арабов, расположенный для удобства в пределах рус. участка. Временная домовая церковь была открыта в Г. м. в 1880 г. с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея , к-рый по просьбе архим. Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался по-походному, в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке 2-этажный дом РДМ. Одна из горненских «первопоселенок», матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. 16 июня 1880 г. архим. Антонин выбрал место для постройки храма на нижней террасе крутого склона. Начатое строительство вызвало противодействие со стороны соседей-францисканцев. Кустод Св. земли, благожелательно отнесшийся к действиям архим. Антонина, был смещен ( Дмитриевский. С. 16). В апр. 1881 г. иерусалимский губернатор Реуф-паша потребовал, чтобы до получения султанского фирмана строительство было прекращено. На заявление Иерусалимского патриарха Иерофея Святейшему Синоду, что архим. Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение», митр. Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода, в ответном послании подчеркнул, что храмы строятся архим. Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха (Там же. С. 17). В течение 2 строительных сезонов (1880-1881) артель под рук. Илиаса Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. р. серебром) небольшое здание церкви, план к-рой был начерчен архим. Антонином. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архим. Антонина. Мон. Леонида в России заказала иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и проч. церковную утварь. Колокол в 41,5 пуда был подарен Ф. Н. Самойловым. Тот же благотворитель, по свидетельству архим. Антонина, пожертвовал 2 тыс. р., а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых». Богослужение в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. По воспоминаниям игум. Теребенской пуст. Феофана, в нояб. 1868 г. на месте В. м. стоял деревянный крест, забор и небольшая изба, в к-рой жили первые насельницы. К 1872 г. на средства Путятина были построены 2 двухэтажных корпуса с 10 кельями, больница, трапезная, кухня, просфорня, 2 деревянных дома, баня, хозяйственные службы. 8 авг. 1873 г. архим. Антоний освятил в келейном корпусе домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. К нач. 1881 г. в общине были открыты больница, иконописная школа, ковровая и башмачная мастерские, в 10 корпусах проживало более 260 сестер. 14 нояб. 1881 г. Казанская община была преобразована в общежительный мон-рь с возведением мон. Досифеи (1 янв. 1882) в сан игумении. 9 марта 1882 г. неск. сестер приняли монашеский постриг. Основной благотворитель В. м. Путятин после кончины в дек. 1882 г. был похоронен на монастырском кладбище. В списке попечителей обители, поданном 23 июня 1885 г. игум. Досифеей Тверскому архиеп. Савве (Тихомирову) , упомянуты купцы Н. В. Салтыков (пожертвовал 25 тыс. р.), М. И. Пожарский (10 тыс. р.), П. Н. Николаев (9 тыс. р.), А. Ф. Платонов (9 тыс. р.), В. И. Кожевников (5 тыс. р.), купчихи А. А. Попова (пожертвовала 25 тыс. р.), П. И. Андреева (12 тыс. р.), А. Е. Гагарина (4 тыс. р.), почетные граждане И. И. Стахиев (10 тыс. р.) и М. Д. Иванова (3 тыс. р.). В. м. посещали св. прав. Иоанн Кронштадтский , имп. Александр III, вел. кн. Константин Константинович, вел. кн. Владимир Александрович. В кон. 70-80-х гг. в В. м. велось каменное строительство на средства купцов Е. Н. Сивохина и Г. Г. Германова. По проекту архит. А. С. Каминского был построен холодный Казанский собор, освященный 8 авг. 1882 г. архиеп. Тверским Саввой (Тихомировым). С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) пожаловал облачения и книги. В соборе хранились икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Афоне, образ прп. Серафима Саровского с частицей его мантии, частица камня от Гроба Господня, переданная в мае 1890 г. Иерусалимским Патриархом Никодимом I , ковчег с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, мучеников Ермолая и Игнатия, мучениц Фотинии, Евфимии. На средства купца В. А. Китайцева Казанская часовня была перестроена в загородную церковь мон-ря и освящена в июне 1880 г. еп. Саввой (Тихомировым). Слева от царских врат в позолоченном киоте с сенью находилась чудотворная Казанская икона. В 1883-1887 гг. была построена колокольня, на 2-м этаже к-рой 28 янв. 1888 г. еп. Саввой освящена ц. во имя прп. Ефрема Сирина и мц. Неонилы. Впосл. Сивохины были похоронены в усыпальнице под храмом. В храме находились написанные на Афоне иконы «Отрада и Утешение», вмч. Георгия и вмч. Пантелеимона. В 2-этажном больничном корпусе 27 мая 1890 г. был освящен храм во имя прор. Илии и вмч. Пантелеимона.

http://pravenc.ru/text/161133.html

В 1855 году причтом Казанской Заречной церкви в составе двух священников, дьякона, двух дьячков, псаломщика и ктитора Г. Фирсова было пожертвовано в помощь моряков—защитников Севастополя 5 руб. 95 копеек. Со временем деревянная Казанская Заречная церковь стала ветхой, поэтому прихожане решили строить новую - каменную и более обширную. В 1874 году работы были завершены. Церковь получилась крепкая, теплая, двухпрестольная. Название осталось прежним – Казанская, придел построили во имя Архистратига Божия Михаила. 25 мая 1875 года в Сердобской Пригородной слободе произошел пожар. За 2 часа сгорело около 500 крестьянских домов и деревянная церковь. 26 апреля 1882 года от пожара опять пострадало духовенство Пригородской слободы. Их дома сгорели дотла. Епархиальное общество взаимного страхования оказало помощь священникам А. Соловьеву, Н. Агринскому, дьякону В. Орлову, псаломщику Добролюбову и вдове священника Екатерине Скворцовой. В 1880 году при Казанской Заречной церкви было открыто церковно-приходское попечительство, которое с 1881 года стало заниматься сбором средств для строительства каменной часовни в память императора Александра II. За 1881 год для этой цели было собрано 178 руб. 60 коп. Место под часовню отвели в юго-западном углу церковной ограды, и после его освящения 2 августа 1881 года попечительство выделило на строительство 46 руб. При церкви находилась крытая железом сторожка. С 1886 года утверждён причт: два священника, дьякон и два псаломщика. Казённого жалованья они не получали, а пользовались пожертвованиями прихожан и процентами с капитала, положенного на вечный помин. Кроме того, у всех членов причта имелись церковные деревянные дома, застрахованные в обществе “Саламандра”. Сельским обществом священству и церковнослужителям было отведено рядом с церковью 2 десятины усадебной земли. Пахотная и сенокосная земля площадью 99 десятин была отмежёвана к церкви 3 мая 1843 года, но документов на неё причт не имел. В апреле 1917 года эта земля была отобрана у священнослужителей сельским обществом.

http://sobory.ru/article/?object=21386

Документов церкви сохранилось немного за 1810-1921 гг., они отложились в описях 19, 20, 21. По своему содержанию это: указы Екатеринославской духовной консистории и Ростовского духовного правления за 1810-1900 гг.; ведомости о церкви за 1824-1828,1842-1911 гг.; метрические книги за 1815, 1841, 1843-1863, 1867-1869 гг.; книги «обыск брачный» за 1950-1954, 1876, 1890-1921 гг.; книги записи прихода денежных сумм за 1886, 1852,1880, 1883-1904, 1907-1909, 1915 гг. Более подробно рассмотрим ряд ведомостей. Они сохранились за 1824-1916 гг. В ведомости о церкви за 1842 г. Указано: «Церковь построена в 1764 г. холодная, здание деревянное на каменном фундаменте. По ветхости на ее месте в 1832 году разрешено построить каменную церковь. Престол в ней один, причта при ней - священник 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1. Земли усадебной 59 кв. саженей. Зданий, принадлежащих церкви, нет. В ограде церкви имеется каменный дом для сторожей. Духовное правление и местный самочинный в г. Ростове-на-Дону «опись выдана в 1842 г., из ростовского духовного правления за скрепью первоприсутствующего протоиерея Г. Щербинского». Приходные книги с 1809 г. Метрические книги с 1791 г., исповедные - с 1800 г. В приходе дворов – 152, в них жителей - 608 муж. и 571 жен. По сословиям - дворяне, отставные разных чинов, купцы, мещане, поселянские. Из них раскольников часовенных - 7 дворов, 30 мужчин и 32 жен. (Оп. 19 д. 503). В ведомости за 1850 г. указано, что церковь построена в 1846 г. Здание кирпичное на каменном фундаменте, трехпрестольная, холодная. Кроме основного престола - в честь Казанской иконы Божией Матери, в храме появились два новых придела с престолами: правый - во имя Святого пророка Ильи, левый - во имя Святителя Митрофана Воронежского. В ведомости за 1869 г. уже церковь теплая. «Здание кирпичное на каменном фундаменте, с таковыми же трапезною и колокольнею, пристроенными в 1861 году на старой церкви» (Оп. 19 д. 504). В ведомости за 1881 г. значится церковно-приходское училище, которое размещалось в караулке сторожа. С марта 1881 г. утвержден законоучителем училища священник Ф.А. Миляревский (Оп. 19 д. 504).

http://sobory.ru/article/?object=34032

По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года: Власиевская церковь, построена в 1727 году, каменная, престола три: в холодной Казанской Божией Матери и Тихона Задонского, в теплой: правый Священномученика Власия, левый Преподобного Александра Свирского. Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года. В 1901 году служили: Священник Александр Васильевич Косухин 68-ми лет, студент семинарии, священником с 1854 года, награжден в 1880 году камилавкой. Псаломщик Петр Гаврилович Лебедев 42-х лет, в должности с 1881 года. Церковный староста мещанин Василий Исидорович органов в должности с 1899 года. Прихожан 41 двор (140 мужчин, 155 женщин). В 1914 году служили: Священник Николай Некрасов 39-ти лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, во Власьевском храме 11 лет. Псаломщик-диакон Виктор Кавский 45-ти лет, на службе 23 года, во Власьевском храме 5 лет. Прихожан 86 мужчин и 96 женщин. Деревянная церковь священномученика Власия, епископа Савватийского, упоминается в писцовой книге Торжка от 1625 года. Каменное церковное здание с приделами Тихона Задонского и Александра Свирского возведена в 1721-1733 годах вместо обветшалой обители клетского типа, ее главный престол освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, а обиходное название осталось по боковому приделу - Власьевский. Ядром небольшой храмовой композиции является четверик, несущий световой восьмигранный объем, завершенный высоким шлемовидным куполом и декоративной главкой. С востока к четверику примыкают три полукружия алтарной апсиды, а с запада - просторная трапезная и трехъярусная колокольня с луковичным венчанием. В церкви Власия была выполнена настенная живопись внутренних помещений, которая обновлялась в 1815 году. Храм закрыт, разграблен и осквернен в 1937-1939 годах. В настоящее время церковь Власия в городе Торжок Тверской области сильно разрушена и заброшена, под действием природных явлений стремительно продолжает разрушаться кирпичная кладка. Церковные помещения нуждаются в помощи.

http://sobory.ru/article/?object=06243

По определению Синода от 6/26 марта 1875 г., утвержденному имп. Александром II Николаевичем 12 авг. того же года, община была официально учреждена. 22 окт. состоялось ее открытие. Указом Синода от 19 янв. 1881 г. община была переименована в третьеклассный общежительный мон-рь без содержания казны; 15 апр. 1882 г. мон. Руфина возведена в сан игумении. Указом Синода от 29 апр. 1912 г. П. У. м. был возведен в разряд первоклассных, в нем проживало ок. 200 насельниц. В 1892 г. из-за болезни игум. Руфины П. У. м. возглавила игум. Нина (Хвальковская). К нач. XX в. на территории П. У. м., обнесенной каменной оградой, имелось 27 каменных корпусов и 3 храма. Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в. Успенский собор. 1874–1879 гг. Фотография. Кон. XIX в. На средства купцов Каменских был возведен 3-престольный 5-купольный Успенский собор (1874-1879) с многоярусной колокольней (самый большой колокол весил 120 пудов). 19 авг. 1879 г. храм был освящен еп. Пермским и Верхотурским Вассианом (Чудновским) ; в 1880 г. освящены сев. придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и юж. придел во имя свт. Григория Богослова и вмч. Феодора Тирона, в 1887 г.- нижняя ц. во имя Киево-Печерских святых. В оформлении собора принимали участие В. М. Васнецов (см. в ст. Васнецовы ) и М. В. Нестеров . Храм вмещал до 3 тыс. прихожан. В 1905-1908 гг. к западу от Успенского собора, на месте 1-й деревянной церкви, при старом монастырском кладбище, была возведена кирпичная церковь в неорусском стиле. 12 окт. 1908 г. она была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм сооружался на средства промышленника и политического деятеля И. Г. Каменского в память о его скончавшейся матери (Н. С. Каменской). Строительством руководил гражданский инженер Ю. Скавронский. Предполагается, что автором проекта был архит. В. А. Покровский (возможным автором проекта в краеведческой лит-ре называют также В. М. Васнецова), а в оформлении интерьера принимали участие художники С. И. Вашков (деревянный резной иконостас, обитый басмой, эскизы утвари) и Н. К. Рерих (см. в ст. Рерихи ) (царские врата и 15 икон иконостаса) ( Эрнст. 1918. С. 91). В цокольной части Казанской ц. располагалась семейная усыпальница почетных граждан Каменских. Достопримечательностями храма являются оригинальная звонница и 2 майоликовых панно на наружных стенах: на алтарной апсиде - Казанский образ Божией Матери, а на сев. стене - Нерукотворный образ Спасителя, автором которых считается Рерих ( Смирнов. 2006. С. 249). Главный вход в церковь обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно. Храм перекрыт на 4 ската и увенчан крупной главой с крестом на круглом глухом барабане с аркатурой по всему периметру барабана. Аркатура, пилон, наличники иконы, портал, цоколь выполнены из местного известняка.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Часовня Александра Невского в Рогачево. Каменная шатровая часовня примыкает к восточной стене Никольского собора, построена в псевдорусском стиле в память события 1881 г. Пристроена в 1885 г. с востока к церкви. В начале XV века Дмитровский князь Петр Дмитриевич пожаловал село Николо-Пешношскому монастырю, владением которого оно оставалось до времени правления императрицы Екатерины II. До XVII века в Рогачево существовала деревянная церковь во имя святого Иоанна Предтечи. В конце XVII века на старом церковном месте выстроили пятиглавую холодную церковь во имя святителя Николая с трапезной и приделом во имя святого Иоанна Предтечи. В 1849 году трапезная церковь была разобрана, и вместо нее в 1853 году выстроена новая каменная с двумя приделами: во имя святого Иоанна Предтечи и в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1862 году церковь разобрали, воздвигнув на ее месте пятиглавый каменный храм. Строительством трапезной и нового храма занимались купцы Мошкины. В 1877 году иждивением братьев Гордеевых была построена высокая четырехъярусная колокольня. Храм создавался в течение 23 лет. В церкви было медное паникадило на 48 свечей весом в 60 пудов, резной иконостас работы М.А. Рагожина. В 1936 году храм был разграблен и закрыт. С колокольни сброшены колокола, помещение храма использовалось под овощехранилище. Во время пожара в годы Великой Отечественной войны полностью была утрачена настенная роспись храма. В 1990 году храм возвращен Православной Церкви, начались восстановительные работы. К приходу приписан храм иконы Божией Матери Казанская. Четырехстолпный пятикупольный храм сооружен из кирпича с включением белого камня в русско-византийском стиле. Его компактный, лишенный апсид центрический объем опоясан в верхней части крупной, включающей окна аркатурой, завершен поверх карниза ярусом ложных закомар, отвечающих делению фасадов. Мотив аркатуры повторен на барабанах, увенчанных луковичными главами. Монументальности постройки противоречат измельченные в духе XVII века формы крылец и часовни у восточной стены, пристроенных в 1880-х годах.

http://sobory.ru/article/?object=00504

История монастыря Основание монастыря связано с именем архимандрита Антонина (Капустина), который сменил на посту начальника Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме о. Леонида, у которого не сложились отношения с иерусалимским патриархом. Антонин прибыл в Иерусалим в 1865 г., но только в 1869 г. вступил в должность, которую и исполнял до своей смерти 24 марта 1894 г. Архимандрит Антонин обладал разносторонними научными интересами, проводил раскопки, изучал древние рукописи и монеты, наблюдал за звездами из обсерватории, оборудованной им в здании РДМ в Иерусалиме. Кроме того, он покупал для РДМ земельные участки, одним из которых оказалась масличная плантация с двухэтажным домом в селении Эйн-Карем. Участок был куплен в 1871 г. у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда за 55.000 франков, для сбора каковой суммы в России был создан специальный комитет. Известно, что через нескольких дней после подписания купчей Джильяд был убит, что, возможно, явилось чьей-то местью ему за продажу земли. Архимандрит Антонин расширил владения, докупая прилегающие участки, и построил странноприимный дом. Через некоторое время там стали селиться русские монахини, и отец Антонин задумал постройку небольшого храма. Архитектурный проект он разработал сам, и церковь была построена за два строительных сезона (1880-1881). И строительство, и последующее освящение храма сталкивались с определенными трудностями из-за трений между о. Антонином как с францисканцами, владеющими прилегающим участком, так и с Иерусалимской патриархией. Первые ставили препоны, требуя получения все новых и новых фирманов от Высокой Порты, вторая же желала, чтобы вся начинания православных на Святой Земле получали ее благословение. Наконец, все трудности остались позади и 14 февраля 1883 г. церковь была торжественно освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. Чин освящения о. Антонин совершил сам. Затем о. Антонин испросил у Синода разрешения на установление особого праздника Целования в память о встречи Божией Матери с праведной Елисаветой.

http://sobory.ru/article/?object=03446

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игумений (в миру А.В. Салтыкова). В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню, в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона, освящённым в 1890 г. В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую, Кашаровскую и Пятница-Бор, имел подворье в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.). В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

http://sobory.ru/article/?object=00313

присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой. С 1866 по 1881 г. проживал в Москве при канцелярии архиепископа Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония Анисим Швецов скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества того времени. В 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. В богатом волжском селе Безводное уже в 1880-х годах активно действовал крупный белокриницкий монастырь, державший связи с Казанской и Уральской епископией. По возвращении из-за границы в 1892 году священноинок Арсений поселился в селе Безводном Нижегородской губернии, в обители священноинока Иоасафа, где и занялся изданием книг в защиту старообрядческой Церкви. Но печатать книги здесь не пришлось, потому что едва только устроились с типографией, как сделалось сильное наводнение, и типографию затопило. После смерти еп. уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 октября 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в сан. Отец Арсений объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей. По возвращении из-за границы в 1892 г.он поселился в с. Безводном, в обители священоинока Иоасафа. После смерти епископа уральского Виктора, в 1897 г., был избран епископом на Уральско-Оренбургскую епархию, и 24 октября того же года в с.Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл Нижегородский и Иоасаф Казанский рукоположили его в святительский сан. В 1906 году, после Высочайшего Манифеста Николая II о веротерпимости, в губернском правлении области была зарегистрирована Безводнинская старообрядческая община Белокриницкого согласия во имя Казанской Иконы Божией Матери. Настоятелем храма в то время являлся отец Никола Иосифович Волжанкин, а диаконом - Иаков Федорович Погодин. Несмотря на благолепие и большое значение в духовной жизни старообрядцев храм просуществовал не долго.

http://sobory.ru/article/?object=22338

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010