Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Телепаломничество в Тверскую епархию (Телепрограмма, 18.06.05) (комментарий в цифрах и фактах) Тверская и Кашинская епархия Тверская и Кашинская епархия учреждена между 1250 и 1271 гг. Объединяет приходы и монастыри на территории Тверской обл. Кафедральный город – Тверь. Кафедральные соборы – Воскресенский (Тверь), Вознесенский (Кашин). Правящий архиерей: архиеп. Виктор (Олейник), на кафедре с 4 декабря 1988 г. Епархиальное управление: 170000, г. Тверь, ул. Советская, 10. Тел.: (0822) 32–35–57; факс: 34–37–38. Благочиннические округа: Бежецкий, Бологовский, Весьегонский, Вышневолоцкий, Калининский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Краснохолмский, Лихославльский, Максатихинский, Осташковский, Ржевский, Тверской, Торжокский, Торопецкий, Удомельский. Епархиальные отделы: по благоустройству и социальному служению; по делам молодежи. Статистика: 197 приходов; 252 священнослужителя (231 священник, 21 диакон). Действующие монастыри: Бежецкий в честь Благовещения Пресвятой Богородицы жен. монастырь, основан в 1869 г., закрыт в 20-х гг. ХХ в., возобновлен в 1994 г. Настоятельница – монахиня Александра (Ананео). 171950, Тверская обл., г. Бежецк, ул. Нечаева, 43. Тел.: (08231) 2–42–80; Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери жен. монастырь, основан в 1872 г., закрыт в 1919 г., возобновлен в 1991 г. Настоятельница – игумена Феодора (Пилипчук). 171110, Тверская обл., г. Вышний Волочек, Красный городок. Тел.: (08233) 1–43–55; Житин в честь Смоленской иконы Божией Матери жен. монастырь, учрежден в 1716 г., закрыт в 1920 г., возобновлен в 2002 г. Настоятельница – монахиня Елисавета (Евдокимова). 172730, Тверская область, г. Осташков, п-ов Житное. Тел.: (08235) 2–10–26; Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца жен. монастырь, основан в 1413 г., закрыт в начале 20-х гг. ХХ в., возобновлен в 1994 г. как мужской, преобразован в 2001 г. в женский. Настоятельница – монахиня Анна (Топоркова). 171600, Тверская обл., г. Кашин, ул. Смычка, 14. Тел.: (08234) 2–35–00;

http://sedmitza.ru/text/402516.html

Фефелово. Параскево-Пятницкая, что на Бору, женская община. Пустынь Пятница-Бор Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1902 и 1907. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Вышневолоцкий район, Фефелово Координаты: 57.858123, 34.41012 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В Вышневолоцком уезде святых обителей, посвящённых святой Параскеве, в разные времена было три. Самая известная среди них Параскево-Пятницкая, что на Бору, община женская. На берегу озера Тубосс издавна стоит небольшая деревенька Фефелово. Еще во времена Анны Иоанновны недалеко от деревни, в непроходимом бору, явилась икона святой Параскевы. На месте явления была поставлена вскоре небольшая деревянная часовня. В 1902 г. монахиней Казанского монастыря Антонией на этом месте основывается киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. 7 июля 1907 года она была преобразована в самостоятельную женскую общину. Земли для общины были куплены купчихой Е.И. Кирсановой у крестьян деревни Фефелово. В 1860-е годы дворовая девица Пелагея Силантьева, будущая схимонахиня Пелагея Казанского женского монастыря, поставила вблизи Параскево-Пятницкой часовни первый домик-келию. После открытия киновии в ней была выстроена каменная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. В девятую Ильинскую пятницу (по Пасхе) и 28 октября, в день памяти святой Параскевы, в киновии собиралось на поклонение явленной иконе множество богомольцев из ближних и дальних уголков России. В киновии были возведены колокольня, два корпуса для сестер, просфорня и хлебопекарня, трапезная с кухней, дом для священника, странноприимный дом со двором, сторожка и различные хозяйственные службы. Располагала обитель и достаточным количеством пожертвованной земли. В 1907 году киновия была преобразована в самостоятельную женскую общину. В 1915 году в обители под началом матери Ермолии трудилось шесть монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=36043

До 1724 года на оживленной Торговой площади Вышнего Волочка стояли два деревянных храма, в одном из которых хранился список с чудотворной Казанской иконы Богоматери (считается, что оригинал этой одной из самых чтимых русских икон, авторство которого приписывается самому Евангелисту Луке, был утерян в самом начале XX века). Церкви погибли в пожаре, но список успели спасти – и поместили во вновь отстроенном опять же деревянном храме, простоявшем до опять же очередного пожара 1742 года. На этот раз из горящего здания икону вынести не смогли – как не смогли и обнаружить при последующем разборе пепелища, о чем весьма горевали. И радости не было предела, когда драгоценная пропажа обнаружилась ”на диком и пустынном месте, в двух верстах от погоста, близ трех водных ключей, на березовом пне” – если смотреть по современной карте, место обретения иконы расположено в трех километрах строго к востоку от Торговой площади Волочка. На месте того пня была поставлена деревянная часовня, в которой до 1771 года хранилась вновь обретенная святыня. А когда 8 июля 1771 года был освящен каменный Казанский собор (впоследствии взорванный большевиками) – икону с почестями перенесли и установили в нём по левую сторону от царских врат. Но, по легенде, чтимый образ не пожелал остаться на новом месте: спустя два дня икона вновь исчезла – и была обнаружена там же, где и в первый раз, у деревянной часовни. В 1870 году, в числе других городских земель, пустошь, на которой стояла часовня, была выставлена на продажу – участок был выкуплен предводителем вышневолоцкого дворянства, князем Арсением Степановичем Путятиным, глубоко религиозным человеком, за 1000 рублей серебром, с целью обустройства на его месте будущего Казанского монастыря. С его же помощью были улажены бюрократические вопросы и найдены первые 14 000 рублей для строительства первых жилых корпусов и домового храма, освященного в 1873 году. В 1871 году обитель состояла из 24 сестер – спустя десять лет их число увеличилось более чем десятикратно: к 1881 году уже 260 послушниц, помимо выполнения молитвенных обязанностей, не покладая рук трудились на монастырских полях и огородах, работали в иконописных, швейных, ковроткаческих, обувных мастерских, лечили и учили, подавая пример смирения и добродетельного созидания.

http://sobory.ru/article/?object=05477

1882 г. 1-го января, в день Нового года, служил я в кафедральном соборе. За литургиею, на малом входе, возведена была мною в сан игумении настоятельница Вышневолоцкого Казанского Общежительного монастыря монахиня Досифея 677 (52 лет). По окончании литургии и молебна, при вручении жезла новопоставленной игумении, я обратился к ней с следующею речью: «Преподобия матерь игумения Досифея! Дивные судьбы Промышления Божия видятся над юною обителию, вверенною твоему начальственному управлению. Едва совершилось одно десятилетие 678 с тех пор, как среди пустынного, необитаемого поля, не без борьбы и скорбей, зачалась, под сенью благоговейно чтимой святыни, малая обитель для ищущих уединенного жития и молитвенных подвигов; и что уже видим ныне? Там, где была в начале одна малая деревянная молитвенная храмина для небольшого числа молящихся, – там видим ныне другой обширный и благолепный храм – такой храм, каких немного можно видеть и среди знатных, многолюдных городов. Там, где был несколько лишь неболыпих и самых скромных жилишь для малого числа сестер, – там ныне воздвигнуты новые, просторные, и обширные здания не только для обитания здравых и врачевания немощных, но и для разных хозяйственных и даже художественных занятий. Не исполнилось еще и десятилетия, как тебе вверена новосозданная обитель, к которой на первый раз водворилось с тобою менее тридесяти душ; а что видим ныне? Ныне, под твоим добрым, назидательным руководством, подвизаются о спасении душевном уже более трехсот сестер, которые притом обеспечены во всех существенных потребностях телесных. Не должно ли все сие возбуждать в нас чувство благоговейного удивления пред чудными судьбами Божиими о вверенной тебе обители? Поистине, обитель сия может быть уподоблена оному приточному горушному зерну, которое хотя меньше всех семян, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Mф.XIII:31 ). Но по мере распространения обители и по мере умножения числа обитательниц в ней, естественно должны были более и более возрастать и умножаться для тебя, как начальницы, труды и заботы. Между тем, мы видим, что ты, не смотря на свою немощь телесную и преклонность уже лет, не ослабеваешь в своей душевной ревности о большем и большем благоустроении вверенной тебе обители и о вящшем преуспеянии твоих сестер в добром христианском житии. Воистину, в твоей немощи сила Божия совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вышний Волочёк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1907 и 1915. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, г. Вышний Волочёк, угол Казанского проспекта и ул. Демьяна Бедного Координаты: 57.590677, 34.560854 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о вышневолоцких «поповцах» относится к 1834 г. Это были старообрядцы, которые к «наставнику Афонасью никакого отношения не имеют, а приемлют беглых попов из разных мест приезжающих». Так о вышневолоцких поповцах писал местный благочинный Василий Петров. О каком-либо особом молитвенном доме он не упоминает, однако указывает, что подобных старообрядцев в Вышнем Волочке «малое количество» под руководством вышневолоцкого мещанина Егора Афонасьина Сергиевского, в доме у которого и проходили «в праздничные дни для богомолья сборища». Хоронили своих умерших вышневолоцкие поповцы вместе с членами беспоповской общины на кладбище в Тетерках под Вышним Волочком. В 1863-1865 гг. находятся первые сведения о Белокриницком старообрядческом «молитвенном храме», в котором местная администрация отобрала книги, иконы, облачения и другие предметы на сумму 1200 руб. Все отобранное отправлено в Тверскую Духовную консисторию. Пока остаётся неизвестным, где находился молитвенный дом. Возможно, позднее каменную Казанскую церковь белокриницкая община построит именно на месте молитвенного дома. Строительство нового молитвенного дома в Вышнем Волочке начали в 1890 г. Из обращения старосты общины Ивана Васильевича Гараева за помощью к архиепископу Московскому и всея Руси Савватию (Левшину) следует, что через два года строительство так и не было завершено. Настоятелем молитвенного дома в это время значится священноиерей Филипп Сергеевич Гусев. В 1892 г. между попечителями общины Николаем Тимофеевичем Макаровым и Соколовым разгорелся конфликт, который привёл в переводу о. Филиппа в д. Юрятино в храм святителя Николы. Новым свяшенноиереем Вышневолоцкой общины стал Анисим Лазаревич Елисеев. Однако и у него с попечителями прихода не сложились отношения. Перед началом Великого поста 1894 г. в Москву поступила телеграмма с требованием срочно вернуть священника на приход, т.к. выяснилось, что первую неделю поста он планирует пробыть в Москве. В добавок через несколько дней выяснилось, что священник и вовсе не в Москве, а на месте своего прежнего служения. После чего снова в Москву пошла жалоба на действия священника.

http://sobory.ru/article/?object=58462

Вышний Волочёк. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты 17 августа 1791 г. за богослужением в Казанском соборе новый новгородский и тверской генерал-губернатор «разных орденов кавалер» генерал-поручик Николай Петрович Архаров, исполнявший в это время по совместительству должность главного директора водяных коммуникаций, зачитал «высочайшее и всем радостное от Ея Императорского Величества о заключении с портою оттоманскою мира известие». Вслед за ним он объявил о своём желании устроить в память этого события на Дворцовой площади каменную церковь во имя св. великомученицы Екатерины. Предложение посвятить престол предполагаемой церкви святой Екатерине было не случайным. Ещё свежи были воспоминания о посещении императрицей Екатериной Вышнего Волочка и водной системы. Да и площадь, где предполагалось устроить новую церковь, имела прямое отношение к Императорскому путевому дворцу, где останавливалась императрица. К тому же именно по указу государыни ям Вышний Волочёк был объявлен городом, по её же указу деревянные берега бейшлотов был «одеты камнем». Так в Кресцах в соседней Новгородской губернии на центральной городской площади был возведён каменный Екатерининский храм в память учреждения Кресцов городом. Поэтому 27 августа вышневолоцкое купечество и мещанство «будучи в градском собрании имело рассуждение… объявить строить оную из суммы собираемой на строение оной от доброхотнодателей и их общественной». На следующий день вышневолоцкая шестигласная дума направила генерал-губернатору донесение, где и изложило решение вышневолоцких жителей. В конце августа 1791 г. Тверскому и Кашинскому епископу Тихону поступило письмо следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко! Милостивый Государь мой! Общество Вышневолоцких граждан преисполненное к Премудрости Зиждительницы общего благоденствия, ищущая в сердцах своих совершеннейшую благодарность за излиянныя на них с высоты священного Ея престола милости по случаю объявленнаго им мною Высочайшего рескрипта о подписании прелиминархых артикулов мира между Империею Всероссийскою и Портою Оттоманскою в знак чувствительнейшия своея признательности вознамерилось соорудить в Вышнем Волочке на дворцовой площади каменную церковь во имя святыя великомученицы Екатерины из суммы доброхотных дателей и их общественной. В разсуждении чего по дому моему и яко соучастник здания того храма отношусь к Вашему Преосвященству с покорнейшим прошением дабы благоволили на построение помянутой церкви преподать Ваше Архипастырское благословение, дабы по тому уже к сочинению плана, так и к самому совершению здания приступить возможно было. Во ожидании на сие благосклонного Вашего отзыва с истинным почтением и совершенною преданностию всегда имею честь быть, Милостивый Государь мой, Вашего Преосвященства верный и покорный слуга Николай Архаров. В Твери августа 31 дня 1791 г.».

http://sobory.ru/article/?object=35725

Козлово. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Построена в 1834 г., распространена в 1871 г. Престолов шесть: в холодной: средний Введения во Храм Пресвятой Богородицы, правый Рождества Иоанна Предтечи, левый Казанской Божией Матери, в теплой: средний Богоявления Господня, правый Святой Троицы, левый Священномученика Власия Источник: сайт Тверской епархии Село Козлово - от Твери 120 вёрст (510 лет селу Козлово 1499-2009 г.)/" Село Козлово, от Твери 120 вёрст, почтовый адрес Козлово. " - такие сведения о селе Козлово Спировского района приводит " Тверской епархиальный статистический сборник " И. Добровольского. Село это когда - то было центром Козловской волости Вышневолоцкого уезда, а затем целого Козловского района. Сейчас это одно из крупнейших селений Спировского района - центр Козловского поселения. С незапамятных времён украшает центр села величественный Введенский собор. Пятикупольная его громада будто парит над селом, доминируя над окрестностями. История Свято - Введенского храма села Козлово уходит в глубь веков, а сама история его строительства окутана множеством тайн и загадок. Погост Богородицкий Плави Первое упоминание Введенского прихода с. Козлова относится к XV веку. На страницах «Писцовой книги Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семёна Захарьина сына Дятлова», составленной в лето от Сотворения мира 7007 (1498/99 гг.) в разделе «Монастырские деревни» вслед за упоминанием погоста Спасского в Клинецком (современное Спасоклинье) мы находим строки и о погосте Богородицком Плавском (современное Козлово). С незапамятных времён, эта местность носила название «Плав». В словаре Владимира Даля слово «плав» трактуется как трясина, где под деревом вода или же обширная мочежина. И это неудивительно. В окрестностях села множество низких, болотистых мест. Богородицким же погост стал называться после строительства деревянного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о нём относится так же к 1498/99 гг., в Писцовой книге говорится о принадлежавшей монастырю церкви «Веденья Пречистые из Плав, а [в] Плавском погосте, треть сохи». Выше упоминается «Игнат Юренев, луховитин, деревни за ним Александровские Тимофеева в Богородицком погосте в Плавском, сох 8 с третью». В этой же книге упоминается соседний Петровский погост в Тихвинском (современное Тарасово).

http://sobory.ru/article/?object=10563

Обращается ко всем Кронштадский праведник. Слово эпистолярное Святому праведному Иоанну пресвитеру и чудотворцу Кронштадскому Тропарь, глас 1: Православные веры Поборниче,/земли Российские Печальниче,//пастырем Правило и Образе верным,/покаяния в жизни во Христе Проповедниче,//Божественных Тайн благоговейный Служителю/и дерзновенный о людех Молитвенниче.//Отче праведный Иоанне,/Целителю и предивный Чудотворче,//граду Кронштадту Похвало/и Церкви нашея души наша. Кондак, глас 3: Днесь пастырь Кронштадский/престоит Престолу Божию/и усердно молит о верных/Христа Пастыреначальника,//обетование давшего:/«Созижду Церковь Мою,/и врата адова//не одолеют ей». «О, как вы нужны и дороги для всех живущих на земле!...» Из письма к святому праведному Иоанну Кронштадтскому игумении Вышневолоцкого Казанского монастыря Досифеи (Салтыковой) от 17 марта 1898 г. «Молюсь… и за Вас и призываю благословение Божие». Митрополит – «Московский Златоуст» – Трифон (Туркестанов . † 1934) «Любящим Бога всё поспешествует во благое. Будьте Вы под Его покровом». Митрополит Московский Платон (Левшин. † 1812) «И верю я, что вы к земле свой взор склонили, Вы подняли меня над тяжкой суетой. И память вечного свиданья оживили, Едва не смытую житейскою волной». Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры старец Тихон (Агриков . † 2000) Вместо введения Не легко браться за перо на девятом десятке лет земного пути, или, как деликатно говорят: в преклонном возрасте. Хотя в глубине души и теплится желание ещё что-то сделать (а тем для «делания» много-много), но, как только начнут сжимать тело болезни (а в старости они несравненно грознее, чем в юности, да и врачи нередко смотрят «с прохладцей»), довольно быстро слабеет, тускнеет, а то и совсем гаснет – планы сокращаются… Однако Священное Писание и святоотеческие наставления призывают трудиться и трудиться до тех пор, пока есть хотя бы какие-то силы – даже слабые!... «Ты много…для имени Моего трудился», – говорит в Откровении святого Иоанна Богослова Держащий семь звёзд в деснице Своей ( Откр. 2, 3, 1 ). Я, – пишет к Филиппийцам апостол языков святой Павел, – не тщетно подвизался и не тщетно трудился ( Флп. 2:16 ). Ещё в Ветхом Завете было сказано: От всякого труда есть прибыль ( Притч. 14:23 ). Да и первого человека Господь поселил в раю – в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 )…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Словно благословляя своим присутствием древний водный путь, отражается в цнинских водах Богоявленский собор. Расположенный в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом, он и сам является как бы островком Небесного Царства на Вышневолоцкой земле. По свидетельству исторических документов, во второй половине XVIII века, на Отмойном острове (старое название), стояла деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила - её первое изображение можно увидеть на сохранившемся плане середины XVIII века. В феврале 1775 года было подано прошение о разборе ветхой церкви и перенесении престола в Казанский летний собор, возведённый к 1771 году в центре Вышнего Волочка и ставший главным собором города. Прошение было удовлетворено, но вскоре оказалось, что придел мал для прихожан, и была подана просьба о построении близ Казанского храма тёплого каменного Богоявленского храма. В 1809 году в духовную Консисторию были предложены «план с фасадом» и смета, и уже в следующем году состоялась закладка церкви. При столь значительном в жизни горожан событии присутствовали и августейшие персоны. Тверской Генерал-губернатор, принц Георг Ольденбургский, принимавший самое непосредственное участие в разработке проекта, и его жена великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I, «изволили шествовать на отведённое под строительство нового храма место с крестным ходом и ...положить в основание два камня». Через четыре года церковь была построена и освящена. «Для прочности» она была покрыта железом, оштукатурена, внутри украшена иконостасом коринфского рисунка и лучшим иконным писанием. Это был один из первых случаев применения в Вышнем Волочке форм стиля ампир. Но по своему внешнему виду храм сильно отличался от того собора, который мы привыкли видеть сегодня. Безукоризненную чёткость линий и строгость архитектурного решения, свойственные ложнорусскому стилю, Богоявленский собор приобрёл лишь к 1866 году, когда был весьма значительно перестроен на средства прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=00312

Осечно. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Погост Осечно ныне Вышневолоцкого района, от Твери 130 верст, от Вышнего Волочка 47 километров. Троицкая каменная церковь построена в 1795 году с пятью престолами: Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая, Богоявления Господня, Казанской Божьей Матери. В приходе были 44 деревни, 698 дворов, 2579 мужчин и 2759 женщин, все карелы. Построены 18 часовен в деревнях: Дершино, Сандилово, Бибиково, Мазово, Мякишево, Горка, Дупла, Косково, Олехново, Телепнево, Гора, Федово, Борисково, Королево, Головкино - святителя Николая, Курово, Нивищи, Глебцово. В XVIII веке на погосте Осечно были три деревянные церкви, которые к концу века пришли в ветхость. В 1790 году на средства прихожан начали строительство новой кирпичной церкви, которое закончили в 1795 году, храм освятили в 1801 году. До 1820 года колокольня на церкви оставалась деревянной. В 1820 году было получено разрешение на строительство каменной колокольни и теплой трапезной. Приделы построены к 1845 году, освящены в 1847 году. Троицкая церковь стоит в центральной части села Осечно и является одной из интереснейших построек Вышневолоцкого уезда. При Советской власти церковь закрыли, ее использовали под склад, были утрачены иконы и иконостас. В 1967 году заменена кровля храма, в советское время церковь не действовала. Служба в церкви началась в конце ХХ века. После закрытия церкви в начале 1960-х годов церковная утварь была вывезена на нескольких машинах в лес и затоплена в болоте. Та же участь постигла и купель, в которой крестилось несколько поколений местных жителей. За три десятка лет, что храм был закрыт, иконы растащили и продали. Последними были украдены редкие деревянные скульптуры, стоявшие по карнизу иконостаса. Один из лучших памятников культовой архитектуры XVIII в. на территории Тверской области с оригинальным объёмно-конструктивным решением и выразительным декором в стиле раннего классицизма; великолепен сохранившийся в храме иконостас в стиле барокко.

http://sobory.ru/article/?object=10571

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010