Определением Синода от 31 октября 1855 г. и указом императора Александра II от 15 июля 1856 г. Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д.М. Пупышев, состоялось 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии И.И.Стахеев (брат Г.И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. рублей. Жертвователями монастыря были также Д.И. Стахеев и П.К. Ушаков. Из книги: А. Елдашев «Игуменья Маргарита Мензелинская». Центр инновационных технологий, Изд. дом " Логос " , Казань, 2013 г. Основан в 1856 г. по инициативе горожан Елабуги. В 1850 г. купец Григорий Стахеев обратился к епископу Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским обществом земле учредить женскую обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульскаго тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, епископ Елпидифор писал, что основание Елабужского монастыря «представляется возможным, а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным». Определением Синода от 31 октября 1855 г. и указом императора Александра II от 15 июля 1856 г. Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д. М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии, И. И. Стахеев (брат Г. И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д.

http://sobory.ru/article/?object=10275

К собравшимся обратился митрополит Ферапонт. Он поблагодарил владыку Георгия за приглашение принять участие в торжествах и поздравил всех с великой милостью Божией — обретением святой иконы. Со словом к арзамассцам и гостям города обратился и глава Нижегородской митрополии: «Наше время — это время собирать камни. Встают храмы, открываются святые обители. И тем, кто трудится ниве возрождения духовной жизни, иногда кажется, что нет никаких сил и возможностей продолжать дело. Но это так, если человек надеется только на свои силы. Дело возрождения должно осаливаться благодатью Божией. Сейчас славная Алексеевская обитель пребывает в небрежении. Но мы верим, что с обретением иконы Божией Матери " Достойно есть " обитель, последняя игумения которой Олимпиада причислена к лику святых, обязательно возродится». Владыка Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах и преподнес им вышитые иконы Божией Матери «Достойно есть», а все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Митрополит Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах. Все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Чудотворный образ Божией Матери «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по принесении святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Царицы Небесной был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной иконы. Арзамасский Новодевичий в честь Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Николаевскому женскому монастырю. Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер два-три раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями. В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из многих районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Община монастыря обратилась с просьбой о возврате хотя бы храма, но им было отказано. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Также была разрушена монастырская ограда. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения. В скиту монастыря восстановлена трехпрестольная церковь. Главный престол во имя иконы Казанской Божией Матери освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 27 сентября 2003 года. Северный престол Богоявления Господня и южный престол - во имя Св. Николая Чудотворцва освящены правящим архиереем 19 сентября 2004 года. С начала Великой Отечественной войны и до 1949 года на территории монастыря находился лагерь военнопленных. В 1993 году часть монастырских помещений была вновь передана Казанской епархии, а в 1995 году была возрождена монашеская община. 8 февраля 1995 года Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил восстановленный храм великомученицы Варвары. В настоящее время ведется строительство главного храма обители в честь Казанской иконы Божией Матери на месте разрушенного в советское время. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Монастырь был основан в 1856 г. по инициативе горожан Елабуги. В 1850 г. купец Григорий Стахеев обратился к епископу Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским обществом земле учредить женскую обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульского тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, епископ Елпидифор писал, что основание Елабужского монастыря «представляется возможным, а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным».

http://sobory.ru/article/?object=10275

В Е. м. также были выстроены 2 трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В сев. корпусе размещалась больница с домовой ц. во имя вмц. Варвары (1872). К западу от собора находился 2-этажный дом игумении; на одной линии с этим домом, к югу от вост. корпуса, стоял полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфорная и гостиница, 3 деревянных флигеля. Территория мон-ря была обнесена каменной стеной, при вратах к-рой 18 авг. 1869 г. освящена часовня. На территории Е. м. имелись также хозяйственный двор, огород, плодово-фруктовый сад. Рядом с садом - кладбище для монахинь и благотворителей мон-ря (предположительно за алтарем собора уже в 1926 была похоронена почетная гражданка Елабуги благотворительница Глафира Стахеева, построившая Елабужское епархиальное жен. уч-ще). Среди святынь Е. м. почиталась принесенная в 1869 г. икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Св. Горе Афон. Насельницы К нач. ХХ в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. С 18 апр. 1868 г. Е. м. возглавляла постриженица кирсановского Тихвинского мон-ря Тамбовской губ. игум. Анфия, с 1889 г.- игум. Елисавета (Симонова), затем игум. Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг 6 сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 г. В 1869 г. в мон-ре проживало 106 насельниц, в 1877 г.- 130, в 1884 г.- 159, 1893 г.- 255, в 1900 г.- 273 насельницы; в основном это были крестьянки (от 50 до 70%). За всю историю Е. м. лишь 2 дворянки приняли монашеский постриг - Евпраксия (Софонеева) и Мареопила (Анфёрова). Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сент. 1869 г. в Е. м. была открыта школа. В 1870 г. в ней обучалась 31 насельница. Сестры трудились на пасеке, в саду, в иконописной и золотошвейной мастерских. 1917-2008 гг. В 1918 г. Е. м. был закрыт, в 1922 г. сестры зарегистрировались как «Казанско-Богородицкое православно-христианское религиозное общество», в к-ром состояло 243 чел., в т. ч. 173 монахини и послушницы во главе с игум. Ангелиной (Багаевой). Решением президиума Елабужского горсовета от 20 нояб. 1928 г. об-во было ликвидировано. Насельницы переселились к родным, нек-рые были репрессированы. 17 дек. того же года в Елабужский горсовет безуспешно обращалась община Казанской ц. с просьбой вернуть помещение храма. Последний клирик, служивший в монастыре в 20-х гг., свящ. Василий Головин, решением Кировского обл. суда от 9 мая 1939 г. был приговорен к 8 годам лишения свободы (по ст. 58-10).

http://pravenc.ru/text/189663.html

Елпидифор (Бенедиктов), еп. Вятский. Портрет. Сер. XIX в. (РГИА) Елпидифор (Бенедиктов), еп. Вятский. Портрет. Сер. XIX в. (РГИА) Воронежский архиеп. свт. Антоний (Смирницкий) по преклонности лет просил назначить ему помощника и указывал на Е. как на человека, хорошо ему известного. 2 февр. 1842 г. Е. был хиротонисан в Казанском соборе С.-Петербурга во епископа Острожского, стал 2-м викарием Воронежской епархии. Архиеп. Антоний предполагал сохранить за Е. ректорство в Воронежской ДС, но поданное об этом в Святейший Синод прошение не было удовлетворено. Е. часто служил в Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , в приходских церквах, совершал обозрение епархии, освятил придел во имя прмц. Евдокии во Всехсвятской кладбищенской ц. (1842), домовый храм во имя арх. Михаила во вновь устроенном Воронежском Михайловском кадетском корпусе (8 нояб. 1845). Архиеп. Антоний 19 дек. 1846 г., перед кончиной, передал Е. все дела по управлению епархией. Е. совершил 1-ю панихиду по архиеп. Антонию в сослужении духовенства Воронежской епархии. Затем служение викария проходило при архиеп. Игнатии (Семёнове) . 1 марта 1848 г. Е. был назначен епископом Харьковским, сменив на кафедре архиеп. св. Иннокентия (Борисова), с которым его связывали дружеские отношения и переписка (письма хранятся в ОР РНБ в собрании бумаг архиеп. Иннокентия (Борисова) - Ф. 313. Ед. хр. 42. Л. 65-66, 100-101, 106-107, 116-117, 130-131 об., 144-145 об., 148-149, 197-198, 355-356 об.). 6 нояб. 1848 г. Е. был назначен еп. Подольским. По свидетельству свящ. П. Викулы, в то время архиерей был болен «грудной болезнью» и мало вникал в текущие дела. Вскоре Е. вызвал недовольство обер-прокурора Святейшего Синода гр. Протасова, по докладу которого имп. Николай I объявил преосвященному выговор. 29 марта 1851 г. Е. был переведен на более низкую по значимости Вятскую и Слободскую кафедру. Е. способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах Вятской губ., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых были язычниками. По его благословению был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немда. В 1856 г. при Е. был основан елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/189913.html

И. Стахеев и П. К. Ушаков. В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы. В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса - полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня. На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним - кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище. Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон. К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. - игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. - 130, в 1884 г. - 159, 1893 г. - 255, в 1900 г. - 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения - крестьянства - составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Подобная картина в конце XIX в. наблюдалась в большинстве провинциальных монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской Епархии. В отчете игумении обители Апполинарии за 1883 г. среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц - их уже пятеро, а среди 55 послушниц белиц уже 43 (78%). Заметное место в пополнении Елабужского монастыря занимали представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 11% в 1914 году до 43% в 1875 году. Среди рясофорных послушниц - от 12% в 1905 году до 38% в 1869 г. В Елабужском монастыре практически нет представителей купечества (за весь дореволюционный период существования обители - одна монахиня и две рясофорные послушницы), офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали больше столичные монастыри. Отметим и незначительную долю пополнения монастыря из духовенства. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше нежели среди монахинь (до трёх среди монахинь и семи среди рясофорных послушниц). За всю 50-летнюю дореволюционную историю монастыря среди рясофорных послушниц было всего семь дворянок и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софанеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна). Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение 60-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки. Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.

http://sobory.ru/article/?object=10275

Неизвестным монахом незадолго до 1614 г. был основан Троицкий монастырь на берегу Камы, в 47 верстах к северо-востоку от города Лаишева. Позже этот монастырь был подчинен московскому Новоспасскому монастырю, а в начале XVIII в. он исчез . Четвертый из монастырей, созданных по вольному почину основателей,— Троицкий в городе Алатыре (между 1600 и 1614 гг.). Он не имел земельных владений и был очень беден; в 1614/15 г. братия обратилась к Троице-Сергиеву монастырю с прошением приписать их к этой знаменитой обители, что и было сделано тогда же . Вскоре после Смуты, примерно в 1616 г., при игумене Ионе, обрел известность елабужский Троицкий монастырь . Из послания Казанского митрополита Тихона от 1702 г. к архимандриту Малоюнгинского монастыря вблизи города Козьмодемьянска видно, что этот монастырь существовал уже до 1627 г. и был основан неизвестным иноком . Во 2-й половине XVII в. монахами было основано еще две обители: Спасо-Преображенский монастырь около города Краснослободска — иноком Дионисием (до 1655 г.) , и Успенский женский монастырь в городе Верхний Ломов — инокиней Ираидой в 1688 г. К сожалению, у нас мало материалов о жизни этих монастырей и об их основателях. Были ли это строгие аскеты, недовольные строем монашеской жизни в городских монастырях? Был ли таким подвижником, например, инок Филарет из московского Чудова монастыря? Или какие-то другие причины заставили его основать свою собственную пустынь в лесах? Может быть, суровые годы Смуты — а три первых обители основаны были вскоре после Смуты — произвели на монашество сильное впечатление и вновь пробудили аскетические настроения в ту пору, когда иноческая жизнь в московских монастырях была в упадке. Ответить на эти вопросы было бы и интересно, и нужно для историка русского монашества. Многочисленные монастыри, основанные в Понизовье, много способствовали колонизации этой области. В следующей главе будет подробнее рассказано о том, как они развернули большую хозяйственную деятельность в подаренных им владениях и постепенно превратили незаселенные прежде леса и степи по обоим берегам Волги в земледельческий край. Монастыри Понизовья, может быть больше, чем монастыри в других областях Московского государства, служили государственно-политическим и хозяйственным планам правительства. Заботы о процветании монастырского хозяйства здесь почти полностью вытесняли аскетические цели монашества. Если обратить внимание на известных нам подвижников благочестия 2-й половины XVI и XVII в., мы увидим, что в монастырях Понизовья были почти совсем забыты аскетические заветы древних отцов, ибо из этих монастырей не вышло ни одного незаурядного подвижника.

http://sedmitza.ru/lib/text/436519/

Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией афонского Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранились несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю. Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер два-три раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями. В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из многих районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5460175...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010