С течением времени монастырь ко 2 половине XIX века пришел в упадок. Архипастырь Антоний, посетив монастырь в 1869 году, дал предложение Консистории об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. Граждане Цивильска, дорожившие монастырем и хранившейся в монастыре святой иконой Тихвинской Божией Матери, как памятником избавления их от грабежа и истреблений напавших на город разбойников из шайки Стеньки Разина, просили Его Высокопреосвященство сохранить монастырь. 25 сентября 1869 года, цивильские граждане составили приговор, что они не желают, чтобы монастырь был закрыт. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через консисторию: преобразовать мужской монастырь в женский. Замечено его Высокопреосвященством: " женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством, чем мужские и что желающих поступить в женские обители больше, чем в мужские обители " . Обстоятельство это побудило начать дело по преобразованию мужского монастыря в женскую обитель. Было предложено гражданам Цивильска принять участие по укреплению берега реки Цивиль, на котором расположен монастырь. Просьба жителей города по сохранению монастыря была принята, и из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель. Настоятельницей монастыря стала монахиня Херувима, приехавшая в монастырь в марте 1871 года. Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери (построен в 1886 году). Также В. Никитин практически полностью перестроил на свой счет весь монастырский комплекс. Обитель имела начальную школу для девочек братства Св. Гурия, затем церковно-приходскую. На территории располагалась больница.

http://sobory.ru/article/?object=05010

Знаменский женский монастырь Построен в 1858 году. Возвращен Церкви в начале 1990-х годов в удручающем состоянии. Однако сейчас храм восстанавливается и постепенно приобретает первоначальный вид. Ныне здесь женский Знаменский монастырь. Храмовая святыня – икона Божией Матери «Знамение». Недалеко от села имеется святой ключ. Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян). Сегодня здесь Иоанно-Предтеченский скит Барнаульского женского Знаменского монастыря. Никольский храм Построен в 1906 году. Полковая церковь, рассчитанная на 600 человек. В годы богоборчества использовался как военный клуб. В настоящее время восстановлена колокольня, возрождение храма продолжается. Среди святынь – образ Божией Матери «Достойно есть», писанный на Афоне. Александро-Невский собор Строительство начато по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освятившего закладной камень во время своего визита на Алтай. Здесь на большой территории создается новый храмовый комплекс. Уже построены крестильный Богоявленский храм, колокольня, библиотека, хозяйственные здания. Богордице-Казанский женский монастырь Монастырь находился в нагорной части города. Он являлся значительным духовно-просветительским центром города. Здесь был построен в 1903 году крупнейший в городе Казанский собор. Сегодня от монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом, крепостная стена. После закрытия в начале 1920-х годов из монастырских зданий была сделана тюрьма. На территории монастыря был чудотворный Никольский источник с деревянной часовней. Часовня была разрушена, но недавно было обнаружено ее основание. Источник сохранился, и ныне очень почитаем верующими. Недалеко от территории монастыря в нагорном бору находится место расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян. В память о них общественность города в начале 1990-х годов установила памятный знак.

http://azbyka.ru/palomnik/Горно-Алтайск

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил первое описание явления Казанской иконы к царю в Москву вместе с точным списком обретенной иконы. Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанской обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Ekamepuha II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было. Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российских, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону. Но вот в ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда же святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привели.

http://pravoslavie.ru/put/050721141247.h...

Вверху главный престол во имя Преображения Господня; здесь же южный придел в честь Тихвинской иконы Пресв. Богородицы, северный — св. Николая Чудотворца (в память прежнего храма). Внизу главный престол в честь иконы Пр. Богородицы, именуемой «Утоли моя печали», на южной стороне — Архистратига Михаила, на северной — св. Великомученицы Варвары. В него два входа, внутренний — из монастыря и наружный — для мирян и только в верхний этаж. Строительницей как Преображенского храма, так и переустроительницей Успенской церкви, перестроенной в 1857 году, была настоятельница монастыря игуменья Клавдия. Построение одной и переустройство другой церкви игуменья Клавдия производила на подаяния доброхотных дателей. Успенский женский, третьеклассный, монастырь О времени возникновения Тульского Успенского женского монастыря точных исторических данных, с хронологическою определенностью приурочивающих основание монастыря к определенному году, не сохранилось. В писцовой книге тульского посада сказано, что этот монастырь „строение Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловнча”, при чем умолчано о годе основании монастыря. А в выписи с строенных тульских книг стольника Трофима Хрущова, строившего Тульский посад, упоминается несколько раз об этой обители под 1649 годом. Из этого ясно, что в царствование Алексея Михайловича монастырь этот уже существовал. Но, по свидетельству писцовых книг 1587 года, основание монастыря нужно бы отнести ко времени царя Феодора Иоанновича. Здесь мы читаем следующее: „И по Государеву Цареву и вел. кн. Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Ив. Алексеев. Жеребцов да дияк Ив. Мешаев Старое городище, что усть рч. Тулицы отмерили под новый девичь монастырь, в длину 70 саж, а поперегь 30 саж., и туленом князем и дворянам и детем боярским на том месте на старом городище устроити девичь монастырь”. Но, в виду того, что монастырь возник на другом месте, нет возможности утверждать и на этом годе основания монастыря. Несомненно только одно, что при Алексее Михайловиче этот монастырь уже существовал, и этот государь принимал особенное участие в материальном положении этого монастыря. Может быть, это послужило поводом для составителей писцовых книг XVII в. назвать этот монастырь „строением этого государя”. Участие это выразилось в том, что, по ходатайству царского духовника, протоиерея Лукьяна Кирилловича, строителя Казанской церкви в Туле, монастырю дана была с 1667 г. „денежная годовая руга“, производившаяся из таможенных доходов. Но и после этой субсидии монастырь был крайне беден, и внешняя его обстановка была крайне скудна.

http://sobory.ru/article/?object=00827

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95). 21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части - хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом. Настоятельницы и сестры Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й - игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство сестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению - насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей. Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Современное состояние [ править править код ] В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан в 1573 году иеромонахом Матфеем в густом темном лесу, отсюда название - Чернеев; ныне с Старо-Чернеево на правом берегу реки Цны, недалеко от города Шацка. До 1816 года назывался Рождество Богородицкой Матвеевой пустынью. В начале своей деятельности играл большую просветительскую, миссионерскую роль среди местных жителей - мордвы и марийцев. По преданию, в древности на этом месте двое или трое пришедших с Черного моря христиан основали пустынь, которая вскоре была разорена. Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Одно время подчинялся казачьему кругу. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монах Матфей. В XVII веке использовался в исправительных целях (по преданию, здесь находился в ссылке замешанный в интриге царевны Софьи и Милославского Симеон Медведев, в монашестве Сильвестр, 1641-1691 гг., писатель, ученый, автор записок о восстании 1682 года, богословских сочинений, силлабических стихов). В 1690 году монастырь был приписан к Тамбовскому Преображенскому собору, в 1764 году оставлен за штатом, в 1819 году введен в штат. В 1725-1764 годах к монастырю был приписан Успенский Вышенский монастырь. Окончательно обустроился в XVIII-XIX веках. В 1912 году преобразован в женский монастырь. При монастыре ежегодно устраивали три ярмарки. После того как в 1738 году сгорел деревянный храм во имя святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, был построен новый соборный, холодный, каменный - святителя Николая Чудотворца (1738-1751 гг., освящен в 1756 г.), с двумя алтарями - в честь святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы (возобновлен после пожара в 1860 г.). Одностолпный (по образцу московской Грановитой палаты). Славился архитектурой и богатым деревянным, резным иконостасом, занимавшим всю восточную стену. В 1838 году игуменом Иосифом сооружен теплый двухэтажный храм. Внизу - храм Всех Святых, вверху - Казанской иконы Божией Матери. Восстановлен после пожара 1860 года, нижний этаж освящен во имя Архистратига Михаила. В среднем ярусе трехъярусной колокольни - храм первоверховных апостолов Петра и Павла (1812 г.; освящен в 1813 г.). Каменные стены с башнями по углам - середины XVIII века. Четыре каменных дома для братии и дом архиерея. Особо чтимые иконы: святителя Николая Чудотворца, Божией Матери - чудотворная Казанская и " Всех скорбящих Радость " , Спаса Нерукотворенного, святого угодника Мины. В монастыре хранился медный крест с надписью о том, что им святой Авраамий Ростовский сокрушал идолов.

http://sobory.ru/article/?object=06823

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игумений (в миру А.В. Салтыкова). В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню, в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона, освящённым в 1890 г. В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую, Кашаровскую и Пятница-Бор, имел подворье в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.). В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

http://sobory.ru/article/?object=00313

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. - Углич, 2003, с. 22-23. Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым: «Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…».

http://sobory.ru/article/?object=37818

Сайт: http://www.pravenc.ru/text/153217.html Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная вместо каменного здания 1659. Трапезная и колокольня со шпилем выстроены в 1817 , однокупольный главный храм с боковыми шестиколонными портиками сооружен в 1837. В трапезной Казанско-Тихвинский и Сретенский приделы. Закрыта и снесена в 1930-х, на месте церкви здание школы. В XV-XVIII вв. тут существовал женский Рождественский монастырь, упраздненный в 1764. Лошкарева Н.П. Святые свидетели вечности: храмы и монастыри г. Боровска. Калуга, 2009, с. 40-42 На месте храма во имя Рождества Христова ранее существовал девичий монастырь, основанный в XV веке. В 1544 году по велению царя Иоанна IV Васильевича Грозного в монастыре построили каменный храм во имя Рождества Христова. В 1610 году " крымские люди " монастырь сожгли, и на его месте прихожане возвели деревянную церковь Рождества Христова да поставили две кельи, в которых проживали три старицы. В 1659 году при игуменье Челищевой и священнике Ефиме повелением царя Алексея Михайловича отстроили новый храм Рождества Христова. Среди жертвователей был сам царь (пожертвовал 100 рублей), священник Ефим, боярин князь Борис Александрович Репнин и другие " всякого чина люди " . По сведениям 1723 года, данным священником этого храма Емельяном Самойловым, к монастырю была приписана построенная на подаяния мирских людей богадельня. Стояла она на городской площади. В богадельне находились на содержании " помещичьи " и " всякого чина " люди из Боровска, а также Боровского, Серпуховского и Малоярославецкого уездов. По местному преданию, в конце XVII - начале XVIII вв. за монастырскими стенами нашла своё последнее убежище одна из несчастных дочерей Алексея Михайловича царевна Марфа (во инокинях Маргарита, скончавшаяся в июле 1707 года). Она оказалась замешана в деле первой супруги Петра I Евдокии Фёдоровны Лопухиной и тем самым навлекла на себя гнев державного брата. Для содержания бывшей царевны была отделена даже часть сбора с крестьян Пафнутьева монастыря. В 1724-1725 гг девичий монастырь был приписан к Белёвскому Крестовоздвиженскому монастырю, а на основе указа императрицы Екатерины I от 6 февраля 1727 года, по всей вероятности, вновь получил самостоятельность. В это время в монастыре проживали игуменья и 18 монахинь, и были приписаны 1 белый священник и по одному белому дьякону, дьячку и пономарю.

http://sobory.ru/article/?object=34006

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010