Часть 2 → Содержание Профессор П. С. Казанский Часть первая. История Православного монашества на Востоке (Монашество в Египте) Предисловие Происхождение жизни монашеской Антоний Великий, основатель иноческого отшельнического жития; Пахомий Великий, учредитель общежития иноческого; Женские иноческие обители в Египте. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества Святой Сисой, пустынножитель горы святого Антония Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим Преемники Пахомия в управлении Тавеннскими монастырями Начало женских иноческих обителей в Египте     Профессор П. С. Казанский Среди книг, посвященных истории египетского монашества, особое место занимает сочинение профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского (19.XI.1819– 14.II.1878). Российские путешественники и писатели издавна посещали Египет – колыбель восточного монашества. К их числу относятся О. И. Сенковский (побывал в Египте в 1820– 1821 гг.), А. С. Норов (1834–1835 гг.), архимандрит Порфирий (Успенский) (1845, 1850 гг.) и ряд других. В их записках содержатся ценные сведения о тогдашнем состоянии монашеской жизни, но они носят путевой, очерковый характер. Что же касается систематического изложения истории древнего египетского монашества, то П. С. Казанский был едва ли не первым русским исследователем, который составил монументальный труд в этой области. Петр Казанский родился 19 ноября 1819 года в селе Сидоровском Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Симона Ивановича Лосева. Рано лишившись отца, детство и юность он провел под присмотром матери, умной и благочестивой, воспитавшей в сыне нравственную воздержанность и чистоту помыслов. С детских лет в душе Петра возгревался свет любви к Церкви Христовой и к ее учению. Один из его старших братьев – Александр – впоследствии стал наставником Вифанской и Московской духовных семинарий. Другим его старшим братом был Павел, впоследствии архиепископ Костромской Платон (ум. 1877). В 1832 году Петр Лосев поступил в Вифанскую духовную семинарию. По тогдашнему обычаю, при поступлении в семинарию ему дали новую фамилию – Казанский. В годы учебы его особенно увлекало чтение аскетических творений. «Живо написанная религиозная книга, – вспоминал он впоследствии, – мне нравилась несравненно более, чем ученая» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Часть первая. История Православного монашества на Востоке (Монашество в Египте) Известен проф. Казанский и как составитель акафистов: Благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), Святому и праведному Иосифу Обручнику (1871), Богородице, всех скорбящих Радосте (1866), Казанской Божией Матери (1868); им же написаны «Служба и акафист Иверской Божией Матери» (1861), «Служба святителю и Чудотворцу Тихону» (1861). Как публикатор, проф. Казанский известен прежде всего разысканиями писаний преподобного Иосифа Волоколамского (1847) и дополнительных записей о Несторе-летописце (1846). Все эти творения П. С. Казанского вошли в обиход церковной жизни верующих. Ученый состоял членом многих исторических обществ и архивных комиссий, деятельно сотрудничал в научных периодических изданиях. Многие из его публикаций и доныне не утратили своего значения. Перечень откликов на труды проф. П. С. Казанского см.: С. А. Венгеров. Источники словаря русских писателей. Т. II. Спб., 1910. С. 550–551. Характеристики личности ученого: «Православное обозрение». 1878, т. 1, март. С. 458–508. Православному Русскому иночеству усерднейшее приношение Надобно верно изследовать жизнь монахов, подвизавшихся прежде нас, и по ним усовершать себя; ибо они сказали и сделали много хорошего. Евагрий у Сократа Предисловие Три обета составляют сущность иноческой жизни – обет целомудрия, обет послушания, обет произвольной нищеты. Цель сих обетов та, чтобы отрешением от мира и его удовольствий, отсечением своей воли дать свободу духу и телу всецело посвятить себя на служение Богу. Священны узы семейные; для человека созданы и блага временные. Но священнее союза семейного – союз человека с Богом; дороже, безценнее благ временных – блага вечные. Временные связи и временные удовольствия, для поврежденной грехом природы человека, большею частью служат препятствием стремиться к вечному и небесному, приковывают ум и сердце его к земному. Но все, еже в мире, пишет Апостол, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ Петр Симонович (19.11.1819, с. Сидоровское Звенигородского у. Московской губ.- 14.02. 1878, Москва), проф. МДА кафедры гражданской истории, д-р богословия. Род. в семье сельского свящ. Симона Иванова Лосева. Когда К. было 5 лет, умер его отец. Заботы о семье, в к-рой было 7 детей, взял на себя брат матери К.- ректор МДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов). К. поселился в слободке близ Вифанской ДС и в течение 2 лет каждый учебный день ходил пешком в семинарию на занятия со старшими братьями, обучавшимися там же. «С четырех лет меня начали учить читать, и пяти лет я читывал из четырех Евангелистов»,- вспоминал К. Братья воспитывали его сурово и для вразумления часто секли розгами. В 1832 г. он поступил в риторический класс Вифанской ДС. По признанию К., аскетические сочинения, к-рые он читал, «дали отчасти мистическое направление» его мыслям; простоять в храме во время богослужения ему было «в тысячу раз приятнее, нежели просидеть в классе, слушая занимательную лекцию» (Воспоминания семинариста. 1879. С. 108). Самый младший на курсе, К. «вел себя отшельником», ночное время часто проводил в молитве. Вместе с тем он был одним из лучших учеников, хорошо знал философию, к-рую преподавал его брат, свящ. А. С. Невский, переводил с латыни. В 1838-1842 гг. обучался в МДА, по окончании был оставлен бакалавром на кафедре гражданской истории. С 1850 г. экстраординарный, с 1858 г. ординарный профессор. Содержание лекций К. известно в основном по воспоминаниям студентов и др. слушателей. К. называл себя «историком-объективистом», любил повторять: «Нет ничего вообще, а все в частности» ( Беляев. 1916. Вып. 2. С. 2); считал, что нужно опираться только на факты, почерпнутые из первоисточников. По признанию одного из учеников, «историк-экзегет поражал всех обширностию эрудиции, тонкостию анализа, высотою созерцания и особенно благочестивым проникновением в тайны Провидения» ( С-в.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

История иночества в Египте с половины пятого века представляет большею частью грустную картину распространения разного рода ересей. Ещё при Феофиле грубое заблуждение антропоморфистов заразило некоторых простых и необразованных пустынников, а другие не умели отличить истины от лжи при чтении сочинений Оригена и с доверием принимали самые погрешительные его мнения. Это было как бы только вступление к другим ересям, таившимся между иноками и совершенно изменившим вид сих пустынь, освященных таким сонмом верных рабов Христовых. Пока Церковью Александрийскою управлял Св. Кирилл, он умел охранять иноков от ереси Нестория, с которою он так сильно и твердо боролся. Но после смерти его преемник его Диоскор объявил себя ревностным защитником Евтихия, другого ересеначальника, и увлек в его заблуждение множество пустынников. Теперь начали исполняться проречения св. Отцов об упадке иноческой жизни. Однажды в собрании старцев предложен был вопрос: что сделают те иноки, которые будут после нас? Они, сказал Авва Исхорион, исполнят в половину против нас. – А те, которые после них будут? – Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших. Нет сомнения, что к сему времени можно применить то, что Бог в Ветхом Завете сказал Пророку Илии, когда он жаловался на нечестие народа Израильского 472 . В числе пустынников Господь сохранил для Себя великое число рабов, которые соблюли Его веру и истинное послушание среди гонений и преследований от еретиков. С великим мужеством противостояли они худым примерам и обольщению и этим стали не ниже первых отцов. Хотя на кафедре Александрийской после смерти Кирилла возседали большею частью недостойные пастыри Диоскор, Тимофей, Петр Монг, но были и православные епископы, которые старались уврачевать бедствия, причиненные ересями, и привести в лоно Церкви заблудшую часть своей Церкви. Таковы были Св. Протерий, Тимофей, Иоанн и др. Последние двое взяты были из Конопа из Тавеннского монастыря. В горе Нитрийской в начале VI века из двух церквей одна принадлежала еретикам Евтихианам, и один великий подвижник Иаков только по Божественному откровению утвердился в верности Православной Церкви. И в это горестное время большая часть монастырей египетских были в таком положении, что Евлалий Епископ Сиракузский не позволял путешествовать туда благочестивым инокам 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

I. До назначения наместником лавры Архимандрит Антоний был одним из замечательнейших лиц православного монашества. Человек неизвестного происхождения достигает такой известности, что его знала не только вся Россия, но и многие за границею, как на Востоке, так и на Западе. Не получив никакого школьного образования обнаруживает такие познания и такой ум, что митрополит Московский Филарет часто просил его советов и следует им. Занимая невысокое место наместника лавры, получил отличия, редко даваемые архимандритам ставропигиальных монастырей, и получал знаки такого внимания не только от высших лиц в государстве, но и от царственных особ, какого удостаиваются немногие из архиереев. Не только происхождение о. Антония, но и вся обстановка его жизни в молодости не могли предвещать его будущей судьбы. Отец его Гавриил Иванов Медведев и мать Ирина Максимовна были вольноотпущенные графини Екатерины Ивановны Головкиной 1 . Медведев служил в Лыскове у князя Грузинского вольнонаемным поваром, когда у него родился младший из детей и единственный сын Андрей (в иночестве Антоний). Это было 6 октября 1792 года: 17 октября был день его тезоименитства. На пятом году жизни Андрей лишился своего отца, о нежных ласках которого впрочем, сохранилось у него полное любви воспоминание. Мать свою он называл женщиною строгою. Она умерла на 95 году жизни. Оставшись вдовою с малолетними детьми, Ирина продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих. Из годов отрочества и первой юности Андрея известны некоторые отдельные факты, которых не можем мы восстановить в строгой хронологической последовательности, равно как и объяснить значение их для умственного и нравственного его развития. После обучения грамоте он отдан был матерью в ученики аптекарю при больнице в Лыскове Полидорову. В то же время состоял он и в певческом хоре поя альтом. Приглашенный князем Грузинским в домашние врачи и для заведывания больницею Француз доктор Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и заставлял под своим надзором прислуживать больным, знакомил и со средствами врачевания и умирая, отказал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро приучился так успешно помогать больным, что когда заступивший место Дебше врач не понравился князю, он Андрею Медведеву поручил заведывание всею больницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Антоний Великий, основатель иноческого отшельнического жития; Пахомий Великий, учредитель общежития иноческого; Женские иноческие обители в Египте. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества 88 . Преподобный Антоний родился в среднем Египте, в селении Кома, близ Гераклеополя великого 89 в 251 г., от благородных и благочестивых родителей. Желая сохранить в чистоте сердце сына своего, родители Антония не позволяли ему никуда отлучаться из дому, кроме Церкви. Потому Антоний не получил ученого образования. Но, по словам Афанасия, он дома внимал чтению, и душеспасительным чтением укреплял в себе любовь к благочестию и страх Божий. Двадцати лет он сделался сиротою, лишившись отца и матери, и должен был принять на себя попечение о малолетней сестре. Но заботы домашние не ослабили в душе Антония ревности к благочестию. Он находил всегда свободное время для того, чтобы присутствовать при Богослужении в храме. Однажды идя в храм, он размышлял о том, как Апостолы, оставив все, последовали за Спасителем, как первые Христиане полагали к ногам Апостолов все, что имели. С такими мыслями он вошел в храм и услышал слова Евангелия: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Антоний в сих словах услышал голос с неба, относившийся к нему. Возвратясь домой, он немедленно продал свое имущество и раздал его нищим, оставив для содержания сестры небольшую часть. Но услышав в другой раз в церкви слова Спасителя: не пецытеся на утрей ( Мф.6:34 ), Антоний раздал нищим и оставшееся у него и, поручив сестру свою знакомым и благочестивым девам, сам решился вдали от мира подвизаться для единого Бога. Так совершилось призвание Антония к иноческой жизни – призвание непосредственное, Божественное. «Ибо, – говорил Авва Пафнутий, – первое побужденыие к обращению принял он от Самого Бога, услышав слова Евангелия о самоотвержении ( Лк.14:26 ) и об отречении от имущества ( Мф.19:21 ); в величайшем сокрушении сердца он принял сие наставление так, как бы оно относилось единственно к нему, и тотчас оставив все, последовал Христу без посредства убеждения и учения человеческого» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Гермополь и Антиноэ Спускаясь от Сиюта вниз по течению Нила, путешественник встречает остатки и развалины древних монастырей. Так за три часа расстоянием от Ом-ель-Кусура есть два монастыря, один из них Арабы называют Дейр Магарак, т. е. сожженный монастырь, другой Абиссинским. Перед мысом ель-Амарне, на восточном берегу против селения Мазарны, виден близ нескольких хижин Коптский монастырь, называемый Дейр Коссеир. Повсюду обитали здесь в первые времена иночества святые отшельники. Но главный приют иноков был здесь в окрестностях Гермополя и Антиноэ, которые в первые века Христианства составляли одно Епископство. Города разрушились, но пещеры в скалах, окружающих эти города, остались. В них начертано на многих стенах знамение креста, свидетельствующее о существовании здесь церквей и обителей иноков; подземные галереи, где устроены были кельи, идут на далекое пространство. Несколько выше Атмумейка существует доселе у подошвы Ливийского хребта древний Коптский монастырь, называемый Крестным. Все стены этого монастыря покрыты разноцветными изображениями крестов. На большом кресте, который находился на своде алтаря, написано по-гречески: древо жизни. Из писаний св. Афанасия мы видим, что в половине IV века в Антиноэ было многочисленное общество иноков под начальством мужа прозорливого, который, вместе с Федором Освященным, открыл Афанасию, что погиб в Персии его гонитель Юлиан. Св. Афанасий по сему случаю замечает: думаю, что многие, благоугождающие Богу в монашестве, по большей части остаются в сокровенности; потому что не знают их люди, – таков был маститый старец Паммон 220 . Руфин и Палладий, посещавшие Гермополь и Антиноэ в конце IV века, нашли здесь многих великих подвижников. В окрестностях Гермополя на месте, где, по преданию, слышанному ещё Руфином, провела несколько времени Богоматерь с Своим Божественным младенцем во время бегства своего в Египет, в пещере Ливийских гор подвизался Аполлос. Ещё пятнадцати лет удалился он в пустыню с старшим братом своим, подвижником высокой жизни. После сорока лет, проведенных в трудах и самоумерщвлении, Аполлос услышал голос, призывающий к служению для спасения других. Считая непременною обязанностью повиноваться высшему призванию, он вместе с тем молил Господа охранять его от помыслов гордости и тщеславия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Главная цель, к которой стремились первые подвижники иночества, была, отрешившись от всех забот земных, очищать свою душу и устроить свое спасение. Они отрекались от имущества, от обязанностей семейных и общественных, удалялись в пустыни, чтобы там, не ведомые миру, не тревожимые его волнениями, суетою и скорбями, в беседе с самим Богом могли достигать духовного совершенства. Но несмотря на то, что иноки имели целью только собственное спасение, появление их оказалось благотворным для Церкви и общества. Самый взгляд на отрешенную от всего земного жизнь иноков давал чувствовать мирским людям, чего требует от Христианина его небесное звание, где его истинное отечество, где его истинные радости, как легко без сожаления можно оставить ничтожные утешения мира и какой неисчерпаемый источник блаженства заключается в жизни Евангельской. Живым стремлением к духовному совершенству иночество пробуждало безпечность осуетившихся мирскими заботами и показывало, что значит быть истинным Христианином. Глубокое впечатление произвело на всю Церковь это явление, когда Св. Афанасий изобразил для назидания всех жизнь первого пустынножителя Антония Великого и пред взором изумленного мира открыл новое явление в Церкви Христовой. Слава о жизни св. пустынников привлекала к ним множество людей, ищущих наставления и утешения. Со всех пределов Римского мира стекались ревнители благочестия видеть эту чудную жизнь Египетских подвижников и учиться у них благочестию. Слово Божие, в котором иноки упражнялись день и ночь, умудряло их как в собственное назидание, так было им полезно для научения, обличения, исправления и наставления в нравственности других. Духовные собеседования с своими отцами, старцами опытными в духовной жизни, знакомило их с великою наукою правильно понимать себя и владеть собою. Собственная трезвенность души, постоянная бдительность над собою, борьба с различными искушениями на пути к духовному совершенству доставляли богатый запас духовной опытности. Но более всего благодать Святого Духа, обильно изливающаяся на усердно работающих Господу, – и отсюда дары сердцеведения, учения и духовного помазания были причиною необыкновенной действенности иноческих наставлений на сердца мирян. Святость жизни, сопровождаемая часто даром чудес, показывая опытное исполнение того, чему учили словом, одобряемая свидетельством свыше, внушала полное доверие к их наставлениям. Потому посетители записывали деяния и слова сих пустынников. Собрания деяний и изречений св. подвижников становились учебною книгою и руководством нравственности для всех Христиан. В самом деле, какой неистощимый запас наставлений заключается в сказаниях о подвижничестве отцов – в собранных Кассианом беседах пустынников Египетских, в сказаниях Палладия и Руфина о подвигах их, в писаниях Макария Великого , Исаии, Исидора Пелусиота .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику, Цесаревичу, Александру Александровичу Ваше Императорское Высочество! Тезоименитый ВАМ, святый, благоверный Великий князь Александр Невский всю свою жизнь посвятил на служение Отечеству, в тяжкое время Монгольского порабощения. История сохранила память о путешествиях Его в орду, о правительственных трудах и бранных подвигах, в которых Он являлся непобедимым защитником соотечественников от многочисленных врагов, а св. Церковь наша, за благочестие и христианские добродетели, нарекла Его святым, и доныне молитвенно ублажает славное имя Его. ВАШЕ имя неизгладимо начертано в памяти благодарных соотечественников. Как дан благоговения и верноподданнической преданности ВАМ, я осмелился настоящий малый труд, на прославление святого, благоверного Великого Князя Александра Невского, посвятить Августейшему Имени ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА. ВЕРНОПОДДАННЫЙ Николай Елагин. Действительный Статский Советник Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия В руце Господни власть земли, говорит Премудрый, – и потребного воздвигнет во время на ней ( Сир.10:4 ). Назад тому более 600 лет было тяжелое время в Русской земле. Россия разделена на многие мелкие княжества. Война была почти постоянным занятием князей: они враждовали между собой, отнимая один у другого владения; особенно причиною раздора служило великокняжеское достоинство, к которому они стремились, употребляя и насилие, и хитрость. Народ бедствовал среди этих неустройств. Христианская вера, недавно принятая из Греции, еще не успела глубоко укорениться в сердцах; некому и некогда было заботиться об устроении училищ, где бы обучались истинам веры, и откуда могли бы выходить просвещенные пастыри народа. Монастыри, в которых еще держалось книжное учение, часто подвергались разорению во время междоусобных войн; в разгаре диких страстей не щадили св. храмов; города, села и деревни – все предавалось огню и мечу. Хотя благочестивые пастыри и сами князья сокрушались о таком несчастном состоянии отечества, но не имели силы положить конец внутренним междоусобиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Жизнь святого Саввы 1 , первого Архиепископа сербского, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и рассадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в 12 и 13 веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 2 . Святой Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великого Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженного императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области 3 . Утверждая свое политическое могущество, Стефан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольские капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенной ревностью противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большом числе в Болгарии и Боснии 4 . Стефан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но потом Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимого сына отлучиться навсегда от ложа супружеского. Молитва была услышана и благословенным ее плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 6 . Отличаясь красотой телесной и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание, с которого начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священного Писания , Растко преимущественно упражнялся в чтении божественных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день от дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010