обращена в приход. Церковь св. Николая в 1810 г. сгорела, но в 1820 г. построена вновь. “Ист. Росс. Иер.», IV, 774; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 42; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 7. 956. Николаевская – Мамонтова, мужская пустынь, ныне село Мамонтово, Тамбовской губ., Моршанского у., в 27 вер. к югу от Моршанска, на левом берегу р. Цны. Основана около 1629 г. строит. Мамонтом; в 1652 г. приписана к Саввино-Сторо- жевскому мон.; в 1681 г. по соборному положению об учреждении новых епархий отдана на содержание архиеп. Тамбовского; в 1764 г. упразднена. В оставшейся приходской церкви находится чудотвор. икона св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», V, 47; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 323; “Акты истор.», V, 75; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 899, 6; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 957. Николаевская – Можайская – Борщовская, мужская пустынь, ныне село Борщово, Московской губ., Клинского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Клина. О ней известно только, что она до 1745 г. состояла в ведени Св. Синода, имела 2 каменные церкви и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», III, 438; Ратшин, 285; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 35; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ. крест.). 958. Николаевская – Новая – Боровинская – Маврина, мужская пустынь, ныне приходская церковь , приписанная к гор. Тихвину, Новгородской губ., Тихвинского у., в 3 вер. от Тихвина и находилась недалеко от Николаевского-Беседного м-ря, который для отличия назывался Николаевскою Старою пустынью. Полагают, что основана в 1547 г. цар. Иоанном Грозным, в приезд его на Тихвин, но во всяком случае первое известие встречается под 1562 г: «от Тихвины от Пречистой за 4 версты горел храм чудотв. Никола, церковь и с иконами и с книгами и со всем запасом, да и кельи игуменские сгорели, новый монастырь, при игумене Иове Мухи“. Что это известие относится не к Никол. Беседному м-рю, подтверждается записью 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях: «Николы чудотв. в Новую пустынь, от Тихвины 3 версты, игум. Ионе» и тут же рядом прибавлено: «В м-рь Николы чудотв. на Тихвину в старую пустынь, от Тихвины 3 вер., игум. Феодотию“. По духовному завещанию 1626 г., царицы Дарьи Алексеевны отказано в «Никольский м-рь, что на Тихвине, в старую пустынь, 5 руб.“. Все эти известия дают право предполагать, что обе пустыни существовали самостоятельно друг от друга. Впоследствии пустынь приписана к Тихвинскому Большому м-рю и в 1764 г. обращена в приход. “Полн. собр. лет.», III, 161; “Ист. Росс. Иер.», III, 429; Ратшин, 80; “Ист. стат. опис. Тихвин. Больш. м-ря», 131; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 75; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 33; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 67, 68; 1856 г., XXIV, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

976. Николаевский – Белый в Неревском конце, мужской, ныне приписная церковь к Зверину монаст. в Новгороде, на Софийской стороне, в самой ограде Зверина м-ря. О нем в летописи имеются следующие известия: Под 6673 (1165) год. «архиеп. Иоанн ходил со кресты по Загородской стороне, около Деревяного города, и у чудотв. Николы Белого, на Софийской стороне, в Неревском конце, обедню служил, и велел игумену Антонию общину сотворити в том монастыре». Под 6820 (1312) год. «владыка Давыд заложи церковь камену, в Неревьском конци, на своем дворищи, во имя св. отца Николы». В следующем 1313 г. «священа бысть церкы каменая св. Николы, в Неревьском конци, юже созда архиеп. Давыд и створи в неи вседеньную службу, и черньци совкупи». В 1521 г. «постави игумен Илья Цветной, во свое имя, св. Илью, на сенех, в Николине монастыре». В 1552 г. «архиепископ ходил со кресты по Загородской стороны, около города Деревяного и у чудотв. Николы у Белого в Неревском концы обедню служил; и велел Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот монастырь был разно, промеж себя братья хлеб ели в кельях». В 1572 г. «ездил в монастырь к чудотв. Николи к Билому, в Неревской конец, служить обидни, при игумени Серапионе». В 1673 г. игумены его поставлены выше протопов Софийского собора. В 1685 г. по учреждении в нем больницы приписан к архиер. дому. В 1764 г. упразднен с припискою к Зверину мон., где до сих пор находится древняя икона во имя Иоакима и Анны, бывшая храмовою в приделе Николаевского мон. Оставшаяся церковь существует с XII ст. “Ист. Росс. Иер.», III, 473; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 87; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 144, 201, 559; II, 104, 114, 115; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 141; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 9; “Ист. разгов. о древн. В. Новг.», 81; “Новгор губ. в.», 1851 г., 43 (указат. свят. и древн. Новгор.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 40; “Акты истор.», IV, 232 (Указ 1673 г. о степенях игуменов); V, 214 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

7) Село Ушенка. Храм во имя Св. Троицы, с приделом во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, холодный, построен в 1838 г., перестроен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 160 в. Церковь имеет капитал 700 р. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 4 д., пахотной до 100 д. Жалованья 244 р. Дома для священников церковные. Прихожан м. п. 2831, ж. п. 2844. Приход состоит из одного села. Попечительство открыто в 1890 г. Училище земское. 8) Село Малая Ижмора. Храм во имя Св. Троицы, еще не окончен постройкой; освящен престол в приделе в честь Казанской иконы Божией Матери, расстоянием от г. Пензы 150 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 36½ д., сенокосной до 12 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. В пользу причта капитал 100 р. Прихожан м. п. 1638, ж. п. 1745. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. попечительство открыто в 1871 г. Училище земское. 9) Село Большая Ижмора. Храм во имя Св. Троицы, с приделом во имя свят. и чудотв. Николая, каменный, теплый, построен в 1851 г., расстоянием от г. Пензы 150 в. При нем кладбищенская церковь Успения Б. Матери, деревянная, холодная. В пользу церкви и причта капитал 200 р. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 4 д., пахотной 34 д. Жалованья 164 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1754, ж. п. 1717. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. попечительство открыто в 1873 г. Училище двухклассное образцовое и церк.-прих. школа. 10) Село Ключи. Храм Знамения Пр. Богородицы, деревянный, холодный, построен в 1852 г., расстоянием от г. Пензы 170 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 2 д., полевой 35 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 345, ж. п. 337. Приход состоит из одного села. Школа церковно-приходская. 11) Село Богородское. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, холодный, построен в 1797 г., расстоянием от г. Пензы 157 в. Церковь имеет капитал 226 р. 77 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2½ д., пахотной 33 д. Жалованья 150 р. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 671, ж. п. 698. Приход состоит из села и дер. Шалашей (в 3 в.). С 1873 г. церковно-прих. попечительство. В селе училище земское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954; Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери»//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436; Grabar A. Découverte à Rome d " une icône de la Vierge à l " encaustique// Idem. L " ârt de la fin de l " Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534; Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979; Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм)//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86; Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180; она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226; София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. 50; Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля//Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175; Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской//Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37; Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря//ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226; она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в.//Вестн. РГГУ. М., 2007. 10. С. 230-237; Самойлова Т. Е. Царская твердыня//Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

2) Село Сиалеевский Майдан. Храм во имя свят. и чудотв. Николая с приделом Казанско-Богородицким, деревянный, построен в 1790 г., расстоянием от г. Пензы 118 в. В дер. Чекашевых Полянках кладбищенский храм в честь Казанской иконы Б. Матери, деревянный, построен в 1894 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 32 д. Жалованья 234 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1546, ж. п. 1443. Приход состоит из села и дер. Чекашевых Полянок (в 2 в.). В селе церк.-прих. школа. 3) Село Старое Пшенево. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья священнику 294 р., диакону 147, диакону 98 р. Дома для членов причта общественные Прихожан м. п. 1047, ж. п. 935. Приход состоит из села и дер. Авгоры (в 5 в.). В селе церк.-приходская школа. 4) Унуйский Майдан. Церковь в память Обновления храма Воскресения Христова с Покровским приделом, каменная, построена в 1821 г., расстоянием от г. Пензы 118 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья 132 р. Дом для священника церковный. Псаломщик живет в здании ц.-прих. школы. Прихожан м. п. 857, ж. п. 816. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа. 5) Село Пушкино. Церковь в память Обновления храма Воскресения Христова, с приделом во имя свят. чудотв. Николая, деревянная, построена в 1782 г., расстоянием от г. Пензы 118 в. Церковь имеет капитал 2756 р. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 33 д. Жалованья 141 р. 12 к. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 635, ж. п. 656. Приход состоит из села и дер. Высокой (в 7 в.). В селе училище земское. 6) Село Нагаево. Храм Крестовоздвиженский, с теплым приделом во имя свят. Николая, деревянный, построен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 125 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., полевой 33 д. Жалованье по окладу VII кл. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 576, ж. п. 564. Приход состоит из одного села. Церк.-прих. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

При учреждении штатов в 1764 г. оставлен на своем содержании, в 1791 г. включен в штат 3-го класса, в 1848 г. в него переведен штат 2-го класса сгоревшего Богоявленского мон. в Костроме. С этого времени и до сентября 1866 г. в м-ре были настоятелями ректоры семинарии, а в 1866 г. настоятельство передано преосв. епископу, викарию Костромской епархии. В 1864 г. утварь, ризы, книги и капиталы, переданные из сгоревшего Богоявленского м-ря, отданы в Анастасиин-Богоявленский м-рь. Кроме чудотв. иконы Смол. Бож. Матери, в монастыре находится чудотв. образ св. Николая. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 287; V, 525 (Песочный Троицкий); Ратшин, 156; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 157; “Опис. монаст.”, 1817 г., 13; Крживоболоцкий, “Костром. губ.”, 461; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 295; “Костр. губ. ведом.”, 1851 г., 22 (грамота 1670 г. патриарха Иоасафа), 24 (выпись с отказных книг 1691 г.); “Извл. из Отч. Об. Пр.”, 1848 г., 10 (перевод штата Богоявл. м.); Архим. Иосиф, “Заметки о Костр. Богоявл. Анаст. м-ре”, 2, 33; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 874, 22; Горчаков, “Монаст. Приказ, прилож. докум.”, 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об окладн. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 г. смесь, 87 (Моров. поветр. 1775 г.); 1860 г., III, Отд. I, 147 (в 1744 г. имел 156 душ. крест); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 316 (в 1700 г. имел 16 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201, прилож., СХХХ, XVII (состояние м-ря в 1721 г.; игум. Иосиф); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1114 (межев. книга 1691 г. вотчинной земли м-ря в пустошах Любановой, Гумнищах, Хиневе, Кобыляне и Спехневе Вятцкого стана), 1116 (межев. книга 1691 г. вотчинн. земли м-ря в погосте Покрова Богород. и Николая Чудотв. на р. Лунке Осецкого стана), 1125 (межев. книга 1694 г. вотчин. земли в пустошах Корытове Нерехоцкой вол., Старкове и Семенкове Вожевальского стана, Калинине, Бараньей Горе и Русановой Вяцкого стана и Погосте Ивапчушского стана); II, книги дозорн., переписн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К прп. Киприану († 556 г.) однажды пришел издалека старец, по имени Феофан, чтобы научиться строжайшим подвигам иночества, и во время беседы с ним назвал себя единомышленником несториан. Прп. Кириак стал умолять его присоединиться к православной апостольской Церкви, так как это – единственный путь ко спасению. Но Феофан ответил: «все еретики также утверждают, что человек может спастись только в их вероисповедании. Что же после сего делать мне окаянному? все называют свое учение боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения». Тогда прп. Кириак стал молиться, чтобы Господь вразумил его. И вот на следующий день Феофан увидел пред собою благолепного, но грозного юношу, который привел его в смрадное место, в котором мучились еретики и сказал: «вот обиталище тех, которые нечестиво умствуют, и тех, кои следуют их учению». – Сказание глубоко вразумительное для блуждающих вне православной Церкви наших раскольников. В мучении Дады и Гаведдая (IV в.) сказано «се облак мал яко излия на главу ему (Гаведдаю) воду и масло. И глас из облака глаголя; се приял еси крещение, рабе Божий». Этот чудесный случай указывает, что крещение поливательное угодно Господу, – иначе Он не благоволил бы и чуда совершить в неугодном для Себя виде. Раскольники, приемлющие австрийское священство, не особенно давно заявили, что обрели мощи свв. мчч. Дады, Гаведдая и Каздои; но эти мощи, по тщательном исследовании, оказались черкесскими трупами. 30 . Сщмч. Григория, прп. Григория, иже на Пелшме реце, Вологод. чудотв.; свт. Михаила, первого митр. Киевского и всея России чудотв.; мчч. Рипсимии, Гаиании и дружины их (числом 37 девственниц). Октябрь 1 . Покров Пресв. Богородицы . Св. ап. Анании, единого от семидесяти; прп. Романа сладкопевца, прп. Саввы, Вишерского чудотв.; прпмч. Михаила, игумена обители Зовийская, мч. Домнина Селунского. Ныне празднуемое событие ясно показывает, почему общественная молитва в храме имеет великое значение: во время ее сама Матерь Божия «с лики святых за ны молится Богу» и просит Его избавить нас от напастей и бед. Здесь же находится ясное свидетельство той истины, как важно для спасения нашего ходатайство Божией Матери и святых, которых сектанты не хотят ни почитать, ни призывать в молитвах своих:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Сгорела ли эта церковь или обветшала, только через 9 лет после сего, 20 мая 1630 г. патриаршею грамотою, присланною на имя архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Рафаила, велено строить в Нижнем Новгороде новую деревянную церковь св. Николая чудотв. на посаде, близ гостиного двора, подле старого престола; а то место, где был старый престол, велено обрубить, засыпать землей, покрыть и крест поставить. Но и эта церковь существовала недолго. В 1656 г. Никольская церковь выстроена каменная близ гостиного двора. Строителями ее были, по сказанию летописца, гость Семен Задорин и дьяк Климент Патокин, вероятно, соликамские солепромышленники, привозившие соль в Нижний Новгород для продажи. Надо полагать, что и сия церковь сгорела если не в 1665, то в 1683 г. 26 августа, когда сгорел нижний посад с четырьмя церквами. В последний раз Никольская церковь сгорела 10 сентября 1778 г., но в следующем же году она явилась в том виде, в каком была за год тому назад. Возобновителем ее был нижегородский купец Яков Андреевич Стешев; 23 октября 1789 г. она была освящена преосв. Дамаскиным Рудневым. В настоящее время Никольская церковь перестраивается по новому плану. До перестройки же в Никольской церкви было три престола: в главном приделе холодном – во имя Боголюбской Божией Матери, в трапезной теплой церкви по правую сторону – во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, а по левую сторону – во имя св. Николая чудотв. По первоначальному построению церкви и по древнему ее названию Николаевскою престол в настоящей церкви долженствовал быть во имя св. Николая, но из актов церковных видно, что до последнего освящения настоящей церкви в 1789 г., главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда произошло это изменение, неизвестно. Также неизвестно и время, когда устроен придел св. Иоанна Милостивого, хотя и упоминается о нем с 1778 г. Придел во имя св. Николая чудотв. устроен в настоящем виде в 1803 г., а возобновлен и освящен в последний раз в 1824 г.

http://sobory.ru/article/?object=33162

26 . Прп. Алипия столпника; освящение церкви св. вкмч. Георгия, яже в Киеве у златых врат; прп. Иакова отшельника, свт. Иннокентия, первого еписк. Иркутского. Свт. Иннокентий Иркутский († 1731 г.) своими честными мощами убедительно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Церковь Христова, полная благодати Св. Духа. 27 . Вкмч. Иакова Персянина, прп. Палладия. Знамение Пресв. Богородицы, бывшее в Великом Новеграде; Свт. Иакова еписк., Ростов. чудотв., прп. Романа чудотв.; обретение мощей св. кн. Всеволода, во св. крещении Гавриила, Псков. чудотв. Св. Иаков Персянин († 421 г.) подвергнут был за исповедание христианской веры страшным мучениям. У него, по повелению Персидского царя Исдегерда, последовательно, один за другим, отрезали все члены тела, притом так, что каждый палец рук и ног отдельно. Не смотря на страшные мучения, св. Иаков немолчно прославлял Господа и, когда отрезали у него 4-й палец ноги, сказал: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, силою четвероконечнаго креста спасающаго мя». На чудотворной иконе Знамения Божией Матери, находящейся в Новгороде, Спаситель изображен с обращенною к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. 28 . Прпмч. Стефана Нового; мч. Иринарха и с ним 7 жен, мчч.: Василия, Стефана, двух Григориев, Иоанна и мн. др. 29 . Мч. Парамона и с ним 370 мчч.; прп. Акакия, иже в Лествице свидетельствованного; мч. Филумена, прп. Нектария Печерского. 30 . Св. ап. Андрея Первозванного; свт. Фрументия, архиеп. Индийского. Св. ап. Андрей Первозванный был распят на четвероконечном кресте, (на подобие буквы X), но, «пришел ко кресту, не поругался, яко ныне врази Христовы поругаются», а сказал: «благословен буде кресте, иже плотию Христовою освящен»; при этом «и инии велию честь и поклонение кресту сотвориша» (Кир. кн. л. 174 об. –175). Декабрь 1 . Прор. Наума, мч. Анании, свт. Филарета Милостивого. 2 . Прор. Аввакума, прп. Афанасия, затворника Печерского; прпп.: Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила; мц. Миронии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

А. Е. Викторов указывает еще слова Максима грека в числе других статей сборников: 1) 575, конца XVIIb., в 4-ку, ок. 350 лл. («извлечения из Максима грека »), принадлеж. Афанасию, архиеп. Холмогорскому, и 2) 575 (?), полууставом XVII в., в 4-ку, ок. 600 лл. («слова Максима грека»). Сказаний о Максиме греке не отмечено. См. Описи книгохранилищ северной России, Спб. 1890 г., стр. 48–49, 260 и 263. б) в библиотеке Антониева Сийского монастыря: 190) Ркп. 55 (на переплете 154 и 75 карандашом). Слова Максима грека , 1587 г., в 4-ку, на 371 листе. По оглавлению 57 глав, но на самом деле менее, главы 29–33 и 36–40 не были написаны совсем (о крестном знамении, аллилуии и пр.). На л. 119 об. начинается 28 глава: «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве. Повесть некую страшную начиная писанию предати»..., которая затем продолжается на лл. 120–124. (См. Сочинения Максима грека , по казанск. изданию, ч. III, стр. 178–183). На обороте 124 листа первые четыре строки составляют продолжение этой же повести, но далее вслед за ними, сплошь, как будто окончание этой повести, идет выдержка из «послания к некоему другу, в немже толкование некоих речений, неудобь разумеваемых в божеств. писании» (Сочинения Максима грека, ч. III, стр. 5–22). Именно 3–5 строки об. 124 листа так читаются: «Собраний кротостию многою и молчанием совершити сих Богови, ничтож отнюд дерзнуша на Спаса всех и Бога Христа, взыскающих и преизобилующих всякими благами духовными» (ср. Повесть: «собраний кротостию многою и молчанием совершати сих Богови, ничтоже отнюдь житейско глаголющих меж себе, ясти же коемуждо…» ч. III, стр. 183; Послание: «ничтоже отнюдь дерзнуша на Спаса всех и Бога Христа» и пр., ibid. стр. 15). Таким образом 28-я глава рукописи составлена из двух слов Максима грека; окончание ея (лл. 124 об. –131) есть 33-я глава по оглавлению. Пропуска листов здесь нет: по старинной сигнатуре с 120 начинается 16 тетрадь, а с 128 – 17-я. На лл. 131–134 идет 34-я глава, а с 134 – 35-я, «о рукописании греховнем» (по казанск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010