Россия погрузилась во мглу, в хаос. Восьмой год шла гражданская война, по стране разгуливали шайки разбойников и банды анархистов, в 1606 году началось восстание Ивана Болотникова, в 1607 году Россия подверглась набегу ногайцев, в 1608 году - крымских татар. Поляки, которым нужен был «управляемый хаос», разочаровались в российской несистемной оппозиции. Они убедились, что наша оппозиция может устроить «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», может организовать голод, может спровоцировать перманентный экономический кризис, одним словом, вызвать хаос может, но контролировать его - нет. Интервенты поняли, что статус полуколонии для России невозможен, и уже в 1610 году польский король Сигизмунд III Ваза решил ввести в России прямое правление и, при своем регентстве, посадил на русский престол 15-летнего сына - королевича Владислава. Королевичу присягнуло Временное боярское правительство, в состав которого входили крупнейшие русские олигархи, так называемая Семибоярщина. Казалось, что история России как независимого государства кончилась, и начинается история польской провинции «Московии». Вот тут-то и сказал свое крепкое слово средний класс. Народ наконец понял, что русский лимит на революции исчерпан и в стране пора навести порядок. К тому же и объективная причина Смутного времени - вулканическая зима, о которой было сказано выше, кончилась, природа ожила, голод прекратился, русский народ «отъелся» и накопил силы. Стараниями пламенных патриотов святителя Гермогена патриарха Московского, князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина было собрано народное ополчение. 1 ноября 1612 года ополченцы подошли к оккупированной поляками столице, началась Московская битва. 4 ноября бойцы народного ополчения освободили столицу нашей Родины, польский гарнизон капитулировал, оккупанты были изгнаны из Москвы. Поскольку национально-освободительная борьба с интервентами-католиками носила религиозный характер, ополчение несло перед собой как знамя православную Казанскую икону Богоматери. Именно чудотворной Казанской иконе, а не своим ратным подвигам, отнесли ополченцы победу над неприятелем и установили 4 ноября «Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году».

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/...

Кондак, глас 4-й Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавитися от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице от всех бед.  22 октября/4 ноября, также 8/21 июля Иконы Божией Матери Казанская Тропарь, глас 4-й Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Кондак, глас 8-й Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.  24 октября/6 ноября Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Тропарь, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Стихира (тропарь), глас 2-й Всех скорбящих Радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим. Кондак, глас 8-й Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

— Мы, наверное, один из самых демократичных вузов, — говорит отец Александр. — Потому что первое, о чем мы говорим своим студентам, — это о том, что каждый человек — свободная личность. А еще пытаемся объяснить, что, помимо рыночных механизмов, существует еще и человеческая совесть. Сегодня в мире все больше говорят, что индустриальная эпоха кончается, а значит, что-то идет ей на смену. Что? Безликое постиндустриальное информационное общество? Мы хотим показать, что есть альтернатива, и говорим со студентами о том, что, став у руля своего бизнеса, они столкнутся не только с экономическими, но и с этическими проблемами. Пусть будут готовы, пусть смогут сделать самостоятельный выбор. Мы с отцом ректором идем по коридорам института, и он с гордостью демонстрирует мне учебные аудитории, компьютерные классы, библиотеку. Здесь все как-то по-домашнему: стены украшены картинами, да и студентов в УрИБ немного — это тоже играет свою роль. Как они относятся к своему ректору и его проповеди Православия? Оценить это сложно, а сам отец Александр делать это не пытается. Он лишь приводит цифры: на еженедельный акафист Казанской иконе Божией Матери из трехсот студентов вуза приходит только пятнадцать, зато вместе с преподавателями в среднем собирается до шестидесяти человек, а ведь в начале на молебне людей почти не было — шестеро пришедших уже были удачей. Но, несмотря ни на что, отец ректор продолжает сеять зерна христианской веры, в души будущих специалистов по бизнесу и экономике. Взойдут они или нет — зависит уже от самих людей. В демократическом вузе ничего не стремятся навязывать. Душой к Богу, лицом к миру Самый центр, район Зеленой рощи. Кругом кирпичные жилые дома, улицы, переулки. Надо всем этим возвышается гротескный силуэт недостроенной телебашни, чья арматура, кажется, царапает облака… Большую часть монастырской территории опоясывает забор с колючей проволокой поверху — так отгородился от остального мира расположенный здесь же военный госпиталь. Обители вернули лишь малую часть ее бывшей территории: храмы (три из шести возведенных до революции) да несколько помещений, в которых теперь работают швейные мастерские, церковная лавка и так далее. Остальное до сих пор занимают военные.

http://foma.ru/uliczyi-vedushhie-k-xramu...

Но веру Православную не отнимали, не преследовали за веру? Безусловно. И тот факт, что Русские земли сохранили веру, является очень важным в понимании веротерпимости татар. Даже турки не притесняли славян на Балканах, они лишали их гражданских прав, но не веры. Это же характерно для отношений Орды и Руси, которые в эпоху ига нельзя трактовать как порабощение. На Русские земли были наложены даннические обязательства, что явилось результатом военного поражения. И эти обязательства выполнялись. В дальнейшем остатки Золотой Орды вошли в состав единого Русского государства, и на них был наложен ясак. Кстати, очень щадящая дань по своим размерам. Например, размер ясака для мусульман и язычников в XYIII веке был гораздо меньше, чем размер подушной подати, которую выплачивал русский крестьянин. Ясак и по форме, и по объему был не очень обременителен. С тех народов, которые жили вдалеке от торговых путей и не имели наличных денег, ясак взимался натурой. Например, башкиры платили медом, сибиряки платили пушниной и т.п. Так что ни о каком порабощении татарского и других народов мы речь вести не можем. Получается, Владимир Анатольевич, что есть объективные исторические факты о строительстве Русского государства?, а есть тенденциозный взгляд не очень знающего историю обывателя - журналиста? Да. И потом, как мы все видим, наше государство делает и ответные жесты. В этом году мы праздновали юбилей 1000 -летия Казани. Дата условна, но сам по себе факт празднования этой даты почти одновременно с годовщиной битвы на поле Куликовом говорит о том, что для нашего государства пока, к счастью, нет народов - пасынков. И в этом мне видится смысл государственных праздников, которые необходимы, как объединяющие народ, дающие ему ощущение единства. Значит, 4 ноября - наш новый государственный праздник основан на исторических фактах почти четырехсотлетней давности и имеет четкую недвусмысленную подоплеку? Причем, позитивную. Потому что этот день ознаменовал определенный этап выхода России из Смуты. Это тоже очень важно для нашего современного государства и его граждан. А для православных это еще и празднование Казанской иконе Божией Матери, которая очень помогла Русскому государству в этой победе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Елисеев (1821 - 1891), отстаивавший своё принципиальное убеждение в том, что «явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани»(7). По «единодушной рекомендации» И.А. Смирнова-Платонова и Д.И. Кастальского 28 ноября 1851 г. протоиерей А.И. Невоструев направил Г.З. Елисееву письмо, в котором изложил свои доводы в пользу явленности («оригинальности») «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Причём, главный из них заключался в том, что в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани была принесена явленная чудотворная икона, а не её список, как это принято считать. Уже 15 января 1851 г. Г.З. Елисеев ответил А.И. Невоструеву, приведя в своём письме аргументы в пользу того, что явленной является именно «Казанская» Казанская икона Божией Матери. По предложению ректора КДА (впоследствии - епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем - епископа Смоленского и Дорогобужского) Иоанна (В.С. Соколова) (1818 - 1869),(8) раздел «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» о Казанской иконе Божией Матери, вместе с письмом Г.З. Елисеева А.И. Невоструеву, переработанные в статью «Казанская чудотворная икона Божией Матери», были - без подписи - опубликованы в 1858 г. в «Православном Собеседнике».(9) В дальнейшем аргументацию в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, без ссылок на А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, изложил в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь», изданном в г. Казани в 1879 г., профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918).(10) Впоследствии письма А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, с обширными комментариями, воспроизвёл в своей статье «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)», опубликованной в 1904 г., историк И.М. Покровский (1865 - 1941).(11) Следует отметить при этом, что заметного развития данная дискуссия тогда не получила, хотя аргументация Г.З. Елисеева вряд ли может быть признана исчерпывающей. И.М. Покровский утверждал, что: «После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали учёного спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани».(12) Признанием этого он считал, в частности, изданное в 1889 г. в г. Москве Д.И. Кастальским, бывшим в то время протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (переиздано в 1892 г.)(13), где тот, по словам И.М. Покровского, «называет Казанскую икону первообразом Московской»(14). Вместе с тем, И.М. Покровский ничего не писал о том, как отреагировали на аргументы Г.З. Елисеева А.И. Невоструев и И.А. Смирнов-Платонов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

1997 г. Скульптор А. В. Климков. Фрагмент На иконе-пяднице «Преподобные Галактион и Герасим, Вологодские чудотворцы» 1-й пол.- сер. XVIII в. из порошинской Казанской ц. Шепяковской вол. Вологодского у. (ВГИАХМЗ) святые изображены в рост, вполоборота к центру, в молении иконе Божией Матери «Знамение» в верхней части композиции; фон пейзажный, со слегка холмистым поземом, с травами и с рекой, за к-рой большие деревья с зонтичными кронами окружают одноглавый храм Галактионовой пуст. Г. облачен в охристую рясу и темно-лиловую мантию, складки к-рой разделаны серебром; короткие волосы с седым чубом обозначены серовато-белыми штрихами по коричневой подготовке, брови прямые, с сединой, борода до середины груди, широкая и волнистая по краю. Особенности указанной иконографии Г. сохраняются на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми XVIII-XIX вв. (все указанные - в собрании ВГИАХМЗ). Одним из лучших является изображение Г. в числе 24 чудотворцев на иконе «Спас Вседержитель (Смоленский) с Вологодскими святыми» 1779 г., созданной, судя по надписи на нижнем поле, местным иконописцем Дмитрием Сумароковым с сыном Иваном «радением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина» для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды. Фигура молящегося Г. расположена в левой группе, во 2-м ярусе сверху, вместе с прп. Иосифом Заоникиевским; внешний облик Г. близок к изображению на иконе местного ряда Троицкой (Герасимовской) ц., одеяния отличаются ярким колоритом с «золотопробельным» письмом. На иконе того же извода 1-й пол. XVIII в., происходящей из ц. равноапостольных Константина и Елены, согбенная фигура Г. находится в нижней части композиции у правого поля, рядом с прп. Галактионом Вологодским; на образе 1-й пол. XVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде - справа в 3-м сверху ряду, у него «шапка» вьющихся волос и широкая борода средней длины, с прямыми прядями, тронутыми сединой. Немного отличается по иконографии изображение Г. с длинными до плеч волнистыми волосами и широкой пушистой бородой, помещенное слева, в верхних рядах, на иконе нач.

http://pravenc.ru/text/164545.html

В 1960-м г. Олюшка с сестрой переехали в г. Барнаул, забрав туда икону Казанской Божией Матери. Паломничество к иконе не прекратилось и на новом месте. После смерти сестры, будучи уже совсем немощной старицей, она поселилась в доме Варвары и Феодора Шилкиных, сообщив им, что проживет у них около 11 лет. Переехав на новое место, она указала, куда поставить икону, и продолжила там свое предстояние перед Богом. В новом доме старица оставалась простой, приветливой в общении с людьми. На Пасху 1972 г., в ночь с 8 на 9 апреля, икона Казанской Божией Матери полностью обновилась, поверхность стала гладкой, от большой трещины не осталось следа, краски сияли чистым, насыщенным цветом. Хозяева дома, Варвара и Феодор, убоялись показывать икону, отказывая в посещении малознакомым людям. В 1977-м г. Олюшка умерла, и икона осталась в доме Шилкиных, так что молитвенный непрестанный подвиг длиной в полвека перед святым образом прекратился. В 1992-м г. Федор, оставшись вдовцом, будучи уже совсем немощным, решил передать икону в храм, но на время ее в свой дом приняла Галина Любицкая (схимонахиня Евлогия, ум. в 1996-м г.). Поток верующих, которые шли поклониться образу Божией Матери, не иссякал, так что было ясно, что икону необходимо передать в храм, почитание образа получало все большее распространение. Оставалось найти образу достойное место. Галина узнала, что в селе Коробейниково стали восстанавливать храм, и приняла решение возвратить чудотворный образ на родину. Возвращение иконы Божией Матери в родной храм состоялось 8 сентября, в день Сретения Владимирской Божией матери. В этот день, в 1977-м г., скончалась хранительница иконы Олюшка Темная. Большой крестный ход из г. Барнаула шел по землям Алтая почти 500 километров до с. Коробейниково. Это был первый крестный ход в честь Коробейниковской (Казанской) иконы Божией Матери, который положил начало традиции недельного ежегодного всесибирского крестного хода в с. Коробейниково. Так, наконец, история скитания иконы, когда-то поруганной, но сохраненной праведницами и чудесно обновившейся, получила завершение. 22 июля 1994 г. было принято решение о преобразовании приходского храма в мужской Коробейниковский Казанский монастырь, главной святыней которого стала чудотворная икона Казанской Божией Матери. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен особый день празднования Коробейниковской Казанской иконе Божией Матери – первое воскресенье июля. 8 августа 2005 г. Коробейниковская Казанская икона Божией Матери была внесена в список святынь Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://pravoslavie.ru/107793.html

Чудеса нерукотворные Сам Свято-Николаевский храм в Кулевче не очень большой по размерам, но теплый и уютный. Все время, пока мы разговаривали со священником и рассматривали чудесные иконы, нас не покидало ощущение абсолютного покоя. Так бывает, когда возвращаешься домой после долгого путешествия. Итак, еще одно чудо - лилии, которые расцветают на срезанных стеблях, помещенных в икону Казанской Божьей Матери. Икона вскрывается раз в году - после Пасхи в пятницу. Люди приносят лилии из своих палисадников, и их кладут на подоконник. До 12 часов цветы освящаются, затем икону вскрывают, прошлогодние цветы забирают, а внутрь кладут свежие. Со временем нижние концы срезанных стеблей засыхают, а верхние продолжают расти, обвиваясь венчиком вокруг лика Богоматери, выпускают бутоны, которые распускаются на праздник Святой Троицы. После этого на сухих стеблях внизу прорастают новые белые клубни, а из них - молодые зеленые листочки, которые не увядают целый год - до следующей Пасхи. Несмотря на то, что этот праздник двигается по календарю, цветы всегда его дожидаются. Потом их, как святыню, раздают прихожанам. Вот что еще рассказал нам отец Павел. - Ученые ботанических садов Киева и Одессы уже два года изучают это явление. Несколько веточек забирают с собой, остальные опечатывают в храме на других иконах. Они говорят: " Если растения будут расти одинаково, это естественное явление. Если только в храме, а у нас в лаборатории погибнут, значит, у вас тут какое-то неведомое биополе. Но если погибнут и в храме, а живут только в иконе и на иконе - значит, это что-то науке неизвестное " . Так и происходит - цветы живут и цветут только на иконе и в иконе. В центре храма - большое распятие Иисуса Христа, которое уже пятый год мироточит. Причем, обильно только в пятницу, субботу и воскресенье, когда в храме идет служба. А с понедельника ручейки присыхают, остаются влажными 2-3 ручейка. А на иконе Великомученика Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя при реставрации увидели удивительную вещь: когда открыли стекло, на стекле осталось изображение иконы. И это отражение не пропадает. Такое явление наблюдается в некоторых храмах в России, а также в Киевском Введенском монастыре, где есть икона Божией Матери " Призри на смирение " . Столичные ученые, принадлежащие к разным отраслям науки, в том числе криминалисты, исследовали это киевское чудо и пришли к выводу, что оно имеет нерукотворный характер.

http://sobory.ru/article/?object=10521

Называя Ее так, православное сердце непоколебимо верует в то, что Она неиссякаема в раздаянии людям утешений и подкреплений на их жизненных путях. Ведь это только Она одна, как наша любвеобильная Мать, могла благословить — назвать Себя “Нечаянной Радостью” в одной из Своих икон. А сколько испытаний пережила на протяжении истекших веков паша родная земля! Сколько раз тучи военной бури сгущались над ее равнинами и лесами и враги простирали свои кровавые руки, чтобы русский народ истребить и полонить. Куда обращалось русское верующее сердце в годины этих испытаний? Оно знало к кому обратиться. Оно искало защиты у Той, Которую издавна Православная Церковь величает “Взбранной Воеводой”. Русский верующий народ обращался к Той, Которую Русская Церковь в Казанской иконе называет “Заступницей усердной”, в Смоленской иконе “Предстательством христиан непостыдным”, во Владимирской иконе “Пречудной Владычицей”. Этими чудотворными иконамиКазанской, Владимирской, Смоленской, Донской — русское воинство осеняло себя перед началом битв; перед этими святыми образами Богоматери плакали русские люди, провожая воинов на поле брани. И мы знаем из истории нашей Руси, как силою молитв верующего народа и помощью Божией Матери с честью миновали эти испытания. Русское православное сердце особенной любовью любит свою Небесную Мать. К этому Источнику любви оно обращается с бесчисленными словами наших молитв и песнопений. Чье православное сердце и чьи уста не шепчут в святом храме этих всем известных молитв: “Милосердия двери отверзи нам…”; “Под Твою милость прибегаем…”; “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды…”? Самые ласковые, самые нежные слова, какие только можно найти в нашем языке, мы относим к Божией Матери, и из таких слов сплетаются, как тонкое кружево, многочисленные акафисты и каноны, посвященные Божией Матери. Каждый праздник в честь Божией Матери и Ее святых икон — это священный день для верующего сердца. С особой силой мы ощущаем в эти дни Ее любовь к нам и хотим свою любовь к Ней выразить за нашими праздничными службами, посвященными Ей. Эти службы напоены словами хвалы, славословия, благодарения, мольбы и нашей любви к Ней.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

В приделе Казанской Иконы Божьей Матери замечательны по древности иконы: храмовая икона Божией Матери в киоте с сребропозлащенной резьбой, длиной в 17, а шириной в 14 верщков, с убрусом и ризой, украшенными жемчугом и Драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе разсказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимой силой был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознавался сам хищник во время произведенного над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особенным усердием и благоговением прибегали жители села Павлово во время холеры. Образ Господа Вседержителя без киота, длиной в аршин и 11 вершков, а шириной в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей писан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими. В приделе во имя св. апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности: Икона Божией Матери Утолимые печали, с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божией Матери, также с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотников. В подобном же киоте Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и три четверти, шириной в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризой из серебра, украшенного жемчугом и драгоценными камнями. Икона сия писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими. В этом же приделе замечателен по древности напрестольный серебряный чеканный крест в 64 золотника с мощами св. угодников Божиих, а именно: «прор. Даниила, еванг. Марка и Луки, четверодн. Лазаря, великмч. Екатерины, митр. Петра, Алексия, Iohы и Филиппа, Гeopriя победоносца, Димитрия Солунск., Феодора стратил., царев. Димитрия, великом. Прокопия и Меркурия, Максима исповедн., Максима Блажен. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

http://sobory.ru/article/?object=09076

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010