Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу , его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы). Зимарово , село Новодеревенского района. Боголюбский храм: «Зимаровская-Боголюбская» икона Божией Матери. Ижеславль , село Михайловского района. Рождественский храм: икона свт. Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Богородице. После служения молебна перед Казанским образом («Моление старицы Иустины») царевич исцелился и стал часто посещать К. м., в котором подолгу молился пред чудотворной иконой Божией Матери. Он пожертвовал обители все имения, полученные в наследство от отца. Подвижническая христ. жизнь царевича и щедрая благотворительность, особенно помощь К. м., вызвали недовольство со стороны его соотечественников - касимовских татар, к-рые считали царевича отступником и искали случая его убить. Согласно монастырскому преданию, однажды на окраине города озлобленные люди напали на беззащитного царевича и избили его до полусмерти. 7 янв. 1677 г. Иаков скончался в К. м. и был погребен, согласно завещанию, справа от Казанской ц. Обстоятельства смерти и возраст царевича точно неизвестны - умер ли он вслед. избиения или по др. причинам (напр., в К. м. существовало предание о том, что царевича отравили родственники-мусульмане). По одной версии, ему было 17, по другой - 25 лет (см.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004; Он же. 2002). До кон. 30-х гг. XX в. в часовне на территории мон-ря сохранялась каменная плита над могилой царевича с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на Собор Иоанна Предтечи преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский». На плите была древняя «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна». Изображение царевича, хранившееся в К. м., было утрачено ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97; Добролюбов. 1891. С. 72; Шишкин. 1892. 7. С. 319-320). Храмы и другие постройки Казанский храм с приделом во имя апостолов Петра и Павла был возведен на месте одноименного деревянного в 1715 г., при игум. Сапфире. Из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря был прислан иконостас с резными позолоченными царскими вратами. Справа в 1-м ряду иконостаса находился образ Господа Вседержителя, украшенный серебряным венцом, в позолоченном серебряном с финифтью окладе; слева - Казанская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Память о царевиче Якове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. В былые времена в монастыре был его портрет, но он сгорел во время пожара. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича, и исцелялся таким образом от зубной боли. В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, вышитый искусными руками, как говорит предание, касимовской царицей Фатимой (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной, и внучками Евдокией и Домной. Видимым знаком благочестия этой семьи были две пожертвованные ими иконы. Одна из них была пожертвована монастырю царицей Фатимой, бабкой царевича Иакова. Риза Царицы Небесной на этой иконе очень красиво и искусно вышита серебром, по преданию, собственноручно самой царицей Фатимой и ее внучками - сестрами Царевича Иакова. Другая икона - жертва матери царевича Иакова Марии Никифоровны (урожденной Плещеевой), супруги Царевича Василия Арслановича. Риза Царицы Небесной на этой иконе представляет собою очень тонкую и изящную работу. Она вышита серебром по шелку и украшена жемчугом и камнями, как говорит предание - собственноручная работа самой Марии Никифоровны. Одна из этих икон была в Касимовском музее и куда-то пропала. После смерти Фатимы монастырь был вынужден просить помощи у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей. В дальнейшем он расширялся и включил в себя Пятницкую церковь. На месте деревянной Казанской церкви в начале 18 века была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В таком виде монастырь зафиксирован на плане, вычерченном И.С. Гагиным в 1849 году (более поздние планы монастыря в Касимове не сохранились). Уже позже составления этого плана - в 1850 году - Казанская церковь была разобрана и начала возводиться другая, более обширная, законченная постройкой в 1864 году. Она сохранилась до революции. Сейчас на ее месте стоит так называемая «пятиэтажка», от остальных монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе, в двух местах остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.

http://sobory.ru/article/?object=25105

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами. Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека». По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской». Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы. Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=25105

В 1820 г. в сводах и стенах, как внутри, так и извне, Христорождественской церкви оказалось множество трещин, которые если не угрожали ей падением, то, во всяком случае, требовали капитального ее исправления: под 1839 г. встречаем просьбу о дозволении исправить ветхости в Христорождественской церкви. В 1870 г. возобновлена была настоящая холодная церковь Рождества Христова и освящена 27 сентября того же года настоятелем Солотчинского монастыря арх. Герасимом, а в 1879 г. возобновлены оба придельные храма и освящены 21 ноября Касимовским прот. Н. Ф. Глебовым. Земли 73 дес. 1626 кв. саж., как видно из плана, выданного в 1782 г. и сохраняющегося в церковном архиве. В приходе к Христорождественской церкви в половине XVIII ст. состояло более 100 дворов, к концу того же столетия число их значительно сократилось и в первую четверть XIX ст. простиралось от 40-50 дворов. Хотя по указу 10 августа 1722 г. в причте положены были 1 священник, 1 диакон, 1 дьячок и 1 пономарь, но полного комплекта в Христорождественском причте, по бедности прихода, не было. В марте 1822 г., за выходом священника от Рождественской церкви за бедностью прихода, священнослужение в ней указом Консистории предписано исправлять причту Казанского монастыря. Указом Консистории от 30 октября 1825 г. предписано: «Христорождественскую церковь, как вошедшую распространением монастырской ограды внутрь монастыря и состоящую построением своим на монастырской земле, исключив навсегда из числа приходских, причислить к тому девичьему монастырю со всею имеющеюся в ней утварью и колоколами; а посему велеть игуменье оного монастыря при посредстве благочинного, принять все имеющиеся в той церкви различные вещи по описям в свое смотрение и распоряжение; поставить игуменье в непременную обязанность, чтоб по принятии сей церкви она обратила внимание на ветхость той церкви и старалась наивозможно по временам исправлять все в той церкви и ризнице недостатки и ветхости возобновлять, испрашивая предварительно на все то от начальства дозволение».

http://sobory.ru/article/?object=42434

Внутри собор украшал изящный орнамент и изображения святых. Для отопления под храмом были сделаны две духовые печи, имелся также подвал для склада различных хозяйственных предметов. В Христорождественском храме находились иконы святых мучеников Адриана и Натальи, изображённых с образом Спасителя на руках, святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Евдокима с Владимирской иконой Божией Матери на руках, святого великомученика Георгия Победоносца. Перед двумя передними столбами находились клиросы. За правым клиросом был пристроен позолоченный иконостас в виде рамы. В ней помещались изображения событий обретения иконы Божией Матери в Казани и список с Санкт-петербургской чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Напротив этого образа в зимнее время пребывала чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась копия иконы святых Девяти мучеников Кизических. На специальном аналое располагался подлинник, при котором в особом ковчежце хранились частицы святых мучеников Кизических. В ХХ веке, после закрытия монастыря, новые власти устроили в храме зернохранилище, а притвор с западной стороны был чудовищным образом обращён в морг психиатрической больницы. Собор вернули Православной Церкви в начале 1990-х годов, после чего началась его " вялотекущая " реставрация. Храм покрыли медной кровлей, его главы увенчали позолоченными крестами. Эти кресты были освящены архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом 15 марта 2009 года, после чего в тот же день их установили на купола. Рядом соорудили небольшую временную колоколенку с подаренными монастырю колоколами. Сейчас храм внешне отреставрирован, окрашен в нежные бело-голубые тона, внутри ещё продолжаются реставрационные работы. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2010 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06945

Царевич Иаков же сторонился придворной жизни, стараясь вести молитвенный и подвижнический образ жизни, особенно после чудесного его исцеления от Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Будучи еще юношей он заболел горячкою, помощи от врачей не было, Царевич был накануне смер­ти. Не надеясь более на помощь земную, он прибег с горячей молитвой к Царице Небесной, был отслужен молебен перед Ее Чудотворным образом Казанской Божией Матери – моление старицы Устиньи. После мо­лебна Царевич быстро поправился. Он горячо благодарил Ца­рицу Небесную за дарован­ную ему милость и в благодар­ность за исцеление пожертво­вал в Казанский монастырь два богатых священнических облачения, тканые серебром по красному рытому бархату. Облачения эти от времени об­ветшали, и из них впослед­ствии были сделаны две церковных пелены. После чудесного своего исцеления Царевич Иаков совершенно устранился от всяких мирских дел. Особен­но полюбил он Казанский монастырь, часто бывал там и молился пред Чудотворной иконой Казанской Божи­ей Матери. Он входил в нужды монастыря, старался помогать ему материально и пожертвовал монастырю все свои имения, полученные в наследство от отца сво­его Василия Арслановича. Подвижническая жизнь Царевича Иакова, его ис­тинно-христианская настроенность, широкая щедрая благотворительность, и особенно Казанскому монасты­рю, вызывали сильное неудовольствие и озлобление со стороны части его соотечественников касимовских та­тар. Считая его отступником от магометанства и преда­телем, фанатики-татары не могли равнодушно относить­ся к нему. Рассказывают, что однажды, улучив удобный мо­мент, на окраине города, озлобленные татары напали на беззащитного Царевича и начали избивать его. Били настолько сильно, что Царевич потерял сознание. Раз­бойники, думая, что он убит, убежали, а Царевич очнул­ся, пришел в себя и кое-как с большим трудом дополз до первой убогой избушки, хозяева которой приняли в нем участие. Но Царевич, не надеясь остаться живым, пер­вым долгом причастился Святых Тайн и принял Собо­рование. Он радовался, что и его сподобил Господь по­страдать за веру Свою и претерпеть мучения от своих гонителей и врагов веры Христовой.

http://sobory.ru/article/?object=52501

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина " Быкова Гора " (конец XIX века). После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский. http://www.svtheofan.ru/; http://www.ryazeparh.ru/ Свято-Успенский Вышенский монастырь известен с XVII века. Но обрёл широкую славу и пережил подлинный расцвет он в XIX веке - когда в нём подвизался выдающийся православный мыслитель и богослов святитель Феофан Затворник. Вот уже почти 400 лет Успенский Вышенский монастырь стоит на правом берегу реки Выши, неподалёку от впадения её в реку Цну.

http://sobory.ru/article/?object=06940

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010