Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИЖНЕЛОМОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской митрополии), находится в дер. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Основан в 1648 г. указом царя Алексея Михайловича при источнике, на к-ром, по преданию, в 1643 г. состоялось обретение местночтимой Казанской иконы Божией Матери . Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Первоначально здесь была построена часовня, а в 1648 г. сооружена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, положившая начало монастырю. Обстоятельства обретения иконы и основания К. м. изложены в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 178 (Муз.). 3311; Романова. 2006). Согласно «Сказанию...», в 1643 г. икона была обнаружена горожанами на камне возле источника, находившегося на расстоянии 1 версты от г. Н. Ломов. Однако в монастырской летописи, которую цитирует первый историк обители, архим. Евпсихий (Горенко), сказано, что икону обнаружил казак А. Набоков. После обретения «новоявленную икону Пресвятыя Богородицы» собирался отнести в город воевода И. Косагов (Косягор), но внезапная болезнь его сына Григория заставила воеводу поступить иначе: по совету горожан он отправился на место явления и «возва града того иереи и диаконы и с клирики» и «пришедше на место то со кресты и начаша молебне свершать по чину» (Там же. С. 474). Весть об исцелении сына воеводы распространилась «в пределы и веси града сего», икона стала почитаться как чудотворная. Согласно «Сказанию...», царь Михаил Феодорович , узнав о «многих и великих чудесах», происходивших от святыни, повелел на месте ее обретения построить церковь и к ней «вдати книги и ризы и воск на свещи и церковное вино и монастырь мужеский устроить» (Там же. С. 475). Настоятели и братия Первым строителем К. м., по одной версии, был иером.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (39) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-12-13) Происхождение изображения: Загружено 2020-12-13, анонимно. Описание: Икона Казанская Нижнеломовская (Евпсихий. Историко-статистическое описание Нижне-Ломовского Казанского второклассного мужского монастыря/Соч. бывш. настоятеля оного монастыря архим. Евпсихия; Испр. и доп. настоящим настоятелем архим. Гедеоном в 1891 г. - Пенза : типо-лит. Ф.Ф. Памфилова, 1891. С. 18-23: Святыни Нижне-Ломовского монастыря. 1. Казанская икона Богоматери. Мера, живопись и украшение сего образа. В иконостасе Казанской церкви, по левую сторону царских дверей, где по обычаю православия стоит местный образ Богоматери, находится Чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, явившаяся, как выше сказано, Нижне-Ломовскому казаку Андрею Михайлову сыну Набокову в 1643 году на Летоп. монаст. Лист 1 на обороте и Истор. Иер. Т. V изд. 1813 г.] Икона сия живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше оного. Живопись иконы древняя, высоты она 4 1/2 верш., ширины 3 3/4 верш. Риза на ней золотая 56-й пробы, весом 35 золотников, устроена в 1856 году, доброхотными жертвователями гор. Нижнего Ломова. Корона на ней серебряная убранная бриллиантами, коих: крупных два, средних 2 и мелких 50, на челе, раме и перси Пресвятой Богородицы 3 звезды, в которых бриллиантов средних 3, мелких 27. Киот для сей чудотворной иконы устроен в 1859 году, серебряный 84-й пробы, с полукруглым верхом. Поля киота убраны серебряными позолоченными накладными арабесками, в коих крупных камней разного цвета 8, в 1-й кайме у иконы средних страз 120, во 2-й мелких страз более 200. Колонны в нем серебряные, с накладными серебряными же с позолотою арабесками, на каждой колонне по 90 разноцветных камней. На колоннах устроена полукруглая серебряная позолоченная арка убранная темно-сиреневого цвета стразами, коих 60. В средине арки над сиянием изображен Св.

http://pravicon.com/image-35189

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Богородицкий Казанский монастырь, 2 класса, в 2 верстах от города Нижнего-Ломова. Основан в 1648 году по повелению царя Михаила Федоровича на месте явления здесь в 1643 году Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 году, находится сама явленная икона, а также и чудотворная икона святого Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в монастырь из города Нижнего-Ломова. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Я, Матерь Божия, ныне с молитвою... Икона в поэзии и прозе Лермонтова 18.01.2008 752 Время на чтение 28 минут Михаила Юрьевича Лермонтова воспитывала, как известно, бабушка Е.А.Арсеньева, которая отличалась особым благочестием. Вместе с ней поэт с детства посещал храмы и монастыри. В романе «Вадим» Лермонтов описал Нижнеломовский Казанский Богородицкий монастырь Пензенской губернии. Он был основан в середине XVII века казаком Алексеем Набоковым, которому явилась икона Казанской Божией Матери. В монастыре хранились две чудотворные иконы - упомянутая Казанская и образ св. Иоанна Крестителя. В дореволюционном описании русских монастырей говорится, что эти две иконы привлекают в обитель множество богомольцев. Летом чудотворные иконы носили по городам и селам Пензенской губернии. В июле совершался крестный ход с ними из Нижнего Ломова в Казанский монастырь (Обители 1910: 384). В монастыре было четыре храма, управлял им архимандрит, келию которого также описывает Лермонтов (см.: Энциклопедия 1981: 342). С бабушкой и кузинами (Е.А. Сушковой и А.М. Врещагиной) Лермонтов посещал Троице-Сергиеву Лавру он видел Звенигородский монастырь, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь патриарха Никона (Воспоминания 1989: 88-91; Афанасьев 1991: 160-161) и немало других обителей не только в России, но и в Грузии. Во всех храмах и монастырях он, конечно, не раз стоял перед чудотворными иконами и иконостасами. В 1826 году Е.А.Арсеньева задумала снести старую деревянную церковь в честь святителя Николая, построить в Тарханах новую каменную и освятить ее во имя архангела Михаила, небесного покровителя покойного мужа и малолетнего внука, названного в свое время по ее настоянию Михаилом. Чтобы выхлопотать разрешение на постройку ей не раз приходилось ездить с внуком в Нижнеломовский монастырь. О том, какие иконы окружали Лермонтова в детстве, можно судить по поздним воспоминаниям П.К. Шугаева (1855-1917). Он пишет: «Тот образ Спаса Нерукотворенного, коим когда-то Елизавета Алексеевна была благословлена еще ее дедом, которому она ежедневно молилась о здравии Мишеньки, когда она узнала о его смерти, она приказала отнести в большую каменную церковь (Архангела Михаила. - В.Л.), произнеся при этом: " И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а Он все-таки его не спас " . В большой каменной церкви этот образ сохранился и поныне; ему, говорят, самое меньшее лет триста» (Воспоминания 1989: 63-64). Можно быть уверенным, что перед этим образом молилась не только бабушка, но и ее маленький внук. Возможно, в романе «Вадим» Лермонтов описывает именно эту икону Нерукотворного Спаса, художественно переместив его из бабушкиной образной в храм еще до того, как это случилось в действительности.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

В мероприятиях по случаю годовщины со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима участвуют: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Феодосийский и Керченский Платон; митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Царскосельский Маркелл; епископ Кронштадтский Назарий; епископ Единецкий и Бричанский Никодим; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Юрьевский Арсений; епископ Луховицкий Петр; епископ Петергофский Серафим; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; архимандрит Нестор (Жиляев), почетный настоятель Троицкого храма с. Назарьево Одинцовского района Московской области; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Василий Стойков, настоятель храма св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное Ленинградской области; протоиерей Геннадий Бартов, настоятель собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Никольского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма Святой Троицы «Кулич и Пасха» г. Санкт-Петербурга; протоиерей Геннадий Зверев, настоятель Вознесенского (Софийского) собора в Царском Селе; протоиерей Александр Ранне, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Софийского кафедрального собора Великого Новгорода; духовенство Санкт-Петербургской митрополии; преподаватели и учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии.

http://pravoslavie.ru/115542.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриарх Кирилл: «Не может быть никакой поспешности» На территории Сретенского монастыря состоялась конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия» 28.11.2017 818 Время на чтение 6 минут В мероприятии участвовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В президиуме конференции также присутствовали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, председатель церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом; епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского монастыря, председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом, сообщает Патриархия.ru. На конференцию прибыли: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Феодосийский и Керченский Платон; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий; митрополит Омский и Таврический Владимир; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви; члены церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом; представители Следственного комитета РФ, антропологи, судмедэксперты, криминалисты, историки, участвующие в следствии по делу об убийстве святых Царственных страстотерпцев. Прямая трансляция из конференц-зала Сретенской семинарии была организована при поддержке телеканала «Союз» на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, на сайте Православие.ru и телеканале «Спас».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/28/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Образцов Иван Яковлевич; 1-я пол. 1793 (по др. данным, 2-я пол. 1792), с. Титовское Весьегонского у. Тверского наместничества - 18.04.1880, нежинский Благовещенский мон-рь Черниговской губ.), еп. Кавказский и Черноморский. Род. в семье пономаря. После кончины отца воспитывался в семье деда-священника, о к-ром вспоминал с благодарностью. В 1803 г. поступил в Тверскую ДС, за скромность и прилежание получил фамилию Образцов. С 1814 г. учился в СПбДА, по окончании которой со степенью кандидата богословия (присуждена 18 июля 1817) 24 июля 1817 г. был назначен учителем греч. и евр. языков в Черниговскую ДС, 28 авг., непосредственно по прибытии в Чернигов, стал также секретарем семинарии. Иоанникий (Образцов), еп. Кавказский и Черноморский. Фотография. Ок. 1849 г. (РГИА) Иоанникий (Образцов), еп. Кавказский и Черноморский. Фотография. Ок. 1849 г. (РГИА) 28 авг. 1819 г. Образцов был пострижен в монашество, 29 авг. рукоположен во диакона, 30 авг.- во иерея, 4 дек. за «исправное прохождение должности и добродетельную жизнь» награжден набедренником. 21 дек. того же года назначен членом правления Черниговской ДС по учебной части, 13 июля 1820 г.- присутствующим в судебной палате Черниговской духовной дикастерии. С 16 авг. 1821 г. ректор и преподаватель богословских наук Минской ДС, с 16 февр. 1824 г. настоятель заштатного Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря Слуцкого у. Минской губ. По предписанию КДА от 16 июля 1824 г. переведен на должность ректора и преподавателя богословских наук Могилёвской ДС. С 1 сент. 1825 г. ректор Тобольской ДС, с 7 окт. настоятель тобольского Знаменского мон-ря, 13 окт. того же года возведен в сан архимандрита. С 4 янв. 1826 г. кафедральный цензор. С 16 янв. 1828 г. ректор Пермской ДС и профессор богословских наук. В янв. 1828 г. «за долговременное похвальное служение по училищной части» награжден орденом св. Анны 2-й степени. 13 июля 1829 г. назначен настоятелем нижнеломовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря Пензенской губ., 27 июля того же года - ректором Пензенской ДС. В 1830 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения в Казанском соборе, где 17 апр. 1830 г. при служении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) произнес «Слово в день рождения... наследника всероссийского престола... вел. кн. Александра Николаевича».

http://pravenc.ru/text/577984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ Иоанникий (Никифорович-Полонский), архиеп. Подольский. Фотография с портрета XIX в. из древлехранилища Подольского епархиального историко-статистического комитета (РГБ) Иоанникий (Никифорович-Полонский), архиеп. Подольский. Фотография с портрета XIX в. из древлехранилища Подольского епархиального историко-статистического комитета (РГБ) (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742, мест. Полонное, ныне город Хмельницкой обл., Украина - 7.02.1819, Каменец-Подольский), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье мельника Никифора Беркута в юго-вост. части Волыни, входившей в то время в состав Речи Посполитой. Родители Николая погибли ок. 1752 г., во время набега крымских татар, мальчик воспитывался в семье дяди. На деньги, унаследованные Николаем от отца, в кон. 50-х гг. XVIII в. был отправлен учиться в Киево-Могилянскую академию. В академии Николай принял монашеский постриг. По окончании полного курса наук был рукоположен во иерея и назначен преподавателем Смоленской ДС. В 1777 г. переведен в С.-Петербург, определен законоучителем в имп. Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В исторической лит-ре иногда упоминается, что в 1778 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем владимирского монастыря равноапостольных Константина и Елены. Однако, согласно П. М. Строеву , в 1777-1779 гг. настоятелем этой обители был архим. Дорофей (Возмуйлов; впосл. епископ Феодосийский). В мае 1779 г. по приглашению Тамбовского еп. Феодосия (Голосницкого) , ранее также обучавшегося в Киево-Могилянской академии, И. переехал в Тамбов, где стал 1-м ректором недавно основанной ДС. При организации учебного процесса в семинарии использовал опыт Киево-Могилянской академии. Ввел полный курс философских и богословских наук, пригласив в качестве преподавателей выпускников Киево-Могилянской академии. Первыми учениками стали уроженцы Тамбовской епархии, переведенные из Рязанской, Воронежской и др. семинарий. Одновременно И. являлся настоятелем нижнеломовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря , в стенах к-рого располагалась семинария, и членом Тамбовской духовной консистории. В 1779 г. освятил в мон-ре ц. Всех святых. Занимался строительством здания ДС в Тамбове, был обвинен в растрате, но оправдан во время следствия. В 1784 г. назначен настоятелем черниговского Троицко-Ильинского мон-ря, однако в связи с преобразованием обители в архиерейский дом так и не приступил к обязанностям и вскоре был возвращен на прежнее место службы. В янв. 1790 г. назначен настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря с определением первенствующим членом Нижегородской духовной консистории. С февр. 1794 г. И.- настоятель Донской иконы Божией Матери московского монастыря и член Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/577982.html

У пройшли пам " преподобного Серафима Саровського / Новини / Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава У пройшли пам " преподобного Серафима Саровського для друку 2 серпня 2013 р. 17:01 1 августа 2013 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, посвященные 110-летию со дня прославления преподобного Серафима Саровского. По традиции праздничная Божественная литургия была совершена на Соборной площади обители перед Преображенским собором. На праздничные богослужения в Дивеево прибыли постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий  и митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , правящие архиереи епархий Русской Православной Церкви митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава ,  митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий , митрополит Самарский и Сызранский Сергий , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий , епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий , епископ Покровский и Николаевский Пахомий , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим , епископ Нарвский и Причудский Лазарь , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Кинешемский и Палехский Иларион , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3142706...

Пензенская епархия Дата создания: 16/27 октября 1799 г. Описание: Входит в состав Пензенской митрополии Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в г. Пензе была образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 года из ее состава была выделена самостоятельная Саратовская епархия, и архиереи стали именоваться Пензенскими и Саранскими. В 1928 году из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 64 ) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Пензенской области: городской округ Пенза, ЗАТО Заречный, Бессоновский муниципальный район, Городищенский муниципальный район, Каменский муниципальный район, Мокшанский муниципальный район, Нижнеломовский муниципальный район, Пензенский муниципальный район, Шемышейский муниципальный район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года)

http://patriarchia.ru/db/text/31482.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010