. В 1860 г. в Туртене открылась земская школа, в 1868 году – церковно-приходское попечительство, занимавшееся благотворительностью.

http://sobory.ru/article/?object=07332

Источник: сайт " Наша газета " Первая церковь в прежнем селе Старом Никулине построена была в 1660 году, во имя Казанской Божьей Матери (Холмогоров " Материалы для истории Симбирскаго края " , стр. 4), впоследствии она сгорела и теперь на ея месте поставлена часовня, о которой упомянуто выше. Настоящая церковь в селе Пилюгине, Волынщино тож, каменная, во имя Архистратига Михаила, построена в 1817 г. помещицею Надеждою Васильевною Краевскою. В этой церкви хранится явленная икона Владимирской Божьей Матери. Икона явилась в соседней деревне Дубенках, около родника. О времени и обстоятельствах ея явления не сохранилось никаких сведений. Местные жители рассказывают, что явленная икона перенесена в церковь из часовни, построенной на месте ея явления, но затем помещик Василий Петрович Чуфаров куда то ее увез, так что в настоящее время в церкви хранится не подлинная явленная икона, а снимок с нея. Ежегодно 23 июня, из села Сгараго Никулина совершается, в сопровождении большого числа богомольцев, стекающихся и зсоседних селений, крестный ход, (с иконой Владимирской Божьей Матери, в д. Дубенки (в трех верстах), и там, на месте явления иконы, в часовне, происходит общее молебствие. Одновременно с празднованием явленной иконы, в селе Старом Никулин устраивается однодневная ярмарка. В 1888 году здесь открыта церковно-приходская школа. Из книги " Селения Симбирского уезда " (П. Мартынов, 1903 г.): " Храм каменный, построен в 1817 г. помещицей Надеждой Васильевной Краевской. Престолов три: – в честь Владимирской иконы Божьей Матери; в приделах – во имя Архистратига Божьего Михаила и во имя Святителя Митрофания Воронежского. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Прихожан крестьян: в с. Старом Никулинев 21 двор - 50 м. и 63 ж. " . Из книги Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск. Храм каменный, построен в 1817 г. помещицей Надеждой Васильевной Краевской. Престолов три: главный холодный – в честь Владимирской иконы Божьей Матери; в приделах теплых – во имя Архистратига Божьего Михаила и во имя святителя Митрофания Воронежского.

http://sobory.ru/article/?object=25845

Не менее сильным доказательством Покрова и заступления Царицы Небесной над миром служат Ее святые чудотворные иконы, во множестве находящиеся во всех христианских странах, а особенно, в России. Кому не известны многочисленные чудотворные иконы Матери Божьей, сияющая, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской своими бесчисленными чудесами? Окинем мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Ее иконы. Кто не знает Казанской иконы Божьей Матери? Кому неизвестна Смоленская икона Богоматери? Кто не слышал про Тихвинскую, Владимирскую и другие? Далеко от нас сияют своими чудесами святые и чудотворные иконы – Киево-Печерская, Почаевская, Виленская, Якобштатская! А ваши дома, ваши семейства, вы сами и все ваше благосостояние разве не находится под покровом Божьей Матери? Найдётся ли хотя один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Да, наконец, самая эта святая гора, эта обитель, избранные особым уделом Богоматери, и эта местность, в которой Вы живете, разве не находится под особым покровом и заступлением Царицы Небесной, являющей Своё присутствие здесь в виде сей чудотворной Ее св. иконы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только все наше православное обширное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый город, дом, и каждая семья православная находится под покровом Богоматери, то поэтому и каждый христианин, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верою прибегать к Её помощи и заступлению, и имеет несомненное основание к тому. Кто, кроме Божьей Матери, имеет более дерзновения предстательствовать и ходатайствовать за нас – грешных перед престолом Божьим? Кто, кроме Её – Царицы Небесной и Матери Царя земли и неба, имеет более права молиться за нас и помогать нам? Это Её святая обязанность, и потому не может Матерь Божия не слышать чистых молитв наших, не может Она не оказывать нам Своей благовременной помощи, так как Ей, как бы в особенную награду за величайшее и беспримерное служение Её спасению рода человеческого, предоставлено право быть первой ходатаицей и заступницей перед Богом о всех нуждающихся, и с верой прибегающих к Её заступлению, быть радостью, покровом и утешением всех скорбящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Часовня Федоровской иконы Божией Матери С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагались вначале ворота с двумя калитками по сторонам. Над воротами со стороны двора помещалась ставшая весьма почитаемой икона Феодоровской Божьей Матери. В 1820-е годы по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. Она просуществовала до 1877 года, когда на средства фабриканта А.А. Напалкова выстроили новое здание. В 1913 году часовня была облицована керамической плиткой. В ней хранилась икона Феодоровской Божьей Матери в жемчужном окладе. В соответствии с решением горсовета от 24 января 1929 года часовня использовалась совместно общинами православных традиционного и обновленческого направлений. Снесли часовню вместе с Крестовоздвиженской церковью в 1932 году. Часовня Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска. В связи с тем, что часовня «препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет», президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что «поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке».

http://sobory.ru/article/?object=36997

26 июля 1914 года состоялось освящение храма, чему накануне предшествовало всенощное богослужение, совершенное протоиереем Ф.Н. Орнатским с другим приглашенным духовенством, при пении лейб-гвардии Семеновского полка. Чин освящения храма совершил епископ Гдовский Вениамин. Со дня освящения храма служба совершалась в нем только в летний, дачный сезон, в виду неприспособленности храма для службы в зимнее время. Иконостас был исполнен по рисункам инженера Красовского - дубовый, резное дерево с металлическими приборами. Паникадило 2-х ярусное в 28 свечей бронзовой отливки с хрустальными цепями, с бронзовыми отливными подвесками. Прибор в 28 металлических свечей, окрашенных под желтый воск. Цепь 11 аршин. Паникадило дар П. И. Летуновского. Престол кипарисного дерева на дубовой основе. Одежда престола белая мраморная, дар А. А. Кузнецова и М. М. Игнатьева. Царские врата — иконы Спасителя и Божьей Матери открытого греческого письма, в серебрянной басменной оправе размером 1,5 вершка. Патриарх Иерусалимский Дамиан прислал икону Воскресения Христова, содержащую в себе частицу камня гроба Господня. Святой Синод подарил дароносцу серебряную, вызолоченную, и пасхальный трехсвечник бронзовый с эмалевыми украшениями. Большое Евангелие в серебряном окладе с камнями, иконопись под слюдой. Евангелие в малом, бархатном окладе с серебром. Евангелие напрестольное в лист 9 вершков в бархатном окладе с бронзовым матовым зеленого золочения пропильпым крестом, с иконой Спасителя в камнях - дар П. Я. Мешкова. В вратах икона Спасителя и Казанской Божьей Матери на цинке. На тех же вратах с внутренней стороны икона де Иисус Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Креститель на цинке. Из икон: икона св. Иосифа Белгородского Чудотворца на липовой цке (доске) с ковчежцем Строгановского письма в висячем светло-дубовом киоте с бронзовым отливным кронштейном; икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями; икона ап. Павла 2x1 аршин; икона св. м. Лидии 2x1 аршин; икона Казанской Божьей Матери в серебряной оправе с камнями (2-я хоругвии бронзовые, зеленого золочения, чеканные - 2 штуки); колокола: 158 пудов 20 фунтов с железным языком 6 пудов, 73 пуда 10 фунтов, 43 пуда 5 фунтов, 17 пудов, 1 пуд, 22 фунта. Из пояснительной записки о стиле храма, приложенной архитектором к его проекту.

http://sobory.ru/article/?object=00109

В 1937 году, когда была объявлена пятилетка по окончательному уничтожению религии, храм закрыли. Отец Александр был расстрелян. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад.  В 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим. 10 апреля указом Епископа Свердловского и Ирбитского Товии настоятелем храма назначается протоиерей Петр Трофимов. В день Вознесения Господня и день перенесения Святых мощей Святителя и Чудотворца Николая в храме после долгого перерыва совершается первая Божественная Литургия. В 2002 году Казанский храм указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода был преобразован в Казанско-Богородицкий мужской монастырь. В 2003 году по просьбе Преосвященнейшего Георгия, Епископа Нижегородского и Арзамасского, образ Чимеевской Божьей Матери находился в Нижнем Новгороде в древнем Вознесенском-Печерском мужском монастыре. В этом же году на территории монастыря началось строительство храма в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». В 1990-х годах стали собираться и записываться чудотворения от Чимеевского образа Пресвятой Богородицы. В 2004 году все эти документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации Святых. В том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божьей Матери. В этом же году на территории обители был заложен фундамент келейного корпуса. В 2005 году, в год шестидесятилетия победы Советского народа над фашистской Германией, состоялся воздушный крестный ход с Чимеевской Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы над пределами Курганской области. Были посещены четыре населенных пункта области. На востоке город Петухово, на западе город Щучье, на севере районный центр Шатрово, на юге Звериноголовское. За время проведения крестного хода и пребывания чудотворного образа в этих районных центрах к чудотворному образу смогли приложиться более тридцати тысяч человек. В этом же году началось строительство келейного двухэтажного корпуса с домовым храмом в честь Преподобного Серафима Саровского. Незадолго до престольного праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери были освящены и установлены новые позолоченные купола на Казанский храм. 15 июля 2007 года, в день положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, на чудотворный образ была положена и освящена новая риза, которая изготовлялась Тюменскими ювелирами более пяти лет. 17 сентября были торжественно освящены и установлены купола на келейном корпусе.

http://sobory.ru/article/?object=06062

После этого от иконы совершились многие чудеса. Болящие различными болезнями ежегодно, в день празднования этой иконы 12 ноября (по новому стилю), получали исцеления от таких болезней, где медицина была бессильна, очень помогает при переломах и травмах. Рассказывают, что по чудотворности Озерянская икона уступала только главной святыне российской империи - иконе Казанской Божьей матери. Икона исцеляла от физических недугов и даровала зрение. Перед ней, по преданию прозрел, будущий основоположник украинского сентиментализма Григорий Квитка-Основьяненко. Перед Озерянской иконой отступала даже холера. С харьковской святыней был связан сложный ритуал, утвержденный лично императором Николаем II. Летом икона хранилась в Куряжском монастыре близ Харькова. На зиму икона переносилась в Покровский мужской монастырь, где сохранялась вместе с мощами святых Печерских угодников и старинным Евангелием, подаренным харьковчанам светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим. В конце XIX века для хранения реликвии построили отдельную Озерянскую церковь. А хорошо известная горожанам Холодногорская церковь поставлена как раз на том месте, где куряжские монахи передавали икону представителям города. Ее официальное название — церковь Озерянской Божьей Матери. Много сказаний и преданий было и есть об Иконе Озерянской Божьей Матери. Существуют различные версии ее исчезновения: находятся приверженцы истории о том, что икона исчезла после последнего ежегодного крестного хода в Озерянской пустыни. Также есть версия, что лик Божьей Матери был украден из-за дорогой инкрустации (драгоценными камнями, ювелирными изделиями). Одна из самых распространенных версий – исчезновение связано с гонениями на церковь в советское время. Описание [ править править код ] Настоящее изображение иконы представлено и точно описано в «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905-й год) Д.И.Багалея, Д.П.Миллер.: „…Икона, говорить проф. Е. К. Редин, действительно писана на холсте, прикрепленном к доске.

http://azbyka.ru/palomnik/Озерянская_ико...

Источник: сайт Эстонской Православной Церкви Таллиннская Казанская церковь (храм рождества Пресвятой Богородицы), оказавшаяся в центре внимания по причине неудачного, к счастью, поджога, уникальна, по крайней мере, по двенадцати причинам. 1. Казанская церковь – старейшее деревянное здание Таллинна и одна из древнейших построек за пределами средневековой городской стены. Освящена она была (по старому стилю) 8 сентября 1721 года: через 12 лет можно будет праздновать трехсотлетие храма. 2. Казанская – единственная в Таллинне церковь-«путешественница». Если верить легендам, первоначально она была срублена на одном месте (где именно – предания умалчивают), а на горку Плеэкмяэ, где стоит и по сей день, – перенесена лишь в 1749 году. 3. Казанская церковь – первый памятник таллиннской архитектуры, увенчанный куполом. До нее этот архитектурный элемент православного Востока был в немецком Ревеле неизвестен. 4. Казанская церковь – своего рода отражение двойственного характера русской культуры эпохи петровских реформ: ее колокольню украшает западноевропейский шпиль в стиле барокко, а крышу нефа – «византийский» по своему происхождению купол. 5. Казанская церковь – единственный в странах Балтии памятник православной архитектуры петровских времен, практически без изменений (за исключением оформления купола, верхней части шпиля колокольни и внешней обшивки стен) сохранившая свой первоначальный облик. 6. Казанская церковь – народное название храма – своим происхождением обязано копии чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, специально снятой с хранящегося в Москве оригинала и доставленной в Ревель ко дню освещения церкви. 7. Казанская церковь подарила имя одной из старинных улиц таллиннских предместий: улица Каасани неизменно сохраняет свое название с конца XVIII века до наших дней. 8. Казанская церковь – один из немногих исторических построек, переживших реконструкцию район Плеэкмяэ семидесятых годов прошлого века. Старожилы говорят, что трасса нынешней улицы Лийвалайа была несколько сдвинута в сторону, дабы сохранить росший до урагана 2005 года на церковном дворе вековой бальзамический тополь

http://sobory.ru/article/?object=11125

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Иванисово построен в 1825-1838 гг. на месте деревянной церкви Михаила Архангела. Храм стоит на восточной окраине села, где расположено кладбище, но судя по импозантности облика, ориентирован на столичную архитектуру. Казанская церковь не всегда была кладбищенской. Да и само село Иванисово имеет богатейшую историю. Самое раннее упоминание села с деревянной церковью во имя Михаила Архангела " на погосте на реке Раменке " относится к 1627-28 гг. С конца XVI века эти земли входили в вотчину бояр Шереметевых, в XVII веке село перешло к Одоевским, в XVIII-XIX вв. Иванисовым владели поочерёдно И. П. Толстой, Н. М. Голицын, В. А. Всеволожский, А. А. Долгоруков, А. И. Адуевский, А. И. Ушаков - все люди именитые. Ныне существующий храм Казанской иконы Божьей Матери с приделами Архистратига Михаила и Пророка Илии был возведён в 1838 году на средства богатых заказчиков генерал-адьютанта Синягина и генерал-лейтенанта Иловайского. Вкусы заказчиков сильно сказываются на архитектурном облике храма. Казанская церковь построена в стиле ампир. Входы в храм образованы выступающими притворами с 4-х колонными портиками дорического ордера. Лаконичный декор компенсирован необычностью композиции объёмов здания. Ротонду завершает лёгкая главка в виде бельведера. Барабан церкви и второй ярус колокольни декорированы рустом. Верхний ярус колокольни имеет восьмигранное завершение с круглыми окнами. Венчает колокольню тонкий шпиль. На фасадах здания устроены неглубокие ниши с полукруглыми завершениями. В них помещены живописные изображения святых в рост. Западный фронтон над входом также украшен живописью, здесь изображена икона Казанской Божьей Матери, которую несут ангелы. В интерьере сохранились росписи, относящиеся к 1857 году, неоднократно поновлявшиеся. Сохранились иконостасы, выполненные в третьей четверти XIX века. Причт Казанской церкви до 1882 года состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. По клировой ведомости, в 1819 году настоятелем храма был священник Пётр Дмитриев, ему сослужил диакон Алексий Яковлев. По клировой ведомости 1848 года, настоятелем храма был священник Афанасий Григорьевич Пономарёв.

http://sobory.ru/article/?object=01964

Церкви, подобные Казанской, встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. Это вполне определенный, сложившийся в начале XVII столетия двустолпный тип здания, образовавшийся в результате поисков новых конструктивных приемов перекрытия больших площадей и освобождения внутреннего пространства от дополнительных опор для сводов. Как правило, такие церкви строились большими и высокими, иногда на подклетах, с одним или двумя приделами. Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которое умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора – характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре – керамические изразцы. Казанскую церковь украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов. Важно надутые, толстые, розовощекие, они скорее напоминают глуповатые персонажи из сказок, нежели «стражей престола господня». Внутреннее пространство церквей, вроде Казанской, всегда неожиданно. Массивно-тяжелые снаружи, они просторны и высоки внутри. В Казанской церкви Торопца к тому же применен оригинальный прием перекрытия храма. Две арки, переброшенные со стен на высокие восьмигранные столбы, поддерживают своды и световую главку, которая поставлена в центре, между столбов, и опирается в свою очередь на ступенчатые арочки. Такая конструкция, впрочем, не нова. Она освобождает внутреннее пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах позволяет хорошо осветить верхнюю часть храма. Когда-то Казанскую церковь венчали пять глав. Четыре глухие декоративные главки, стоявшие по углам, не имели никакого значения для интерьера. Снаружи же они логично завершали всю композицию массивного здания. Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972.  hram-tver.narod.ru Каменная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте деревянной в 1741-1764 годах. Имела два престола: главный — во имя Казанской иконы Божьей Матери и придельный — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. На отдельно стоящей от храма колокольне (не сохранилась) висело 5 колоколов, самый большой весил 51 пуд 13 фунтов. В середине XIX века церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башнями, в одной из которых помещалась часовня. В 1931 году закрыта. В советские годы в здании храма располагались разные организации.

http://sobory.ru/article/?object=00175

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010