Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233. Деревянная часовня у Калужских ворот (Житная, 18) была воздвигнута в 1627 г. рядом со слободой стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Красивая церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе» (где хранились запасы зерна) известна на этом месте с 1701 г. (первый каменный храм относится к 1694 г.). В 1876 г. церковь заново отстроили из белого мрамора в «византийском» стиле. Постройка приурочена к победе в русско-турецкой войне. В 1927 г. храм был закрыт. В 1933 г. колокольню и ограду разрушили. В обезглавленном храме разместился Горный музей, а позже - кинотеатр «Авангард». В 1930-х гг. частично снесли соседнюю старую застройку и палисадники в округе. В 1972 г., перед приездом в столицу президента США Ричарда Никсона власти быстро расчищали маршрут следования почетного гостя от «непрезентабельной» московской старины. Так погибла бывшая Казанская церковь, расположенная около предполагаемой трассы следования кортежа американского президента. Ее взорвали, несмотря на все протесты москвичей. Вместе с ней окончательно снесли и историческую малоэтажную застройку рядом с площадью. В 1977-1978 гг. на месте снесенного храма было построено здание для МВД СССР. В 1999-2000 гг. на месте снесенной церкви был сооружен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери, «памяти погибших защитников правопорядка» (арх. В. Шубина, А. Куринный; скульпт. А. Бичуков). На Житном дворе находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, здание ее до 1970-х годов находилось на Октябрьской площади. История церкви уходит в XVII век. Здесь была сначала построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 году и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 году к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е годы был построен каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как сюда перевели Житный двор, церковь стали называть Казанской, что на Житном дворе у Калужских ворот.

http://sobory.ru/article/?object=34814

Ни в «Словаре историческом о святых, прославленных в Российской церкви» (Спб. 1836), ни у Ключевского (Древне-русские жития святых, M., 1871), ни у Барсукова (Источники русской агиографии, Спб., 1882), ни у графа М. Толстого (Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии, Ярославль, 1887) о Тихоне Карашевском даже не упоминается. Комбинируя вышеприведенныя сведения, мы позволяем себе сделать следующий вывод: 1) В пределах Ярославской епархии существовал с XV столетия Карашевский Воскресенский мужской монастырь; 2) основателем его был инок Тихон, именуемый (или точнее – лишь nominandus, a еще не nominatus или dictus) Карашевским; 3) означенный основатель иноческой обители не был причтен русской церковью к лику святых – общецерковных или местночтимых. Тем не менее, появление изображения неканонизованного святого на иконе само по себе не представляется невероятным: история иконописи знает несколько таких случаев (см. у Голубинского, архим. Никодима, В. Лебедева). Затруднение является с другой стороны. Описанная свящ. Η. А. Скворцовым икона Казанской Божией Матери, несомненно, принадлежит к числу «обетных» икон с «приписью» святых, имена которых носили заказчики или их родители. В таком случае, маловероятно появление на иконе изображения Тихона Карашевского (или Ярославского) с титлом преподобного, особенно в эпоху Петра I, резко преследовавшего самочинные попытки прославления неканонизованных святых, тем или другим способом, без строгого расследования подлежащей церковной власти. Сомнение увеличивается еще одним сопоставлением: изображение преподобного Тихона, подвижника Ярославского, появляется на иконе, писанной калужанином и вложенной в Московскую церковь . Вспомним при этом, что на той же иконе имеется изображение юродивого Лаврентия Калужского, которому местное празднование установлено во второй половине XVI или первой половине XVII века (см. у Голубинского, стр. 153). «Не вернее ли будет предположить, – заключает автор, – что на иконе, писанной в 1703 году калужанином Романом Родивоновым сыном, первоначально было помещено изображение преподобного Тихона Калужского, прежде называвшегося Медынским, местное празднование которому было установлено, «как будто не позднее времени Грозного» (см. у Голубинского, стр. 151). Перемена эпитета преп. Тихона «Калужского» или «Медынского» на «Ярославецкого» могла быть делом реставратора иконописца, не обладавшего достаточными познаниями в агиологии».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/  Ред. 2011 Село Борисоглеб с Казанской церковью и храмы закрытого города Радужный и села Буланово выделены Владимирской епархией в специальное благочиние: VI-e Радужное благочиние. Местность, столь необычная для наших равнинных краев, носит название странное – Баглача, что означает выстланная бревнами дорога по болоту. Первое письменное упоминание о Баглачевской волости относится к 1504 году. О существовании на местном погосте церкви Св. князей Бориса и Глеба сообщают лишь патриаршии окладные книги 1628 года. В 18 веке была построена новая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Бориса и Глеба. Старожилы, заставшие время расцвета храма, рассказывают о необыкновенной красоте и богатстве храма. В храме особо почиталась чудотворная икона Божией Матери Казанской. Храм закрыли перед войной. В те годы он был полностью разрушен, отсутствовали даже своды в трапезной, а на колокольне росли деревья. Никаких хозяйственных построек не было. Все средства, поступающие от благодетелей, уходили на восстановление храма. В храме не было постоянного священника. Батюшка Власий благословил меня на служение Господу и людям, и в 1997 году я стал настоятелем этого храма по благословению своего духовника. Приход наш – сельский, небогатый. Местных деревенских жителей мало. Прихожане в основном из г. Радужного. Наш храм находится в одном километре от города. Но дороги к храму нет, есть только тропинка, она идет болотом и опушкой леса, где весной и осенью топко. Зимой тропинка занесена снегом. Дорогу сделать нельзя, т.к. территория храма находится за пределами границы ЗАТО г.Радужный (Закрытое Административно-территориальное Образование). В храм могут дойти только физически здоровые люди, или доехать на личном транспорте через КПП (в объезд 16 км). Коротко о себе. Родился я в п. Кубинка Московской области в семье кадрового военного. Окончил высшее военное училище, служил в Кантемировской дивизии. После увольнения из армии судьба свела меня со схиархимандритом Власием в Пафнутий-Боровском монастыре Калужской области. В 1994 году я стал его духовным чадом. В 1996 году отец Власий благословил меня отвезти литературу в храм, где староста и казначей также его духовные чада. Так в 1996 году я впервые попал в храм с. Борисоглеб во Владимирской области.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Храм был передан Калужской епархии 28 июля 1992 г. 30 августа 1992 г. в храме была совершена первая Божественная Литургия. Были приобретены колокола, построена звонница, проведено отопление в Покровский придел. С января 1995 г. в газете «Юхновские вести» стало выходить приложение к Юхновским вестям «Светильник». При храме действует воскресная школа. На приходе почитаются иконы: Божией Матери «Казанская»; святителя Николая Чудотворца и исповедника Георгия (Лаврова, †21 июня/4 июля) с частицей мощей. Престольные праздники приход отмечает: 22 октября/4 ноября , 8/21 июля –– празднование Казанской иконе Божией Матери; 6 декабря/19 декабря, 9 мая/22 мая –– дни памяти святителя Николая; 1/14 октября –– Покров Пресвятой Богородицы. Источник: Впервые собор упоминается в указе Павла 1 от 8 января 1797 года. Начал строительство нового церковного здания в центре города протоиерей Илия Войташевский, служивший в Юхнове с 1794 года. Затем строительство было перепоручено купцу Рябову и в 1804 было завершено. Главный престол был освящен в 1815 году. По окончании строительства церковным старостой был избран купец Ольховский. Каменная соборная пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была устроена с двумя приделами: южный в честь Покрова Божией Матери, северный в честь святителя Николая. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно, впоследствии, к 100-летнему юбилею храма они были соединены каменным притвором. Тогда же на колокольне были устроены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства Симеон Яковлевич Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в серебряном,вызолоченном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению 1812 года. Эта икона была поставлена за правым клиросом под нею привешено древко с штандарта с вышитою золотом надписью: “Сей трофей дан за ваграмское сражение Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 г. января 19 дня полковником, дворянским предводителем и кавалером Семеном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам его императорского величества, чрез г-на сенатора Каверина; а древко оного в Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня”.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Один из наиболее интересных списков К. К. и. (55x39,7 см) сделан в 1703 г. калужским иконописцем Романом Родионовым (ГИМ); 2-строчная надпись о создании иконы расположена на нижнем поле (Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5). На боковых полях - изображения арх. Рафаила, прор. Анны, прп. Тихона и блж. юродивого Лаврентия Калужских. Образ находился в Никольском приделе храма Нерукотворного образа Спаса на Божедомке в Москве (ныне ул. Дурова), построенном в 1696 г. царицей Марфой Матвеевной в память об упокоении царя Феодора Алексеевича (разрушен в 1934) (Скворцов Н. А., свящ. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке в Пречистенском сороке, более известная по приделу св. великомученицы Параскевы-Пятницы. М., 1904. С. 3. Табл. I - икона в окладе). Список К. К. и. 1-й трети XVIII в. с 8 клеймами из Повести митр. Ермогена создан, видимо, в Калуге (Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию Музея им. Андрея Рублева/Авт. вступ. ст. и ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2007. Кат. 52. С. 178. Ил. на с. 68). По сторонам средника - святители Гурий и Варсонофий Казанские в рост, вверху и внизу - клейма из истории явленного в 1579 г. образа Божией Матери в Казани. Под изображением К. К. и. на рамке средника надпись: «Истин(н)ое Изображение Подобиемъ I [ме]рою Ссамого Чюдотворнаго б[раза] Каза(н)ски Пре(с)ты Б(д)цы Что Вколги Смирн[ых]». В храмах Калуги бытовали списки К. К. и. с подобными надписями внизу. Об особом почитании Казанского образа в Калуге говорит основание здесь в 1-й пол. XVII в. Казанского девичьего мон-ря недалеко от Преображенской ц. Из монастырской описи 1857 г. известно, что храмовая Казанская икона, стоявшая слева от царских врат и украшенная серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, имела клейма с изображениями чудес (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2652. Л. 5). Значение К. К. и. как символа города выразилось в том, что она вместе с иконой Спасителя помещалась на величественных триумфальных Московских воротах города (Малинин. 2004. С. 71). Перед иконами на воротах теплились лампады, масло для к-рых было ежедневным пожертвованием калужан.

http://pravicon.com/info-4087

В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией МатериКалужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

На датируемом 30-50-ми гг. XVIII в. местночтимом чудотворном образе из Казанского собора г. Людиново (празд. 9 февр.) Богомладенец локотком правой руки опирается на плечо Богородицы, Которая поддерживает Его ступни, свиток в левой руке отсутствует. На плате Богоматери, покрывающем Ее правое плечо,- звезда. Предположительно образ был написан по заказу заводчика Н. Н. Демидова или членов его семьи для строящегося на Людиновском заводе храма во имя пророков Илии и Елисея (освящен в 1750). Сначала икона находилась в деревянном храме, позже - в каменном Казанском соборе, построенном рядом в 1802-1820 гг. В нем образ пребывал до 1930 г. 14 февр. храм был закрыт, ценная церковная утварь изъята и по описи передана в Госбанк, часть икон уничтожена, уникальный хрустальный иконостас разорен. Среди икон, к-рые верующим удалось спасти, оказалась икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»: П. С. Финаева скрыла ее на чердаке своего дома (ул. Первомайская, д. 30); в 1987 г. дом перешел во владение родственников О. В. Черноусова. Последнему передали икону, после смерти Черноусова в 1993 г. его мать пожертвовала образ в Сергиевский храм в Людинове. 9 февр. 2000 г. икона с крестным ходом была возвращена в открывшийся в Людинове Казанский храм, настоятелем к-рого назначен свящ. Алексий Жиганов, знавший о желании своего друга (Черноусова) передать икону в эту церковь, когда там возобновятся богослужения. С 2000 г. в Казанском храме ведется летопись чудесных событий и исцелений, связанных с этим образом. Перед иконой читается особый акафист, составленный на основе арзамасского,- первые буквы его кондаков и икосов составляют акростих с названием иконы. Е. Г. Донской, произведший в 2008 г. реставрацию иконы, приписывает ее исполнение одному из царских иконописцев, выселенных во множестве при имп. Петре I из Москвы «за ненадобностью» и осевших на землях, позднее отнесенных к Калужской губ. На образе нач. XIX в. из Богоявленского собора арзамасского во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря Младенец касается головкой щеки Матери, а правой ручкой Ее шеи, локотком опираясь на плечо Богородицы, прикрывающей Его ступни. Гиматий Божией Матери без застежки, на правом плече - звезда.

http://pravenc.ru/text/293830.html

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять. И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году. В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

http://pravoslavie.ru/2309.html

Привлекательны по мыслям, находкам и повествованию её другие очерки: " Риза преподобного Пафнутия " , " Воззри в Летописец сей " , " Выдающийся русский историк и археограф " (об архимандрите Леониде (Кавелине), " Дорогой сердцу уголок России " (о неожиданном восстановлении храма Георгия Победоносца в селе Отякове Боровского района Калужской области. " Братья и сестры! - взывает автор. - Помогите храму святого великомученика Георгия Победоносца! " . Нова и душевна беседа Ирины Есинской с реставратором Ярославом Рылло. Беседа эта названа словами признания собеседника: " Сильнее, чем фрески Пафнутьева монастыря, у меня в жизни не было ничего " . А ведь реставратор до этого участвовал в работах по восстановлению фресок и росписей Тихвинской иконы в Троице-Сергиевой Лавре, Иоанно-Предтеченском соборе Екатеринбурга, храме Преподобного Серафима в Сарове, соборе Казанской иконы Божией Матери в Дивеево, Сергиево-Казанском соборе Курска, древнем Успенском соборе города Дмитрова, реставрации фресок храма Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре Москвы; Ярославу Рылло удалось спасти плафонную живопись 18 века в Свято-Екатерининском монастыре подмосковного города Видное. Удивительно чисты очерки Ирины Есинской: " Человек - икона Божия " , " Людогощенский крест " , " Десять дней на святой земле Сербии " и " Как Никита часовню строил " (о селе Агрофенине, о храме и часовне, посвящённым Успению Пресвятой Богородицы). Автор Ника Веденёва представлена на страницах альманаха рассказами " Искусство древнее шитья " и " Когда не плачут ангелы " . В первом рассказе она углубляется в историю искусства церковного шитья: " ...Сама Пресвятая Дева была причастна к этому искусству и пряла пурпур и багрянец для обновленной завесы храма Соломона. Благовестие Деве Марии было принесено Ей Архангелом Гавриилом в то время, когда Она пряла пурпур, что и отражено в иконных изображениях святого Благовещения " . А во втором - автор замечает неповторимые " свои истории " у каждого отдельного православного храма, хотя все они и объединены общей российской историей.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/10/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010